Содержание
- Христианство: как изменить самого себя
- Как стать христианином?
- Бог любит нас и хочет, чтобы мы познали Его.
- Мы не можем придти к Творцу, потому что отделены от него непреодолимой пропастью нашего греха.
- Зная это Бог сам сделал первый шаг, послав в этот мир Своего Сына Иисуса Христа.
- Верой приняв дар прощения мы можем познать любовь Бога и Его замысел.
- МЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ЭТОТ ВЫБОР
- ПОСЛЕДСТВИЯ НАШЕГО ВЫБОРА
- УНИКАЛЬНОСТЬ ХРИСТА
- ЛЮБОВЬ БОГА
- ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ:
- ИИСУС – ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО ПОБЕДИЛ СМЕРТЬ:
- ВЫБОР КАЖДОГО:
- ВЕРА:
- Признать свою вину за то, что отвернулись от Него
- Поверить в то, что Бог полностью простит нам наши грехи, на основании того, что Христос уже умер за нас, сполна заплатив за наши ошибки
- Принять решение следовать за Христом, доверив Ему свою жизнь и признав Его своим Господом и Спасителем
- ПОКАЯНИЕ:
- ДВЕ ЖИЗНИ:
- МОЛИТВА
- ПРЕОБРАЖЕНИЕ:
- Иисус Христос Духом Своим Святым вошел в вашу жизнь и никогда не покинет вас (Откровение 3:20; Евреям 13:5)
- Вы получили прощение за все ваши грехи (Колоссянам 2:14)
- Вам дана новая жизнь и сила, благодаря которой вы будете преображаться (Колоссянам 2:15)
- Теперь вы можете познать Божью любовь и Его замысел, как Он того и хотел с самого начала (Ев. от Иоанна 17:3; 10:10)
- ЧУВСТВА:
- РОСТ:
- ОБЩИНА:
- Беседы с батюшкой. Что значит быть настоящим христианином
- Что значит быть христианином?
- Что значит быть православным христианином?
- Как быть христианином каждый день
Христианство: как изменить самого себя
Как быть христианином в самых обычных повседневных ситуациях? На этот раз мы выбрали из нашей почты вопросы об отношении человека к самому себе и к ближним и задали их Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.
— Владыка, для любого человека важно общение с другими людьми. Можно сказать, что в общении — и с близкими нам людьми, и с не очень близкими и приятными — мы учимся христианству на практике. В почте нашей рубрики «Вопрос священнику» есть вопрос, который достаточно характерен для многих из тех, кто только входит в Церковь или пока «присматривается» к ней. Вопрос такой: «В Евангелии сказано, что нужно любить ближнего как самого себя. А в другом месте, что надо отвергнуться себя. Так надо ли себя любить и как надо это делать? Заботиться о своем здоровье, о хорошем отдыхе, о разных удовольствиях — это любовь к себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек может нести добро другим, а злой и дерганый приносит одни неприятности. Мария».
— Действительно очень хороший вопрос — в том смысле, что в нем, как в капле воды, отражается мировосприятие современного человека, пока не близкого Церкви и христианству. Да, в Писании сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта мысль раскрывается и в других евангельских словах: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Эти слова — золотое правило человеческой нравственности. Для христианина — главный принцип его взаимоотношений с другими людьми. А вот в другом месте Господь Иисус Христос говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Здесь речь идет совсем о другом — о следовании человека за Богом, утверждается иерархичность ценностей в жизни христианина.
Любовь к себе — естественное человеческое чувство. Поэтому и о любви к ближним Господь говорит просто и ясно, так, чтобы всем было понятно: вот как ты любишь самого себя, так полюби и человека, который находится рядом. Хочешь благополучия? Желай благополучия и другому человеку. Хочешь достатка и счастья? Пожелай их и другому и помоги ему этого достигнуть. Здесь речь идет об обычных земных вещах.
Но тот, кто хочет в прямом смысле идти за Господом, должен отвергнуться себя, то есть перестать ставить собственные интересы на первое место, отодвинуть их в сторону, взять свой крест (все то, что уготовано человеку в этой жизни — и доброе, и неприятное) и терпеливо идти вслед за Христом. Поэтому два евангельских отрывка, приведенных в вопросе, говорят о разных вещах.
Заботиться о своем здоровье, хорошем отдыхе, разных удовольствиях — может быть, это не столько любовь к себе, сколько себялюбие. Между этими понятиями есть разница. Я не хочу сказать, что это вещи постыдные, греховные, ненужные — нет, конечно. И об отдыхе надо заботиться, и о здоровье. Относительно удовольствий — нужно отнестись с рассуждением. Да, есть удовольствия не предосудительные, но очень часто бывает, что изобилие разных удовольствий просто стирает в человеке все человеческое. В подобной заботе о себе — только часть любви к себе, причем незначительная, простейшая. Для христианина любовь к себе — это стремление ко спасению, к жизни с Богом, устремленность к высшим идеалам. Не просто к тому, чтобы хорошо поесть, попить, поспать и получить удовольствие, а к тому, чтобы стать настоящим человеком. Один советский автор написал очень известную в свое время книгу, где есть слова, которые и христианину полезно помнить: «Жить надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В человеке должно быть стремление к высшему, к тому, что после его смерти останется в вечности. Это и есть настоящая любовь к себе.
С моей точки зрения, совершенно чудовищно звучит утверждение, что только довольный собой человек может нести добро другим. Это абсолютно неверно. Человек, довольный собой и своей жизнью, — страшное существо, которое лучше обходить за километр. Для того, чтобы это понять, достаточно почитать классическую литературу, где все самодовольные люди — антигерои.
Если же человек злой и дерганый — да, это действительно плохие качества, и они говорят о том, что он не привык и даже никогда не пытался научиться переносить с терпением какие-то испытания в своей жизни. Не бывает ведь беспроблемной жизни, иначе не вешались и не стрелялись бы люди богатые и знаменитые, не уходили бы они столь страшным образом от своего богатства. Человеческая душа — бездна. Ее не заполнить всеми богатствами и наслаждениями мира, потому что она создана Богом и для Бога, и только в Боге может успокоиться.
Человек, по-настоящему состоявшийся, — это тот, кто научился с благодарностью Богу и с терпением преодолевать все тяжелое и неприятное, кто живет с упованием на Бога, с любовью к Нему и к окружающим людям. С таким человеком действительно хочется находиться рядом.
— А как быть, если у человека изначально тяжелый характер? У нас есть такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему одному человеку от рождения Бог дает характер смирный, добрый, кроткий, а другому, наоборот, горделивый, злой, раздражительный? Получается, что добрым людям легче быть добродетельными, легче спасаться. И земная их жизнь складывается успешнее, чем у тех, кто имеет тяжелый характер. А это бывает, например, из-за того, что в своей семье в свое время они не получили любви и должного воспитания. Почему такая несправедливость? Или я в чем-то неправа?»
— Да, уважаемый автор вопроса и права, и неправа. Все люди разные по своему характеру, но я не соглашусь с тем, что они рождаются со столь резкими различиями. Очень многое зависит от воспитания, от того, что человек получил в семье. Напомню, что в книге аввы Дорофея «Душеполезные поучения», в главе «О том, чтобы не судить ближнего» есть замечательный пример. На невольничьем рынке были проданы две девочки. Одну купила благочестивая женщина, сделала ее членом своей семьи, воспитала добродетельной. А другую купила блудница и вырастила соответствующим образом. И авва Дорофей спрашивает: когда эти девочки вырастут, если они согрешат одним и тем же грехом, разве будет Господь судить их одинаковым судом? Конечно, нет. Это надо иметь в виду. Господь будет оценивать поступки человека, учитывая те обстоятельства жизни, в которых он воспитывался.
