Содержание
- «Матерь Божия, Спорительница хлебов наших!»
- Икона Богородицы «Спорительница хлебов»
- Значение образа Богородицы
- Икона «Спорительница хлебов» — в чем помогает
- Где можно найти святой лик Богородицы
- 28 октября — празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
- История обретения иконы Богородицы «Спорительница хлебов»
- Значение образа и иконография
- О чем молятся перед иконой «Спорительница хлебов»
- Как правильно молится перед иконой «Спорительница хлебов»
- Спорительница хлебов- Икона Божией Матери
«Матерь Божия, Спорительница хлебов наших!»
«Спорительница хлебов» Мы, светские и тем паче советские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Скажи нам, что у монахов высшей формой смирения является отвержение своей собственной воли, мы рухнем от удивления. Вот мы и спорим, спорим…
Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни – преподобный Амвросий, утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал «Спорительница хлебов». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир, связав с праздничным событием день 15 октября по старому стилю (28-го по новому), когда старца Амвросия (преставившегося 10 октября 1891 года), предали земле. В день кончины старца (23 октября по нов. ст.) почитают самого преподобного Амвросия. А на следующий день – празднуется весь Собор Оптинских святых старцев, которых у нас 14.
Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.
Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.
Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи». Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.
Хлеб пищи духовной – хлеб спасения – не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего. Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря – хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
В братской трапезной Отиной пустыни. 31 мая 2009 г.
Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:
Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По край земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья,
И множатся в поле снопы золотистого хлеба…
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земле Умирительница,
Дай нам хлеба в скорости –
Добрым всходам спорости,
Матерь Божия Спорительница!
Из текста следует, что этот образ был тогда уже весьма известен в православной среде. А ведь прошло всего лишь без малого три десятка лет с момента создания иконы «Спорительница хлебов».
Икона Богородицы Спорительница хлебов в Введенском храем Оптиной пустыни. Август 2009
Н. Дмитриева в книге «О Тебе радуется!» рассказывает, что в 1890 году игумения Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода, авторство которого приписывают кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837–1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной в Оптиной (см. фото); считают, что образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера.
Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей – инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков хранится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.
Эту икону отец Амвросий оставил нам словно как знак своей любви и постоянной заботы об наших насущных нуждах.
В статье Е. Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».
В Воронежской губернии была засуха, но после молебна перед иконой «Спорительница хлебов» пошел дождь и засуха прекратилась.
Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано тоже в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители, имеющей особое отношение к образу (о чем скажем ниже), хлеб уродился. В 1892 году, то есть после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской губернии. В той местности была засуха, но после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь, засуха прекратилась.
Казанский собор в Шамординской обители. Август 2009
Сегодня один из списков «Спорительницы хлебов» нового по времени письма находится в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря – женского ответвления Оптиной, чьих насельниц некогда обучал церковной живописи инок Даниил. Считается, что сам изначальный чудотворный образ оказался в Литве, куда он был принесен иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 года явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение, – в деревне Михново под Вильнюсом. А перед иконами «Спорительницы хлебов» в храмах всего православного мира звучит составленный самим преподобным Амвросием для этого образа особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
С. Афонин. Прпеодобный Амвросий Оптинский. 2009 Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных комментариях к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма».
На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма Оптиной пустыни, главного собора обители, построенного в 1750–1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России.
Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона – одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни.
Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом – Собором Оптинских старцев, – Оптина пустынь?
В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество – особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников.
Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».
Урожай в садах Оптиной
По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже – в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский.
Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».
Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские – Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения. Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора. Была инициатива по причислению братьев к лику святых – за подвиги на Оптинской ниве.
Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле.
Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели – Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).
В 1887 году Оптину пустынь посетил и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший стихи под псевдонимом «К.Р.».
Храм Спорительницы Хлебов на подсобном хозяйстве в Оптиной В живописной местности, в 12 км от Оптиной пустыни, возле села Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С самого начала существования обители старец Амвросий собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. И к началу ХХ века это был самый крупный женский монастырь в Европе. Кстати, именно туда и направлялся накануне своей кончины Л. Толстой, поскольку в Шамординской обители несла монашеское послушание его родная сестра Мария.
В монастыре было два особо чтимых чудотворных образа – Божией Матери: «Казанская» (в главном храме, Казанском, – огромном и величественном) и «Спорительница хлебов».
Прекрасным Шамордино, тоже связывающим жизненный и духовный путь старца Амвросия Оптинского с образом иконы «Спорительница хлебов», можно было бы закончить наш краткий очерк. В помощь нам – строки о Шамординской обители безвестной сочинительницы, из «Песни паломницы»:
Там тишина, Господня благодать,
И там всегда, как и тогда, вначале:
Спорит хлеба над полем Божья Мать
И утолит твоя печали.
Однако рассказ об образе «Спорительница хлебов» нам никак нельзя оставить без молитвы, именно ей, амвросиевой иконе, написанной:
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На какие изумительные слова был вдохновлен неизвестный нам автор этой молитвы, обращенной к Премилостивой Питательнице и Кормительнице нашей!
А вот это место в молитве сейчас важно особенно подчеркнуть: Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди.
Употребленное здесь слово «единомыслие» означает единство мысленных устремлений, единство во Христе. Внятно представляется, что это и есть наше, русское единство, и другого у нас быть не может. И в доказательство и в назидание нам – весь страшный русский ХХ век, каждым мгновением вопиющий, что без единства во Христе Руси не бывать. Есть особый повод задуматься о том – как раз в этом календарном промежутке: между 28 октября – празднованием иконе «Спорительница хлебов» – и 4 ноября – празднованием иконе Казанской, ибо в день чудотворного Казанского образа мы теперь отмечаем День народного единства.
Воистину безгранична любовь великого старца Амвросия, и икона, оставленная им, есть благословение нам.
Икона Богородицы «Спорительница хлебов»
Кондак 1
Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие, Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Икос 1
Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя Помощницу людем, избавляющую нас от глада и всяких напастей, житие наше добре устрояющую во всяком мире и довольстве. Темже со умилением взываем Ти:
Радуйся, благодатное человеков избавление от всякия нужды; радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление.
Радуйся, христолюбивыя люди от бед спасающая; радуйся, алчущих Питательнице.
Радуйся, сирых Заступнице; радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, израстившая нам Плод Живота; радуйся, Спаса рождшая душ наших.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 2
Видев Сын Твой, Богомати, великое Твое к людем милосердие, глаголет к Тебе: Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя. Мы же, прославляющие сие дивное промышление о роде человеческом, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум небесный даровася благочестивому старцу Амвросию, настави его соорудити во обители им созданной, икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю «Спорительница хлебов», яко Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы. Темже вопием Тебе таковая:
Радуйся, Дево, христиан похвало; радуйся, яко Тя блажат вси роди.
Радуйся, яко Ты благословляеши и споряеши хлебы наша; радуйся, яко Ты избавляеши нас от глада.
Радуйся, питающая нас хлебом жизни; радуйся, млеком питавшая Питателя Вселенныя.
Радуйся, Плода Безсмертнаго стяжание; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 3
Силою свыше укрепи нас, Благодатная Владычице, во дни глада и пагубы, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем в напастех и скорбех волю Его святую, благую и совершенную, непрестанно хваля Бога и взывая Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея любовь велию к людям, искупленным Честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистыя, прияла еси от Него власть устрояти и покрывати род христианский. Ты бо бедствующим Помощнице еси скорая, градом и весем, селам и нивам, и всему миру Покров. Тебе, Милосердной и Боголюбивой Матери нашей, устрояющей и направляющей ко спасению земную жизнь нашу, смиренномудренно глаголем:
Радуйся, Благаго Сына Благая Мати; радуйся, непрестанно молящаяся о спасении и помиловании нас грешных.
Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице.
Радуйся, плененных и в темницех заключенных Питательнице; радуйся, тела моего здравие и души моея спасение.
Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 4
Буря противных ветров, егда найдет на нас внезапно, громы и молнии, град и вода многая устремится на землю, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь нам безпомощным, защити и избави нас от дождевнаго лияния, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, и да будут поля и нивы невредимы от сих, и да не потопит нас буря водная. Тебе бо грешнии имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, Рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще и видяще Твое сострадание, Владычице, к бедствующим и гибнущим людем, мы, грешнии, прибегаем к Тебе и молимся: О, Пресвятая Дево, услыши нас грешных, и во дни, егда солнце изсушит землю и от сухости зной будет, и прозябения земная начнут увядати, тогда, Владычице, росу благодати Твоея низпосли на требующия и просящия милости, возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, младенец, и скотов, и иных всех, иже чают дати им пищу во благо время, и от святыя иконы Твоея «Спорительницы» яви милосердие Твое вопиющим Тебе таковая:
Радуйся, Молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
Радуйся, Матерним покровом Твоим от всяких несчастий нас охраняющая; радуйся, поля и нивы наша от запаления солнечнаго спасающая.
Радуйся, Всемилостивая Услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; радуйся, жилища наша от огня спасающая.
Радуйся, Державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний; радуйся, от всех бед быстрое избавление.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 5
Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати, людем, просящим хлеба насущнаго, немерцаемо сияет, покровом бо Твоея милости соблюдаеши поля и нивы наша и плодоносити их устрояеши, подвизая верныя вопити Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя Тя Сын Твой при Кресте стоящую с возлюбленным учеником, глаголет Тебе: Жено, се Сын Твой. И ученику: Се Мати твоя, — всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, чада Твоя сущия, на Твой покров надеющеся, Тебе, яко Матери нашей, глаголати дерзаем:
Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, грехов наших прощение.
Радуйся, Надеждо наша известная; радуйся, упование наше непостыдное.
Радуйся, скорбей наших разрешение; радуйся, печалей наших утолений.
Радуйся, пламене страстей изменяющая; радуйся, всех родов веселие.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, от восток бо до запад хвально Имя Твое, и несть града или страны, идеже не совершашеся Тобою действо Силы Божия, во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милостей и щедрот бедствующему и требующему помощи человечеству. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси от Истиннаго Солнца заря, Дево Богоотроковице, просвещаеши души всех, томимых гладом душевным, рече бо Господь: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. Но помрачишася очи наша и окаменеша сердца наша и не видим очима своима и не разумеем сердцем судеб Божиих. Томимыя душевным гладом, к Тебе прибегаем, Пречистая Дево, и просим Словом Жизни утолить глад душевный нас, вопиющих Тебе таковая:
Радуйся, от убожества душевнаго нас воздвизающая; радуйся, питающая нас Словом Жизни.
Радуйся, трапезо Пресвятая, Хлеб Жизни носившая; радуйся, Пище, манны приемнице.
Радуйся, земле Благая, Клас Божественный израстившая; радуйся, ниво, растящая многоплодие щедрот.
Радуйся, каменю напоивший жаждущия жизни; радуйся, милость сугубо нам подающая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 7
Хотящи жати спасение, яко село сладкое показалася еси Владычице, от Негоже питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно прославилася еси, Богомати, в защищении людей православных. Возстающии бо на Бога не познают, коль сильна есть молитва Божией Матери. Мы же о Твоем всемощном заступлении, помощи и благословении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем:
Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, бедствующим среди напастей и трудов внезапное вспоможение.
Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; радуйся, Помощнице всех безпомощных.
Радуйся, Кормительнице вдов и сирот; радуйся, подающая силу, пищу и отраду болящим и разслабленным.
Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, многих согрешений прощение.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 8
Якоже древле содействовала еси схождению на землю Спасителя мира, сице и ныне, яко солнце светозарное, восходиши над созревающей нивой, предшествуя приходу Господина с жателями. Тому и мы со страхом вопием: Аллилуиа.
Икос 8
Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших ко святей иконе Твоей «Спорительнице» усердно притекаем, чающе получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение во оскудении и нищете нашей, взываем Ти:
Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, пище и утешение к Тебе прибегающих.
Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих; радуйся, быстрое нищих услышание.
Радуйся, скорбящих от глада и нужды приятное попечение; радуйся, к Свету Неприступному нас извлачающая.
Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, Надеждо благ вечных.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 9
Вси людие дивятся величию чудес Твоих, Пресвятая Дево, изливаемых Тобою от святых Твоих икон, яко всем даруеши по коемуждо прошению, устрояеши домы наша, посылаеши благословение земледельцем и даеши людем всякое довольство. Темже вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя не могут воспети чудес Твоих, Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и ниспосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных. Мы же во смирении своем исповедающе Твое великое заступление о нас грешных и непрестанную помощь в нуждах наших вопием Ти:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; радуйся, величаемая от всех Небесных Сил.
Радуйся, Честнейшая Херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, Владычице Неба и земли; радуйся, Родительнице Вечнаго Царя.
Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, ублажаемая на Небеси и на земли.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 10
Спасительное прибежище в скорбех и напастех Ты еси, Богородице, темже испроси у Сына Твоего и Бога нашего милости нам грешным, поющим: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Богородице Дево, и всем с верою притекающим и поклоняющимся Тебе и иконе Твоей «Спорительница хлебов» именуемой и глаголющим:
Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; радуйся, любве Божественныя проявление.
Радуйся, чудес преславных совершение; радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое.
Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, о храмех Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.
Радуйся, несумненная наша Надеждо; радуйся, тихое и доброе Пристанище.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 11
Пение наше не презри, Пресвятая Дево, и сокровище любве Твоея не затвори от нас; щедрую руку Твоея помощи простри нам, да прославляющи милости и чудеса Твоя, поем Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши весь мир христианский и заступаеши люди православныя, искупленныя кровию Сына Твоего, темже припадающе ко святому образу Твоему, на немже зрим Тя, Богомати, на воздусе над полями и нивами нашими благословляющую собранныя снопы хлеба, молим Тя, Всемилостивая Владычице, род человеческий, осужденный в поте лица снести хлеб, в болезнех родити и в печалех питати чада своя, милостивно пощади и заступи. Даруй нам здравие и благомощие, да питаемии Тобою, от силы в силу возрастати будем и вси исполнимся радости и утешения от щедродательныя десницы любве Твоея, зовуще Тебе:
Радуйся, младенцев Млекопитательнице; радуйся, устнами детей хвалу Богови совершающая.
Радуйся, Росо Неботочная в зной трудов сущим; радуйся, подавающая требующим благоустроение.
Радуйся, уготовляющая просящим изобилие; радуйся, многажды прошения предваряющая.
Радуйся, печальных Утешение; радуйся, скорбящих веселие.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 12
Благодатную помощь низпосли нам, Мати Божия, и егда изыде сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще чудеса Твоя и милости, Владычице Богородице, хвалим Тя вси, яко воистину еси наша Помощнице, Заступнице, Питательнице и Домостроительнице, житие наше ко спасению устрояющая. Темже вопием Ти:
Радуйся, богатство нетленное нам подавающая; радуйся, брашно негиблющее алчущим правды.
Радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни; радуйся, яко рай пищный процветаеши.
Радуйся, верных спасительное прибежище; радуйся, Покрове миру ширший облака.
Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, отчаянных спасение.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приемши приношение, избави люди, к Тебе прибегающия, от всякия нужды, глада душевнаго и телеснаго, смертоносных болезней и всякаго зла и вечныя изми муки, да с лики ангельскими непрестанно поем Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».
Молитва
О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице и Питательнице, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших! Ты, Владычице, низпосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Амвросий Оптинский в 12 километрах от своей обители в селе Шамордино организовал женский монастырь. Вернее, поначалу это была просто община. 1 октября 1884 года там была освящена первая церковь. Эта дата и считается днем основания Казанской пустыни.
Старец собирал сюда всех больных, слепых и убогих, кто не имел возможности поступить в другой монастырь. Монастырь рос. К началу ХХ века в нем уже было около 600 насельниц. Тогда же был построен величественный Казанский храм.
Обитель находится на высоком берегу реки Серены, которая в том месте делает изысканный по красоте изгиб. Вероятно, необычайная красота этих мест и натолкнула оптинского старца на мысль о новой иконе Девы Марии. Сам он питал к Ней особую любовь. На все богородичные праздники он обязательно служил в своей келье бдение. Ходить в храм на литургии он из-за слабого здоровья не мог.
О том, как родилась икона «Спорительница хлебов», существует две версии. По первой, ее прислала Амвросию игуменья Болховского монастыря Илария. По другой, замысел принадлежал самому старцу. Он делал эскизы, а окончательный вариант написал его ученик инок Даниил. В молодости Даниил, тогда Дмитрий Болотов, закончил академию художеств в Петербурге и долгие годы был довольно известным портретистом.
На иконе Богородица изображена сидящей на облаке. А внизу то самое поле, которое видят паломники, подъезжая к Шамординской пустыни. Рожь на нем сжата и связана в снопы. Божья Матерь благословляет эти хлеба. Когда я проезжал в августе по этим местам, урожай тоже был собран. Правда, вместо снопов на поле лежали огромные тюки соломы цилиндрической формы. Ничего не поделаешь, за сто лет техника ушла вперед.
«Спорительница» была написана в 1890 году. А на следующий год в России начался голод, вызванный неурожаем. Он был везде, кроме Шамордина и окрестных калужских земель. По просьбе Амвросия с иконы делают множество фотографических снимков. Он рассылает их своим ученикам. Там, где появляется благословленный старцем образ, родится хлеб и отступает засуха. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха, грозившая голодом, но вскоре, после того как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.
Чудотворный Амвросиев образ Богородицы непосредственно связан и с литовской землей. Существует две версии, как попала «Спорительница» в Михновскую общину. Дабы не быть голословным распространителем слухов, приведу две цитаты из статьи «Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»» В. Кишириной и Г. Черкасовой с официального сайта Оптиной пустыни, в которой говорится об обеих версиях. Первый отрывок взят из самой статьи, второй из сносок после нее. Саму статью можно прочесть тут: https://www.optina.ru/pub/p16/#022.
Итак, первая цитата:
«Нам ничего неизвестно о судьбе той келейной иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые молитвы. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года, что икона «Спорительница хлебов» находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это?
Действительно, в храме «Всех скорбящих Радость» в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес, Шальчининкского р-на), есть образ Божией Матери «Спорительница хлебов». Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что это не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое – благословение старца преп. Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма».
И вторая:
«Община сформировалась в старинном имении дворян Корецких, вокруг их домовой церкви «Всех скорбящих Радость», построенной в 1915-1917 годах. После кончины главы семьи Николая Осиповича Корецкого (1841-1912), его вдова Анастасия Дементьевна вместе со своими детьми: Марией, Варварой и Анастасией, посетила Оптину Пустынь. Старец Нектарий благословил строительство храма на погосте над семейной усыпальницей, что и было сделано Анастасией Дементьевной к лету 1915 года. Тогда же ею была заказана у инокинь Шамординского монастыря и икона «Спорительница хлебов», так поразившая помещицу из Литвы. Именно эта икона и находится в киоте слева от иконостаса, являясь украшением Скорбященского храма».
Выносить окончательный вердикт о том, кто тут прав, интернет-сообщество или наша православная журналистка Ирина Арефьева, на которую ссылаются авторы, я не могу, да и не хочу. В конце концов, не так уж и важно, оригинал или его список хранит нашу Михновскую общину. Главное – хранит.
Оптинский старец установил день памяти иконы – 15 (28 по новому стилю) октября. И дата эта не была случайной. Именно в этот день в 1891 году его хоронили.
Петр ФОКИН, псаломщик Знаменской церкви
Privacy Overview
Этот веб-сайт использует cookie для улучшения навигации по сайту. Сookie файлы классифицируются по мере необходимости, хранятся в вашем браузере, поскольку они необходимы для работы с основными функциями веб-сайта. Мы также используем сторонние файлы cookie, которые помогают нам анализировать и понимать, как вы используете этот веб-сайт. Эти cookie будут храниться в вашем браузере только с вашего согласия. У вас также есть возможность отказаться от этих файлов cookie. Но отказ от некоторых из этих файлов cookie может повлиять на просмотр сайта.
Этот веб-сайт использует cookie для улучшения навигации по сайту. Сookie файлы классифицируются по мере необходимости, хранятся в вашем браузере, поскольку они необходимы для работы с основными функциями веб-сайта. Мы также используем сторонние файлы cookie, которые помогают нам анализировать и понимать, как вы используете этот веб-сайт. Эти cookie будут храниться в вашем браузере только с вашего согласия. У вас также есть возможность отказаться от этих файлов cookie. Но отказ от некоторых из этих файлов cookie может повлиять на просмотр сайта.
Necessary Always Enabled
Необходимые файлы cookie абсолютно необходимы для правильной работы нашего сайта. В эту категорию входят только файлы cookie, которые обеспечивают основные функции и функции безопасности веб-сайта. Эти cookie не хранят личную информацию.
Non-necessary Non-necessary
Любые файлы cookie, которые могут быть не особенно необходимы для работы веб-сайта и используются специально для сбора личных данных пользователя с помощью аналитики, рекламы и другого встроенного содержимого, прекращаются как ненужные файлы cookie. Перед запуском этих файлов cookie на нашем веб-сайте необходимо получить согласие пользователя.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В 1889 году Старец Амвросий Оптинский дал благословление Иларии, настоятельнице Белевского монастыря, создать для него образ Божьей Матери в качестве образца совершенно новой, нетрадиционной иконописи. Уже в 1890 году игуменья передала ему работу церковного живописца иеромонаха Даниила: на ней Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Значение образа Богородицы
Эта святая картина стала подарком-напутствием отца Амвросия женской обители, созданной им вблизи монастыря Оптина Пустынь в Шамординском селе Калужской области России. Неудивительно, что вид хлебного поля, которым снизу обрамлена икона Божьей Матери «Спорительница хлебов», писался именно с пейзажа возле монашеского пристанища.
Свое имя данный лик тоже получил благодаря иеромонаху Оптинскому. Само слово «спорительница» имеет два значения: «наполняться» и «помогать», — таким названием иконы преподобный желал донести до людей, что Владычица мира слышит просьбы не только о спасении души от соблазнов и грехов, но и о благополучной работе на земле.
Икона «Спорительница хлебов» — в чем помогает
С детским доверием полагаясь на защиту и божественную опеку Святой Девы, в один из последних дней перед кончиной старец Оптинский завещал покровительство своей обителью самой Богоматери.
Всем своим духовным детям он разослал литографии «Спорительницы хлебов», а шамординским монахиням дал наставление каждый день преклоняться перед этим образом. Молитвы послушниц отца Амвросия не оказались напрасны: 1891 год, ознаменовавшийся голодом во всех краях российского государства, принес на поля Калужской губернии и самого Шамордино богатый урожай.
Молва о чудесах, творимых ликом Богородицы, разлетелась по всей стране. В 1982 году из-за большой засухи голодная чума охватила Воронежскую губернию. Тогда одна из новосписанных копий иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» по просьбе настоятельниц была привезена в Пятницкую женскую общину. Перед ней отпели богослужение, и вскоре благодатные дожди возвратились на выпаленные солнцем земли и подарили местному крестьянству богатую жатву.
По сей день молитва Богородице Спорительнице хлебов о достатке и урожае читается православными земледельцами в память о былых и с верой о будущих ее чудесах.
Молитва иконе «Спорительница хлебов» поможет каждому нуждающемуся попросить и о хлебе насущном, и о духовном. Сила ее, наряду с другими славословиями к Богородице, заключена в вечной идее, что чтение молебна не даст потеряться ни одной душе и убережет каждого, кто устремится к очищению, принеся праведников к Божьему престолу, словно зерна в пшеничных колосьях.
Иконе «Спорительница хлебов» о чем молиться:
- Уберечь урожай от стихийных недуг, отогнать пожары, засуху, грады, ливни, сильные морозы
- В приготовлении пищи: еда станет как никогда вкусной, если поставить зажженную лампадку перед образом Девы Марии
- Обрести благословление на плодородный труд
- Сохранить семейное благополучие, отвести горе: пожилые люди взывают о поддержке в старости, молодые – об обретении взаимопонимания, воспитании послушного ребенка
Здесь представлен сам текст молебной речи:
«О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!
Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.
Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.
Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Где можно найти святой лик Богородицы
В 1892 году Святейший Синод указал вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Последующие события, случившиеся с этой иконой, не фиксировались, поэтому сейчас точное ее местонахождение неизвестно. Есть предположения, что подлинник ныне храниться в Литве в селе Михнево, что под Вильнюсом. В самой Шамординской обители, возродившей свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Богоматери.
Дни совершения празднований иконе «Спорительница хлебов»
Ровно за год до своей смерти, 15 октября 1890 года, отец Амвросий Оптинский велел послушнице записать свою волю о том, чтобы каждый год 15 октября по старому стилю (28 октября — по новому) в Шамординской обители правили службу, читали акафист и пели во славу Богородицы.
Храни Вас Господь!
Смотрите еще и видео об иконе Богородицы «Спорительница хлебов»:
28 октября — празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о помощи в духовных и земных делах. Икона имеет недолгую историю, но за время своего существования она прославилась множеством удивительных чудес.
История иконы «Спорительница хлебов»
В XIX веке икона, подобных которой христианский мир еще не знал, была преподнесена в подарок благочестивому старцу Оптиной пустыни иеромонаху Амвросию, по всей России славившемуся безграничной преданностью Богу и любовью к людям. Старец особенно чтил образ Богородицы, заступницы человеческого рода перед престолом Господа, и во все Богородичные праздники усиливал молитву.
Амвросий сам дал иконе название и установил день ее почитания — 15 октября (28 октября — по новому стилю). Назвав икону «Спорительница хлебов», старец подчеркнул, что Богоматерь поддерживает человека не только в духовных устремлениях, но и посылает свою помощь в обыденных трудах, в снискании хлеба насущного.
Амворосий горячо почитал эту икону. Перед своей смертью он сделал снимки с иконы и раздал своим духовным детям, заповедовав молиться этому образу. Старец скончался 13 октября, а 15 октября — в день празднования иконы — его предали земле.
В год его кончины произошло первое чудо, после которого весть об иконе стала распространяться по России. В то время ненастье коснулось каждого человека: был тяжелый неурожайный год. Перед «Спорительницей хлебов» сотворили молитву, и в некоторых областях был собран прекрасный урожай.
Через год в одной из губерний была сильнейшая засуха. Верующие попросили привезти икону, дабы они смогли помолиться перед ней о помощи. Копия «Спорительницы хлебов», написанная послушником преподобного Амвросия, была привезена, и перед ней совершили молебен. В скором времени губительная засуха прекратилась: пошел дождь, и поля подготовились к тому, чтобы дать урожай.
В 1892 году икону вывезли из Оптиной пустыни. След образа затерялся, и никто не имеет достоверных сведений по поводу его нынешнего местонахождения.
Празднование иконы «Спорительница хлебов»
Верующие и по сей день молятся перед образом Богоматери, прося ее о помощи в ежедневных трудах и о духовном спасении. Перед «Спорительницей хлебов» просят об укреплении материального благополучия и ниспослании сил для того, чтобы преодолеть тяготы и трудности.
В храма в этот день проходит служба, в ходе которой исполняется специальное песнопение, славящее Богоматерь, ее милосердие и внимание к делам человеческим.
С иконой совершают крестный ход. Раньше образом обносили поля, чтобы Богоматерь ниспослала хороший урожай и защитила возделанные земли от засухи. Молебны иконе «Спорительница хлебов» совершают не только в день празднования, но и каждый раз, когда особенно остро ощущается необходимость в помощи небесных сил: в неурожайные времена и моменты природных ненастий.
Небесные силы помогают человеку и в поиске духовного спасения, и в повседневных заботах. Молитесь о себе и своих близких, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Пресвятая Богородица — наша самая большая небесная заступница и помощница. Ни один святой не получает столько молений, сколько Пречистая Матерь Божия. И неудивительно — по Ее святым молитвам человек может получить все необходимое к жизни. Несмотря на то, что главное для православного христианина — это духовная жизнь и следование Божьим заповедям, нельзя отрицать и материальных нужд и потребностей. Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов» известна многим верующим, которые молились перед ней о ниспослании всего необходимого для земной жизни.
История обретения иконы Богородицы «Спорительница хлебов»
В отличие от многих почитаемых образов Приснодевы Марии, которые обретались чудесным образом в древние времена, образ «Спорительница хлебов» не настолько старый. Ее появление напрямую связано с именем величайшего святого всей православной Церкви — старца Амвросия Оптинского. Именно он, в голодном 1889 году, дал благословение на написание иконы, перед которой следует молиться об избавлении от голода и даровании хлеба насущного.
Читайте о святом старце:
- Мощи святого Амвросия Оптинского
- Икона препродобного
- Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому
Отец Амвросий всегда с большим благоговением молился Божьей Матери в любых бедах и несчастьях, посещавших русский народ. И теперь он твердо верил, что именно от Девы Марии следует ожидать избавления от голода и неурожая.
Образ получился поистине удивительным — Божья Матерь сидит на облаке со сложенными для благословения руками, а внизу нее видны снопы ржи и цветущий луг. Достоверно неизвестно, какому именно иконописцу принадлежит оригинал образа. Старец Амвросий был основателем Шамординского женского монастыря недалеко от Оптиной пустыни, и, скорее всего, новый образ написал брат настоятельницы этого монастыря, духовной дочери отца Амвросия.
Дата празднования и почитания нового святого образа была установлена самим старцем Амвросием и назначена на 28 октября (новый стиль). Он всю свою жизнь свято верил в бесконечную помощь Пресвятой Владычицы Небесной людям, и усердно ей молился.
Новая икона очень быстро обрела известность среди верующего православного народа. Перед ней стали служить молебны, к ней начали приезжать паломники для поклонения. И первые чудеса не заставили себя ждать — уже в 1892 году, во время голода, Царица Небесная ответила на мольбы перед ее образом. По всей России были жуткие неурожаи и, как следствие, недостаток продовольствия, а на Шамординских полях и вообще Калужской области собрали большой урожай.
После этого случилась сильная засуха в Воронеже, которая могла закончиться потерей урожая на полях. Тогда церковная власть распорядилась послать в область список с иконы «Спорительница хлебов». Он был доставлен в один из местных женских монастырей. Без отлагательств перед образом был отслужен молебен, после которого сразу же пошел сильный дождь. Урожай был спасен.
Икона «Спорительница хлебов»
Значение образа и иконография
Икона написана очень необычно для изображения Пресвятой Богородицы. Она спускается с небес на засеянную землю, благословляя посевы и урожай. В этом образе скрыт глубокий духовный смысл. Так, часть колосьев изображена уже сложенными в снопы, когда остальные только дозревают на поле — это символическое соотношение с Евангельскими строками, что наступит время жатвы.
Взгляд Царицы Небесной одновременно и строгий, и добрый. Раскинутые в сторону руки как бы преподают благословение и снопам на иконе, и каждому молящемуся. Символично и облако, на котором сидит Пречистая — из него исходит влага, нужная для плодородия.
Интересно. Само название «Спорительница хлебов» уже раскрывает значение данного образа. Это помощница каждому человеку в поиске хлеба насущного для земной жизни.
Такое название старец Амвросий дал иконе неспроста. Он свято верил в то, что нет для людей большего небесного заступничества, чем покровительство Божьей Матери. В любом деле, в скорби или болезни, он завещал всегда возносить свои мольбы к Деве Марии.
Молитва перед иконой «Спорительница хлебов» призвана помогать верующим христианам в трудах по снисканию хлеба насущного. Но нужно понимать, что евангельский смысл слова «хлеб» намного шире, чем ежедневная пища.
В Евангелие от Иоанна можно найти слова, где хлебом именуется сам Господь. То есть в евангельском смысле хлеб насущный — это все, что необходимо человеку для жизни, и прежде всего, духовное общение с Богом. Потому что без Бога человек может быть жив телом, но совершенно мертв душой. И впуская в себя Бога, мы как бы питаем хлебом свою душу, и она оживает для вечной жизни.
Читайте о практике христианской жизни:
- Зачем и кому нужен духовный наставник
- О правилах поведения в храме
- Как нужно поститься перед причастием
Поле, которое благословляет Богородица, символично означает человеческую жизнь. Как в пшенице постепенно созревают колоски и зерна, так и в душе каждого человека должна созревать вера в Бога и желание следовать Его заповедям. Об этом и молится Приснодева Мария, благословляя каждого человека.
Сложенные готовые снопы также символично указывают нам на строки Евангелия и будущей жатве. Имеется ввиду, что настанут времена, когда будет окончательно решена судьба каждого человека — будет великая жатва (Страшный Суд). И после этого суда все праведники останутся в вечной радости с Господом, а все грешники отправятся в ад.
Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в городе Горки на территории Белорусской сельскохозяйственной академии
О чем молятся перед иконой «Спорительница хлебов»
Как уже было сказано, «спорительница» означает «помощница». Царица Небесная помогает каждому человеку в его земных делах, если только ее искренне попросить. Помогает обращение к Богоматери перед этой иконой в таких случаях:
- голод;
- неурожай;
- засуха;
- нищета;
- любые стесненные жизненные обстоятельства.
