Содержание
Зачем Бог создал людей?
Зачем Бог создал людей?
Мы ведь все равно не оправдываем его желаний: ненавидим друг друга, убиваем, осуждаем, плодим всевозможные грехи, причем часто сами не догадываемся, что грешим. Мы дошли до того, что создали ядерную бомбу, как апогей абсолютного разрушения. Праведников в мире очень мало (себя я к ним не причисляю), в рай попасть очень трудно (для этого надо трудиться над собой всю жизнь), в ад – невероятно легко.
Человечество всю свою историю, по сути, только и делает, что катится в пропасть. Войны все кровопролитнее, разврат все более изобретательный, зависимости все более тяжелые. Да и другое хуже. Жизнь большинства людей ненавидима ими самими: школа – нервотрепка в университете – нелюбимая работа на сорок лет жизни – старость – смерть. Многие, очень многие встают с утра по отвратительной команде будильника с одной мыслью – быстрее бы всё это закончилось, а там пусть хоть ад, хоть что угодно. И я тоже так живу. Какие там мысли о спасении? О какой “светлой радости” может идти речь?
Я однажды ознакомился с жизнью рабочего на заводе в городе Коврове: он встает в немыслимую рань, спешит на автобус (если опоздает несколько раз – могут уволить), там пашет часов до пяти за зарплату, больше похожую на злую шутку, а остаток времени, апатичный от усталости, коротает во дворе с пивом. Он постоянно ругается матом, пьёт и дерётся, не ходит в Церковь, но он глубоко несчастен. Для чего Господь сотворил его? Неужели и этого бедного работягу, и сотни тысяч ему подобных, ждёт Ад? Огромная часть живущих и живших когда-либо людей делала это не в радость ни себе, ни Богу. Что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы? И где повернул не так мой одноклассник, чья жизнь сломана и уничтожена? Человечество похоже на неудачный автомобиль, который запустили в серию, надеясь, что он оправдает надежды, а он работает с неполадками.
И для чего всё это? Только затем, чтобы в конце концов, когда измотанное, истерзанное собственным грехом человечество окончательно достигнет дна, торжественно прийти с небес, полностью испепелить этот мир, а затем поднять всех нас, и без того измученных, падших, из гробов, чтобы судить? Это очень жестоко.
На вопросы, которые задаете Вы, ищут ответы лучшие умы человечества на протяжении многих тысячелетий. Ответ можно получить, лишь только доверившись Богу. Не может добрый Отец Небесный, пославший ради спасения мира Своего Сына в этот мир, желать зла человечеству. А значит, нас ожидает то, о чем говорит апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Что же будет с теми, кто не любит Бога? К тем, кто, познав Бога, но затем отверг Его, мы слышали страшные слова: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф.25:41). Но о тех, кто не познал Бога, мы слышим молитву Господню: “Прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк.23:34). А значит, для каждого человека есть надежда на спасение. Как это будет реализовано в каждом конкретном случае, нам неведомо, но можно быть уверенным, что для каждого человека милосердый Бог сделает все возможное, чтобы спасти его душу. Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Зачем Бог создал человека?
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий:
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие:
Православно-догматическое Богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского:
3. О мире малом — человеке
3.1. Происхождение и природа человека
3.2. О назначении и первобытном состоянии человека
3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека
Пространный катехизис св. Филарета Московского. О первом члене Символа веры. пп. 119-125
О человеке. — Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке
Св. Игнатий (Брянчанинов). О образе и подобии Божиих в человеке
Cтарец Илий о смысле жизни
Образ и подобие Божие. — Алфавит духовный
Обожение
Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев:
Беседа 10. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека «по образу…»
Беседа 11. Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Смысл земной жизни. — Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни
Цель христианской жизни. — Преподобный Иустин (Попович). Христианство по учению преподобного Макария Египетского
Рай. — Алфавит духовный
Валентина Ульянова. О чём стучат часы
Священник Павел Гумеров: Цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним
Неллас Панайотис. Образ Божий
О человеке. — Блаж. Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов
О цели жизни. — Св. Николай Сербский. Миссионерские письма
Св. Николай Сербский. Сто слов о Божественной любви
Архимандрит Георгий (Капсанис). Обожение как смысл человеческой жизни
Святые отцы о святости
Преподобный Макарий Египетский о совершенстве
Святые. — Алфавит духовный
Преп. Иустин (Попович). Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»
Св. Тихон Задонский. О чести и благородстве истинных христиан
Святитель Нектарий Эгинский. Путь к счастью
Архиеп. Аверкий (Таушев). «Духовность» и «душевность»
Душа человека
Душа. — Алфавит духовный
Беседа о человеке. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Святые отцы о человеческой душе
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие:
Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела
О происхождении душ отдельных людей
Бессмертие души
Душа и дух
Образ Божий в человеке
Назначение человека Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 7, о душе
Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:
Об исправлении сердца
О борьбе со грехом
О благодати Всесвятаго Духа
Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 2
Православное учение об ангелах. — Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти
Св. Феофан Затворник. Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 1
Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке:
Тело и душа
Силы души
Образ и подобие Божии
Св. Феофан Затворник. Душа и ангел — не тело, а дух
Архим. Иоанн (Крестьянкин). Размышления о бессмертной душе
Сердце
Сердце. — Алфавит духовный
Беседа о человеке. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Святые отцы о сердце
Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:
Об исправлении сердца
О борьбе со грехом
О благодати Всесвятаго Духа
Св. Феофан Затворник. Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 1
Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке:
Тело и душа
Силы души
Образ и подобие Божии
О сердце человеческом. — Архим. Иоанн (Крестьянкин). Размышления о бессмертной душе
Совесть
Совесть. — Алфавит духовный
О совести. — Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 3
Совесть. — Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты
О хранении и испытании совести. – Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань
Состояние совести. — Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения
Св. Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к римлянам, истолкованное святителем Феофаном
Преп. Макарий Оптинский о совести
Священномученик Сергий (Мечев). О совести
Епископ Александр (Милеант). Совесть — голос Божий в человеке
О том, что необходимо попечение о совести. — Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба. Глава вторая
Св. Тихон Задонский. О совести
Воля
Воля. — Алфавит духовный
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского:
Воля
Воля Божия и человеческая
Воля. — Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения:
Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике
Состояние сил познавательных, желательных, чувствующих в христианине и грешнике
Состояние воли
Обожение воли. — Преподобный Иустин (Попович). Христианство по учению преподобного Макария Египетского
Святые отцы о воле человека
Святые отцы о свободе человека
Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о бессилии дьявола. — Беседа третья
Свобода. — Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Отвечает старец Паисий Святогорец.
Благой Бог сотворил Ангелов, но некоторые Ангелы от гордости стали демонами. Потом создал Бог человека, чтобы восполнить разоренную ангельскую дружину, и оставил демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своею злобою проходить испытания на земле и достигать вечной небесной жизни. До тех пор, пока живет человек на земле, он имеет право проходить через духовные испытания, и нет такого человека, кто прожил бы без них. Итак, будем подвизаться, чтобы построить духовное основание и войти в рай. Аминь.
Кто подвизается духовно, тот воюет против врага диавола, вследствие чего и диавол воюет против него. Человек, который победит мысленного врага, будет увенчан Христом.
Опыт приобретается от демонского обстрела, который принимает воин Христов в духовной брани. Прежде, чем начать войну, враг бомбардирует помыслами. Иисусова молитва является самым сильным оружием против помыслов врага.
Духовное преуспеяние подвизающегося будет зависеть не от хорошего духовного отца, но от благих помыслов послушника.
Послушник, принимающий лукавый помысел о своем старце, теряет доверие к нему и уже сам низвергает себя подобно тому, как обрушивается купол, когда выпадает центральный связующий кирпич.
Чтобы очистились ум и сердце, человек должен не принимать лукавые помыслы и сам не думать лукаво, но трудиться просто и смиренно, и подвизаться усердно.
Величайшую духовную силу имеют чистые помыслы от каждого подвига – поста, бдения и других, для тех, кто подвизается, чтобы сохранить свою душевную и телесную чистоту.
Естественная плотская брань отражается постом, бдением и молитвою, когда нет гордости.
Лукавый помысел, когда соработает ветхому плотскому человеку, делает двойное зло в душе; как и диавол, когда соработает человеку, делает двойное зло в мире.
Все же хульные помыслы от диавола, а не от человека.
Хульными помыслами диавол обычно мучает чувствительных людей, чтобы огорчить их и ввергнуть в отчаяние.
Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона – это псалмопение, ибо оно является и молитвой ко Христу, и презрением к диаволу.
В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение.
Человек Божий знает лукавого, в то время, как лукавый не знает благих помыслов людей.
Величайшая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей, которые приносят беспокойство. Болезнь эту исцеляет только Христос с помощью душевной тишины и вечности, но нужно только, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу.
Возвращение к Богу от земли на Небо
III. Зачем был создан человек?
Биологическое тело человека было создано для ускоренного развития его идеальной души. С этой целью была создана наша трехмерная физическая Вселенная, как “курсы повышения совершенства”. Образно выражаясь, физическая жизнь человека представляет собой “коллективный сон” его идеальной души, где она подвергается испытанию на порядочность и повышает свое совершенство. Души, успешно окончившие эти “курсы”, перешли или переходят в четырехмерное пространство и образуют четырехмерную идеальную вселенную.
Далее духи, успешно окончившие “курсы повышения совершенства” в четырехмерной вселенной, переходят в пятимерное идеальное пространство и образуют пятимерную идеальную вселенную и т.д. Идеальную вселенную высшего качества (n=k) мы называем супервселенной, а идеальные души, ее населяющие, ангелами. Ангел – идеальный дух высшего качества. Абсолютное совершенство Бога есть предел, к которому вечно стремится бесконечно большое непрерывно возрастающее совершенство ангела, но которого оно никогда не достигнет.
Количество степеней свободы Абсолютного Бога есть предел, к которому вечно стремится бесконечно большое непрерывно возрастающее количество степеней свободы ангела, но которого оно никогда не достигнет.
Абсолютный Бог существует в абсолютной вечности. Он не имеет ни начала ни конца. Ангел имеет во времени начало, но не имеет конца. Бог – един. Количество ангелов может быть сколь угодно большим, ибо каждая идеальная душа человеческая может стать ангелом, если она заслужит это.
При всем при этом следует четко различать пространство событий от пространства перемещения. Например, если мы говорим, что физическое пространство нашей Вселенной является трехмерным, то мы имеем в виду, что человек имеет в нем свободу перемещения всего в трех разных независимых друг от друга направлениях.
Если же речь идет о пространстве событий, то оно является многомерным, ибо даже на нашей бренной Земле человек имеет несметное множество степеней свободы. Он может стать инженером или врачом, садоводом или архитектором, она может выйти замуж за Петю или Ваню, вы можете лечь, сесть или встать и т.д.
Хочет ли или не хочет человек этого, возникновение и развитие всего Относительного Мира протекает так, и только лишь так, как предписано генеральной программой Абсолютного Бога, и никак иначе. Согласно этой программе, человечество имеет двойственную структуру: физическую и духовную. Физическая структура развивается по закону замкнутого цикла, а интеллектуальная – по закону логарифмической спирали. Общий период их развития – 6000 лет. Седьмое тысячелетие – отдых.
Если данные современной науки верны и человек появился на Земле действительно 60 000 лет тому назад, то ныне мы переживаем десятый цикл. Физическая структура человечества зарождается, развивается, достигает своего зенита, накапливает погрешность, стареет, погибает и снова рождается…
***
Купить «Номогенезис»Подписывайтесь на канал
ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ ЭВОЛЮЦИИ
Для чего нужна вера в того, кого мы никогда не видели? Что заставляет большинство землян исполнять сложные религиозные ритуалы? Ученые полагают, что нашли ответы на эти вечные вопросы.
— Новые научные открытия позволили всерьез заняться теми областями человеческой культуры, в которых до сих пор безраздельно хозяйничали теологи и философы, — говорит старший научный сотрудник Оксфордского университета Джастин Баррет. Он — один из руководителей проекта под названием «Почему люди верят в Бога?». Работает на базе Центра антропологии и мышления Оксфорда. Здесь образовалась группа энтузиастов из разных стран, которая взялась понять: является ли вера в высшую силу неотъемлемой частью человеческого сознания? И вот на днях ученые представили первые результаты своих исследований. Они доказывают: Бога, пожалуй, нет. А религиозность — это всего лишь побочный продукт эволюционного развития общества. Но очень ценный.
1. При естественном отборе выживают коллективы, сплоченные одной верой
Верующие, по словам канадских психологов Ары Норензаяна и Азима Шарифа из Университета Британской Колумбии, лучше приспособлены к жизни. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в тяжелые времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству. От этого почти в каждом человеке заложена вера в Бога.
К такому выводу ученых подвел сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше.
— Религия, — говорит Ара Норензаян, — объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.
2. Способность человека одушевлять предметы спасает ему жизнь
— Существование в нашем сознании религиозности, или, как мы ее называем, «модуля Бога», можно доказать еще и тем, что большинство людей склонно одушевлять вещи, — считает Джастин Баррет, антрополог из Оксфорда. — Эта способность проявляется уже в пятимесячном возрасте и сохраняется в течение жизни на интуитивном уровне.
К примеру, шагающий игрушечный робот удивляет младенцев намного больше, чем проходящие мимо него люди. Ребенок изначально догадывается, что игрушка — предмет неодушевленный, но если она вдруг стала двигаться, значит, ее кто-то оживил, вдохнул душу. Кроме того, опросы показали, что у каждого второго четырехлетнего ребенка есть воображаемый друг. А каждому объекту малыши склонны приписывать некую цель. Например, облака, по их мнению, нужны «для дождя». Острые обломки скал — «чтобы звери могли потереться о них». Так дети из бытовых наблюдений выводят концепцию Божественного промысла. Когда же человек взрослеет, то начинает мысленно поддерживать отношения с умершими родственниками или общаться с вымышленными персонажами. А отсюда лишь шаг до идеи Бога.
— Способность фантазировать полезна для эволюции, — убежден антрополог Скотт Этрен из Мичиганского университета. — Во-первых, она спасает жизнь. Представьте: в диком лесу древнего человека кругом подстерегают хищники. Их не видно за листвой. И лишь легкое покачивание стебелька могло нарисовать в воображении нашего предка леопарда. Что и заставило его убежать с опасного места. Может, лист шелохнулся от ветра. Но в 9 из 10 случаев в траве действительно таился зверь.
Во-вторых, общение с фантомами успокаивает тех, кто оказался в беде. Спасает от стрессов или позволяет выпускать пар. Наверняка многие из вас, разозлившись на сломавшуюся машину или компьютер, разговаривали с ними на повышенных тонах, словно с живыми. Да и любой атеист взывает к высшим силам в тяжелые моменты своей жизни.
— Мы сверхактивно занимаемся поисками чьей-то воли там, где ее нет, и подозреваем злой или благой умысел в явлениях природы, — заключает Джастин Баррет.
3. Послушные дети становятся осторожными
— Религиозное поведение может сформироваться и в результате воспитания, — считает британский ученый-этолог и эволюционист, автор бестселлера «Бог как иллюзия» Ричард Доккинз. — Очевидно, что больший шанс на выживание будет у ребенка, мозг которого автоматически подчиняется правилу: беспрекословно верь тому, что говорят старшие. Для ребенка это выигрышная стратегия. Но обратная сторона — бездумное легковерие. В итоге разумное предостережение вроде «не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо» и дурацкое указание, мол, «в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха» прозвучат для него одинаково веско. Поскольку исходят от взрослых. То же относится к суждениям об устройстве мира и Вселенной, о морали и человеческой природе. И, скорее всего, достигнув зрелости, этот ребенок перескажет все услышанное — мудрость вперемешку с глупостью — собственным детям. Так в различных регионах мира наряду с полезными крупицами народной мудрости из поколения в поколение не менее истово передается вера во всевозможные убеждения — произвольные, не имеющие фактической основы.
4. Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок
Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.
— Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? — вопрошает доктор Буайе. — Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека — полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.
В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Бог есть. Только наука его не замечает
Господь не только существует, но и вмешивается в нашу жизнь, доказывает известный генетик и бывший руководитель проекта «Геном человека» Френсис Коллинз в своем бестселлере «Язык Бога». И ссылается на квантовый механизм неопределенности, который делает окружающий мир вольным, непредсказуемым в своем развитии и до конца необъяснимым.
— Бог определенно управляет процессами мироздания, — пишет ученый, — но способами столь тонкими, что они неуловимы для современных ученых. В этом смысле наука открывает дверь к осознанию божественного влияния без покушений на имеющиеся законы природы.
По Коллинзу выходит: раз Бог возится с нами на квантовом уровне, то имеет смысл ему молиться. И просить о помощи.
ИТОГО
— Религиозное мышление — это наиболее удобная и естественная для человека форма, не требующая от него специальных усилий, — заключает антрополог Паскаль Буайе. — И, напротив, неверие в потусторонние силы требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей.
Зачем Бог нужен человеку?
Кто есть Бог? Ответим кратко: Бог есть Творец всего существующего, Источник бытия всего существующего, Промыслитель всего существующего. Бог создал наш мир, нашу Вселенную и неотлучно управляет этим миром.
В центр сотворенного мира поставлен человек – образ и подобие Божие. Нося в себе этот образ и подобие, человек наделен свободной волей и бессмертием. Иными словами, человек свободно решает, быть ему с Богом или вне Бога, творить добро или наполнять свою жизнь ядом зла. Раз родившись, человек больше никогда не сможет умереть.
Бог вечен, Он – вне времени и пространства. По замыслу Творца человек должен разделить с Ним эту вечность, стать жителем вечного мира радости и счастья, мира, которые обычно называют раем.
Нужен ли человек Богу? Безусловно! Иначе зачем Богу было бы творить его? Зачем Богу было бы наделять его свободой и бессмертием? Человек Богу не просто нужен, Он его любит более, нежели мы умеем любить себя. Но нужен ли Бог человеку? Нужен, только не все это понимают (или не хотят понимать). Давайте подумаем, зачем нам, людям, нужен Бог.
Смысл жизни
Краеугольный вопрос человеческой жизни – вопрос смысла жизни. «Зачем я живу на этом свете?» – вопрос, от ответа на который зависит, в конечном итоге, счастье человека. Если смысл жизни понимать правильно, истинно, то есть единственно верно, то человек будет выстраивать свою жизнь сообразно этому пониманию, стремясь к одному – непрерывному благу для себя. Благо это называется по-разному: радость, счастье, блаженство, наслаждение.
Посмотрите вокруг: сколько среди нас несчастных людей! Болезни, скорби, нестроения, непонимание, вражда, холодное одиночество, злоба на всех и вся, неприятие, обида. Земная жизнь человека переполнена этими скорбями. Почему? Не потому ли, что люди не там ищут смысл жизни? Не там – это где? Ответ: вне Бога.
Бог есть не просто вечное Существо. Бог есть Источник всякой радости, ибо Он благ, блажен. Бог благ и только благ, и Он желает сообщить благо, наделить благом все Свои создания, и в первую очередь, безусловно, – человека. Поэтому приобщение Богу есть приобщение благу, счастью. Имеет смысл искать это счастье именно в Боге, ибо через это мы обретем Источник счастья вне этого мира, – мира, как мы сказали, переполненного болью, страданиями и смертью.
Таким образом, если смысл жизни заключить в поиске Бога, в жизни в Боге, в согласии с Богом, можно ожидать, что жизнь потечет совершенно по иному руслу, если бы все свои чаяния мы связали только с неустойчивой и болезненной земной реальностью. Бог дает человеку новый вектор бытия, наполняет его высшим смыслом жизни, жизни, которая, по умолчанию, никогда не прервется. По смерти тела человек продолжает свое бытие, и, если земное свое существование он посвятил Богу, то можно ожидать, что и в вечности он также будет с Ним, принимая от Господа великое блаженство, свойства которого мы пока и представить себе не можем.
Помощь и поддержка
Человек немощен и слаб. Да, он подчинил себе природу, достиг невиданных вершин в технологическом комфорте, научился жить «с размахом». И все же мы можем далеко не все, что хотели бы. Например, остановить стремительно развивающееся смертельное заболевание. Или вернуть в семью загулявшего мужа, сохранить с ним брак. Или побудить детей прислушаться к вашим мудрым советам и не жить безрассудно и распутно. Или удачно выйти замуж. Или бросить употреблять наркотики. Или выбраться из долговой ямы. Или, или, или…
Жизнь постоянно бросает нам вызовы. Жизнь полна неопределенности и неустойчивости. Каждый день мы становимся свидетелями трагедий, возникших в результате того, что люди понадеялись только на себя, на свои силы, оказавшиеся скудными и напрасными. Не хотелось бы вам иметь в жизни что-то более надежное и прочное, мощное и незыблемое? Хотелось бы! Но где, как?
Бог дает эту надежду, эту прочность, эту мощь и незыблемость. Он, Творец, творит то, что хочет. А хочет Он, чтобы люди жили в любви и согласии, в мире и тишине. И если люди хотят того же, – и в Нем, в Боге, видят единственную опору, Он протягивает спасительную руку. Помогает решать проблемы, считавшиеся нерешаемыми. Избавляет от беды, казавшейся неминуемой. Спасает от пропасти, на которую мы, будучи слепы, были обречены. Он готов дать нам все, что нам нужно и полезно, но при одном условии: мы должны попросить Его об этом – это раз. А два – мы должны изменить свою жизнь и начать жить так, как того хочет от нас Бог. То, что хочет Бог, является Его заповедями, изложенными в Евангелии и других книгах Нового Завета.
Спасение от греха…
Грех есть то, что, с одной стороны, ранит нашу собственную душу, причиняя ей страдание, а с другой – отдаляет нас от Света, от Неба, от Бога и приближает к демонам-мучителям. Беда миллионов сегодня в том, что люди живут во грехе, не видя этого греха, не считая его проблемой. Если годами не мыться, привыкаешь к грязи на теле и уже не замечаешь ее.
Так и душа – если не «мыть» ее, отмывая от греха, грех срастается с душой, становится с ней одним целым. Человек перестает замечать грязь в душе, считая, что он поступает правильно, гнобя и калеча злом ближних, измываясь над близкими, проклиная дальних, сея вокруг себя вражду и страдания. Может ли такой человек быть счастлив? На краткое время, на пике своих злодеяний, которые приносят ему удовольствие. В остальное же, «подавляющее» время, он – глубоко несчастен.
Но даже если замечаешь, что твоя жизнь далека от идеала и виной тому, скорее всего, ты сам, – как избавиться от грязи, что въелась в душу? История показала, что человеческими силами сделать это практически невозможно. Да, есть редкие индивиды, сильные духом, которые работают над собою, изживая из себя все плохое. Остальной массе это вряд ли под силу. Да, это не под силу человеку, но не Богу. Богочеловек Иисус Христос для того и пришел на землю, стал во всем подобным нам, кроме греха, чтобы избавить человека от власти этого греха и следствия его – смерти.
Как же Бог может очистить душу от греха зависти, ненависти, вражды, блуда, себялюбия и тысяч других смрадных дел? Просто: Он входит в душу человека, который захотел стать лучше, чище, который пригласил Его войти, – входит и очищает, омывает, то есть постепенно убирает грязь грехов из сердца человека – в ответ на его решимость быть со Христом до конца. На языке веры этот процесс взаимодействия Бога и человека называется покаянием. Покаяние означает не просто исповедание Богу своих грехов, что для многих уже – невиданно гигантский шаг. Не только! Покаяние есть перемена всего строя жизни человека, решившего исправиться, стать ближе к Богу. Приближение к Богу невозможно без очищения души, ибо подобное притягивает подобное, а Бог абсолютно чист от всякой греховной скверны.
Таким образом, Бог нужен тем людям, которые страдают от собственных грехов и сами не в состоянии изменить себя.
…и смерти
Смерть вошла в жизнь человеческую вместе с грехопадением прародителей – Адама и Евы. Точнее сказать, смерть стала следствием их греха, который заключался в нарушении единственной заповеди, данной Богом первым людям, – не вкушать от древа познания добра и зла. Смерть безраздельно властвует в нашем мире, перенасыщенном греховными делами. Каждый человек хочет пожить подольше, однако смерть каждый день взламывает эту нашу уверенность в собственной долгой жизни,унося молодых и сильных.
Кажется, от смерти нет избавления. Есть! Есть! Бог есть Победитель смерти. Он Один может избавить от смерти всякого человека, бесповоротно решившего жить с Богом. Логика тут проста: Бог есть Существо бессмертное, неумирающее. И потому Он волен дать блаженное бессмертие любому человеку, возжелавшему того же. Кто-то скажет: ну так дураком быть не хотеть блаженного бессмертия! Ан нет! Вечная жизнь во всей полноте своей возможна для человека только в одном случае, о котором мы уже говорили: человек должен еще на земле, при земной жизни, сделать бесповоротный шаг к Богу, к жизни по заповедям, к покаянию.
Однако согласитесь, что результат стоит того! Как пугает смерть атеиста! Как она противна всему существу его, ибо в смерти атеист видит полное прекращение своего бытия, вхождение в небытие, исчезновение своей личности и всего, что было дорого человеку.
Христианство дает на это свой ответ: личность человеческая неуничтожима! Она продолжит бытие и после физической смерти тела человека. Другое дело, какого качества будет это бытие. Если человек жил без Бога на земле, он и Там, после смерти, не сможет быть с Ним, а это означает вечное отторжение от блага, радости и счастья. Но если мы хотим радоваться после смерти, а не горевать, нужно со всей тщательностью употребить дарованные нам годы на земле к приобщению Господу, вечная жизнь вне Которого невозможна, и потому называется вечной смертью.
Бог – это уверенность в завтрашнем дне
Будущее – область туманная, непредсказуемая, неопределенная. Даже при налаженной внешней жизни, при стабильной работе, семье, попечениях, друзьях, все может кардинально поменяться в любой момент. От нас многое зависит – в узком русле нашей личной жизни. Но в глобальном масштабе люди – лишь песчинки, которые не в силах повлиять на ход событий. Выше мы приводили примеры с «или», помните? Неожиданно ушедший муж при внешне благополучной обстановке в семье. Внезапная смена начальника, дававшего возможность трудиться на любимой работе, и – потеря этой работы. Зыбкие планы удачно выйти замуж на фоне обмельчания мужского в мужчинах…
Мы можем как угодно планировать свою жизнь, но без Бога это всегда планирование в темноте. Чтобы устойчиво-поступательно развивать свою жизнь, нужно иметь четкую, внятную, достижимую цель перед собой. Увы, в сегодняшних реалиях с этим проблема. Люди не понимают, зачем и ради чего живут. Отсюда – туманность перспектив и размытость жизненных приоритетов. И будущее, ах это будущее – оно ТАК непредсказуемо!
Если Бог есть и Он есть в твоей душе, в уме, если Он – реальная движущая сила твоего бытия, все становится намного более прозрачно. Жизнь видится верующему чередой событий, приближающих его к заветной Цели – соединению с Богом. Не после смерти только, о нет! Смысл духовной жизни в том, что с Богом необходимо соединиться еще здесь, в реалиях земного бытия. Как соединиться – это другой вопрос, мы сейчас говорим не об этом. Если есть ВЕРА, есть уВЕРЕнность в завтрашнем дне. Будущее так же скрыто от нас, но мы знаем, Кто помогает нам вне времени и пространства. К Кому мы устремляемся, Кому хотим служить.
И будущее представляется не мрачным и безысходным, а ясным, прозрачным, простым. Сегодня я – с Богом, завтра буду с Богом, через месяц буду с Богом… всю жизнь буду с Богом. Поверьте, жизнь будет в радость. В радость, потому что есть Цель, есть Определенность, есть Гарантии, если хотите. Откройте Евангелие – там обо всем об этом подробно написано.
Пример для подражания
Мир не знал и не знает выше идеала, чем идеал Богочеловека Иисуса Христа. Иисус Христос есть Совершенный Бог и Совершенный Человек в Одном Лице. История христианства – это история равнения миллионов людей на Христа. Конечно, мы не дерзаем коснуться Его Божества, но быть похожим на Него, как на Человека, – цель и смысл жизни христиан. Во Христе соединились немыслимые любовь, доброта, смирение, кротость, мирность, душевность, простота и, неисчислимо, – другие добродетели.
Разве не хотим мы быть добрыми, скромными, душевными, любящими и любимыми? Хотим, ведь это путь к вожделенному счастью. Но на кого нам равняться, с кого брать пример? С таких же, как мы, испорченных людей, у которых мы не знаем, что на уме? Как часто бывает: нравится нам человек – хороший, добрый, отзывчивый, скромный. А повернулась ситуация – и он стал зверем. Одно сплошное разочарование в людях.
Ну так вы берите себе примером не человека, а Богочеловека Иисуса Христа. Войдите в мир Православия и Бог откроется вам с совсем других позиций, чем вы карикатурно привыкли думать о Нем. Во Христе – красота, и вы учитесь этой красоте. Во Христе – любовь, и вы старайтесь любить, как Он, – жертвенно, отдавая всего себя любимому. Во Христе – кротость, совершенное беззлобие, и вы будьте готовы отвечать добром на зло, прощать обидчиков и врагов. Вот единственный путь к счастью!
Заключение
Как видим, набирается достаточно аргументов «ЗА» то, чтобы хотя бы заинтересоваться Богом. А это уже немало. Вы же разумные люди, подумайте, почитайте Евангелие, книжки для начинающих христиан. Подумайте. И если появится у вас желание прочувствовать, как говорится, на своем опыте, попросите Самого Бога открыться вам. Он откроется, будьте уверены.
Артемий Слёзкин
Зачем Богу человек нужен?
Религиозное размышление
1. Допустим ли этот вопрос?
Проникнуть в мысли своего Творца люди, наверняка, не могут. Но выстраивать, пусть лишь в предположениях, свою взаимосвязанность с Богом обязаны! Хотя бы потому, что создан человек «по образу и подобию» Бога!
На библейский вопрос Фомы, «как мы можем знать путь?», Иисус отвечает: «Я есмь путь и истина и жизнь». (Ин.14-6).
Итак, человек, наделённый Творцом разумом и свободой воли, вправе задуматься на тему, обозначенную в заголовке.
Но «право задуматься» не отвергает «сыновнюю обязанность» быть любящим и верящим своему Отче! Поэтому истинно верующий человек, если и допускал в прошлом вопрос «Зачем Бог создал человека?», то предпочитал отвечать, не задумываясь: «Так Ему было угодно!».
Позволяя повзрослевшему разуму большие вольности (такое уж сегодня время!), будем требовать от него и больше стараний, ответственности.
И, разумеется, надо понимать, что уровень разрешения упрощенного вопроса: «Зачем Богу человек нужен?» будет, ВСЕГО ЛИШЬ, нашим – ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. С опорой на тысячелетнюю мудрость предков.
2. Вот что рассказано в Законе Божьем на стр. 103-104.
Вера наших предков (основанная на учении святых людей*), утверждает, что кроме жизни реальных тел, существует жизнь НЕ ОСЯЗАЕМАЯ, но которая управляет реальностью. Это жизнь Духовного мира: Бога с Его многочисленными ПОМОЩНИКАМИ ангелами. Все они по воле Божией созданы были ещё до сотворения видимого мира и человека. Предание объясняет, что ангелы наделены Богом высокими силами и совершенным умом. (Заметим: умом, а не разумом!)
Зачем ангелам ум? Но надо же «помощникам» понимать своего Господина?
Тем более, помогая Ему создавать мир. Здесь нужен ум не простой, а творческий. Творить могут лишь свободные личности.
Одним из очень способных и творческих личностей был ангел по имени (Денница) Люцифер. Возгордившись, он усомнился в основополагающих Заветах Бога. Увлёк за собой своих приверженцев и восстал против Бога. Произошла Небесная Драма, которая разделила Духовный мир на два противоборствующих лагеря.
Лагерь светлых ангелов «Неба», продолжающих верить, что нет равных Богу-Отцу, наполнились этой Духовной силой, отделились от тёмных сил (во главе с восставшим «князем тьмы») и низвергли их в «преисподнюю».
У думающего человека может возникнуть недоумение: Бог, создавший всех ангелов, мог бы Своей волей уничтожить ангелов тьмы? Но эта «логика» всего лишь, наша – человеческая. Она не способна объяснить Духовные перипетии. В том числе, и понимание Самого Бога.
Для преодоления недоумения мысленно обратимся к Началу всех начал.
3. Бог и Хаос
Представим, что Бог – это Сознание Вселенной! Что это Сознание – такая же первооснова, как энергия, время, масса, протяжённости…, которые можно увидеть в телескопы или ощутить какими-то приборами… Со-знание Бога всегда со-участвует с процессами Миропорядка, ПОНИМАЯ и УПОРЯДОЧИВАЯ их.
А Хаос – это состояние БУНТА, НЕУПОРЯДОЧЕННОСТИ, НЕЗНАНИЯ. Постоянный бунт Хаоса против всего, может «возмутиться» и по отношению к своему бунту, к своему нежеланию любого порядка!
И вот на таком этапе борьбы внутренних противоречий, «уставший от самого себя» Хаос, как блудный сын космоса, приходит к Сознанию Вселенной – к Богу!
Да, для этого потребовалась предварительная вечность неупорядоченности! Но, значит, и последующая за ней упорядоченность Гармонии может длиться также долго?!
Разумеется, эта «фантазия разума», имеющая в основе светлые предчувствия предков, всего лишь, предположение. Но в нём есть качество взаимосвязанности, с привязкой к нашей действительности.
Божественное Сознание, разумеется, ЗНАЛО о неизбежности Драмы Духовного мира, о том, что и на этом уровне будет борьба. Что всё это – часть процесса упорядочивания… Поэтому «применение силы» в ДУХОВНОЙ борьбе светлых и тёмных начал было в принципе недопустимым.
4. Так зачем же человек нужен?
И Бог счёл нужным опровергнуть доводы усомнившихся – новым Своим Созданием. Изначально куда более слабым, в сравнении с ангелами!
Им стал человек. Его, тогда ещё «несмышлёныша», легко было соблазнить к непослушанию запретов Бога. Чем и воспользовался змей, предлагая Еве стать вместе с Адамом такими, «как боги»!
Непослушание ребёнка! Сколько огорчения приносит оно любящему Родителю! Не отражение ли это борьбы Хаоса с Гармонией на стадии взросления личности? Вот почему требуется мудрость и терпение для должного воспитания.
Перемещение первых людей из Духовных сфер Эдема в реальную жизнь с естественными законами выживания: в труде, борьбе, заботах и нужде – стало серьёзным, но необходимым испытанием человечества в «переходном возрасте».
Разумеется, князь тьмы со своим воинством всегда «отслеживают» любые светлые проблески познания человека, чтобы противодействовать взрослению разумной твари реального мира. (Но тоже без применения силы!) Какой же способ они выбрали?
Здесь надо вспомнить, что в старину у Бога было имя Просто (с ударением на последнюю «о»). Почему? Возможно, потому, что всё великое – одновременно и просто.
Теперь подумаем, что противоположно великой простоте? Ответ: изощрённое лукавство! Вот оно – великое оружие «князя тьмы». Поэтому имя Люцифер (или «несущий свет»), сменилось навечно кличкой – лукавый. (Вспомните последнее слово в молитве «Отче наш»).
В итоге духовная сила светлых ангелов выбрала своей ОПОРОЙ веру. А опорой тёмной духовной силы является изощрённое лукавство.
Значит, человек стал нужен, чтобы его разум, воспитанный Жизнью в суровых условиях реального мира, САМ обрёл понимание, что хитрость – это «блудная дочь разума». И часто является прислужницей ЗЛА.
Итак. СВЕТЛЫЕ и тёмные стороны разума – это его внутренние упорядочивающие и разрушающие силы!
Мудрость и зло – несовместимы. Это понимается почти сразу. А то, что хитрость – скрытая пособница зла – постигается разумом гораздо труднее. (Нужен пример из сегодняшней жизни? Да вот он – события на Украине!)
А в нас самих? Всё та же борьба! И, ладно бы, за выживание. В «цивилизованном мире» человек чаще борется со своей совестью. И лукавые силы угодливо и подобострастно помогают ему в этом. И постоянно твердят:
— Какая мораль? О каком угрызении совести ты, человек, заикаешься?! Она – неосязаема и незрима. Да и вообще, есть ли она?
А вот тут смотри: и блеск и шик! А какой дизайн? А как ты будешь смотреться в этом «прикиде» на фоне своего автомобиля! Лови удачу! Европа ждёт тебя. Скорее! Хотя бы в качестве сантехника с белым цветом кожи. Пусть не на своей земле. И не со своим народом. Забывая язык своих предков, его мудрость.
Может ли созреть праведный разум при таких соблазнах?
5. Образ и подобие
Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но эти «образ и подобие» могут проявиться только в процессе длительного воспитания в суровой реальной жизни с трудами и заботами, чтобы в познающем труде вызревал праведный людской разум человечества.
А ум ангелов (как светлых, так и тёмных) хоть и более высокий, но их знания – рафинированные, академические! (Возможно, им разрешалось поедать плоды дерева познания?) А разум человека ЕСТЕСТВЕННЫЙ, он воспитывается жизнью! И вот этот созревший естественный разум человечества, станет тем «сторонним наблюдателем» (вспомните Гёделя!), который окончательно «расставит всё по местам» в борьбе Светлого и тёмного сознания Духовного мира.
А наш мир с погружённым в него мечущимся общечеловеческим познанием – является своеобразным продолжением Драмы Духовного мира для выяснения, как надо человечеству праведно жить, выстраивая Светлую жизнь в реальных земных условиях.
Так вот, возможно, зачем нужен человек?! И Богу и всей упорядоченной Гармонии разумного бытия Жизни!
Но такое понимание предназначения человечества налагает на каждую творческую личность (и на думающую веру в Бога) – ответственность! Которая не будет тяжкой, если жизнь каждого человека будет наполнена ещё одним Даром Бога – Любовью! Во всяком случае, православие считает это качество – божественным!
(Но Любовь – это уже отдельная тема для думающей веры).
Противоборство Хаоса с Упорядоченностью дошедшие до противоборства Светлых и тёмных сторон ума ангелов – всё это ступени становления разума, который САМ по замыслу Бога должен убедить себя в необходимости блюсти свою Чистоту и Добронаправленность.
И, возможно, именно ЧИСТЫЙ и ДОБРЫЙ естественный разум, склонившийся к праведному Делу и праведной Любви – воплотит в себе образ и подобие Божие?!
Пусть этот «язык сказки» не заставляет читателя усмехаться. «Сказка – ложь, да в ней намёк…» В оправдание своей «сказки для разума» спрашиваю читателей: вы где-нибудь слышали другое объяснение необходимости замены «ума» ангелов на людской «разум»? И зачем Богу понадобился человек? И в чём причины драмы «переходного возраста»? И чтобы всё это было ВЗАИМОСВЯЗАНО?
6. Завершающее послесловие
Ну, допустим, о «шестикрылом серафиме», о «содрогании Неба», (то есть о драме Духовного мира) вы читали у Пушкина в его «Пророке». Поэт рассказал, как «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»
Но спросим у себя, почему все мыслящие люди продолжают томиться той же «духовной жаждой»? Почему «мрачная пустыня» до сих пор окружает человека, желающего задаться вопросами «не от мира сего», то есть именно о Духовном мире? Почему спокойно понимая Бога, как Создателя всего Окружения, мы готовы в споре с отроком-атеистом услышать вопрос: «Бог? А ты видел его?» По понятиям атеиста этот вопрос обезоруживает доводы верующих.
Беда атеиста в том, что он забывает о существовании невидимых составляющих мира. Например, «тёмной материи», «тёмной энергии», которые заполнили большую часть космоса. Проявляются эти невидимые составляющие только в гравитационном воздействии на весь космос. Кстати! Если Бог – это Сознание Вселенной, то, возможно, гравитация – это Божественная Сила, связывающая весь звёздный Мир Вселенной?!
Вот и вера говорит, что Духовный мир невидим, что душа наша непонятно где находится…, но её воздействие на дела наши является первостепенным! Особенно, в основополагающие моменты молодости. Мы назвали это сумасшествие разума «любовью», слагаем поэмы, драмы, трагедии… А ведь по сути это – божественное требование продолжения жизни! Нужно подтверждение пословицей? Да вот она: «Браки заключаются на Небесах!» (А без помощи Небес они распадаются!)
А может быть, неверующий человек чего-то боится? Тогда чего?
Не страха ли перед необозримой сложностью самих ВОПРОСОВ и непредсказуемых ПОСЛЕДСТВИЙ ответа на них при собственном создании формулы осознанного бытия?! Повторим: СОБСТВЕННОМ без доброжелательной помощи.
Такая светлая помощь САМА и НЕОЖИДАННО является при вере в Бога.
Вот почему язык сказок на ПЕРВОМ этапе – единственно понятный.
Но проблема в том, что ВТОРОГО этапа не последует, если вы не захотите САМИ погружаться в светлую «сказку» веры!
Нужно ли рисовать неверующим страшные картинки итога неверия? Их – сотни тысяч вариаций в примерах несчастных судеб.
Я лишь предлагаю поверить в рождении в вашем сознании такой противоположности «мрачной пустыне», такой песни в душе, которая позволит жить вам со всегда возрождающейся радостью, на которую способна лишь… ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА – символ жизненной стойкости на нашей земле – основы нашего реального мира.
Зелёная трава и её «флаг» – подснежник, наверно, действительно можно отождествлять с каким-то древним полу-языческим символом Жизни.
И если вам на втором этапе покажется непривычной внешняя атрибутика веры наших предков, попробуйте вначале полюбить зелёную траву и жизнь. Жизнь вашу, жизнь окружающей вас природы. Эта любовь приведёт вас в Храм во время праздника Святой Троицы. Трава там будет под ногами, трава будет в песенном призыве Радости, обращённой ко всем и к вам лично: «Троица, Троица… Вся земля травой покроется!»
Возможно, и вы (как и я однажды), увидите влетевшую в открытые двери церкви ласточку.
Она села на люстру, висящую под куполом. Будто ангел, осмотрела молящихся людей, и присоединилась к общей молитве своим щебетом.
И в Храме зазвучали две молитвы. Одна на церковно-славянском языке, другая на щебечущем языке влетевшей птицы-ангела.
И пусть ваша душа зазвучит в унисон, как пела тогда моя душа!
И пусть на пороге третьего этапа пути к Богу в вас проникнет и никогда не будет покидать Радость «открытия» Бога-Жизни. Так на современном этапе можно понимать Бога-Святого Духа.
————————-
*) «Святыми людьми» называют таких людей, которые обладали способностью связываться с Духовным миром и получать оттуда нужные частицы Знания.