Содержание
Русская Православная Церковь
См. также сайт Биография Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.
Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, почетный настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.
По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.
После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.
3 апреля 1969 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.
С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.
В 1970-1971 гг. — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
12 сентября 1971 г. возведен в сан архимандрита.
В 1971-1974 гг. — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 г. по 26 декабря 1984 г. — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.
14 марта 1976 г. хиротонисан во епископа Выборгского.
2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский.
С 1986 г. — управляющий приходами в Калининградской области.
С 1988 г. — архиепископ Смоленский и Калининградский.
С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 г. — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.
25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.
Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был:
- с 1975 по 1982 гг. — председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
- с 1975 по 1998 гг. — членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета Церквей;
- с 1976 по 1978 гг. — заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы;
- с 1976 по 1984 гг. — членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
- c 1978 по 1984 гг. — управляющим Патриаршими приходами в Финляндии;
- с 1978 по 1984 гг. — заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
- с 1980 по 1988 гг. — членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси;
- в 1990 г. — членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;
- в 1990 г. — членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- с 1989 по 1996 гг. — управляющим Православным Венгерским благочинием;
- с 1990 по 1991 гг. — временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией;
- с 1990 по 1993 гг. — временно управляющим Корсунской епархией;
- с 1990 по 1993 гг. — председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
- с 1990 по 2000 гг. — председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г.;
- с 1994 по 2002 гг. — членом Общественного совета по возрождению кафедарльного соборного Храма Христа Спасителя в Москве;
- с 1994 по 1996 гг. — членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
- с 1995 по 2000 гг. — председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом;
- с 1995 по 1999 гг. — членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
- с 1996 по 2000 гг. — членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы.
Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся:
- постоянным членом Священного Синода (с 1989 г.);
- председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.);
- управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.);
- членом Синодальной богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.);
- членом Патриаршей и Синодальной библейской комиссии (с 1990 г.);
- сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного русского народного собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;
- членом Совета Земского движения (с 1993 г.);
- членом Российского палестинского общества;
- автором и ведущим еженедельной телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале (с 1994 г.);
- почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир» (с 1994 г.);
- членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (с 1995 г.);
- членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства (с 1995 г.);
- почетным членом Московского интеллектуально-делового клуба (с 1995 г.);
- сопредседателем Христианского межконфессионального консультативного комитета (с 1996 г.);
- членом президиума Межрелигиозного совета России (с 1998 г.);
- главным редактором журналов «Церковь и время» (с 1991 г.), «Смоленские епархиальные ведомости» (с 1993 г.), «Православный паломник» (с 2001 г.);
- членом церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии» (с 1999 г.);
- членом Наблюдательного совета Храма Христа Спасителя г. Москвы (с 2002 г.);
- сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров (с 2002 г.);
- председателем оргкомитета выставки «Православная Русь» (с 2003 г.);
- сопредседателем Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви с Министерством иностранных дел России (с 2003 г.);
- председателем Исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
- членом президиума Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
- членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (с 2004 г.);
- председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005 г.);
- председателем рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (с 2005 г.);
- председателем рабочей группы по подготовке документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации (с 2005 г.);
- членом Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений (с 2006 г.);
- сопредседателем Всемирной конференции «Религии за мир» (с 2006 г.);
- руководителем рабочей группы по разработке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»;
- Местоблюстителем Патриаршего Престола (с 6 декабря 2008 года).
Святейший Патриарх Кирилл имеет следующие ученые степени и звания:
- с 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии;
- в 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии;
- в 1983-1989 гг. — преподавание в аспирантуре при Московской духовной академии;
- с 1986 г. — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии;
- с 1987 г. — почетный доктор богословия Богословской академии в Будапеште;
- с 1992 г. — член Академии творчества;
- с 1994 г. — почетный член Международной академии Евразии;
- с 1996 г. — почетный профессор военной Академии (ныне Университет) ПВО Сухопутных войск;
- с 1997 г. — действительный член Академии российской словесности;
- с 2002 г. — действительный член Академии социальных и гуманитарных наук (с 2003 г. — Общественная Российская академия социальных наук);
- с 2002 г. — почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия);
- с 2004 г. — почетный доктор богословия Христианской академии Варшавы (Польша);
- с 2004 г. — почетный профессор Смоленского гуманитарного университета;
- с 2005 г. — почетный профессор Астраханского университета;
- с 2005 г. — почетный доктор Российского государственного социального университета;
- с 2006 г. — почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова;
- с 2007 г. — почетный президент Академии Российской словесности;
- с 2007 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
- с 2009 г. — почетный доктор богословия Киевской духовной академии;
- с 2009 г. — почетный доктор богословия Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета;
- с 2009 г. — почетный доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии;
- с 2009 г. — почетный член Российской академии образования;
- с 2009 г. — почетный доктор Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
- с 2010 г. — почетный доктор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
- с 2010 г. ― почетный профессор Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого;
- с 2010 г. ― почетный доктор Петрозаводского государственного университета;
- с 2010 г. — почетный доктор Ереванского государственного университета;
- с 2010 г. — почетный доктор Одесской национальной юридической академии;
- с 2010 г. — почетный доктор богословия Московской духовной академии;
- с 2011 г. — почетный доктор Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко;
- с 2011 г. — почетный доктор Воронежского государственного университета;
- с 2011 г. — почетный доктор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
- с 2012 г. — почетный доктор Софийского университета культурного наследия;
- с 2012 г. — почетный доктор богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
- с 2013 г. — почетный профессор Российского научного центра хирургии им. академика Б.В. Петровского РАМН;
- с 2014 г. — почетный доктор Белградского университета;
- с 2015 г. — почетный доктор Дипломатической академии МИД РФ;
- с 2015 г. — почетный доктор богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
- с 2016 г. — почетный доктор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
- с 2016 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета;
- с 2017 г. — почетный доктор Киргизско-Российского славянского университета (Кыргызстан);
- с 2018 г. — почетный профессор Кубанского государственного университета.
Приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.). Выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах.
Святейший Патриарх Кирилл — автор следующих книг:
а также 3579 публикаций, включая публикации на официальном сайте Русской Православной Церкви, в отечественной и зарубежной периодике (данные на 1 февраля 2017 г.).
Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3), Есть ли будущее у России (часть 4).
Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении. Циклы проповедей Его Святейшества и записи ряда встреч с молодежью изданы также на аудионосителях.
Взаимодействие с Поместными Православными Церквами
Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).
В 2005 г. в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III.
В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.
Межхристианские отношения и сотрудничество
Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.
Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).
Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).
С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.
Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).
Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.
Участие в Соборах Русской Православной Церкви
Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.
Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.
Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г., 2016 г., 2017 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.
Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.
На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».
Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)
За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.
В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.
С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.
С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.
Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)
Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.
Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.
Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).
В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.
Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.
С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.
Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.
Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).
Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.
Крест Патриарха Кирилла
Патриарх Кирилл – главная фигура Русской Православной Церкви сегодня. Подробности его биографии и быта мы узнали у пресс-секретаря — диакона Александра.
5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха.
Время, отведённое Богом
Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха?
Александр Волков: За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве, в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация — проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу.
— Так во сколько же он встаёт?
— Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов — работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает — возможности нет. Из оздоровительных мероприятий — уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха — это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее — тем более. Оно всегда торжественное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.
— И в воскресенье работает? Но ведь нельзя по канонам?!
— Безусловно, воскресенье — День Господень. В этот день патриарх по большей части совершает богослужения. На воскресенье никогда, за исключением каких-то чрезвычайных обстоятельств, не назначаются встречи. Но вместе с этим он вынужден всё равно дома работать с документами.
Патриарх Московский и всея Руси молится в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Дар проповедника
— Неужели он детально вникает во все бумаги, которые подписывает?
— Да, он очень внимательно подходит к любому печатному слову, которое исходит от него, потому что понимает ответственность, которая стоит за всеми этими текстами. Ведь каждый текст — это в любом случае обращение к конкретному человеку. В этом обращении не может быть формальности, и у человека не должно сложиться впечатление, что это бумага, подготовленная референтами, к которой не приложил личного участия подписант. Надо сказать, что свои основные, большие публичные тексты и особенно проповеди он готовит сам. Он — один из немногих людей, умеющих хорошо говорить не по бумажке. Патриарх имеет исключительный проповеднический талант. Но за каждым выступлением стоит его личная предварительная работа.
— Светским людям кажется, что глава Церкви — это в первую очередь хозяйственная должность — столько дел, приходов, встреч. Разве нет?
— Молитва находится на первом месте для любого христианина, и в этом любой священнослужитель призван быть примером для людей, а уж предстоятель Церкви, конечно, в первую очередь. Ведь это залог того, что Церковь не превращается в межконтинентальную корпорацию типа религиозного «Газпрома». Надо понимать: всё, что делает Церковь в организационной, административной, хозяйственной областях жизни, — только для того, чтобы каждый человек мог прийти в храм и по возможности жить в соответствии с Евангелием.
— Есть ли у патриарха близкие, семья, какие отношения их связывают?
— Да, у патриарха есть родственники в Москве, Санкт-Петербурге и Саранске. Когда патриарх был в Мордовии, то встречался с совсем дальними родственниками в доме, где жил его дедушка. К родным он относится очень по-человечески, поддерживает и сохраняет семейные отношения, никогда не дистанцируется.
В Крымске вскоре после наводнения. Разговор с местными жителями. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Друзья как жертва
— А друзья?
— У патриарха, и он сам об этом говорил не раз, не может быть друзей в том смысле, что главе Церкви необходимо находиться с окружающими на одинаковой, равной дистанции, для того чтобы не возникало попыток давления. И в этом смысле, конечно же, это крест патриарха. Он пожертвовал ради блага Церкви своими личными интересами, привязанностями, привычками общения. Вокруг него действительно нет приближённых людей, которые могли бы похвалиться статусом «друг патриарха».
— А вне Церкви?
— То же самое. В первую очередь потому, что вообще взаимоотношения предстоятеля Церкви со светским сообществом вообще и с какими-то конкретными людьми в частности — это всегда очень большая ответственность. Хотя, разумеется, это не отменяет того факта, что у патриарха есть много хороших и добрых знакомых, с которыми он на протяжении десятилетий поддерживает тёплые отношения. Они приходят поздравить его с личными датами, с праздниками, посещают богослужения, и он всегда им очень рад, с удовольствием общается, расспрашивает о жизни, а потом тепло прощается, после чего они чаще всего на протяжении длительного времени не видятся.
— Кто духовник у патриарха?
— Оптинский старец Илий, с которым он учился вместе в духовной академии в Санкт-Петербурге. Отец Илий — объективно признанный православной церковью духовник, человек, к мнению которого прислушиваются тысячи людей. К нему на общение, на исповедь едут со всей России, из других стран. 5 лет назад, после интронизации, патриарх Кирилл попросил его переехать из Оптиной пустыни в Переделкино. С той поры отец Илий живёт в патриаршей резиденции. Там на территории есть отдельный домик для небольшой монашеской общины. Там отец Илий и обитает. Так как он очень известен, то к нему часто приходят посетители — обычные люди — за советом. Он постоянно принимает, совершенно доступен и вместе с этим он духовник патриарха. С моей точки зрения, такое публичное наличие духовного отца — свидетельство неких жизненных приоритетов. Это показывает: духовная составляющая в жизни для патриарха является главной. Не административные функции, не какие-то дипломатические отношения, хотя и это необходимо. Но вот рядом с ним живёт не его пресс-секретарь, а его духовник.
Оптинский старец Илий — духовник патриарха. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Патриарх Кирилл в Сирии (+ фото)
— У народа бытует мнение: патриарх является духовным отцом президента Путина. Я понимаю, что этого не может быть, но является ли патриарх вообще чьим-то духовником?
— Это вещи, которые лежат в сфере его частной жизни, поэтому я тут не могу ничего сказать.
— А есть ли у него какие-то увлечения — книги, театр?
— Он любит классическую музыку — могу перечислить Баха, Бетховена, Рахманинова.
Музыку он обычно слушает, когда работает, принимает некие важные решения. Читать он, конечно же, любит, как любой интеллигентный человек, но у него очень мало времени для того, чтобы предаться свободному чтению. Сотни страниц документов ежедневно нужно прочитывать. Понятно, что к концу дня, наверное, уже просто испытываешь лёгкую неприязнь к буквам алфавита. Но из отечественных авторов он любит Достоевского, Чехова, Лескова. С некоторой степенью регулярности он посещает музыкальные постановки, консерваторию, иногда — московские театры. Недавно был на одной из постановок МХАТа имени Горького, чтобы поздравить с юбилеем Татьяну Доронину.
— А кино?
— Публично в кинотеатры не ходит, но несколько раз ездил на предпоказы фильмов, непосредственно связанных с Церковью.
— Телевизор смотрит?
— Новостные программы — часто, и понятно, что это уже область, связанная непосредственно с его работой. Он обязан, так скажем, быть в курсе.
Родные пенаты
— Как патриарх проводит отпуск?
— Отпуска, как и выходных дней, в привычном мирском понимании у него не бывает. Набирается 15-20 дней отдыха, которые он обычно распределяет по месяцам и проводит это время в уединении.
— За границу отдыхать не ездит?
— Ездит с официальными визитами. За эти пять лет несколько раз выезжал за границу для лечения.
— Какие места в России ему особенно близки?
— Он любит родной Санкт-Петербург, Валаам, а также Смоленск и Калининград, куда приезжает примерно раз в год, поскольку является управляющим местной епархией до сих пор, также посещает духовный и административный центр Русской православной церкви на юге России.
Повар предстоятеля
— Что патриарх любит есть и кто ему готовит?
— Он совсем непривередлив в еде, любит простую пищу. Ему нравится также пробовать национальную кухню, что он и делает, посещая зарубежные страны. Понятно, что, поскольку он совершает богослужение, проводит мероприятия в самых разных местах, то со стороны помощников патриарха к еде отношение внимательное. Тем более что часто проходят различные официальные приёмы и протокольные обеды с высокими гостями. Поэтому было решено, что в патриархии должен быть постоянный повар. Он не монах, профессионал своего дела, готовит правильную с точки зрения православных традиций и канонов пищу.
— Может ли патриарх позволить себе выпить рюмочку?
— Если нужно поддержать тост, поднимает обычно бокал белого вина. Может в какой-то ситуации и покрепче выпить — в Японии его угощали саке, в Греции, на Афоне, — анисовой настойкой узо. В духе православной традиции, не обижает в таких случаях тех, кто оказывает ему гостеприимство.
Вкус к старине
— Патриарх — монах. У него, в принципе, своего имущества быть не должно. Но есть ли какие-то вещи, которые доставляют ему радость?
— Патриарх как человек, воспитанный в петербургской среде, имеет очень хороший вкус, разбирается в живописи и архитектуре. Посещая те или иные епархии, внимательно оценивает новое строительство и особенно убранство церквей. Безвкусный новодел задевает его художественное чувство. Зато его очень радует, когда люди бережно сохраняют подлинное и старинное.
— Какой у патриарха мобильный телефон?
— Точно не скажу — самый обычный, точно не айфон. Он мобильным почти не пользуется, относится к нему с некоторым отстранением, но с пониманием необходимости использования. Ему несколько раз дарили планшеты и ноутбуки, но как-то он не склонен ими пользоваться. Любит писать от руки, у него всегда с собой блокнот.
— Но он умеет работать на компьютере, выходить в Интернет?
— Конечно, у него есть компьютер в кабинете, и он, когда нужно, им пользуется. Но, конечно, он не отвечает на электронную почту и не наполняет свой аккаунт в Фейсбуке. Слава богу, этим занимаются компетентные люди, а он тратит своё время на объективно более важные дела. Тем самым, кстати, и нам всем подаёт пример.
— Какая у патриарха машина?
— На протяжении пяти лет он использовал две машины патриарха Алексия, которым уже 12 лет. Сейчас Святейший передвигается на транспорте, предоставляемом гаражом особого назначения.
Патриарх Кирилл: штрихи к портрету
Куда спешить
— И ничего не коллекционирует? Книги?
— Не знаю, насколько их коллекционирует, но он любит старые книги, особенно богословскую литературу. Когда ему дарят редкие дореволюционные издания церковных авторов, он принимает их с благодарностью. Святейший ценит предметы, передающие атмосферу прошедших эпох, и призывает бережно относиться к тому, что пришло к нам из прошлого и что несёт в себе смыслы того времени, о котором мы можем судить в том числе и по каким-то отдельным вещам.
— Наверное, это вообще тактика Русской православной церкви — не спешить?
— Вы правы. Только не тактика, а главная стратегия православной церкви — сохранять и преумножать всё то доброе, что существует в нашем мире и в каждом человеке. Всё, что делает Церковь, делается на основании многовекового опыта и понимания, что Церковь не раз переживала в своей истории страшные и трагические моменты. Но, какими бы ни были внешние обстоятельства, Церковь была, есть и будет существовать и нести людям правду о Христе. И, наверное, это во многом отражается в человеческих привычках патриарха. У него глубоко воцерковленное сознание. Он с утра до вечера живёт на 100% церковной жизнью, и в этом смысле очень хочется, чтобы такая жизнь на какой-то заметный процент была и у каждого из нас.
Патриарх Кирилл: биография
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.
Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.
По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.
После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.
3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.
С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.
С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.
12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.
С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974—1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.
14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.
С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.
С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.
С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.
С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.
25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.
27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.
Частная жизнь Патриарха Кирилла. Кадры, попавшие в СМИ впервые
Кадры, на которых представлен Предстоятель, сделаны не для «протокола», и раньше не публиковались в газетах и журналах – они являются частью частной жизни Святейшего. «АиФ» оказался единственной газетой, которой о.Александр Волков, пресс-секретарь Патриарха, предоставил их и рассказал, при каких обстоятельствах они были сняты.
Источник: Аргументы и Факты
Патриарх на Валааме, одном из любимых мест на родной земле.
Патриарший визит на Валаам в 2009 году. Встреча с В. Путиным. У Предстоятеля РПЦ с президентом РФ сложились хорошие отношения.
Уникальное фото – Патриарх совершает ежедневную прогулку в садике в его резиденции в Чистом переулке г. Москва. С ним – сотруднца Патриархии, они решают рабочие вопросы…
Визит в Мордовию в 2011 году. Патриарх посетил село Оброчное, где жил его дед, и пообщался со своими родственниками за чашкой чая.
С братией русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне в Греции в 2013 году.
Девочка на Патриаршем богослужении. Святейший легко находит общий язык с детьми всех возрастов.
Патриарх служит в Троице-Сергиевой Лавре в первую неделю Великого Поста.
На выставке в Екатеринбурге. Патриарх очень интересуется старинными вещами.
Еще одно патриаршее богослужение, маленький прихожанин и Святейший…
Молитва в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в 2012 году.
С православной паствой в Японии. 2012 год.
Мордовия. Патриарх помолился на могиле иерея Василия Гундяева – своего родного деда.
Освящение плавучей часовни-маяка на месте слияния рек Иртыша и Оби в 2013 году.
Крымск. Лето 2013 года. Патриарх общается с местными жителями, пострадавшими от разрушительного наводнения.
С президентом В. Путиным на выставке «Православная Русь» в «Манеже» (Москва) в 2013 году.
Ежегодно Патриарх принимает участие в освящении пасхальных куличей наравне с другими священниками.
Патриарх в Соловецком монастыре. Прогулка по окрестностям в короткую минуту досуга.
Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси