Содержание
Чтобы воскресить омертвевшую душу, необходим, порой, многолетний духовный труд
Валаамские монахи – они, как воины, которые воюют с грехами. Накануне Петрова поста, который начинается 16 июня, протоиерей Евгений Попиченко – настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы города Екатеринбурга, руководитель и духовник Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии, бессменный ведущий программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз», поделился с читателями сайта valaam.ru своими рассуждениями о тонкостях Таинства исповеди.
Отец Евгений часто совершает паломничество по святым местам России и других стран мира, в частности, он уже побывал на Афоне и в Иерусалиме. Практически во всех поездках батюшку сопровождает группа паломников-единоверцев, прихожан его храма. Пребывая в святых обителях, он служит Литургии, принимает исповедь у всех желающих, причащает. Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?
— Отличие, безусловно, есть. Например, на приходе исповедуются люди, которых ты за месяцы и годы успеваешь узнать, ведь многие из них живут неподалеку от храма. Бывает, что на исповедь как бы случайно попадают люди, которые по мудрому Промыслу Божиему затем перестают быть «захожанами», становясь настоящими «прихожанами». Со всеми ними можно (и нужно!) проводить духовную работу и отслеживать результаты: разъяснять те или иные духовные вопросы, рекомендовать (или, напротив, не советовать) какую-то литературу, при необходимости давать покаянный труд, накладывать епитимию, — отмечает отец Евгений. – Зато в условиях монастыря – будь то Валаам или любая другая святая обитель, сделать это сложнее. Бывает, что человек приезжает в монастырь раз в жизни или раз в несколько лет. С собой он привозит груз тяжелейших грехов, смертных грехов, грехов не исправленных, которые тяготят его душу и щемят сердце. Например, человек живет в блуде и ничего с этим делать не собирается, но вот он приезжает в святую обитель с твердой убежденностью, что здесь ему обязательно нужно исповедаться и причаститься.
Необходимо было время для воскресения души, ее реанимации, ее реабилитации
И что же делать иеромонахам, к которым такой человек приходит? Им приходится брать на себя тяжелейшую ответственность, потому что причащающий за каждого человека Богу даст ответ – кого он причащает. Господь же очень трепетно и строго относится к тому, кому Тело Христово передает… Это великая ответственность: дать и правильный совет, и посильную епитимью, и благословение. Очевидно, что всех подряд причащать нельзя. А здесь получается, что паломник в некотором смысле настаивает на своем: «Вот я приехал, и вы будьте любезны — сделаете все, что нужно». Вот это ответственность!
«Самый трудный подвиг в жизни – это постоянство…»
Лично я не причащаю человека просто потому, что он приехал в монастырь или пришел на приход. Считаю, что человек должен потрудиться, в каком-то смысле потомиться, созреть для того, чтобы принять причастие. И в Православной Церкви всегда была книга правил святых отцов и апостолов, состоявшая из несколько сот страниц. В ней, словно в медицинском справочнике, даются советы о том, какой грех какой покаянной епитимьей необходимо врачевать. Потому что смертный грех провоцирует смерть души. Чтобы воскресить омертвевшую душу, необходим, порой, многолетний духовный труд.
Например, раньше человека за блуд могли отлучить от Церкви на 15 лет. Но это было не просто издевательством над человеком – этот период ему давался для покаянного труда. Необходимо было время для воскресения души, ее реанимации, ее реабилитации. Это опыт Духа Святого Господь через святых людей открывал.
Валаамские монахи – они, как воины, которые воюют с грехами
Кроме того, раньше за обращение к колдунам на семь лет отлучали от Причастия. А у нас сейчас каждый второй по колдунам ходит. Бывает, что даже некоторые причащаются для того, чтобы потом пойти к колдуну, который им говорит, что будет «расколдовывать» их только после того, как человек покрестится и причастится Святых Христовых Таин. Молитвы у такого человека совершенно магические, а это ведь серьезные вопросы жизни и смерти души. У меня сомнений нет. Просто на своем приходе я могу с человеком продолжить духовную работу, а тут, находясь в монастыре, я его вижу в первый и последний раз. Он сюда приехал, но вернется ли он сюда вновь – неизвестно, и это обязательно нужно учитывать…
Я вот несколько дней здесь на Валааме поисповедовал и понял, как непросто насельникам обители. Валаамские монахи – они, как воины, которые воюют с грехами. Но сюда столько людей приезжает с такими непростыми судьбами, что иногда даже не знаешь, как помочь. Порой, от их рассказов становится жутко. Понимаешь, что страждущему человеку не поможешь кратким напутствием – «иди и больше не греши».
Позвольте завершить нашу серьезную беседу небольшой жизненной историей, даже анекдотом. Итак, в больницу назначен новый доктор, которого зовут Иисус Христос. К нему очередь. Пациент на инвалидной коляске заезжает в его кабинет, потом выходит возмущенный: — “Ну, что это за доктор?! Ни о чем не спросил, ни о чем с ним не поговорили!” — “А что он вам сказал-то?” — “Встань и ходи. Ну, я встал и пошел”.
Передать красоту Божьего мира словами невозможно (поездка на Валаам помогла паломникам из Екатеринбургской епархии осознать, каковы настоящие приоритеты в жизни)
Фотография: православный телеканал «СОЮЗ»
Александр Веригин, Екатерина Бутенина
Мертвая душа и как ее оживить.
Аналогия с домом, с крепостью.
Противник пытается войти/ворваться в дом. При закрытых дверях, он будет упорно стучать, и бить по воротам. После нескольких попыток, он отходит прочь. Хозяин дома даже не интересуется, кто приходил и зачем. (Святой Лествичник).
Если хозяин дома откроет двери, то враг полонит его и сделает его своим рабом. Отберет все оружие, на которое он надеялся. (НЗ)
Когда ворота открыты нараспашку, туда заходят приятели врага, и заставляют делать пленника, все, что им угодно. Когда человек возмутится и не захочет больше служить своему господину и его друзьям, он восстает и начинает сражаться. Поле боя будет в его доме/крепости. Человеку, не имея оружия и навыков ведения боя, невозможно изгнать врага из собственного дома. Он так и погибает, рабом и пленником.
Так и в духовной жизни. Человек, не принявший крещение, живет с открытым сердцем/душой для своих врагов. Они делают его пленником, бесы становятся его господами. Бесы научают его всему, что только может отвратить человека от Бога. Человек даже не подозревает, что он служит бесам, он всячески будет отрицать это. Бесов не видно, а все их учение превратилось в привычки, и давно уже выработался характер. (Г, С, Ф)
Во время крещения бесы изгоняются из человека, а вот привычки нет, они остаются.
Человек, принявший крещение, не умеет, или не хочет, запереть ворота, и они остаются открытыми или с легкостью открываются при приближении врага. Враги, рода человеческого, смеются над таким христианином. Человек как грешил, так и продолжает себя вести, ни каких изменений в нем не происходит. Да и откуда им взяться, этим переменам, если он не умеет, а тем более не хочет расстаться со своими страстями. Если же человек ведет ЦЖ, проявляет заботу о своей душе, старается излечить ее, стремится к очищению души и тела от соблазнов, он начинает воевать, вести духовную брань. Со временем ему удастся прогнать своих врагов и затворить ворота. Но…..
Только и остается сказать «но», ибо это не тема моего разговора, пока не об этом.
Покаяние.
ЦЖ включает в себя подготовку к исповеди и причастию и посещение храма. Вне храма принуждение себя к соблюдению заповедей.
Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».
Будет суд и на нем стыд и страх отчаянные. Стыд и страх на исповеди искупают стыд и страх тогдашние. Не хочешь тех, перейди эти.
Исповедь изглаждает грех из всех мест, где он обозначается
Св. Феофан Затворник
Сложилось так, что теперь к покаянию относят только исповедь, то есть перечисление грехов вслух священника. Покаяние на исповеди – это одноточечное обращение к Богу. В жизни это происходит, в лучшем случае один раз в неделю. Есть советчики, которые утверждают, что исповедаться достаточно раз в год. А что с душой, что происходит с ней в это время?
*—————————Х———-
*===+ *М=????+ *П??+ *П?+
После крещения довольно скоро, душа теряет благодать, начинает болеть. Болезнь души, что это? Смерть души, отвращение души от Бога.
Болезнь души, – оставление покаяния. Душа чахнет, и умирает. Уже через месяц или два. И приходит человек на исповедь с мертвой душой. Говорит о своих грехах, получает прощение и оставление этих грехов. Может ли человек вспомнить все грехи? Нет. Получает он полное прощение? То же нет. И отходит он с больной душой. Ему бы начать чаще приходить на исповедь, лечить и лечить душу. А он снова уходит от покаяния на неопределенное время. После исповеди, человек получает прощение, только тех грехов, которые он вспомнил. Так очищает он свою душу такими посещениями церковных служб или нет? Наверное, нет. Грехов становится все больше и больше, как комом наваливаются они на бедную душу. Человек не видит пользы от такой ЦЖ и отходит и прекращает ее.
*—————————Х——————
*===+ *М=?П?П?П?П?
==== – здоровая душа
? – больная душа
П – покаяние – исповедь
ИМ – покаяние – Иисусова молитва, здоровая душа
Такая схема для О, Ж, З, Г и С.
Если человек, после крещения ведет ЦЖ, часто исповедается, то через несколько лет он может излечить душу. Причем чем в более старшем возрасте человек принял крещение, тем большее время ему требуется на исправление. Конечно же, огромное значение имеют и духовное руководство и воля самого человека, и другие условия жизни человека. Для каждого эти условия разные, и по-разному будет проходить лечение.
Суть в том, что человек после исповеди не получает полного исцеления. Регулярно и часто исповедуясь, он постепенно вспоминает прошлые грехи. Он на исповеди говорит не только о грехах, совершенных после последней исповеди, но и те которые он вспомнил до нее. Да, так спасаются многие. Этот путь избирают большее число православных. В данной заметке пространно говорить о спасении в церкви не стану. На каждом приходе могут быть свои особенности. Здесь я пишу о том, что происходит после выхода человека из храма. Человек вышел из храма и вновь его посетит через неделю. Сколько может человек трезвится? Постоянно пребывать в памяти о Боге? День, много два. Обычно же пару часов. А что потом? А потом заботы и дела житейские и о Боге остаются только временные воспоминания, и заполняют сердце различные помыслы. И всех их вспомнить предстоит на исповеди, что весьма затруднительно. Непрестанно молитесь, основная заповедь НЗ. Выполнение этой заповеди обязанность всех христиан.
После крещения и покаяния на душу человека продолжают нападать бесы. К тому же человека ни крещение, ни покаяние не избавляют от привычек. Душа начинает болеть и умирает. Болезнь души – это душа без покаяния. Смерть души – душа без Бога. Сейчас принято считать, что покаяние это только исповедь. То есть одноточечное действие, совершаемое в течение одного или нескольких месяцев, а возможно года и больше. Определить продолжительность болезни трудно. Но не это главное. Важно знать, что болезнь есть и лечить душу надо. Как бы часто не исповедался человек, он выходит из храма и его вновь окружают мирские попечения.
Нет. Для вех одного рисунка будет мало.
К
*Х(К)———————————
*М(К)==П=П=П==П==?П=П=
Человек, крещенный в младенчестве, по достижении возраста приходит на исповедь. От приходящих помыслов, душа не заболеет, если эти помыслы как можно чаще исповедать. Кто пренебрегает этим, тот совершает дела навеваемые помыслами. Душа заболевает. Здесь уже необходимо покаяние. Душа заболевает, это опасно, здесь уже необходимо врачевание. Врачевание души это наука о спасении, которой должен владеть каждый священник на приходе. Есть монахи, владеющие таким искусством, есть они и среди мирян, приобретших знание опытом.
Упражнение как вернуть утерянную душу и распознать потерю
29 октября 2019 в 11:57
@ Имлу Хаген
Душа — это совокупность энергий человека, отвечающих за общий тонус жизни, умение радоваться процессам бытия и любить. Наличие этих тонких энергий приводит к тому, что женщина умеет поддерживать отношения, нравиться мужчинам и хранить тепло в домашнем очаге.
Как определить потерю души
В индейской мифологии тонкие энергии, называемые «душой», называются «хекура», в африканской «лемби». «Потеря души» — это отдача этих самых энергий.
Чаще всего «потерей души» называется ситуация, когда говорят примерно так: «Он ушел и душу унес».
При «потере души» имеет место полная растворенность в партнере. Вся жизнь приносится в жертву ради него, своих интересов практически нет — женщина живет интересами партнера.
Состояние разрыва отношений в таких случаях воспринимается как гибель. Да, в общем, так оно и есть. Тому, у кого «потерялась душа», приходится учиться жить для себя, а это очень непросто. Трудно найти хобби, работу, учебу…
Часто «потерю души» путают с приворотом, хотя разница огромная.
Приворот — насильственные магические действия, а «потеря души» — добровольная отдача.
В случае «потери души» счастливого итога не бывает: либо партнеры расходятся, либо тот, кто «потерял душу», тяжело заболевает…
Симптомы отсутствия души
Симптомы человека, «потерявшего» душу, очень похожи на последствия приворота.
- Резкое увеличение веса.
- Утрата привлекательности.
- Тусклый взгляд.
- Странности в поведении и одежде.
- Болезненная ревность: он пришел с работы на полчаса позже, а у человека «с украденной душой» истерика.
- Невозможность существовать без партнера больше трех дней.
- Склонность к допингам (алкоголю).
Кто подвержен «потере души»
Как правило, такой напасти подвержены люди с ослабленным «я» или вялой энергией личности.
Такими людьми являются артисты, писатели, поэты, танцоры и все те, кто вынужден примерять на себя чужую жизнь.
Это происходит оттого, что творческие люди вкладывают «всю душу» в свои творения, а собственная сила личности угасает.
Поэтому среди творческих личностей так часто случаются самоубийства на почве неразделенной любви.
Еще такой беде подвержены подростки — у них и сила личности слаба, и страх смерти отсутствует.
Естественно, что люди, полностью растворяющиеся в партнере, тоже примеряют на себя чужую жизнь и от этого подвержены такой болезни, как «потеря души».
Как вернуть назад душу
Алхимики считали, что состояние воли определяют по животу: плоский накачанный живот показатель сильной воли, а наличие брюшка — слабой.
Чтобы укрепить волю и, следовательно, научиться контролировать обстоятельства жизни, алхимики советовали укреплять мышцы пресса. Накачивать живот.
Состояние ума алхимики характеризовали тем, как обстоят дела со слухом. Отличный слух — показатель готовности к восприятию новой информации.
Если у вас плохая память или вы не любите учиться — корректируйте слух. Только тогда обстоятельства счастливой жизни повернутся к вам лицом.
Наличие души алхимики определяли по глазам. Глаза, излучающие сияние, сверкающие, как брильянты, — показатель того, что в жизни все о’кей.
Тусклый взгляд — знак серьезных проблем.
У вас тусклый унылый взгляд — проблемы с душой. Чтобы вернуть утерянную душу и блеск глазам, полезно делать специальную дыхательную гимнастику.
Гимнастика для глаз:
- Устремите глаза в небо, усыпанное звездами.
- Наслаждайтесь какое-то время мерцанием звезд.
- Представьте, что глаза имеют «рот».
- Вдыхайте энергию звезд глазами.
- Ощутите, что ваши очи полны звездного света.
- Пусть этот свет синего цвета распространится по всему вашему телу.
- Выдохните то, что делает ваш взгляд тусклым и унылым.
- Сделав десять раз такое упражнение, ощутите, что ваши глаза сияют как брильянты, и вы сами лучезарны и светлы. Вы светитесь счастьем, и это сияние привлекает к вам нормальных людей.
Способ возвращения утерянной души
Что делать при потере души? Представьте, что вы сидите в зрительном зале и смотрите черно-белый фильм со своим участием. Вы и партнер в главных ролях, а фильм этот — о вашей жизни, вернее, о ваших отношениях с ним:
- Вы смотрите фильм с самого начала.
- Пускаете замедленную съемку, а потом по кадрам.
А) Знакомство. Б) Первые встречи. И так далее до настоящего момента.
В процессе такого воспоминания вы точно заметите время, когда ваша душа перекочевала в партнера. Это, как правило, не одноразовый этап, а длительный.
Процесс такого воспоминания — очень долгий и трудоемкий, но вам удастся вернуть утерянную душу.
Теперь вопрос о том, если к вам вернется «украденная энергия», будет партнеру хуже?
Скорее всего! Ведь энергия-то не его, а «украденная», пусть в большинстве случаев женщины отдают душу добровольно.
Сложный способ возвращения утерянной души
Это тоже методика «кино», но только в цвете. Более того — нужно попытаться увидеть на киноэкране не только себя, но и свою ауру. Как правило, ее представляют как серебристый ореол, окутывающий тело.
Вы смотрите фильм с самой собой в главной роли и вдруг видите, как серебристый ореол порвался! Стоп-кадр! Это и есть момент начала «потери души».
С глубоким вдохом восстановите мысленно целостность своей ауры и продолжайте вспоминать.
Такую работу по возвращению «потерянной души» невозможно сделать за один или два раза! Это не праздное занятие. К нему нужно подходить серьезно: запланировать делание практики каждый день в течение двадцати минут.
Если поможет: записывайте на бумаге хронологию событий.
В течение двух-трех месяцев при усиленной работе можно частично вернуть тонкие энергии, называющиеся «душой».
Это, конечно, долго, но «потеря души» — травма серьезная. Главное, что теперь вы знаете о том, что делать при потере души.