Содержание
Отношение православия к астрологии
Основные причины негативного отношения православия к астрологии были сформулированы в разделах «Истинный механизм астрологии» и «Добро и зло в астрологии или что такое астропсихология». В этом разделе подведем итог и завершим разговор на тему христианства и астрологии.
Православная Церковь, в течение двадцати столетий с момента своего основания, рассматривала астрологию как отрасль магии и колдовства, предостерегая своих чад от увлечения ими. Такой взгляд не является ошибочным или преувеличенным, что подтверждается, в том числе, и словами самих астрологов.
Отношение православия к астрологии и другим оккультным практикам основывается на Священном Писании, постановлениях Соборов и творениях святых Отцов. Но перед тем как показать его, стоит привести несколько цитат, отражающих взгляд астрологов на христианство.
«Как писал Антоний Сторр: «Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми. Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение». К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии)
«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)
«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)
Еще раз о связи астрологии с магией или колдовством:
«Исторически астрология является ответвлением древней магии, то есть представляет собой эзотерическую доктрину дохристианской эпохи». (К. Сельчонок. Астропсихология)
Высказывания в подобном ключе, не являются чем-то необычным для астрологов и свойственны не только упомянутым авторам.
Библия и астрология
Еще в Ветхом Завете Господь запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.
«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).
«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли».(Иер.27, 9-10)
«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).
«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).
«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)
«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).
В Новом Завете отношение к чародеям не изменилось:
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22, 14,15).
Соборные постановления и правила
72-е правило св. Василия Великого: «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца».
36-е правило Лаодикийского собора: «Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви.»
24-е правило Анкирского собора: «Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Тайн».
61-е правило Шестого Вселенского собора: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14–16)».
Выдержка из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:
4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.
5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…
13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.
14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.
Иногда астрологи высказывают недовольство, возмущаясь, что Церковь берет на себя смелость что-то запрещать. Но дело в том, что приведенные постановления относятся к православным христианам, т.е. к тем, кто участвует в таинствах и жизни Церкви. Им она запрещает заниматься оккультизмом, в том числе и астрологией, поскольку должна ограждать своих чад от всего, отлучающего от Бога и лишающего Царствия Небесного. Самим же оккультистам Церковь ничего не может запретить, поскольку они находятся вне ее.
Святые Отцы и учителя Церкви об астрологии
Святые Отцы и учителя Церкви с первых веков христианства предостерегали о гибельности для души увлечения астрологией.
Одно из ранних упоминаний астрологии находим в Дидахе или «Учении двенадцати апостолов» — памятнике первого века, читавшемся в древности за богослужением наравне со Священным Писанием: «Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение».
Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, — чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология — ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).
Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, — пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, — для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).
Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)
Святитель Василий Великий: «… всякий кто допускает влияние дня рождения, чтит необходимость, судьбу и рок и, утверждая это, сколько может, отвлекает людей от веры в Бога и от благочестия, тот дела вавилонян именует славными. Ибо астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что существующее зависит само от себя, а не от Бога, и, подчиняя события течению звезд, изгоняют Промысл, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие не имеют никакой силы…»
Преподобный Антоний Великий: «Если добрые и злые дела начинаются не от нас, не нашим действием, но понуждаемы рождением, то почему законодатели устанавливают, что по воле, а что не по воле. И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд… Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели…Так что воля каждого возносит доброе и злое; а не необходимость или случай, или расположение звезд. Не были бы поставлены нам в вину наши согрешения, если бы мы поступали так или иначе по причине звездного искусства».
Святитель Иоанн Златоуст: «Замечай мудрость Творца, замечай силу. Бог положил светила на небе, чтобы они светили над землею. И для знамений, говорится, и времен, и дней, и годов (ст. 14). Что значит: для знамений? Астрологи своими гаданиями, не имеющими никакого основания в действительности, доказали тщетность своих надежд на астрологию. Что по звездам нельзя ничего определить относительно жизни человеческой, об этом свидетельствует Исаия, говоря: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и видящие знамения и скажут, что должно приключиться тебе (Ис.47:13). Относительно жизни человеческой небо не дает никаких указаний. Хочешь знать, какие знамения оно дает? Оно указывает на дожди, ветры, непогоду и ведро (ясное небо — прим. ред.). Такие явления звезды показывают, — и это по человеколюбию Божию, чтобы мореплаватель, видя знамение, избегал опасности, чтобы земледелец, зная время наступления зимы, заблаговременно обрабатывал землю».
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звёзд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях».
Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности — неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»
Современная астрология претерпела ряд изменений по сравнению с древней и представленные цитаты кому-то могут показаться неактуальными, но это не так. Святые Отцы критикуют астрологию за то, что она, наделяя человека отрицательными качествами, лишает его свободы, делая звезды и планеты, а через них и Бога, виновниками зла. Сейчас астрологи говорят, что расположение светил во время рождения не делает человека добрым или злым, а только показывает, какой он, как циферблат часов показывает время, но не создает его. Однако это не меняет сути: астрология до сих пор признает насильственное наделение человека теми или иными моральными свойствами. Этим она лишает его нравственной свободы и клевещет на Творца, Который будто бы создает одних добрыми, а других «полными ненависти, жестокими, мстительными, неблагодарными, ленивыми, скупыми, коварными». Не говоря уже о том, что, по мнению ряда астрологов, человек должен «быть своей картой», т.е. сознательно приобретать качества, содержащиеся в ней, включая негативные. Астрологов это не смущает, поскольку у них свой взгляд на то, что является негативным, а что нет. Как сказал Радьяр, «ничего в карте не должно рассматриваться как плохое или вредное». Кроме того, сколько бы ни эволюционировала астрология и не удалялась от существовавшего в древности обожествления планет, сколько бы ни прикрывалась психологией, она не перестает быть оккультной практикой, способом общения человека с падшими духами.
Некоторые астрологи не останавливаются говорить, что астрология помогает человеку узнать волю Божию. Такую мысль нужно признать совершенно ложной, и не только в связи с приведенными цитатами. Чтобы узнать волю Божию не нужно далеко идти, поскольку она уже возвещена самим Богом и содержится в Евангелии. Воля Божия заключается в том, чтобы люди верили в Бога не произвольно, а как Он сам открыл верить, соблюдали Его заповеди, а в чем оступились — каялись и исправлялись. Если человек составил искаженные представления о Боге и заповедях, не считает нужным узнать их, грубо нарушает заповеди, даже не понимая того, какую еще «волю Божию» он хочет узнать у астролога? Это все равно, что, имея рак, лечить кашель — один из его симптомов. В свете сказанного следует знать, что обращающийся к астрологу не только не узнает от него волю Божию, но и грубо нарушит ее, прибегнув за помощью к силам, враждующим против Бога.
Для православного человека увлечение астрологией является грехом, степень которого зависит от его вовлеченности в эту практику. Если он просто верит в «желтую» астрологию, широко представленную в СМИ, это будет суеверием, как и вера в приметы, что является препятствием на пути духовной жизни. Человек должен не только верить в Бога, но и верить Богу, доверять Ему. Любые суеверия похищают в большей или меньшей степени это доверие, переносят его на предмет своей суетной веры и, таким образом, исключают Бога из жизни человека, уничтожают деятельную веру в Него, оставляя сухое рассудочное признание Его бытия, которое есть и у демонов. Если же кто дойдет по посещения астролога, это будет равносильно обращению к колдуну и тяжким грехом, относимым к разряду смертных, как умерщвляющих душу для Бога и разлучающих согрешившего с Божественной благодатью до тех пор, пока он не принесет покаяние и не вернется на путь Божий.
Ю. Щукин
Отношение церкви к астрологии
Вообще говоря, отношение церкви к астрологии негативное. В том числе, и так любимой нами астрологии отношений. Мы перерыли много материалов, касаемо этой темы. Постарались понять причину такого отношения. Начали сначала. В Ветхом Завете всё конкретно и категорично. С обещанием покарать:
«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас, и вы погибли» (Иер.27, 9-10).
Не будем вдаваться в очень спорные моменты про Бога Яхве и про то, что современная православная церковь считает язычеством. Тут есть много доводов не в пользу последней. Начиная с понятия самого православия.
И того, что до принятия христианство, русские не лазили по деревьям и имели свою достаточно развитую цивилизацию. Не будем, ибо не в этом цель данной публикации. А в том, что сложилось такое мнение, что представитель церкви сваливают в одну кучу астрологию, магию и гадания.
Вот выдержка, иллюстрирующая современное отношение церкви к астрологии. Из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:
«4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой».
Здесь, очевидно, идёт достаточно жёстко противопоставление. Кто-то кому-то, якобы, объявил войну. И, если позиция служителей церкви по отношению к этому весьма агрессивна, то со стороны сообщества астрологов мы такой агрессии не наблюдаем. К церкви отношение от нейтрального до уважительного.
Возникает вопрос. А, может быть, тут дело в некой конкуренции? Астрологи могут ответить на некоторые вопросы, на которые церковь ответить не может? Никоим образом не затрагивая вопросы веры. А, может, астрологи покусились на принятие своей судьбы такой, какая она есть? И показали, что её можно менять? Кто знает, кто знает?
И совсем уж непонятно, зачем сваливать в общую кучу астрологию, магию, ясновидение и спиритизм? Выдержка из того же определения:
«5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…»
Во-первых, настоящий астролог не претендует никоим образом на звание пророка. В частности, в астрологии отношений астрологи пытаются выявить возможные точки напряжённости в отношениях и помочь их проработать. Что в этом такого, что могло бы вызвать такую реакцию такое отношение церкви к астрологии?
Вы заметили, что мы не кричим с пеной у рта, что астрология есть самая непреложная истина. Мы задаём вопросы. И мы искренно считаем астрологию наукой, способной конкретно помочь отдельной личности. Разумеется, если она будет стараться следовать высокому пути развития.
В заключение приведём одно из кардинальных заблуждений:
Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»
Целью любого добросовестного астролога является как раз не оправдание мерзких поступков человека влиянием каких-то звёзд. И, ни в коем случае, не лишение человека свободы воли. Наоборот. Указывая на его отрицательные качества и привычки, полученные от рождения, постараться убедить его проработать их и попытаться пойти по пути более высокого уровня. Показать варианты. Это и мораль, это и альтруизм, это и избавление от пагубных привычек.
Волхвы, принесшие дары Родившемуся Христу, занимались наблюдением за звездами. В древности астрономия была всегда соединена с астрологией. Но если волхвов наблюдение за звездами привело ко Христу, то можно ли это же сказать и в целом об астрологии? Давайте вместе разберемся с этим вопросом.
В основе астрологии лежит представление о том, что жизнь человека и свойства его души обусловлены тем или иным положением звёзд. В свою очередь такое представление возникло на почве верований древних язычников, поклонявшихся небесным светилам. Эти верования, а иначе их не назовешь, вступают в коренное противоречие с верой христиан в то, что человек как высшее творение Господа является господином и хранителем всего творения в том числе и небесных светил. Если вы внимательно прочитаете первую главу книги Бытия, то увидите, что звезды, солнце и луна созданы в четвёртый день творения, и человеку дана власть над всем, что на земле, но звёздам не дана власть над человеком. Назначение звезд и светил по книге Бытия в том, чтобы «чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы». Заметьте, что Бог не упомянул, что звезды и светила даны для угадывания будущего человека.
Человек является частью материального мира телом, но душой относится к миру духовному, поэтому свойства нематериальной души не могут быть обусловлены тем или иным положением материальных звёзд. Также и в целом жизнь человека обусловлена Божественной волей, а не положении звезд в момент рождения.
Ещё одной основой астрологии является желание узнать будущее. С точки зрения христианской нравственности такого рода стремление является вредным для души христианина: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами» — так об этом говорит святитель Василий Великий.
Многие пытаются узнать характер другого человека с помощью гороскопов или на основание того, в какой год родился человек по китайскому календарю. Но православное учение о человеке говорит нам, что дата рождения человека не влияет на его характер, так как человек обладая свободной волей сам формирует его.
Человек свободен выбирать между добром и злом, жизнью с Богом и духовной смертью, жизнью с духовной свободой или рабством гороскопам. Если жизнь человека зависит от расположения звёзд, то человек не свободен, он все делает по необходимости — так расположились звезды, ничего не по делаешь. Но Бог дал человеку свободу — он сам может решить какой поступок совершить и в состоянии изменить свой характер.
Итак, призываю вас освободиться от оков гороскопов и предсказаний, передайте себя воле Всеведущего Бога, а не бездушным звёздам. Пусть ваша жизнь управляется евангельскими заповедями, а не советами астрологов.