Подростковый возраст словно сумеречная зона, ведь ваше чадо уже не ребенок, но еще и не взрослый. Большинство подростков растеряны, небезопасны и несознательны по отношению к самим себе. Но, будучи родителем, вы можете помочь своему подростку обрести, развить и укрепить уверенность в себе. Помните: то, каким вы сделаете ребенка сегодня, повлияет на ход всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно развивать у него самоуважение и адекватную самооценку.
Что такое уверенность в себе?
Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.
- Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.
- Также она четко отражает поступки и поведение человека.
- Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.
- Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.
Почему подростку необходима уверенность в себе?
Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.
- Взаимоотношения, эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезно поколебать у подростка уверенность в себе.
- Позитивная самооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни.
- Чувство собственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь и взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.
Роль родителей в развитии у подростка чувства уверенности в себе
Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.
- Больше всего на подростка влияют ваши действия и слова.
- То, как вы относитесь к нему, и то, как вы учите его относиться к самому себе, непосредственно влияет на уровень его уверенности в себе.
- То, как вы относитесь к подростку, устанавливает критерии отношения к нему других людей!
Десять советов о том, как усилить у подростка чувство уверенности в себе
В подростковом возрасте ребенок трансформируется во взрослого человека. И необходимый инструментарий, который способен помочь ему в прохождении этого чувствительного процесса, есть только у родителей (например, терпение и стойкость). Далее описываются несколько самых простых и полезных советов о том, как развить уверенность в себе у вашего подростка.
1. Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый.
- Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон!
- Всегда относитесь с уважением к проблемам и страхам подростка. Никогда не относитесь к его переживаниям и опасениям, как к детскому беспокойству.
2. Часто хвалите подростка. Вы должны часто хвалить ребенка. Будьте щедры на искренние комплименты.
- Когда вы хвалите подростка за то, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше.
- Всегда выражайте свое положительное отношение и давайте ребенку понять, как хорошо, что он у вас есть, и как вы сильно им гордитесь.
3. Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Критика может нанести вред самооценке подростка.
- Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом.
- Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.
4. Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби.
- Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит.
- Внеклассные мероприятия – это прекрасная возможность узнать, что такое успех, победа, неудача, проблемы. Такие виды деятельности добавляют подростку уверенность в собственных силах.
- Внеклассные мероприятия развивают позитивный командный дух и помогают научиться совместной работе для достижения общей цели.
5. Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию.
- Взаимопонимание и уважение важны в любых взаимоотношениях. Научите подростка ценить своих друзей.
- Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе. Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.
6. Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников. Для них внешний вид очень важен. Они жаждут выглядеть, как модели и знаменитости, и когда не могут достичь желаемого и обрести яркую, впечатляющую и незабываемую внешность, их чувство уверенности в себе стремительно падает.
- Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет.
- Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.
7. Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка. Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами.
- Ваш подросток должен осознать, что у каждого человека есть свои сильные стороны, сравнение способствует лишь соперничеству и не приносит пользы.
- Ему также следует понять, что конкурировать необходимо только с самим собой, и прекрасный способ улучшить собственные результаты – это сосредоточиться на своих сильных сторонах.
8. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей. Передразнивание влияет на уверенность в себе каждого подростка.
- Хорошее правило жизни гласит «Стойко переноси испытания и свои переживания скрывай за приветливой улыбкой». Подросток должен научиться терпеть негативные эмоции до определенной степени, не теряя хладнокровия.
- Ваш подросток должен знать, что словестное издевательство не ранит, и оно никоим образом не должно влиять на его уверенность в себе.
9. Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников.
- Первоначально можно попробовать найти способы решения проблемы на семейном совете с родственниками.
- Если это не помогает, то лучше обратиться за профессиональной помощью, которая выявит реальную причину неуверенности в себе и поможет ребенку избавиться от низкой самооценки.
10. Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные жесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что.
- Ваша поддержка может действовать как катализатор уверенности в себе вашего подростка.
- Если ребенок знает, что у него есть поддержка и он может положиться на вас и рассчитывать на вашу помощь, он будет стараться преодолевать жизненные трудности с еще большей силой и уверенностью в себе.
Старайтесь вежливо и учтиво справляться с любыми трудностями воспитания подростка. Помните, что это всего лишь определенный этап жизни и в ближайшее время он закончится. Помните о том, что подростковые проблемы и тревоги это часть процесса взросления. Просто наберитесь терпения и помогайте своему ребенку со всей искренностью.
Оцените публикацию
В детском и подростковом возрасте появляются разнообразные психологические проблемы. Комплексы и фобии возникают в процессе социализации, воспитания и гормональных изменений в организме. Распространенной проблемой является низкая самооценка. Неуверенный в себе ребенок страдает из-за невозможности самореализации в обществе. Сохранение этой черты характера в будущем может стать причиной снижения качества жизни. Возможно формирование невроза и/или другого психического расстройства. К счастью, возможна успешная коррекция этого состояния.
Содержание
- Почему ребенок растет неуверенным в себе
- Период созревания
- Уверенность в себе и рефлексия
- Причины неуверенности
- Факторы риска
- Признаки неуверенности в себе
- Психические расстройства
- Что делать, чтобы стать уверенным в себе
- Как побороть психологическую зависимость от еды?
- Страх взрослой жизни или синдром «Питера Пэна»
- Спишем на возраст: что нужно знать о возрастных кризисах и страхах
- Как перестать бояться людей и побороть стеснение в общении – правила и упражнения
- Чем опасна застенчивость?
- Какие бывают виды подростковых страхов
- 13 подростковых страхов
- 1. Страх «быть не тем»
- 2. Страх плохих оценок
- 3. Страх таинственного
- 4. Страх смерти
- 5. Страх темноты
- 6. Страх не оправдать надежды родителей
- 7. Боязнь быть отвергнутым
- 8. Страх ответа у доски
- 9. Боязнь общения со сверстниками
- 10. Страх быть объектом насмешек
- 11. Боязнь изоляции
- 12. Страх перед ЕГЭ
- 13. Страх не стать успешным
- Советы родителям, как снизить страх у подростка
- Подведем итог
- Чего боятся подростки
- Категории подростковых страхов
- Статистика — вещь упрямая
- Делать то, что нужно и не делать то, что не нужно
- Суть веры в себя
- Практические рекомендации для родителей
- Примеры тренинговых упражнений
Почему ребенок растет неуверенным в себе
Уверенность в себе является важной психологической чертой, определяющей поведение и уровень социального благополучия человека. Адекватная самооценка позволяет индивиду быть уверенным в своих способностях и жизненных выборах. Внутренняя уверенность требуется во всех аспектах жизни, включая обучение, работу и поддержание семейных отношений. Если самооценка снижается, качество жизни ухудшается. Человека постоянно мучают сомнения, заставляющие отказываться от активных действий. Появляются серьезные внутренние противоречия, комплексы и страхи.
Недостаточная уверенность в себе представляет собой распространенное явление у детей. С точки зрения психологии и психиатрии это состояние не является патологическим. Период созревания характеризуется постоянным воздействием внутренних и внешних стрессовых факторов. Дети начинают привыкать к социальной жизни. В сознании формируются представления о важности выбора, последствиях, добре и зле. Из-за отсутствия жизненного опыта дети не всегда могут самостоятельно справляться с трудностями.
Низкая самооценка не всегда является нормой. Иногда период стрессового воздействия становится слишком продолжительным, из-за чего нарушается адаптация психики к негативным внешним воздействиям. В этом случае отсутствие самоуверенности закрепляется и сохраняется в течение жизни. Родители и педагоги должны вовремя заметить ранние признаки этого состояния, поскольку меры необходимо предпринимать как можно раньше. Сохранение такой проблемы в подростковом и взрослом возрасте потребует длительной психологической реабилитации.
Период созревания
Развитие нервной системы не останавливается после рождения. Головной мозг, отвечающий за регуляцию организма и поддержание когнитивных способностей, продолжает изменяться. Пропадают переходные рефлексы и закрепляются новые нейронные связи. Кора больших полушарий активно наращивает свой потенциал, помогая индивиду получать новые знания и навыки. Воспитание и социализация влияют на окончательные процессы формирования нервной системы. По этой причине ребенок 4-5 лет особенно подвержен действию хронического стресса и других негативных факторов.
Важную роль в формировании личностных черт играет механизм адаптации. Головной мозг должен защищать собственные структуры от неблагоприятных воздействий. Дети учатся справляться со сложностями и акцентировать внимание на положительных аспектах жизни. В это время семья должна оказывать всяческую поддержку для закрепления защитных рефлексов психики. Дом должен быть уголком спокойствия, а не новой зоной преодоления трудностей. Неблагоприятная семейная обстановка создает предпосылки для снижения социализации и нарушения адаптивных функций сознания.
10-12-летние дети встречаются с новым фактором созревания. Постепенно развивается половая система, оказывающая воздействие на головной мозг и другие органы. Повышается уровень половых гормонов. Тело начинает стремительно изменяться. Подростки часто растут непропорционально, из-за чего появляются комплексы. Кроме того, гормональный фон изменяет характер социальных потребностей.
Уверенность в себе и рефлексия
Человек — сложно устроенное живое существо, способное анализировать происходящее вокруг и адаптировать свое поведение под текущие нужды. Эволюционный механизм научил приматов выживать в сложных условиях путем взаимодействия с окружающим миром и планирования собственных действий. Этот механизм сохранился и не утратил свою роль. В сознании человека возникают отражения его поступков, мыслей и взглядов на мир. Такая психологическая особенность называется рефлексией.
Виды рефлексии:
- Ситуационная. Требуется для адаптации к определенным обстоятельствам. Субъект анализирует ситуацию и находит оптимальный способ решения проблемы. Такой вид рефлексии прочно связан с уровнем мотивации и самооценкой.
- Ретроспективная. Человек периодические вспоминает свои поступки и дает им свою оценку. Умеренная ретроспективная рефлексия помогает проводить работу над ошибками и менять свое поведение.
- Проспективная. Необходимо думать не только о прошлом, но и о будущем. Требуется анализ возможных действий для достижения результатов. Правильный анализ делает человека более уверенным в себе.
Внутренний взгляд индивида на себя, свою личность и качество собственных поступков имеет двоякое значение. Умеренная рефлексия развивает положительные качества, вроде собранности, эмпатии и сдержанности. Сниженная рефлексия является чертой чрезмерно уверенных в себе психопатов, способных нарушать законы и причинять другим людям боль без каких-либо угрызений совести. Другая крайность также является негативной чертой. Индивид становится зажатым, боязливым и неуверенным в себе. Люди с высокой рефлексией опасны в первую очередь для себя, поскольку это качество становится причиной неудовлетворенности и социальной неустроенности.
Причины неуверенности
Причины детской неуверенности в себе обычно связаны с индивидуальными особенностями психики, воспитанием, социализацией и состоянием организма. Перечисленные факторы напрямую определяют качество социальной жизни. Важно понять, что в детстве происходит активное созревание личности, поэтому ребенок еще не способен абстрагироваться от стрессовых факторов. Сознание впитывает любой жизненный опыт, на основе которого формируются черты характера.
Основные причины:
- Нарушение психологической адаптации
Это может быть индивидуальная особенность, продиктованная генами, приобретенное состояние. Дети тяжело переживают любые неудачи и в дальнейшем не справляются со сложностями. Включается механизм выученной беспомощности: предыдущие неудачи предостерегают индивида от попыток справиться с новыми проблемами. Появляется повседневная тревога. Не отраженный адаптивным механизмом хронический стресс все сильнее деформирует личность.
- Низкое качество социальных взаимодействий
Это ключевая причина неуверенности в себе, поскольку именно межличностные отношения являются почвой для развития черт характера. Выученные модели взаимодействия с людьми сложно изменить в дальнейшем.
- Психологические расстройства
Дети часто страдают от неврозов и более серьезных нарушений психики. Признаки таких недугов включают немотивированную тревожность, панические атаки и стойкое снижение настроения. Неуверенность в себе может быть непосредственным осложнением такого расстройства. Может потребоваться психологическая или психотерапевтическая поддержка.
Уверенным в себе можно стать в любом возрасте, однако нужно понять, какие именно обстоятельства «подпитывают» низкую самооценку.
Факторы риска
Существуют наиболее распространенные причины снижения самооценки, связанные с конкретными обстоятельствами. Обычно психологи во время консультации стараются исключить такие факторы:
- Тревожный родитель, стремящийся к гиперопеке
Желание оберегать детей от любых невзгод продиктовано инстинктами и родительской любовью, однако во всем должна быть соблюдена мера. Дети следят за поведением своих родителей и на основании этого опыта формируют собственные личностные черты. Патологическая материнская тревога создает предпосылки для развития тревожности у индивида. Человек не учится самостоятельно принимать решение и справляться со сложностями.
- Психологическое и физическое насилие — наиболее серьезный фактор риска
Проявляется избыточными наказаниями, попреканиями и критикой. Родитель не помогает детям восстанавливаться после стресса, а лишь усугубляет состояние. Часто матери и отцы, склонные к психологическому насилию, не видят в своем поведении ничего предосудительного.
- Недостаточная социализация в раннем возрасте
Этот фактор риска обычно связан с гиперопекой и строгим воспитанием, когда родители из-за собственных страхов и неуверенности в себе запрещают детям видеться со сверстниками. Индивид не получает необходимого опыта для развития самооценки.
- Невозможность соответствовать родительским ожиданиям
Детей постоянно упрекают в неудачах в учебе и других видах деятельности. Такая особенность воспитания часто связана с тем, что родитель пытается реализоваться за счет социальных успехов детей. Характерно для нарциссических матерей и отцов.
- Социальные неудачи
Межличностные взаимодействия в детском саду и школе не идеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.
Еще одним немаловажным фактором риска является неблагоприятное соматическое состояние. Хронические заболевания приводят к развитию разных психических нарушений, включая тревожность и депрессию. Особенно тяжело приходится детям-инвалидам, поскольку уже в раннем возрасте они осознают свои ограничения. Вырасти уверенным в себе можно путем устранения основных факторов риска.
Признаки неуверенности в себе
Низкая самооценка проявляет себя во всех аспектах жизни, однако на ранних этапах формирования могут отсутствовать явные признаки такой черты. Существуют возрастные особенности повышенной рефлексии, на которые стоит обратить внимание. Это поведение в разных ситуациях, мимика, эмоции, качество сна, питание и другие черты.
Основные признаки неуверенности:
- неразговорчивость, уклонение от ответов;
- раздражительность и истеричное поведение;
- отказ от приема пищи или обжорство;
- нарушение режима сна, бессонница;
- стремление как можно больше времени проводить в одиночестве;
- отказ от активного времяпровождения из-за надуманных причин;
- внешняя скованность, сутулость;
- бедная мимика лица и сниженные эмоциональные реакции;
- отсутствие друзей и приятелей в учебном заведении;
- наличие повторяющихся страхов и фобий;
- нежелание знакомиться с новыми людьми, включая родственников;
- покусывание ногтей и губ, выжидательная поза;
- снижение физической активности, увеличение массы тела;
- беспричинная агрессия;
- постоянное чувство стыдливости.
Неуверенность в себе не всегда проявляется такими признаками, однако необходимо обратить внимание именно на эти аспекты поведения. Часто дети стараются скрыть проявления комплексов от родителей, из-за чего обнаружение проблемы затрудняется. Важно понять, что косвенные признаки психологического неблагополучия зачастую важнее внешних качеств.
Психические расстройства
Иногда только психотерапевт может объяснить родителям, как помочь ребенку стать уверенным в себе. Дело в том, что детский возраст является периодом первичных проявлений неврозов и других нарушений психики. Стрессовое воздействие активирует заложенные механизмы патологии. Это могут быть легкие недуги, поддающиеся быстрой коррекции, или серьезные заболевания.
Патологии психики, при которых пациент не способен быть уверенным в себе:
- Тревожное расстройство личности. Симптомы болезни включают повседневную тревогу, фобии и снижение настроения. На фоне хронической тревоги иногда развиваются психосоматические состояния. Пациент боится общаться с другими людьми и принимать участие в любой деятельности, связанной с какой-либо ответственностью. Формируется избегающий тип личности.
- Социофобия — расстройство личности, ключевым симптомом которого является стремление к изоляции. Дети, страдающие от такого недуга, предпочитают проводить как можно больше времени дома. Все аспекты социальной жизни пугают и вызывают стресс. Нарушается механизм адаптации.
- Депрессия — стойкое снижение настроения, проявляющееся апатией, слабостью, раздражительностью и постоянной грустью. В этом случае пациент отказывается от развлечений, еды и участия в любой деятельности из-за снижения мотивации. Это опасное расстройство, которое часто возникает в детском и подростковом возрасте. Дети 6-8 лет нередко выказывают первые признаки болезни.
- Обсессивно-компульсивный синдром, при котором постоянно возникают тревожные мысли, влияющие на поведение. Формируются специфические «ритуалы», заставляющие выполнять с виду бессмысленные действия для устранения тревоги. Например, пациент может постоянно двигать предметы или несколько раз подряд мыть руки. ОКР нарушает качество социальных взаимодействий и снижает самооценку.
Неуверенность в себе может быть причиной или последствием психического расстройства.
Что делать, чтобы стать уверенным в себе
Справиться с проблемой можно самостоятельно или профессионально. План действия должен зависеть от тяжести состояния. Дети не становятся уверенными в себе самостоятельно, если какой-либо этап социализации уже пропущен или испорчен неприятными впечатлениями. Родителям необходимо вовремя распознать проблему и принять меры. Зачастую первым шагом решения проблемы является смена учебного заведения, в котором дети не справляются со стрессовой нагрузкой. Однако перед этим действием нужно понять, как предотвратить новую неудачу. В ином случае смена учебного заведения превратится в способ избегания проблемы.
Рекомендации для родителей:
- Следует отказаться от избыточной критики.
- Нужно перестать выяснять отношения между членами семьи в форме ссор и попреканий.
- Рекомендуется больше говорить с детьми и стараться развивать доверительные отношения.
- Умеренная помощь в выполнении домашней работы. При этом важно научить детей самостоятельно справляться со сложностями и не прививать лень.
- Поощрение общения. Если у детей появились друзья, можно пригласить их в гости или придумать другое совместное времяпровождение.
- Не кричать и не бить. Такая форма «воспитания» совершенно не подходит детям, страдающим от тревоги и нарушения адаптации к стрессу.
Правильное воспитание помогает решить большинство проблем и сделать детей уверенными в себе. Для этого следует определить, какие именно аспекты семейной жизни негативно влияют на эмоциональное состояние детей. Часто речь идет о регулярных ссорах, недостаточном внимании и стрессовом состоянии самих родителей. Важно обеспечить комфортную обстановку дома и окружить детей заботой. Нужно научиться спокойно беседовать при появлении любых проблем и объяснять детям, как можно самостоятельно справиться с трудностью.
Работа со специалистом
Иногда повысить самооценку ребенка можно только с участием психолога или психотерапевта. Не все родители способны грамотно составить собственную программу коррекции комплексов, поэтому обращение к психологу является разумным решением даже в случае незначительных нарушений. Специалист предложит форму индивидуальных и семейных консультаций, во время которых можно выявить причины неуверенности в себе и найти способ восстановления социального благополучия.
Читайте также: Ребёнок не хочет учиться в школе
Как побороть психологическую зависимость от еды?
Страх взрослой жизни или синдром «Питера Пэна»
Американский психолог Дэн Кайли назвал состояние тревоги перед взрослой жизнью — синдромом «Питера Пэна». Основными его симптомами есть:
- Безответственность;
- Притязание любви и неспособность к ответным чувствам;
- Отрицание своих ошибок;
- Очень сильные эмоции, перерастающие в неадекватную реакцию на события.
Нередко данный синдром проявляется у ребят, в семье которых мама их слишком опекала, а отец был абсолютно равнодушен. Из-за этого образуется дисбаланс на психологическом уровне. Опасной будет и гопоопека, когда малыш предоставлен сам себе и его никто не контролирует, не обращает на него внимания.
Страх ответственности
Признать, что беззаботности в жизни время прошло, может не каждый. Ведь мы становимся взрослыми не только, когда перестаем расти. Иногда этому мешает страх ответственности за себя и других людей, хочется еще остаться в царстве грез и не прикладывать никаких усилий. Такие взрослые дети оттягивают важные события в жизни потому, что боятся взять на себя ответственность. Их потомки часто перенимают все это, ведь наглядный пример всегда перед глазами.
Как избавиться от страха взрослой жизни?
Любое беспокойство реально устранить и вот, как это нужно сделать:
- Перестаньте прятаться за детскими грезами, возникающую проблему пробуйте решать сразу же.
- Дайте оценку своим силам, проведите анализ своих действий и поступков, выписывая в колонки то, что получилось, и что нет. Подумайте, как улучшить имеющуюся ситуацию.
- Начните действовать, хватит ждать момента, который из-за вашего беспокойства может и не наступить.
Для большинства карапузов обучение взрослению длительный процесс. В начале игры и веселье, затем появляются незначительные обязанности, такие как застелить кровать или вынести мусор. Когда ребята подрастают, им кажется, что родители сильно многого требуют. Последние думают, что их чада ленивые бездельники и ничего не хотят делать, но могут быть вполне самостоятельными. Для подростков взросление, как точка невозврата, после которой назад пути нет, и ничего из привычных развлечений не остается в жизни. Страх взрослой жизни может преследовать не один год. Научитесь брать ответственность за свою жизнь и сами ею управляйте. Вам нужно принимать жизненные этапы и с радостью их переживать. Жизнь — одна и у вас есть лишь один шанс прожить ее не в страхе.
Видео: «Страх жизни! Как начать жить?!»
Спишем на возраст: что нужно знать о возрастных кризисах и страхах
Текст: Андрей Кнутов
Что такое возрастной кризис?
Психологи выделяют разное количество возрастных кризисов в жизни человека. Кто-то считает, что их всего три – 20, 30 и 50 лет, а кто-то склонен добавлять к этому списку еще кризис 25 и 40 лет. Мы относимся ко вторым. Сам по себе кризис ни плох, ни хорош – любопытно, что, например, в китайском языке само слово «кризис» состоит из двух иероглифов, означающих и трудную ситуацию, и время возможностей. То есть кризис не катастрофа. Если его правильно пережить, он становится еще одним этапом в жизни, после прохождения которого можно понять что-то важное о себе и двигаться дальше. А вот если этой внутренней работы не происходит, то кризис и правда чреват печальными последствиями, вплоть до депрессии или других психических расстройств.
20 лет
Страх перед выбором. Проблем у подростков более чем достаточно – об этом все узнали, посмотрев сериал «Эйфория». В реальной жизни трудностей ничуть не меньше. Например, когда после окончания школы приходится выбирать, куда идти и чем заниматься дальше. Опыта принятия серьезных решений нет, а от вас требуют срочно определить свою судьбу на годы вперед! И вот вы думаете, что же лучше – стать маркетологом, пиар-менеджером или блогером? А тут еще неудачный опыт первой любви и конфликты с родителями. Поэтому сойти с ума не так уж и сложно.
Как справиться? Главное, чему нужно научиться в этот период, – «делать паузу» посреди бурной жизни и прислушиваться к себе. Посетите разные университеты, представьте себя в роли того или иного специалиста в будущем, почувствуйте, что из этого ближе всего именно вам, а не возлюбленному или маме с папой. Если станет совсем тяжело, почитайте соответствующую литературу – к примеру, труды американского психолога Эрика Эриксона, который занимался изучением вопросов «кризиса идентичности».
Страх взрослой жизни. Представьте, что вам 20 лет и у вас начались профильные предметы в вузе, которые вам не по душе. Вдобавок к этому близкие давят: надо бы побыстрее начинать работать, а не тратить время на удовольствия, хотя вечеринки – единственное время, когда можно не думать обо всех «ужасах» своей жизни. Вы начинаете искать хоть какую-то работу или, напротив, топить свои проблемы в вине в знак протеста против грядущей взрослой жизни. Но ситуация с каждым днем только усугубляется.
