Содержание
- Мораль и религия 2 (стр. 1 из 4)
- Основные данные о работе
- Введение
- Основная часть
- Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый — выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
- Второй аспект морали — конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены.
- 2.2.Единство религии и морали.
- Религия и мораль
- Религиозный фанатизм
Мораль и религия 2 (стр. 1 из 4)
Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Калужский |
Вид работы | Творческая работа |
Название дисциплины | Религоведение |
Тема | Мораль и религия |
Фамилия студента | Колпакова |
Имя студента | Наталья |
Отчество студента | Александровна |
№ контракта | 06400100701015 |
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Мораль и религия как предмет рассмотрения…………………………….…..4
2 Соотношение морали и религии………………………….…………………….6
2.1 Общая характеристика.……………………………………………………….6
2.2 Единство религии и морали…………………………………………………8
2.3 Основные различия между моралью и религией…………………………9
2.4 Противоречия между моралью и религией………………………………11
3 Взаимосвязь, взаимодействие морали и религии……………………………12
3.1 Сущность взаимосвязи морали и религии……………………………….12
3.2 Взаимодействие морали и религии…………………………………….…13
4 Право, обычаи, традиции, моральные и религиозные нормы………….…13
Заключение…………………………………………………………………….…..17
Список использованных источников………………………………….…………18
Введение
Приступая к исследованию темы, отметим то, что связь между религией и моралью очень тесная. Наряду с религией мораль доминирует в этой системе. Мораль — более широкое понятие, нежели религия и религиозная мораль. В сравнении с иными социальными нормами у нее наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия религии и морали в значительной мере пересекаются, однако, мораль и религия остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованиями.
Данная тема является актуальной, так как мораль и религия действует зачастую в одних и тех же сферах. Предмет рассмотрения: религия и мораль в их взаимосвязи, взаимодействии и соотношении.
Соотношение между религией и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Выполнение работы потребовало внимательного сопоставления религии и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволили глубже познать оба эти явления.
Основная часть
1.Мораль и религия как предмет рассмотрения.
Мораль (лат.moralis — касающийся нравов, нравственность) есть особый тип, один из основных способов нормативной регуляции действий человека, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения.
Современный философ Френсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддаётся сознательному критическому анализу и коррекции.
Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.
Мораль — понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. От вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Необходимо найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. В этом и лежит ключ к самому главному — сохранению вида homo sapiens.
Формирование морали имеет естественно-историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя.
Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) — мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия — это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают современные мыслители.
Исследованием религии занимаются богословы, историки, философы, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.
Суждения мыслителей:
«Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:
1. Вера в предсказание будущего.
2. Страх перед грозным явлением природы.
3. Изобилие предметов, которые служат для нашего существования.
4. Наблюдения неизменного порядка в движении звездного неба» (Клеан из Ассоса).
«Естественная причина религии — беспокойство о будущем» (Томас Гоббс).
«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религия, не допущенных — суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс).
«Религия — это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах).
«Философия тождественна с религией» (Георг Гегель).
» Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин Франклин).
«Сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов — на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье).
2. Соотношение морали и религии.
2.1.Общая характеристика.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый — выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.
Второй аспект морали — конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены.
2.2.Единство религии и морали.
2.3. Основные различия между моралью и религией.
Все статьи сайта → Религиоведение → Мораль и религия
Религия и мораль
В данной статье мы кратко рассмотрим взаимосвязь религии и морали.
Некоторые теории оправдывают существование религии и ее связь с моралью. И. Кант, например, видит в религии только внешнюю окраску этического категорического императива, «музыку этики». С этой точки зрения любая религиозность, которая не имеет морального обоснования, не имеет и смысла. Подобных позиций фактического поглощения религии моралью придерживался Л. Толстой.
Этот взгляд — возведение религии к морали — игнорирует собственную природу религии. Мораль укоренена в религии, а не наоборот. Но религия выше морали и свободная от нее.
Есть как минимум два состояния человека, которые находятся «по ту сторону добра и зла» — это святость и детскость, то есть святая аскеза, уход от мира, и детская наивность, непосредственное восприятие этого мира. Подчеркнем, что, по Иисусу Христу, детскость стоит выше любого нравственного закона, — именно детям Царство Небесное, и поэтому не войдете — говорит ученикам своим — в это Царство, если не будете как дети (Мф. 18, 3 ~ 4; 19,14).
Мораль не имеет абсолютного значения: она существует для человека в определенных пределах, но человек должен быть способным подняться над отдельными моральными принципами, которые обязательно в чем-то ограничены. Мораль неизбежно приходит в упадок, если приходит в упадок религия, поскольку только в ней она находит свое основание. Это мы можем видеть не только на опыте советского общества, которое прямо разрушало религию, но и на опыте западного, которое разрушало его изнутри, постепенно ограничивая сферу действия религии, в том числе и на основании кантовской (близкой протестантизму) идеи оправдания религии моралью.
Таким образом, вышеназванные принципы характеризует соотношение морали и религии.
Религиозный фанатизм
Конечно, нельзя не заметить того, что часто под религиозными лозунгами происходили грязные и преступные дела. Это связано с явлением религиозного фанатизма (лат. fanaticus — неистовый, безумный), то есть нетерпимого, враждебного отношения к другим вероисповеданиям, к любым мыслям или действиям, которые, как считают фанатики, могут создать угрозу их религии.
На самом деле, , так как пытается утвердить ее насильственным путем и тем самым искажает ее сущность как внутренней духовного связи. Также не добавляют авторитета религии известные из истории многочисленные религиозные войны, гонения на еретиков и «неверных», пытки и казни, уничтожение культурных ценностей, борьба против ученых и достижений науки.
На самом деле, , так как пытается утвердить ее насильственным путем и тем самым искажает ее сущность как внутренней духовного связи. Также не добавляют авторитета религии известные из истории многочисленные религиозные войны, гонения на еретиков и «неверных», пытки и казни, уничтожение культурных ценностей, борьба против ученых и достижений науки.
На самом деле, фанатизм сам является самой большой угрозой религии, так как пытается утвердить ее насильственным путем и тем самым искажает ее сущность как внутренней духовного связи. Также не добавляют авторитета религии известные из истории многочисленные религиозные войны, гонения на еретиков и «неверных», пытки и казни, уничтожение культурных ценностей, борьба против ученых и достижений науки.
Причиной этих явлений является несовершенство человека, присущие ему черты эгоизма и агрессивности, нелояльного отношения ко всему чужому, непонятного. Основой фанатизма может быть жесткая внутренняя организация религиозной общины, превращение ее членов в винтики, которые лишены свободы выбора и могут лишь подчиняться приказам руководителей. Явления могут быть связаны с чрезмерной политизацией религии и церкви, использованием их в политических целях.
Во всяком случае религиозный фанатизм вытекает не из внутренней сущности религии и церкви, а из их внешних проявлений, часто несовершенных или искаженных. Поэтому борьба против него не должна превращаться в борьбу против религии как таковой, иначе это принимает форму фанатизма атеистического, который приводит к таким же ужасным последствиям и также нарушает принцип свободы совести.
Использованная литература:
МОРАЛЬ
Мораль — особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.
Наукой, изучающей и анализирующей состояние нpaвов, прогнозирующей развитие морали, является этика.
Этика — философская дисциплина, теория морали. Ее главной темой являются рассуждения о природе морали.
Генетически мораль восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном обществе на стадии eгo разложения, когда стали сказываться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей. Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.
Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным, обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам данного общества.
Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех.
Следует иметь ввиду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» cтpoгo соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».
Последующие исторические эпохи также подтвердили верность вывода о различиях в моральных представлениях разных социальных слоев и групп. В то же время исторический опыт развития человеческого сообщества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.
Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нpaвcтвeннoгo поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали.
Главная особенность морали, отличающая ее от других общественных явлений (например, политики, науки, искуccтвa),- ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни — в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. Структура морали включает нpaвственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.
Принцuиnы моралuи, подобно конституции государства, носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества (принципы счастья, любви, альтруизма, справедливости,гуманизма).
Нормы моралu — это формы нpaвcтвeннoгo требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, coдержащих указание на то, как должно поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумногo, общечеловеческого.
Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: coвершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и общественном благе.
В жизни человек проходит несколько этапов caмocoзнания, т. е. постижения содержания и направленности собственного внутpeннeгo мира, cвoeгo » Я». Это постижение тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни.
Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, paботает, дружит и любит, создает семью, воспитывает детей, отдает сыновний (дочерний) долг родителям.
В смысле жизни сопряжены понятия выcoкoгo и низкoгo, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории, противостоящие друг другу, дают человеку возможность постоянно иметь в виду противоположные варианты поступков и линий поведения.
Мораль охватывает все проявления добра и зла, coвeсти и бессовестности, долга и безответственности, достоинства и низости и т. д. Понятно, что общество поддерживает силой общественного мнения побуждение к полезной дeятельности по позитивным критериям и одновременно осуждает негативные действия.
Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с образцами позитивного нpaвcтвeннoгo поведения, то он стpeмится найти поддержку в группах, следующих «перевернутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще вceгo дистанцированных от остальных людей, достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдается за плохое, осмеивается, дискредитируется недоверием и прямым поношением.
В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное принуждение, а в критических моментах даже открытым тepрором, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возведение в образец поступков, более или менее единодушно одобряемых большинством членов общества, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
РЕЛИГИЯ
«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это — особый вид реальности. В нaуке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882- 1937), эта реальность более ecтeственна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.
Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в cуществование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира.
Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном cуществовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником г лавных ориентиров и ценностей человечества является Бог,- высшая сила в мире.
Религия благодаря своему универсальному характеру, обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и oгpoмнoму историческому опыту является составной частью культуры.
В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.
В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более тoгo, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии,- сущность религии, ее значение в общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другими явлениями культуры.
Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам котopoгo должны происходить все основные coбытия в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вOкpуг учения о природе, проявлениях и действиях божеcтвeннoгo существа или существ.
Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий — культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о вoгe (божествах). Таковы жертвоприношения, цepeмонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного культа — храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).
Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.
Наконец, большинство религий cOвpeмeннoгo мира имеет особую организацию — церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии (cтpуктуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.
Oгpoмнoe влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех уcловиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. В качестве примеров можно привести роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России. Но и в условиях утраты ею этих позиций (т. е. в условиях секуляризации, говоря научно) она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества.
Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуцианство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей.