Они останавливают нас на улице, раздают листовки в общественном транспорте и даже стучат в наши дома… Практически в каждом населенном пункте – будь то город или село – промышляют секты. Откуда они берутся и какие цели преследуют – очевидно. Но, к сожалению, то ли по простоте душевной, то ли по невежеству не каждый христианин знает, как себя с ними вести, и нередко люди попадают в их сети. А сектанты, в свою очередь, блестяще обучены вербовке и всем тонкостям психологии. Жертвами сект чаще всего становятся люди несведующие, неподготовленные, неопределившиеся.
Конечно, инструкции по общению с сектантами не может быть, как не может быть какой-то определенной инструкции по общению с любым человеком. Сектанты – это в принципе хорошие, ищущие истину люди, но оказавшиеся в плену у дурной философии, примитивного богословия или жаждущего славы, власти и денег человека. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации по общению с любыми представителями сект и ложных учений. За консультацией мы обратились к опытным священникам и помощнику председателя Миссионерского отдела Симбирской епархии, преподавателю Василию Дронову. При подготовке данного материала использовались работы одного из ведущих сектоведов России – Александра Дворкина.
Разберемся по порядку!
- Рассудите сами – к вам подходят люди с предложением поговорить о Боге (вере, спасении и т.д.). Тут надо понимать, что столь важный разговор требует минимум двух условий – наличия значительного свободного времени и взаимного интереса друг к другу. За 10 минут такой серьезный вопрос не обсуждается, а значит, с вами не будут рассуждать, а просто будут внедрять некие идеи, используя шаблонно-заученный текст.
- На улице в спешке с серьезными вопросами люди друг к другу не пристают. Если незнакомец обращается к вам с вопросом: «А верите ли вы в Бога?», когда вы прогуливаетесь или спешите на работу – извинитесь и лучше не тратьте свое время.
- Весьма существенно не проходить мимо именно тогда, когда сектанты вербуют кого-то из наших, к сожалению, зачастую наивных сограждан. Надо обязательно вступить в разговор: при этом четко контролировать себя, дабы не «сесть в калошу» перед лицом враждебной силы. Учтите, все наши грехи и слабости усиливаются при общении с сектантами. Обдумывайте каждое свое слово. Ведите свою линию и будьте готовы к тому, что вас станут сбивать и путать: не поддавайтесь. Помните – это не просто разговор или спор: это духовная война.
- Представители различных сект часто ходят по домам, назойливо просятся в гости якобы на важную беседу. Часто сектанты ходят под видом продавцов бытовой техники, парфюмерии и т.д. Как только незваные гости переступят порог, они примутся агитировать, убеждать в истинности их вероучения. Начнутся настойчивые предложения прийти на их встречу, семинар и пр. Не пускайте их в свой дом, дабы избежать нежелательного развития событий.
- Задача большинства сект – не привести людей к Богу и вере, а увеличить число членов своей организации. Все остальные разговоры о любви, о том, какой вы интересный собеседник («Я давно вас заметила, вы необыкновенный человек…») – это всего лишь камуфляж. Главное для них – овладеть вашим вниманием в кратчайшее время. Будьте бдительны, не ведитесь на лесть и обман. Не делайтесь пассивным объектом манипулирования.
- Если вы надеетесь на серьезный разговор – вряд ли он случится, здесь не надо обольщаться. Вступайте в дискуссию только в том случае, если уверены в своих знаниях. При этом старайтесь, чтобы беседа была спокойной, избегайте повышенных тонов. А если вы не уверены в себе, то лучше и не начинать диалога. Ваше незнание еще пуще убедит сектантов в их правоте. Вы же, напротив, можете усомниться в своей вере и поверить сектантам.
- Если сектанты увидят, что вы грамотный в религиозных вопросах человек и на пропаганду вас не возьмешь, скорее всего они начнут критиковать Православие (набор обвинений в адрес Православной Церкви почти всегда стандартный). Не поддавайтесь на провокации. Помните, ситуация должна контролироваться вами!
- Но отказывать нужно вежливо. Можно пригласить их в православный храм, где проводятся беседы-дискуссии со всеми желающими. Грубейшей ошибкой является оскорбление сектантов. Во-первых, нужно помнить важный православный принцип: грешника надо любить и только грех ненавидеть. Даже самый заблудший человек не заслуживает унижения. Во-вторых, оскорбляя представителей сект, вы даете им повод для антицерковной пропаганды: «Вот, дескать, какие они на самом деле, эти православные!» Очень часто разговор с сектантами заканчивается перепалками, а то и рукоприкладством. Надо помнить: когда православные христиане поступают таким недостойным образом, они не только подставляют себя, но и саму Церковь.
- Если вам предлагают раздаточный материал – берите все, что дают (листовки, брошюры, буклеты, книжки). Также можете поинтересоваться телефоном для связи или адресом проведения их встреч. Цель сбора подобной информации – передать специалисту на экспертизу или в прокуратуру (если распространение печатной продукции этой религиозной организации запрещено). Можно взять побольше «раздатки» и просто ее уничтожить, чтобы она не досталась другим.
- Не позволяйте представителям сект оказывать на себя давление. Тем более не предоставляйте личной информации о себе. Главное – проявляйте разумную осторожность. Не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Слишком много людей оказались вовлеченными в секты из-за чрезмерной самоуверенности. Они были убеждены, что смогут держать себя под контролем в любой ситуации и никогда не попадут под чье-то влияние. Так люди начинают курить («Я-то всегда смогу бросить, когда захочу»), становятся алкоголиками и наркоманами. Увы, бесконтрольное любопытство и чрезмерная самоуверенность очень многих людей привели к трагическому концу.
- Если ваши близкие уже втянуты в секту и добровольно относят сектантам деньги, ценности, отписывают движимое и недвижимое имущество – прямым ходом обращайтесь в Управление ФСБ, в отдел по противодействию религиозному экстремизму.
ВАЖНО! * Для получения подробной информации о современных сектах и псевдорелигиозных культах рекомендуем сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского iriney.ru. Здесь вы найдете практические рекомендации, юридические советы и много других полезных материалов. Центр оказывает информационно-консультационные услуги, получить их можно по тел.: 8-495-646-71-47. Горячая линия (прием информации): 8-916-377-44-40. Отправлять письма можно на e-mail: iriney@iriney.ru
* В качестве пособия подойдут книги А.Л. Дворкина «Сектоведение» и «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным», которые есть в открытом доступе в Интернете. Прочитать их будет полезно любому православному христианину.
* Также вам могут быть полезны сайты азбука.ру (православная энциклопедия) и экзегет.ру (толкование Священного Писания).
Надеемся, что эти советы помогут, если вам придется общаться с представителями сект. Главное – не паникуйте и ведите себя достойно. Можете спросить, как зовут ваших собеседников, и молча помолиться Господу об их вразумлении. Бывают случаи, когда православным удавалось обратить заблудших людей в веру истинную… Не надо бояться сектантов, а тем более ненавидеть их и считать заклятыми врагами. Лучше самим глубже изучать Православие. Ведь уровень религиозной информированности в нашей стране, к сожалению, катастрофически низок. И не от того ли так много развелось сект и лжеучений, что мы сами порой плохо знаем свою родную Православную веру?
При этом и законодательная база противодействия деструктивным культам в России довольно слабая. Это дает представителям сект большую свободу действий, они сплошь и рядом нарушают права наших сограждан. Но мы должны в любой ситуации сохранять свое христианское достоинство. Не надо стремиться спасать всех вокруг. Необходимо прежде всего углублять свое христианское образование – читать православную литературу, просвещаться, воспитывать в себе добродетели, словом – совершенствовать свою духовную жизнь. Будем помнить, что любой православный христианин должен быть готов, по словам апостола Петра, дать ответ каждому вопрошающему о своем уповании с кротостью и благоговением.
Надежда ЗЕМСКОВА
Газета «Православный Симбирск» № 21 (365), 13.11.13
Взаимоотношения с инославными и сектантами
Можно ли молиться в Церкви, заказывать Сорокоуст, подавать записки за людей другой веры, сектантов, или за православных, но крещеных второй раз в секте?
О.Александр:
В Церкви молятся только за православных христиан. О людях другой веры, сектантах можно молиться самому, но Церковной молитвы за неправославных людей в православной Церкви быть не может. Что касается православных, крещенных второй раз в секте, то, по строгости, если человек от Церкви отпал, то нельзя. Однако сейчас такая жизнь, что, думаю, можно.
Вступать ли в дискуссии о вере и религии с людьми другой веры, сектантами, стоит ли им доказывать свою точку зрения? Как себя вести, если тебе навязывают свою точку зрения иноверцы и сектанты?
О.Александр:
Я на этот вопрос отвечу так. Есть рассказ про одного замечательного православного человека, прошедшего Вторую Мировую войну. Он был верующим. Когда он пошел на войну, молился только об одном, чтобы ему людей не пришлось убивать. Направили его в санитарную роту, где он выносил раненых с поля боя. Однажды на них напали Эсэсовцы, и тут, делать нечего, — пришлось ему в руки взять автомат, чтобы спасти этих раненых. Немцы кинули в воронку, где они лежали, гранату, а он ее успел обратно выбросить. За это его представили к ордену. Вот такой герой! Как-то шел он по позициям и видит лежит немец убитый, молоденький паренек и лицо хорошее. Стало нашему герою жалко немца, вырыл он могилку и закопал его. А потом вызывают его в политотдел. “Как же ты его закопал?” — “Закопал”, — “А ты его что пожалел?” — “Пожалел, он же тоже Божья тварь”. — “Как, ты верующий?” “Да, конечно, верующий”, — “Ах, ты такой-сякой, в Бога веруешь” — “Товарищ начальник, мы здесь все на фронте под Богом ходим” — “Ну ладно, тогда мы тебя ордена лишим”. Пошел он расстроенный. Но пришлось ему смириться. Как–то раз видит он: видит стоят солдатики и один из них хулит Божию Матерь. Услышал это наш герой: “Чего? Ты как против Божией Матери? Ты что!” И как даст ему в морду! Вот такой способ беседы, исконно русский. Как показывает мой опыт, сектанты — люди зомбированные, причем до такой степени, что даже священнику пытаются что-то разъяснить. С ними ни до чего не договоришься. Но, что надо стараться тех, кого они пытаются обработать — нормальных людей, предостеречь, объяснить, что это не православные и никакого отношения к нашей вере не имеют. Вот это нужно. А полемизировать с ними бесполезно.
Как общаться с друзьями-иноверцами, сектантами? Затрагивать ли тему религии? Агитировать ли в свою веру?
Ответ о.Александра:
Веру не рассказывают и не навязывают, а показывают. Глядя на вашу жизнь, люди понимают, что — да, действительно, это жизнь настоящая, полноценная жизнь с Богом. Господь всех призывает. И их привлечет. А если мы своими грехами от веры отталкиваем, тогда никакие слова тем более не помогут. Проповедь должна быть своей жизнью.
Возможна ли общая молитва с друзьями-иноверцами?
О.Александр:
Возможна. Правда, причащаться православному человеку можно только в православном храме. У католиков нельзя причащаться, и католиков мы не причащаем, хотя и они готовы, Папа им разрешил …
Однако если речь идет о людях, которые не верят во Христа, об иудеях или, например, буддистах, то, конечно, нет. Хотя они тоже могут обижаться. Такие вопросы очень зависят от духовности.
Например, Владыка Стефан Никитин, он умер в начале шестидесятых годов ХХ века — совершенно святой человек. Фотографии сохранили его необыкновенное радостное-радостное лицо. Он и сидел за веру. После войны, в 1950-х годах, его отправили в Таджикистан. На службы к нему приходили в основном мусульмане, и он молился за Ибрагимов, Абдурахманов. Приносили записочки и он поминал мусульман — а те его очень любили. И ему было очень дорого, что его звали поп-Мулла.
Это, пример — удивительного смирения. Смиренный человек может делать то, что, а другим нельзя.
Вот еще пример — чудный святой — святитель Спиридон Тримифунтский. В Греции его почитают наравне со святителем Николаем. Святитель Спиридон был строжайшим постником и чудотворцем. Вот, например, одно из чудес. Однажды крестьянин попросил у него денег в долг, но у святителя не было ни копейки. Он попросил крестьянина подождать. Пошел в сад, видит змея ползет, помолился, благословил и она превратилась в колбаску золота, золотых монеток. Святитель отдал золото крестьянину. На следующий год тот пришел вернуть долг. Святитель взял золото, пошел в сад, бросил его на землю и оно снова превратилось в змею. Святитель Спиридон Великим постом почти ничего не ел. Однажды во время Великого поста постучался к нему в дом путник. Ослабевший, ему было необходимо отдохнуть перед дальней дорогой.
Святитель велел дочери (до принятия монашества он состоял в браке) приготовить поесть, но поскольку во время Четыредесятницы в доме очень строго постились, то и запасов нужных не было сделано — «святитель вкушал пищу только в определенный день, а в другие оставался без пищи». На слова дочери, что в доме нет ни хлеба, ни муки, он велел ей поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив путника за стол, благослововил трапезу. Путник, христианин, отказался есть мясо в пост, но святитель Спиридон стал первым есть это мясо, сказав: «тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божией изрекло: «Для чистых все чисто»(Тит 1:15)». Путник вслед за ним тоже начал есть мясо, подкрепил свои силы и отправился дальше. Святитель Спиридон ел мясо для того, чтобы подкрепить силы этого путника. А если бы кто-нибудь из нас такой номер отколол, пришлось бы ему каяться. А Святитель — смиренный человек и его пример, его поступок можно ставить в пример всем нам. Это вошло в его житие, как свидетельство той власти, которую Господь дает смиренным людям. Такова власть святости. Казалось бы – пост, а он и мясо съел, и пост не нарушил. Потому что он смиренный.
Батюшка, а вот если друзья-протестанты предлагают прочитать совместную молитву своими словами. Может предложить им прочитать “Отче наш”?
О.Александр:
Да, можно вместе прочитать “Отче наш”.
А если они предлагают свою молитву, с ними можно ее прочитать?
О.Александр:
Молитвы протестантские: напиши молитву, вот и будет протестантская молитва. Православные молитвы составлялись святыми людьми, людьми смиренными, возвещавшими нам грешным то, что Господь им открывал. А когда молятся, да еще экспромтом, обыкновенные люди, довольно жалкое тогда зрелище получается…
Значит с ними не молится их молитвами?
О.Александр:
Присутствовать можно, а повторять — зачем?.
Как нужно молиться за сектанта?
О.Александр:
Человек, уклонившийся в секту, это, в духовном смысле, человек, сделавший неправильный выбор, совершающий тяжелую ошибку. Православная вера — спасительная. Мы не по своим заслугам в Церкви. Недостойные быть избранными, мы избраны. Господь избрал нас, мы имеем неоценимый, благодатный дар быть православными христианами. А люди, которые по неведению или просто по неразумию обратились в секту, это люди несчастные, и надо за них молиться, как за больных. Это духовное повреждение, не физическое. И за них нужно молиться.
Как вести беседу с друзьями-протестантами?
О.Александр:
Нужно стараться, чтобы эти беседы были содержательными, нужно стараться показывать им высоту православия, потому что и протестанты, и католики чувствуют превосходство православия. Конечно, есть среди них те, кто смотрит на православных сверху вниз. Но большинство чувствует величие и правду, и красоту православия. Это величие, красоту и правду и надо стараться им открывать, чтобы они открыли для себя православную веру. Но многие люди, принадлежащие к другим религиям, считают христианство жестокой религией – постоянные войны, пролитие крови…. Те, кто склоняются к буддизму, ошибочно считают, что в подобных буддизму религиях такой жестокости не было. Об этом прекрасно пишет диакон Андрей Кураев — он приводит текст одной буддистской молитвы: «Приносящие балин хувараки перед началом служения долженствуют прежде всего созерцать Чжамсарана и представить себе все пространство мира пустым. В пространстве этой пустоты они должны представить себе безграничное море из человеческой и лошадиной крови, в котором треугольником волнуются волны; в самой середине этих волн — четырехугольную медную гору и на вершине ее — солнце, человеческий и конский труп, а на них Чжамсарана. Лицо у него красное; в правой руке, испускающей пламя, он держит медный меч, упираясь им в небо; этим мечом он посекает жизнь нарушивших обеты. В левой руке он держит сердце и почки врагов веры; под левой мышкой прижал он кожаное красное знамя. Рот страшно открыт, 4 острых клыка обнажены; имеет три глаза и страшно гневный вид. Он коронован пятью человеческими черепами. Стоит он среди пламенеющего огня премудрости».
Принеся этому и армии иных демонов чашу крови, их призывают уничтожать врагов, а особенно тех, кто ограничивает распространение веры и святости буддийской. Вот вопль, к ним обращенный: «Призываю основавшего свое вечное местоприбывание в юго-западной стране трупов владыку жизни, великих красных палачей и шимнусов, не отступающих от повелений Чжамсарана, приидите по силе обещания…» (А. Кураев, диакон. Если Бог есть любовь. М., 1999.)
Так что буддизм – вовсе не мирная религия. И буддизм, к примеру, знал страшные междоусобные войны. Люди есть люди, грех есть грех и злоба есть злоба и они присутствуют в любом обществе.
Христиане действительно воевали. Но разве мусульмане не завоевывали Индию и не резали ее жителей? Даже в XXI веке Пакистан и Индия готовы перейти к военным действиям. Дело здесь не в христианстве.
О буддизме есть интересный отчет Цибикова, бурята по национальности, получившего образование в Петербургском Университете. В начале XX века. Императорское Географическое общество отправило его в Тибет, закрытый в те времена для европейцев. Поехал он с богомольцами, под видом паломника. Посетил храм богини Кали – богини коварства. Храм, полумрак, статуя богини Кали, мерцают лампады, все очень красиво. Но у этой богини – ожерелье из человеческих черепов. Богомольцы прикладываются к статуе, приносят ей свои дары – зернышки, растительное масло, но эти приношения – предназначающиеся для богини – никто не должен трогать. Поэтому там развелись мыши в диких количествах. А раз они питаются дарами богине, значит они тоже неприкосновенные, и шкурки дохлых мышек продаются там как талисманы. В главе «Ниспускание чжой-чжонов», описывается как верующий народ Тибета приходит взять благословение, узнать как ему жить к прорицателю чжой-чжона. Чжой-чжоны – духи, в которых верят жители Тибета. На помост восходит прорицатель чжой-чжонов, садится в ритуальное кресло, ученики начинают облачать прорицателя: на ноги – поножия и так далее. По мере облачения он начинает приходить в экстаз – облачают ноги — ноги начинают дрожать, руки, значит – руки вибрируют. Под конец ему на голову надевают шлем, в одну руку вкладывают ритуальный меч, в другую – ритуальный щит, и вот он вскакивает – чжой-чжон на него снизошел – и начинает что-то кричать, изо рта идет пена, а ученики записывают эти выкрики. Ученики вытирают пену, идущую изо рта прорицателя и раздают эти тряпочки как особое благословение. Потом он приходит в себя, обессиленный садится, к нему подходят богомольцы, задают вопросы, он что-то произносит, ученики записывают эти ответы, ему протягивают лоскуточки материи, на которые он плюет и это раздается людям как благословение.
Еще очень интересен у них обряд погребения. Тибет — местность каменистая. Иудея тоже каменистая страна и, тем не менее, там находили место для захоронения умерших – трещины, пещеры – или их высекали, и погребали людей. В Тибете хоронят так: выносят тело умершего за город, в горы, на специальную площадку. Если человек был праведным, то его тело разрубают на мелкие кусочки, потом прилетают грифы и все сжирают. Если же человек неправедный, то его не разрубают: грифы все сжирают, а скелет остается. Вот какие картины рисует тибетский буддизм.