Как справиться? Надо четко расставить приоритеты, определить цели и составить план действий на несколько лет вперед, чтобы постепенно его осуществлять. Также не стоит лишать себя вечеринок и посиделок, выпадать из жизни своих друзей – какая молодость без веселья? Жесткие рамки только добавят стресса в вашу жизнь. Кстати, если вдруг покажется, что реальность становится похожа на «чепуху, по сравнению с которой эта чепуха – толковый словарь», можете утешить себя культовым фильмом Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» – вот уж где герои и правда попали в переплет.
25 лет
Страх перед неудачами и ответственностью. Вот вы и получили высшее образование. Самое время радоваться, но нет, надо скорее строить успешную карьеру, съезжать от родителей, ведь друзья уже так и сделали. Время – деньги, да и вообще надо везде и все успеть. Только вот дела идут из рук вон плохо, потому что внутри сидит огромный страх перед неудачами и потенциальной ответственностью. И это неудивительно, потому что вы боитесь подвести себя и тех, кто на вас рассчитывает.
Как справиться? Неудачи случаются в жизни каждого. Чтобы понять это, пообщайтесь с близкими или знакомыми – и вы увидите, что, за редким исключением, почти ни у кого жизнь не шла как по маслу. Если разговоры не помогут, то прибегните к помощи тематической литературы. Например, книге Мэг Джей «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом».
30 лет
Страх неправильно выбранного пути. А вот и новый рубеж – 30 лет. Казалось бы, все неплохо: работа есть, возможно, появились семья и дети, машина, однако отчего-то внутри есть ощущение, будто однажды вы свернули не на ту дорогу и все сложилось не так, как надо. Работа далеко не идеальна, есть вопросы к своим профессиональным качествам (привет, «синдром самозванца»), ваша вторая половина иногда раздражает, а дети отнимают так много сил, что некогда заниматься собой. Кажется, еще немного – и вы поймете, «почему женщины убивают».
Как справиться? Остановиться и как следует подумать. В идеале уехать в отпуск в одиночестве, где никто не будет отвлекать от рефлексии. В этот момент важно осознать, что зачастую ощущение выбора неправильного пути обманчиво и служит лишь проявлением кризиса, а не его причиной. Надо углубиться в себя и понять, что же (или кто) вас действительно раздражает и мешает жить. И с этим знанием уже принимать решения.
Страх перед невозможностью что-то изменить. Следом за страхом выбора неправильного пути приходит и страх невозможности что-то изменить, ведь вам уже не 20 и есть масса обязанностей, от которых так просто не уйдешь: дети, ипотека, стареющие родители. Еще лет 10 назад вы представляли свою жизнь совсем не так. Ощущение связанности по рукам доводит до паники и нервных срывов – сохранять самообладание в такой ситуации непросто.
Кадр из фильма «Госпожа Америка»Кадр из фильма «Милая Фрэнсис»
Как справиться? Поздравляем, в цепочке ваших рассуждений закралась типичная когнитивная ошибка, раз вы считаете, что уже «ничего не изменить». И это вам подтвердит каждый психолог. Важно осознать, что, рассуждая подобным образом, вы выстраиваете неправильную схему. На самом деле в 30 лет (как и в 60!) люди меняют профессию, семью и образ жизни. Неплохой терапией в данной ситуации могут стать такие фильмы, как «Госпожа Америка» или «Милая Фрэнсис».
40 лет
Страх перед возрастом. В 40 лет мы впервые всерьез задумываемся о старости – не с теоретической, а с практической точки зрения. Если к этому добавляются реальные проблемы со здоровьем, ситуация лишь осложняется. На это все реагируют по-разному. У кого-то наступает апатия, а кто-то, как муж главной героини сериала «Мертв для меня», заводит юную любовницу. Или можно начать молодиться и вступить в неравную схватку с возрастом. Правда, эта борьба рано или поздно обречена, ведь ни у кого нет чудотворного снадобья, как у героини Мерил Стрип в фильме «Смерть ей к лицу».
Как справиться? Попробуйте взглянуть на ситуацию здраво и объективно. Сегодня медицина и технический прогресс дошли до того уровня, когда старость перестает быть столь уж пугающей. Почитайте тематические форумы и группы – и вы увидите, что люди в возрасте живут активной жизнью. Многое в том, как вы встретите старость, зависит именно от вас, поэтому силы лучше тратить на свое здоровье, близких и карьеру, а не на бесплодную панику.
Страх нереализованности. Чем более зрелыми мы становимся, тем чаще оглядываемся назад и думаем о своих жизненных достижениях. Однако, вместо того чтобы похвалить себя за успехи в карьере, подтянутую фигуру или хорошо воспитанных детей, мы обесцениваем все, чего добились. Как следствие – погружение в депрессию и апатию.
Как справиться? Во-первых, перестаньте заниматься обесцениванием – это еще одна когнитивная ошибка, с которой вам поможет справиться грамотный психолог. Во-вторых, даже если вы всерьез недовольны своим местом в жизни, в 40 лет ничего не поздно изменить – для вдохновения можете посмотреть фильм «Ешь, молись, люби» и почитать биографию автора одноименный книги Элизабет Гилберт. Уверены, она вас впечатлит.
50 лет
Страх одиночества и выпадения из социальной жизни. В 50 лет усиливаются страхи, которые существовали еще в 40, – только теперь все становится еще более реальным. Проблемы со здоровьем, дискриминация на работе из-за возраста, бытовой эйджизм – все это любого может довести до паники. Главное, что особенно остро ощущается в подобном случае, – постепенное выпадение из социума.
Как справиться? Думаете, общественная жизнь ориентирована только на молодых? Вовсе нет! Несмотря на культ юности, у человека в возрасте возможности и права жить насыщенной жизнью такие, как он хочет. Во-первых, нужно четко осознавать, что в данном случае общество заблуждается, а во-вторых, не списывайте себя со счетов преждевременно. Общайтесь с друзьями, планируйте культурный досуг, влюбитесь в конце концов! Неплохим подспорьем в деле принятия своего возраста станут книги знаменитого психотерапевта Ирвина Ялома, например «Все мы творения на день».
Еще больше интересных статей читайте в журнале Л’Этуаль.
Как перестать бояться людей и побороть стеснение в общении – правила и упражнения
Застенчивость перед людьми и страх общения – распространенная проблема. Чаще всего, с ней сталкиваются интровертированные люди и подростки. Именно для них крайне важно, какое впечатление они производят на других и нравятся ли окружающим.
Что же такое застенчивость? В психологии – это состояние человека и обусловленное им поведение, основные черты которого неуверенность, нерешительность, неловкость, скованность в движениях и проявлениях собственной личности.
Разные психологические школы по своему объясняют первопричины застенчивости и, соответственно, предлагают разные варианты решения проблемы. Каждый человек сам решает, какие из них ближе его личности, характеру и жизненному опыту.
- Дифференциальная психология. Согласно этой теории, застенчивость является врожденным качеством и передается по наследству. Уверенности невозможно научиться. Достаточно пессимистический взгляд на проблему, т.к. врожденное свойство личности изменениям не поддается.
- Бихевиоризм. Согласно теории бихевиоризма, любое поведение человека является реакцией на поступающие стимулы, что при определенных обстоятельствах и силе эмоциональной вовлеченности становится частью личности. Так и с застенчивостью – люди не смогли овладеть с чувством страха на стимулы социальной среды, что в итоге привело к патологической неуверенности в общении с людьми.
- Психоанализ. Психоаналитики объясняют застенчивость наличием бессознательного конфликта в структуре личности. По их мнению – это реакция бессознательного на неудовлетворенные инстинктивные потребности и конфликт между нормами морали, реальностью и инстинктами.
