Содержание
- Каноническая территория Русской Православной Церкви
- 14 редких архивных фотографий Патриарха Кирилла
- Правила жизни Патриарха Кирилла
- Семья, геологическая экспедиция и митрополит Никодим, — Патриарх Кирилл ответил на вопрос журналиста «Фомы» о том, какие люди сформировали его как человека, мыслителя, пастыря.
- Путешествия и воспоминания Патриарха Кирилла
- Каноническая территория Русской Православной Церкви
- Мой Патриарх. Воспоминания и впечатления о личном общении со Святейшим Патриархом
- К юбилею патриарха Кирилла «Фома» издал спецвыпуск о служении Святейшего
- Украина – каноническая территория Русской Церкви
- Формирование канонической территории РПЦ
- Украина — каноническая территория Русской Православной Церкви
- 1. Киев породил Русскую Православную Церковь и принадлежит ей по сей день
- 2. Вселенский Патриархат вступает в связь с приносящими разделение раскольническими силами
- 3. Целенаправленное искаженное толкование и сокрытие документов. Готовится соответствующее исследование
- 4. Матерью Церковью для Украины теперь является Москва. Константинополь был ею в прошлом
- 5. Украина — дурной прецедент для притязаний на автокефалию со стороны Республики Македонии. Сербская Православная Церковь обеспокоена
- 6. Автокефалия в Украине нанесет ущерб Константинополю. Греция и Америка получат от этого выгоду
- 7. Константинополь провоцирует разделения и расколы. Им следует исправить свой курс
Каноническая территория Русской Православной Церкви
Многие люди считают, что слова «всея Руси» в титуле Предстоятеля относятся лишь к территории России. Но это не так. Русская Православная Церковь — не значит Церковь только Российской Федерации. Ее каноническая территория включает в себя целых 16 стран: Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Киргизию, Латвию, Литву, Монголию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстонию, Японию и кроме того — всех верующих, проживающих в других странах и добровольно входящих в юрисдикцию Русской Церкви, приходы которой расположены по всему миру.
Столь широкая география дает понять, какая большая ответственность лежит на Предстоятеле Церкви — ответственность за устройство церковной жизни, за проведение миссии, за духовную жизнь каждого верующего человека, как бы далеко он ни находился от столицы России.
Государства, территории которых входят в состав канонической территории Русской Православной Церкви:
14 редких архивных фотографий Патриарха Кирилла
Правила жизни Патриарха Кирилла
Семья, геологическая экспедиция и митрополит Никодим, — Патриарх Кирилл ответил на вопрос журналиста «Фомы» о том, какие люди сформировали его как человека, мыслителя, пастыря.
Путешествия и воспоминания Патриарха Кирилла
Каноническая территория Русской Православной Церкви
Мой Патриарх. Воспоминания и впечатления о личном общении со Святейшим Патриархом
К юбилею патриарха Кирилла «Фома» издал спецвыпуск о служении Святейшего
Украина – каноническая территория Русской Церкви
Протопресвитер Феодор ЗисисПеревел с греческого Афанасий Зоитакис
Киев стоял у истоков Русской Церкви и до сих пор составляет ее часть
В эпицентре церковных процессов, противоречий, противостояний, а также геополитических претензий уже давно находится вопрос об автокефальном статусе Украинской Церкви, которая не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на протяжении веков, но и является началом церковной истории русского народа, купелью, породившей Русскую Церковь в день крещения русского князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году.
Празднования 1000-летия русского христианства в 1988 году, которые прошли по инициативе Русской Церкви с эпицентром торжеств в Киеве, были признаны всей полнотой Церкви и всем научным сообществом. Это стало доказательством всеобщего признания того, что Украина является частью русского Православия. Разве тогда Константинополь заявил о своих претензиях на церковную юрисдикцию над Киевом? В подобном случае разве не логично было бы требовать, чтобы Патриарх Московский и другие Предстоятели Поместных Церквей получали у Константинополя разрешение на посещение праздничных торжеств в Киеве?
Любая церковная энциклопедия, равно как и Диптихи Поместных Церквей, свидетельствуют, что Украина является канонической территорией Русской Церкви. Разве кем-то признано и где-то записано, что Украина принадлежит Вселенскому Патриархату?
В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год, который я без труда отыскал в своей библиотеке, во втором томе («Церковное управление») в разделе «Другие Поместные Церкви» первой указана Русская Церковь, а среди ее митрополитов первое место принадлежит предшественнику нынешнего каноничного Митрополита Киевского Онуфрия – Владимиру, «Митрополиту Киевскому и всея Украины, постоянному члену Священного Синода» Русской Церкви.
К Русской Церкви относятся и все остальные митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева и Одессы, знаменитые Печерская и Почаевская Лавры, множество других учреждений и святынь. Такая же ситуация наблюдается и в Диптихах Элладской Церкви 2018 года: все украинские епархии отнесены к юрисдикции Русской Православной Церкви.
Вселенский Патриархат идет нога в ногу с разделяющими и раскалывающими Православие силами
Итак, на основе официально установленного и признанного церковного порядка, который может быть подтвержден и множеством других документов, Украина в церковном отношении с самого начала своей христианской истории неразрывная и неотъемлемая часть Церкви России.
На короткий временной отрезок из-за аномальной исторической обстановки и внешнего давления Церковь Украины опять оказалась под юрисдикцией Константинополя, как это было и в период ее становления, когда вся Русь вместе с Киевом подчинялась Константинополю.
И когда исчезло это внешнее давление и насилие от тогдашнего папского Запада, действовавшего через Польшу, Литву и других крестоносцев и униатов, Украинская Церковь вернулась туда, куда она всегда входила, – в Русскую Церковь.
Жаль, что сегодня Константинопольский Патриархат солидаризируется с теми же самыми западными силами, которые тогда разделили Русскую Церковь и спровоцировали гонение на православных, захват и попрание святых мест. То же самое теперь готовятся сделать и украинские националисты, покровительствуемые униатом президентом Порошенко и филопапистами украинскими раскольниками.
Сознательная неправильная трактовка и сокрытие документов.
Готовится специальное исследование.
Мы готовим статью со всеми историческими доказательствами о безусловной принадлежности Украины к юрисдикции Русской Церкви. В этом состоит наш долг как ученых, потому что я, пишущий эти строки, и моя супруга Кристина Булаки-Зисис (ныне монахиня Нектария, а в прошлом доцент Богословского университета в Салониках) много лет изучали историю Русской Церкви и ее отношения с Церковью Константинополя. Поэтому сейчас мы скорбим и сожалеем, что историческая правда фальсифицируется.
К сожалению, Константинополь, чтобы оправдать антиканоничное вторжение на Украину, ссылается на два документа, которые якобы доказывают, что Украина никогда не была окончательно передана в юрисдикцию Русской Церкви, а синодальный акт 1686 года якобы подтверждает, что Украина осталась под Вселенским Патриархатом и что уступка носила временный характер.
Это преднамеренное неверное истолкование и искажение документов, предпринятое якобы для предоставления общественности «научной» информации, на деле может создать впечатление, что Константинополь ссылается на сильные и непоколебимые аргументы, только у тех, кто не обладает достаточными знаниями.
В скором времени мы опубликуем научную статью и представим общественности некоторые другие документы, которые скрывает Константинополь, а также укажем на неправильное толкование приводимых Фанаром двух документов.
Сейчас же сошлемся на мнение известнейшего профессора истории и канонического права Власия Фидаса, который в ряде монографий и статей признает, что синодальным актом 1686 года Вселенский патриарх подчинил Украину юрисдикции Московского Патриархата.
Процитируем профессора Фидаса: «В 1686 году был подписан русско-польский мирный договор, Малороссия отошла к Москве. Луцк, Львов, Перемышль и Могилев обрели религиозную свободу… Наконец, Патриарх Дионисий подчинил Киевскую Митрополию юрисдикции Московского Патриархата (1687)». И мы в исследовании «Вселенский Патриархат и Церковь России» писали, что «после победы русских над Польшей в 1654 году и интеграции Украины в Россию Киев снова оказался вместе с Москвой, и этот союз был одобрен Вселенским Патриархатом» (1686).
Церковью-матерью для Украины сейчас является Москва. Константинополь был ею в прошлом
Неправда и то, что Вселенский Патриархат является матерью для Церкви Украины и, таким образом, как материнская Церковь имеет право предоставлять ей автокефалию, как предоставил самоглавие Русской, Элладской, Румынской, Сербской, Болгарской и Албанской Церквям.
Он обладал таким правом до тех пор, пока дочерняя Церковь не приобрела автокефалию, после этого она становилась не дочерью, а Церковью-сестрой, во всех отношениях равноправной, вследствие чего вмешательство в ее внутренние дела является тяжелым каноническим преступлением и представляет собой вторжение в чужую церковную юрисдикцию.
Русская Церковь в целом, вместе с территориями современной Украины в частности, была дочерней для Константинополя до провозглашения своей автокефалии в 1448 году, которая была признана со стороны Константинополя и Восточных Патриархатов в 1593 году.
Временным было разделение единой и неделимой Русской Церкви, в результате которого Киев на некоторое время стал независимой митрополией. Стоит отметить, что это было вызвано действиями Константинопольского патриарха униата Григория Маммы, сторонника Ферраро-Флорентийского псевдособора, который рукоположил митрополитом Киевским униата болгарина Григория и тем самым заложил основы экспансии Унии на Украине. Это продолжалось до 1686 года, когда Украина воссоединилась с Русской Церковью и с тех пор остается неотъемлемой частью автокефальной Русской Церкви. Таким образом, как когда-то Григорий Мамма, патриарх Варфоломей своими действиями продвигает Унию. <…>
Получается, что теперь Константинополь может самовольно вторгаться на канонические территории Автокефальных Церквей под предлогом того, что они когда-то входили в его юрисдикцию?
Даже если мы проигнорируем тот факт, что Киев и Украина с самого начала являлись неотъемлемой частью Русской Церкви, разве недостаточно более чем трех столетий (с 1686 года по сегодняшний день), когда Украина канонически подчинена Русской Церкви, чтобы безусловно предотвратить любое вмешательство на ее каноническую территорию?
Предоставление автокефалии Украине принесет вред Константинополю. Греция и США могут извлечь выгоду
Вторжение Константинополя на Украину открывает ящик Пандоры и может принести непредвиденные плохие последствия для самого Константинополя.
Украина как независимое государство претендует на обладание независимой автокефальной церковной организацией; с исторической и канонической точек зрения, православные верующие Украины могли бы выдвинуть соответствующий запрос, если бы это происходило каноничным образом и при одобрении других Церквей.
Если руководствоваться принципом предоставления автокефалии территориям, получившим политическую независимость, в Элладскую Церковь должны войти епархии, которые продолжают находиться в юрисдикции Константинополя, но де-факто вошли в состав Греции в 1912 году: полуавтономная Церковь Крита, Додеканезские епархии и Святая Гора Афон…
США также независимое и единое государство, однако разговоры об автокефалии Американской Церкви вызывают гнев и угрозы со стороны Константинополя. Теперь путь к негативным для Фанара последствиям открыт самим Константинополем вследствие украинской автокефалии.
Константинополь провоцирует разделения и расколы. Пришло время одуматься
Протопресвитер Феодор Зисис Протопресвитер Феодор Зисис
Хуже всего то, что Константинополь, признанная всеми координирующая роль которого должна была быть направлена на обеспечение единства Православия, сам провоцирует разногласия и расколы и этим сам подрывает и уничтожает возложенную на него роль, фактически сам пилит высокий сук, на котором сидит, то есть высокое положение, на которое его возвели Священные каноны и церковное Предание.
Константинополь разделил Церковь псевдособором на Крите, в котором не приняли участия четыре Поместных Церкви, а их паства составляет более половины православных верующих, и который отказались признать члены участвовавших в нем Церквей: клирики и миряне прекращают поминовение своим правящим иерархам.
Константинополь опять разделяет Церковь своим антиканоничным вторжением на Украину, отвергая единодушное согласие, достигнутое в ходе предсоборных обсуждений по этому вопросу. Согласно этим договоренностям, желающая обрести автокефалию Церковь подает свою просьбу Церкви-матери и, если не встретит возражения, адресуется к Вселенскому Патриархату, который берет на себя обеспечение общеправославного согласия. Как только оно будет достигнуто, готовится Томос о предоставлении автокефалии.
В настоящий момент не существует просьбы об автокефалии от Православной Церкви Украины. Русская Церковь – Церковь-мать – тоже не согласна с предоставлением автокефалии.
Попытка Константинополя позиционировать себя как «материнская Церковь» не убедительна, так как с 1686 года, когда Украина вновь вошла в состав Русской Церкви, прошло более трех столетий, в течение которых все Поместные Церкви признавали, что Украина – часть канонической территории Русской Церкви.
Сам Константинополь до недавнего времени признавал митрополита Онуфрия каноничным митрополитом Русской Церкви и на предсоборных совещаниях заверял, что никогда не будет поднимать вопрос об Украинской автокефалии.
Но даже если мы примем и узаконим хищение имени «материнская Церковь», которую предпринимает Константинополь, неверно истолковывая исторические документы, Фанар все равно предстает в неприглядном виде, потому что ему не поступал соответствующий запрос от каноничной Православной Церкви Украины во главе с митрополитом Онуфрием. Раскольники и униаты не являются частью Церкви и не имеют никакого канонического статуса и никаких прав до своего покаяния и возращения в каноничную Церковь.
Также не достигнуто согласие большинства Поместных Православных Церквей, ибо лишь несколько грекоязычных Церквей, руководствуясь этнофилетическими критериями, возможно, согласятся с Константинополем, но сделают это молча, потому что не осмелятся открыто идти против исторической правды.
Вселенский Патриархат впервые в последние годы предстает настолько ослабленным и изолированным в церковном отношении.
Я много лет совершаю иерейское служение, в прошлом был помощником и советником Константинопольской Церкви, и теперь сожалею о том, как развиваются события, хотя в прошлом за несогласие с опасными инициативами Константинополя я уже пережил гонения.
Теперешние советники Константинополя должны были остановить его путь к разделению, расколам и изоляции.
Протопресвитер Феодор Зисис
Перевел с греческого Афанасий Зоитакис
Формирование канонической территории РПЦ
Каноническая территория Русской православной церкви, будучи самой обширной среди консолидированных канонических территорий поместных православных церквей, отличается крайней нестабильностью и по своему составу, и по своей структуре. На протяжении тысячелетней истории русского православия эта территория подвергалась многочисленным изменениям, очередной этап которых пришелся на последнее десятилетие. Поэтому вопросы территориальной целостности были и остаются для РПЦ актуальными, тем более что «тренд на расширение» канонической территории Русской церкви, наблюдавшийся в течениеXVII—XIX веков, в ХХ веке сменился «трендом на сжатие».
В истории формирования канонической территории РПЦ могут быть выделены три больших периода, каждый из которых характеризуется своеобразными условиями канонического и политического существования Русской церкви. В первый период (988—1449) Русская церковь существует в качестве Русской митрополии — северной периферии канонической территории Константинопольского Вселенского патриархата. Кафедра русского митрополита даже после переноса его резиденции в Москву официально именуется Киевской, поэтому период может быть назван Киевским. Во второй период (1449—1917) Русская церковь является самостоятельной и самоуправляющейся поместной Церковью, тесно связанной с Русским государством, оказывающим Церкви помощь и пользующимся ее поддержкой. В третий период (с 1917 года и по настоящее время) РПЦ становится одной из конфессий в светском государстве, к тому же — на протяжении большей части этого периода — преследуемой или ограничиваемой. Очевидно, что каждый из периодов характеризуется своими тенденциями и особенностями, однако между ними прослеживается глубокая историческая преемственность.
Киевский период (988—1449)
В этот период Русская церковь входит составной частью в каноническое пространство Константинопольского патриархата, являясь одним из митрополичьих округов— церковной областью из нескольких епархий во главе с митрополитом Киевским. За богослужением в Русской церкви обязательно поминался Константинопольский патриарх и византийский император, который также считался имеющим над Русской церковью определенную власть. Ввиду позднего своего учреждения Русская митрополия занимала в диптихах (списках для литургического поминовения) низкое 61-е место.
Власть византийских патриархов проявлялась только в наиболее важных делах— таких, как назначение митрополита (на первом этапе этого периода, длившемся до середины XIII века, митрополит назначался исключительно из греков), учреждение новых кафедр, принятие жалоб на патриархов и т. п. Важнейшие вопросы внутренней жизни Русской церкви решались митрополитом с собором епископов. Иноземное происхождение как самого митрополита, так и его власти давало предстоятелям Русской церкви некоторую независимость от княжеской власти, поэтому попытки некоторых князей возводить без согласия Константинополя на митрополичий престол русских не увенчались успехом, не имея поддержки среди самого русского духовенства.
Русские митрополиты крайне неодобрительно относились к «учащению епископий», то есть учреждению новых архиерейских кафедр. Этот факт в сочетании с длительным существованием в качестве единой митрополии наложил свой отпечаток на всю дальнейшую структуру Русской церкви — епархии в России всегда будут иметь огромные размеры, сравнимые с размерами греческих митрополичьих округов. Русская церковь в целом навсегда сохранит сверхцентрализованную структуру, неоднократно предпринимавшиеся попытки учредить в ней митрополичьи округа ни к чему не приводили (последний раз подобная идея была выдвинута в 2000 году в качестве церковного ответа на учреждение президентских «полпредств»). И по сей день возглавляемая патриархом РПЦ представляет собой в каноническом отношении единый митрополичий округ, в котором епископы непосредственно подчинены патриарху (исключение составляют полуавтономные экзархаты на территории Украины и Белоруссии).
На первом этапе Киевского периода распространение православия, а стало быть, и канонической территории РПЦ, ведется в основном в границах державы Рюриковичей — это «внутреннее миссионерство». Только на севере Руси одновременно с русской колонизацией происходит крещение финно-угорских племен— ижора, корела, чудь, водь, вотяки, черемисы, меря. Аналогичное колонизационное и миссионерское движение в Прибалтике было прервано появлением на ее территории немецких рыцарей-крестоносцев,основавших в1200году цитадель Ригу и начавших распространение католичества. Другим регионом столкновения «канонических пространств» Русской церкви и Рима стала Юго-Западная Русь. Уже к XII веку относятся первые свидетельства о гонении на православных в Галиции, временно захваченной Венгрией.
В XIII веке начинается новый этап Киевского периода. В 1204 году в ходе Четвертого крестового похода попадает под католическую власть Константинополь, и влияние патриархата резко ослабевает. В 1237—1240 годах в результате татаро-монгольского вторжения разрушается прежняя структура русского государства, распадается единое политическое пространство Руси. Ослабление власти Константинополя приводит к тому, что патриархам при проведении кадровой политики приходится больше считаться с мнениями русских князей, казна которых к тому же становится одним из финансовых источников патриархии. В это время устанавливается практика попеременного назначения митрополитов из русских и из греков. При этом политика патриархов становится достаточно противоречивой, поскольку они не в состоянии исполнить пожелания всех политических сил на «посткиевском» пространстве.
Еще более драматичные последствия имеет разрушение Киева монголами— митрополитам приходится искать новый кафедральный город. Митрополит Кирилл II (1247—1280) проводит время своего правления в разъездах между южнорусским центром Галичем и северорусским — Владимиром, не решаясь остановить свой выбор ни на одном из них. Митрополит Максим (1283—1305) окончательно переносит свою кафедру во Владимир, что немедленно вызывает протест галицких князей, ненадолго добившихся создания отдельной Галицкоймитрополии.Митрополит Петр(1308—1326) совершает канонический выбор, имевший долгосрочные геополитические последствия: в споре двух центров Северо-Восточной Руси — Москвы и Твери — за власть он однозначно становится на сторону Москвы, окончательно перенеся кафедру в Москву (хотя до середины XV века она продолжает именоваться Киевской). Линии митрополита Петра придерживаются его преемники — грек Феогност икоренной москвич Алексий (1354—1378).
Замыкание митрополии на Москву вызывает возмущение на юге и западе Руси — сперва в Галиче, подпавшем под власть Польши, затем в Литве, покорившей западнорусские земли, — и начинается «мятеж во святительстве». Московских митрополитов обвиняют в том, что они совсем не заботятся о своей пастве за пределами Владимирской Руси, правители южных и западных земель стремятся получить в своих государствах особую митрополию. Константинополь неоднократно соглашается на эти требования, однако, лавируя, старается сохранить единство канонической территории Русской церкви.
На этом этапе истории Русской церкви ее миссионерская активность значительно усиливается. В 1261 году учреждается Сарайская епархия, в столице Золотой Орды, и уже в 1276 году появляются сведения о желающих креститься татарах. На северных рубежах Русская церковь продолжает в этот период миссионерское движение в среду финно-угорских народов. В 1329 году основан Валаамский монастырь, ставший центром христианизации карелов. Во второй половине XIV столетия разворачивается деятельность св. Стефана Пермского на землях, населенных коми-зырянами. Это был первый в истории Русской церкви опыт крещения язычников при сохранении их культуры. Св. Стефан создал для зырян алфавит и перевел на их язык богослужение.
Постоянный вероисповедный конфликт с католичеством разворачивается на западных канонических границах Русской церкви — в Прибалтике, Галиции, Литве. С 1340 года Галиция становится польской провинцией, и начинаются государственные преследования православных. Католики уже к 1376 году учреждают там свою архиепископию, а с1381 года на юго-западных русских землях начинает действовать инквизиция. В1386 году князь Ягелло, женившийся на польской принцессе Ядвиге, принял католичество, что привело к ослаблению позиций православия, тогда как католичество стало господствующей религией в Литве. В Вильне и Киеве учреждаются католические епископии. В 1413 году православным запрещается занимать официальные должности в Польше.
Период существования Русской церкви в качестве государственной (1449—1917)
В 1439 году Русская церковь должна была вместе с остальными православными церквами подчиниться подписанной на Флорентийском соборе православно-католической унии, одним из активных деятелей которой был русский митрополит Исидор (1435—1441). Однако Исидор был осужден собором русских епископов и изгнан с кафедры Великим князем Василием II. Поскольку Константинополь принял унию, сношения Русской церкви с ним прекратились, и в 1449 году новый митрополит Иона был поставлен собором русских епископов. С этого момента Русская церковь de facto становится автокефальной, то есть самоуправляемой, ее каноническая зависимость от Константинополя упраздняется, а митрополия становится Московской.
Западные и юго-западные русские земли оказались оторванными от канонической территории Русской церкви вплоть до 1687 года, так что данный период можно разделить на два этапа — раздельного существования северной и южной частей Русской церкви и их воссоединения.
Рост канонической территории Русской церкви в это время происходит вместе с ростом территории русского государства. Завоевание Казанского царства в 1552 году начинает собой эпоху миссионерской деятельности на его территории. Казанская епархия открывается в1555 году, ее первый глава св. Гурий и его преемник св. Герман занимались активным обращением инородцев в православие. В 1567 году православная проповедь начинает распространяться и на Астраханское царство, а затем устанавливаются церковные связи Русской церкви с Кавказом.
В 1589 году в Москве решением Константинопольскогопатриарха (впоследствии поддержанным остальными восточными патриархами) было установлено патриаршество, в связи с этим четыре главные русские кафедры были преобразованы в митрополии, еще пять — в архиепископии, также предполагалось увеличить количество епископий. Однако фактически этого не произошло. В 1682 году царем Федором Алексеевичем была предложена реформа, согласно которой учреждались12митрополий и 72 епископии, но церковные иерархи, не заинтересованные в дроблении своих обширных епархий, игнорировали эти предложения. Реальная структура канонической территории в связи с учреждением патриаршества не изменилась.
В географическом отношении каноническая территория РПЦ расширялась в XVI—XVII веках в основном на восток, за счет освоения сибирских земель. Первые русские приходы в Сибири появились еще в царствование Иоанна Грозного, а в 1620 году в Тобольске была учреждена первая архиерейская кафедра, в юрисдикцию которой вошла вся азиатская часть страны (таким образом, территория Тобольской епархии превысила территорию всех остальных епархий РПЦ вместе взятых). Примечательно, что эта епархия сразу же получила почетный статус архиепископии (а вскоре и митрополии), что свидетельствует об особом внимании светских и церковных властей к вопросу освоения вновь присоединенных восточных земель и их христианского просвещения.
Изменения в устройстве церковной власти и организации РПЦ, связанные с переходом от патриаршего управления к синодальному (официально патриаршество было упразднено по инициативе Петра I в 1721 году), поначалу не повлекли за собой кардинальных перемен в устройстве канонической территории РПЦ. Однако более четко проявилась тенденция, которая подспудно присутствовала при формировании канонической территории и ранее, — границы церковных областей тяготели к максимально точному соответствию границам светских административных единиц. Высшая форма слияния Церкви и государства, когда государь становился официальным главой Церкви и «крайним судьей» постоянно действующего малого церковного собора— Синода, неизбежно вела к тому, что границами канонической территории РПЦ становились границы империи, а целостность этой территории гарантировалась целостностью государства.
В XVII—XIX веках внешнее расширение канонической территории РПЦ происходило главным образом за счет распространения ее юрисдикции на поместные церкви вновь присоединяемых к империи земель. Так, в 1686 году была упразднена автономная Киевская митрополия, а в 1783 году древняя автокефальная Церковь Грузии подчинилась российскому Синоду. Поначалу статус Грузинской церкви был достаточно парадоксальным — ее католикос вошел в состав Синода. Лишь в 1809 году ставший к тому времени символическим пост католикоса был упразднен и Грузия формально стала экзархатом (наместничеством) в составе единой РПЦ. В присоединяемых к России территориях Западной Украины Белоруссии, а также Польши Литвы периодически происходили массовые акты воссоединения с православием униатов (самый значительный случай имел место в 1839 году, когда присоединились, в зависимости от источника, от 1,5 до 3 миллионов человек). В XIX веке православие приняли несколько десятков тысяч коренных жителей Лифляндии Эстляндии, ознаменовав таким образом вхождение этих земель в состав канонической территории РПЦ.
Первые попытки распространить каноническую территорию РПЦ за пределы собственно Российской империи предпринимаются лишь в конце XIX века. В это время создаются постоянные архиерейские кафедры, а затем и епархии РПЦ в Америке Японии. Долгое время единственным православным епископом в Америке являлся глава русской Алеутской епархии, поэтому вплоть до 1917 года РПЦ воспринимала Новый Свет как свою каноническую территорию. Епископ в Японии вплоть до революции оставался главой миссии, поэтому полноценная православная епархия в этой стране была создана лишь в 1920-е годы и уже вне прямой юрисдикции Русской церкви.
Советский и постсоветский периоды (с 1917 года)
Советский и постсоветский периоды русской церковной истории характеризуются сменяющими друг друга центробежными и центростремительными процессами в формировании канонической территории РПЦ. Причем центробежные процессы совпадают с периодами либерализации общественно-политической жизни(1917год, конец 1980-х — начало1990-х годов), в то время как центростремительные процессы преобладают в периоды государственной консолидации и определенной стагнации общественно-политической жизни.
Поместный собор РПЦ 1917—1918годов стал переломным эпизодом русской церковной истории: восстановив патриаршество и учредив новые органы церковного управления на соборно-демократической основе, он принял решение о начале масштабной реформы канонического устройства РПЦ. Согласно замыслу Собора, территория Церкви, в соответствии с древними каноническими принципами, должна была делиться на несколько крупных митрополичьих округов (в идеале их границы должны совпадать с границами губерний), а те, в свою очередь, на епархии, совпадающие с уездами. Фактическое начало этой реформе было положено еще вначале XIX века, когда почти во всех епархиях РПЦ стало расти число викарных (вспомогательных) епископов, кафедры которых располагались в наиболее крупных уездных городах или монастырях. Постепенно, получив большую степень самостоятельности, викарные архиереи должны были превратиться в епархиальных, а епархиальные — в митрополитов, то есть глав автономных церквей губерний, всовокупности составляющих Поместную церковь «всея Руси».
Осуществиться этой реформе было не суждено: Русская церковь вынуждена была бросить все свои силы на сохранение осколков своего былого величия. Еще впервой половине 1917 года, сразу после Февральской революции, от РПЦ «явочным порядком» стали отделяться бывшие независимые ее части. В начале марта о восстановлении своей автокефалии заявила Грузинская церковь (в сентябре был избран ее первый католикос), а летом в Киеве образовалась Центральная церковная рада, провозгласившая курс на автокефалию Украинской церкви. Действия грузинских и украинских автокефалистов были осуждены Поместным собором. В результате общение между Русской и Грузинской церквами отсутствовало до1943 года (его восстановил митрополит Сергий, избранный, по «благословению» Сталина, в патриархи), а последователи украинской независимой церкви, выжившие после 1930-х годов лишь в эмиграции, не имеют общения с Московской патриархией до сих пор.
Дробление РПЦ продолжилось после Собора — в самом начале 1920-х годов самостоятельный статус получили бывшие епархии, оказавшиеся на территории новых независимых государств, — Польская, Финляндская, Эстонская, Латвийская. Примечательно, что свои автономии (а в случае с Польской православной церковью даже автокефалию) они получали не от Московской патриархии, а от Константинопольской, под юрисдикцией которой никогда не находились. Со стороны новых автономных церквей это объяснялось тем, что церковная власть в Москве была порабощена большевиками и лишилась своей дееспособности, а со стороны Константинополя — древним правилом о том, что все православные диаспоры автоматически оказываются в юрисдикции «первой по чести» Церкви православного мира. Таким образом, Константинопольская патриархия демонстрировала цезаропапистский подход, считая, что каноническая территория определяется государственными границами.
Диалектическая связь канонического и государственного устройства проявилась в новых для Русской церкви условиях неправославной государственности. Действительно, на всем протяжении исторического бытия Русской церкви — с988 по 1917 год — понимание «канонической территории» было практически неотделимо от государственного административного устройства. Стихийный распад канонической территории РПЦ после 1917 года был неизбежен.
Помимо центробежных процессов, описанных выше, начался и внутренний распад единого дотоле канонического пространства. С арестом патриарха Тихона в 1923 году и первым в истории РПЦ фактическим упразднением церковного центра большинство епархий перешло на положение самоуправляющихся. В1927году, когда возглавивший Русскую церковь в должности Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) постарался перенести на «староцерковную» почву обновленческий опыт воссоздания видимости централизованной церковной организации, основная часть иерархов РПЦ осознала неизбежность окончательной децентрализации Русской церкви и распада канонической территории в ее привычных и традиционных формах. «Новый курс» митрополита Сергия был отвергнут большинством русских иерархов, постепенно вынужденных перейти на нелегальное положение. В «катакомбах» церковная организация не могла строиться по территориальному признаку — общины, располагавшиеся в самых разных регионах страны, объединялись вокруг конкретного епископа. Епископ и его паства— вот что стало внегеографической «субстанцией» канонической территории в условиях гонений. По такому экстерриториальному и «епископоцентричному» принципу была организована «каноническая территория» Катакомбной церкви вплоть до начала 1990-х годов, когда у ее общин появилась возможность легального существования.
Несколько иначе была организована каноническая территория структур РПЦ, оказавшихся в эмиграции и образовавших в 1921 году Русскую православную церковь заграницей (РПЦЗ). Они как бы комбинировали традиционный территориальный принцип организации епархий с характерным для эпохи гонений экстерриториальным принципом.
Несмотря на безусловную лояльность митрополита Сергия советской власти, созданная им легальная церковная организация к концу 1930-х годов была фактически разгромлена: номинально существовавшие епархии (точное их число, наверное, не смог бы назвать исам митрополит) либо не имели ни одного храма, либо объединяли всего несколько приходов; епископы управляли лишь Московской, Ленинградской и Киевской епархиями (всего на свободе оставалось четыре иерарха)… Считать эти жалкие осколки, лишенные какого-либо упорядоченного управления, «единой канонической территорий» можно только сочень большой долей условности. Реконструкция канонической территории Московской патриархии произошла лишь в 1943 году, когда, руководствуясь различными внутри- и внешнеполитическими причинами, государственная власть решила «восстановить» в ограниченном объеме полностью подконтрольную себе церковную жизнь. Митрополит Сергий был спешно, с нарушением канонических процедур, избран патриархом, после чего началось столь же поспешное замещение архиерейских вакансий — в основном за счет «кающихся» обновленцев.
В 1944 году каноническая территория РПЦ вновь совпадала с границами СССР; были насильственно упразднены Эстонская и Латвийская церкви; униаты Западной Украины и Закарпатья, внешне (по своему обряду) напоминавшие православные, были принудительно присоединены к РПЦ на Львовском соборе в1946году и Ужгородском соборе в1949-м. Одной из внешнеполитических задач вновь образованной Московской патриархии было распространение влияния Москвы на русских эмигрантов и»братские» православные церкви, поэтому впервые в истории РПЦ было создано множество зарубежных епархий, находящихся за пределами ее традиционной канонической территории— в Центральной и Западной Европе, в США и Канаде, в Южной Америке, в Юго-Восточной Азии.
В 1949 году на Всеправославном совещании в Москве, в котором приняли участие представители большинства поместных православных церквей (за исключением представителей Константинопольского и Александрийского патриархатов и Кипрской церкви), была предпринята попытка провозгласить Москву новым центром вселенского православия, однако итоговые документы, предполагавшие присвоение Московскому патриархату первого места в диптихах православных церквей, так и не были подписаны участниками. Более претензии Московского патриархата на все православное первенство ярко не проявлялись.
В 1950—1980-х годах канонические границы Московского патриархата оставались в целом неизменными, несколько подвигались внутренние границы епархий, которые из-за хрущевских гонений потеряли значительную часть приходов и прихожан. Наиболее значительным событием было дарование в 1970 году автокефалии Американской митрополии и автономии Японской православной церкви. Американская митрополия подчинилась власти Московского патриархата всего на несколько дней, с тем чтобы получить каноничную автокефалию.
Вступление РПЦ во Всемирный совет церквей в 1961 году и активное экуменическое сближение с западными христианскими церквами (прежде всего Римско-католической) привели к переоценке самого отношения к инославным вероисповеданиям. Отныне католики и многие протестанты начали рассматриваться не в качестве раскольников, а в качестве братьев во Христе, пребывающих в лоне Церкви. Жесткая конфликтность в отношениях с Ватиканом ушла на задний план, а православные епархии в Европе стали считаться «мостами» в межконфессиональном диалоге. Последствия сложившейся в период активных экуменических контактов двусмысленной ситуации в отношениях с католиками стали сказываться в 1990-егоды, когда Ватикан развил свою активность на постсоветском пространстве.
Радикальные изменения каноническая территория РПЦ начала претерпевать с 1989 года, когда на Западной Украине началось стихийное восстановление униатской церкви. От Московской патриархии были фактически отторгнуты три епархии — Львовская, Тернопольская Ивано-Франковская, в которых осталось несколько приходов.
В 1990 году, когда распад Советского Союза стал представляться обществу реальной перспективой, начался настоящий церковный «парад суверенитетов». Московская патриархия, стараясь соответствовать духу перестройки, сама охотно выдавала документы на автономию при условии поминовения Патриарха Московского, участия в соборах РПЦ и ведения внешних сношений с поместными церквами при посредстве патриархии. Таким образом получили автономии Эстонская, Латвийская, Белорусская, Украинская Молдавская православные церкви.
В том же 1990 году «удар по целостности канонической территории» РПЦ был нанесен Русской православной церковью заграницей, заявившей о создании в России «свободных приходов Русской церкви», не подчиненных Московской патриархии. В короткое время к РПЦЗ в России присоединилось около двухсот приходов по всему СССР, однако вскоре у «зарубежников» начались внутренние нестроения, и их численность законсервировалась, а затем начала падать. Выделившаяся в последние годы из состава РПЦЗ Российская православная автономная церковь начала увеличивать количество своих приходов не только в России, но и за ее рубежами — в Латвии, на Украине и даже в Великобритании и США, где образована епархия РПАЦ.
Не остались в стороне от участия в разделе канонической территории РПЦ и некоторые другие поместные православные церкви. Константинопольский патриархат, как и в 1920-х годах, начал рассматривать православных за границами России в качестве подчиняющейся ему «православной диаспоры». В 1990 году Константинополь заявил о восстановлении под своей юрисдикцией Эстонской апостольской православной церкви, получившей от эстонских властей статус наибольшего благоприятствования. В связи с конфликтом вокруг Эстонской церкви и ее имущества в 1996 году на недолгое время было прервано общение между Московским и Константинопольским патриархатами. Постоянной угрозой для РПЦ стала активность Константинополя на Украине, где он оказывал поддержку автокефалистским структурам, хотя формально их и не признавал. В 2001 году после смерти патриарха Димитрия (Яремы) возглавлявшаяся им Украинская автокефальная православная церковь перешла под юрисдикцию канадского украинского митрополита Константина (юрисдикция Константинополя). Тем самым Константинопольский патриархат непосредственно вторгся на каноническую территорию РПЦ. Не разорвав по этому поводу общения с Константинополем, Москва de facto признала существование параллельных православных юрисдикций на Украине. Еще одну интервенцию на каноническую территорию РПЦ совершил Румынский патриархат, воссоздавший в 1990 году Бессарабскую митрополию, образованную в период между мировыми войнами в составе Румынской церкви. Существование этой митрополии не признано РПЦ, но отношения между РПЦ МП и Румынской церковью остаются нормальными.
В настоящий момент Московская патриархия насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре — на территории Австрии, Аргентины, Бельгии, Франции, Нидерландов, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канады. Приходы, представительстваииные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь, которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь, которая в настоящее время не имеет своей иерархии.
Подробнее о канонической ситуации на Украине в 1990-х годах и в настоящее время см.статью Николая Митрохина в следующем номере «ОЗ».
Если вернуться к истории Поместных Православных Церквей, то можно говорить, что среди них принцип канонической территории соблюдался почти неукоснительно вплоть до начала XX века. Границы между Церквами, как правило, совпадали с границами стран или империй. Так например, в XIX веке юрисдикция Константинопольского Патриархата была ограничена пределами Оттоманской империи, а юрисдикция Русской Православной Церкви — пределами Российской империи.
Было бы, тем не менее, неправильно утверждать, что Православные Церкви не действовали вне своих канонических территорий. Некоторые Православные Церкви вели широкую миссионерскую деятельность вне своих канонических пределов: в частности, миссионеры из Русской Церкви в XVIII-XIX веках основали православные канонические структуры в Америке, Японии и Китае. Однако русские миссионеры действовали только в тех странах, где не было других Поместных Православных Церквей. Эти страны составляли то, что можно условно назвать «миссионерской канонической территорией» Русской Православной Церкви.
Революционные события, имевшие место в 1910-х годах в ряде государств Европы, а также II мировая война и распад великих империй привели к крупным геополитическим изменениям, в результате которых структура мирового Православия претерпела существенные изменения. Во-первых, в первой половине XX века несколько Православных Церквей провозгласили либо восстановили ранее утраченную автокефалию. Во-вторых, в результате массовой миграции населения значительная часть православных верующих, принадлежавших к одной Поместной Церкви, оказалась на территориях, где уже действовала другая Поместная Церковь. В-третьих, начиная с 1920-х годов Константинопольский Патриархат, потерявший при распаде Оттоманской империи почти всех верующих на своей канонической территории, заявил претензии на пастырское окормление так называемой «диаспоры» — православного рассеяния — и начал создавать новые митрополии и архиепископии в Европе и за ее пределами. Результатом всех этих событий стало возникновение параллельных православных юрисдикций в тех странах, где православные составляли меньшинство.
В качестве примера приведу ситуацию, складывавшуюся во второй половине XIX и в течение всего XX века на американском континенте. Православие было принесено туда русскими миссионерами через Аляску. Первая епископская кафедра в Америке была учреждена Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в 1840 году, однако правящий архиерей этой епархии — святитель Иннокентий (Вениаминов) — пребывал в Новоархангельске. В 1872 году, через 5 лет после продажи Аляски Америке, кафедра русского епископа была перенесена в Сан-Франциско. С 1898 по 1907 годы епархией управлял святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. При нем кафедра была перенесена в Нью-Йорк. Он же подготовил Всеамериканский собор 1907 года, который переименовал епархию в «Русскую православную Греко-кафолическую Церковь в Северной Америке». Так было положено начало будущей автокефальной американской Православной Церкви.
В годы пребывания в Америке святителя Тихона в Новый свет прибыло большое количество антиохийских христиан, для которых по ходатайству святителя Тихона в 1903 году был рукоположен викарный епископ Бруклинский Рафаил, родом из Сирии. Так начала складываться новая, уникальная по своему характеру экклезиологическая модель, которая предполагала, что в рамках одной Поместной Церкви, на одной и той же канонической территории могли действовать епископы разных национальностей, причем епархии создавались не по территориальному, а по этническому признаку. Такая модель не соответствовала экклезиологии древней Церкви, но она соответствовала той новой реальности, которая складывалась в результате миграционных процессов в Европе и Америке. Если бы развитие событий продолжалось по сценарию, намеченному святителем Тихоном, в Америке уже в 1920-х годах могла образоваться Поместная Православная Церковь, возглавляемая одним митрополитом, в чьем подчинении находились бы епископы разных национальностей, каждый из которых окормлял бы паству своей национальности, будь то русские, украинцы, греки, антиохийцы, румыны и пр.
Однако, в 1920-х годах в результате массовой эмиграции греков с территории бывшей Оттоманской империи в Европу, Америку и Австралию на этих континентах начали возникать митрополии Константинопольского Патриархата, провозгласившего, как уже говорилось, своей юрисдикцией всю церковную «диаспору», то есть все страны, не входящие в границы исторических Православных Церквей. Практически вся Западная Европа, Северная и Южная Америка, а также Австралия и Океания в соответствии с этой точкой зрения подпали под определение «диаспоры». Однако в Америке, например, уже имелась Православная Церковь, возглавлявшаяся русским епископом. Таким образом, создание там Константинопольской юрисдикции внесло разделение в американское православие, лишь усилившееся после возникновения там юрисдикций Антиохийского, Румынского и Сербского Патриархатов.
В 1970 году Русская Православная Церковь, по-прежнему вдохновленная видением святителя Тихона, мечтавшего о единой Православной Церкви на американском континенте, даровала автокефалию той части американского Православия, которая входила в ее каноническое подчинение. Предполагалось, что к этой автокефальной Церкви, получившей название «Православная Церковь в Америке», примкнут и православные других юрисдикций. Этого, однако, не произошло, и в настоящее время в Америке наряду с автокефальной Церковью имеются митрополии, архиепископии и епархии Константинопольской, Антиохийской и других Поместных Церквей.
В Западной Европе в результате революционных потрясений 1920-х годов складывалась не менее запутанная ситуация. Во Франции, Германии и других западноевропейских странах, а также за пределами Европы оказалось большое количество русских православных верующих, которые стали создавать свои церковные структуры. Параллельно происходил процесс создания митрополий и архиепископий Константинопольского и Антиохийского Патриархатов. В период после II мировой войны в Западной Европе значительно усилились сербская, румынская и болгарская диаспоры, для которых также были созданы свои церковные структуры: эти диаспоры в настоящее время продолжают неуклонно увеличиваться. Наконец, в самые последние годы в результате массового исхода грузин из своей страны на территории Европы стали возникать приходы Грузинской Православной Церкви. В результате всех этих процессов в одном и том же европейском городе может находиться по нескольку православных епископов, каждый из которых представляет ту или иную Православную Церковь.
Ситуация русской диаспоры в Западной Европе и Америке осложняется еще и тем, что не все верующие русской православной традиции принадлежат единой церковной юрисдикции. Параллельно с юрисдикцией Московского Патриархата в Европе и за ее пределами с 1920-х годов существует «Русская Православная Церковь Заграницей», отколовшаяся от Матери-Церкви по политическим причинам и не признанная ни одной канонической Поместной Православной Церковью. С 1930-х годов в Европе существует церковная структура, которая объединяет русские православные приходы, вошедшие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Московский Патриархат неоднократно предпринимал попытки объединить русскую церковную диаспору под одной юрисдикционной «крышей». В настоящий момент происходят переговоры между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью по вопросу о восстановлении полного евхаристического общения.
Украина — каноническая территория Русской Православной Церкви
На сайте Московской Духовной Академии опубликован перевод статьи протопресвитера Феодора Зисиса, почетного профессора Богословского факультета Фессалоникийского университета. Ниже приводится полный текст статьи.
Не существует никаких документов, которые бы доказали правоту Константинополя.
1. Киев породил Русскую Православную Церковь и принадлежит ей по сей день
В эпицентре церковных процессов, разномыслий, противостояний, а также геополитических претензий находится в настоящее время вопрос о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви, которая на протяжении веков не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви, но и является началом церковной истории русского народа, местом рождения, купелью, которая породила Русскую Православную Церковь через крещение князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году.
Празднование в 1988 г. по инициативе Русской Православной Церкви в Киеве тысячелетия крещения Руси с признанием этого события всеми Поместными Церквями, показывает, кому в церковном плане, согласно общему признанию, относится Киев. Стало быть, была ли какая-либо необходимость, чтобы Патриарх Московский и другие предстоятели Поместных Церквей просили разрешение у Константинополя приехать на праздничные мероприятия в Киев?
Если кто-нибудь откроет любую религиозную энциклопедию или Диптихи Поместных Православных Церквей, в которых представлена их административная структура, а также административная структура других Поместных Церквей, то увидит, что Украина административно и канонически относится к Русской Православной Церкви. Доводилось ли до сих пор видеть упоминание или читать о том, что Украина подчиняется Вселенскому Патриархату?
В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год, который я наскоро нашел в своей библиотеке, в томе 2 (Административном), в главе «Прочие автокефальные Церкви» первой перечисляется Русская Православная Церковь. В перечислении ее митрополитов первое место занимает предшественник нынешнего митрополита Онуфрия — блаженнейший Владимир «Митрополит Киевский и всея Украины, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви».
В составе Русской Православной Церкви перечисляются и все прочие митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева, Одессы, известная всем Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра и многие другие учреждения и святые места. То же самое видим в «Диптихе» Элладской Православной Церкви за 2018 год, в котором митрополиты, архиепископы, епископы и многочисленные епархии Украины причисляются как принадлежвщие церковной юрисдикции Русской Православной Церкви.
2. Вселенский Патриархат вступает в связь с приносящими разделение раскольническими силами
На основании только этих, официально приведенных церковных данных, к которым можно добавить множество других документов, Украина с самого начала истории христианства в ней церковно является неразрывной и неотъемлемой, а в начале и главенствующей частью Русской Православной Церкви.
В течение недолгого времени из-за сложных исторических событий, внешнего давления и злоумышлений она оставалась под юрисдикцией Константинополя, под которой, впрочем, была в течение веков вся Русская Православная Церковь, объединённая с Киевом.
И когда прекратились эти внешние давления и злоумышления со стороны тогдашнего папского Запада через Польшу, Литву и другие униатские и вражеские силы крестоносцев, она вернулась к тому, к чему от начала и всегда принадлежала — к Русской Православной Церкви.
Жаль, что сегодня Вселенский Патриархат вступает в связь с теми же западными силами, которые тогда разделили Русскую Православную Церковь, вызвали гонение на православных и попрание святых мест, как готовятся сделать это и сейчас украинские националисты, под покровительством президента-униата Порошенко и украинских филокатоликов-раскольников.
3. Целенаправленное искаженное толкование и сокрытие документов. Готовится соответствующее исследование
По вопросу неоспоримости с исторической точки зрения юрисдикции Русской Православной Церкви на Украине мы готовим статью со всеми историческими доказательствами. Мы делаем это в научном ключе, потому что в свою университетскую бытность я и моя супруга Кристина Булаки-Зисис (ныне монахиня Нектария), доцент Богословского факультета Фессалоникийского университета, в рамках предмета «История славянских церквей» всесторонне занимались историей Русской Православной Церкви и ее отношениями с Константинопольской Церковью. Поэтому мы скорбим и сожалеем о том, что историческая правда фальсифицируется.
К сожалению, Константинополь, чтобы оправдать неканоническое вторжение на территорию церковной юрисдикции Русской Православной Церкви апеллирует к двум документам, игнорируя десяток других, которыми якобы можно доказать, что Украина никогда не предавалась окончательно в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Одним из документов, на который ссылается Константинополь, является синодальный акт от 1686 года, который якобы подтверждает, что Украина осталась под юрисдикцией Вселенского Патриархата, и что подчинение Москве носило временный характер.
Речь идет о преднамеренном неверном истолковании и искажении документов для «научного» информирования, которое у тех, кто не обладает достаточными историческими знаниями, создает впечатление, что Константинополь апеллирует к сильным и убедительным доказательствам.
В нашей статье мы дадим правильное толкование этих двух документов и рассмотрим с научной точки зрения некоторые другие сокрытые документы.
В качестве первого доказательства неправомерного использования этих двух документов Константинополем, мы приведем мнение известного историка и канониста, профессора Власия Фида, который в своей статье в «Религиозной и нравственной энциклопедии», а также в своем значительном труде «Церковная история России (988-1988)» признает, что посредством синодального акта 1686 года Вселенский Патриархат включил Украину в юрисдикцию Московского Патриархата.
Он пишет дословно следующее: «В 1686 году был подписан русско-польский мир, а затем Малая Россия была присоединена к Москве. Луцкая, Львовская, Переяславская и Могилевская епархии получили религиозную свободу… Наконец, Патриарх Дионисий включил Киевского митрополита в юрисдикцию Московского Патриархата (1687 г.)». И мы, в то время, когда еще об этом не было и речи, в нашем исследовании под названием «Вселенский Патриархат и Русская Православная Церковь», писали, что «после победы русских в Польше в 1654 году и включения Украины в состав Российской Империи, Киев снова приобрел связь с Москвой и единство было восстановлено через документальное подтверждение от Вселенского Патриархата (1686 г.)».
4. Матерью Церковью для Украины теперь является Москва. Константинополь был ею в прошлом
Неверно и то, что Вселенский Патриархат является Матерью Украинской Православной Церкви и, следовательно, как Церковь-мать имеет право предоставлять автокефалии Церквам, которые он породил, как например, он предоставил автокефалии Русской, Элладской, Румынской, Сербской, Болгарской, Албанской Церквам.
У него было это право до тех пор, пока Церковь-дочь не стала автокефальной, поэтому это уже не дочь, а Церковь-сестра, во всем равная по чести с Церковью, из которой произошла. Она больше не имеет право вмешиваться в ее внутренние дела. Если она это делает, то совершает тяжелое каноническое нарушение — вторжение в чужую церковную юрисдикцию.
Русская Православная Церковь в целом, вместе с территорией современной Украины, имела своей Матерью Константинополь до провозглашения ее автокефалии и ее освобождения в 1448 году, без согласия Константинополя, который, однако, соборно в 1593 году при участии других восточных Патриархов возвысил до патриархального достоинства и чести Московскую митрополию, то есть до положения Патриархата, и признал ее автокефалию.
Разделение единой и неделимой Русской Православной Церкви было временным, ввиду того, что Киев оставался некоторое время независимой митрополией из-за действий Константинопольского Патриарха униата Григория Маммы, сторонника Ферраро-флорентийского лжесобора, который рукоположил на Киевскую Митрополию также униата Григория Болгарина и заложил основы для распространения унии на Украине, до тех пор пока в 1686 году не произошло воссоединение, как мы уже сказали, Украины с Русской Православной Церковью. С тех пор она непоколебимо остается уже в течение трех веков частью автокефальной Русской Православной Церкви. Патриарх Варфоломей своими действиями снова поддерживает унию, как Григорий Мамма.
5. Украина — дурной прецедент для притязаний на автокефалию со стороны Республики Македонии. Сербская Православная Церковь обеспокоена
Следуя той же логике Вселенский Патриарх может утверждать, что раскольническая церковь в Республике Македонии относится к его юрисдикции, а не к юрисдикции Сербской Православной Церкви, так как Сербская Православная Церковь и регион Республики Македонии когда-то относились к юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Однако кому подчинялась церковь Македонии до ее раскольнического отделения от Сербской Православной Церкви? Не подчинялась ли она Сербской Православной Церкви?
Разве не будет считаться вторжением на чужую церковную территорию участие Константинополя в предоставлении автокефалии раскольникам в Республике Македонии, чем обеспокоены церковные лидеры Сербской Православной Церкви, также настроенеые против злодейских планов, которые могут осуществиться на Украине?
Разве может Константинополь, как заговорщик, вторгаться на каноническую территорию автокефальных Церквей, по причине того, что когда-то они были в его юрисдикции?
Даже если мы опустим тот исторический факт, что Украина с самого начала, являлась частью и неотделимым членом Русской Православной Церкви, разве недостаточно трех с лишним веков, с 1686 года по сегодняшний день, когда она канонически относится к автокефальной Русской Православной Церкви, чтобы не было и речи о вторжении на ее каноническую территорию?
6. Автокефалия в Украине нанесет ущерб Константинополю. Греция и Америка получат от этого выгоду
Вторжение Константинополя в Украину открывает кожаный мех Эола с непредсказуемыми плохими последствиями для самого же Константинополя.
Конечно, Украина как независимое государство стремится к созданию независимой автокефальной Церкви, и не будет с исторической и канонической точки зрения необоснованным, если православные христиане на Украине когда-то могут поднять этот вопрос, при условии, что это будет сделано каноническим способом и в согласии с другими Церквями.
Канонический принцип, что «церковное положение дел имеет обыкновение меняться вместе с политическими событиями» уже давно действует и применяется почти во всех случаях предоставления автокефалии в тех областях, которые стали политически независимыми.
Исходя из этого принципа, регионы Греции, которые были включены в Греческое государство уже более века тому назад, с 1912 года, должны быть подчинены автокефальной Элладской Церкви, если бы действовал принцип «независимое единое государство означает и создание независимой, автокефальной, единой церкви».
Таким образом, полуавтономная Критская Церковь, митрополии Додеканесских островов и Святая Гора, которые продолжают подчиняться Вселенской Патриархии, хотя территориально и принадлежат к Греции, должны быть включены в автокефальную Элладскую Церковь, как это произошло с Ионическими островами в 1864. То же самое относится и к так называемым «Новым областям», которые теперь уже спустя столетие стали «Старыми».
Константинополь должен оставить свои притязания на них к Элладской Церкви и перестать считать архиереев, избираемых для этих территорий архиерейским собором Элладской Церкви, архиереями Константинопольской Церкви.
Америка также является независимым и унитарным государством, и тем не менее дебаты об автокефалии Американской Православной Церкви, которые начались и продолжаются, вызывают гнев и угрозы в отношении тех, кто заявляет об этом вопросе в Константинополе, который сам прокладывает путь посредством украинской автокефалии к возникновению тяжелых для себя последствий.
7. Константинополь провоцирует разделения и расколы. Им следует исправить свой курс
Хуже всего то, что Константинополь, общепризнанная координирующая роль которого должна быть направлена на обеспечение единства православия, сам вызывает разделения и расколы. Тем самым он подрывает и губит эту роль и таким образом подпиливает высокий сук, высокое место, на котором сидит, куда его возвели Священные каноны и Церковная традиция.
Константинополь привнес разделение Критским псевдособором, в котором не приняли участие четыре Поместные Церкви, представляющие более половины всех православных верующих, и который не признают члены Поместных Церквей, принявшие в нем участие, клирики и миряне, которые, соблазнившись, прерывают поминовение своих правящих архиереев.
Он еще более усугубляет разделение своим антиканоническим вторжением в дела Украинской Православной Церкви, ниспровергая единодушие и согласие, достигнутые в предваряющих Критский собор обсуждениях по вопросу предоставлении автокефалий.
В соответствии с достигнутым ранее консенсусом, Церковь, желающая получить автокефалию, должна обратиться к «Матери-Церкви», и, если она согласится с этой просьбой, то она направляется во Вселенскую Патриархию, которая берет на себя обязанность обеспечить православный консенсус. Как только он будет достигнут, готовится томос для предоставления автокефалии.
В настоящем случае не было ни прошения со стороны канонической Украинской Православной Церкви, ни «Матерь-Церковь» в России не согласна с предоставлением автокефалии.
Попытка Константинополя казаться «Матерью-Церковью» не убедительна, ведь с 1686 года, когда Украина была включена в Русскую Православную Церковь, прошли уже три с лишним века, и она до сих пор принадлежит Русской Православной Церкви, как это и признается всеми Поместными Церквами.
Сама Константинопольская Церковь до недавнего времени признавала митрополита Онуфрия, как канонического митрополита Русской Православной Церкви и заверяла перед собором на Крите, что никогда не будет поднимать вопрос об автокефалии на Украине.
Но даже если мы признаем и узаконим кражу названия «Матери-Церкви», что и делает Константинополь, искажая соответствующие документы, он снова оказывается бесправным, потому что он не получил соответствующую просьбу от канонической Украинской Православной Церкви, управляемой митрополитом Онуфрием.
Схизматики и униаты не принадлежат к Церкви и не имеют никакого канонического права, пока не вернутся и не присоединятся к канонической Церкви.
К тому же, не обеспечено и согласие Поместных Православных Церквей в их большинстве по этому вопросу. Лишь некоторые грекоязычные Церкви молчаливо согласятся с Константинополем, потому что они не осмеливаются явно пойти против исторической правды.
Вселенский Патриархат впервые за последние годы кажется настолько ослабленным и изолированным церковно.
Будучи старым священнослужителем, сотрудником и советником Константинопольской Церкви, я сожалею о таком развитии событий, хотя я вкусил достаточно горечи и пережил преследования из-за моего несогласия с ее опасными инициативами.
Ее нынешние советники должны были бы воспрепятствовать движению по пути разделения, раскола и изоляции. И все же перед последним шагом еще есть некоторое время.
Теги: Украинская Православная Церковь Константинопольский патриархат
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .