Содержание
Таинство любви. Исповедь: Кто такой духовник и как его искать?
Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.
Духовник
Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?
Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.
Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.
А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.
Как выбрать духовника?
Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.
Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем .
Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.
Есть опасность, особенно для девушек, женщин — душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.
Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.
Как православному правильно выбрать духовного отца
Феофан Затворник: «Вы предлагаете взять вас под свое руководство? Не могу. И не понимаю этого дела. Оттого никогда не берусь руководить. Настоящих руководителей, как вы его определяете, не найдете».
Святитель Феофан Затворник говорил так в XIX веке неким мирским людям, которые приехали, чтобы стать его духовными чадами, совершая одну из главных ошибок современных православных – вместо того, чтобы найти человека, который мог бы помочь в сложнейшем духовном пути к спасению, стать рабом признанного авторитета, чтобы не думать, не читать, не размышлять, не заботиться о правильности решений, если батюшка благословил.
Духовник в наше время
Не мудрствуя лукаво, скажем, что для мирянина – это священник храма, прихожанином которого он является. Этот человек не просто совершает таинства в силу своего сана, но и помогает духовному чаду советами, проповедями, наставлениями так, чтобы приблизить его к истинно православной жизни. Сейчас почти не бывает тех духовных отцов, какие существовали в золотой век православия, когда дух Святой открывает духовнику то, как именно вести своего послушника по пути к спасению. Конечно, найти такого духовника во все века было великим благом.
Что нам дает духовник?
Даже для того, чтобы научиться молитве, нужно упражняться и понуждать себя к этому, понимая, как это надо делать, и лучше всего заниматься этим под руководством наставника. По словам профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, таким наставником должен быть тот, кто знает святых отцов, ведет духовную жизнь. Современный духовник должен демонстрировать опыт духовный жизни. Сейчас немало людей, которые легко готовы дать ответы на все вопросы, как написал Петр Дамаскин: «Много вреда потерпел я от неопытности наставников». Часто отношения духовного чада с наставником становятся очень тоталитарными. По словам протоиерея Владислава Свешникова, «тот опыт, когда есть автоматическое требование абсолютного послушания, совершенно не ведет к исполнению главной задачи, которая состоит в воспитании в человеке, который приходит к священнику, подлинной духовной свободы. Он пришел из одного вида рабства — попадает в другой вид рабства. И он никогда не узнает, что такое духовная свобода».
Благословение
У священников есть анекдот. Одна прихожанка подходит за благословением, говорит: «Батюшка, у меня много во рту скопилось слюны. Благословите сплюнуть». А другая: «Батюшка, у меня во рту скопилось много слюны, куда благословите – направо или налево сплюнуть?» Желание получить благословение на то, что вообще этого не требует – массовое карикатурное явление. По-настоящему благословение требуется только для сложных духовных решений, и тогда оно становится не просто осенением крестом, но советом-рассуждением.
Отношения мирян с духовным отцом
У нас часто представление о духовных отцах искажено естественным для православного человека стремлением к святости. Но таких людей, о которых мы читаем в житиях, найти очень сложно, и с каждым годом все сложнее. Нил Сорский, когда искал духовника на Афоне, говорил, что у каждого старца на послушании было не больше двух-трех монахов, которые беспрекословно подчинялись наставнику. Мирскому человеку не доступно такое послушание, поэтому правильно отношение к духовному отцу – жить по его совету.
Осторожность в выборе
Не один святой отец указывал на необходимость очень внимательного выбора духовника. Особенно в наше время есть большая опасность принять бездуховного бородатого старого человека за духовного отца. Преподобный Кассиан Римлянин писал: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачества получили вред от неопытности слышащих». В наше время ничуть не меньше и в священнической среде людей, впадающих в ересь и страдающих от грехов. Для этого очень важно сохранять ясность критической мысли при общении с духовником. Пимен Великий велел немедленно разлучаться со старцем, проживание с которым становится душевредным.
Духовная литература
Многие пожилые современные верующие помнят время, когда и евангелие могли отнять, а сейчас так много православной литературы. По мнению профессора Осипова, надо обязательно иметь и читать православные толкования Евангелия, читать тех святых, которые открывают нам сокровища духовной жизни и путь.
Духовные советы
Если вы упражняетесь в молитве, козни искусителя не станут беспокоить вас. Молитва ослабляет его силу, и он ничего не может нам сделать.
Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете Его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждёт вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встаёт и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.
Когда вы видите человека, который духовно устал, не нагружайте его никаким бременем, потому что его колени могут подломиться под тяжестью.
Люби Единого, тогда даже дикие звери полюбят тебя.
Когда горит пламя любви, оно истребляет любые подступы зла.
Пожалуйста, испытай эту заповедь на практике: взращивай любовь ко Христу до такой степени, что, если произнести Его имя, слёзы потекут из твоих глаз. Твоё сердце должно быть действительно пылающим. Тогда Он станет твоим Учителем. Он будет твоим Путеводителем, твоим Братом, твоим Отцом и твоим Старцем.
Тот, кто имеет христианскую любовь, никогда не меняется.
Ради благодати Божией, приходящей во время литургии, вы должны быть сосредоточенными и небеспокойными.
Чем больше человек любит Бога, тем больше он любит других людей. Он любит их с благоговением и уважением, как образ Божий.
Если человеку не хватает внутренней теплоты, он будет ледяным и холодным даже летом.
Когда в твоём сердце нет Христа, в нём будет вместо Него деньги, имущество или люди.
Давайте будем смотреть на каждого как на того, кто лучше нас, какими бы слабыми они ни казались. Давайте не будем суровыми, но всегда станем иметь в виду, что другой человек имеет тот же пункт назначения, что и мы. У нас должна быть любовь, так что даже если они причинили нам величайший вред, мы должны любить их. Мы сможем войти в рай только с любовью.
Упражняйтесь в Иисусовой молитве, и настанет время, когда ваше сердце будет скакать от радости, как бывает, когда вы собираетесь увидеть человека, которого очень любите.
Человек может вознестись над землёй на двух крыльях: одно – это простота, а другое – чистота сердца. Вы должны быть просты в делах и чисты в мыслях и чувствах. С чистым сердцем вы будете искать Бога и с простотой найдёте Его и возрадуетесь.
В нашем жизненном море иногда случаются бури, а в другое время спокойно. милость Божия не оставляет нас. В противном случае мы бы утонули, если бы Он не поддерживал нас.
Бог хранит нас от искушения. Он не позволяет нам искушаться сверх сил и попускает всё для нашего же блага.
Молитва – это дар. Бог даёт его, когда есть усердие и смирение.
Надейся на Господа, и Он всегда прокормит тебя во время голода.
Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать к нам Святого Духа. В каждом незнакомом лице, чадо моё, я вижу Самого Христа.
Скорбь угодна Богу лишь тогда, когда она не отнимает у нас мужество бороться.
Дорогие сёстры, нас спасут не наши дела, а бесконечное милосердие Божие.
Когда я вижу человека, который раздражён, я не слушаю, что он говорит, но молюсь, чтобы Бог умиротворил его… Когда они успокаиваются, тогда как раз хорошее время , и я разговариваю с ними, поскольку тогда они в состоянии понять своё безрассудство.
Благодать Божия и духовный союз с Ним изменяют человека так, что страхи и подозрения уходят прочь, он не боится смерти и смотрит на эту жизнь, какой бы хорошей она ни была, как на рабство.
Никогда не придавайте важного значения ничему земному и преходящему. Вместо этого заботьтесь о вашем духовном союзе с Богом.
Когда вы слышите, что ваше имя критикуют, поступайте так, как если бы вы не слышали. Это рай, это совершенство.
Христианин является истинным человеком. Он учтив и вежлив. Он не хочет никого огорчать.
Духовная жизнь – это огромное наслаждение. Вы летите, вы оставляете мир, вы ничего не обдумываете. Вы становитесь детьми, и Бог пребывает в вашем сердце.
Практические советы относительно повседневной жизни христианина
Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.
Дорогие мои дети,
От всей души желаю, чтобы Благость Божия даровала нам спасение!
Зима приносит снег, он покрывает зелёную траву, но та не сохнет под снегом, а сохраняется до весны. Весной снег сходит и трава вновь начинает зеленеть. То же происходит и в духовной жизни. Зима искушений и житейских попечений приходит и охлаждает ревность. Любое же собрание воедино с целью насаждения Слова Божия — чем мы, Его ничтожные служители, по благодати Его и занимаемся — оживляет духовное произрастание, то есть ревность о подвиге ради спасения, ради стяжания Царствия Божия.
Сеется семя, и какова почва, которая его принимает, таково будет и растение, таков будет и плод. Так и Слово Божие — в зависимости от того, как Его воспримет наше сердце, — такой Оно и принесёт плод Благодати, вводящей в жизнь вечную.
Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определённому чину. Ведь где порядок — там мир, а где мир — там и Бог; но где беспорядок — там путаница, а где путаница — там диавол. Для того, чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца. Всякий грешный человек, который сподобился великого благословения безмездного врачевания в Таинстве Покаяния, должен соблюдать наставления и советы духовника, если ему дорого его душевное здоровье.
Так же как врач обследует больного, ставит диагноз и на основании этого диагноза назначает лечение, как и больной, чтобы получить исцеление, должен аккуратно принимать все лекарства и в точности выполнять рекомендации врача, и как самое малое отклонение от схемы лечения ставит под угрозу всё выздоровление, — так и, когда духовный врач назначает духовную терапию, верующий обязан следовать его советам и исполнять данные ему правила. Что это за правила? Молитва, земные поклоны, чтение Нового Завета и всего Священного Писания (Новый Завет — это новая Благодать Христова, вся Благодать Святой Троицы, а Ветхий — тень Её). Затем — это пост и внимание к помыслам. Помыслы не надо принимать, но тут же отсекать при самом их зарождении, так как, если ими пренебречь, то они произведут много терний, которые часто бывают очень острыми, до крови поражают человека и нередко вызывают рак.
Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости ради спасения — это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться. Как прекрасны церковные молитвы! Что за слова, они дают жизнь: «Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне»! Проснувшись и припав ко благости Христовой, нужно, во-первых, поблагодарить Его за благополучно прошедшую ночь.
Сон — это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов.
Помолимся и о своих врагах, о тех, кто на нас клевещет, кто нас осуждает, преследует, вредит нам. Это первое, что мы должны сделать, потому что, если не простим их, то и нас Бог не простит.
Старец Ефрем во время пасхального богослужения в Филофее
Настоящая любовь к ближнему обнаруживается тогда, когда человек от всего сердца — а не только потому, что так нужно, ибо Бог так заповедует, — молится за врагов, прощает их и любит, ведь, по сути, наши враги — это наши благодетели. Кто нас искушает, кто осуждает, создает всякие неприятные ситуации, — тот, с одной стороны, есть орудие диавола, а с другой, — Иисуса. Святые отцы говорят, что враги — это калёное железо, которым Господь выжигает наш эгоизм и гордость, врачует нас. Человек действует по злобе, а мы дикую маслину прививаем к доброй и получаем плод полезный для жизни. Вот почему так благотворны для нас действия наших врагов!
Те, кто нас хвалят — если, конечно, они делают это по любви, — сами достойны похвалы, так как имеют в себе любовь Христову. Однако Христос говорит: «Если вы любите любящих вас, то каковая вам благодать? То же делают и грешники, и мытари… Я вам говорю — любите врагов ваших, тех, кто творит вам зло, кто вас преследует, строит вам ковы». Ведь Бог, наш Небесный Отец, освещает солнцем и орошает дождём неправедных и праведных, злых и благих. Для всех Он одинаков: подаёт Свои блага и тем из детей, которые любят Его всей душой, и тем, кто богохульствует и пребывает в нечестии, — всем без исключения, дабы и грешники не явились на Суде безответными. Так и мы, молясь за этих людей, с одной стороны, оправдываем себя перед Богом, а, с другой, — способствуем их просвещению. Ведь, возможно, эти люди даже и не мыслят о Боге, не молятся, даже крестного знамения не творят! Кто же им поможет? Так что им совершенно необходима наша молитва. Помолимся же Богу об их прощении и освящении и в то же время поможем и им самим прийти к покаянию. Это великое дело!
Хочешь отомстить своему врагу? Святые отцы говорят, что нужно помолиться о нём, и твоя молитва вынудит Бога вмешаться. Бог будет действовать в согласии с правдой Своей, и ты оправдаешься за свою любовь.
Пусть жёны молятся за мужей своих и за детей, а мужья — за жён и детей, дети же — за родителей. Так, взаимно помогая друг другу молитвами, мы будем идти к духовному возрастанию.
Помолимся с утра, сделаем поклоны (сколько определил духовник), а если позволяет здоровье, то прибавим к ним и ещё.
Что такое поклон? Это поклонение Богу. Мы покланяемся Богу, а наш враг диавол этого не делает, не преклоняет ни главы, ни колен. Он Богу не поклоняется. Те, кто поклоняются Богу — враги диаволу, а, значит, люди Божии. Поэтому поклоны имеют большое значение. Даже один дополнительный поклон — это уже труд подвижничества, за который будет своё воздаяние от Бога. Те немногие поклоны, что мы творим, копятся потихоньку у Бога на Небе, и когда мы отправимся в Горняя, обретём их там в большом количестве. И это поможет нам дать добрый ответ в страшный час Суда.
Итак, мы молимся утром по долгу, потому что молитва подаёт нам свет, и свет этот светит в течение всего дня, а дальше мы отправляемся каждый по своим делам: кто на работу, кто в школу, кто в путешествие. Но и потом нужно нам не оставлять памяти Божией, ведь за утренней молитвой мы получаем от Бога Благодать, силу, благословение; одесную нас становится Ангел, и мы принимаемся за работу. И где бы мы ни оказались, не будем оставлять памятования о Боге.
Что значит памятование о Боге? Это молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» С памятованием о прощении, о котором мы просим всякий раз, когда воспоминаем о Боге, Господь удостоит нас спокойно вернуться домой.
На работе будем внимательны: рядом работает много людей и говорят всякое. Говорят слова подчас очень скверные, так как пребывают в страстном состоянии и ни о чём не помышляют, только о временном, суетном, о земных наслаждениях. Если молящийся человек внимателен, то не последует им; он жалеет таких людей и молится, чтобы Бог просветил их, чтобы они освободились от такого удушливого духовного состояния, вышли на чистый и вольный воздух. И вечером перед сном вновь будем преклонять колена и приносить наши молитвы Богу. А среди дня или вечером откроем Новый Завет и прочитаем оттуда хотя бы одну главу. Ведь святой Златоуст говорит, что из дома, где есть Евангелие, диавол бежит.
Дни, годы, века проходят как тень и все мы приближаемся к своему концу. Жизнь любого человека — книга, а каждый день жизни — одна её страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое и хорошее, записаны и светлые и тёмные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ.
Будем молиться по силам так, чтобы при исходе из сей жизни у нас не было больших тяжких грехов, а если и оставались, то небольшие и не тяжкие. Большой помощью нам, конечно, будут тогда молитвы Церкви за Литургией, панихиды, милостыни, молитвы близких, дабы и за мельчайшие грехи — ведь кто без греха! — получить прощение от Бога. Самую большую опасность для спасения представляют грехи смертные, и таких грехов очень много.
Однако если мы проводим внимательную жизнь, то бываем свободны от таких грехов. Так человек, склонный к болезни, если часто посещает врача и следует его рекомендациям, то сохраняет своё здоровье. Но если же пренебрежёт посещениями, то нанесёт своему здоровью вред. Потому, часто посещая духовного врача, мы соблюдаем здоровье своей души, которая ценнее всего мира. Ведь целый мир не стоит одной бессмертной души! Мир проходит, а душа не умирает никогда.
В одном церковном тропаре говорится о трезвении. Он читается каждый день за полунощницей, особенно в монастырях: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его обрящет бдяще, недостоин же паки, его же обрящет…» Блажен, говорится в нём, человек, которого Жених, придя, найдёт бодрствующим, недостойный же тот, которого застанет унывающим и нерадящим.
Человек удерживается в трезвении бодрствованием. Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведёт к опасным последствиям. Нерадение наводит то, что усердие на время отодвинуло от нас. Один из подвижников говорит, что молитвы, чётки, поклоны, посты и т. д. нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло. Если человек не принимает назначенные ему врачом лекарства, то тем он вновь открывает доступ к себе болезни, но уже в более тяжёлой форме. Не радея об исполнении духовных обязанностей, мы открываем доступ в нашу жизнь бесам, дозволяем им причинять нам боль, наносить раны и ввергать в опасности. Потому нам обязательно нужно усердие ко спасению: нельзя не радеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы — всё, что у нас есть, это всё ненадёжно, и всего в любой момент можно лишиться.
После трапезы. На переднем плане старец Ефрем
Одно не подлежит никакому сомнению — грядущая смерть. Она следует за нами по пятам. Ни одному человеку на земле не миновать того моста, по которому перейдём мы на противоположный берег, в иную жизнь. Об этом нам нужно крепко задуматься. Мы серьёзно заботимся о многом: о здоровье, о деньгах, о детях, о родителях и о многом другом. Переживаем и волнуемся. Но гораздо меньше заботимся мы о неизбежном — о смерти. Но ведь смерть напрямую приведёт нас к Богу!
Господь говорит: «Изыдох от Отца, и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду ко Отцу». Тем же путём пойдёт и душа человека. Известно, что в человеке душа и тело соединены в одну ипостась. Душа, сотворённая Богом через Сына и Святого Духа, после смерти временно отделится от тела и пойдёт к Богу. После Второго Пришествия воскреснет тело, душа соединится с ним, и весь человек предстанет пред Страшным Престолом Христовым на Суд.
Будем бороться всеми силами души в небесном свете Евангелия за Царствие Небесное. Будем бороться, чтобы в тот Страшный час наше <духовное> состояние было как можно лучше. Мы не знаем на своём опыте, что такое смерть; тот, кто знает, может подтвердить, насколько всё это серьёзно. Все мы пройдём через эти тесные врата и перейдём тот тяжкий мост, и почувствуем серьёзность вопроса. Потому нам необходимо очищение: нашей душе необходимо приобрести достоинства, характерные признаки сыновства, родства Небесному Отцу. В противном случае, если их нет, то душа запечатлеется признаками диавола. Насколько возможно будем очищать себя, приводить в порядок свои мысли, которые бывают причиной нашего отпадения от Благодати Божией.
Господь сказал, что один невнимательный помысел нечистого пожелания поставляет нас виновными. Много людей из-за помыслов лишилось Небесного Царствия. Господь, зная такую нашу немощь, пролил свет и бальзам исцеления на сам корень зла. А корень зла — это пять чувств, питающие разум и сердце. Глаза питают воображение, и вот диавол побуждает очи души направляться на то, что он сам им представляет. Через то он делает сердце человека настолько нечистым, что Христос не может прийти и обитать в нём.
Господь сказал в блаженствах: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят». Значит, сердце нечистое не может узреть Христа. Господь не проявляется в чём-то чувственном, Он проявляется в Своей любви, радости, тишине, мире, «всяк ум превосходящем». Люди думают, что ум состоит в отсутствии помыслов. Такое состояние тоже можно назвать миром. Но Святые отцы, когда говорят о мире духовном, имеют ввиду обручение Небесного Царствия. Христианин, вкусивший этого Божественного мира, делается как бы вне себя. Этот мир есть предощущение в меру человеческих сил Царствия Небесного, так как по учению Святых отцов и тело, и душа человека услаждаются миром в Царствии Божием.
С великой душевной болью настоятельно побуждаю вас к борьбе! Не допустите, чтобы полученное теперь было развеяно ветром, не потеряйте этого, держите глубоко в своём сердце, осуществите на деле, дабы получить пользу и вкусить красоты Царствия Божия. Когда вы обретёте душевное здравие, мера вашей радости и благодарности Богу не будет иметь границ. Напоследок ещё раз хочу попросить вас сохранить в себе то немногое, что Благодатью Божией было здесь сказано: сохранить пользу, которую вы для себя получили в священном Таинстве Покаяния, бороться за то, чтобы увеличить её для себя и передать окружающим. Чтобы, когда Бог удостоит нас вновь собраться вместе, вы были бы в лучшем <духовном> состоянии. Семя, посеянное нами, худое и бедное, потому что сами мы хуже и неключимее этого семени. Желаем вам приумножить полученное и просим молиться, чтобы и нас, убогих, душевно и телесно сохраняла Благодать Святого Духа и удостоила нас спасения во славу Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Духовни́к
См. раздел О ДУХОВНОМ ОТЦЕ
- Духовный отец в Древней Восточной Церкви проф. С.И. Смирнов
- Духовничество игумен Борис (Долженко)
Духовником (в Православной Церкви) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре, в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).
Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, протоиерей Александр Глебов
Ведущая. Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?
Отец Александр. Вопрос о духовнике, или духовном отце, очень сложен, и в границах нашей передачи дать какой-то исчерпывающий ответ на этот вопрос достаточно сложно. Поэтому я обращу внимание наших телезрителей на несколько тем, которые мне представляются наиболее важными.
Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.
Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого Григория Богослова о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который Серафим Саровский указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ведущая. Означает ли это, что советы духовника необязательны к исполнению? Как быть тогда с церковной дисциплиной, с послушанием?
Отец Александр. Отвечая на Ваш вопрос, я зачитаю цитату из интервью покойного митрополита Антония Сурожского. Это интервью владыка дал еще в 1999 году, и оно как раз касалось злоупотреблений в практике духовничества. Владыка Антоний говорит: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но ко всем взаимоотношениям между людьми». Мне, собственно, нечего к этому добавить, я могу лишь прокомментировать. Послушание, действительно, не слепое исполнение всего, что говорит тебе духовник или священник. У каждого из нас есть свой взгляд на вещи, у каждого из нас свое мнение. Мы всегда считаем, что правы мы, а не наши оппоненты, так вот, послушание – это попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Не замыкаться в себе, услышать мнение другого, и прав владыка Антоний, когда говорит, что послушание касается не только церковной дисциплины. Без послушания вообще невозможно никакое общежитие, никакая общность людей невозможна, если мы не будем учитывать мнение тех, кто рядом с нами. Почему возникают конфликты? Почему семьи распадаются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопросах духовной жизни. Опираться только на свое мнение в духовной жизни, на свои представления, которые у нас бывают очень искажены, неосмотрительно. Надо послушать опыт других людей, может быть, воспринять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и называется послушанием.
Ведущая. Если нет духовника, то перед причащением приходится исповедоваться у любого священника, который может быть моложе, а люди, приходящие на исповедь, могут быть опытнее в духовной жизни. Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?
Отец Александр. Вопрос о взаимоотношении между личными качествами священнослужителя и действительностью тех Таинств, которые он совершает, поднимался в Церкви с глубокой древности. Уже в первые века возникло такое учение, согласно которому Таинство бывает действительным только тогда, когда его совершает достойный по своим моральным качествам священнослужитель. Если священнослужитель недостойный, то и Таинства никакого не совершается. Церковь опровергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достойный или недостойный? Что подразумевается под достоинством? Ведь каждый человек, несмотря на то, какую иерархическую ступень он занимает, имеет свои недостатки, слабости, ограничения. Если под достоинством понимать некую безупречность человека или его безгрешность, то в этом смысле достойных людей просто не существует. У святых отцов часто проскальзывает такая идея, что святые – это грешники, осознавшие себя, осознающие себя грешниками. Все люди грешны, но те люди, которые осознают свой грех, приносят Богу покаяние, стараются исправиться, – что-то у них получается, что-то нет, – вот их мы и называем святыми. Но эти святые все равно грешники, все равно люди со своими недостатками. Практически в каждой из молитв чина Литургии содержится обращение священнослужителя, епископа или священника, к Богу о том, чтобы Господь, несмотря на его личное недостоинство, совершил Таинство пресуществления. Наиболее ярко это выражено в чине Литургии в молитве Василия Великого. Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Таинство совершает Господь. Священник не совершитель Таинства, он служитель Таинства. Он священнослужитель, а не священносовершитель, и в данном случае личные качества священника не имеют отношения к действительности Таинства. Как еще в четвертом веке говорил святой Иоанн Златоуст: «Неважно, какой оттиск с печати – золотой или глиняный, печать все равно ставится одинаковая». То же самое относится к Таинству Исповеди. Священник не судья и не следователь-дознаватель. Функция священника в Таинстве Исповеди, в молитве из этого чина определена, как свидетель. «Христос невидимо стоит, я же только свидетель есть», – читает священник молитву. Это свидетельство при Таинстве Исповеди митрополит Антоний Сурожский сравнивал со свидетельством друга жениха, которое бывает на свадьбе. Вы знаете, что при заключении брака всегда со стороны жениха и со стороны невесты есть свидетель, который ставит свою подпись, удостоверяя то, что брак состоялся. Действительно, эта параллель очень уместна, так как свадьба – это радостное событие и покаяние человека тоже радостное событие. Господь говорил, что у него больше радости от обращения одного грешника, от его покаяния, нежели от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в этом покаянии. Функция свидетеля на свадьбе не первостепенна. Он просто свидетельствует о том, что брак заключен. То же самое и священник свидетельствует об искренности кающегося человека. Священник может быть и молодой, и неопытный, и плохо образованный, но для того чтобы разделить с человеком радость покаяния, помолиться с ним, для этого университетов заканчивать не надо. Таинство Покаяния, то есть, обновления человека, очищения его души от болезни греха, совершает Господь в ответ на раскаяние и молитву того человека, который подходит к исповеди. Личные качества священника в данном случае не являются определяющими, как, впрочем, и в остальных Церковных Таинствах.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.
Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.
Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.
Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».
Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря
Как правильно выбрать духовника?
Аудио
— Как правильно выбрать духовника?
— Все люди разные. Святость не отменяет отдельных характерных черт, качеств души. Человек, суровый по характеру, и в святости будет суровым. Молчун может быть святым молчуном. И балагур может быть святым, человек с тонким чувством юмора, чувствующий слово, умеющий развеселить, подшутить без греха — такой, как Амвросий Оптинский. Он сыпал прибаутками направо и налево, был живым кладезем народных емких афористичных выражений.
Каждому человеку нужен свой духовник. Суровым нужен суровый. Есть люди очень мягкие, и если суровый человек попадает под духовное руководство мягкого духовника, то ничего не получится. Мягкий духовник немножко захочет поругаться, потом «перехочет», потому что не в его характере снимать стружку с человека. Поэтому суровый человек будет вить веревки из своего доброго духовника. Так бывает нередко. Он будет добиваться своего, выпрашивать себе благословения, которые ему в принципе вредны.
Образованному человеку хочется иметь образованного духовника, простому — простого, деревенскому — деревенского. А как обычно рассуждают люди? Если мне кто-то подходит и я чувствую, что мне хорошо от советов этого духовника, значит, по моему мнению, он должен всем подходить. Я буду считать, что это эталон духовника, будьте любезны — слушайте его все. А это не так.
Например, воцерковляется интеллигент, с высшими образованиями, со своими сомнениями, борениями — конечно, ему нужен какой-то особый духовник. Не тот духовник, который окормляет, например, какую-нибудь тюрьму строгого режима. Каждой категории людей нужен человек, соответствующий им по душевному, интеллектуальному и внутреннему состоянию. Поэтому духовника нужно искать.
Люди ищут духовников, как ищут невесту, жениха. Маму мы не выбираем, Родину, начальника, детей — не выбираем. Только супругов и духовника мы можем выбирать.
— Вы говорите: как невесту, например, так и духовника ищут. Хорошо, если это в городе, где возможно такое реализовать. А если небольшое село, где стоит один храм и служит один священник?
— Конечно, тогда человек не имеет выбора и все зависит от того, кто служит. Если служит тот, кто почему-то тебя не слышит или ты почему-то не имеешь к нему доверия, ты рискуешь всю жизнь прожить возле Церкви, через два дома, но так в нее и не зайти. Это реальная проблема. Конечно, города более роскошны по части возможности выбора. Города ужасны по степени концентрации греха и великолепны по степени раскрытия широких возможностей для интеллектуальной, духовной жизни и роста. В городах можно совершать прогулки из ада в рай в течение дня много раз туда и обратно. А в селе все по-другому, там оправданна пословица: «Каков поп, таков приход». Здесь от священника очень многое зависит: как он смог поставить себя перед людьми, что о них думает, молится ли о них, любит ли их или пытается полюбить, разговаривает ли с ними, хотят ли они с ним разговаривать о своих проблемах.
Представьте себе, что нужно иметь в душе человеку, чтобы кто-то приходил к нему и говорил с ним о себе. Психологу люди платят деньги, чтобы про себя поговорить. А здесь не надо никаких денег, ты приходишь к батюшке на беседу. Вода стекает в долину, она на горе не задерживается, надо же иметь такую глубокую душу, чтобы ручеек людских речей полился к тебе, чтобы люди захотели к тебе прийти, чтобы они не видели в тебе злорадства, осуждения. Нужно иметь много душевных качеств.
Прежде нежели уповать на вседействующую благодать Духа, нужно постараться не упустить из виду простые человеческие качества. Есть такая шутка: «Вы приняли ангельский образ, желаем не потерять образа человеческого». Вы великий духовник, будьте, пожалуйста, просто человеком. Существует дефицит простой человечности. Если человек столкнется с хамством, обидится и уйдет. Хамство, элементарная черствость, безразличие, невежество, что-то еще — проявления чисто человеческие, из-за которых можно кого-то и потерять. Духовник должен быть сначала человечным. Прежде нежели Дух Святой через него, с ним и в нем начнет благотворно действовать на вверенную ему паству, нужно, чтобы он был просто человеком, чтобы плакал с плачущими, радовался с радующимися, чтобы имел особое отношение к детям и старикам, больным и мертвым. В число людей, которых мы любим, мы должны включать усопших наших, которые тоже наша паства.
У духовника должно быть очень широкое и ясное сознание, человечная душа, сострадание к человеку. Он должен молиться Богу, чтобы Бог помогал ему, потому что человеческих сил для хорошего духовничества нет. Хочется закрыться от чужой проблемы, убежать от этой беды: «Зачем вы все это рассказываете, оставьте меня в покое, не могу слушать». Это естественная реакция любого человека на непрестанные потоки вывернутого подсознания. Где взять силы? Только у Того, Который всех терпит и все знает. Но человеком ты быть обязан.