Содержание
- Тест в формате ЕГЭ (тренировочный) по русскому языку для 10 класса
- Богатырь Илья Муромец имел реальный прототип
- Комментарии 0
- Эпос как альтернативная реальность
- Илья Муромец был реальным человеком?
- Богатырь Илья Муромец: 33 года без движения
- Кто такой Илья Муромец?
- Роковое нашествие половцев
- Преподобный Илия — покровитель воинов
- Прототипы трех богатырей: кем они были
- Илья Муромец
- Добрыня Никитич
- Алёша Попович
Тест в формате ЕГЭ (тренировочный) по русскому языку для 10 класса
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(в формате ЕГЭ)
Учени_____ 10 ____ класса
Тест для подготовки к сдаче к ЕГЭ направлен на повторение информации, необходимой для сдачи экзамена, и отработку навыка работы с тестовым материалом.
Внимательно читайте задание и указывайте ответ (слова, сочетания слов или цифры) без запятых на специально оставленной для этой цели строчке. Задания можно выполнять в любой последовательности, исправления допускаются.
Задания с 25 по 28 отличаются по формулировке от предложенных в бланках ЕГЭ и носят подготовительный характер.
Работа рассчитана на 3 часа (180 минут). Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем удачи!
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип – монах Киево-Печерской Лавры. (2) Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. (3) … потом он выздоровел и стал богатырем. (4) Около 40 лет – это тогда считалось уже старостью – он ушел в монастырь и умер примерно в 45 лет.
(5) Монах Илья Муромец причислен к лику святых.
(6) Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. (7) Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.
1 задание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Прототип былинного героя преподобный Илия жил на два века позже князя Владимира; он и в самом деле долго не мог ходить.
Человек, которого иногда называют прототипом Ильи Муромца, не мог им быть, так как жил на два века позже, чем была сложена былина.
Реальный Илья Муромец страдал болезнью позвоночника, а поэтому не мог пойти на службу к князю Владимиру.
Прототип Ильи Муромца на самом деле был по происхождению киевлянином, поэтому он и ушел в Киево-Печерскую Лавру.
Былина перенесла жившего на 200 лет позже реального Илью Муромца, который долго не мог ходить из-за болезни, затем стал богатырем, а позже – монахом, в излюбленное время сказителей – правление князя Владимира Красное Солнышко.
Ответ: ____________________________________________
2 задание
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
слов).
Что
Иногда
Однако
В то же время,
Хотя
Ответ: ___________________________.
3 задание
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова СИЛА. Определите значение, в котором это
слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
СИЛА, -ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. Недюжинной силы кто-л. С. борца, атлета, кузнеца. Медвежья, геркулесова, богатырская с. 2. (обычно с опр.). Способность человека выдерживать большие психологические нагрузки или проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности. Нравственные, душевные силы народа. Пробудить в ком-л. творческие силы. Почувствовать всю силу чьей-л. тоски. 3. только ед. Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды. Центробежная, центростремительная с. С. тяжести. 4. только ед. Правовая или финансовая действенность чего-л.; правомочность. Покупательная с. рубля. Утратить платёжную силу (о денежных знаках, ценных бумагах и т.п.). Документ не имеет юридической силы. (люди). Уничтожить живую силу противника 5. Спец. Величина механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию. Единица силы. Магнитная, электрическая с. С. упругости.
Ответ: _____________________________________________________
4 задание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
досУг
бАнты
еретИк
жАлюзи
столЯр
Ответ: __________________________________________
5 задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Обладая несомненным АРТИСТИЧЕСКИМ даром, Маяковский с успехом снимался в кино.
Ученым известны даже ЕДИНИЧНЫЕ случаи нападения крокодилов на местных жителей, но чаще всего они бывают спровоцированы именно людьми.
В такую погоду разумнее ОДЕТЬ не пальто, а шерстяной свитер с ветровкой: если станет слишком жарко, лишнее можно снять.
Вокруг проплывали нарядные ЛЕСИСТЫЕ берега.
КОНСКИЙ волос идет также на изготовление смычков для игры на струнных инструментах.
Ответ: ____________________________________________
6 задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не более ТРОИХ девушек
с ПЯТЬЮСТАМИ партами
двое ИНЖЕНЕРОВ
ОБЕИМИ руками
с ИХ собакой
Ответ:___________________________________
7 задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Б) Неправильное присоединение несогласованного приложения. В) Ошибка в построении сложного предложения. Г) Неправильное построение предложения с косвенной речью. Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Отряд из спортивной школы №18 пришли на финиш первыми. Не каждый день удается увидеть щегла, хотя эти птицы и не редкость в нашем парке. Тренер сказал, что я не знаю пока, где у нас будет первый привал. Каждый хоть раз задумывался, что неужели нельзя найти средства для прекращения вражды между людьми. Мне повезло: я дважды встречался с выдающимися мастерами слова. Малышев заметил, что если маятник движется обратно, то он производит легкий шум. Об этом нередко пишут в журнале «Юном технике» тому подобных изданиях. По информации из интернета, появление метеорита не представляет опасности для Земли. Прочитанную книгу этим летом, я хотел бы перечитать еще раз. |
Ответ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8 задание
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Соб…раться
Насл…ждение
П…нал
Замыс…ватый
Т…оретик
Ответ: _________________________________________
9 задание
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ра…смотреть бе…звучный
Пред…стория, роз…ск
Пр…ломить, пр…ложение
О…мерять, на…стройка
Пр…глотить, пр…бабушка
Ответ: ___________________________________________
10 задание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Калач…к
Эмал…вый
Письм…цо
Раста…л
Ситц…вый
Ответ: ____________________________________________________
11 задание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
Назнач…нный
Изменя…мый
(собаки) ла…т
Рассе…нный
Знач…мый
Ответ: _________________________________________________________
12 задание
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это было что-то никогда (НЕ)ПОНИМАЕМОЕ им прежде.
Чашка, к счастью, оказалась (НЕ) СТЕКЛЯННАЯ.
Он, однако (НЕ)ОЧЕНЬ расстроился из-за проигрыша.
Старуха была просто (НЕ)СЛЫХАННО глупа!
Я давно (НЕ)БЫЛ в этих краях.
Ответ: __________________________________________________________-
13 задание
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Можно сказать, что (В)ТЕЧЕНИЕ какого-то времени Обломов (ВСЁ)ЖЕ начал проявлять активность.
(ЧТО)БЫ он ни говорил, я (ПО)ПРЕЖНЕМУ был уверен в своей правоте.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ я (НЕ)РАЗ убеждался в его правоте.
И всё-таки (С)НАЧАЛА мы решили подняться (НА)ВЕРХ горы.
В конце концов он (ТО)ЖЕ начал (ПО)НЕМНОГУ понимать своего учителя.
Ответ: ______________________________________________________________
14 задание
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Ответ: _____________________________________________________________
15 задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Уже с начала сентября сыпал мелкий снег и на лужах по ночам появлялась корочка льда.
2)Пёс заметил Ольгу и Артёма и направился прямо к ним.
3)Но лес и луг дома и дорожки уже искрились мелкими блестками инея.
4)Темнота быстро накрыла город и далекие звезды высыпали светящейся пылью.
5)Утро наступало холодное и росистое.
Ответ:
16 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик (1) сидевший на пирсе (2) болтая ногами (3) и что-то напевая себе под нос (4) внезапно вскочил и куда-то помчался.
Ответ: __________________________________________________________-
17 задание
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на
месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою(1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остается жить!
Поедешь скоро (5) ты (6) домой…
Ответ: ____________________________________________________
18 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ответ: ___________________________________________________________
19 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы лишний раз убеждаемся (1) что (2) если стихотворение посвящено назначению поэта (3) то все авторы пишут о силе слова (4) и его способности влиять на нравственность людей.
Ответ: ____________________________________________________________
Причитайте текст и выполните по нему задания 20 — 28
(1) Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней.
(2) Строили собор во времена Ивана Грозного, и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. (3) Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.
(4) Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.
(5) Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. (6) И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. (7) Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. (8) Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.
— (9) Поце, милый, рукам место ищошь? (10) Мерьзнут?
— (11) Мерзнут, бабушка, мерзнут. (12) А мне вечером играть. (13) Нельзя руки остужать.
— (14) Дак вот возьми мои рукавички. (15) Возьми, возьми, болезнай. (16) Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.
(17) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.
(18) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:
— (19) Благодарю вас, родимая! (20) Вы очень, очень мне помогли.
(21) Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. (22) Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.
Виктор Астафьев – выдающийся русский писатель, автор романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка» и других.
Задание 20.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Эмиль Гилельс – известнейший советский пианист – приехал в Вологду специально, чтобы осмотреть фрески Софийского собора.
Софийский собор в Вологде был построен во времена Ивана Грозного, а расписывали его ученики великого Дионисия.
Эмиль Гилельс хотел осмотреть собор, но у него сильно мерзли руки, а выдающийся пианист не мог этого допустить, ведь вечером у него был назначен концерт.
Сотрудники музея заметили, что у музыканта мерзнут руки, и заведующая подарила ему свои перчатки.
Роспись Софийского собора не сохранилась до наших дней, так что смотреть в нем фактически нечего.
Ответ: ___________________________________________________________
21 задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено повествование с элементами описания.
2) В предложениях 4 — 7 представлено рассуждение.
3) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 17.
4) Предложение 20 противоположно по смыслу предложению 19.
5) Предложение 21 содержит общее пояснение ко всему тексту.
Ответ: ______________________________________________________
22 задание
Из предложений 2 — 7 выпишите слово со значением: «Почетное название крупных деятелей в различных областях искусства (композиторов, дирижеров, живописцев и др.).».
Ответ: _________________________________________________________
23 задание
Ответ: _________________________________________
24 задание
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
1) инверсия
2) анафора
3) повтор
4) литота
5) метонимия
6) эпитет
7) диалектные слова
8) возвышенная лексика
9) жаргон
25 задание
Сформулируйте проблему текста (на какой важный для него жизненный вопрос отвечает автор своим текстом)
26 задание
Прокомментируйте эту проблему (как, с использованием каких примеров, рассуждений и проч. ставит автор данную проблему)
27 задание
Какова позиция автора по данной проблеме?
28 задание
Согласны ли Вы с автором? Приведите два аргумента в подтверждение своего мнения.
ОТВЕТЫ
к заданиям 1-24
однако |
|
жалюзИ |
|
Надеть |
|
Трёх |
|
собираться |
|
Предыстория розыск |
|
Калачик |
|
Рассеянный |
|
Неслыханно |
|
Тоже понемногу |
|
Маэстро |
|
Задания с 25 по 28 являются подготовительными для обучения созданию эссе в формате ЕГЭ, поэтому ответы на эти вопросы могут быть разные.
Варианты ответа на вопрос 25: проблема внимания к человеку, любви к красоте, родства душ и т.д.
Богатырь Илья Муромец имел реальный прототип
С именем Ильи Муромца в древнерусских летописях связаны 14 из 53 уникальных сюжетов. Каждый такой сюжет имеет множество вариаций и пересказов. Но практически все версии имеют общее – происхождение и чудесное исцеление, бой с Соловьем-разбойником.
Ученые предполагают, что прототипом былинного Ильи стал святой Илия Киево-Печерский, мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры среди 69 святых угодников. Именно эти мощи были обследованы и дали следующие результаты для историков.
Илья Муромец (реконструкция С.Никитина)
1. Исцеление каликами перехожими
Первая часть жизни Ильи выглядит во всех былинах одинаково. Он был сильным мужчиной, но провел 33 года практически в полной неподвижности, не было у него силы ни в руках, ни в ногах. Но вот однажды дом Ильи посетили «калики перехожие», которые полностью мужчину исцелили и отослали на службу княжескую.
Оказалось, что останки святого Ильи действительно принадлежали высокому мужчине 177 см роста. В те времена 160-165 считались нормальными для мужчин. Кроме того кости имели развитые бугристости, что свидетельствовало о отлично развитой мышечной системе хозяина.
Ученые провели рентгенологическое обследование мощей и нашли признаки акромегалии. Это заболевание характеризуется непропорциональным ростом костей и внутренних органов. Для больных этим заболеванием обычным является наличие больших конечностей, крупной головы, широких плеч. Кроме того, оказалось, что святой страдал спондилоартрозом, эта болезнь могла затруднять движения. А вылечить ее мог бы хороший мануальный терапевт путем вправления на место позвонков. Так что проходящие целители действительно могли вернуть Илье подвижность.
2. Илья и Соловей-разбойник
Это второй обязательный сюжет разных версий былин о богатыре Илье Муромце. Говорят, что первым заданием Ильи после прибытия ко двору киевского князя Мстислава стало освобождение прямого торгового пути в город. В тот исторический период (около 1168 года) торговые караваны постоянно грабили половцы. Соловей, скорее всего, был разбойником, «сидевшим» на дороге, имя свое разбойник получил за таланты к свисту. Муромцу удалось победить Соловья, тем самым освободив прямую дорогу. Этот подвиг имел действительно колоссальный экономический эффект.
С именем Ильи Муромца неразрывно связаны истории еще о двух богатырях — Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, а также набор подвигов по борьбе с Диким Полем, Змеем Горынычем и т.д. Эти сюжеты стали основой современных русских мультфильмов.
3. Гибель Ильи Муромца
В былинах конец жизни Муромца практически не отражен. Судя по историческим данным и данным обследования в монастырь Илья ушел уже в солидном (для своего времени) возрасте 40-55 лет. Причиной, возможно, стало ранение. Судя по монастырским записям, в иноках святой пробыл не долго. Предполагается, что погиб Илья в 1204 году защищая монастырь от половцев, союзников Рюрика Ростиславича бравшего Киев. У останков обнаружены ранения левой стороны грудной клетки, которые привели к мгновенной смерти.
И ведь богатыри продолжали рождаться и позже! Только про некоторых из них подробнее можно узнать в посте Великие борцы
Комментарии 0
ПЕРЕПОСТ! ИСТОЧНИК: ЦБС Г.АНГАРСКА
День рождения Ильи Муромца
Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
И будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!
1 января — День былинного богатыря Ильи Муромца.
Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются…
Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».
Прототип Ильи Муромца
По ряду версий, у былинного персонажа был реальный прототип…
Некоторыми исследователями прототипом считается исторический силач Чобитько, по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г.)…
Согласно Хлебниковской (Ростовской) летописи, датируемой XII веком, в селе Ильинском на реке Белыни в тридцати километрах от Ростова Великого жил богатырь Илья Сокол по прозвищу Муромец. Был он богат и знатен, а его единственную дочь звали Александрой — или Шушей, о которой так часто упоминается во владимирских сказаниях…
Однако не только в русских, но и в европейских легендах упоминается богатырь Илья Муромец! Так в германских эпических поэмах XIII в., основанных на более ранних сказаниях, Илья Муромец представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Не исключено, что в основу этих рассказов легли воспоминания людей, гостивших в Константинополе как раз в то время, когда в византийскую столицу приезжал посол Ростово-Суздальского княжества. Его тоже звали Илья, и обладал он феноменальной силой…
* * * * *
Считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом. В середине XIX века жители Мурома любили показывать гостям старое русло Оки. Его, по преданию, завалил каменной глыбой Илья Муромец, когда пробовал свою молодецкую силу…
По другой версии это посёлок Муровск в современнной Черниговской области (впрочем, в этом случае прозвище Ильи выглядело бы как «Муровский» (для сравнения — Туровск, князья Туровские) или как «Муровец», что не зафиксировано ни в одном источнике). На данный момент оба эти города считают себя родиной Ильи Муромца. По версии, озвученной в телепроекте «Искатели», Илья Муромец происходил из племени мурома…
Есть версии, что «Муромец» — это прозвище. По одной из них «муромец» происходит от слова «мур» — «стена», что во времена оные означало: «человек-богатырь, которого победить невозможно». Кто-то считает, что Муромец — профессиональное прозвище: на Киевской Руси мурами звались каменщики. И наконец, есть такие, кто в своих исследованиях опирался на легенду о том, что Илья, прежде чем приступить к ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на печи-муромке…
Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.
В документальных источниках имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г. Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.
Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.
Угодник Божий Преподобный Илья Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.
Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м гг. В 1638 году появилась книга монаха Афанасия Кальфонского «Тератургима». В ней шла речь о святых угодниках Киево-Печерской лавры. Автор утверждал, что в катакомбах лавры захоронен Илья Муромский, прославленный богатырь. Исследуя церковные источники, которыми пользовались летописцы, можно предположить, что Илья Муромский жил между 1148 и 1203 годами. Как именно он попал в Киев — неизвестно. Может быть, он приехал в город с посольством. Может, залечивал у киевских знахарей раны 1169 года. Но нет сомнений и в том, что гробница с мумифицированными останками, почитаемыми как нетленные мощи русского богатыря, реально существует в пещерах лавры. Это подтверждают былины: «И сделали мощи да святые, да со стара казака Ильи Муромца, сына Ивановича». XI—XII веками датируют погребение исследователи. Мощи мужа и остатки разрушенной гробницы богатыря, именуемого Чобитьком, видел ещё в 1594 г. в пещерах австрийский посол Эрих Лассота. Ему рассказали, что Чобитько был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом — чоботом.
В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX в., даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.
Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.
В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.
Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII-XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701 году, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение…»
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец
По данным С.А.Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 14-ти из них (№ 1-14 по составленному Азбелевым указателю).
- Обретение силы Ильёй Муромцем
- Илья Муромец и Святогор
- Первая поездка Ильи Муромца
- Илья Муромец и Идолище
- Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
- Илья Муромец и голи кабацкие
- Илья Муромец на Соколе-корабле
- Илья Муромец и разбойники
- Три поездки Ильи Муромца
- Илья Муромец и Сокольник
- Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
- Камское побоище
- Илья Муромец и Калин-царь
- Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
Так согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал Илье свой меч-кладенец.
В честь Ильи Муромца названы…
Памятники
В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В.М.Клыкова (на фото справа).
Географические объекты
- Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.
- В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец — ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.
Организации
- Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец».
- Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог — Илья Муромец».
Техника
- «Илья Муромец» — фрегат Российского императорского флота.
- В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
- «Илья Муромец» — один из бронетракторов Гулькевича.
- «Илья Муромец» — бронеавтомобиль.
- «Илья Муромец» — русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки.
- Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в Гражданскую войну.
- «Илья Муромец» — лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
- «Илья Муромец» — один из танков КС.
- «Илья Муромец» — советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
- В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец».
- «Илья Муромец» — советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К.
- «Илья Муромец» — советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06.
Художественная литература
- «Гистория об Илье Муромце» — рукописная народная книга XVIII века.
- «Илья Муромец» — незавершенная поэма («богатырская сказка») Н.М.Карамзина.
- «Илья Муромец» — баллада А.К Толстого.
- Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922).
- Илья Муромец — персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
- Илья — центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
Изобразительное искусство
- Илья Муромец — персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» (левый рисунок), под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» (правый рисунок).
- «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» — картина В.П.Верещагина.
- «Илья Муромец» — картина Николая Рериха.
- «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» — картины Константина Васильева.
- К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».
- Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — композиция из фарфора скульптора С.М.Орлова.
Музыка
Театр
- Спекталь «Илья Муромец, крестьянский сын» Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).
Фильмы
- В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм «Илья Муромец». Режиссер Александр Птушко, исполнитель главной роли — Борис Андреев.
- Образ Ильи Муромца был использован в фильме «Этот негодяй Сидоров».
- В 1975—1978 была снята дилогия мультфильмов «Илья Муромец» (Пролог) и «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в 2010 — «Три богатыря и Шамаханская царица», главным героем которого также является Илья. В первом из них рассказывается о том, что якобы продажный киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс.
Компьютерные игры
- В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья Муромец представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу — Соловья-разбойника. Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.
Эпос как альтернативная реальность
Былины — это всегда интересно. В программе «Радио Кузичев» на Царьграде — профессор института УНИК, коллекционер и писательница Александра Баркова, которая рассказала о русском эпосе, былинах и реальности.
Анатолий Кузичев: Тема былин, тема отличий эпосов, характерных особенностей — это, конечно, фантастически интересно, настолько же интересно, насколько недосказано. Давайте, возьмем пару важных для нас фигур.
Александра Баркова: Ну да, потому, что главные фигуры для русского эпоса — это всё-таки Илья Муромец и князь Владимир.
А.К.: Давайте начнем с Ильи Муромца. Нам интересно не только его реальное жизнеописание, и какие-то пересечения, коннотации с былинными сюжетами, нам очень интересно и символическое значение этой фигуры.
Справка «Радио Кузичев»: Прототип нашего главного витязя — святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец, подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из Лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает святой Илия, которого называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к 12 веку.
Новые доказательства идентичности Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Лавру была направлена межведомственная комиссия Минздрава. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность святого Илии соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствуют костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.
Александра Баркова: Знаете, с Ильей Муромцем ситуация очень сложная, потому что он же позиционируется как крестьянский сын. То есть что мы знаем об Илье Муромце? Что он тридцать лет и три года сидел на печи, что он был крестьянским сыном… Дальше приходят странники, происходит некое чудесное исцеление, он едет в Киев, начинает служить Владимиру.
Дальше, мы знаем еще одну очень любопытную вещь, которая менее хрестоматийна, потому что вот эта начальная часть биографии, она подается как некий реальный факт. Реальности в этом, мягко говоря, мало, я покажу это вам чуть позже.
Смерть на бою не писана
А дальше — в былинах постоянно подчеркивается — что Илье Муромцу смерть на бою не писана. И более того, конкретные сказители, иногда переосмысливая эту фразу, доходят до абсурда. Например, Илья сражается со своим внебрачным сыном Сокольником, он не знает, что это его сын, сын молодой, сильный, Илья — ну понятно — тридцать лет и три года сидел на печи, только потом начал воинскую карьеру, поэтому Илья всегда старый. И Сокольник повергает Илью на землю. И Илья «смотрит на свою на руку на правую, и на правой на руке написано»,видимо, вдоль всей руки, что Илье Муромцу смерть на бою не писана. Вот такие курьезные случаи бывают в конкретных записях былины.
Я хочу заметить, во-первых, что такое «смерть на бою не писана»? Понимаете, мы сейчас живем в эпоху развития медицины. Понимаете, мы сейчас стремимся жить долго, потому что любому из нас при наличии соответствующего финансирования жизнь будет продлеваться, весьма и весьма долго при соответствующем лечении. У них лечение было понятно какое.
И для воина гибель в бою была, совершенно очевидно, желанной, и сейчас это практически невозможно понять. Потому, что у нас медицина. Потому, что у нас везде, где нет дороги для инвалидов, везде мы ругаемся, почему тут не могут проехать инвалиды.
А.К.: Да… Смерть в бою, получается, была антитезой долгого и мучительного…
А.Б.: Да, даже и беспомощного, медленного умирания: ты был сильный, ты был могучий, а теперь ты, извините, вот… Даже если ты состоятельный человек и ты имеешь уход.
Профессиональными воинами могли быть только русичи
А.К.: То есть то, что у него было написано на руке, не оптимистическое пророчество, а наоборот…
А.Б.: Это противоречие всем ценностям воинской жизни. Воин стремился погибнуть в бою, чтобы быть избавленным от именно мучительной инвалидности. Это раз. Второе, значит, Илья Муромец, как он представлен в былинах, выдающийся богатырь.
Как вы прекрасно понимаете, в эпоху до огнестрельного оружия, ну полковник Кольт всех уравнял, а до того-то, извините, откуда бралось воинское мастерство? Оно в первую очередь бралось из обучения с детства. То есть крестьянин мог, конечно, сражаться, но как? Где? В ополчении, какими-нибудь, так сказать, вилами или каким-нибудь более совершенным оружием. Но крестьянин не мог, в принципе, стать профессиональным воином. Профессиональными воинами могли стать только те, кого на Руси называли «русичи», и скажем, что тут было сказано, что в 12 веке он жил… Что такое «русичи»? Ведь русичи — это потомки варягов, скандинавов, которые составляли дружины, которые переженились на славянских девушках. Варягов называли русью с маленькой буквы, как русь-народ, и русичи, соответственно, это их потомки, то ест — это профессиональные воины в энном поколении.
Вы еще генетику, генетику добавьте, пожалуйста. То есть, у него как минимум его воинский род восходит там к веку десятому, а то и поглубже. У нас какой-нибудь двенадцатый человек, который прожил 60 лет, это безумно долго прожил, это хороший, серьезный долгожитель. Посчитайте, сколько за три века у него было поколений воинов. И он учится лет с шести, и вот он вам, пожалуйста, может действительно быть, так сказать, той боевой машиной, каким описан Буй-Тур-Всеволод в «Слове о Полку Игореве».
Илья Муромец описан точно такой же боевой машиной. Тридцать лет и три года крестьянский сын сидел на печи. Вы понимаете, что всё это чистейшей воды фантастика?
И я не хочу сказать, что это плохо. Потому, что эпос, всегда, любой эпос, чем он отличается от любой исторической песни — у нас на Руси есть исторические песни. О взятии Казани очень известные — Мусоргский даже это использовал в «Борисе Годунове», в «Авдотье Рязаночке». И некоторые другие. Исторические песни у нас есть.
Но эпос — это совершенно другое. Мы в прошлый раз говорили, что в былине об Илье Муромце и Царьграде — Илья Муромец Царьград освобождает. Всё, никакого Стамбула по русскому эпосу нет, а у нас есть православный Константинополь. Согласно картине мира русского эпоса. То есть эпос, не только русский, любой мировой эпос, берясь за историю, делает некую ее правильную версию.
Эпос не должен отражать реальную историю
А.К.: То есть эпос — это наша трактовка, как должно было бы или как должно будет быть?
А.Б.: Да! Совершенно верно. То есть это некое отражение идеалов. Эпос не должен отражать реальную историю, он ее не отражает не потому, что ее переврали, а потому что он говорит, как должно быть, то есть его цель не фактография, а идеал, в этом разница между былиной и исторической песней.
А.К.: То есть, эпос — это всегда альтернативная, в той или иной степени, но альтернативная, реальность.
А.Б.: Совершенно верно. Можно взять такой хрестоматийный пример, взять Францию, песнь о Роланде, где Роланд с кем сражается, сражается с сарацинами, которые одновременно и мусульмане, и поклоняются Аполлону. Реальный прототип Роланда в бою с кем погиб? С басками, которые были христиане. Нет, ну что такое – христиане дерутся с христианами? Нет, так не годится. Никаких басков, чтобы были сарацины. И Аполлоны еще до кучи.
А.К.: Вот я сейчас немножко не понял по поводу лежания на печи. И в метафорическом смысле мне это важно, и в историческом.
А.Б.: В центре эпоса всегда находится… Ну как бы вам сказать. Советское произведение тоже гораздо более эпическое, чем реалистическое. «Повесть о настоящем человеке». Вы понимаете, что формулировка «настоящий человек» наводит на какие-то очень интересные мысли? Потому что есть какие-то обычные люди? А есть настоящий человек. То есть этот человек, который обладает сверхкачествами. Я в свое время это рассказывала, когда у меня была передача на «Культуре». Вот Маресьев — реальный человек, реальнее некуда. Но факты биографии реального человека накладываются на мифологический образ. И чем плотнее происходит это смыкание реальных фактов и некоторого мифологического архетипа, тем он будет прочнее. Илья Муромец был реальным человеком. Этот факт мы не отрицаем, мощи имеются. У этого человека были какие-то проблемы с позвоночником. Это реальный факт. Мы его не отрицаем. А дальше по представлениям этим самым идеальным — герой должен быть — ну вспоминаете Ахилла греческого, например, — кто? Он полубог. На самом деле он даже не полубог, потому что у него мать богиня, а отец — сам с примесью божественной крови…
А.К.: Отец Пелей. А мама Фетида.
А.Б.: Да-да, всё правильно. То есть отец у него тоже не совсем человек. Вот, то есть процент божественной крови там очень высокий. В других сказаниях других народов главный герой эпоса – это не человек, или, вернее сказать, настоящий человек. Это где-то выраженно прямо, где-то выражено косвенно, где-то он считается человеком, но обладает сверхъестественными чертами. Где-то у него такая родословная, что залюбуешься, то есть он как бы и официально не человек. И я подвожу к той простой мысли, что факты былинной биографии Ильи никоим образом не могут нам дать реального выдающегося воина. Потому что реальный выдающийся воин никак не мог быть крестьянином, он был только из дружинников, никак иначе. Он не мог начать свою воинскую карьеру в солидном возрасте 33 года, это тоже неестественно.
Это мифологизация. Это очень важно, что не надо путать ложь и мечту. Потому, что ложь уводит от действительности, а мечта к ней приводит.
Был ли конфликт богатыря с Владимиром?
А.Б.: В советской науке, и в данном случае слово «советский» имеет резко негативную коннотацию, конфликт Ильи с Владимиром подавали понятно как. Что Илья крестьянин, Владимир его за это не любит и Владимир его обижает. На самом деле это конфликт иного рода.
Если мы опять же сравним Илью Муромца с Ахиллом. Что такое Ахилл? Ахилл — это «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» То есть это необузданная ярость. Что такое Илья? Я подвожу вас к тому, что эти три факта: крестьянское происхождение, сидение на печи и «не суждена смерть в бою», эти три факта говорят о том, что перед нами существо сверхчеловеческой природы, пришедшее в мир людей, как вроде бы защитник. Но сила его так велика, что он гораздо более, скажем так, деструктивен. Кому попадется, кто подвернется ему под руку – к тому и деструктивен. Он, с одной стороны, будет и татар уничтожать тысячами или хотя бы сотнями, а с другой стороны, он… мы знаем былину о ссоре Ильи с Владимиром, когда Илья взял свой лук, пострелял в Киеве по золотым маковкам церковным и понес эти маковки в кабак пропивать, заодно рост хорош, вот. У вас коллега говорила, что рост Ильи был тысяча с чем-то? Ну это была милая оговорка, но эта оговорка была правильная. Потому, что в былинах действительно… Ну вы представляете себе – взять церковные маковки?
А.К.: В былинах, былинном смысле это как раз правильнее, чем «жалкие» 177.
А.Б.: Это как раз нормальная былинная гипербола. И понимаете, когда Владимир… поставьте себя на место Владимира. У вас в Киеве есть такое сокровище, которое, конечно, всех врагов перебьет…
А.К.: Но и друзей не пощадит…
А.Б.: Но постреляет маковки с церквей. И пойдет их пропивать в кабаке. Посадить такого в погреб – это хороший или плохой поступок?
А.К.: Мы перешли к Владимиру, что нам известно о Владимире?
Справка «Радио Кузичев»: Владимир Красно Солнышко – персонаж русского былинного эпоса, князь Киевский. На его образ повлиял Владимир Святославич, киевский князь, одна из ключевых фигур былин Киевского цикла, объединяющая многих русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырем. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических личностей, или же на мифическое лицо, олицетворение известного рода явлений природы, например. Былинный князь Владимир не служит отражением исторической личности Владимира Святославича. Он любит во всех опасностях пользоваться услугами богатырей, но вместе с тем не желая рисковать собственной жизнью, а подчас и поступая с богатырями несправедливо. На былинный образ Владимира Красное Солнышко повлияли и впечатления о великих князьях и царях московских. Выдающийся исследователь фольклора Владимир Пропп даже видел в некоторых сюжетах, связанных с киевским князем, шарж на царя Василия Шуйского.
А.К.: Спасибо большое, ну вот, от былины к шаржу.
А.Б.: Вы знаете книгу Проппа «Русский героический эпос»? К сожалению, эта книга в худшем смысле слова советская, он замаливал, так сказать, с точки зрения советской идеологии, «грехи» его предыдущими выдающимися работами, а эта книга, к сожалению, содержит не просто ошибки, а содержит… ну такие мысли, когда Владимир Яковлевич Пропп был вынужден отрицать собственные ранние идеи.
А.К.: То есть, умышленное искажение?
А.Б.: Умышленное искажение фактов, поэтому про шарж на Василия Шуйского — это нет, а, действительно, что сейчас было хорошо очень сказано, что былинный Владимир — это не отражение исторической личности. Но то, что он несправедлив к богатырям – это, видимо, наши общие доступные источники имеют в виду как раз ссору Ильи с Владимиром, то есть как раз отражают ту самую советскую точку зрения, которую пора отбросить.
Потому что где тут несправедливость? Илья, простите, творит в Киеве полный кошмар, золотые маковки немножко жалко, немножко не следует этого делать, и, соответственно, то, что Владимир вынужден посадить его в погреб, это совершенно естественный разумный поступок человека – именно человека – потому, что Владимир выступает в роли охранителя мира людей. Еще раз: эпический мир – это мир, где есть люди, у них есть враг, более или менее мифологизированные, и есть герои типа Ахилла или Ильи Муромца, которые более или менее людьми притворяются, на самом деле являются полубогами.
А.К.: Понятно.
А.Б.: Так вот Владимир – это действительно человек, это князь людей.
А.К.: Это человек. Это очень правильный термин, очень точный. Герои. Есть боги, есть люди, есть герои. Владимир – это Агамемнон?
А.Б.: Да. Если переводить на образы Илиады, то Агамемнон.
А.К.: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына»… Против кого?
А.Б.: Поскольку Илиада — это авторское произведение, то там Агамемнон действительно изображен шаржированным. В отличие от былинного князя Владимира, который всегда изображается уважительно, никакого шаржа там как раз не будет никогда.
Так что конфликт Ильи и Владимира – это ни в коем случае не социальный конфликт, это не конфликт князя с крестьянином, это не конфликт – я не знаю там – консерваторов с новаторами. Когда Илья сражается с татарами, то он слепнет, говорится, что не увидел он света белого, не узнал он ночи черной, и вот в таком состоянии боевой ярости, сравнимой с яростью берсерка, он хватает татарина за ноги и им начинает побивать вражеское войско. Вы понимаете?
Поставьте себя на место правителя, у которого в городе периодически появляется вот такой персонаж. Что вы сделаете? Вы будете держать его максимально далеко от своего города. У вас нету денег на третий ремонт киевских церквей. Потому что первый ремонт был, когда Илья привез Соловья Разбойника и Соловей Разбойник свистел. Владимир неосторожно сказал: «Пускай Соловей засвистит, покажет свою силу». И киевские золотые маковки полетели — первый ремонт. Потом Илья разбушевался — второй ремонт. Куда Владимир отправит Илью? Правильно, туда, где во всех былинах — практически во всех — где и пребывает: на заставу, то есть максимально далеко от города. Если проводить параллели с Грецией, где Эврисфей держал Геракла, еще одного яростного героя? В Тиринфе — подальше, подальше от Микен.
Нет, это совершенно другой конфликт, он есть абсолютно в любом эпосе, потому что главный герой эпоса, имеющий те или иные божественные черты, как я уже сказала, он обладает необузданной яростью.
Илья Муромец был реальным человеком?
В Киево-Печёрской лавре хранятся мощи святого Илии Печёрского. Именно этого инока считают прототипом богатыря из Мурома. В конце XX века Минздрав УССР провёл тщательный анализ останков. Благодаря исследованиям сегодня подлинно известно, каким был Илия Печёрский.
Внешность святой имел нестандартную и образ жизни у него был нетипичным для того времени. Действительно ли Илия просидел на печи 33 года, а потом прославился ратными подвигами?
«Богатырский скок». В. Васнецов
Богатырь Илья Муромец: 33 года без движения
По меркам XII века Илия Печёрский был богатырём. Это сегодня мужчина ростом 177 сантиметров ничем не примечателен. А в XII веке средний рост мужчины составлял 160 сантиметров. То есть Илия был выше рядового воина на голову.
Анализ останков показал, что мужчина обладал развитой мускулатурой. Особенно массивным был плечевой пояс — та самая косая сажень в плечах. На некоторых позвоночных дисках были обнаружены отростки, которые могли привести к параличу нижних конечностей. Таким образом Илия на самом деле мог долгое время сидеть без движения.
В былине к Муромцу пришли калики, которые волшебным образом исцелили будущего богатыря. В реальности калики, скорее всего, были мануалистами, которые поставили позвонки на место. В результате Илья не только встал, но и смог свободно передвигаться. Возможно, былины сильно изменили возраст излечения мужчины, так как 33 года — символичная для православных цифра.
Кто такой Илья Муромец?
После выздоровления Илия Печёрский, как и его прототип Илья Муромец, поступил на ратную службу. Подвиги былинного богатыря тоже могли быть вполне реальными. Например, Соловей-разбойник — обычный грабитель, который разорял торговые караваны. Этим Соловей ставил под удар торговлю и экономику Киева. Поимка подобного разбойника и освобождение торговой дороги в XII веке приравнивались к подвигу.
Реальный Илья Муромец тоже сложил оружие после кровопролитных сражений. Ратные подвиги сменились жизнью в монастыре. Из-за того, что в монастырь Илия Печёрский пришёл уже в преклонном возрасте, в летописях сохранилось мало сведений о житие святого.
Роковое нашествие половцев
Былинный Илья после пострига за меч никогда не брался. Настоящий Илия Печёрский погиб во время очередного сражения, уже после того, как дал обет. Во время исследования останков на левой руке и груди богатыря обнаружились сильные повреждения. Предположительно, он закрывался рукой от удара чего-то острого, что прошило руку и вонзилось в сердце.
Скорее всего, Илия Печёрский погиб от половецкого копья. Примерно в 1203 году на Киев напали половцы, возглавляемые князем Рюриком. В результате был захвачен Киево-Печёрский монастырь и Софийский собор. Бывший воин не смог сидеть сложа руки, когда захватчики оскверняли святыни. Илие Печёрскому пришлось нарушить обет и вновь, в последний раз, взяться за оружие.
Мощи Ильи Печёрского в Киево-Печёрской лавре
Преподобный Илия — покровитель воинов
Естественную мумификацию останков Илии Печёрского церковь считает божественным даром. Канонизировали инока, носившего имя Илия, в 1643 году. Сегодня он причислен к лику святых. Считается, что былинный Илья Муромец был переписан с воина, который прошёл путь от немощного калеки до храброго воина. Конечно, как и положено в легендах, житие Илии Печёрского украсили небывалыми подвигами.
Преподобный Илия признан покровителем ракетных войск и пограничной службы в России. Верующие люди убеждены, что мощи святого обладают целебной силой и могут исцелить паралич нижних конечностей и заболевания позвоночника.
Читайте также: Малоизвестные русские богатыри: 10 преданий
Прототипы трех богатырей: кем они были
Три богатыря традиционно ассоциируются со сказками и легендами. Мало кто знает, что прототипами этих полумифических персонажей были вполне реальные, живые люди.
Илья Муромец
Илюша — старший и самый любимый из троих богатырей. С ним связаны славные ратные подвиги и настоящие чудеса. Удивительно уже то, что после 30 лет сидения на печи этот диво-молодец, одаренный недюжинной силой, превратился в легендарного защитника Отечества.
Прототипом Ильи Муромца был Илия Печерский. Сейчас мощи этого святого сподвижника хранятся в Киево—Печерской лавре. Там же содержится документ с упоминанием богатыря по прозвищу «Чоботок» (в переводе с украинского — «Сапожок»). Именно так стали звать Муромца после того, как он умудрился положить несметное число врагов одним своим сапогом. Другого оружия на тот момент под рукой не оказалось.
Подтверждение того, что с Ильи Печерского и был «списан» образ славного русского богатыря, можно найти в книге «Тератургима» (1638). В ней лаврский монах Афанасий Кальнофойский указывает, что в Святой Лавре нашел свое последнее пристанище Илия, до принятия пострига бывший прославленным витязем и защитником земли русской.
В 1988 году останки Илии Печерского обследовала комиссия Минздрава. Было установлено, что при жизни он действительно имел богатырский для Древней Руси рост (177 см), долгое время был прикован к постели из-за заболевания позвоночника, а затем состоял на службе в княжеской дружине. О последнем факте свидетельствовали сросшиеся переломы и другие следы множества боевых ранений.
Добрыня Никитич
В былинах Добрыня изображается добросердечным человеком с творческой жилкой. Он всегда стремится защитить сирых и убогих. К тому же играет на гуслях, хорошо поет, а при возможности и балуется азартными играми. Все эти качества наводят на мысль, что богатырь мог принадлежать к знати.
Филологи Киреевский и Хорошев считают, что образ этого былинного витязя был «списан» с дяди Владимира Святославовича, которого звали Добрыней Малковичем. Родственник киевского князя родился в селе Низкиничи, откуда и произошло прозвище «Низкинич», а затем и «Никитич».
Повесть временных лет и Иоакимовская летопись содержат сведения о том, Добрыня Никитич сыграл большую роль в судьбе Руси. По его инициативе был призван княжить Владимир. Позднее с его же помощью производилось крещение новгородцев, закончившееся сожжением домов язычников и большим пожаром.
Алёша Попович
Алёша — младший из героев — не обладал колоссальной физической силой, но был смекалист, хвастлив и охоч до женского пола. Прототипом этого героя считается боярин из Ростова, некто Александр Попович. В Никоновской летописи упоминается, что он погиб в бою на речке Калке в 1223 году, а до этого прославился подвигами, совершенными во время Липецкой битвы.
Согласно другой версии, Алёша появился в былинах благодаря реально существовавшему боярину Ольбергу Ратиборовичу. Тот был дружинником и соратником Владимира Мономаха. В 1095 году этот человек вел переговоры с половецким ханом Итларем, но миссию свою не завершил, поскольку был коварно застрелен через дыру в крыше.
Исследователи образа богатыря (Борис Рыбаков, Анатолий Членов) считают, что хан Итларь как раз и является прообразом Идолища поганого, с которым сразился былинный Алёша Попович. Языческое имя «Ольберг» трансформировалось с православное «Олеша», а затем и «Алёша». Так и появился третий русский богатырь, которого сейчас можно увидеть на известной картине Васнецова.