Содержание
- Страсти, и как от них избавиться?
- Как бороться со страстями?
- Страсти искореняются легко, пока они «молоды»
- Как избавиться от страстей
- Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями
- Нужно сажать, чтобы Бог возрастил
- Советы святых отцов: как бороться со страстями
- Как захотеть избавиться от страстей?
Страсти, и как от них избавиться?
В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы — в диалогах со святогорским старцем!
Паисий Святогорец
Как бороться со страстями?
— Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?
— Если мы не видим преуспеяния в подвиге — значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.
— Геронда, мне кажется, что я с каждым днём становлюсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?
— В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в человеке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап — это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отнимает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало — значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше человек продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои недостатки и несовершенство, а это — прогресс.
— Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?
— Что наш Бог — Ваал? (См.3Цар.18,26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью прогоняешь Его помощь.
Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.
Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога помочь нам избавиться от какой-либо страсти и не получаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть — гордость. Поскольку мы не видим гордости, то Бог попускает оставаться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда получим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.
Страсти искореняются легко, пока они «молоды»
— Геронда, вижу, что у меня много страстей.
— Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя молодой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а потом смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко выдёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает первые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё молодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.
Люди, которые в молодости не искореняют свои страсти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.
Как избавиться от страстей
— Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?
— Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол нападает на заставу, что послабее, другие — хорошо защищенные — он не трогает. «Если мне удастся захватить эту заставу, — говорит он, — то потом одну за одной захвачу и другие». Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.
— Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.
— Не теряйся и не робей. Смело одну за другой побеждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать толстые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, искореняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше
— Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?
— Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и добродетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добродетелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются противоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.
— Геронда, а страсти или дурные привычки лучше отсекать сразу или избавляться от них постепенно?
— Лучше, если можешь, отсечь их сразу — иначе они будут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на другой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении — обрывать узду надо резко.
— Геронда, авва Исаак Сирин говорит «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя». Может бесстрастный человек смущаться страстями?
— Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать человека, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в «купину неопальную» (См. Исх. 3,2-3), и что бы потом ни попало в сердце — всё сгорает.
Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями
— Геронда, может ли только одна благодарность Богу подвигнуть нас на борьбу со страстями?
— Одной благодарности к Богу недостаточно, необходимо ещё благое произволение, признание собственной греховности и усердный подвиг.
— Память смертная помогает внутреннему деланию?
— Да, очень помогает. Если мы имеем смертную память с надеждой на Бога, то познаем суетность этого мира и получим духовную помощь. Поэтому нужно приводить на ум Суд Божий и не забывать, что нам предстоит дать ответ в своих нераскаянных грехах. «Что я делаю? Почему живу так нерадиво? Если я сейчас умру, то что со мной будет? Разве я заключил договор со смертью? Ведь умирают и большие и малые». Если я буду думать о том, что Бог вскоре может меня призвать к Себе, то грешить не буду.
Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, Который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страстями — это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскорбить Христа
— Геронда, мне тяжело бороться.
— Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдергивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчитывают, потому что в этот момент идёт борьба с Диаволом. Но потом бесноватый освобождается.
Очищение себя не происходит автоматически, без труда, нажатием кнопки. Страсти отсекаются не сразу, как ствол дерева не перепиливается одним движением Пилой работают долго, пока не пропилят весь ствол насквозь. Но и на этом работа не заканчивается. Чтобы бревно стало мебелью, сколько нужно труда! Сначала нужно бревно распилить на доски, затем их будет долго обрабатывать мастер, делая из них нужную мебель.
— А если я не понимаю, что этот труд необходим?
— Тогда останешься пнём и тебя бросят в огонь.
Нужно сажать, чтобы Бог возрастил
— Геронда, каждый день я говорю: «С завтрашнего дня начну молиться и исправляться», но всё остаётся по-прежнему.
— Поставляй впереди Бога, говори так: «Силой Божией я буду стараться исправиться», тогда Бог поможет. То, что ты хочешь исправиться, означает, что принимаешь помощь. Просишь у Бога помощи — и Он призирает на тебя. Делаешь то немногое, что можешь сделать, и так идёшь вперёд. Кто из людей, видя, как маленький ребёнок своими ручками старается сдвинуть с места большой камень, не подбежит к нему, чтобы помочь? Так и Бог, видя твоё небольшое усилие, поможет тебе победить.
Некоторые, хотя сами не прилагают никаких усилий к исправлению, говорят. «Христе мой, во мне есть такие-то страсти. Ты можешь меня от них избавить. Избавь меня от них!» Как тут Бог сможет помочь? Чтобы Бог помог, нужно, чтобы сам человек постарался. Есть некоторые вещи, которые должен сделать сам человек, чтобы потом Бог послал Свою помощь. Не бывает так, чтобы человек получил помощь, если он сам не желает себе помочь.
Иногда мы пытаемся стяжать благодать и дары Божий каким-то магическим способом Думаем, что без борьбы приобретём какую-нибудь добродетель и даже станем святыми. Но, чтобы Бог что-то дал, мы должны поусердствовать. Как Бог нам может что-то дать без нашего труда? В тропаре как: сказано? «Пустыни бесплодное возделал еси» (Из тропаря преподобному, ин тропарь, глас 8-й). Бог даёт дождь, размягчает землю, но мы должны «обрабатывать» своё поле. Земля готова, но нужно пустить лемех по полю и его засеять. И тогда что посеем — то и пожнем Если не пахать, то как сеять? А если не посеем, то что будем жать?
Поэтому не надо спрашивать, что Бог может сделать, но надо себя спрашивать, что я могу сделать. В банке у Христа проценты очень высокие. Но если у нас нет счёта в этом банке, то как нам получить оттуда деньги?
Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора», 2008
Все что с вами сейчас происходит, имеет свое название – страсть или «больная любовь». Это чувство не приносит счастья, а только выматывает вас и причиняет невообразимую душевную и сердечную боль.
Ваш разум осознает, что у этой страсти нет продолжения, и вы никогда не будете счастливы с этим мужчиной. Но, побороть в себе это убийственное чувство, вы не в состоянии.
Как избавиться от страсти, которая порабощает всю твою сущность? Как перебороть эту зависимость и обрести счастье?
Самое загадочное творение Бога – женщина. Не только мужчины, но, иногда психологи не в состоянии понять логики наших действий, причин появления наркотической страсти и зависимости к мужчине.
Чаще от любовной зависимости страдают женщины, иногда мужчины. Страсть – это наркотик, который разрушает весь ваш организм, даря всего лишь секунду удовольствия. К сожалению, страсть очень часто принимают за любовь.
Мужчина, который пережил любовную зависимость и страсть, чаще всего разочаровывается в любви и в женщинах. В каждой следующей женщине, которую он встретит, и, которая проявит к нему симпатию, скорее всего, примет за врага и источник боли в будущем.
У женщин происходит все по-другому. Если удается избавиться от страсти к одному мужчине, со временем, она найден новый наркотик.
К сожалению, страсть и любовная зависимость отнимает возможность человека просто любить и быть счастливым. Ему постоянно не хватает тех взрывных эмоций и боли, которые ему приносили прошлые, так сказать, отношения.
Интересно, почему возникает «больная любовь»? Психологи пришли к выводам, что чаще всего в любовную зависимость попадают люди, у которых очень занижена самооценка. Нехватка любви со стороны окружающих также ведет к тому, что человек попадает в зависимость от своего любовного объекта. Этим людям, не хватает любви, прежде всего самим к себе. Они пытаются восполнить пустые нищи, добиваясь внимания другого человека. Естественно, те чувства, которые они испытывают, не являются любовью. Это скорее, эгоизм и ущемленность.
Еще одна причина возникновения наркотической страсти – заблуждение, что предмет обожания является идеальным партнером для будущей жизни. Желание быть любимой еще больше подогревают уверенность, что мужчина идеален во всех смыслах.
Как избавиться от страсти?
Очень часто, чтобы помочь человеку избавиться от любовной зависимости, необходимо профессиональное вмешательство. Ведь причины, из-за которых возникает страсть к объекту обожания, берут свое начало из самого детства.
Чтобы разобраться в причинах, может помочь аутотренинг.
Аутотренинг – это метод, который используется в психотерапии. Благодаря этому методу, человек учиться самовнушению. Помогает успокоить свои нервы, избавиться от стресса.
Чтобы помочь себе избавиться от страсти и любовной зависимости, научитесь любить себя. Прислушайтесь к себе. Если не получается, то каждое утро внушайте себе это – «я люблю себя»! Помните, что вы у себя один. Ведь вы желаете себе счастья, зачем самолично обрекать себя на страдания и мучения.
Читайте книги, слушаете музыку, загружайте себя работой, встречайтесь с друзьями. Прекрасный способ забыться – приобрести путевку на курорт или в то место, побывать в котором вы мечтали с самого детства.
Советы святых отцов: как бороться со страстями
Чем опасны обжорство, самолюбование и раздражительность? В чем причина постоянной неудовлетворенности жизнью? И чем страсти отличаются от грехов? Начинаем цикл статей о советах святых отцов по духовному совершенствованию и рассказываем, чем опасны страсти. Спойлер: главный рецепт − в конце текста.
«Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее»
— Salik.biz
Святитель Игнатий Брянчанинов.
Что такое страсть и чем она опасна?
Страстью православные христиане называют привычку совершать грех. Если чрезмерное употребление алкоголя − грех, то безудержное влечение к бутылке есть самая настоящая страсть. Можно сказать, что страсть сродни зависимости. Она толкает человека на совершение греха. Он может, уже и не хочет пить, употреблять наркотики или ругаться по поводу и без с окружающими. Но страсть, поселившаяся в душе, становится его частью. Да и окружающие люди порой начинают воспринимать страстную черту человека как неотъемлемую составляющую характера. «Злой человек» ведь тоже носитель образа Божия. Он не злой, просто недоброе отношение к людям настолько в нем укоренилось, что он уже и не может по-другому.
Опасность страсти как раз и состоит в том, что убивает душу. Алкоголики, любители плотских утех, жадные стяжатели, озлобленные завистники и самовлюбленные эгоисты на самом деле очень несчастливы. Страсть приносит им невыносимую боль, от которой они способны только на время закрыться через смену деятельности. Но греховная привычка никуда не уходит, и еще сильнее терзает пораженную душу. Человек в таком состоянии перестает видеть Бога и фокусируется на духовной тьме. Страшно представить, что можно умереть вот с такой душевной болью и остаться с ней один на один навечно. Это и есть ад.
Рекламное видео:
Какие бывают страсти?
«Имя им легион» (Мк. 5:9), но, несмотря на это, святитель Игнатий Брянчанинов сумел свести множество страстей в классификацию из 8 крупных параграфов.
- Чревоугодие. В данном случае речь идет не только об обжорстве, но и вообще о незнании меры в чем бы то ни было. Упомянутый нами выше алкоголизм есть не что иное, как запущенная форма чревоугодия. Вместо умеренного употребления еды или пищи, необходимого для поддержания сил и здоровья, человек изрядно налегает на продукты и напитки, вредя самому себе. А еще чревоугодие открывает дорогу следующим страстям. Именно поэтому одной из составляющих христианского поста является ограничение себя в пище.
- Блуд. Бог создал человека для любви, а вот блуд и прелюбодеяние эту любовь попирают самым мерзким образом. Вместо соединения с одним любимым человеком навечно в наши дни люди часто выбирают дорогу блуда. Соитие мужчины и женщины деноминировалось и перестало быть сакральным. В наши дни секс стал предметом, выведенным за скобки понятия брак. Но никакой пользы человечеству это не принесло: подтверждение мы видим в кризисе института семьи, накрывшем всю планету, вслед за распадом традиционных обществ и легализацией блуда в общественном сознании.
- Сребролюбие. Кажется, о вреде излишней любви к деньгам наслышаны все. Но любить средства, за которые многое в мире людей покупается и продается, меньше не стали. Считается, что деньги открывают все двери и даруют их обладателям ряд возможностей. Чем больше денег – тем больше счастья. Увы, в погоне за наживой человек теряет самого себя. Блеск монет ослепляет людей и заставляет переступать через незыблемый фундамент нравственности. В погоне за красным рублем люди предавали друг друга, калечили, убивали, лишали состояний, ненавидели и разрушали семьи. Очевидно, что жадность до денег, имущества и красивой жизни извращает природу человека, делает несчастным его и окружающих людей.
- Гнев. Бывает праведным, но это редко. Чаще человек использует гнев как оружие агрессии против другого человека. Мы пытаемся оправдать себя тем, что ближний вынудил нас на него рассердиться. На самом деле нет. Мы уже имеем в сердце такое отношение к людям, что считаем себя в праве конфликтовать с ними по любому поводу. Но это начало ненависти и презрения. Гневливый человек словно горит внутри огнем, а через него будто проходят электрические разряды. Никакого душевного покоя в гневливом сердце нет и в помине. А еще от последствий гнева страдают люди вокруг.
- Печаль. В это состояние человека вводят внешние факторы. Например, можно печалиться от того, что нет дорогой машины или нет возможности съездить на отдых. Может даже успехи ближнего заставляют переживать: а у меня ведь все совсем не так хорошо, как у него! И сердце омрачается вот такими скорбями, что мы чего-то не имеем или у нас что-то не получается. На самом деле у нас будет все и получится все, что угодно Богу и полезно для нашего спасения. Нам нужно лишь в этой призме смотреть на происходящие события, и тогда мы будем не печалиться, а радоваться.
- Уныние. В отличие от печали, уныние выражается как чувство опустошенности, порой без видимой причины. Как правило, оно становится следствием греха. То есть, душа чувствует, что ее носитель, человек, ничего хорошего не делает. Например, злится на кого-то или блудит. К обретению вечного счастья грех не приводит. Зато порождает в душе самые скверные чувства. Уныние может привести к отчаянию, а там недалеко и до самоубийства. Можно сказать, что уныние выступает своеобразным духовным индикатором. При внешнем благополучии человек не испытывает чувства радости, а, наоборот, грустит и мучается.
- Тщеславие. Желание прославиться любым путем и стремление к похвале сгубило не одно поколение людей. Можно вспомнить Герострата, который ради славы поджег храм Артемиды в Эфесе. Злоумышленника осудили, ему пришлось перенести страдания и расстаться с привычным образом жизни, попав в заключение. Его имя сохранилось в веках, но это не имеет ровным счетом никакой ценности. Человеческая слава называется у христиан тщетной, то есть пустой, потому что не приводит к Царству Небесному.
- Гордость. Иоанн Лествичник писал, что главная человеческая страсть выражается в отвержении Бога и презрении людей. В центре жизни гордеца оказывается собственное «я», а интересы ближних абсолютно не учитываются. Бог и служение ближним не представляют для гордого ценность. Но это становится главной ошибкой, потому что нарушает принцип любви. Любовь предполагает способность принести себя в жертву за Бога или ближнего, что по евангельским понятиям равноценно: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ 25:40). Гордость культивирует эгоизм и отвергает в той или иной степени саму мысль о бескорыстной помощи ближнему. Гордость − страсть дьявола.
Как бороться со страстями?
Страшно? Да, очень. К счастью, Иисус Христос пришел в мир людей и основал на земле Церковь, ставшую своего рода духовной больницей. Только здесь человек может полноценно избавиться от страстей и распрощаться с последствиями греха в сердце. Таинство исповеди помогает снять оковы греха с души, изменить ход мыслей и получить целительную благодать для того, чтобы начать новую, добродетельную жизнь. Тем не менее, страсти, как и любые привычки, не отстают так просто от человека.
Вот что говорили святые отцы о борьбе со страстями:
Преподобный Макарий Египетский
«С какою страстью человек не борется мужественно, не противится ей всеми мерами и услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими»
Святитель Григорий Нисский
«К нашей жизни не имели бы и доступа страсти, если бы с самого начала распознавали мы хорошее»
Святитель Иоанн Златоуст
«Великое дело одолеть самому собственные страсти, но гораздо важнее убедить и других принять тот же образ мыслей»
«Восстань против тирании, гордости; восстань против нападений гнева, против мук вожделения; и это — раны, и это — мучения»
Преподобный Исидор Пелусиот
«Неистовые и бешеные плотские страсти надлежит укрощать, делать послушными и смирными; а если не повинуются, то и наказывать, сколько можно»
Святитель Феофан Затворник
«Признак того, что страсть исторгнута из сердца, есть — когда сердце начинает питать к страсти отвращение и ненависть»
Подробнее о том, как святые отцы Церкви советовали бороться с той или иной из восьми главных человеческих страстей, мы расскажем Вам в наших ближайших материалах.
Полнота и радость нашей жизни всецело зависит от качества духовной жизни. Бушующие в сердце страсти не только не дают нам радоваться, но и толкают нас на совершение грехов. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), говорит нам Священное Писание. Если Вы стремитесь победить страсть в себе или помочь близким, то нужно начать с молитвы.
Псалтырь всегда считался универсальной книгой, молитва по которой помогала изменить трудные ситуации и победить грех. Вы можете обратиться за молитвенной помощью к инокам монастырей и попросить их включить имя близких людей в список поминовения за чтением Неусыпаемой Псалтыри.
Как захотеть избавиться от страстей?
Вопрос читателя:
Батюшка, здравствуйте. Как я могу искренне хотеть избавиться от своих страстей, если они приносят мне удовольствие? Другими словами: бедный я человек – чего не хочу делать – делаю. Понятно, разговор не о том, что плохо, что хорошо. Как захотеть не хотеть? Вы ведь тоже, понятно, с этим сталкиваетесь. Как Вы боретесь?
Тамара
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, Тамара! Если говорить простыми словами, я бы сказал, что это вопрос приоритетов. Если у человека, например, повышен сахар в крови, он понимает, что может есть много вкусного и сладкого, что ему нравится, но последствия будут катастрофическими для организма. А может хотеть жить и содержать свой организм в хорошем состоянии. Тогда если для него дороже есть сахар, он ест сладкое и очень быстро теряет свое здоровье. А может хотеть жить и ради исполнения этого своего желания отказаться от сладкого или существенно его ограничить.
Понимаете? Вот здесь любой человек тоже перед выбором. Или он хочет получать удовольствие здесь и сейчас и в этом видит смысл жизни, или он понимает, что создан и призван для вечности, для полноты, которая выходит далеко за рамки земной жизни и той плоскости самореализации, которую предлагают сомнительные удовольствия. И тогда он выбирает второй путь – жить для вечности, не ограничивать себя малыми земными удовольствиями, а так устраивать свою внешнюю и внутреннюю жизнь, чтобы все способствовало его развитию для жизни вечной.
Тут еще существенный момент в том, что все аналогии, которые я мог бы привести, не вмещают в себя того, о чем мы говорим, говоря о жизни со Христом. Опыт веры, опыт церковной жизни, Причастия, опыт встречи со Христом таков, что по сравнению с ним все прочее меркнет. И совершенно естественным оказывается именно желание быть с Ним, а жизнь и душу свою хранить от того, что может загрязнить ее потрясающую чистоту и свет. То есть корень тут – вера и личный опыт церковной жизни. Опыт настоящий, подлинный, перед которым сомнениям просто не остается места. И Вы живете не столько все время запрещая себе что-то, сколько стремясь к высоте и чистоте и в этом стремлении ввысь несогласие идти путем страстей оказывается просто средством, чтобы продолжать путь.
Как именно Вам устроить свою жизнь, по интернету сказать трудно. Это лучше выяснять в личной беседе со священником, который Вас хорошо знает на протяжении какого-то времени и может помочь.
Храни Бог!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.