Содержание
- Иоанн Креститель – символ правды и прообраз иноческой аскезы
- История Иоанна Крестителя
- Известие о зачатии Иоанна
- Рождение и подвиг
- Крещение и усекновение главы
- Молитвы перед образом и помощь
- Великая Испания. Эль Греко
- Святой Иоанн Креститель, Леонардо да Винчи — описание картины
- Искусство
- Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)
- Икона Иоанна Предтечи
- Житие Иоанна Предтечи
- Значение иконы Иоанна Предтечи
- О чем молятся Иоанну Предтече
- Купить икону Иоанна Предтечи
- sretenie_portal
- Чудотворная икона Иоанна Предтечи
Иоанн Креститель – символ правды и прообраз иноческой аскезы
Иоанн Креститель – один из самых почитаемых христианами святых. Праздники, связанные с ним (Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы Иоанна Предтечи), относятся к великим.
Молитва, обращённая к этому святому, помогает увидеть свою греховную природу и придти к покаянию, стать чище душой и ближе к Богу. Именно поэтому монахи считают его своим покровителем. Жизнь и деяния Иоанна стали прообразом иночества.
Оставшись сиротой, он с самых малых лет жил один в пустыне и провёл там большую часть своих дней, вкушая только самую скудную пищу и одеваясь в рубище. Лишь в 30 лет он вышел к людям, в долину реки Иордан, с проповедью о покаянии, которая сделала его величайшим пророком и предтечей Христа. Как пророк он предрекал скорое Пришествие Мессии, как Предтеча – готовил его.
Только сердца, до конца постигшие свою нечистоту и греховность, могли открыться добру и Божественному свету, который принесёт с собой Спаситель. И Иоанн Предтеча безжалостно обличал пороки, суетные человеческие помыслы – всё то, что мешает нам увидеть истинную ценность бытия. Он призывал оставить злобу и корыстолюбие. «Покайтесь, – призывал он, – ибо приближается Царствие Божие!».
Иоанн приходился родственником Спасителю, поскольку мать Крестителя, праведная Елисавета, происходила из рода Давидова, как и Богородица, и был старше Его всего на полгода. Спаситель почитал его величайшим из людей и своим другом.
Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни». Прокопий Чирин, 1620-е гг. Фото: Википедия
На иконах Иоанн Креститель часто изображается в виде Ангела пустыни, в одежде из грубой верблюжьей шерсти, с крыльями за спиной. А его лик даже немного похож на лик Христа.
Кончина Иоанна, последовавшая вскоре после Крещения Иисуса и незадолго до Его выхода на общественное служение, сделала Крестителя первым мучеником Нового Завета.
Пророк был очень популярен в народе, ему верили и шли за ним. И даже тетрарх (верховный правитель) не мог игнорировать правду, которую говорил Иоанн. В то время Галилеей правил Ирод Антипа, который был известен греховным образом жизни. Он взял в жёны супругу своего брата Иродиаду, а это считалось величайшим преступлением против Закона Моисеева, нарушением седьмой заповеди. И Предтеча говорил об этом.
Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу. Картина Мазолино да Паникале, 1435. Фото: Википедия
Иродиада, ненавидевшая пророка, добилась его ареста, а затем, хитростью, и казни. Ирод не хотел лишать жизни Иоанна, боясь народного гнева. Однако Иродиада подослала на царское пиршество свою дочь Саломею, которая прекрасно танцевала. Очарованный танцем девушки Ирод обещал исполнить любое её желание. И тогда Саломея, подговорённая матерью, потребовала себе в награду голову Иоанна Крестителя.
«Месть Иродиады». Картина Хуана Фландеса. Фото: Википедия
Отрубленная голова была внесена в пиршественный зал. По преданию, даже тогда уста пророка продолжали говорить правду, изобличая Ирода и Иродиаду.
Согласно христианской традиции день предстояния мученика перед Богом воспринимается одновременно с великой радостью и великой печалью. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи верующие отмечают строжайшим однодневным постом, чтя память великого пустынника и аскета, ставшего образцом монашеского делания.
Священнослужители во время службы надевают красные облачения, символизирующие пролитую мучеником кровь и его подвиг.
«Явление Христа народу». Картина А. А. Иванова. Фото: Википедия
На средства ктитора храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игоря Ашурбейли в 2011–2014 году был полностью восстановлен уникальный храм в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области.
Храм был возведён приблизительно в 1758–1777 годах. По одной из версий, его проект был создан знаменитым архитектором Василием Баженовым. 11 сентября прихожане храма в селе Хирино будут отмечать престольный праздник.
На многих святых образах есть возможность увидеть Иоанна Крестителя – святого, который имеет огромное значение для всего христианства и православной веры, в частности. Есть и отдельная икона Иоанна Предтечи, которая интересна своеобразной манерой написания и позволяет верующим глубже прикоснуться к фигуре этого пророка.
История Иоанна Крестителя
Икону этого святого следует рассматривать именно через призму его жития, которое было пронизано верой и наполнено различными чудесами, которые даровал Господь. Начинается история святого Иоанна до его рождения, когда появление Предтечи предрекает святой Малахий. Сам этот факт является весьма удивительным.
Есть также отдельная икона Зачатие Иоанна Предтечи, которая является пригодной для почитания и молитв. В том числе к ней обращаются те, кто хочет иметь ребенка или получить помощь в родах. Ведь Иоанн появился на свет у престарелых и бездетных родителей.
Известие о зачатии Иоанна
Из истории, можно узнать, что пророк был сыном знатного священника Захарии и праведной Елизаветы. Как рассказывает евангелист Лука, Захарии возвестил о том, что у него родился сын, Архангел Гавриил, но священник не поверил этому чуду и в связи с этим был лишен дара речи до скончания дней, так как явил маловерие. Елизавета в свою очередь скрывала свою беременность, избегая насмешек, хотя к тому времени ее сестра Анна тоже родила в преклонном возрасте и родила, кстати говоря, Богородицу.
Только после того как Богородица сообщила о зачатии Спасителя, Елизавета открыла свою беременность, а потом и родила. Этому событию посвящена икона Рождества Иоанна Предтечи, которая тоже есть во многих храмах. Жил родственник Иисуса недалеко от Иерусалима около Хеврона, откуда родом и его родители.
Рождение и подвиг
Во времена массовых убийств всех новорожденных младенцев во святом Вифлееме, Иоанну чудом получилось избежать ужасной смерти. Благодаря Господа за подаренную жизнь, пророк отправился в пустыню, решив посвятить себя великому посту и молитве. Именно благодаря этому и появляются иконы Иоанн Предтеча Ангел Пустыни и подобные сюжеты. Они заключают в себе идеал духовного подвижничества и отречения от благ этого мира. Если говорить точнее, то сюжет отмеченной иконы относится ко словам Христа, который назвал Иоанна Ангелом, который расчищает ему путь.
Он всегда носил грубую одежду, которую держал кожаный пояс и ел только мед диких пчел и акрид (род саранчи или сорт бобов). Он так и жил, ожидая своего часа. И он настал в его тридцатилетие, когда Господь позвал его на проповедь еврейскому народу. Именно с того момента начинается его служение подле Иисуса Христа.
Деятельность Иоанна Предтечи была весьма оригинальной, хотя формально и оставалась в рамках иудейской религии того времени. Он крестил не только иноверцев, которые хотели перейти в иудейскую веру (так было принято в те времена) но и урожденных иудеев. Как говорил сам пророк, только рождения иудеем недостаточно для того чтобы быть подлинным сыном Авраамовым, если посмотреть более глубоко, становится понятным.
Иоанн открывал дорогу Новому Завету, проводил своеобразную реформацию веры и взывал к людям, чтобы они снова обрели праведность, не оставаясь пленниками застывшей традиции.
Крещение и усекновение главы
Многие верующие видели икону Иоанна в образе Крещения Господня, где пророк выполняет фактически свою основную функцию крестит Христа. Однако и после этого Иоанн продолжал действовать и проповедовать и принял мученическую гибель равно как многие первые христиане.
Царь Ирод на тот период взял себе в супруги женщину своего брата и этот факт считался скверным. Такое сожительство многие осуждали, и святой Иоанн тоже не считал подобное поведение достойным царя. Самому Ироду не нравилось порицание, и в итоге Иоанн оказался взаперти.
Однажды на пиру Саломея — дочка Иродиады (супруги Ирода) ублажала присутствующих своим танцем. Она угодила Ироду и тот велел просить, о чем угодно, просьбой стала голова Иоанна крестителя на блюде — икона с изображением этого образа также почитается в православии. Празднование этого дня относится к началу церковного года и также отмечает переход к эпохе Нового Завета, ведь после того как почил пророк, который считался последним, начался период Царства нового, заповедованного Христом.
Молитвы перед образом и помощь
Икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг!
На протяжении всего года есть много дней почитания икон святого Иоанна:
- 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи;
- 7 июля — Рождество пророка;
- 11 сентября — усекновение главы;
- 9 марта — в память первого и второго обретения главы;
- 7 июня — третье обретение главы пророка.
Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Великая Испания. Эль Греко
Автор — Александр_Ш_Крылов. Это цитата этого сообщения
Великая Испания. Эль Греко
Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит,
( родился в Ираклионе в 1541 году) — художнике эпохи Позднего Возрождения.
Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.
Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.
Предполагаемый «Автопортрет» Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк
«Апостолы Петр и Павел» 1587-1592, Эрмитаж
«Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga» 1590-1600
«The burial of Count Orgaz» / «Погребение графа Оргаса» 1586
«Святое семейство» 1585
«Дама в мехах» 1577-1580
Вероятно, «Дама в мехах» — первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.
Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.
С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.
«Портрет монаха Ортенсио Парависино» 1609
Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.
Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины «Пир у Симона-Фарисея» (Чикаго, Институт искусств), «Вознесение Марии» (Толедо, церковь Санта Крус), «Встреча Марии и Елизаветы» (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.
«Христос на кресте» 1610
«Святой Ильдефонс» 1610-1614 Музей Эскориал
«Вознесение Марии» 1612-1613
«Пир в доме Симона фарисея» 1608 — 1614
«Снятие пятой печати» 1610-1614
«Лаокоон» ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея
«Христос Распятый на фоне Толедо» 1604 — 1614
«Обручение Богоматери» 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт
Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.
Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».
В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.
Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.
«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.
В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.
Татьяна Каптерева
«Дворянин с рукой на груди» 1578 — 1580, Музей Прадо
«Портрет пожилого дворянина» 1584 -1594
«Автопортрет» великого Эль Греко — Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588
Святой Иоанн Креститель, Леонардо да Винчи — описание картины
Святой Иоанн Креститель — Леонардо да Винчи. 1514-1516. Дерево, масло, 69×57 см
«Иоанн Креститель» — один из наиболее известных шедевров да Винчи его позднего периода творчества.
Искусствоведы сходятся в том, что в этой картине великий художник довёл открытую им технику сфумато до совершенства. Фигуру Иоанна да Винчи поместил на тёмный глухой фон, чтобы сосредоточить зрителя только на герое, а с помощью сфумато, мастер добился уникального обволакивающего эффекта.
Моделью для картины стал известный ученик Леонардо – Салаи, который был рядом с мастером более 20 лет, и историки до сих пор спорят о природе их взаимоотношений.
Сама картина объединяет как традиционную символику, так и новаторские элементы. Герой обладает женоподобной внешностью и облачён в шерстяную одежду, также каноническим является изображение его с длинными волосами и указывающим в небо перстом. Впрочем, поднятый вверх палец выступал лейтмотивом во многих работах великого итальянца. Фигура Иоанна и его правая рука, размещённые в своих диагоналях, напоминают зашифрованный символ креста. Сам же тростниковый крест еле угадывается на картине. Герой не бездушен и строг – на его лица играет лёгкая улыбка, а глаза кажутся живыми и пристальными, к тому же он невероятно молод, что не вязалось с современными представлениями о знаменитом Святом. Картина вызвала недоумение даже у почитателей Леонардо.
Если вспомнить более ранние работы автора, где герои всегда помещены в живописный фон, где выступает природа, то «Иоанн Креститель» и в этой связи выглядит более чем оригинально, что не только указывает на творческие поиска автора, но и на постепенную смену эстетики живописи Ренессанса. Некоторые исследователи считают, что в этой работе да Винчи положил начало маньеризму, который всё больше будет проявляться в последующие годы, сменившие эпоху Возрождения.
Искусство
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии» — «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
В христианских представлениях является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии. В исламе, а также мандеями и бахаи почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях — под именем Юханна.
В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов». Кроме того, на Руси приобрёл фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвящённых ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни)
Об Иоанне свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий, а также историк Иосиф Флавий, дополняя сведения о последних днях деятельности Иоанна.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_…
- Рогир ван дер Вейден «Наречение Иоанна Крестителя»
- Рафаэль Санти «Мадонна с щеглёнком»/два маленьких мальчика — Иисус и Иоанн Креститель/
- Рафаэль Санти «Прогулка Мадонны»
- Андреа Мантенья «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной»
- Мастерская Вероккьо «Крещение Христа»
- Леонардо да Винчи
- Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»
- Сандро Боттичелли «Алтарь /деталь/святой Иоанн Креститель и святой Игнатий»
- Тициан Вечеллио
- Ганс Мемлинг
- Аньоло Бронзино
- Микеланджело Меризи де Караваджо
- Гвидо Рени
- Якопо дель Селлайо
- Эль Греко
- Эль Греко /Фрагмент/
- Паоло Веронезе
- Микеланджело Меризи де Караваджо
- Питер Брейгель Младший «Иоанн Креститель проповедует перед народом»
- Гертген тот Синт Янс «Иоанн креститель в пустыне»
- Босх Иероним «Иоанн Креститель в пустыне»
- Иванов Александр Андреевич фрагмент / голова Иоанна Крестителя/ картины «Явление Христа народу»(«Явление Мессии»)
- Микеланджело Меризи де Караваджо «Казнь Иоанна Крестителя»
- Хуан Фландес «Месть Иродиады»
- Соларио Андреа «Голова Иоанна Крестителя»
- Гертген тот Синт Янс «Сожжение останков Иоанна Крестителя-Юлианом Отступником»
- Фрагмент иконы Иоанн Креститель из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва
- Иоанн Креститель — македонская икона
- Коптская икона
- Франсуа Огюст Рене Роден «Иоанн Креститель»
Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)
Субтитры
Даже в эпоху Ренессанса рисунки, порой, считались произведениями искусства сами по себе. Это не всегда были наброски к полотну. И мы полагаем, что это так в случае с большим этюдом Леонардо да Винчи, обычно называемым «Мадонна с младенцем Христом, Св. Анной и Св. Иоанном Крестителем», потому что нет проколов по контуру. Да, хотя рисунок и не завершен. Поэтому не ясно, в каком качестве его следует рассматривать. Имелись бы следы проколов или намеченных точек, чтобы Леонардо мог сделать контуры фигур и перенести их на грунт на стене или на панно для создания самого произведения. Хотя, использование техники Леонардо — столь далекой от традиционной, для более линеарной живописи Ренессанса было бы гораздо проблематичнее. Требуются основные контуры. А его построение фигуры часто основывается на технике чиароскуро, или светотени. — Сфумато. — А здесь контуры смягчены и размыты, поэтому идея простой линии, по которой можно провести проколы, кажется абсурдной. Это так. Леонардо гораздо больше интересовали эти постепенные переходы от тени к свету и переход обратно. Так что образы кажутся объемными и величественными. А также слияние их в единое целое. Фигуры формируют своего рода, устойчивую пирамиду. И это одна из особенностей стиля эпохи Ренессанса. Стабильность, незыблемость, присущая вечности, божественным образам… Пожалуйста… Вы хотели что-то сказать? Просто отметить этот интересный контраст. Так как с одной стороны, нам передается ощущение чистого совершенства, понятия вечного, бесконечно духовного. С другой стороны, мы наблюдаем такое единение между образами Св. Анны и Девы Марии, между Христом и Иоанном Крестителем. Это проявление человечности. Это невероятно человечно, и невероятно ценно. И вроде бы расходится с понятием вечного. Да. Это и то, и другое. Это то, чего добивается Леонардо, так? Он соединяет человеческое и божественное. Я считаю это критерием достижений Леонардо в Высоком Возрождении. Здесь так много прекрасных моментов. Скажем, как восхитительно передано обращение Св. Анны к Деве Марии, присевшей к ней на колени. Есть определенный ритм в расположении колен. — Да. — Вниз, вверх, снова вниз и снова вверх. Чувствуется музыкальный ритм. Мне кажется, что Леонардо определенно обращался к классической скульптуре. Потому, что драпировка выполнена очень схоже с подобной у древнегреческих и древнеримских скульптур. Чувствуется различие в возрасте персонажей. Мы можем понять, как работал Леонардо, особенно, если обратить внимание на контраст между лицом Св. Анны и ее рукой, далеко не завершенной, и очень линеарной. Св. Анна указывает вверх передавая мысль о том, что это часть божественного плана, что Христос и его будущее самопожертвование — это часть божественного плана спасения человечества. Посмотрите на изгиб руки Христа и жест благословения Иоанна Крестителя. Он фактически продолжен указывающим жестом Св. Анны. — Да. — То есть это одно слитное движение. То есть Христос буквально следует за жестом Св. Анны. Начинается с линии от плеча Девы Марии, продолжается Христом и завершается указанием на небеса. Движение начинается со взгляда Св. Анны, обращенного на Марию. — Верно. — Затем рука Девы Марии, как вы сказали, согнутая в локте, продолженная рукой Христа. И то, что мы сейчас описали, прекрасный пример столь важного для да Винчи единения. Образы соединяются, сливаются, чем больше мы созерцаем картину. Мы можем начать с Иоанна Крестителя, смотрящего вверх на Христа, затем скользнуть взглядом вверх на Деву Марию, опустившую глаза к сыну, и поднять взгляд на Св. Анну, смотрящую на Деву Марию. Это так. Прослеживается своего рода путь, совершаемый ее взглядом, в конечном итоге, ведущий к небесам. В чем, безусловно, и есть смысл этого произведения. Subtitles by the Amara.org community
Икона Иоанна Предтечи
Рукописная икона Иоанна Предтечи. Размер иконы: 18х24 см. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты (темпера), олифа, лак.
Иконописец: Осипов Александр. 2018 год. г. Сергиев Посад.
Помимо выше представленного поясного образа пророка Иоанна, вы можете ознакомиться с мерной (ростовой) иконой святого.
- Фотография иконы Иоанна Предтечи
- Иконография Иоанна Предтечи
- Житие Иоанна Предтечи
- В чем помогает образ Иоанна Предтечи
- Значение иконы Иоанна Предтечи
- Купить икону Иоанна Предтечи
- Рассчитать стоимость иконы
Икона Иоанна Предтечи, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святого.
Согласно традиции, Пророк Иоанн Предтеча изображается в хитоне и гиматии, власянице и гиматии. Либо в одном хитоне, в одном гиматии или власенице. Ноги святого всегда обуты в сандалии. Часто в левой руке свиток (нередко, кроме того жезл, или его глава на блюде, чаше). Если свиток развёрнут, то он содержит слова проповеди Предтечи : “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”.
С 14 века Иоанн Предтеча часто изображается, как ангел пустыни, с крыльями.
На иконе, представленной на этой странице, изображена поясная фигура Пророка Иоанна Предтечи. Взгляд святого устремлен на зрителя. Иоанн одет во власеницу и багряный гиматий. В левой руке Иоанн держит блюдо с его усеченной главой. В правой руке жезл. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте золотого фона, темно-синей власеницы и багряном цвете гиматия.
Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику пророка Иоанна.
Икона Иоанна Предтечи выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.
Житие Иоанна Предтечи
Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами.
Родителями Иоанна Предтечи являются праведные и богобоязненные Захария и Елисавета, проживавшие в Хевроне. Они всю жизнь умоляли Бога о даровании им чада, но чудо свершилось лишь при достижении ими преклонных лет.
Младенец Иоанн был рожден на полгода раньше Иисуса Христа. О предстоящем его рождении старец-священник Захария был извещен во время совершаемого им богослужения в церкви.
Однажды будущий отец лицезрел по правую сторону от жертвенника архангела. Он и произнес заветную весть, что мольба будущих родителей услышана Богом и скоро Елисавета родит сына Иоанна. Он и обратит к Богу множество народа и станет Предтечей Мессии.
Захария усомнился в радостной вести и попросил некого знамения с Небес. Знамение случилось — священник был поражен немотой за неверие.
Рождение Иоанна Предтечи
Вскоре у Елисаветы совершилось зачатие и через 5 месяцев ее посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей. Она пришла с радостной вестью о том, что Ее посетил архангел Гавриил и возвестил о непорочном зачатии и рождении от Нее Христа Спасителя. Также он дал знать Пречистой Деве, что неплодная Елисавета шестой месяц носит во чреве сына.
Вскоре непраздная Елисавета родила мальчика. На удивление всех, мать нарекла сына Иоанном. Немой Захария попросил дощечку и начертал на ней, что имя его сыну — Иоанн. Тут же его уста открылись и он снова смог говорить. Он ликовал, благодарил Всевышнего и возносил пророчества о скором пришествии Спасителя Мира — Мессии, которому его сын Иоанн станет Предтечей.
После Рождества Иисуса Христа царь Ирод приказал истребить всех младенцев-мальчиков, дабы продолжить царствование и не иметь соперников. Услышав страшную весть, Елисавета ушла с сыном Иоанном в пустыню и спряталась в пещере.
Захария же нес священническое послушание. Воины Ирода пытались разузнать у него место, где скрывается его супруга с младенцем, на что получили отказ и разъяренные, убили клирика прямо в церкви. Через некоторое время Елисавета тоже умерла, но местом ее смерти стала пустыня. А Иоанна всегда охранял Ангел Небесный.
Начало служения
Будучи юношей, Иоанн удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и поселился в дикой пещере. До 30 лет он прожил здесь, находясь в беседе с Богом, в молитве и полнейшем уединении.
О нем говорят, что жил на земле, как на небе. Его облачение было наипростейшим, сшитым из ткани из верблюжьих волос, было подпоясано кожаным поясом. Питался Иоанн диким медом, корнями и растениями.
Он постоянно ожидал призыва Божиего на дело общественного служения.
Пророчество Святителя
Узрев о величественном учении Иоанна, к нему поспешили люди и крестились от него в водах Иордана, исповедуя свои согрешения. Проповеди святителя были напитаны необычайной силой, тем самым многие крещаемые были уверены, что он и есть ожидаемый Мессия. Но Иоанн развеивал их домыслы словами, что вслед за ним идет Сильнейший, который будет крестить Святым Духом и Огнем.
Тем самым Иоанн дал понять людям, что он не Христос, а только Его Предтеча. Так и заканчивается история Ветхого Завета и открывается Новозаветная Церковь.
Крещение Иисуса
Богоизбранный народ жил в ожидании принятия Единородного Сына Божия. Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Усекновение головы
После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.
В свой день рождения Ирод устроил званный пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, о чем она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.
Тут же тюремный стражник отсек святому голову и Соломия получила желаемое.
Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии.
Значение иконы Иоанна Предтечи
Значение иконы Иоанна Предтечи заключается в пламенном служении Слову Божиему и несокрушимой силе духа, представленной в образе святого. Она олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ Иоанна Крестителя, история его жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи Иоанна Предтечи! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой пророк, Креститель и Предтеча Божий, Иоанн услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
О чем молятся Иоанну Предтече
Перед образом пророка Иоанна Предтечи молятся:
о вразумлении грешников;
о видении собственных согрешений и их причин;
о духовной помощи (укреплении духа);
о помощи в деле пчеловодства;
о плодородности почвы и сборе изобильного урожая;
об избавлении от головных болей;
об исцелении всевозможных недугов;
об очищении мыслей от искушений.
Память Иоанна Предтечи Православная Церковь чевствует: в январе седьмого числа, двадцать четвертого февраля, двадцать пятого мая, двадцать четвертого июня, двадцать девятого августа, двадцать третьего сентября, и двенадцатого октября.
Купить икону Иоанна Предтечи
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Иоанна Предтечи. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка во все регионы России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ Иоанна Крестителя выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой Креститель Господа нашего Иисуса Христа, Иоанн Предтеча, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
sretenie_portal
«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». (Описание по подлиннику Фартусова).
Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон игиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:
- «Покайтеся приближибося царстие небесное»
- «Азъ глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»
- «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Немъ же азъ рехъ: по мне грядетъ Мужъ, иже предо мною бысть, яко первее мене бе».
Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:
- Свиток в руках говорит о начале проповеди.
- Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а кроме того является образным выражением Божественного дара предвидения.
- Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.
- Может быть заменена другой чашей, в которой изображен Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).
- Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.
- Горки, на фоне которых изображен Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.
Мастерская Дионисия.
1502. Иоанн ПредтечаИоанн Креститель (византийская икона, 14 в)
Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. икона 14 в. Великая Лавра на Афоне
Феофан Грек Иоанн Предтеча, конец XIV
Андрей Рублев Святой Иоанн Креститель
Икона Крещение
Икона Св. Иоанна Предтечи Афон
В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец его правой руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.
Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а прекрасным юношей, что имеет исток в традиционной любви этого периода кандрогинности и гомоэротизму.
Джотто Росписи капеллы дель Арена в Падуе, 1305-1308
Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа, 1473 — 1478
Иероним Босх Иоанн Креститель в пустыне, 1505
Леонардо да Винчи Иоанн Креститель, 1513-1516
Леонардо да Винчи Иоанн Креститель с атрибутами Вакх. 1513-1516
Луис де Моралес. Иоанн Креститель, 1565
Рафаэль Мадонна с розой, 1518
Рафаэль Малое святое семейство, 1518-1519
Рафаэль Санти. Мадонна Альба, 1511
Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини, 1510
Рафаэль Санти. Мадонна в голубой диадеме, 1510-1511
Рафаэль Санти. Мадонна дель Импанната, 1513-1514
Рафаэль Санти. Мадонна Диоталлеви, 1504
Рафаэль Санти. Прогулка Мадонны, между 1516 и 1518
Рафаэль Санти. Проповедующий Иоанн Креститель, 1505
Рафаэль Санти. Святой Иоанн Креститель, 1516
Тициан Вечеллио. Иоанн Креститель, 1542
Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя, 1566
Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1577-79
Аньоло Бронзино. Иоанн Креститель, 1553
Микела́нджело Меризи да Караваджо. Отсечение главы Иоанна Предтечи, 1608
Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1602
Микела́нджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1604
Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1610
Эль Греко. Иоанн Креститель, 1600-1605
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1660
Рени Гвидо. Иоанн Креститель. 1635-1640
Рени Гвидо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1640
Бернардо Строцци. Святой Иоанн Креститель, 1620
Никола Пуссен. Иоанн. Креститель крестит людей, 1635
А. Иванов .Явление Христа народу 1836-1857 г
А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя (фрагмент картины Явление Христа народу), 1837—1857
Михаил Врубель. Иоанн Креститель, 1904
Чудотворная икона Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча — один из самых почитаемых в христианстве святых. Конечно же, в его честь написано много икон. Многие списки являются чудотворными и исцеляют при обращении к ним с молитвой.
Одна из известных и чудотворных икон, которым молятся в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи — это образ Иоанна Крестителя с обручем. Находится этот список в Иоанно-Предтеченском женском монастыре в Москве. По оценкам ученых эта икона была написана в период с 1550 по 1560 годы. На ней святой проповедник и Креститель изображен в полный рост. Правая рука его поднята в благословляющем жесте а левая придерживает чашу, в которой находится его отсеченная голова. Также на иконе изображен развернутый свиток, на котором можно прочитать проповедь Иоанна Крестителя.
О чем молиться иконе Иоанна Передтечи?
Считается, что этот чудотворный образ избавляет от болезней головы, при чем даже самых серьезных. Не раз, молясь ей, люди получали исцеление. Важно и то, что икона не только физическую боль, но и духовную: с ее помощью открывается путь к просветлению и люди осознают свое призвание. Можно сказать, святой Иоанн Предтеча, при обращении к нему с молитвой, избавляет от ненужных мыслей и сомнений.
Нередко Иоанну Крестителю молятся о благополучии на работе. Ведь работа — это своего рода выполнение долга. Молитва этой иконе очень многим принесла удачу в делах. Этот святой помогает сделать важный выбор в жизни и даже создать крепкую семью. Поэтому и его образ, и сам Иоанн Предтеча так почитаются среди христиан. У читывая то, что молитва как таковая способна изменить вашу жизнь, обращение к святому сделает ее только сильнее.
Загадка обруча на чудотворной иконе
На образе Иоанна Крестителя, который находится в Иоанно-Предтеченском женском монастыре в Москве, есть обруч. Он прикреплен прямо к окладу и по объему он таков, что его можно надеть на голову. Что-либо доподлинно о нем не известно. Но есть предположение, что обруч был повешен в знак благодарности за исцеление. Дело в том, что это — достаточно распространенная практика, когда исцеленный верующий человек делает такое «подношение» иконе в форме оздоровившейся части тела или чего-то, напоминающего о ней. Сам образ несет чудо не только благодаря обручу, но и благодаря частицам мощей, которые в нем запечатаны.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Монастырь, в котором находится чудотворный список иконы святого Иоанна Предтечи находится в столице России, городе Москва. Он, как и многие другие крупные храмы, Состоит из нескольких частей. Основной собор построен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Также имеется часовня Иоанна Предтечи, где и находится этот чудотворный образ. Этот монастырь прекрасно подходит для того, чтобы помолиться в нем 11 сентября, в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Не упустите эту важную дату и посетите хотя бы ближайшую к вам церковь.
Не забывайте о православных обычаях и традициях: ведь следуя Божьим Законам вы очищаете свою душу. Всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и