Содержание
- Как назвать грех на исповеди?
- Соломон о блудливых женщинах Притчи Гл 5 ч.1
- «Блуд, разврат и незнамо что»
- Прелюбодеяние — это нарушение нескольких заповедей
- Что такое прелюбодеяние в христианстве
- Грех прелюбодеяния
- Прелюбодеяние: последствия греха
- Прелюбодеяние — это преднамеренное преступление
- Супружеские отношения в период поста
- Просмотр фильмов для взрослых. Грех ли это?
- Как не смотреть неприличные фильмы? И как раскаяться?
Как назвать грех на исповеди?
Вопрос читателя:
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как правильно назвать на исповеди грех смотрения стриптиза и блудного фильма?
Спасибо.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Надо сказать ровно так, как Вы написали в письме. Что такое покаяние? Это изменение образа мыслей, когда то неправильное и злое, что мы некогда считали правильным, предстает перед нами в истинном виде и мы отвращаемся от него и просим у Бога сил больше к этому не возвращаться. Это и есть правильное покаяние
Главное, что Вы правильно определили, что такое-то действие или образ мыслей ошибочны, т.е. греховны, а подбирать для этого специальное “церковное” название именно для покаяния необязательно.
Эти названия – когда-то бывшие обычными слова, которые со временем стали устаревшими. Вы можете сказать “прелюбодеяние”, а можете “измена”, и это будет то же самое. И точно так же, как когда-то такой-то грех называли словом из обычного словарного запаса и в этом не было ничего неправильного, точно так же и сегодня грех можно назвать уже какими-то современными словами. Потому что, например, для “интернет-зависимости” Вы не подберете старого аналога, так же как и для просмотра фильмов, потому что не было реалий, с которыми связаны эти грехи.
Знание значения терминов Вам очень пригодится, когда Вы будете черпать рецепты для избавления от грехов в святоотеческой литературе. Вот тут да, поскольку тексты были переведены некоторое время назад, многое, в том числе и грехи, названо так, как это принято в данной традиции. Вы будете исповедоваться, нащупывать корни своих грехов, и священник Вам подскажет, о каких грехах и борьбе с ними именно Вам нужно почитать в данный момент времени.
Кстати, вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Фотография на заставке: Stephanie Elliott/Flickr/СС BY 2.0
7-я заповедь
«НЕ ПРЕЛЮБЫ СОТВОРИ» (не прелюбодействуй)
Грехи блуда, прелюбодеяния, содомские грехи – все они закрывают дверь в обитель рая, ибо туда ничто нечистое не войдет.
Плотские грехи распространены особенно в наше время, когда с Запада плывет поток сексуальной литературы, экран заполнен грязными фильмами, порнографические журналы рекламируются даже в присутствии детей, и люди привыкли жить в разврате и не считают это грехом!
Бесы на блудных мытарствах похваляются, что через них проходят только единицы! т.к. многие сластолюбивы и склонны к плотским грехам, а кается мало кто: дьявол наводит на людей ложный стыд. Надо смело каяться, а вот грешить стыдиться и всегда помнить, что в день Страшного Суда все свои нераскаянные грехи мы увидим как в зеркале. И если мы сознательно, а это особенно касается плотских грехов, утаим хотя бы один грех, то вся наша исповедь будет недействительна и послужит нам не в спасение, а в осуждение!
Из слов ангела преп. Феодоре при прохождении ею мытарств, что всего более гибнет людей из-за нарушения седьмой заповеди т. к. люди стыдятся исповедовать свои грехи против этой заповеди. После прохождения преп. Феодоры мытарств 16, 17, 18 ангел сказал Феодоре: ты видела страшные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда гибнет. Лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад! Будь же мужественен, христианин, не медли ни дня, покайся, пока еще не поздно, пока жив, забудь ложный стыд перед священником, у него прошли многие тысячи людей, и он знает все человеческие грехи, вспомни до мельчайшей подробности все свои грехи: блуда, прелюбодеяния, все извращенности (содомские грехи) – покайся и обязательно проси у духовного отца епитимью, чтобы твоя душа не погибла!
16 мытарство – блуда, где испытуются те, кто жили вне церковного брака.
17 мытарство – прелюбодеяние, где испытуются те, кто были венчаны, но нарушили обет супружеской верности (даже в мыслях).
18 мытарство – содомские грехи т.е. все виды извращения мужчины и женщины, а также, кто сам с собой грешил, противоестественные отношения лиц одного пола, скотоложство.
Грехи против этой заповеди:
1. Не сожительствуешь ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуешься только гражданским браком? Не упорствуете ли в этом, уклоняясь от церковного брака?
2. Не сотворил ли грех прежде брака с мужем (женой) или с чужими, если да, то сосчитай сколько раз.
3. Вольные отношения между собой жениха и невесты, супружеские отношения между ними раньше венца.
4. Нарушение девицей каким бы то ни было образом своего девства.
5. Несохранение целомудрия юноши в холостом состоянии и девицы.
6. Брак раньше установленных лет.
7. Брак без участия родителей или совета старших и без родительского благословения.
8. Не осквернялись ли, предаваясь нечистыми, развратными мыслями и пожеланиями?
9. Не имел ли грех с отроком, с братом (сестрой, отцом, матерью или другими родственниками, с крестным отцом, матерью, кумой)? Вообще, в духовном родстве. Тяжесть этого греха видна из епитимии за согрешение с теми, у кого человек принимал дитя от купели Крещения, т. е. кумовьями: за это человек подвергается епитимии, отлучением от Причастия в течение 11 лет, а допустивший грех со своим крестником или крестницей даже до 20 лет!
10. Кровосмешение родного брата с сестрой осуждается, как убийство. Грех с мачехой наказывается отлучением от церкви. За грех с двоюродными сестрами, а также за грех с сестрой жены виновные подвергаются 11-летнему отлучению от Причастия, а также с женой брата – 10 лет отлучению, за грех с троюродной сестрой – 8-летнему отлучению.
11. Отговоры и прямое препятствие другим вступать в законный брак.
12. Не сотворил ли грех сам с собой?
13. Попущение на брачной вечери безобразной нетрезвости.
14. Нарушение супружеской верности и прелюбодеяния, если да, то сосчитай сколько раз.
15. Неприличное поведение, соблазняющее других людей.
16. Способствование другим в удовлетворении их блудной страсти.
17. Предание себя роскоши, праздности, лакомству, пьянству, гульбе, посещение соблазнительных зрелищ, компаний.
18. Блудные помыслы или представления, усладительные воспоминания бывших своих плотских грехов.
19. Похотный взгляд на другой пол, пристрастие к красивым лицам.
20. Не наслаждаешься ли просмотром порнографических фильмов, журналов, нескромных зрелищ, фильмов по телевидению нескромного содержания.
21. Чтение книг, описывающих страстную любовь, а также чтение, питающее страстные чувства и, вообще, чтение всего подобного, пустого, возбуждающего любопытство и развращающего ум, сердце, воображение, но для спасения души ничего не дающего.
22. Нескромные разговоры, анекдоты, сальности, непристойности (гнилые слова).
23. Скверноматерная брань и слушание ее.
Из поучений Св. Иоанна Златоустаго «О матерном слове» – «Не подобает, братие, православным христианам матерью ругаться во брани, понеже есть Мати Божия, Пресвятая Дева Мария… Вторая мать всем человеком, от нея же родимся. Третья мать – наша земля…». «Егда кто матерними словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ей молитвенный покров от человека того отнимает». За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многие болезни.
24. Пение нескромных песен, безстыдных бесовских плясок.
25. Страстное засматривание на жен, юношей, мужчин.
26. Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями?
27. Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением, одеждой, косметикой, украшениями.
28. Не изменяешь ли мужу (жене), благословен ли Богом твой брак (венчан ли), нет ли у вас в супружеских отношениях половых извращений?
Враг человечества, дьявол, внушает людям: между супругами все позволено, но за все половые извращения и безстыдные действия в совместной жизни впадшие в сей грех лишаются дерзновения перед Богом, если не сохранили чистоту супружеского ложа.
29. Побыв с мужем (женой) и не омывшись, ходили в церковь и прикасались к святыни, или даже причащались Святых Таин.
30. Супружеские отношения в непозволительные времена, т.е. во время месячных очищений и кровообращения после родов.
31. Невоздержание от супружеских ласк во все посты, включая однодневные, во все святые праздники, в среду, пятницу, воскресенье.
32. Невоздержание супружеских отношений перед Причастием (два-три дня до и после Причастия должно быть воздержание).
33. Не была ли в церкви в месячной нечистоте?
34. Неумеренность в супружеском ложе.
35. Страстная, возбуждающая музыка, бесстыдные танцы, пляски, игры, рассчитанные на то, чтобы заставить душу похотствовать и в теле пробудить похоть. Присутствие при таких танцах и плясках, и при бесстыдных зрелищах с хлопаньем руками.
36. Переписка о страстной любви, списывание в том же духе писем, стихотворений.
37. Желание нравиться, чтобы прельстить собой другой пол.
38. Страстное засматривание на жен, юношей, мужчин, чрезмерная угодливость женскому полу.
39. Подсматривание на чужую обнаженность или полуобнаженность, смотреть на собственную наготу.
40. Украшение дома нескромными картинами или статуями.
41. Разнежение похоти искусственными способами (вино, курение, наркотики, крепкий чай, кофе, пресыщение мясом и т. д.).
42. Нескромная одежда или когда женщина или девица ходит в мужской одежде.
43. Блудные сновидения и ночные осквернения.
44. Обольщение невинного лица.
45. Незаконная беременность.
46. Похищение дев или замужней женщины, а также бегство. Осквернение себя с каким-нибудь животным.
47. Наложничество, мужеложство.
48. Разврат, когда блуд совершают с несколькими лицами.
49. Супружеское принятие у себя и посещение лиц, живущих в незаконной связи.
50. Предоставление у себя дома условий для тайных свиданий, блуда посторонних лиц.
51. Публичное содержание блудниц.
52. Выбор невесты за одну красоту или богатство.
53. Склонение к блудодейству и соблазнение ложными обещаниями.
54. Соблазнение чужого мужа (жены), страсть к прельщению собой лиц другого пола.
55. Попущение на супружеском ложе безстыдных вольностей, о которых и сказать противно, да еще такие супружеские отношения происходят перед святыми иконами или под ними. Для спасения души супруги должны быть целомудренны – невоздержанность в супружеском ложе, особенно в запретные дни – все это ведет к духовной смерти ваших душ, ведь Господь дал нам заповедь: «Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй! А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5, 27-28).
Вот какой чистоты и святости требует от нас Христос!
56. Взаимное увольнение (уклонение) супругов для свободного сожительства с другими.
57. Самовольный развод.
58. Вступление в брак при живой жене или живом муже.
59. Оставление женой мужа и, наоборот, – мужем жены во время болезни или другого какого несчастья.
60. Супружеская ревность, а с другой стороны – нежелание прекратить поводы этой ревности.
61. Нежелание привлечь к православию неправославную или неверующую чету.
62. Незаботливость о взаимном спасении душ супругами и немоление их друг за друга.
63. Вражда одного из супругов из-за религиозной жизни другого, а также чинение препятствий одним против благочестивой жизни другого.
64. Упреки супругами из-за бесплодства.
65. Непротивление легкомыслию суетной жены и угождение ей до женоподобия.
66. Презрительное отношение к жене. Нанесение ей побоев, оскорблений.
67. Непропитание жены с оставлением на опеку детей.
68. Нарушение женою апостольской заповеди: «Жена своим телом не владеет, но муж», и то же самое в отношении мужа к жене.
69. Желание совратить отрока (малолетнюю девицу), рассорить супругов, старание прельщать лиц мужского (женского) пола.
70. Попущение жены (мужа) до распутства путем потворства ему (ей) или подачи дурного примера.
71. Постоянная вражда, ссоры, крики, ненависть между супругами.
72. Самовольное самоуправство жены. Уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу. Уклонение благочестия и своеволие мужа.
73. Издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений, страстных сочинений, песен, стихов.
74. Гнушание браком как чем-то нечистым.
75. Не совратила ли кого из духовных лиц?
76. Не привлекал ли кого зельем на блуд?
77. Не выходила ли замуж (женился в третий раз) – это тоже грех.
78. Не давал ли кому советы на блудные дела?
79. Не смотрел ли на животных во время их «свадеб»? Не грешил ли с ними?
80. Не было ли противоестественных отношений лиц одного пола? Мужеложство, скотоложство, лесбиянство.
Плотские утехи: прелюбодеяния, малакия (самоосквернение онанизмом, или каким-нибудь предметом, страстные поцелуи тайных мест и т. д.).
81. Страстный поцелуй с похотью, плотские помышления.
Господь нас будет судить не только за дела, но и за мысли: целомудрие – не только чистота тела, но и чистота души. Для тех, кто услаждается блудными помыслами, нет надежды на спасение, напротив, те, кто не принимает и побеждает их, получает венцы от Бога.
82. Кокетство, услаждение нечистыми мечтаниями и произвольным, похотным разнежением.
83. Чрезмерная привязанность ко всяким плотским удовольствиям.
Христианские жены! От вас во многом зависит нравственная чистота семьи. Вы должны твердо, с Божией помощью, соблюдать все, что запрещается законом Божиим!
Православный супруг! Помни, ты будешь держать ответ перед Господом за всю свою семью (жену, детей) и поэтому от твоего целомудрия и благоразумия зависит спасение близких!
Отчего бывают плотские страсти?
Святые отцы учат: основная причина – гордость и осуждение ближнего, от чревоугодия (сласти рождают страсти). Апостол говорит: «Не упивайтесь вином – в нем есть блуд».
– Берегись худого совета, ибо бывает, что отпадшие от добродетели стараются запнуть и других, чтоб не одним валяться в непотребной жизни. Сами подвергшись падению, не только не хотят они возстать, но другим намеренно бывают в соблазн на падение и растление. И дьявол пользуется ими, как приманкою на уде.
Как бороться с плотскими страстями?
Святые отцы советуют: «Если тебя попалит огонь похоти плотской, противопоставь ему огонь геенский, и огонь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет», говорит св. Иоанн Златоуст.
Итак, главное – это памятование смерти и страшных адских мук! А также – чистосердечное покаяние, исповедование помыслов, нечистых снов, частое причащение Святых Таин и постоянная молитва (молитва Иисусова, «Богородице Дево радуйся», молитва св. Иоанну Предтече), молиться и заказывать молебны ревнителям целомудрия: св. мученице Фомаиде, преп. Моисею Угрину, преп. Иоанну Многострадальному. Каждодневное чтение (хотя бы по одной главе) Евангелия и других божественных книг.
Этой заповедью запрещается все, что возбуждает страсть и располагает к плотской нечистоте: пресыщение в пище и питии, особенно пьянство, чтение любовных романов, развратной литературы, рассматривание соблазнительных картин, порнографических фильмов и открыток, увлечение различными зрелищами и посещение их – это все грехи и надо в них каяться. Двусмысленные шутки, вызывающие смех, анекдоты, нечистые взгляды, современные бесовские пляски и песни с кривляньем, излишнее щёгольство, всё это – открытый путь к блуду.
Апостол Павел, обращаясь к коринфянам (1 Кор. 6, 9), говорил: «Не знаете ли вы, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого вы имеете от Бога, и вы не свои», а раз так, то мы должны хранить их в чистоте и непорочности, потому что Святой Дух в грязном сосуде обитать не может и сразу покидает его.
Христианин! Не откладывай ни дня покаяния!
Помни! Господь простит нам все грехи, кроме одного, если мы не покаемся, и судить будет нас не за грехи, а за то, что в них не покаялись! Не страшись ничего, может, для тебя сегодня будет последнее покаяние. Покайся сам и позаботься о спасении душ других, передай эту исповедь всем близким для покаяния. Будем помогать друг другу спасаться и Господь спасет нас. «Обративший грешника от ложного пути его, спасет свою душу от смерти и покрывается множество грехов» (Иак. 8, 20) (из книги Алмазова «Исповедь»).
Христианин! Попроси сам себе епитимью за плотские грехи и исполни!
Соломон о блудливых женщинах Притчи Гл 5 ч.1
О льстивой женщине царь Соломон вёл речь
Неоднократно, лично знал последствия,
Как можно при чужой жене обречь
Себя на гибель без суда и следствия.
Когда ж не сам умрёшь, то рогоносец муж
Её погибнет, как с Давидом в случае.
Но тот, молясь усердно в ходе служб,
Раскаяньем особенно не мучился.
Вирсавию, как царь, он силой взял почти,
А мужа погубил без сожаления…
Вниманьем Соломон тех дам почтил,
Чьи действия достойны осуждения.
«Мёд источают льстивой женщины уста,
Елея мягче речь, но всё, что далее,
Полыни горче, ягоды с куста
Те волчие, последствия летальные
Ждут каждого, кто пил отвар утех срамных,
На чарах обольщенья приготовленный.
Та женщина позор семьи, родных,
Стопы её нисходят в преисподнюю.
Непостоянны все пути плутовки той.
Их не узнать тебе. В них мало путного.
И если угодил к ней на постой,
Не поведись на прелести минутные.
А лучше вовсе сторонись её дверей,
Чтоб от заразы той не скособочиться,
Не впасть во зло и если ты еврей,
Упасть в глазах собрания и общества.
Сын! Наставлениям отца ты не перечь.
С советом матери тебе даны они,
Чтоб от негодной женщины сберечь.
Храни в груди их, как ключи не вырони.
Ты в сердце красоты себе не пожелай.
Не увлечёт она тебя ресницами.
Себя взять в плен очам своим не дай,
Они нередко заодно с блудницами.
Дом обнищает до последнего куска,
Горбушки хлеба при жене блудливости.
Замужняя жена наверняка
Добьёт любого при её ретивости,
Уловит душу дорогую мужика,
Растопчет, обвинив её в ненужности,
И выставит его за дурака
Во всех издержках брака и замужества.
Возможно ли хранить за пазухой огонь,
Чтоб от углей не прогорело платье бы?
Так и супругу ближнего не тронь,
Не лезь к ней с непристойными объятьями.
Кто прикоснётся к ней, не будет без вины.
Так вора изобьют, неважно голоден
Тот был иль нет, содрав с него штаны,
Всем выставят на поруганье голого.
Отдаст имущество своё, попавшись, вор,
За краденное он заплатит всемеро.
С ревнивым мужем здесь недолог торг —
Из жеребца конь сделается мерином.
Так есть ли ум у тех, кто в прихоти своей
На женщину соседскую позарится?
Застигнутый врасплох прелюбодей
Позор найдёт на собственную задницу.
Побои мужа выбьют душу с тела вон.
Здесь не помогут споры, словопрения…
Лишь крики осуждения вдогон.
Бесчестье не изгладится со временем.
Свой след оно оставит глубже чем праща.
Замеченным в разврате нет прощения.
В вопросах чести, что ни обещай,
Не пощадит муж ближнего в день мщения,
Того гляди убьёт, так сильно будет бить,
От ярости глаза его на выкате.
И как тебе ревнивца ни просить,
Не примет он за униженье выкупа».
Царят иные нравы нынче, но подруг
Друзей не тронь, как шаровые молнии.
Ведь что с тобою будет, если вдруг
Поступит друг как в притчах Соломоновых?
«Блуд, разврат и незнамо что»
Сокращённая версия интервью протоиерея Димитрия Смирнова, данного корреспонденту интернет-издания «Лента.Ру» Роману Уколову. В ближайшее время на мультиблоге будет опубликована полная версия этого интервью в видеозаписи.
Глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин предложил объявить врагами России всех сторонников абортов. Патриарх Кирилл призвал писателей пополнить российскую культуру героями, воплощающими образ святости. А председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов сравнил политику советской власти в отношении своего народа с деяниями Гитлера. Используя самые высокие трибуны, представители РПЦ публично излагают свою позицию по таким вопросам светской жизни, как образование, здравоохранение, культурная политика. И с каждым годом эта позиция становится все более жесткой. В беседе с «Лентой.ру» отец Димитрий рассказал, почему церковь так активно пытается влиять на государственную политику, но при этом не желает слияния с государством.
«Лента.ру»: Не слишком ли много сегодня церкви в нашем светском государстве с нашим атеистическим, по большей части, населением?
О. Димитрий: Тут вы не правы. Согласно всем опросам, верующих у нас в стране — 84 процента. Атеистов меньше пяти. Никакое общество ни в какой стране, даже в Англии, не наберет атеистов больше половины населения.
Я о том, что людей воцерковленных и религиозных у нас совсем немного.
А много ли атеистов кончают с собой?
Признаться, не знаю. А вы это к чему?
А к тому, что последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла «жить, учиться и бороться», если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. Но этого же нет? Значит, атеисты это не настоящие. Боятся чего-то.
Понятно, боятся. Атеисту жизнь дается одна, другой не будет.
Но смысла-то в ней нет. Жизнь атеиста — бессмысленна. А большинство людей все же религиозны! Просто степень их религиозности разная. Но миллионы людей смотрят телеканал «Спас». Людей религия интересует гораздо больше, чем скандалы на ток-шоу. Вы просто плохо знаете наш народ.
Но рейтинги отдельных телеканалов говорят обратное.
Ну, это все за счет изрядно подпорченной молодежи. Пройдет время, и эти игрушки станут им не интересны. Они начнут задумываться и о жизни, и о смерти, и о Боге. О том, как воспитывать детей. Ведь нельзя же посадить ребеночка перед экраном, включить ему «Дом-2» и ждать, что он научится жизни, глядя, как молодые люди проводят лучшие годы своей жизни в безделье и блуде, слушая эти диалоги, которые позорят их родителей и учителей.
Те 84 процента, которые считают себя верующими, прислушиваются к слову церкви?
Не могу сказать, что это влияние велико. Лично мне недостаточно. Я бы хотел, чтобы все это было серьезней.
Насколько именно?
Нужна радиостанция FM-диапазона, доступная во всех крупных городах. Нужен федеральный телеканал, сопоставимый с каналом «Культура», который финансировался бы государством. Школьная программа «Религия», «Нравственное воспитание», «Духовные и нравственные основы семейной жизни». И программа по воспитанию педагогов, которые будут эти предметы преподавать. И с первого по одиннадцатый класс давать детям эти важнейшие для нравственного возрождения отечества предметы.
Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»
Что собираетесь рассказывать детям о семейной жизни?
В силу того, что чуть ли не половина детей — уже безотцовщина, им нужен этот предмет. Они его хотят. Они хотят знать, а им никто не может объяснить. Папы нет. Дома они его не видят, а по телевизору показывают бог знает что. Надо создать программу и внедрять ее.
Место церкви тут где?
Церковь может рассказать о своем взгляде. У церкви есть опыт воспитания человека. Церковь воспитала лучших людей страны. Сейчас самый лучший человек это кто? Эстрадный певец, который заработал себе на дворец? А церковь воспитывает святых. Если нашему государству нужны нравственно безукоризненные люди, как обойтись без церкви? Никак.
Детям-то что об этом рассказать?
Рассказать, что такое семья. Почему есть мужчина и женщина, какая между ними разница. В чем смысл того, что и у пчелы два пола, и у тополя два пола, и у человека. Почему Бог пошел этим путем. Это надо объяснять. Надо объяснить, что такое брак.
Ну, а собственно половое просвещение в школе должно быть?
Только в рамках семьи. Как только это выходит за рамки, сразу начинается блуд, разврат и незнамо что.
Значит, надо объяснять им технику безопасного блуда. Потому что большинство из них блудить будут.
Может быть, лучше научить их воровать.
Они же в тюрьму сядут.
А так сифилисом заболеют.
Вот и научить, чтоб не заболели.
Все равно заболеют. В Америке все обучены, а количество абортов среди школьниц в разы превышает российские показатели.
У нас аборты и вовсе запретить предлагают.
Хорошее предложение.
И куда детишек этих? В детские дома?
Зачем в детские дома? Я готов всех усыновить. И таких, как я, тысячи. Если детей, которые не нужны матерям, предложить женщинам, которые не могут иметь детей, этот вопрос решится в течение недели.
Но многое зависит еще и от того, как мы воспитаем девочку и мальчика. Этим надо заниматься уже с восьмого класса. Рассказывать про аборт, про его последствия, про контрацептивы и их вред, про экстракорпоральное оплодотворение. Чтобы к одиннадцатому классу у них все это от зубов отскакивало. Чтобы когда девочке предложили жить вне брака, она бы сказала: «Нет, извини, браток. Ты меня любишь — отлично. Пойдем в загс, через месяц распишемся, закатим свадьбу и будем жить до смерти вместе».
Фото: Евгений Гурко / «Коммерсантъ»
Ну… Тут одним школьным предметом не обойтись.
Так я еще обязал бы руководство телеканалов убрать из эфира все эти мерзости наподобие «Дома-2». Всю эту астрологию, порнографию с «Голыми и смешными».
Экстрасенсов.
Безусловно. Все, что наводит порчу на ум и сердце людей, изгнать беспощадно.
А что, если не запрещать, а совмещать? Чтобы были и русские гении, и экстрасенсы?
Нельзя Божий дар с яичницей смешивать. Если этим озаботиться и платить нормальные деньги за создание хорошего продукта, то он появится. Ведь режиссеры снимали «лениниану», вносили свой вклад, а государство это оплачивало, давало премии. Почему же сейчас государство не может оплачивать посевы разумного, доброго, вечного?
Смотрите «Культуру», «Мою планету», «Спас», опять же. Там ничего, кроме разумного, доброго и вечного.
Не должно быть альтернативы хорошему. У нас же сейчас какой канал ни включи, там либо «Дом-2» с экстрасенсами, либо ток-шоу. Собираются сторонники и противники украинской власти и начинают орать. Договориться в результате никто не может, да и понять-то ничего нельзя. Разве может появиться тут разумное, доброе, вечное?
Такова культура современного телевидения.
Какую культуру навязывать, такая и будет. Собираются четыре модельера и договариваются, что в следующем сезоне будет актуально лиловое и ниже щиколотки. И все — завтра полмира в лиловом. А договорились бы на оранжевое мини — были бы все в оранжевом. Неужели вы не понимаете?
Значит, государственная идеология именно так определяет политику федеральных телеканалов?
Я про государственную идеологию ничего не слышал уже давно. Мне даже упорно говорят, что такой нет. В политике я ее немного вижу, а во всем остальном, пожалуй, нет.
А как же разговоры о необходимости возвращения к некоторым практикам Советского Союза?
Советское надо делить на разные периоды, и в каждом было что-то хорошее. Даже в революционном, когда сотни тысяч русских людей, несмотря на соблазны и принуждения, отдали жизни за Христа и сохранили веру. В суровые годы спасали иконы, библиотеки и музеи — иногда ценой своей жизни. Даже некоторые сотрудники НКВД пытались спасать духовенство, отправленное в лагеря. Одни деятели культуры писали доносы друг на друга, а Горький, которого советская власть отравила, спас многих людей.
Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»
Вот такое хорошее я бы точно не хотел вернуть.
Ну, надо быть сумасшедшим, чтобы хотеть этого. Но с другой стороны, в одну реку нельзя войти дважды.
А какой будет другая река? Ведь история, как известно, повторяется дважды — сперва как трагедия, а после как фарс.
Это зависит от того, какая парадигма победит. Если люди, которые принимают решения от имени народа, будут ориентированы на Запад, то любая советская власть, в любом ее проявлении, будет лучше. Сейчас вот в Канаде министр культуры — лесбиянка — продвигает снижение минимального возраста вступления в сексуальные отношения с шестнадцати до шести лет. Я считаю, что это будет пострашнее советской власти. Большевики и коммунисты претендовали исключительно на твою жизнь. А это сатана приходит, он претендует на души детей — самое дорогое, что у нас есть.
Будем выбирать меньшее из зол?
И не такое переживали. И коммунизм пал. И мир мы спасали от орды, от Наполеона, от фашизма. Даже от коммунизма, если разобраться, мир спасли тоже мы. Это на нашем примере все поняли, что это такое на самом деле. Может, именно мы спасем мир и от этих новомодных извращений, которые сейчас захватывают Запад под флагом американской «демократии».
Не стремится ли церковь заменить некогда существовавший идеологический отдел ЦК КПСС?
Когда церковь только зародилась, ее на полном серьезе обвиняли в том, что на церковных собраниях едят младенцев.
Не ели?
Никогда. Люди не понимают ни природы церкви, ни ее задач. Церкви не надо заниматься агитпропом. Нет такой задачи. Ее не интересует устройство государства. Нас интересует только состояние души христианского народа.
Но церковь занимается этим уже не в стенах храмов, а в государственных структурах и институтах.
А что вас удивляет? Если рассматривать церковь как общественную организацию, то нас 100 миллионов человек. Какая-нибудь есть еще общественная организация или политическая партия с таким количеством членов? Разве не можем мы через патриарха транслировать в думе то, что нам важно и дорого? Речь шла исключительно о нравственном состоянии нашего народа. Что в этих выступлениях было не так? Все можно извратить и назвать экстремизмом или мракобесием, но это только ярлык. И Христа в свое время называли сыном Вельзевула.
Но разве не мракобесие демонстрируют нам верующие, которые оскорбляются по любому поводу и требуют запретить все, что не укладывается в их представления о правильном?
Не по любому. Просто надругательства над христианскими святынями происходят куда чаще. А почему? Потому, что мы не бьем в ответ, а подставляем другую щеку. Но что плохого в том, что государство защищает членов стомиллионной организации? В Российской империи за кощунство ссылали на каторгу.
Но разве это правильно? Ведь верующие видят кощунство везде, начиная от провокационных перфомансов и заканчивая художественными произведениями.
Например?
Опера «Тангейзер».
Позвольте, там образ Иисуса Христа был изображен в наипрепохабнейшем контексте.
Афишу убрали. Но оперу-то зачем запрещать? Так можно и «Анну Каренину» запретить за пропаганду самоубийства.
Про оперу я ничего не говорю, но считаю, что авторский текст должен быть канонизирован. Почему современные режиссеры берут и выворачивают наизнанку то, что было создано автором?
Но это вопрос восприятия творчества. Кому-то неприятен Пикассо с его уродливыми людьми…
Я не могу долго рассуждать об этой постановке, потому что ее, разумеется, не видел. Я вообще, когда был молодым, обошел все московские театры. Ужаснулся, и с тех пор на современную драму вообще не хожу. Есть классическая опера и балет, а на эту мерзость человек с воспитанным вкусом ходить не может и не должен.
Вот именно! Просто не ходить. Зачем же обязательно запрещать и отдавать под суд?
Каждый человек индивидуален. Люди разные, и реакция у них разная. Еще до революции было постановление Святейшего синода о том, что на сцене даже крестным знамением себя осенять не позволяется. Даже если сюжет предполагает такую возможность. На сцене не должно быть ни образов, ни молитвы, никаких религиозных символов, потому что это нельзя делать понарошку.
Но тогда и роль церкви была иной, — она не была отделена от государства и государственных театров.
Ну, так надо вернуться к этой юридической норме и все.
А что с литературой? Упоминание библейских персонажей — это кощунство?
Может быть. Например, повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» — это, конечно, кощунственное произведение. Но он благополучно забыт. Его не запрещали. А сказка Пушкина «О попе и работнике его Балде» была в свое время цензурирована и в свет не вышла. Хотя мораль там очень правильная: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Кстати, о моральном облике попов. Что вы думаете о пристрастии некоторых священников к дорогим часам, автомобилям и прочей роскоши?
Возьмите любой слой общества — скажем, журналистов. Количество дорогих автомобилей у журналистов больше чем у священников. И какое дело журналисту до того, во что обут священник?
А как же нестяжательство, скромность и прочие добродетели, которые проповедует церковь? Не должен ли священник подавать личный пример?
А где это написано? Журналисты питаются мифами, которые сами и создали. Когда я учился в семинарии, я изучал пособие для пастырей XIX века. И там написано, что священник должен жить скромно. Он «должен довольствоваться квартирой в семь-восемь комнат и комнатой для прислуги». Довольствоваться! А журналисты гоняются за жареными фактами — часы не те, ботинки не такие. Я за свою деятельность пастырскую пока еще не купил себе ни одной машины. Зачем мне покупать? Мне мой народ дарит. Какую подарят — на такой и езжу.
Другим тоже дарят?
Ну, конечно. Никогда вы не увидите священника на новом автомобиле из салона. Кто-то поездил на нем лет пять, купил новый. А чтобы не заниматься продажей, отдает батюшке. Вообще, если посмотреть, как в среднем живет духовенство в нашей стране, то ни о какой роскоши говорить не приходится. Большинство из них многодетные, кормят и восемь, и десять, а иногда и четырнадцать детей. Это же пропаганда, как в советские времена, что попы все воры и пьяницы!
Есть в российском шоу-бизнесе такой яркий персонаж — Иван Охлобыстин. Его поведение и стиль жизни не порочат образ священника, пусть и не служащего?
Нет, не порочит. Он такой милый человек, никогда не то что кости — горелой спички в сторону церкви не бросил и бросить не может.
Иван Охлобыстин. Фото: Комсомольская правда / Global Look
А то, что он лицедействует, играет в сериалах?
Ну и что? У него большая семья. Он привык жить побогаче, чем можно у нас прокормиться. Видимо, не все священники могут позволить себе крутые автомобили. Ничего у него не вышло, и вернулся он к своей высокооплачиваемой работе.
Церковь осуждает такое решение?
Церковь вообще никого не осуждает. Богу угодно, чтобы мы не осуждали друг друга, а принимали жизнь такой, какая она есть.
Но Pussy Riot церковь осудила.
Не их, а их безобразный поступок. Как сделал это Медведев Дмитрий Анатольевич и Путин Владимир Владимирович — все, кто выступал в то время, осуждали этот поступок. А судья вообще два года дал. Теперь можно спокойно жить. Кто хочет два годика — пожалуйста, пляши в церквах, получишь.
Что делать с верующими матерями, которые вместо больницы ведут своего ребенка лечить в церковь?
Хорошо если в церковь — там священник ей скажет, что надо обратиться к врачу. Я только так и поступаю. Раньше с психиатром в тесном контакте работали. Сейчас это уже бессмысленно, потому что невозможно человека с психозом отправить в больницу, пока он не начал на людей с ножом бросаться. А вот что делать с такими, которые вместо больницы тащат к экстрасенсам, колдуньям и астрологам? Они же губят своих близких. У нас 62 процента населения, судя по опросам, верят в астрологию. Включаешь Первый канал, а там — астрологический прогноз. Федеральный телеканал сеет густопсовые суеверия! Люди же верят. Раньше верили печатному слову, а теперь верят телевизору.
При этом женщинам с бесплодием церковь рекомендует молитву, но не экстракорпоральное оплодотворение.
Во-первых, это вмешательство в дела Божии. А во-вторых, каждое такое оплодотворение связано еще с несколькими абортами. Оплодотворяют пять-семь яйцеклеток, на случай если не все приживутся, а потом «лишние» удаляют. И кто-то просто делает на этом деньги. Не получилось один раз — приходите еще, платите. Это вот плохо.
Неужели Богу угодно, чтобы какая-то женщина осталась бездетной?
Именно так. Или он считает, что она еще не дозрела. Вот она поживет, помолится, покается. Мы же не знаем ее скверных привычек. Не знаем, как она ведет себя дома. Знаем только, что у нее есть желание стать матерью. Чего же проще — усынови сироту и станешь. У меня десятки таких детей, и все они мне родные. Даже умственно убогие.
Ваших коллег послушать, так у нас пострашней астрологов и абортов враги есть. Слова «антихристы», «дьявол» и «сатана» слышны теперь все чаще…
А враг-то наступает. Посмотрите, что в Европе происходит. Сколько они там уже полов насчитали? Разве это не дьявольский продукт? Не зря же Бог сотворил Адама и Еву, а не Адама и Стива.
Отец Димитрий и директор Театра кошек Юрий Куклачев на форуме «Легализация проституции: за и против». Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
То есть гомосексуализм — это…
Проявление сатанизма. Содома. Знаете, что случилось с Содомом и Гоморрой?
Плохо все у них закончилось.
А церковь хочет предохранить людей от этого. Вот и трудимся, чтобы это разъяснять. Но церковь не против грешника, а против греха. Нас упрекают, что Церковь против коммунистов. Да ничего подобного, церковь за коммунистов: она хочет, чтобы они прозрели, наконец.
* * *
Патриарх выступает в думе, церковь предлагает ввести дополнительные предметы в школьную программу, а еще неплохо бы убрать некоторые программы на телеканалах и религиозную атрибутику из театров. Не потому ли церковь упрекают в желании слиться с государством?
Ну, что же вы повторяете эти штампы. Я ждал этого вопроса про слияние. Мы сейчас находимся на территории храма, и этот храм принадлежит государству. Не церкви, которая его построила и реставрировала, а государству, которое в нем склад устроило. Это разве слияние? Мы благодарны, что дали нам служить.
Табличка на здании храма святителя Митрофана Воронежского на улице 2-я Хуторская в Москве, установленная протоиереем Димитрием (Смирновым). Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Меня больше интересует, хочет ли церковь такого слияния?
Нет, спасибо, уже было.
Было плохо?
Лучше, чем при советской власти, безусловно. Но это была не свобода. Главой церкви был император.
Не худший вариант.
Императоры разные бывали. Некоторые колокола сбрасывали. Другие запрещали определенные виды церковной архитектуры. А Петр Алексеевич разрешал постриг в монахи только отставным солдатам, кто 25 лет отслужил. А сейчас у нас свободы больше, чем когда бы то ни было. Я не могу себе представить такого интервью сто лет назад. Вряд ли какой священник на это отважился бы. Все это надо было в консистории утверждать, была определенная государственная цензура, был обер-прокурор Святейшего синода (бывало, что человек неверующий). Некомфортная была ситуация, как бы сейчас сказали.
А как же земли церковные, монастырские?
Их все отобрали, они теперь государственные.
А неплохо было бы, чтобы они снова стали церковными в процессе слияния?
Неплохо, но уж больно дорогая цена. Если государство дает какие-то преференции, оно потом взыскивает вдесятеро.
Беседовал Роман Уколов
Прелюбодеяние — это нарушение нескольких заповедей
Рубрика: Добродетели и грехи
Что такое прелюбодеяние в христианстве
Прелюбодеяние – это грех супружеской измены, а также плотская связь с человеком, который состоит в браке. В строгом библейском смысле прелюбодеянием также называется брак с разведённым или разведённой, блудный помысл, похоть. Церковь признает полноценным зарегистрированный государством брак, даже если супруги не венчались. Поэтому измена таких супругов также считается грехом прелюбодеяния.
Прелюбодеяние
Понятия «блуд» и «прелюбодеяние» во многом пересекаются, но всё же не являются тождественными. Недавно начавший своё воцерковление человек может задаться вопросом «блуд и прелюбодеяние – в чем разница?» Блуд – более широкое понятие, означающее развратное поведение человека без учёта его семейного положения. Прелюбодеяние – это разврат, попирающий именно супружество и семью, делающий «навет и обиду чужому союзу», по словам святителя Григория Нисского.
Прелюбодеяние является нарушением шестой заповеди Ветхого Завета (Исх. 20:14). От этого греха предостерегал Иисус Христос, добавляя, что даже вожделенный взгляд на женщину уже является прелюбодеянием в своём сердце (Мф. 5:28). В Новом завете прелюбодеяние одного из супругов указано как единственное законное основание для их развода.
Грех прелюбодеяния
Почему прелюбодеяние считается грехом? Интимные отношения между мужчиной и женщиной (мужем и женой) сами по себе не являются грехом. Напротив, плотское общение благословлено Богом, если оно совершается любящими законными мужем и женой.
“Господь, зная немощь человеческого естества, и установил брак, чтобы удалить нас от беззаконного смешения” (Иоанн Златоуст, “Беседы на Книгу Бытия”).
Плотская связь делает мужчину и женщину одним целым, «одной плотью» (Быт. 2:24), содействует скреплению их союза, развивает и возвышает их взаимную любовь. Не стоит забывать, что эта связь продолжает человеческий род, давая начало новой жизни. Тем самым исполняется прямая заповедь Божья, данная человеку ещё в раю, – “плодитесь и размножайтесь” (Быт. 1:28).
Если один из супругов вступает в интимные отношения с посторонним человеком, он попирает это священное Божье благословение. Он предает свою вторую половину и оскверняет своё тело и душу. Если брак – это любовь, уважение и ответственность, то прелюбодейство – эгоистичное и безответственное утоление своей похоти.
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своём труде «Аскетические опыты» указывает на то, что в ветхозаветные времена прелюбодеяние осуждалось как осквернение естества и нарушение его законов. Но теперь наши тела являются домом Духа Святого, они были искуплены жертвой Господа. Значит, прелюбодеянием человек наносит бесчестие Христу и разрывает единение с Ним.
Святой Дух отступает от такого грешника, без покаяния его душа умирает для Бога и обречена на мучения в аду. Поэтому прелюбодеяние считается смертным грехом. Стоить отметить, что среди различных мытарств (испытаний на подверженность человека определенному греху), которые ожидают душу в загробном мире, есть и мытарство прелюбодеяния.
Прелюбодеяние: последствия греха
Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе на разные места Священного Писания» говорит, что прелюбодеяние – это «тройное преступление». Оно влечёт за собой множество различных тяжких грехов. Так, прелюбодействующий человек нарушает не только седьмую заповедь, но и восьмую («Не укради»). Ведь он присваивает чужое тело и отдаёт постороннему своё, которое является собственностью супруга/супруги (1 Кор. 7:4). Также нарушается девятая заповедь («Не лжесвидетельствуй»), потому что прелюбодеи обычно скрывают своё преступление и лгут. В эту греховную цепочку можно добавить и нарушение десятой заповеди («Не желай жены ближнего своего…»).
Супружеские измены приводят к разложению любви, растлению тела и души, разрушению семей. Детям рассорившихся супругов наносятся психологические травмы. Прелюбодействуя, человек отрекается от Христа и ставит между собой и Ним преграду, что нередко приводит к полной потере веры. Только искреннее покаяние и твёрдая решимость не повторять грех могут вернуть грешника к Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в “Аскетических опытах” пишет: “От впавшего в грех блуда отступает Святый Дух; согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех – залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием”.
Прелюбодеяние — это преднамеренное преступление
Если многие грехи совершаются мгновенно и необдуманно, вынуждая человека почти сразу пожалеть о своём поступке, то прелюбодеяние требует времени и подготовки. Оно ужасно именно своей явной сознательностью и намеренностью, с которой совершается.
Святитель Василий Великий в «Беседах на псалмы» говорит, что «любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление».
Если не устранить нечистый помысел в самом начале, то противостоять искушению будет всё сложнее и грех из мысленного превратится в реальный. Поэтому православному христианину важно контролировать свои помыслы и желания. Необходимо избегать нескромных воззрений на лиц противоположного пола. Но также следует воздерживаться от излишеств в еде и праздности, которые расслабляют тело и дают волю страстям.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей говорил, что “невоздержанное насыщение плоти разрушает здоровье и провоцирует другие страсти, – в первую очередь ту, что примыкает к чревоугодию, а именно страсть блуда”.
Супружеские отношения в период поста
К прелюбодеянию может привести и неправильное отношение супругов к воздержанию в период поста. Да, в Православии существует благочестивая традиция отказа супругов от плотского общения в пост.
Апостол Павел в “Первом послании Коринфянам” писал: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”.
Однако апостол подчеркивает, что воздержание должно быть добровольным решением обоих супругов. Если один из супругов не может полностью отказаться от плотской связи в период поста, то второй должен ему уступать. В противном случае человек может поддаться соблазнам и впасть в прелюбодеяние.
«Пост очень важен для брака, но он должен быть добровольный и обоюдный. Если он не обоюден, то постящийся должен идти навстречу непостящемуся ради мира семейного. Мир семейный важнее всего” (цитата протоиерея Андрея Ткачёва из эфира радио “Радонеж”).
Метки: блуд это, прелюбодеяние это, прелюбодеяние это что, прелюбодеяние это что за грех, что такое блуд, что такое прелюбодеяние
Если мы вернемся вновь к теме христианских запретов, то будет логичным коснуться такой проблемы как половая жизнь и ограничения накладываемые на нее христианством. По распространенному представлению данная область является предметом тотального регулирования, строго ограничивающего ее рамками брака. Сексуальной близости вне брака отводится исключительно роль греха, нарушения принципиальных запретов Всевышнего. Данная точка зрения воспринимается как однозначная истина не только среди внецерковных наблюдателей, но и среди современного православного духовенства.
Причем у первых она вызывает закономерный вопрос: почему? Не лги, не убий, не укради – социально мотивированные запреты, смысл которых и объяснять незачем. Но запрет на сексуальную жизнь вне брака выпадает из этого логичного ряда. А наш опыт анализа позиции христианства по вопросу о питании и о посте показывает, что нормы, порой считающиеся неотъемлемой частью христианской религии, могут быть исторической традицией, не имеющей опоры в Библии или даже противоречащие ей.
Несмотря на то, что данный текст будет содержать экскурсы в область взглядов Библии на брак, разводы и сексуальные девиации, его основная тема – внебрачная сексуальная жизнь и ее допустимость с точки зрения Писания. К прочим аспектам личной и сексуальной жизни людей, надеюсь, будет возможность вернуться позже.
Чтобы понять суть и источник взгляда христианства на половую жизнь и брак, нам придется, как обычно, обратиться к Ветхозаветным источникам.
Для начала разберемся с понятиями.
Существует терминологическая путаница, при которой смешивает супружеская измена (прелюбодеяние) и «разврат» (блуд). Слово «прелюбодеяние» в значении «внебрачная связь» порой встречается в литературе (в т.ч. у Пушкина в «Анджело»), но в Библии имеет строго определенный смысл – нарушение супружеской верности.
Ветхий завет запрещает и прелюбодеяние и блуд. Прелюбодеяние – 7 заповедь, т.е. одна из основ ветхозаветного права. Блуд – нечетко определенное (как и современный «разврат») понятие. В ряде случаев оно понимается как добрачная половая связь, но употребляется почти исключительно в отношении женщин. Например, если женщину супруг справедливо обвиняет в отсутствие девственности, то она подлежит казни, так как «блудодействовала в доме отца своего» (Второзаконие 20-21 ср. «Не оскверняй дочери своей допуская ее до блуда» Левит 19:29).
Т.е. женщина под страхом смерти не должна иметь сексуального опыта до брака, но аналогичная норма в отношении мужчин отсутствует. Им адресовано сравнительно немного запретов. В Левит в разделе о половом поведении им кроме многочисленных случаев открытия наготы и половых актов в период женских менструаций им запрещается: секс с чужой женой (18:20), мужской гомосексуализм (18:22) и зоофилия, которая запрещается и для женщин (18:23).
Практически все прочие ограничения половой жизни в Ветхом завете обращены только на женщину. Книга Исхода (22:16-17) расценивает девственность женщины как материальный актив (Ср. 10 заповедь «не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Исход 20:17). Мужчине, обольстившему девушку, предлагается жениться на ней по решению отца и/или выплатить компенсацию в размере выкупа за жену (вено).
Оригинальное преломление этому взгляду на женскую честь дает Второзаконие, которое ряд историков считает более поздним, чем все книги Торы источником, когда говорит об изнасилованиях. За изнасилование замужней или обрученной женщины полагается смертная казнь (22:22-27), но для случаев насилия над незамужней девушкой подход прост и гуманен к насильнику: он платит тоже самое вено и… «она пусть будет его женой» (22:29). Вполне ожидаемое нежелание женщины быть женой человека, который над ней надругался, просто не принимается во внимание.
Чтобы понять природу этого положения женщины в древнем Израиле, схожего с сексуальным рабством (продажа женщин своего рода в официальное рабство также предусматривалась законом Исход 21:7-11), нам придется понять социальный контекст эпохи. Экономическая роль женщины в традиционном обществе определялась ее уникальной способностью вынашивать и рожать детей. Жизнь древних людей бедна и тяжела, поэтому экономика означает не «богатство», а «выживание», и о об индивиде нужно говорить прежде всего в экономических терминах. Дети – условие выживания рода как социальной единицы и механизм социальной защиты родителей в старости. Беда в том, что традиционное общество – это высокая детская смертность, поэтому для эффективного воспроизводства рода женщине приходится рожать вновь и вновь, чтобы число выживших детей было достаточным.
В период беременности физические нагрузки для будущей матери – ограничены, после родов нужно хоть минимальное восстановление и уход за ребенком. При таких условиях женщина несамостоятельна, она не может выжить одна на протяжении репродуктивного периода, на который при древнем сроке жизни приходится изрядная часть жизненного срока. Женщина, жена – актив рода, в который много лет вкладываются средства, чтобы получить новое поколение здоровых работников. При этом женщина-мать живет вне рамок рода, в котором родилась (близкородственные браки не дают здорового потомства и запрещены), она – в экономических терминах, переданное средство производства, но при этом человек со своими желаниями и устремлениями.
В этих условиях израильское право закрепляет за женщиной подчиненный статус, что необходимо для защиты экономических прав рода на нее и ее детей. При этом ее девственность – является весомой ценностью. Ведь, напомню, тестов на отцовство еще нет, а будущий отпрыск не только часть, но и собственность рода: такой же актив, в который в период его взросления вкладываются средства. Полная власть родового патриарха над жизнью и смертью потомков, видимо, отошла в прошлое ко времени написания Торы, но социальное подчинение все еще оставалось жестким. Обязательства человека перед родом определяются родством, которое однозначно можно определить только по матери. И, если мать же мать не была девственницей на момент брака, кто даст гарантии, что она уже не была чьей-то женой, что этот брак не расторгнут и на ее потомство нет еще одно претендента? У нас, напомню, еще нет ни системы ЗАГСов, ни паспортов со штампами. Обязательная девственность в этих условиях – механизм защиты рода мужа и его права на потомство.
Исключением является возможность развода. Но актив, например, молоток, не может сам убежать к старому хозяину, но новый владелец может вернуть его продавцу, если он, к примеру, сломан. Так, если женщина бесплодна или еще в силу каких-то причин не может выполнять свой супружеский долг, то муж может отказаться от нее и дать ей разводное письмо (Второзаконие 24:1-3). В случае повторного брака этот документ станет гарантией отказа прав на потомство, более того – после повторного брака и развода муж лишался права повторно просить руки бывшей супруги, т.е. разводное письмо носило после повторного брака необратимый характер. Вено в этом случае, видимо, не возвращается, а Тора допускает до 7 разводов одного человека.
Вообще ветхозаветные взгляды были далеки от уважения к личности женщины. Одна из книг Библии дает мужу такие советы: «Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее. Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою. Берегись бесстыдного глаза, и не удивляйся, если он согрешит против тебя: как томимый жаждою путник открывает уста и пьет всякую близкую воду, так она сядет напротив всякого шатра и пред стрелою откроет колчан… Благодать на благодать — жена стыдливая» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 26:11-15, 18). Модель поведения, в которой женщина, смело смотрящая в глаза собеседнику и не страдающая избытком стеснительности, считается легко доступной и распущенной до такой меры, что ее нужно держать под стражей, характеризует условия эпохи, в которой формировался ветхозаветный закон.
Разумеется, не стоит демонизировать положение женщины. Она могла столкнуться с произволом родных мужа, но она заинтересована в них также, как и они в ней. Да и формулы Второзакония оставляли за женщиной едва ли не больше возможностей для нечестной игры, например, в вопросе фальсификации девственности, чем за мужем. К тому же с современной точки зрения жизнь эпохи Торы была столь перегружена несвободой мужчин и женщин, что нашему современнику даже трудно представить себя на их месте. Между тем люди жили, и порой – чувствовали себя счастливыми.
Таким образом, изначальный запрет блуда в форме добрачного сексуального опыта носил сугубо экономический характер, заставлявший определять его как аморальный – «блуд».
В прочих случаях под блудом понималась проституция чисто коммерческая или культовая. Тора (Второзаконие 23-2, 17) декларировала недопустимость пребывания в израильском обществе блудниц и их потомков до 10 колена, но на практике проституция в тех или иных формах открыто существовала в описанные в Библии периоды, так перед началом Эпохи Царств женщины легкого поведения собирались даже перед входом в скинию собрания (1 Книга Царств 2:22), они также имели возможность обращаться к судебной защите (3 Царств 3:16). Их клиенты не всегда подвергались осуждению, например, известно, что их посещал и библейский герой Самсон (Книга Судей 16:1).
Однако вернемся к социальном большинству женщин, вступавших в брак. Их положение имело один немаловажный изъян: право мужа на развод формально не было ограничено. Достаточным основанием было то, что жена «утратила благоволение в глазах его». Да, за женщиной оставалось право на возвращение в родной дом и повторный брак, но у мужа возникал соблазн использовать детородные возможности женщины по максимуму, а когда она от частых родов и прошедших лет утратит «благоволение» законно развестись с ней и вновь жениться на молодой. Тяжесть положения такой женщины видна на примере вдов, которые в библейских текстах были синонимом социальной незащищенности наравне с сиротами (Исайя 1:17). По вопросу о праве мужа на произвольный развод с женой шла полемика среди раввинистских школ, но на начало новой эры, видимо, наиболее популярной была позиция школы раввина Гиллеля, считавшая достаточным основанием для развода любое недовольство мужа женой.
Против аморальности того подхода выступал пророк Малахия (2:16).
С осуждением практики произвольного развода вслед за Малахией выступил Иисус. Разрешение Торы на развод он оценивал как следствие жестокосердечия людей и признавал любой брак юридически нерушимым, а развод и повторный брак – прелюбодеянием (Марк 10:2-12). В Евангелии Матфея есть оговорка (19:9), что развод все же допустим в случае измены. Причем в отличие от традиции Ветхого Завета запрет Иисуса на развод обращен в первую очередь на мужчин: именно к ним он обращает слова «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем» (Матфей 5:28). Данные слова можно воспринимать как гиперболу (как «призыв» судить за гнев 5:22), показывающую в ряду других, что грех зарождается в мыслях и намерениях и лишь позже выражается в поступке. Ключевым для нашего анализа здесь является адресация запрета именно мужчинам, что для слушателей Спасителя звучало революционно: не только жена обязана мужу, но и муж обязан жене. Его ученики даже говорили: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Матфей 19:10).
В пользу этого же предположения можно было бы также сослаться на эпизод с женщиной схваченной за супружескую измену (знаменитое «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» — Иоанна 8:7), к которой Иисус отнесся очень мягко, сказав лишь «иди и впредь не греши» (8:11), так как женская измена не ставила социальную безопасность мужа и семьи под угрозу, но я не уверен в полной достоверности этого эпизода.
Жизнеописание Иисуса Христа демонстрирует весьма прогрессивное в сравнении с иудейскими обычаями отношения к женщине. Судя по массе примеров, женщина была для Иисуса подобным мужчине собеседником как самарянка (Иоанн 4:9-28), отождествляемая церковной традицией с св. Фотиной Самаряныней. Другой пример высокой роли женщины в христианской проповеди у Марка 14:9. Разговор с неназванной в Евангелии хананеянкой, видимо, оказал влияние на воззрения Спасителя относительно того, кому в первую очередь может быть обращена его проповедь (Матфей 15:22-28), чего трудно ожидать в системе ветхозаветных представлений о роле женщины в обществе.
Что же касается проблем блуда как добрачных связей, то в канонических Евангелиях этот термин практически не используется. Иисус упоминал о наличии «мытарей и блудниц» среди поверивших Иоанну Крестителю (Матфей 21:31-32), видимо, имея в виду профессиональных проституток, и говорил, что они «идут в Царствие Божие» впереди старейшин и первосвященников, не поверивших Иоанну.
К проблеме разврата-«блуда» в широком смысле вернулся апостол Павел в своих посланиях, включив блудников в число тех, с кем запрещено общение (1 Коринфянам 5:9-11), и «неправедных», «ненаследующих Царство Божие» (6:9), наравне с идолопоклонниками, пьяницами и прелюбодеями (нарушителями супружеской верности). Эта мысль не случайна и повторяется в другом послании (Ефесянам 5:5), что вступает в противоречие с Евангелием Матфея. Ведь либо блуд – грех исключающий Благодать, либо – блудницы все же «идут в Царствие Божие», несмотря на грех.
Рискну предположить, что Павла следует понимать не буквально, тем более, что он писал на греческом для людей не все из которых соприкасались с иудейской культурой, и его термины могут не соответствовать «составам преступления» в ветхозаветном законе. Единственный случай, где Павел конкретизирует понятие «блуд» (1 Коринфянам 5:1) является скорей особенно циничным примером прелюбодеяния – связью с женой отца, причем, видимо, не инцестом, а связью с супругой по второму браку. По меркам того времени это преступление не столько против нравственности – сколько общественного порядка, разрушения основ рода и подчинения страшим (по мнению Павла, таких случаев не бывает даже «у язычников»).
Определения Павлом нарушений вообще неточны. Например, упомянутое им пьянство – это употребление вина до опьянения. Между тем Иисус не осуждал пьющих вино: на свадьбе в Канне Галилейской он превратил для гостей воду в вино (Иоанна 2:1-11), причем судя по контексту празднующие к тому моменту были, если не пьяны, то подгуляли настолько, что могли не оценить вкуса напитка (10). Ученикам, которые были там с ним, он никак не прокомментировал происходящее. Он и сам пил с учениками вино и, видимо, не раз, так как во время последней вечери сказал: «…отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфей 26:29 и аналогичное у Луки 22:20). Интуитивно, конечно, ясна грань между пьянством и дружеской чашей вина или свадьбой, но таким же образом – должна быть ясна разница между блудом (развратом) и нормальной личной жизнью, включая сексуальные аспекты таковой.
Смысл запретов в апостольских посланиях в другом, ведь Павел подчеркивает: «…человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Галатам 2:16). Запреты здесь не четкий набор сакральных табу (не касаться, говорить, не есть), а единое требование вести себя достойно звания христианина. Разврат это надругательство над телом христианина, которое является материальным носителем Божественного, храмом Духа (1 Кор. 6:18-19), частью Церкви как тела Христа (ср. Иоанна 15:5). Речь не только и не столько об оскорблении дара – приобщения к Богу, но и об оскорблении компрометации Церкви. «Малая закваска квасит все тесто», как пишет Павел, а один человек, будь то пьяница или вор, бросает тень на всю общину, которая уже в то время подвергалась гонениям. Кроме внутренних проблем это порождает недоверие общества, тех, кто мог бы приобщиться к Церкви.
Поэтому запреты эволюционировали вместе с моральным климатом и нормами общества, где жила христианская община, и жестко связаны с социальным контекстом. В пользу этого прочтения можно сослаться на постоянную эволюцию системы важнейших запретов от 5 заповедей Иисуса высказанных в беседе с богатым юношей, к более широкой группе запретов в посланиях Павла. Перечень запретов в ином виде предстает уже в уставе христианской общины II века, где список дополняется в том числе деторастлением, злопамятством, надменностью (Дидахэ 2:1, 3, 5) и впервые прямо запрещается искусственное прерывание беременности (2:2).
Напомню свой тезис из предыдущего поста. Христос не ставил своей целью создать подробный правовой кодекс: его проповеди указывают направление, пути к Богу. 5 заповедей скорей примеры того, чего нельзя делать. Важнейшим принципом, который определял и их, и все прочие нормы поведения, Иисус считал две заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего своего как самого себя» (см. Матфей 22:37,39; Марк 12:30-31; Лука 10:27, а также трактовку заповедей К Римлянам 13:9).
Конкретные запреты и их отмена — следствие эволюции человеческого общества. Христос в своих проповедях отменил разрешение разводов, понятие чистой и нечистой пищи (Марк 7:15), ограничил соблюдение субботы (см. Марк 2:27, Лука 14:5), но при этом настаивал на том, что ни он, ни кто-либо другой не отменяет «ни одной черты» из закона (Матфей 5:17-19; Лука 16:17). Следовательно закон – общий нравственный императив, представленный им в двух заповедях, конкретные запреты – производные от него и от социальных условий.
UPD(11.05.19): Следует обратить внимание на присутствующий в Апостольских Посланиях взгляд на поступки через призму «сердца» (совести): «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Иоанна 3:21-22). Ср. взгляд на исполнение Закона у Апостола Павла: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (К Римлянам 1:10, а также 9:32).
Понимаю, что это вступает в противоречие со стереотипами, но осуждать добрачные половые связи на основе Писания, сегодня столь же странно и нелогично, как выступать за заперт зайчатины и свинины и требовать обрезания, опираясь на тот же источник. Но духовенство в силу ряда причин часто избыточно консервативно, и в данном вопросе проявляет этот консерватизм именно таким образом. Поскольку в Новозаветных текстах нет однозначного запрещения сексуальной жизни вне брака, апологеты запрета зачастую прибегают к манипулированию терминами «блуд» и «прелюбодеяние», неправомочными ссылками на Ветхий Завет и откровенными манипуляциями.
По рассказам одной моей коллеги, сейчас во многих православных храмах приводят беседу Христа и Самарянки в целях доказательства на ее основе… осуждения Спасителем внебрачного секса. Полагаю френды, читавшие Библию, поймут мое недоумение (разговор был несколько о других вещах) и то, что я не буду здесь приводить эти рассуждения и их критику, для экономии места и в силу того, что они слишком напоминают манипуляции с совой и глобусом, вошедшие в поговорку.
Господь не налагал тотального запрета на половую жизнь в браке или вне брака, мир – не монастырь. Современные знания людей и собственном биологическом устройстве и средства механической контрацепции делают близость по взаимному осознанному согласию контролируемой и не представляющей прямой опасности и вреда для людей.
Но в любви, как и в любой сфере жизни, христианин соразмеряет свое поведение со своей ответственностью перед Богом и людьми, оценивает свои поступки и их последствия, сам пролагает границу между злой похотью и мирской радостью, любовью и развратом, злом и добром, избегая навредить себе и другим. Именно для этого человеку даны не только органы, делающие его мужчиной или женщиной, но также – голова, душа и базовые нравственные принципы, из которых «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет».
А. П. Лопухин в «Толковой Библии» указал: «Русский перевод этого стиха неясен. У Тихомирова дается такой перевод: «ибо Я ненавижу развод, говорит Иегова, Бог Израилев, и — того, кто покрывает обидой одежду свою, говорит Иегова Саваоф. Поэтому берегите дух ваш и не поступайте вероломно». Мысль этого перевода вполне ясна. Бог не может одобрить развода, потому что разводящийся совершает явный грех (как бы весь одевается обидою)».
В ранних комментариях к Евангелию от Иоанна он отсутствует, а появляется в цитатах уже в V веке вместе с сомнениями некоторых богословов в его подлинности. Древняя традиция знала некий рассказ «историю о женщине, которую за многие преступления обвинили перед Господом», который приводит ученик апостола Иоанна – Папий и апокрифическое «Евангелие евреев» (Евсевий Кесарийский Церковная история III:39). История, скорей всего, аутентична и действительно исходит от Иоанна, но нельзя ручаться, что не искажены отдельные детали. Логично предполагать, что женщину скорей обвиняли в проституции (блуде), который бы более соответствовал бы со «многими преступлениями», чем случайный арест «на прелюбодеянии». При упомянутом лояльном отношении к проституции понятна и реакция смутившейся толпы и то, что Иоанн расценивал этот эпизод как провокацию фарисеев(Иоанна 8:6), надеявшихся получить повод к обвинениям Иисуса в жестокости. С другой стороны Пятикнижие не предусматривает смертной казни за блуд в отличие от прелюбодеяния, поэтому необходимы были бы дополнительные обвинения для такого рода приговора.
Просмотр фильмов для взрослых. Грех ли это?
Позволительно ли человеку смотреть порно?
Прямых запретов в Библии нет, т.к. в то время и порнографии, как таковой, не существовало, как, в прочем, и наркомании… Поэтому появляются другие вопросы: «Стоит ли это делать? И как к этому относится Бог?»
Бог же категорически против подобных вещей!
Почему?
Нагота.
На протяжении всего времени Бог очень серьезно относился к наготе человека.
За то, что Хам увидел голым своего отца, проклят был не только он, но и его потомки (Бытие 9).
Аарон и его потомки должны были покрыть свой дол от коленей и ниже, чтобы «не навести на себя грех и не умереть» (Исход 28:42,43).
В 18 главе книги Левит Бог перечисляет более 10 запретов, касающихся наготы различных людей. Наказанием за нарушение этих запретов обещана смерть (18:29).
Зрение — источник искушений.
Иисус предупреждает что, кто смотрит на женщину «с вожделением уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» или другими словами в мыслях своих (Матфея 5:28). Заметьте, что Иисус не ограничивается мужским вожделением только замужних женщин, но любой женщины.
Прекрасно понимая тяжесть прелюбодеяния, давайте разберёмся со значением слова «вожделение» (греч. «эписумего»).
Вот список, близких по значению фраз к слову «вожделение»: похоть, сильное желание, страсть, испытывать физическое влечение, страстно желать. Например, это же греческое слово использовалось в описании желания блудного сына насытить свой желудок кормом для свиней (Луки 15:16). То же слово описывает желание бедняка напитаться крошками со стола богача (Луки 16:21). Павел писал о своём нежелании золота, используя это же слово (Деян. 20:33). Это же слово используется в описании желания стать пастором (1 Тим. 3:1).
Таким образом, если парень, увидев девушку (одетую или раздетую), начинает развивать в своей голове мысли о том, как приятно заниматься с ней сексом, он уже прелюбодействовал с ней в глазах Бога.
Осознавая опасность проникновения соблазна через зрение человека, Христос говорит, что лучше человеку остаться слепым, чем позволять глазам втягивать человека в грех (Матф. 5:29). Также Иисус подчёркивает способность увиденного увести нас от Бога следующими словами: «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Матф. 6:22).
В Библии говорится о существовании такой вещи, как «похоть глаз». Каждый верующий человек не раз встречался с похотями, которые приходят в наш разум благодаря увиденному. Осознавая опасность похоти очей, Иаков предупреждает, что «похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:15).
Иов тоже понимал эту опасность и потому, чтобы не думать о женщинах, он твёрдо решил не смотреть на девиц (Иов 31:1)! Заметьте, именно не смотреть.
Вопрос: к чему привело рассмотрение Давидом наготы Вирсавии?
Ответ: ко греху (2 Царств 12 глава).
Вред увлечения порнографией существует и с психологической точки зрения. В психологии существует такое понятие, как сексуальная озабоченность человека. Причиной этому явлению является прошлая озабоченность порнографией в детском и юношеском периоде его жизни. Симптомами такой озабоченности являются постоянные эротические образы и мысли о сексе. Несомненно, такая озабоченность человека является своего рода духовной одержимостью. Такая одержимость приводит к тому, что человек, почти не контролируя себя, тянется к порнографии, и только удовлетворив свои потребности, вновь приходит в «себя». Большинство изнасилований совершается сексуально озабоченными людьми.
Порнография действительно порабощает человека, именно поэтому самыми рейтинговыми фильмами телевидения являются фильмы эротического наклонения. Это порабощение хорошо понимает Голливуд, поэтому в большинстве простых, добрых фильмов есть моменты эротики. Эти моменты преднамеренно вставляются в фильмы, даже если их можно было легко исключить из фильма, не потеряв при этом его смысла.
Видео порнография проповедует человеку выдуманный, дешёвый секс, популяризируется гомосексуализм и лесбиянство. Именно телевидение придало такой плохой оттенок чистой брачной любви! Коммерческие фильмы и видео проповедуют надуманные позы, длительность, возгласы и чувства. Именно поэтому, довод об учебной пользе порно фильмов является всего лишь дешёвой попыткой оправдания своих грехов.
«Юношеских похотей убегай» (2-е Тимофею 2:22).
Как не смотреть неприличные фильмы? И как раскаяться?
Уважаемая N.!
Была очень тронута Вашим письмом. Человек, которая в наше время понимает, что смотреть такой фильм — тяжелый грех и разврат (в то время как большинство людей считает, что разврат — это только сами запрещенные действия), это уже человек на пути к раскаянию. Очень важно знать, что с еврейской точки зрения раскаяние за прошедшее не должно отнимать у человека ни много времени, ни много сил, потому что сам факт, что Вы посмотрели эти фильмы, изменить уже нельзя. Раскаяние заключается в том, чтобы выстоять в решении больше так не поступать.
С другой стороны, очень сложно иметь такую возможность и не посмотреть, потому что йецер а-ра («дурное стремление») начинает уговаривать, что это страшно любопытно и притягательно. Поэтому одними молитвами тут не поможешь, нужно каким-то образом лишить себя возможности смотреть такого рода фильмы. Вероятно, стоит сказать родителям, не рассказывая о том, что уже было, что Вы боитесь за себя — вдруг полюбопытствуете посмотреть фильм для взрослых. Т.к. сверстники обсуждают между собой, а Вам любопытно. А поэтому Вы просите поставить пароль на компьютер или что-то в этом роде. Пообещайте себе, что если Вы все-таки это сделаете, то заплатите сама себе штраф. Т.е. посвятите хотя бы такое же время, какое занял просмотр фильма, своему самому нелюбимому занятию. Например, какая-то домашняя работа, которую Вы обычно не делаете у родителей, или занятия школьным предметом, который Вы ненавидите. С другой стороны, всякий раз, когда опять возникнет соблазн, а Вы удержитесь, купите себе что-то в качестве премии. Это самотренировка. Если у Вас есть близкая подруга, которой Вы доверяете, попросите ее проследить за тем, чтобы Вы выполняли то, что на себя взяли. При этом не надо рассказывать подруге, что именно Вы на себя взяли, но честно ежедневно говорите, выполнили или нарушили. Если подруга будет проявлять любопытство, можете сказать ей, что Вы решили не есть сладкого или что-нибудь похожее. Само то, что другой человек будет знать, волевая Вы или нет, уже в какой-то степени поможет Вам продержаться. И, конечно же, надо молиться просто своими словами, чтобы Всевышний помог Вам выполнять Его мицвот и удерживаться от греха.
Желаю много сил для борьбы с йецер а-ра.
С очень большим уважением, Ципора Харитан