- Индивидуальная психология. Последователи этого направления активно исследовали застенчивость и тесно связанный с ней «комплекс неполноценности», который появляется в детском возрасте, когда ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками, часто встречается с собственными несовершенствами и начинает стесняться своей внешности, своих способностей, семьи и т.п. Если у ребенка недостаточно сформирована уверенность в собственных силах, он становится боязливым, замкнутым, пассивным. Однако, именно в этом направлении психологии уделяется особое внимание возможностям саморазвития личности, т.е. застенчивость – не предопределенная проблема, а значит, от нее возможно избавиться посредством работы над собой.
- Теория «высокой реактивности». Согласно ей, склонность стесняться – это реакция организма на перегрузки. При этом, последствия этой реакции могут быть двух вариантов:
- ребенок стремится «избегать», не любит общаться и знакомиться, становится неуверенным и боязливым на людях;
- ребенок вступает в борьбу, бывает излишне самоуверен.
В основе застенчивости могут лежать две причины: природные и социальные. Под природными подразумеваются характер, темперамент, тип нервной системы. Под социальными – влияние воспитания, окружающей среды, коммуникация в рамках семьи.
Чем опасна застенчивость?
Застенчивость и боязнь людей имеют общие корни.
- второе — больше относится к патологиям личности и проявляется в переживании чувства страха в присутствии незнакомых и в процессе общения;
- первое – считается распространенным явлением и не вызывает тревоги у родителей, если их ребенок склонен стесняться в компании и избегать чужих людей, боится знакомиться. Взрослый считает это качество чертой характера и спецификой темперамента, с которыми не надо ничего делать, а стоит только примириться.
С патологической боязнью людей справляются медикаментозно или посредством сессий с психологом, а на застенчивость чаще всего не обращают внимания. Однако, это является не совсем верным.
В разрезе жизни застенчивость и неумение общаться порой может принести человеку много проблем и упущенных возможностей, если не начинать с ней работать.
Застенчивость в большинстве случаев приводит к:
- сужению круга общения. Стеснительному человеку трудно самостоятельно знакомиться, свободно общаться. Обычно, такие люди ограничиваются взаимодействием в кругу семьи. При этом, чаще всего они страдают из-за этого – потому что на самом деле нуждаются в разноплановом общении;
- застенчивость влияет на объективность восприятия ситуации. Когда возникает проблема или стрессовая ситуация – стеснительный человек часто становится не логичным, забывчивым;
- застенчивый человек редко может открыто говорить и отстаивать свое мнение;
- застенчивость – причина депрессии и сниженного эмоционального фона, стеснительные люди склонны чувствовать неудовлетворенность;
- бедная эмоциональная и социальная жизнь человека, который склонен стесняться, приводит к физической слабости и быстрой утомляемости, возникновению мышечных зажимов, сутулости.
Исходя из перечисленных выше последствий застенчивости, становится очевидным, что с ней необходимо бороться.
Застенчивость приводит не только к негативным переживаниям страха и неуверенности, но и снижает социальную адаптацию, существенно влияет на умственный и физический уровень развития личности.
Что делать?
Психологами были разработаны упражнения, выполняя которые человек поймет, как перестать бояться людей, снизить общий уровень тревожности и склонности стесняться во взаимоотношениях с людьми и побороть свою застенчивость.
- В любой ситуации общения, когда вы начинаете побаиваться других, помните – что стеснительность обыкновенное чувство, не имеющее объективных причин. Оно возникает на основании последующей чувству цепочке мыслей – я буду смешным, я выгляжу некрасиво, я не смогу достойно разговаривать, я боюсь отвечать и т.п. И это все происходит у вас в сознании, хотя на самом деле все может выглядеть с точностью наоборот. Всегда держите это в сознании, когда начинаете стесняться или бояться людей.
- Действуйте вопреки появившемуся чувству стеснительности. Старайтесь больше знакомиться с новыми людьми и открыто говорить о своих чувствах.
Каждый раз, действуя пересилив свои страхи, вы кладете в «копилку» своего сознания новый положительный опыт, на котором впоследствии будет строиться ваша смелость и уверенность в отношениях с людьми.
- Учитесь разговаривать и отвечать, думая только о своей цели общения, отбросив все остальные мысли. Забудьте все «а вдруг». Держите в сознании только свою цель и варианты ее достижения.
- В общении с людьми избегайте излишней вежливости и большого количества вводных фраз. Стройте разговор четко и не «мямлите». Учитесь говорить немного, но по делу.
- В моменты особенной тревожности и страха, используйте дыхательные техники. В йоге они активно используются и помогают управлять своим состоянием и минимизировать стеснение.
Как «убрать» застенчивость из своей жизни
Помимо определенных упражнений, которые снижают ситуативную застенчивость, позволяют управлять своим состоянием и не стесняться в общении, психологами были выделены правила отношения к жизни, себе и другим людям. Выстраивая согласно им свой образ жизни, вопрос как перестать бояться людей будет закрытым:
- Разберитесь (сами или с помощью психолога) с причинами своей застенчивости. Откуда она возникла? Зачем вам стесняться и бояться и какие выгоды от этого вы имеете? Запишите полученные осознания и периодически обращайтесь к ним.
- Живите с пониманием, что люди прежде всего заняты самими собой, и на вас не устремлены прожекторы.
- Знайте свои сильные и слабые стороны. Не забывайте, что идеальных людей нет, они не делятся на «хороших» и «плохих» и вы не один со своей проблемой.
- Всегда находите причины хвалить и благодарить себя. Делать это нужно регулярно.
- Стремитесь больше общаться, знакомиться с новыми мнениями, интересуйтесь и изучайте других, меньше «копаясь» в собственных переживаниях. Склонность к рефлексии – важное качество, но именно в меру. Излишний самоанализ гоняет вас по кругу, удаляя от реальности и взаимодействия с другими. Стремитесь делать, а не мечтать.
- Регулярно занимайтесь спортом. Движение – это основа жизни. Спорт позволяет выпускать скопившуюся негативную энергию страха и тревоги.
- Всегда будьте готовы, что вам могут отказать или не оценить. Разберитесь, почему это пугает вас и что самое страшное при этом может произойти? Вам стоит научиться принимать слово «нет», не стремитесь понравиться всем.
- Давайте себе право на ошибку. Перфекционизм будет для вас плохим помощником. Помните, научиться чему-то без ошибок — невозможно
Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
- Не теряйте возможности тренировать свои социальные навыки и больше общаться. Учитесь опыту у тех, кто, по вашему мнению, справился со своей застенчивостью. Ходите периодически на тренинги по коммуникативным навыкам или ораторскому мастерству, на них вы сможете научиться не стесняться и открыто говорить о своих чувствах и желаниях.
- Найдите для себя комфортные общества. Не стоит делать как все – если в вашем окружении большинство любят весело проводить время в клубах и общаться на вечеринках – это не значит, что вы тоже должны так делать.
- Всегда следите за тем, что вы говорите и как. Подмечайте реакции людей. Забывайте и отвлекайтесь от своего страха. В моменты тревоги – повторяйте: «я не боюсь людей, они не сделают мне ничего плохого, я не должен понравиться всем».
Заключительные комментарии
Стеснительность снижает наш жизненный потенциал и лишает многих возможностей. Это качество личности уже давно признано в психологии как проблема и активно исследуется. Умение общаться – залог успеха в социальной жизни.
Исходя из большинства психологических теорий – застенчивость не врожденный порок и не болезнь.
С ней можно справиться самостоятельно, если регулярно работать над собой. Выполняя определенные упражнения, когда вам нужно общаться с другими людьми, возможно справиться со стеснительностью здесь и сейчас, а сделав перечисленные выше правила основой жизни – получать удовольствие от общения и забыть о проблеме застенчивости.
В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя как личность, искать свое место в обществе, выстраивать отношения с окружающими, интересоваться противоположным полом. В организме происходят гормональные изменения – они влияют на восприятие мира. В это время у подростков возрастает тревога, возникают страхи.
Читайте в этой статье, чего боятся подростки, какие страхи в каком возрасте появляются, откуда они берутся и как родителям помочь своему ребенку с ними справиться.
Какие бывают виды подростковых страхов
У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.
Все страхи можно условно разделить на несколько видов:
- Социальные – боязнь одиночества, наказания, ответственности, хулиганов, унижения.
- Страх животных – собак, пауков, тараканов, змей.
- Школьные – боязнь плохих оценок, одноклассников.
- Физического ущерба – войны, смерти, катастроф.
- Медицинские – боязнь врачей, уколов или заболеть неизлечимой болезнью.
- Страх привидений – а также мистических явлений, роковых стечений обстоятельств.
- Пространственный страх – воды, высоты, тишины.
Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.
13 подростковых страхов
Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов
Фотография:
Каждому возрасту присущи свои страхи. Поговорим о причинах самых распространенных.
1. Страх «быть не тем»
У подростков с 11 до 16 лет появляется самооценка – чувство уверенности в себе и самоуважения. Они стремятся принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям, но ощущать себя при этом значимой личностью.
Если в семье непонимание и конфликты, ребенок не чувствует себя в безопасности, не уверен в себе и боится выглядеть неполноценным.
Вариант страха «быть не тем» — боязнь опоздать в школу, стать объектом насмешек одноклассников или критики учителей. Этот страх больше выражен у девочек – они раньше осознают социальную ответственность и более критично оценивают свое поведение.
2. Страх плохих оценок
Появляется в среднем школьном возрасте. Подросток боится получить плохую оценку, так как предвидит последствия своей неуспеваемости. Психологи не считают этот страх отрицательным – он стимулирует ребенка учить уроки, быть ответственным.
Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.
3. Страх таинственного
В 11-13 лет подростки верят в таинственные явления, предсказания и суеверия – черных кошек, 13-е число, разные приметы. В этом возрасте дети с удовольствием слушают страшные истории про зомби, вампиров, привидений, гибельные места.
Интересно, что таинственные явления не только пугают, но и притягивают. Психологи объясняют это жаждой приключений. А еще попыткой совладать со страхом – когда дети объединяются и уже не избегают, а, наоборот, готовы встретиться с ужасным лицом к лицу. Страх таинственного больше выражен у девочек.
4. Страх смерти
Страх смерти может проявляться в разном возрасте. 13-14-летние боятся внезапной смерти своей или родителей, а в 15-16 лет – мучительной смерти. Кроме того, старшие подростки осознают время.
Отношение к смерти зависит от традиций, воспитания, культуры. Но, как правило, здоровые подростки считают смерть чем-то абстрактным и не касающимся их лично. Дети с интеллектуальным недоразвитием испытывают ужас перед смертью.
5. Страх темноты
Подростки часто боятся темноты. Страх провоцируют разные причины:
- Компьютерные игры.
- Фильмы ужасов.
- Ссоры с родителями и сверстниками.
- Любовь без взаимности.
Эти факторы вызывают стресс у подростка и как следствие – боязнь темных помещений.
6. Страх не оправдать надежды родителей
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка в числе первых – по успеваемости, в соревнованиях. Хочет, чтобы его чадо было лучшим в классе. Когда эти надежды не оправдываются, детям достаются упреки «Не позорь меня!», «Нам стыдно за тебя», «Ты не можешь быть вторым – только первым!».
Завышенные ожидания формируют у детей страх родительского осуждения. Это приводит к разрушительным последствиям для психики: детские страхи перерастают в комплексы во взрослой жизни.
7. Боязнь быть отвергнутым
Когда подросток начинают активно общаться и строить первые отношения, он боится быть отвергнутым коллективом или объектом своей симпатии. Этот страх возникает, когда у детей нет теплых отношений и взаимопонимания с родителями.
Девочки острее реагируют на такую ситуацию. Чем больше страхов – тем меньше подросток уверен в себе. Ему сложнее адаптироваться в коллективе и адекватно оценивать себя.
8. Страх ответа у доски
Часто бывает так, что ребенок учит, готовится к урокам – а когда выходит к доске, не может связать двух слов. В результате – двойка.
Это разновидность страха публичных выступлений. Переживания возникают не на пустом месте, здесь играют роль:
- Желание добиться признания в глазах одноклассников и родителей.
- Усилия при подготовке.
В итоге ребенок волнуется, не может собраться с мыслями. Страх ответа у доски сильно портит успеваемость.
9. Боязнь общения со сверстниками
Страх общения – это тревожный сигнал. Родителям нужно обратить на это особое внимание. Ведь активно общаться со сверстниками – естественное поведение подростка. И если ребенок излишне застенчив, на это есть причины:
- Неудачный опыт.
- Неуверенность в себе.
- Низкий материальный достаток в семье.
10. Страх быть объектом насмешек
В школе такое не редкость. И неуверенный в себе подросток лишний раз не станет высказывать мнение, чтобы не спровоцировать насмешки и унижения в свой адрес.
Этот страх тоже рождается в семье. Если ребенка мало хвалят, не замечают его достижений, зато ругают за каждую ошибку, самоценность и самооценка падают.
11. Боязнь изоляции
Многие родители в качестве наказания запрещают детям подходить к компьютеру, отбирают смартфоны, планшеты.
Для большинства современных детей это страшный кошмар – быть изолированными от внешнего мира, не иметь возможности пообщаться в соцсетях, послушать любимую музыку, побродить по сайтам.
12. Страх перед ЕГЭ
Выпускные экзамены – самый ответственный момент для школьника. Но про ЕГЭ рассказывают столько ужасов, что дети начинают бояться его заранее. Здесь целый клубок страхов: и нежелание разочаровать родителей, и боязнь не реализоваться в жизни. И перед одноклассниками стыдно выглядеть неудачником.
Масла в огонь подливают многие родители. Вместо того, чтобы настроить ребенка, что ЕГЭ – хоть и важный, но всего лишь очередной экзамен, они рисуют картины страшного будущего: окончишь школу со справкой, никуда не сможешь поступить!
13. Страх не стать успешным
Современные подростки рано взрослеют и начинают думать о будущем. Причиной тому – большое количество информации на тему успешного успеха. Интернет пестрит историями, мотивирующими призывами и формирует картину мира подростка.
Девушки и юноши боятся, что выберут не ту профессию, как будто из-за этой ошибки рухнет жизнь.
Советы родителям, как снизить страх у подростка
Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов
Фотография:
Страхи – неизменные спутники взросления, ведь подросток попадает в ситуации, которых раньше не было и испытывает незнакомые чувства. Задача родителей – быть рядом и помочь преодолеть этот период, чтобы страхи не переросли в фобии и неуверенность.
Вот несколько советов родителям.
- Если ребенок чего-то боится, попросите его нарисовать свой страх. Пусть он проанализирует его и расскажет о своем мнении. Этот метод подходит подросткам в любом возрасте.
- Разновидность первого способа – представить в комичном виде объект своего страха. Такой способ снимет остроту проблемы.
- Уважайте право подростка на собственное мнение, взгляды, выбор.
- Создайте ребенку все условия, чтобы у него были друзья и знакомые.
- Почаще хвалите, не оставляйте без внимания ни одно достижение – это поможет сформировать у подростка правильную самооценку и уверенность в своих силах.
- Научите ребенка контактировать взглядом – это поможет преодолевать социальные страхи и не бояться общения с людьми.
Подведем итог
Страхи – нормальная подростковая реакция на изменения, которые происходят в сознании и организме. Это сложный момент для ребенка.
От того, насколько благополучная обстановка в семье, зависит: пройдут эти страхи или останутся с человеком на всю жизнь в виде фобий, комплексов и низкой самооценки.
Поэтому родители должны обеспечить здоровую атмосферу в семье. Видеть в своем ребенке личность. С уважением относиться к его мнению и отслеживать любые страхи, чтобы вовремя подкорректировать, а при необходимости обратиться к специалисту.
Материал подготовила: Инна Клевачева
Фотография с обложки:
Чего боятся женщины: 13 женских страхов
Чего боятся мужчины: 13 мужских страхов
Эволюция страхов: Почему люди страдают от фобий
15 способов почувствовать себя счастливее
Как полюбить себя: 10 простых шагов
Чего боятся подростки
Один из наиболее ответственных периодов для становления личности, мировоззрения и системы взаимоотношений — тинейджерский возраст. Именно в 12-17 лет у юношей и девушек разиваются интересы, хобби и увлечения, формируется самооценка, которая тесно связана с самоуважением и уверенностью в себе. Подросткам одновременно хочется выделиться, сохранив индивидуальность, и быть принятыми в социум, принадлежать к группе с характерными для неё ценностями и нормами поведения. Поэтому страхи подростков зависят от того, что происходит вокруг.
Фрагмент работы Брайтона Ривьера.
Категории подростковых страхов
Все их волнения, тревоги и страхи можно разделить на две категории. Это опасения природного и социального происхождения. Для природных основой служит инстинкт самосохранения: подростки боятся различных катастроф, крови, животных, преступников, высоты, утонуть, огня или даже привидений и других потусторонних сил.
В основе социальных страхов лежит боязнь взаимодействия с другими людьми. Никто не хочет быть высмеянным, отверженным, опозориться, подвергнуться осуждению и даже просто опоздать. Пожалуй, наиболее силён страх одиночества.
Подростки обладают достаточно хрупкой самооценкой, отличаются нестабильностью личности и восприимчивостью к раздражителям извне, поэтому и страхов у них гораздо больше, нежели у взрослого человека. Чтобы помочь тинейджерам вырасти гармоничными и целостными личностями, необходимо для начала определить, чего же именно боится ребёнок в каждом конкретном случае. Недаром говорят — нужно посмотреть своему страху в лицо. Задача педагогов и родителей — сперва вместе с ребёнком осознать, что его беспокоит, а затем преодолеть это вместе.
Фрагмент картины Билла Стоунхема, которая способна напугать впечатлительных.
Статистика — вещь упрямая
Мы проводили среди участников наших программ анонимный опрос о том, какие страхи терзают подростков в данный момент. Более 42% респондентов назвали главной причиной беспокойства социальные страхи. Если точнее — страх неудачных взаимоотношений, опасение остаться одиноким, потерпеть неудачу или предательство.
На втором месте оказались страхи неопределенного будущего: выбора карьеры или призвания. Стоит отметить, что природные страхи беспокоят только 10% опрошенных респондентов. Такое большое количество именно социальных страхов неудивительно. Подростковый возраст связан с потребностью в расширении дружеских связей, быть причастным и признанным в обществе, знакомстве с разными людьми для накопления социального опыта.
Делать то, что нужно и не делать то, что не нужно
В завершение хотелось бы предложить родителям несколько советов. Следование этим правилам поможет вашему ребёнку преодолеть сложности вместо того, чтобы замкнуться в себе и заработать ещё парочку страхов и фобий.
-
Недаром в Англии существует пословица «не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас; воспитывайте себя». Необходимо постараться не демонстрировать собственное беспокойство. В подростковый период дети начинают оценивать жизнь своих родителей, педагогов и просто знакомых. Они не только наблюдают, но и сравнивают поведение взрослых. Постарайтесь, чтобы сравнение было в вашу пользу. Станьте для них примером гибкости и контактного поведения.
-
Не навязывайте правила и обязательства, которые они заведомо не смогут выполнить.
-
Забудьте о принципиальности, бескомпромиссности, максимализме, непримиримости и нетерпимости. Если вы всё же запрещаете что-либо своему ребенку, постарайтесь объяснить смысл запрета.
-
Откажитесь от постоянного чтения нотаций и не стыдите их по любому поводу. Дети должны чувствовать, что их любят. Следует поддержать их уверенность в собственных силах. Не допускайте конфронтации между воспитанником и воспитателем.
-
Не стоит драматизировать и акцентировать излишнее внимание на уже создавшейся ситуации. Это касается как социальных аспектов общения, так и каких-либо внешних физических недостатков.
-
Не избегайте разговоров на темы, которые кажутся щекотливыми. Замалчивание информации не поможет, а только вызовет тревогу. Другая крайность — давать информацию, о которой подросток не просил. Оптимальный вариант — простые, прямые и четкие ответы.
-
Излишнее оберегание от семейных проблем принесет только вред. Для гармоничного развития подростку нужны и отрицательные, и положительные эмоции. Ваша роль заключается не в том, чтобы помочь ребенку убежать от реальности, а в том, чтобы научить его преодолевать трудности и страхи.
-
Проводите с подростком больше времени. Статистика показывает, что многие работающие родители могут уделять ребенку в среднем около 1,5 часов в сутки. Это непозволительно малое количество времени полезно было бы увеличить, а ещё лучше — совместить со спортом и активным отдыхом. Например, ходите вместе в походы, в бассейн или спортзал.
-
Предложите подростку помочь вам на кухне или с машиной в гараже. Это самое благодатное время для того, чтобы ребенок делился своими страхами и переживаниями.
-
Последним и, наверное, самым главным пунктом будет умение признать ошибку. Если вы оказались неправы, пренебрегая мнением своего ребенка в каком-либо важном для него вопросе, не бойтесь сказать об этом себе и подростку.
Следуя этим простым правилам, которые подходят для налаживания доверительных отношений с детьми, можно легко помочь им справиться с переживаниями, которые в пубертатном возрасте особенно остры и приносят подростку немало волнений.
Вера в себя, убежденность в собственных силах (стоит подчеркнуть, что адекватная и оправданная убежденность) – условие, обеспечивающее жизнеспособность индивида, успешное становление человека как личности и активного члена (субъекта) общества, профессионала, супруга, родителя.
Детский возраст наиболее подвержен упадническим тенденциям. Ребенок с самого рождения начинает знакомиться с собой и миром. Он пробует, ошибается, познает законы общества, правила общения, закономерности дружбы, любви и других отношений.
На каждом возрастном этапе велик риск потерять веру в собственные силы: неудачи в учебе, непринятие в коллективе, «разбитое» сердце и другое. Задача грамотного родителя – помочь ребенку или подростку пережить момент неудачи, найти силы верить в себя и действовать.
Суть веры в себя
Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.
Самооценка
Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:
- самостоятельное сравнение себя с окружением;
- чужая оценка;
- убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
- сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).
Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.
Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.
У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.
Воля
Воля – второй элемент веры в себя.
- Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
- Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.
Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть ее можно регулировать. Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции. Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться. Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.
Мотивация
Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.
Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.
Чем опасна неуверенность в себе:
- замкнутостью;
- агрессивностью;
- пассивностью;
- застенчивостью;
- чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
- страхом;
- отсутствием целей;
- неумением строить свою жизнь.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.
Практические рекомендации для родителей
До 6-7 лет самооценка ребенка базируется на мнении о нем взрослых, на их репликах в адрес малыша. Потому в такой период проще скорректировать веру ребенка. Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте (до трех лет). Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка. Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поспособствовать формированию его веры в собственные силы?
Ранний возраст – период самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам. В психологии существует даже понятие кризиса 3 лет под названием «Я сам». Со стороны родителей важно предоставлять эту возможность. Фразы типа «Нет, ты еще маленький», «Тебе нельзя», «Ты не сможешь» порой оказываются губительны для уверенности ребенка. Конечно, нужно при этом учитывать безопасность.
Важно создавать ситуации, при которых вы сможете сказать ребенку: «Смотри, как у тебя хорошо получилось. Какой ты молодец. Я тебе даже не помогала» (на самом деле поможете, но незаметно). Например, нарисовать что-то вложив руку ребенка в свою или иначе направляя руку ребенка. Впрочем, непонятные «каляки» тоже должны удостаиваться похвал.
В быту это может быть открывание двери и даже банальное обучение ходьбе. Пожалуйста, наберитесь терпения, и позвольте ребенку учиться на собственных ошибках, вместе с тем приобретать веру в себя.
К другим общим правилам по взаимодействию с ребенком любого возраста для формирования его уверенности относятся следующие.
- Прививайте ценность жизни и чувство собственной уникальности. Хорошо бы каждый день произносить ребенку наставления. Например, «Ты хорош тем, что ты есть. Ты уникален. С тобой моя жизнь приобретает ценность. Я знаю, что сегодня в школе ты добьешься больших успехов. Я верю в тебя».
- Будьте логичны и последовательны в своих требованиях и поступках (сегодня ребенку можно гулять до 22:00, а на другой день его за это наругали, потому что мама устала на работе – так дело не пойдет).
- Проговаривайте успехи ребенка, отмечайте даже маленькие продвижения. Сравнивайте его с ним же (в хорошем смысле). Уместны также реплики типа «Ты молодец. Как хорошо получилось. А завтра будет еще лучше, да?».
- Примите тот факт, что ваш ребенок с рождения – уникальная личность. Не сравнивайте его с другими детьми, собой, героями фильмов. Он – это он. Тем и прекрасен.
- Всегда реагируйте на ребенка. Важно обращать внимание на каждое действие (плач, крик, улыбка, прямое обращение в позднем возрасте). «Мам, посмотри, что я сделал», – кричит радостный ребенок. «Мне некогда», – ворчит мама. Итог: пониженная уверенность ребенка (отвергли, не приняли, не поняли) и снижение авторитета мамы и доверия к ней.
- Составляйте с ребенком пошаговый план действий (актуально для всех возрастов начиная с дошкольного). Это может быть как график на каждый день, так и план достижения какой-то важной цели (потребности). Уверенный в себе человек умеет строить планы.
- Не делайте ничего за ребенка, но делайте все вместе с ним. Речь не только о материальных вещах, но и об эмоциях, ситуациях.
- Не «добивайте» ребенка оскорбительными репликами. Замените их на «Ничего, мы с тобой поработаем, и в следующий раз ты справишься. Это решаемо», «Смелее, у тебя получится».
- Изучайте своего ребенка. В эпоху развитого интернета не составит труда скачать сборник анкет для диагностик. Или можно обратиться к школьному психологу, классному руководителю и узнать о своем ребенке чуть больше. Способствуйте раскрытию его способностей. Забудьте про собственные мечты или оценки в школе, тем более про грезы о круглом отличнике. Далеко не все люди одинаково хороши во всем. Особенно остро это вскрывается в подростковом возрасте и при выборе профессии. Пример: ваша дочь получила два по химии, но она моментально заучивает стихи (ей это интересно), выигрывает олимпиады по литературе, пишет прекрасные работы. Поспособствуете раскрытию артистического или филологического таланта – получите уверенного успешного писателя, ученого. Отругаете за химию и станете требовать идеалов в этой сфере, игнорируя литературу – получите неуверенного и недовольного своей жизнью и профессией человека.
- Не разбрасывайтесь страшными возгласами «Это бред!», «Перестань, это ерунда и твои фантазии!» Часто такое возникает в подростковый период, когда дети самовыражаются, пробуют себя, ищут свой путь, полны идей. Всегда старайтесь найти рациональный элемент в идее ребенка или в крайнем случае говорите: «Твоя идея хорошая, но я пока не вижу инструментов и путей ее решения. Давай еще вместе подумаем и позже вернемся к этому».
- Любите своего ребенка и действительно верьте в него. Недостаточно прочитать сейчас эти рекомендации и начать потом «сухо», как по бумажке, их выполнять. Нужно жить идей веры в собственное дитя.
Общее для всех рекомендаций правило – не «перегибать». Не бросайтесь в крайность требовательности. Избыток похвалы на будущее («будет лучше, да?») иногда может спровоцировать чувство ответственности со стороны ребенка, ощущение отсутствия права на ошибку. Опять же важно улавливать тонкую грань между «Будет лучше, да, мой хороший?» и «Чтобы в следующий раз было лучше». Второй вариант не годится.
Нередко корень неуверенности кроется в чрезмерных наказаниях или порицаниях со стороны родителей. Итак, не нужно ругать детей, но иногда нужно наказывать. Притом следует знать, что наказание – целая наука. Оно не должно «уничтожать» ребенка. Оно должно играть уместную педагогическую роль. При наказании важно:
- четко и спокойно обсудить с ребенком предмет наказания (за что, почему и насколько; причина и следствие);
- избегать общеличностных суждений («Ты ужасный сын») и заменять их на локальные в отношении ситуации или поступка («Я люблю тебя, но меня расстраивает, когда ты дерешься. Это нехороший поступок, а ты же у меня хороший сын»);
- не предпринимайте действий и решений в гневе (все мы люди, а ребенок порой может и самого спокойного человека разозлить; нужно успокоиться и только затем переходить к первому пункту);
- нельзя наказывать дважды за одно и то же, вместо этого можно сказать: «У нас с тобой уже был похожий случай, помнишь? Мне очень жаль, что он снова повторился».
Если кратко подытожить весь материал статьи, то можно сказать, что становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:
- любовь родителей;
- их личный пример;
- предоставление свободы;
- помощь и поддержка;
- выслушивание;
- четкое объяснение требований и ожиданий;
- адекватные и понятные поощрения и наказания (продуманная, единая система);
- единство воспитательных позиций родителей («мама запретила, но папа разрешил, а, значит, можно» недопустимо).
Примеры тренинговых упражнений
В работе с подростками можно использовать тренинговые техники.
Поиск причины поступков
Существует один метод, который позволяет разобраться в себе, повысить уровень самоконтроля и самооценки, обнаружить истинные мотивы поступков, то есть поработать с тем, о чем говорилось в начале этой статьи.
Задача родителей – ознакомить сына или дочь с этим методом. Проводить методику можно наедине или с кем-то (при желании). Также по желанию можно потом обсудить результаты.
Итак, проводится упражнение в конце дня. На большом листе бумаги фиксируются все действия, осуществляемые за день (да, до банального «поел»). Далее от них пишутся причины (Почему я это сделал?). После чего фиксируются причины для причин и так далее. В итоге все действия всегда сводятся к нескольким основным причинам:
- я должен это делать (обязанность);
- случайность (сам не знаю и не понимаю, как так вышло);
- это моя потребность;
- это моя привычка, от которой я не хочу/не могу избавиться.
Если нет точной формулировки причины, то пишется «я так захотел, и я несу за это ответственность». Чем больше таких формулировок получается на выходе, тем более волевым и уверенным в своих силах можно назвать человека.
Самовнушение
Можно также попробовать использовать самовнушение. Это тренинговое упражнение, подтвердившее свою пользу во многих сферах психологии. Его суть в проговаривании (лучше вслух) словесных установок.
- Нужно занять удобное положение, расслабиться. Тут нет жестких требований по позе или окружающей обстановке, так как комфорт у каждого свой: кто-то расслабляется только с музыкой, кто-то в тишине.
- После чего нужно произнести: «Я имею право на успех. Я имею право на счастье. Я имею право на независимость. Я имею право быть замеченным и выслушанным. Я имею право получать то, что хочу и то, что заслуживаю. Я имею право совершать ошибки и отвечать за них. Именно поэтому я верю в себя».
Спор с собой
Еще одна хорошая методика по повышению уверенности – спор с самим собой.
- На листе бумаги пишутся видимые человеком недостатки, а затем в противовес подбираются ответные аргументы. Например, «мне сложно принимать быстрые решения, но зато я взвешиваю и обдумываю каждый свой поступок».
- Можно модифицировать этот метод и применять в отношении маленьких детей. Например, если маленький ребенок жалуется вам на то, что его называют «тугим», «скучным», «нудным» (зависит от ситуации), ответьте, что он рассудительный, а это хорошее качество, полезное для жизни.
Визуализация успехов
Следующая методика – визуализация успехов. Памятные фото с важных событий, грамоты, почетные письма, просто описание собственных успехов или положительных качеств в любой творческой форме оформляются в коллаж, который крепится на видное место.
На самом деле поспособствовать уверенности ребенка просто. Важно разговаривать с ним, быть самим открытыми, подавать личный пример.
- Для уверенного в собственных силах человека нет границ. Предыдущие победы вдохновляют на новые.
- Неуверенный человек напротив боится пробовать что-то новое и всегда ждет неуспеха в привычном.
В итоге получаются совершенно разные подходы к жизни и способы взаимодействия с миром. Неуверенный человек не бывает счастливым. Потому, дорогие родители, делайте счастливыми своих детей! Инвестируйте в их будущую уверенностью.