Время крестовых походов было непростым. В этой статье мы рассмотрим ужасы крестовых походов; расскажем, как они проходили и что могло вас ждать, если бы вы были крестоносцем. Читайте о фактах про крестовые походы, о которых вы точно не знали!
«Века были так себе, средние».
Эмиль Кроткий
Содержание
- Идея крестовых походов
- 12. Голод и каннибализм
- 11. Обезвоживание
- 10. Осадки зимой
- 9. Медицина
- 8. Цинга
- 7. Дизентерия
- 6. Землетрясения
- 5. Жестокие законы
- 4. Гонения церкви
- 3. Преследования евреев
- 2. Бесславная смерть
- 1. Бессмысленная резня
- КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
- Причины крестовых походов.
- Начало крестовых походов.
- Клермонский собор.
- Крестьянский крестовый поход.
- Государства крестоносцев.
- Последующие крестовые походы.
- Четвертый крестовый поход.
- Последствия крестовых походов.
- Крестовые походы и инквизиция
Идея крестовых походов
В 1095 году Римский Папа Урбан II созвал Совет Клермона во Франции, чтобы укрепить свою власть и решить проблему напора мусульман на соседнюю Византийскую империю. На этом совете зародилась идея крестовых походов.
В надежде убить двух зайцев, Урбан II призвал к священной войне против мусульман. Он хотел завоевать Святую Землю, жемчужиной которой был Иерусалим.
Папа Урбан II спровоцировал первый из восьми крестовых походов. Они проходили в период между 1096 и 1291 годами и изменили геополитический ландшафт мира на многие столетия.
Представьте, если бы вы прямо сейчас оказались в том времени. Думаете, вы обманули бы смерть?
Ниже 12 тайн крестовых походов и описание условий жизни крестоносцев, которые угрожали бы вашей жизни.
12. Голод и каннибализм
Допустим, вы записались в Первый крестовый поход в 1096 году. Папа пообещал, если вы умрете в бою, то все ваши грехи будут прощены, и вы попадете на небеса.
Если вы рыцарь, то это очень удобно, потому что в свободное от священных войн время вы также сражались и в обычных войнах, которые считались “греховными”.
Если вы крестьянин, то крестовый поход — тоже хороший вариант. Ведь в то время голод разорял Францию, унося жизни тысяч людей.
Первые крестоносцы были фактически недисциплинированными полчищами французских и немецких крестьян. И турецкие войска без труда уничтожали их.
При втором крестовом походе крестоносцы также боролись с голодом. В летописях утверждается, что “к 4500 рыцарям присоединились 35 000 человек, спасающихся от голода и нищеты”. Многие «маршировали босиком» и без оружия.
Чтобы добраться до Иерусалима, вам потребовалось бы много времени, и если бы вы не умерли в дороге, вы бы жили на пикантной диете из корней растений и жареной плоти ваших врагов.
Многочисленные свидетельства очевидцев осады Маарры описывают крестоносцев, как “агрессивных каннибалов”, которые съедали своих врагов.
11. Обезвоживание
Лето на Святой Земле обычно выдается жарким. Крестоносцы сильно страдали от изнурительной жары.
Согласно “Крестовым походам: Война за Святую Землю”, обезвоживание убило “целых 500” крестоносцев летом 1097 года. Кроме того мусульмане отлично использовали жару себе в помощь.
Пожалуй, самый известный пример произошел в 1187 году, когда султан Саладин победил короля Гая в битве при Хаттине. Саладин выманил армию Гая от источника воды. Когда крестоносцы начали засыхать на солнце, войска Саладина подожгли траву, а в самый жаркий момент дня обрушили на европейцев град из стрел. Обезвоженные крестоносцы не могли эффективно сопротивляться.
Далее Саладин захватил Иерусалим.
10. Осадки зимой
Удушающая жара и пустынный климат превратили Святую Землю летом в ад для крестоносцев. Однако зима была не лучше.
Томас Хартвелл Хорн писал, что “крестоносцы в конце 12-го века столкнулись с палестинской зимой во всех ее ужасах”. Мужчины и женщины умирали от холода, непрекращающихся дождей, сильного ветра и смертоносного града.
Из-за гористой местности потоки воды смывали людей и животных.
Когда во время Третьего крестового похода армия Ричарда Львиное Сердце отправилась в Аскалон (расположенный к юго-западу от Иерусалима), им пришлось столкнуться с ливнями и наводнениями.
Их натиск уничтожил продовольственные пайки, крестоносцы тонули во влажной земле. Летописец Джеффри Винсауф писал, что “даже самые храбрые люди проливали слезы, как дождь”.
9. Медицина
Если вам удалось не умереть до первого боя и выжить в нем, тогда доктор, которому будет поручено залатать ваши раны, вполне может убить вас.
В конце концов, крестовые походы происходили в средние века, когда медицина была совсем не развита. Это было время, когда младенческая смертность была очень высока, матери постоянно умирали во время родов, а врачи лечили слабоумие, вырезая крест на лбу.
В летописях упоминается случай, когда врач в лагере крестоносцев ампутировал ногу бойца из-за “маленькой инфицированной раны”. В итоге пациент умер.
Врачам тоже было непросто. Известен случай, как крестоносный дворянин и почти король Иерусалима Конрад из Монферрата запретил врачам делать зелья после из-за страха отравления. Всех врачей, кто пытался готовить лекарства, казнили.
8. Цинга
Слово «цинга» часто вызывает образы морских пиратов. Но дефицит витамина С может также влиять и на сухопутных жителей.
Вы можете подумать, что это легко исправить апельсинами и лаймом. Но вспомните, чем питались средневековые люди во время крестовых походов.
Итак, насколько разрушительной стала цинга? Она уничтожила одну шестую французской армии во время Пятого крестового похода. Описание этой кампании рисует ужасающую картину.
В 1218 году крестоносцы, осадившие египетский порт Дамиетта, были “охвачены сильными болями в ступнях и лодыжках, их десны распухли, зубы стали рыхлыми и бесполезными, бедра и кости голени стали черными и гнилостными”. Следовавшая за этим смерть больше походила на милость, чем на наказание.
Цинга свирепствовала и во время Седьмого крестового похода, уничтожая войска Людовика IX. Стоматологи тех времен отрезали “большие куски плоти” от опухших десен мужчин.
Что касается самого Людовика IX (который впоследствии был признан святым), несмотря на версию о том, что он умер от дизентерии, вполне возможно, что именно цинга убила его.
7. Дизентерия
История крестовых походов богата всевозможными болезнями. Если вы крестоносец, то ваш мочевой пузырь мог плакать горькими слезами, или ваша задняя сторона могла вызывать утечку, связанную со страхом.
Но это еще полбеды. Есть большая вероятность того, что любая утечка чего бы то ни было из вашего организма во время крестовых походов могла быть результатом кишечной болезни.
Священники, нищие, рыцари, торговцы и преступники были шведским столом для паразитов и болезней.
Одним из главных заболеваний была дизентерия. Эта болезнь унесла жизни бесчисленного множества солдат. Крестоносцы чаще всего заражались дизентерией через питьевую воду.
Если вам противна смерть без штанов в собственной жидкой грязи, не волнуйтесь, было много других болезней. Например, туберкулез или разные виды лихорадки, которые, по словам летописцев, “наполняли реки трупами христианских и мусульманских воинов”.
6. Землетрясения
Первый крестовый поход закончился за 40 лет. Но до того, как начался второй, как описано в романе Томаса Кейтли “Крестоносцы”, Раймонд из Пуатье, принц Антиохийский, нарушил перемирие и осадил город Алеппо.
Нехватка воды и припасов в конечном счете заставила его отказаться от усилий. Но там, где Рэймонд потерпел неудачу, в октябре 1138 года яростное землетрясение превратило Алеппо в руины. Землетрясение сравняло город с землей, в общей сложности погибло 230 000 человек.
Читайте также на нашем сайте:
☯ Разбор 9-ти прибыльных интернет-профессий;
☯ Обзор 33-х лучших брендов часов;
☯ Как выучить английский за 4 недели?
☯ ЧИТ-КОД для заработка на ставках.
Это приводит нас к угрозе, о которой вы и не думали: землетрясениям.
Землетрясение 1138 года было не единственным. Есть доказательства 13 или 14 землетрясений во время 200-летнего существования франкских государств, которые располагались вдоль системы разломов Мертвого моря.
5. Жестокие законы
В средневековые времена преступления жестко карались. Фальшивомонетчиков варили в масле, прелюбодеев забивали камнями, а жуликов можно было приготовить на гриле, исколоть или обезглавить.
Защиты обвиняемых в принципе не существовало, и поощрялось применение жестоких пыток для принуждения к признанию. К сожалению, крестовые походы усугубили это безумие.
Христиане стали связывать гомосексуализм с исламом и беспощадно жгли всех подозреваемых на кострах.
Крестовые походы также способствовали враждебности к евреям, иноверцам, прокаженным и бедным. В 1275 году король Англии Эдвард I учредил Еврейский устав, который поверг евреев в нищету.
4. Гонения церкви
В зависимости от того, на какой стадии крестовых походов вы жили, отклонение от учения католической церкви могло привести к вашей гибели.
В 12-м веке значительно расширились цели, которые преследовали крестоносцы. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на Святой Земле, они также нацелились на заблудшие души в Европе.
Христиане, которые не придерживались Римско-католической церкви рассматривались как «раковая опасность». Их даже считали более опасными, чем далеких мусульман, потому что они наносили вред Телу Христову изнутри.
Во Франции напряженность из-за религиозных разногласий вылилась в Альбигойский крестовый поход, при котором католическая церковь объявила войну катарам.
Катары имели неортодоксальные убеждения, утверждая, что Иисус был просто ангел, и его смерть была иллюзорной. Крестоносцы истребляли их тысячами, сжигая на огромных кострах.
Альбигойский крестовый поход положил начало испанской инквизиции.
3. Преследования евреев
Если бы вы были евреем во времена Крестовых походов, многие христианские воины считали бы вас таким же врагом, как и мусульман.
Христиане рассматривали евреев как «убийц Христа», а некоторые рассматривали крестовые походы как возможность жестокой мести им. Это особенно касается первого и третьего крестовых походов.
В 1096 году группа крестьян, возглавляемая монахом Петром Пустынником, совершила то, что некоторые называют «первым Холокостом». Восемь сотен евреев были убиты в Вормсе, более 1000 — в Майнце. Еврейские общины Кельна и Шпейера также подверглись нападению.
2. Бесславная смерть
Если вы все еще хотите жить во времена крестовых походов, может быть, вам стать легендарным королем или первоклассным наемником?
Эпоха крестовых походов — это время великих королей (Ричарда I, Болдуина), султана Саладина, тамплиеров и ассасинов.
Король Болдуин болел проказой и скончался до 25 лет.
Ричард Львиное Сердце во время Третьего крестового похода, был опаснее самого Саладина. Он умер в сражении со своим бывшим коллегой-крестоносцем, королем Филиппом II. При осаде одной из крепостей Ричард поймал арбалетный болт в руку и умер от инфекции.
Саладин, почтенный султан, гениальный военноначальник и завоеватель Иерусалима, вероятно, умер от брюшного тифа.
Ассасины изменили историю во время крестовых походов, убив Конрада Монферрата, прежде чем он стал королем Иерусалимским. Но они были уничтожены монголами в 1250-х годах.
А что с тамплиерами? Они были разумными и свирепыми бойцами, но в 1291 году они потеряли благосклонность короля Филиппа IV, который задолжал им деньги. Филипп массово уничтожал тамплиеров и сжег множество из них на кострах за выдуманные преступления.
1. Бессмысленная резня
Война — это всегда ад, даже когда сам папа выступает за нее.
Раймонд д’Аугильер описал кровожадное кровопролитие, которое последовало, когда Иерусалим попал в руки христианских войск в 1099 году: «Некоторые из наших людей (и это было более милосердно) отрезали головы своим врагам… другие дольше мучили их, бросая их в пламя. Груды голов, рук и ступней замусорили улицы, которые были по щиколотку в крови. Евреи, которые защищали город вместе со своими соседями-мусульманами, были заперты в синагоге и подожжены. Женщинам, детям и пожилым людям не было пощады”.
Если вы бы оказались в византийской столице Константинополе во время Четвертого крестового похода, существовала высокая вероятность того, что вы были бы зверски убиты не мусульманами, а самими крестоносцами, которых вы когда-то называли союзниками.
Согласно энциклопедии древней истории, глубокое недоверие и религиозная напряженность между Священной Римской и Византийской империями привели к тому, что крестоносцы разграбили Константинополь. Кровопролитие было настолько сильным, что «кровавые реки» якобы «текли по улицам города в течение нескольких дней».
С такими священными войнами вам не нужен настоящий ад, чтобы получить наказание за грехи. Вы бы уже жили в аду — таков был мир крестовых походов.
Арабский взгляд на время крестовых походов
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман). Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».
Причины крестовых походов.
В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.
Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. По словам Ж.Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада». Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).
Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.
Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.
В конце 1080-х – начале 1090-х социально-экономические и политические трудности усугубились чередой стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы), обрушившихся в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.
В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.
Инициатором и главным организатором крестоносного движения стало папство, существенно укрепившее свои позиции во второй половине 11 в. В результате Клюнийского движения (см. также КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО) и реформ Григория VII (1073–1085) значительно возрос авторитет католической церкви, и она вновь могла претендовать на роль лидера западно-христианского мира.
Начало крестовых походов.
С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.
Клермонский собор.
Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.
Крестьянский крестовый поход.
Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на свою одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением и еврейскими погромами. Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошла к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор в местечко Циботус. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства. 21 октября они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).
Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Северной и Центральной Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, из Южной Франции во главе с графом Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским; духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. Путь лотарингских рыцарей шел по Дунаю, провансальских и северо-французских – через Далмацию, норманнских – по Средиземному морю. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения крестоносцев с местным населением, порой выливавшиеся в кровавые столкновения, византийской дипломатии удалось (март-апрель 1097) добиться от них принесения ленной присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. К началу мая крестоносные отряды переправилось через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражения армии Кылыч-Арслана I под стенами города, однако его гарнизон сдался не им, а византийцам (19 июня); чтобы умиротворить крестоносцев, Алексей I выделил им часть добычи.
В конце июня рыцари выступили в поход на Антиохию. 1 июля они наголову разгромили сельджуков при Дорилее и, с большим трудом пройдя через внутренние области Малой Азии (турки использовали тактику выжженной земли), в середине августа достигли Икония. Отбив нападение сельджуков у Ираклии, крестоносцы вступили в Киликию и в октябре, перевалив через хребет Антитавр, вступили в Сирию. 21 октября они осадили Антиохию, однако осада затянулась. В начале 1098 отряд рыцарей захватил Эдессу; их предводитель Балдуин Бульонский основал здесь первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Антиохию крестоносцы смогли взять только 2 июня 1098. 28 июня они нанесли поражение пришедшей на выручку городу армии эмира Мосула. В сентябре 1098 по соглашению между вождями крестоносцев Антиохия была передана во владению Боэмунду Таренскому; таким образом, возникло второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.
После падения Антиохии предводители крестоносного воинства занялись покорением сирийских крепостей, что вызвало недовольство рядовых воинов, желавших продолжать поход. Зимой 1098/1099 они подняли бунт в Мааре и заставили своих вождей двинуться весной 1099 на Иерусалим, к тому времени перешедшему из рук сельджуков под власть египетского султана. 7 июня 1099 они осадили город и 15 июля взяли его штурмом, истребив все нехристианское население. Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня». 12 августа Готфрид разбил войска Фатимидов под Аскалоном, покончив с их господством в Палестине.
В первой четверти 12 в. владения крестоносцев продолжали расширяться. В 1101 они захватили Триполи и Кесарию, а в 1104 – Акру. В 1109 было создано графство Триполи, правителем которого стал Бертран, сын Раймунда IV Тулузского. В 1110 пали Бейрут и Сидон, в 1124 – Тир.
Государства крестоносцев.
Иерусалимский король являлся верховным сюзереном подпавших под власть христиан палестинских и сирийских земель; граф Эдессы, князь Антиохии и граф Триполи находились от него в вассально-ленной зависимости. Каждое государство было организовано по западно-европейской феодальной модели: оно делилось на баронии, а баронии – на рыцарские феоды. Вассалы были обязаны по призыву сюзерена в любое время года нести военную службу. Прямые вассалы правителей заседали в совете (в Иерусалимском королевстве – Ассиза Высшего суда). Правовые отношения регулировались местным судебником – Иерусалимскими Ассизами. В портовых городах ведущую роль играли итальянские купцы (генуэзцы, венецианцы, пизанцы); они обладали широкими привилегиями и имели собственные укрепленные кварталы, управлявшиеся выборными консулами, Зависимое население составляли крестьяне местного происхождения и рабы (в основном пленные).
В церковном отношении крестоносные земли образовывали Иерусалимское патриаршество, делившееся на четырнадцать епископий. Местная католическая церковь обладала большими богатствами и немалым политическим весом. В Сирии и Палестине существовала разветвленная система монастырей.
В крестоносных государствах возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры). Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися римскому папе. Первым таким орденом в Палестине стал орден иоаннитов, или госпитальеров (орден Св. Иоанна Милостивого; с 1522 Мальтийский орден), конституировавшийся в 1113; его члены носили красные плащи с белым крестом. В 1128 оформился орден тамплиеров (орден Храма Соломона); они облачались в белые плащи с красным крестом. В 1190/1191 немецкие рыцари основали Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии); их отличительным признаком был белый плащ с черным крестом.
Последующие крестовые походы.
После того как в декабре 1144 эмир Мосула Имад ад-Дин Зенги захватил Эдессу, в 1145 папа Евгений III (1145–1153) призвал к новому крестовому походу. Пламенный проповедник аббат Бернар Клервосский убедил возглавить его французского короля Людовика VII (1137–1180) и германского императора Конрада III (1138–1152). В 1147 немецкая армия двинулась в Азию по Дунайскому пути через Венгрию; спустя два месяца за ней последовали французы; общая численность двух армий составляла 140 тыс. человек. Император Византии Мануил I (1143–1180) не оказал им серьезной материальной поддержки и поспешил переправить их через Босфор. Не дождавшись французов, немцы направились вглубь Малой Азии. В конце октября 1147 они потерпели поражение от турок-сельджуков у Дорилеи, отступили в Константинополь, а затем морем добрались до Акры; другой немецкий отряд был разбит в Памфилии в феврале 1148.
Французская армия, достигнув Константинополя, переправилась через Босфор и двинулась в Сирию южной дорогой (через Лидию). В сражении у Лаодикеи южнее р. Меандр Людовик VII потерпел неудачу, отступил в Памфилию и из Атталии отплыл в Святую Землю.
В марте 1148 немецкие и французские войска прибыли в Палестину. Вместе с отрядами иерусалимского короля Балдуина III они предприняли два похода на Дамаск и на Аскалон, окончившиеся полным провалом. В сентябре 1148 Конрад III эвакуировал свою армию из Палестины; вскоре его примеру последовал Людовик VII.
См. также КОНРАД
В начале 1150-х положение крестоносных государств в Палестине несколько улучшилось: в 1153 им удалось овладеть Аскалоном. Однако в середине 1170-х они столкнулись с новой угрозой: в 1176 новый египетский султан Салах ад-Дин (Саладин) подчинил Сирию, и крестоносцы оказались в кольце его владений. В 1187 один из крупнейших феодалов Иерусалимского королевства Рено Шатийонский захватил караван с сестрой Салах ад-Дина, что спровоцировало нападение султана на крестоносные государства. В июне 1187 египтяне нанесли рыцарям ряд поражений близ Геннисаретского озера, а 5 июля разгромили их основные силы при Хаттине, взяв в плен короля Ги де Лузиньяна, великого магистра ордена Тамплиеров, Рено Шатийонского и большое число рыцарей. 19 сентября Салах ад-Дин осадил Иерусалим и 2 октября принудил его к сдаче. Затем он захватил Аскалон, Акру, Тивериаду и Бейрут, часть графства Триполи и княжества Антиохийского.
По призыву папы Климента III (1187–1191) был организован третий крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих I Барбаросса (1152–1190), французский король Филипп II Август (1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (1189–1199). Первыми выступили немцы (конец апреля 1189). Заключив союз с венгерским королем Белой III (1173–1196) и сельджукским султаном Кылыч-Арсланом II, Фридрих I повел свою армию по Дунайскому пути. Он беспрепятственно достиг границ Византии, но, оказавшись на ее территории, столкнулся с враждебностью императора Исаака II Ангела (1185–1195). Тем не менее ему удалось договориться с византийцами, которые позволили немецкой армии перезимовать в Адрианополе. Весной 1190 Фридрих I переправился через Геллеспонт в Малую Азию и двинулся в Сирию через Лидию, Фригию и Писидию. Немцы захватили Иконий, перевалили через Тавр и вступили в Исаврию; 10 июня 1190 Фридрих I утонул во время купания в р.Каликадне (Салеф) недалеко от Селевкии. Армию возглавил его сын герцог Фридрих Швабский; миновав Киликию и Сирию, он достиг Палестины и осадил Акру.
В 1190 Филипп II Август и Ричард I сосредоточили свои войска в Мессине (Сицилия). Но вспыхнувший между ними конфликт привел к разделению сил крестоносцев. В марте 1191 французы покинули Сицилию и вскоре присоединились к немцам, осаждавшим Акру. За ними последовали англичане, которые по пути захватили Кипр, принадлежавший византийскому династу Исааку Комнину; в июне 1191 они высадились под Акрой. Несколько недель спустя крепость пала. Новый конфликт с Ричардом I заставил Филиппа II Августа эвакуировать свои войска из Палестины. Во второй половине 1191 – первой половине 1192 Ричард I предпринял ряд военных операций против Салах ад-Дина, но не добился каких-либо успехов; три его попытки взять Иерусалим провалились. В сентябре 1192 он заключил с египетским султаном мир, по которому христиане вернули себе прибрежную полосу от Яффы до Тира, мусульмане обязались разрушить Аскалон, но сохранили за собой Иерусалим. 9 октября 1192 английские войска покинули Палестину. Кипр Ричард I уступил бывшему иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну, основавшему самостоятельной Кипрское королевство (1192–1489).
Четвертый крестовый поход.
Неудача третьего крестового похода побудила римского папу Иннокентия III (1198–1216) начать агитацию за крестовый поход против Египта, главного врага крестоносных государств, владевшего Иерусалимом. Летом 1202 отряды рыцарей во главе с маркизом Бонифацием Монферратским собрались в Венеции. Поскольку у вождей крестоносцев не было средств, чтобы заплатить за транспортировку по морю в Палестину, они согласились на требование венецианцев принять участие в карательной экспедиции против отложившегося порта Дары (Задар) в Далмации. В октябре 1202 рыцари отплыли из Венеции и в конце ноября после недолгой осады захватили и разграбили Дару. Иннокентий III отлучил крестоносцев от церкви, пообещав, однако, снять отлучение, если они продолжат поход в Египет. Но в начале 1203, по просьбе бежавшего на Запад византийского царевича Алексея Ангела, сына императора Исаака II, свергнутого в 1095 его братом Алексеем III (1195–1203), рыцари решили вмешаться во внутриполитическую борьбу в Византии и восстановить Исаака на престоле. В конце июня 1203 они осадили Константинополь. В середине июля, после бегства Алексея III, власть Исаака II была реставрирована, а царевич Алексей стал его соправителем под именем Алексея IV. Однако императоры не смогли выплатить крестоносцам обещанную им огромную сумму в двести тысяч дукатов, и в ноябре 1203 между ними вспыхнул конфликт. 5 апреля 1204 в результате народного восстания Исаак II и Алексей IV были свергнуты, и новый император Алексей V Мурзуфл вступил с рыцарями в открытую конфронтацию. 13 апреля 1204 крестоносцы ворвались в Константинополь и подвергли его страшному разгрому. На месте Византийской империи было основано несколько крестоносных государств: Латинская империя (1204–1261), королевство Фессалоникийское (1204–1224), Афинское герцогство (1205–1454), Морейское (Ахейское) княжество (1205–1432); ряд островов достались венецианцам. В итоге Четвертый крестовый поход, целью которого было нанести удар по мусульманскому миру, привел к окончательному расколу западного и византийского христианства.
В начале 13 в. в Европе распространилось убеждение, что только безгрешные дети способны освободить Святую землю. Пламенные речи проповедников, оплакивавших захват «неверными» Гроба Господня, нашли широкий отклик среди детей и подростков, в основном из крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. Церковные власти в большинстве своем не препятствовали этому движению. В 1212 двумя потоками юные крестоносцы направились к берегам Средиземного моря. Отряды французских подростков, возглавляемые пастушком Этьеном, добрались до Марселя и сели на корабли. Часть из них погибла во время кораблекрушения; остальные, по прибытии в Египет, были проданы судовладельцами в рабство. Та же участь постигла немецких детей, отплывших на восток из Генуи. Еще одна группа молодых крестоносцев из Германии добралась до Рима и Бриндизи; папа и местный епископ освободили их от обета и отправили на родину. Мало кто из участников Детского крестового похода вернулся домой. Это трагическое событие, возможно, легло в основу легенды о крысолове-флейтисте, уведшем всех детей из города Гаммельна.
В 1215 Иннокентий III призвал Запад к новому крестовому походу; наследовавший ему Гонорий III (1216–1227) повторил в 1216 этот призыв. В 1217 венгерский король Эндре II высадился с войском в Палестине. В 1218 туда прибыли более двухсот кораблей с крестоносцами из Фрисландии и Прирейнской Германии. В том же году огромная армия под командованием иерусалимского короля Жана де Бриена и великих магистров трех духовно-рыцарских орденов вторглась в Египет и осадила стратегически важную крепость Дамиетту в устье Нила. В ноябре 1219 крепость пала. По требованию папского легата кардинала Пелагия крестоносцы отвергли предложение египетского султана аль-Камиля обменять Дамиетту на Иерусалим и предприняли наступление на Каир, но оказались зажатыми между египетскими войсками и разлившимся Нилом. За возможность беспрепятственного отступления им пришлось вернуть Дамиетту и уйти из Египта.
Под давлением пап Гонория III и Григория IX (1227–1241) германский император Фридрих II (1220–1250), супруг наследницы иерусалимского престола Иоланты, предпринял летом 1228 поход в Палестину. Воспользовавшись конфликтом аль-Камиля с правителем Дамаска, он вступил в союз с египетским султаном; по условиям заключенного между ними десятилетнего мира аль-Камиль освободил всех христианских пленников и вернул Иерусалимскому королевству Иерусалим, Вифлеем, Назарет и побережье от Бейрута до Яффы; Святая земля была открыта для паломничества и христиан, и мусульман. 17 марта 1229 Фридрих II торжественно въехал в Иерусалим, где возложил на себя королевскую корону, а затем отплыл в Италию.
По истечении срока десятилетнего мира крестоносцы предприняли несколько наступательных операций против мусульман. В 1239 в Палестине высадился Тибо I, король Наварры (1234–1253), но его действия не имели никакого успеха. Более удачным был поход 1240–1241 английских рыцарей под командованием графа Ричарда Корнуэльского, брата короля Генриха III (1216–1272); Ричард добился от египетского султана Айюба освобождения всех пленников-христиан и отбыл на родину. Но в 1244 Айюб, собрав войско из турецких наемников, вторгся в Палестину, захватил Иерусалим и разбил крестоносцев в сражении при Газе. В 1247 мусульмане овладели Аскалоном. В ответ на призыв папы Иннокентия IV (1243–1254) французский король Людовик IX (1226–1270) в феврале 1249 с большим флотом отплыл из Марселя и высадился в Египте. Французы заняли оставленную мусульманами Дамиетту и двинулись на Каир, однако попали в окружение и были вынуждены капитулировать. Весь рядовой состав армии был истреблен. С большим трудом Людовику IX удалось заключить перемирие и получить свободу за огромный выкуп в двести тысяч ливров; Дамиетта была возвращена египтянам. Король отправился в Акру и в течение четырех лет вел с переменным успехом военные действия в Сирии. В 1254 он вернулся во Францию.
Во второй половине 1250-х позиции христиан в Сирии и Палестине несколько укрепились, поскольку мусульманским государствам приходилось бороться с татаро-монгольским нашествием. Но в 1260 египетский султан Бейбарс подчинил Сирию и начал постепенно захватывать крепости крестоносцев: в 1265 он взял Кесарию, в 1268 – Яффу, в том же году овладел Антиохией, положив конец существованию княжества Антиохийского. Последней попыткой оказать помощь крестоносным государствам стал Восьмой крестовый поход, возглавленный Людовиком IX, сицилийским королем Карлом Анжуйским (1264–1285) и арагонским королем Хайме I (1213–1276). Планировалось сначала напасть на Тунис, а затем на Египет. В 1270 крестоносцы высадились в Тунисе, но из-за вспыхнувшей среди них эпидемии чумы (в числе умерших был Людовик IX), прервали поход, заключив мир с тунисским султаном, который обязался платить дань королю Сицилии и предоставить католическому духовенству право свободного отправления культа в своих владениях.
Эта неудача сделала неизбежным падение последних оплотов крестоносцев в Сирии и Палестине. С 1289 мусульмане овладели Триполи, ликвидировав одноименное графство, а в 1291 взяли Бейрут, Сидон и Тир. Утрата в том же году Акры, которую отчаянно защищали тамплиеры и иоанниты, стала концом крестоносного владычества на Востоке.
Последствия крестовых походов.
Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они (особенно Четвертый крестовый поход) подорвали силы Византийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. Крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой. Тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии.
Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия.
Раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Новейшие исследования, однако, не подтверждают подобные утверждения. В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия. И, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой литературе (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историописание). Среди наиболее значительных произведений – историографические и биографические труды Вильгельма Тирского, Жоффруа де Виллардуэна, Робера де Клари и Жана де Жуанвиля, поэмы Песнь об Антиохии и История священной войны.
По словах Ж.Ле Гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира», «первым опытом европейского колониализма».
Иван Кривушин
Международная церемония в честь столетней годовщины со дня завершения Первой мировой войны прошла в воскресенье во французской столице. Она состоялась на площади Шарля де Голля, у подножия Триумфальной арки. Торжества стартовали в 11 часов по парижскому времени (13:00 мск), то есть в минуты, когда в 1918 году во Франции и других странах прозвучал сигнал о перемирии…
Столетняя годовщина с момента окончания Первой официальной мировой бойни дала достаточно инфоповодов, чтобы вспомнить о событиях 1918 года. Я же хотел бы напомнить о том, как Первая мировая начиналась.
Формальным поводом к войне послужили события в Сараеве, где 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб, студент Гаврило Принцип расстрелял австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу Софию Хотек.
23 июля Австро-Венгрия обвинила Сербию в причастности к покушению на Франца Фердинанда и объявила ей ультиматум. В тот же день Сербия согласилась со всеми требованиями Вены за исключением допуска на свою территорию австрийской полиции, и объявила о мобилизации. 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявила Сербии войну. Ранним утром 29 июля жителей Белграда разбудил пулеметный огонь со стороны реки, от пограничной крепости Земун…
Позже чиновник сербского МИДа Живан Живанович вспоминал: «Война, которую Австро-Венгрия объявила Сербии в июле 1914 года, разразилась внезапно, как землетрясение, пожар или наводнение. Неужели Сербия после Балканских войн не заслужила хоть немного мира?» Вопрос Живана Живановича был довольно лицемерным, учитывая, что Живанович был зятем Аписа — Драгутина Дмитриевича, как раз и организовавшего убийство Франца Фердинанда.
Сербские власти понимали, что разгромить Австрию на поле боя нечего и надеяться. Однако, если удастся продержаться хотя бы до тех пор, пока могущественные союзники не начнут побеждать на других фронтах, побороться стоит. Из пепла империи Габсбургов восстанет панславистское государство Югославия! В школах Сербии дети учили географию бывших сербских земель — Македонии, Далмации, Боснии, Герцеговины, Хорватии, Баната и Бачки — как свою собственную. Вид другого берега Дуная, писал сочувствующий английский путешественник, «дорог каждому сербу, который с щемящим сердцем смотрит на остатки своей империи, на дома бывших соотечественников, приютившиеся в коричнево-желто-голубых долинах». За это они бы с радостью сразились — ведь, как гласит древняя сербская поэма, «я серб, и я рожден, чтобы стать воином».
Тем временем на другом берегу австрийские правящие круги рвались в бой, не видя зияющей пропасти между сложившимся у них героическим образом австрийской армии и печальной действительностью.
Все, буквально все в Европе 1914 года рвались воевать! Война всем без исключения представлялась делом романтическим, быстротечным и, безусловно, победоносным!..
Знали бы европейцы, к чему приведут эти «души прекрасные порывы»… Только военные потери превысят 10 000 000 человек. В огне Первой мировой рухнули четыре великие империи — Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Послевоенный мир стал куда более диктаторским и националистическим. Во многих местах земного шара раны, оставленные бойней 1914-1918 годов, кровоточат и гноятся до сих пор.
К чему я все это написал? К тому, что в нашем современном и цивилизованном мире слишком много тех, кто на Мировую войну смотрит, как на некое романтическое приключение в духе кинобоевиков и компьютерных игр. Причем, чем дальше, тем больше подобных «романтиков» добирается до реальных рычагов власти в Европе и на Американском континенте, сменяя поколения, еще помнившие ночевки в бомбоубежищах и пахнущие трупным смрадом руины.
Люди в своей массе все меньше боятся большой войны. Полученная в двух мировых войнах XX века прививка перестает работать. По этой причине я еще раз напомню — 10 000 000 одетых в армейскую форму человек были застрелены, отравлены, разорваны в клочья, раздавлены, утоплены, умерли от ран и болезней прежде, чем удалось остановить безумие, рожденное романтически настроенным по отношению к войне населением европейских держав начала XX века. Гражданских погибло еще больше.
Как мне кажется, это достаточно веская причина, чтобы относиться к перспективе сползания мира в большую войну предельно внимательно и осторожно.
Историк, археолог, журналист. Окончил МГПУ.
Крестовые походы и инквизиция
В конце ХI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии -Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, император Византии Алексей l обратился за помощью к папе римскому
Урбану ll. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение гpeхов.
Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы беднейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление гpexoв, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные толпы легко разгромили турецкие войска.
Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не cмoгли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным pыцарям, Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основaны государства крестоносцев -Иерусалимское королевство, гpафство Эдесское, княжество Антиохия, гpафство Триполи.
Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой дeвы Марии, или Тевтонский орден).
Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо opганизованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).
Bceгo за 1096-1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу ХIII века турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между eвpoпейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого Kpecтовoгo похода (1202-1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разгpабили Константинополь. На eгo руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Oднaко, чтобы избежать продолжения заведомо неравногo противоборства, император Византии Мuxаил VIII Палеолог(правил в 1259-1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с католической и признал верховенство папы в церковных делах.
Крестовые походы организовывались папством не только на Bocток. Их объектом стали сами европейские страны. где широко pacпространились так называемые ереси. В первой трети ХIII века coстоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч, города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землей.
Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция. Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, coставило несколько сот тысяч человек.
Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным дoгматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще вceгo были доносы, как правило ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения cмepтнoгo приговора.
С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.
Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (гpaмoт об отпущении гpexoв), она стала важным источником доходов церкви.
Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224-1274), взгляды котopoгo получили официальное одобрение pyководства римско-католической церкви.
Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могyт расходиться с ecтественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал тoгo, что светские правители могyт пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности cpeдневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование котopoгo считал обязательной для христиан. Атеисты, epeтики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви.
Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против eгo воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.