Вообще, это сложный вопрос, из числа тех, что всегда приходили людям в голову (их еще называют «проклятыми»). Вспомним, что на подобные вопросы преподобного Антония Великого («Господи, почему одни люди живут долго, а другие мало? Почему добрые страдают, а злые благоденствуют?.. «) Богом был дан ответ: «Антоний, то судьбы Божии, а ты внимай себе и спасешься». Есть вещи, на которые мы получим ответ в вечности. Но нам самим нужно исправляться — стараться быть добрыми, никогда никого не осуждать. Если видишь, что у тебя что-то не получилось в юности, в молодости, нужно себя перевоспитывать. Это сложно, но, с Божией помощью, возможно. Собственно говоря, христианство — это и есть длительный, до самой смерти процесс воспитания человеком самого себя.
— По традиции, у нас много вопросов о грехе, в котором почти всем нам приходится каяться на каждой исповеди. «Всегда что-то находится: и в разговоре с близкими узнаешь что-то о ком-то не по своей воле, и сама делишься, если что-то неприятное на работе произошло»,— замечает наша читательница и спрашивает: как отличить осуждение от констатации факта и как «проглотить» неприятное, что говорят о тебе или делают в отношении тебя другие люди?
— То, что мы называем здесь констатацией факта, скорее всего, тоже осуждение. Нельзя закрывать глаза на какие-то очевидные несправедливости или неправильности. Их нужно сознавать, но совсем не обязательно выслушивать об этом от других или самому кому-то рассказывать. В таком случае это осуждение чистейшей воды, и никаких других определений для этого явления не существует.
Для того чтобы не осуждать других, человек должен очень честно и внимательно относиться к самому себе. Когда он отдает себе отчет в собственном состоянии — а оно у нас у всех очень неважное, — тогда ему в голову не придет осуждать окружающих. Нужно постоянно прикладывать усилия к тому, чтобы не осуждать, это главное. Тогда начнет что-то получаться. На самом деле все, что касается духовной жизни, требует постоянных усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
Что касается того, как «проглотить неприятное» — здесь тоже необходим навык. Но какой? Опять же у аввы Дорофея есть хороший пример. Он рассказывает об одном монахе, которого постоянно ругали, а он, казалось, относился к этому совершенно спокойно. Удивляясь такому устроению, авва Дорофей спросил: брат, скажи, как ты достиг бесстрастия? Тот ответил презрительно: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы». И авва Дорофей здесь со скорбной иронией замечает: «Нашел путь брат сей…». Такой путь ни в коем случае избирать нельзя. Нужно суметь настроить себя на то, чтобы видеть свои недостатки. Видите, опять мы вернулись к этому. Тогда ничто, сказанное о нас другими людьми, не будет казаться нам совсем уж неправильным. «Достойное по делам своим принимаю» — вот это нормальное отношение.
Нужно воспитывать в себе смирение. По слову одного из оптинских старцев, смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет (вот об этом очень часто забывают!). Ни на кого не гневаться — это первый этап, очень сложный, он может занять у человека годы. Второй — никого не прогневлять… Тут просто за голову схватишься и скажешь: «Нужна еще одна жизнь для того, чтобы этого достичь». Но нужно стараться.
— Как же научиться ладить с людьми? «Как научиться чувству такта и дипломатии? Изза этого иногда отталкиваю людей и не могу строить гармоничные отношения. Есть ли для этого духовные методы?» — спрашивает наша читательница.
— Видите ли, в чем дело: не существует «духовных методов» для того, чтобы добиться в самовоспитании каких-то отдельно взятых положительных результатов. Человек должен жить христианской жизнью во всей ее полноте — стремиться к Богу, стараться выполнять заповеди Божии, быть внимательным к себе и к окружающим. И если благодаря этому он «переформатируется» во внутренне собранного, внимательного к собственным движениям души, к поступкам, к словам — тогда он обретает и умение налаживать свои отношения с людьми. Это не такт и дипломатия — в духовной жизни это называется по-другому. Тогда человек становится и помощником, и приятным собеседником, вообще тем, на кого можно положиться в жизни. Христианин — это целостная личность, в которой нельзя выделить какие-то отдельные добродетели. Поэтому надо воспитывать в себе христианина, пересматривать свою жизнь, полностью перенастраивать ее в соответствии с Евангелием — тогда все будет получаться. А иначе — аутотренинги. Конечно, усилием воли можно себя заставить быть дипломатичным или просто научиться хорошим манерам. Но, видите ли, когда нет религиозной мотивации и настоящей внутренней перестройки, все это очень ненадежно и некрепко. Поэтому, я думаю, нужно просто менять всю свою жизнь.
Подготовила Наталья Горенок
Как стать христианином?
Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас?
В переводе с греческого слово Евангелие означает «радостная весть». Эта радостная весть по сути сводится к 4 основным постулатам Христианской веры:
-
Бог любит нас и хочет, чтобы мы познали Его.
-
Мы не можем придти к Творцу, потому что отделены от него непреодолимой пропастью нашего греха.
-
Зная это Бог сам сделал первый шаг, послав в этот мир Своего Сына Иисуса Христа.
-
Верой приняв дар прощения мы можем познать любовь Бога и Его замысел.
«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Псалом 33, стих 8
Нам нравится наше бытие, каким бы оно ни было. Мы чуть-чуть стыдимся “нищеты духа” и пустых карманов достижений к середине жизни. Но все это не имеет значения, когда с друзьями встречаешь рассвет за чашкой ароматного чая или вдыхаешь запах любимой, чьи русалочьи волосы распластались на подушке. Мы любим свою жизнь и совсем не готовы с ней расстаться. Мы готовы честно смотреть на окружающий нас мир, задыхаться дождем и упиваться своей смелостью — ведь мы бросили вызов Творцу и выжили. Чуда не произошло. Он так и не явил Себя нам, хоть мы и просили Его показать Свою мощь и силу.
Но не все так просто…
“Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.”
Книга пророка Исаии
55 глава, 6 стих
Нам кажется порой, что Бог прячется от нас, и мы и не заметили, как закрыли лицо руками будто малые дети, решив, что если мы не видим Всевышнего, то и Он не видит нас. А Бог, если и скрывается от нас, то только потому, что Он достаточно тактичен и никогда не будет навязывать нам Своего общества, если только мы не захотим быть с Ним.
В этом мире есть Бог. Он любит нас и жаждет, чтобы мы познали Его.
БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ
“Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь”
Евангелие от Иоанна
3 глава, 16 стих
БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ
“Ведь вечная жизнь состоит в познании Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, которого Ты послал.”
Евангелие от Иоанна
17 глава, 3 стих
Но если Всемогущий Бог любит меня и действительно жаждет, чтобы я познал Его, почему это никак не проявляется в моей жизни? Почему большинство людей живут в этом мире, не зная Бога?
Каждый из нас выбрал свой собственный путь – жизнь без Бога
МЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ЭТОТ ВЫБОР
Каждый из нас предпочел жить по своим законам и правилам вместо того, чтобы подчиниться воле Бога. Это своеволие выражается в активном неповиновении Богу или просто равнодушном отношении к Нему, и именно его Библия называет грехом:
“… так как все согрешили, и все лишены славы Божьей”
Послание к Римлянам Св. Апостола Павла 3 глава, 23 стих
ПОСЛЕДСТВИЯ НАШЕГО ВЫБОРА
Выбрав игру по своим правилам, мы отдали предпочтение миру, в котором нет Бога. Последствием нашего выбора стало духовное отлучение от Всевышнего, которое в Библии называется смертью:
“Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем”
Послание к Римлянам Св. Апостола Павла 6 глава, 23 стих
Большинство из нас совершенно законно считают себя неплохими людьми. Но Божий стандарт – совершенство. Творец свят, а среди нас нет безгрешных людей. Нас от Вседержителя разделяет огромная пропасть. Никакие попытки заполнить эту пустоту в нашем сердце работой, друзьями, спортом, религией или философией ни к чему не приводят. Корень проблемы в том, что мы решили покинуть Бога, и теперь ничто не в силах подарить нам утраченное совершенство.
Наше своеволие, которое выражается в активном неповиновении Богу или просто равнодушном отношении к Нему, Библия называет грехом.
Так неужели у этой проблемы нет решения?
Иисус Христос — единственный данный Богом путь примирения с Творцом и избавлением от человеческого греха.
Видя, что мы не в силах преодолеть пропасть, разделяющую нас, Бог Сам сделал первый шаг к нам навстречу. Он послал в этот мир Своего Сына – Иисуса Христа. Пожертвовав Своей жизнью, Иисус Христос открыл нам путь примирения с Всевышним. Только через Него мы можем познать любовь Бога и постичь Его замысел:
УНИКАЛЬНОСТЬ ХРИСТА
Христос был на 100% Богом и на 100% человеком,
“Он был в образе Бога, но и не думал любой ценой удержать свое равенство Богу*, а наоборот, унизил себя, приняв образ раба; Он стал подобным людям. Став и по виду как человек, Он смирил себя и был покорным до смерти, даже до смерти на кресте! Поэтому Бог возвысил Его и дал Ему имя выше всех имен”
Послание к Филиппийцам Св. Апостола Павла
2 глава, стихи с 6 по 9
*в этом месте текст перевода был отредактирован для того, чтобы сделать его более понятным
ЛЮБОВЬ БОГА
«Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость»
Послание к Римлянам Св. Апостола Павла
5 глава, 3 стих
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ:
«Иисус ответил:
Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
Евангелие от Иоанна
14 глава, 6 стих
«Когда-то вы были далеки от Бога и враждебны Ему в своем разуме, направленном на злые дела. Но сейчас Бог примирил вас с собой тем, что Христос в своем земном теле прошел через смерть. Он поставит вас перед собою как святых и непорочных, и незаслуживающих упрека»
Послание к Колоссянам Св. Апостола Павла
1 глава, стихи 21 и 22
ИИСУС – ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО ПОБЕДИЛ СМЕРТЬ:
«Самое важное, что я получил, я передаю вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям. Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям. Он явился Петру и потом двенадцати ученикам. После этого Он явился еще более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли. Затем Он явился Иакову, и всем апостолам»
1 Послание к Коринфянам Св. Апостола Павла
15 глава, стихи с 3 по 7
«После своего страдания Он представал перед этими людьми живым со многими доказательствами. Иисус являлся им еще в течение сорока дней и говорил о Божьем Царстве»
Деяния Святых Апостолов
1 глава, 3 стих
Иисус принял на себя наказание за наш грех, отдав Свою жизнь на кресте. Через три дня Его могила оказалась пустой. Он воскрес из мертвых, лишил грех его смертоносной силы и подарил нам надежду на то, что и наша жизнь может быть вечной. Иисус Христос дает нам сегодня шанс вернуться к Богу, примириться с Ним и получить прощение наших грехов, ведь Он уже заплатил за все из них сполна на кресте.
Естественно, что к Богу ведет множество дорог. Кто-то из нас приходит к Творцу в моменты радости, осознав, как много Он дал нам. Другие обращаются к Всевышнему в моменты горя и испытаний, когда так необходима поддержка и опора. Но каждая такая тропа должна пройти через жертву Христа – единственный мост через пропасть нашего греха.
Значит этого достаточно для решения нашей проблемы?
Когда человек тонет и отчаянно машет руками, последнее в чем он нуждается – это теоретические уроки плавания. Ему нужна помощь и немедленно протянутая рука, готовая вытащить из пучины, спасательный круг, который подарит избавление. Нам недостаточно просто знать о Творце.
Чтобы узнать Бога и начать общение с Ним, необходимо принять Христа.
ВЫБОР КАЖДОГО:
Любому человеку необходимо принять личное решение доверить свою жизнь Творцу. У Бога не бывает внуков, у Него есть только дети. Не важно, в какой культуре или семье мы родились. Образование наших родителей не дает нам право на диплом о высшем образовании. Так же и вера наших дедов не подарит нам билета в рай. Нам самим нужно сделать этот выбор.
«Но всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими»
Евангелие от Иоанна
1 глава,12 стих
ВЕРА:
Принять Бога – это значит:
-
Признать свою вину за то, что отвернулись от Него
-
Поверить в то, что Бог полностью простит нам наши грехи, на основании того, что Христос уже умер за нас, сполна заплатив за наши ошибки
«Потому что вы спасены по благодати через веру, и это не ваша заслуга, это Божий дар. Не за дела, чтобы никто не хвалился тем, что он якобы заслужил спасение»
Послание к Ефесянам Св. Апостола Павла
2 глава, стихи 8 и 9
-
Принять решение следовать за Христом, доверив Ему свою жизнь и признав Его своим Господом и Спасителем
Иисус объясняет, как это происходит, на следующем примере:
«Вот, Я стою уже у двери и стучу. Кто услышит Мой голос и откроет дверь, к тому Я войду и буду ужинать с ним, а он — со Мной»
Откровение Святого Иоанна Богослова
3 глава, 20 стих
ПОКАЯНИЕ:
Подобное доверие Богу называется покаянием – это разворот в нашей жизни на 180 градусов, когда мы отворачиваемся от наших ошибок и собственной гордыни, чтобы повернуться лицом к Богу. Покаяние – это не просто знание о Христе и Его жертве на кресте. Недостаточно сопереживать этому или считать Иисуса великолепным примером для подражания. Покаяние – это осознанный выбор, который предоставляется каждому из нас.
ДВЕ ЖИЗНИ:
Недостаточно просто знать или чувствовать, что это правда. Каждому нужно сделать свой выбор. Эти два круга символизируют два типа людей.
Какой круг лучше отображает происходящее в вашей жизни? Устраивает ли вас подобное положение дел? Как и в автомобиле — рулить может только один, и у Бога это лучше получается.
МОЛИТВА
Для того, чтобы принять Христа, Вам нужно отдать свою жизнь в Его руки. Сделать это можно в молитве. Например, обратившись к Творцу со следующими словами:
«Господь Иисус Христос, прости меня за то, что я шел своим путем. Благодарю тебя за то, что Ты умер на кресте за мои грехи. Я открываю тебе свое сердце и вверяю свою жизнь в Твои руки. Сделай из меня такого человека, каким бы Ты хотел меня видеть. Аминь».
Молитва – это разговор с Богом. Творец хорошо знает состояние человеческого сердца, поэтому Ему важны не столько слова, сколько наша искренность. Выражает ли эта молитва желание вашего сердца сегодня? Если «да», то помолитесь ей прямо сейчас, и Христос войдёт в вашу жизнь, как Он и обещал.
Неужели все так просто?
ПРЕОБРАЖЕНИЕ:
Что происходит, когда вы решаете довериться Христу? Если вы открыли Ему свое сердце сегодня, то произошло следующее:
-
Иисус Христос Духом Своим Святым вошел в вашу жизнь и никогда не покинет вас (Откровение 3:20; Евреям 13:5)
-
Вы получили прощение за все ваши грехи (Колоссянам 2:14)
-
Вам дана новая жизнь и сила, благодаря которой вы будете преображаться (Колоссянам 2:15)
-
Теперь вы можете познать Божью любовь и Его замысел, как Он того и хотел с самого начала (Ев. от Иоанна 17:3; 10:10)
ЧУВСТВА:
Вы можете быть абсолютно уверены в том, что Христос вошел в вашу жизнь, поскольку Он обещал это сделать, а Его Слово достойно всяческого доверия. (См. 1 Иоанна 5:11-13)
Но тогда, скорей всего, когда мы молились, на небе не сверкали молнии и не происходило ничего сверхъестественного. Более того, в тот момент мы не чувствовали в нашем сердце грандиозных перемен. И в будущем будут моменты, когда мы будем сомневаться в том, что Бог действительно вошел в нашу жизнь. Нам свойственно сомневаться.
Наши эмоции чрезвычайно важны. Но это всего лишь чувства, а жизнь мы строим на более крепком фундаменте, чем чувства. Фундаментом нашей веры являются исторические факты жизни Христа и Слова Священного Писания, в которых записаны обещания Бога. Мы полагаемся на факты, а не на наши эмоции. Даже в моменты самого сильного отчаянья наши чувства будут неспособны изменить простых реалий того, что Бог любит нас, простил нам наши грехи и преображает нашу жизнь сегодня.
Поэтому нам стоит почаще благодарить Творца за то, что вошел в нашу жизнь и изменяет ее к лучшему день за днем. (Римлянам 8:38, 39)
РОСТ:
Наше доверие Богу растет по мере того, как мы все больше доверяем Ему в каждой области нашей жизни. Для этого нам необходимо:
ОБЩИНА:
Костер хорошо горит, когда поленья собраны вместе: по отдельности они быстро гаснут. Без общения с другими христианами наша вера тоже может угаснуть. Найдите церковь, приход или общину, где почитают Христа и проповедуют Библейские истины. Присоединитесь к этой семье людей, познавших Бога и живущих в Его любви.
Беседы с батюшкой. Что значит быть настоящим христианином
Аудио
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель киевской церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», писатель, директор Международного фестиваля православного кино «Покров» протоиерей Александр Акулов.
– Тема нашей передачи – «Что такое настоящее христианство». Отец Александр, почему эта тема актуальна сегодня?
– Она не может быть неактуальной, потому что мы все, крещеные люди, призваны служить Христу. И от того, как мы это делаем, насколько глубоко прониклись духом Христовым, насколько можем в наше время служить Богу так, как Он этого хочет, и так, как мы можем себя реализовать в духовной жизни, зависит самое главное дело нашего спасения. Конечно, мои внутренние переживания относятся в первую очередь ко мне и к моим прихожанам, с которыми я общаюсь ежедневно. Изучаешь многие книги по временам первых веков христианства, и наступают такие моменты, когда думаешь, какие были они и какие мы сейчас. Это не приводит к отчаянию, к унынию; ты понимаешь, что сейчас другие времена. Но это тоже не оправдание. Внешне, конечно, многое изменилось в нашей жизни за эти столетия, даже тысячелетия, но внутренне мы все-таки должны брать с них пример и следовать за Христом так, как они шли на смерть ради Него. Поэтому жертва, наверное, сейчас другая, но жертвуем ли мы вообще собой хоть иногда, хоть изредка ради Христа? Насколько мы к Нему приближаемся, насколько мы служим Ему ради других людей? Это очень важный момент для меня, потому что хочется быть христианином.
– А какими они были – первые христиане?
– Они были самоотверженными. Они были любвеобильными. Они никого, кроме Христа, не знали, они пытались Его понять. Самое важное, книг-то не было как таковых; они учились у других людей. То есть это передача опыта духовной жизни от наставника к общине. В эту общину приходили еще люди, и этих людей никогда не отталкивали, их принимали по всем правилам и канонам того времени, долго готовили к крещению; эти люди просто купались в любви. Они понимали, что приходят в общину, которая рано или поздно погибнет, – не сама община как Церковь, а люди, живущие в ней. Потому что вокруг смерть за Христа. Это было очень рискованно, они шли, зная, что рано или поздно, в общем-то, будут убиты, и не просто убиты, а замучены. И не просто замучены, а так, что, наверное, ни один злодей не придумал бы таких пыток, которые переносили первые мученики.
Но главное для меня и очень важное, что они своим примером возбуждали других людей становиться христианами. Может быть, люди тогда молитв никаких не знали; псалмы читали, пели, служили, из уст в уста передавали опыт духовной жизни. И чувствуется по их настроению, что они шли на смерть, а в душе у них был мир.
А сейчас мы хорошо живем, а мира в душе нет. И мне кажется, что любой христианин должен стяжать Святой Дух, для того чтобы Тот устанавливал внутри человека мир, чтобы он жил не в смятении, смущении и огорчениях (тогда это не христианство), а в радости и веселии. Но не в том горячительном веселии, а жил так, как первые христиане. Ведь они не ходили грустные, с поникшими взглядами. Они проповедовали на улицах, они прекращали вести тот образ жизни, который вели. Это опять вопрос к нам: прекращаем ли мы вести тот образ жизни, от которого хотим отказаться? По сути, мы хотим, но у нас не получается. То есть мы удлиняем свой путь до Христа, и от этого плохое настроение. Поститься не получается, молиться не получается…
– Нет решимости.
– Нет решимости, нет чувства ответственности. Мне кажется, что вообще в последнее время с чувством ответственности очень плохо обстоят дела. Люди могут взять на себя обязательства и не выполнить их, они не хотят принимать решения, потому что за этим последует ответственность.
Нужно понимать, что мы должны стараться отдавать себя. Это не значит, что надо отказаться от квартиры, машины, работы, семьи и выкопать себе пещеру где-то в лесу. Христос к этому не призывает. Мы должны найти средний царский путь, по которому и те христиане шли. Они же не хотели специально смерти. Были такие случаи среди мучеников, но опять же они шли, спасая других, жертвуя собой.
Мы не готовы на эту жертву сегодня, мы всегда находим себе оправдание, чтобы ничем не жертвовать. Не жертвовать своим временем, своим состоянием, своими вредными привычками, которыми мы живем. Человек говорит: «Меня мама вырастила, я так жил, у меня такой характер. Что я сделаю? Церковь разве меня перевоспитает? Да, я готов сделать это, это, это, но совсем измениться я не могу». А самое главное, что, наверное, человек может, но не хочет.
У первых христиан был дух такой силы, что они даже над этим не задумывались – они менялись, идя за своими наставниками, которые видели еще апостолов, кто-то – учеников апостолов. Я думаю, эти люди были как сияющие факелы, от которых шел свет, тепло и радость, и даже когда они погибали, это так и было. Их нетленные мощи, останки собирали, и они до сих пор освящают нашу жизнь. Они несли свет миру. Тот мир и сегодняшний мир, погрязший в темноте, этот свет пытается заглушить. Тогда рядом с ними стоять было сложно любому человеку, потому что, наверное, чувствовалось, какой жар от них идет. И сегодняшнее время требует от нас такого же. Вот кто такие настоящие христиане – это христиане, которые горят Христом и сами себя сжигают ради служения Ему.
– Вопрос телезрительницы: «Окружающие меня люди в основном считают себя христианами. Но некоторые даже не ходят в храм, считают, что они не грешники, так как не совершали тяжких грехов. И считают, что если они верят во Христа, значит, христиане. А некоторые ходят в храм, причащаются, постятся, но в мирской жизни все равно что-то нарушают. И они тоже себя считают христианами. Вопрос у меня такой: можно ли считать истинными христианами тех и других?»
– Вопрос довольно простой. По крещению мы христиане. Никто не может сказать о крещеном человеке, что он не христианин. Но если (по своему христианском долгу) человек не борется с грехами, не причащается Тела и Крови Христа Бога нашего, то он не православный человек. То есть он не в состоянии прославлять Бога, если не приобщается таинству. Все остальное – это самооправдание, лень, опять же безответственность перед теми людьми, которые тебя крестили, перед Богом, создавшим Церковь, и обычная гордыня. То есть человек, заявляющий, что он и без Церкви все знает, ошибается. Может, он и знает что-то, но не то, чему учит Церковь. Возможно, это христиане – да, но не православные, если так можно сказать.
Меня всегда смущает и удивляет такая поверхностность в нашем отношении к Церкви, к таинствам. Большинство людей ходят годами в храм, но, по сути, не знают, что такое литургия. По своим прихожанам знаю: если спросить, думаю, не у всех получится положительно ответить, что происходит на самой службе. Хотя на самом деле это несложно.
Когда я в первый раз пришел в церковь (уже, наверное, лет в 35) и весь народ пропел «Верую», у меня появились первые слезы; я понимал, что если не выучу это наизусть, то, придя в следующий раз в храм, я буду не таким, как все. Я сутки учил, мне было тяжело, но все-таки я выучил Символ веры. Я понимал, что без этого никак нельзя. А сейчас многие люди, приходящие в храм, не могут вместе спеть – они не знают слов Символа веры. Это к чему отнести? Это та же безответственность перед Христом, это нежелание трудиться над собой.
Знаете, хорошая литература, даже хорошее кино и вообще любое искусство, тем более духовная церковная жизнь (хотя я не сравниваю это с искусством) – это пласт серьезных трудов человека над собой в первую очередь. Я пишу книги, наверное, потому, что много читал. Люблю читать, читаю и сейчас. Сейчас «Анну Каренину» пытаюсь перечитывать. К чему я это говорю? К тому, что когда я читаю это произведение, то понимаю, что 90 процентов людей не будут сейчас читать «Анну Каренину», потому что над каждой строчкой нужно думать. Над любой серьезной книгой надо трудиться, надо вникать в каждое слово, размышлять над тем, что прочитал.
Тем более это касается духовной церковной жизни. Если ты пришел в храм, то первое время должен стоять с книжечкой разъяснений о Божественной литургии, молиться и изучать что-то. Ты не можешь, научившись просто ставить свечку и писать записку, считаться православным человеком. И к покаянию ты должен идти так же. Покаяние первых христиан было каждый день. Как и мы на вечернем правиле каемся Богу в своих грехах, совершенных за этот день. Вся наша жизнь должна стремиться к покаянию, тогда это христианство и православие.
Если человек занимается только перечислением грехов, написанных в книге, то это тоже не очень хорошо, это не приведет к изменению сердца. Это приведет к тому, что ты наизусть выучишь перечень грехов, но искоренить в себе до конца их не сможешь, потому что глубины в тебе нет. А жизнь православная – это серьезнейший и глубочайший труд над собой ради Христа и Церкви Его. Тот, кто отказывается от церковных служб, точно не может считать себя православным. Христианином – пускай считает, он носит крестик (и слава Богу за это), но православным – вряд ли.
– Что прежде всего мешает нам быть настоящими христианами?
– Я думаю, лень. Мы столькими делами заняты, а они такие бестолковые. Я понимаю, что когда у человека много детей, семья, то надо зарабатывать. Бесспорно, это нужно, это важно. Но, воспитывая, работая, можно молиться Богу, всегда держать Его в сердце, всегда видеть Его перед собой, рядом с собой, на рабочем месте. Он никуда не уходит, Он рядом. И тогда ты будешь чувствовать, правильно поступаешь или нет во многих жизненных вещах. Невозможно, нельзя забывать Бога за пределами храма.
У меня был когда-то рассказ «Забыли Бога в храме», я для себя написал его. Ощущение такое было, что на престоле в алтаре Он находится, все помолились, причастились, разошлись, а Он там и остался. А люди пошли и делают что хотят, своевольничают и совсем Его не слушают.
Мне кажется, самая интересная творческая работа вообще любого человека (необязательно быть писателем, режиссером, журналистом) – это находить волю Божию. Игрою это нельзя назвать, но это постоянное стремление узнать, что Он тебе предназначил, что Он тебе хочет сказать, насколько ты Его научился слушать, как ты готов понять, что это слова именно от Него, что это именно Его воля, а не твоя или врага, который сеет разное в твоем сердце. Это самое интересное.
Я считаю, если у человека хорошее настроение (и по его глазам это видно), значит, он идет по правильной дорожке. Если он грустный, неуверенный в себе, задает одни и те же вопросы, получает на них ответы, но не исполняет то, что ему священник говорит, читает книги про святых и не делает так, как они (а они своей жизнью дают ответы на его вопросы), значит, что-то не то. Значит, ему нужно разбираться вместе с духовником в своей жизни; значит, он не до конца понял Евангелие.
Последняя книга, которую Бог дал мне написать, называется «Христиане». Я все время задумывался, что первые христиане тогда не имели же вечерних и утренних правил, у них не было Евангелия, как у нас сейчас, книг не было. Опыт наставников они воспринимали как свое, личное, и не отказывались ни от чего. То есть послушание, которое является в монастырях главной добродетелью, вообще для каждого человека должно быть главной добродетелью. Тогда послушание проявлялось просто безукоризненно, то есть они слушали и делали. В моей книге один герой, старец, вдруг узнает, что в наше время изданы миллионы экземпляров Библии, очень много книг и так далее, и у него слезы на глазах, потому что мы не ценим то, что имеем. Это главная проблема нашего времени: мы, православные люди, практически не изучаем Евангелие и не живем по нему… Например, Марк написал Евангелие, это его время, а для нашего времени что там такого?.. Но насколько многослойна эта книга, сколько там интересного! Каждый раз читаешь и каждый раз восхищаешься этим словом!..
Протестанты, например, почти все наизусть знают Библию, от корочки до корочки. А у нас этого нет. Если ты не живешь по Евангелию, не изучаешь его, не толкуешь со святыми отцами, если не пытаешься переложить эти слова на свою жизнь, то вряд ли ты тоже можешь называть себя христианином и православным. Ты не знаешь Бога, ты Его не познаешь. Как же ты Ему можешь служить? Как ты откроешь для себя Его волю, если не понимаешь, о чем Он тебе пытается сказать через Свое главное слово, слово жизни нашей?
– Вопрос телезрительницы: «Если человек согрешил и не раскаялся, может ли этот грех повлиять на судьбу его детей и внуков? Отвечают ли дети за грехи своих родителей?»
– Не то что дети отвечают за грехи своих родителей, хотя в Библии об этом тоже есть. Моя мысль такая, что родители в детях закладывают основы греховной жизни собственной своей жизнью. Мы говорили о примерах. Если ты хороший христианин, то и другие вокруг тебя захотят стать христианами. Если ты хороший отец, то и сын хороший вырастет (как и дочка). Если дети слышат не мат, а молитву, то и они вырастут с молитвой, а не с ругательными словами.
Если человек пьяница и в этом пьянстве родил ребенка, то ребенок страдает болезнями от того, что рожден в таком состоянии. Естественно, он не будет здоровым, он будет болеть. И когда-то скажут: «Вот пьянство родителей довело ребенка до греха, привело к болезни». Люди начинают говорить: «Бог наказал этих родителей: больной ребенок родился». Это не Бог наказал, это они много пили, курили… Тем более, видя их жизнь, ребенок примет их плохие привычки. Кроме того, не видя, что они каются, потому что не ходят в церковь, дети тоже не будут ходить в церковь. И у них вырастут такие же дети. И так из поколения в поколение, пока из этих людей кто-то когда-то наконец-то не придет к Богу: искренне, с покаянием, по-настоящему. И дети начнут по-другому жить, и на этом поколении закончится вот такое «наказание» в кавычках. Потому что эти люди сами себя наказывают. Вот, наверное, такой ответ. Чтобы прямо страдали дети за грехи родителей – такого нет. Только образ жизни родителей передается детям, и они страдают и физиологически, и психически, и духовно из-за того, что родители вообще не думают не только о вечности, но даже о своих детях.
– Отец Александр, Вы сказали, что первые христиане были факелами, светильниками. Что нужно сделать современному христианину, чтобы стать подобным светильником?
– Церковная покаянная жизнь, знание Евангелия, но самое главное – мягкое сердце. Заставить себя полюбить всех. Считать себя хуже всех. Потому что, идя к какому-то свету, мы должны всех людей в этом свете видеть, не только себя. То есть не нужно очернять все, что происходит. Мы страдаем сейчас очень много от осуждения и недовольства; этими страшными вещами, оказывается, живут православные люди, которые приходят в церковь. Как православный христианин может быть недовольным, когда он за все должен благодарить? Как он может осуждать, когда считает себя хуже всех и понимает, что он не имеет права осуждать? Он должен молиться за человека, который ему в чем-то не уступает, не нравится. Он не имеет права осуждать вообще никого. Он не имеет никакого христианского права осуждать других людей, что бы эти люди ни творили.
Понятно, что когда на твоих глазах совершается преступление, ты должен вступиться, оказать помощь – это в первую очередь. Но осуждать человека ты не имеешь права. Ты можешь даже и в полицию его сдать, но не осуждать. Молиться за него – да, помогать ему, несмотря на то, что он вор или кто-то еще, заботиться о нем духовно, молитвенно.
Еще, конечно, нужно пожертвование собой ради других. То есть про себя вообще надо забыть. Я говорю об идеале. Понятно, что сказать легко; мы умеем писать, говорить, проповедовать. Когда я, как священник, говорю проповедь или беседую, я понимаю, что на словах все здорово и красиво получается! А на деле как? Прихожане чувствуют это, любые люди чувствуют. Если ты говоришь о Христе, а сам бумажку бросил под ноги – это тоже показатель твоего бескультурья.
Я считаю, что христианин должен вести себя культурно во всех отношениях: он не имеет права нарушать правила дорожного движения, не имеет права плевать на улице, бросать бумажки, он должен эти бумажки убирать, наводить порядок и так далее. Он не должен ругаться с полицией, с местными органами власти, он не должен осуждать правительство, мэров – он должен молиться за них. Если мы молимся на литургии за власти и воинство, мы должны это делать искренне. Если мы на литургии за них молимся, а садясь перед телевизором, смотря новости, другие слова о них говорим, то это что? Это степень лукавства очень страшная. Если и увидел что-то, скажи: «Господи, помоги ему (назвать имя). Помоги, Господи, чтобы он исправился, чтобы он не воровал…» Но это должно быть сделано искренне, с любовью. Про соседа, про родственников, про родных, близких… У нас у всех море проблем с другими людьми.
Но христианин не должен выпячивать свое христианство и православие, вслух об этом говорить, он должен доказывать это делами, как делали это первые христиане – они были примерами и образцами для других людей, поэтому те становились христианами. Не потому, что видели, как их мучают. Не из-за этого шли к ним, а из-за того, что перед этим видели, как они живут. Среди мучеников было много богатых людей, много царей, людей разных сословий, но они все раздавали и уходили за Христом. Это не значит, что, посмотрев передачу, нужно раздавать все подряд – надо жить в этом мире, и это нормально, когда мы стремимся к хорошей жизни, ничего в этом плохого нет. Но те люди видели пример, и мы должны стать примером. Чтобы человек, услышав разговор христианина, сказал: «Как он рассуждает! Какой у него мир, какая у него любовь! А кто он? Он православный? Я тоже хочу стать православным. Как мне стать православным, скажи мне, брат? Ты такой хороший, такой светлый человек!» Вот этот свет должен литься из наших глаз, из наших уст и подтверждаться нашими конкретными добрыми делами.
– Вы сказали, что говорить проще, чем делать, но все-таки есть потребность говорить и есть потребность писать. Расскажите, пожалуйста, о Ваших книгах, которые Вы написали, в которых возникла необходимость.
– О последней книге «Христиане» я уже немножко сказал. Это некое фэнтези, довольно остросюжетная историческая повесть о том, как мои герои – паломники нашего времени (абсолютно разные люди: верующие, неверующие, случайно попавшие туда) – оказываются в Риме среди первых мучеников, среди первых христиан. Для меня это был довольно многолетний труд, хотя книга небольшая. Описывается, что с ними происходит и какими они должны вернуться, было это или не было… По-моему, получилось раскрыть вот эту тему – какими мы должны быть христианами, похожими хоть в чем-то, хоть чуть-чуть на первых христиан-мучеников.
Предыдущая книга «Братья-отцы» – уже о проблемах священника. Там два брата-близнеца, два священника. Один, что называется, страх Божий потерял и стал не священником, а администратором-бизнесменом, привыкшим, к сожалению, к тому, что все ему нипочем, все ему должны. Не дай Бог, это будет с кем-нибудь. А второй брат-близнец стал позже священником, и он с друзьями пытается ему помочь. Тоже остросюжетная вещь, где и трагедии случаются с людьми. Но, в общем-то, думаю, там есть юмор. Это не комедия, это не насмешка над нами, священниками, это просто понимание того, что все мы иногда теряем себя, иногда забываем, кто мы такие, кто такие христиане. Мы убегаем далеко от Бога, от людей, уходим в себя ради себя, а не ради Христа, и каждому нужен помощник, друг, духовник, который может в такой момент (мы все падаем, все оступаемся) просто подойти, обнять, сказать: «Хватит, брат, ты не то делаешь, не в ту сторону идешь».
У тебя ответственность – ты священник, ты не имеешь права делать этого или того, ездить на дорогих машинах, иметь дорогущие дома, потому что это предметы роскоши. У нас, священников, этого не должно быть. И кто бы ни говорил, что неважно, на чем мы ездим, – нет, людям не все равно, они смотрят на нас, и мы должны быть примером для них. Священник должен во всем быть примером, абсолютно во всем. И то, что нас якобы не видят, когда мы вне храма, – нет, люди видят и чувствуют. А самое главное, Христос знает про нас все.
Потерять страх Божий – это значит забыть, что Бог про нас все знает. А Он видит все: наше сердце, наши поступки, наши дела. А мы забываем про Него, потому что материальная часть жизни становится большей частью нашей жизни. Вот чтобы стать настоящим православным христианином, нужно потихонечку менять свою жизнь: например, если ты уделял своему воцерковлению, молитвенному правилу 10-15 минут, а на смотрение телевизора тратил час, нужно, чтобы с годами все это поменялось: телевизор – 10 минут, а воцерковление, чтение – час. Вот когда этот процесс возвращения тебя к истокам христианской жизни будет последовательный, неотступный, тогда появится мир в душе, тогда ты начнешь гореть, тогда будешь светить.
– Наверное, ключевые слова – ответственность и требовательность к себе…
– Сейчас всем недостает этого качества – требовательности к себе. И в этом никто не виноват: ни Интернет, ни школа. Родители виноваты. Вопрос воспитания – это тема для моей другой книги, эта тема меня тоже очень волнует, тем более у меня недавно внучка родилась. Я рад, что вся моя семья исповедуется, причащается, все мы в храме находимся, но я же понимаю, что не у всех так происходит, не у всех такая радость, когда все вместе в храме.
Родители, воспитывая детей, должны понимать: человек (мужчина особенно) должен быть требовательным к себе, он должен ставить самые высокие планки в своей жизни и сопоставлять это с волей Божией. Никто не запрещает нам мечтать. Мы хотим семью; кстати, среди молодежи сейчас это не очень модно, считают, что и без семьи можно прожить, но все-таки родители должны говорить, что цель – это семья в первую очередь, работа, обеспечение семьи и жизнь ради Христа. Тогда появится ответственность. Тогда мужчина будет брать на себя ответственность принимать решения, за которые он должен ответить перед людьми и перед Богом.
Это самообман – что мы можем что-то делать, а Он не видит. Потом, когда мы за это получаем какие-то жизненные удары судьбы, мы удивляемся и не можем ответить, почему это происходит. А посмотри назад, оглянись, что ты делал, в чем ты не раскаялся, не повинился перед Богом, в чем не извинился перед людьми? Как ты попросил прощения у человека, которого все равно ненавидишь? Ты вроде бы за всех молишься, переживаешь, но на работе хочешь занять чье-то место, причем нечестным путем.
Нельзя быть христианином на пятьдесят процентов. Первых христиан именно это и отличало – они полностью отдавали себя (и тело, и душу) Христу. Ясно, что это тяжелый путь. И это путь всей жизни, это не сейчас произойдет, но к этому нужно стремиться. Это постепенное развитие своей духовной жизни, шаг за шагом. Главное – назад не идти, не оглядываться на то, что было. Тогда появятся и ответственность, и христианское чувство долга: я должен Ему, потому что Он мне все дал. Он мне все дал, а я не умею ценить, не умею благодарить. Но все-таки я иногда останавливаюсь и понимаю: это Его – и мне нужно правильно распорядиться этими дарами, которыми Он меня обеспечил. Тогда появится требовательность к себе, ответственность, тогда уйдет лень.
Выключаешь телевизор – как тихо, хорошо! И сколько времени свободного, оказывается! Думаешь: «Что делать-то? Читать, молиться, звонить? Дай-ка найду себе какое-нибудь христианское занятие». Спорт – вполне христианское занятие, занимайся своим здоровьем, прекрати переедать. Позанимайся с детьми – не со своими, так с чужими. В секцию их отведи, еще что-нибудь сделай. Можно книгу почитать…
Я иногда тоже выбираю: посмотреть хорошее кино… А я, как директор кинофестиваля, должен смотреть много, к сожалению, чтобы на фестиваль выбрать что-то хорошее из того светского, что показывают по телевизору. Я огорчен, я разочарован, мне плохо от этого кино, но я это смотрю, чтобы фестиваль получился интересным – действительно православного кино, на который приедут с фильмами со всего мира. То есть мне приходится много смотреть. С другой стороны, я понимаю, что за это время я мог бы много чего прочитать. А читать я люблю больше.
Я думаю, любой человек стоит перед этим выбором – что лучше сделать, как быть в этой ситуации: почитать Евангелие или с супругой посмотреть что-то интересное? Вроде бы выбор: ну что он стоит? Но это же потерянные часы жизни, это время можно было отдать Богу по-другому. Вот это очень важный вопрос.
– Где можно купить или почитать Ваши книги?
– Я думаю, сейчас они по всей России. Издательство «Благовест» занимается их распространением. Я им очень благодарен, потому что они не только реализуют книги, но еще и читают их, даже хвалят. Важна и критика, но важно, когда тебя немножко и похвалят за то, что ты сделал, потому что это труд…
– Может быть, успеем немного поговорить о фестивале. Какие есть новости и как развивается фестиваль «Покров»?
– Поступательно. Уже прошел шестнадцатый фестиваль в октябре. Много интересных фильмов из разных стран. Больше всего меня порадовали короткометражные игровые фильмы. Молодые ребята с хорошей мыслью, с умением снимать делают хорошее кино. Это кино на первый взгляд не очень православное, оно больше социального типа, но это мне и нравится, потому что в них мысль, судьба, драматургия, герои очень интересные, положительные. Меня всегда интересуют и в моих книгах, и в кино положительные герои; они как-то исчезли, и не на тех людей молодежь обращает внимание. Мне хотелось бы всем создателям православного кино пожелать, чтобы в фильмах были положительные герои. Пускай со сложными судьбами, проблемами, предательствами, искушениями, но все-таки этот положительный герой должен быть виден.
– Как пример.
– Да, как пример. Но очень мало игрового полнометражного православного кино. У нас в этом году были ребята из Голливуда. Они сделали кино «Павел, апостол Христа», фильм в Интернете есть. Они протестанты, но они умеют снимать по-голливудски христианские фильмы. Я им по-хорошему завидую. Я очень хочу, чтобы мы тоже научились так, как они. Это кино в Америке посмотрели два с половиной миллиона человек, половина залов Америки была наполнена именно тогда, когда шло это кино. Когда мы говорили с продюсером и режиссером этого фильма (а они ревностные христиане), они сказали, что многие христиане в Америке любят комфорт, чуть ли не в храме с чашечкой кофе стоять, а здесь они наконец-то увидели, как апостол Павел жил. Они не поверили: «Неужели так люди жили? Неужели он прошел все пешком? Как? Нет ни самолетов, ничего»… Людям стало стыдно, и многие пересмотрели свою жизнь благодаря этому фильму. Ради этого создается православное кино – чтобы человек, посмотрев его, захотел стать православным по-настоящему.
– Может быть, еще несколько финальных слов о настоящем христианстве, о том, каким настоящим христианином нужно быть и какими были первые христиане.
– Первые христиане все делали от избытка любви; это самое главное. И православная жизнь у любого человека должна быть основана на стремлении к любви. Слово «любовь» – ключевое. Оно на самом деле ключевое, оно не придаточное, не какое-то воздушное – оно конкретное. И вся церковная жизнь, своя духовная келейная жизнь должна быть посвящена любви. Не бывает так, что наизусть знаешь Евангелие и все что угодно, а с людьми ругаешься. Ты должен заботиться об этих людях.
Самый главный позыв должен быть: мы хотим быть христианами. К сожалению, процент православных людей очень маленький, и есть оправдание этому всему: в нынешних православных людях не видят радости, не видят настоящих христиан, не видят примеров. Например, человек в церковь ходит, а какие безобразия творит на работе! Чувства ответственности перед Богом нет. Если уж я начал ходить в Церковь, если я об этом говорю вслух, то давай я пересмотрю свою жизнь, что-то сделаю для людей хорошее… Я все время переживаю: у нас теперь все есть, все двери открыты, храмы строятся, книг много, а почему-то мы до конца еще не православные! Что-то нам все время не хватает, мы всё вокруг да около. И вроде все правильно делаем, а в душе мира нет, грустно как-то живется, уныние часто бывает, любить других не можем, себя любим, денег хотим больше, чем нам надо, и не понимаем, где вообще предел нашему благосостоянию, не понимаем, от Бога это или нет…
Все эти сомнения разбиваются в искренней, настоящей христианской жизни, в стремлении к ней. Повторюсь: от всего, что нас окружает, мы не должны отказываться и уходить в леса, создавая там свои христианские отряды, самооборону от мира. Не надо этого делать. Нужно жить в миру по-христиански.
На Афоне (я часто езжу туда, сейчас пишу художественную книгу про Афон) мой друг одного старца спросил: «Как жить в миру как в монастыре?» А тот сказал: «Твой крест – это твоя семья. Не надо ничего выдумывать. Содержи семью, люби детей, свою жену, трудись ради Христа и семьи – вот твоя самая главная обязанность в миру». Вот хороший ответ для любого христианина. Для женщины – забота о семье и о детях, а для мужчины – нести свой крест, поделив его вместе с супругой… Пока у нас мало христианских семей. А семья должна быть христианская. Когда эти семьи у нас появятся, тогда и внутри этих семей появится христианская православная жизнь. И, увидев их, люди станут другими.
Ведущий Денис Береснев
Записала Нина Кирсанова
Что значит быть христианином?
Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.
В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин — это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то — во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.
Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить — значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это — верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.
Опять-таки, когда я говорю “ценой собственной жизни”, это не обязательно означает смерть, потому что можно целую жизнь отдать для одного человека или для какой-нибудь группы людей, без того чтобы умереть от этого в прямом смысле слова, телесно. Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими.
Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма — отсутствие всего этого; это очень важно себе представить.
Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается. Бывает, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а оказавшись лицом к лицу с возможностью, больше того: с уверенностью, что ему грозит смерть, вдруг опомнится и станет совершенно иным человеком. Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.
Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы — не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы — это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова — это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями. Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” — “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”. Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” — “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. — “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” — “Да!” — А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг — человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг — человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы, то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” — “Да”. — “И ты готов на это идти?” — “Да”… Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, — и соответственно себя вести.
Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” — и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, — потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” — “Да, — отвечает она, — я хочу умереть с ними”. — “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” — “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности. В наше время нам не грозит смерть столь непосредственно, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа… Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно. Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм — это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество — это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.
А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он — единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек. Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой. Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком подобным нам. И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь — он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом… И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, — настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.
Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто. Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная. У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” — потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый. А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”. Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя, то есть за другого человека, — не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться. В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть — не героями, потому что это бывает редко, а подвижниками: постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него — радость.
Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора. Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал. Да, Бог нас так любит: Он ликует — и Он умирает на кресте… И эта смерть Христова на кресте (так же, как острая боль в душе и в сердце отца Георгия Шумкина) может быть возрождением нашим и возрождением других людей, потому что многие из нас переменились от того, что не могли вытерпеть вид Его страданий.
Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.
Что значит быть православным христианином?
Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.
Что значит быть православным христианином?
Сегодня, наверное, каждый человек, крещенный в православной церкви, считает себя христианином, но не каждый задумывается над вопросом: что это значит — быть православным христианином? Святитель Феофан, затворник Вышинский дал такой ответ на этот вопрос: «Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять…» .
Например, человек крестился и считает себя православным христианином, но он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа».
А если человек и заповеди старается соблюдать, и в церковь ходит регулярно, молится, постится, зажигает свечи, исполняет другие духовные правила, можно ли его считать православным христианином?
Мало выполнять правила, нужно жить по заповедям Божиим, возрастить в себе любовь к Богу и ближним, творить дела милосердия, стараться исправиться. Вера должна менять человека, преображать душу. Быть христианином – это не выполнение правил, это образ жизни.
Бог хочет видеть нас своими детьми. Об этом можно прочитать в Первом послании апостола Иоанна Богослова: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» (1 Ин. 3:1). То есть мы люди должны любить Его как своего Небесного Отца, должны понимать это отцовство. Не написано, что Бог хочет видеть нас своими рабами. Рабы выполняют повеления начальника ради заработной платы или из страха наказания, а дети выполняют все, что хочет отец из любви к нему. Как научиться любить Бога? Сам Господь научил нас этому, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин.14:15)
Людям Иисус Христос дал заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Мк. 12:30). Из этой заповеди ясно, что Бог хочет, чтоб мы Его любили. А когда любишь, то делаешь все чтобы не огорчить, не обидеть своим поведением Того, Кого любишь, стараешься радовать Его, благодарить за всякую малость, не расстраиваешься, если Он тебе чего-то не разрешает или не дает того, чего просишь. Любить Бога – значить посвящать ему время изо дня в день, чтобы помолиться, чтобы открыть перед Богом наши сердца, чтобы поблагодарить Его и прославить Его, чтобы поразмыслить над Его спасительным словом. И если истинно любишь Бога, то и ближнего будешь любить, потому что он тоже Божие творение, и в нем есть Его частичка. Любовь ко Христу и ближнему должна быть основой жизни христианина, его деятельности в церкви, поведения дома или на работе, ежедневного общения с семьей, друзьями, посторонними людьми. Она должна руководить мыслями, чувствами, разговорами, электронной перепиской христианина и непременно должна являться основой его литургической жизни.
Именно это означает — быть православным христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.
Ольга Евенко
Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.
Как быть христианином каждый день
«Что значит быть христианином в повседневной жизни?» Такой вопрос вынесен в название VII Международной конференции, посвященной наследию митрополита Антония Сурожского, которая пройдет 13-15 сентября 2019 года в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына (г. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2).
«…От нас зависит, жить в аду или в раю уже здесь, на земле; от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где действует Бог», – говорил митрополит Антоний.
А, если так, то перед всяким христианином стоит высокая и ответственная задача – научиться каждую минуту, каждое мгновение жить в полную силу, с полной самоотдачей, с полным доверием к Богу. Жить по-христиански.
Именно на этом мы обычно и спотыкаемся: нам всё время кажется, что повседневная жизнь – это одно, а христианский поступок – что-то другое, что он выбивается из обычного строя нашей жизни, требует от нас совершения какого-то сверхусилия.
Но если однажды человек честно ответит себе на вопрос, который митрополит Антоний считал самым главным: «Ради чего я живу и ради чего готов умереть?» – тогда обыденная действительность для него преобразится, и каждый шаг он будет совершать, ориентируясь на ту правду, которую перед судом собственной совести он признал более ценной, чем жизнь.
Развивая мысли владыки Антония в современном контексте, организаторы конференции предлагают поразмышлять вместе: как отражается на нашей жизни вера в то, что Бог пришел на землю, жил среди людей, был распят и воскрес? Что значит для современного христианина активно и творчески относиться к своей жизни? Как наши христианские убеждения влияют на наше отношение к семье, работе, образованию, выбору профессии, творчеству, воспитанию детей, ко времени и окружающему миру? Ради чего живет христианин во всех этих «сферах»? И, если ради Христа, то что это значит – прожить жизнь ради Христа?
Ответы на эти вопросы гости конференции будут искать вместе с приглашенными участниками, в числе которых протодиакон Петр Скорер (рукоположен митрополитом Антонием в 1973 г., служит в приходе святого пророка Илии в Девоне); сотрудник Первого московского хосписа рефлексотерапевт Фредерика де Грааф; настоятель храма во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа; писатель Майя Кучерская; автор и ведущий программ на радио «Вера» и телеканале «Спас» Константин Мацан; медсестра детской реанимации, член совета Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Татьяна Семчишина; клирик собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Димитрий Сизоненко; руководитель центра практической психологии при Православном институте святого Иоанна Богослова Наталья Инина; клирик Андреевского монастыря, настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе протоиерей Христофор Хилл; профессор Центра изучения религий РГГУ, доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова; настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов; профессор психологии, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Братусь; зав. сектором молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН кандидат биологических наук Егор Базыкин.
В рамках трехдневной конференции запланированы четыре круглых стола: «Как наладить связь между мной и Богом в повседневной жизни» (модератор – журналист радиостанции «Град Петров» Людмила Зотова) и еще три на общую тему «Служение Богу, человеку, окружающему миру», посвященные разным аспектам христианского служения («Служение христианина и Церковь. Волонтерство», «Работа как служение, служение как работа» и «Человек – священник всей твари? Служение окружающему миру»).
Кроме того, запланированы традиционные для конференций по наследию митрополита Антония Сурожского дискуссионные группы. В этом году впервые пройдут дискуссионные группы для детей и подростков, без участия родителей.
На конференции прозвучат доклады и воспоминания о встречах с владыкой Антонием, покажут видеохронику из его архива, будет работать фотовыставка.
Подробнее о конференции можно узнать на сайте фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»: https://antsur.ru/ru/sobyitiya/konferentsii/