Как было сказано выше, духовный смысл пропитания человека не сводится только лишь к физической стороне. Одновременно с телом надо питать и душу человека, а сделать это можно только через единение с Богом. Поэтому вполне можно перед иконой «Спорительница хлебов» просить о ниспослании духовной помощи, об укреплении молитвы, об избавлении от маловерия или неверия.
Большим заблуждением будет считать, что икона может помочь сама по себе или что духовная сила исходит непосредственно от изображения. Молясь перед иконой, мы возносим наши прошения непосредственно к Божьей Матери, от которой уже и исходят все блага и помощь человеку.
К тому же, не стоит думать, что перед конкретной иконой можно молиться только о чем-то одном и ни о чем другом. Так, если у верующего христианина возникнет желание перед иконой «Спорительница хлебов» попросить о здоровье родных и близких — такое прошение будет обязательно услышано, если оно идет искренне от сердца.
Важно. Конкретная «специализация» тех или иных икон помогать в определенных обстоятельствах — это не более чем традиция. Помощь подается от Господа, поэтому никто не запрещает молиться перед любой иконой о чем угодно.
Поскольку Пресвятая Богородица является самой большой заступницей всего рода человеческого, к любому ее образу можно прийти со своей скорбью и просьбой. Перед иконой «Спорительница хлебов» просят о земном достатке и благополучии, но не стоит забывать, что не земное богатство есть цель человеческой жизни.
От неверующих людей часто можно услышать такую мысль — если Бог всемогущ, почему Он не дает всем все просимое, почему не делает жизнь людей на земле богатой, почему есть нужда, болезни, голод? Ответ на этот вопрос и дает православная вера. Цель земной жизни человека — наследовать Вечность с Богом. И чаще всего, богатство и процветание в этой жизни к Богу вовсе не приближают, а наоборот, сильно отдаляют.
Когда мы вспоминаем, что над всеми нами есть Господь? Когда происходит беда, болезнь, какая-то скорбь, печаль. Часто ли мы идем в храм, чтобы поблагодарить Бога за что-то хорошее, что произошло у нас в жизни? Очень редко. Чаще всего человек бежит к Господу за помощью в беде и совершенно забывает о Нем, когда беда миновала.
Так же и с земным богатством — стесненные обстоятельства жизни принуждают человека вспомнить о том, что он не всемогущ, что его жизнь находится в руках Господних. А в богатстве и полном комфорте Бог становится ненужным.
Конечно, это вовсе не означает, что спастись можно только лишь, будучи бедным, как церковная мышь. Просто надо помнить, что все блага исходят от Господа, и что без Него мы ни на что не способны самостоятельно. И просить земных благ нужно со смирением, полагаясь на Божью волю.
Икона «Спорительница хлебов» в Оптиной пустыни
Как правильно молится перед иконой «Спорительница хлебов»
Молитва перед любым образом может совершаться как дома, так и в храме. Жизнь православного христианина невозможна без посещения храма, богослужений, без участия в Таинствах церкви. Конечно, данный конкретный образ может присутствовать не в каждой церкви, но если вы его все же нашли — обязательно попросите Божью Матерь помочь.
Для этого в свечной лавке можно купить свечу и поставить ее на специальный подсвечник перед иконой. Стоит помнить, что все советы о том, какой рукой ставить свечу, в какую сторону поворачиваться — не более чем церковные суеверия, которым не стоит придавать ни малейшего значения. То же самое можно сказать и о распространенном мнении, что если свеча потухла, упала с подсвечника или задымила черным — то это плохой знак. Потухнуть огонек может от сквозняка, которого в церквях бывает много. Падает свеча от плохого закрепления на подсвечнике, а черный дым говорит всего лишь о примесях в составе воска, из которого вылита свеча.
Кроме личной молитвы в храме, можно заказать молебен. Это специальная небольшая служба, где читаются молитвы или акафист по просьбе верующих. На эту службу подаются записочки с именами всех, кого хотят помянуть. Очень желательно присутствовать лично на заказном молебне и вместе со священнослужителями возносить свои просьбы к Господу и Его Пречистой Матери.
Дома можно молиться просто перед святым уголком, где есть «Спорительница хлебов». Также можно зажечь лампаду или свечу — огонь поможет настроиться на тихий, умиротворенный лад. Нужно постараться отвлечься от всего земного, суетливого и все свои мысли и чувства направить к духовному.
Когда мы просим о богатстве и любых земных благах, нужно понимать, что Господь обязательно их пошлет, если это будет полезно для души человека. Нельзя настойчиво требовать от Бога исполнения желаний или какого-то чуда. Отношение к вере, как к магии, ради удовлетворения собственных желаний недопустимо. Нужно четко осознавать, что Бог ничего не посылает просто так, и те или иные трудности могут помочь человеку встать на Божий путь.
Посмотрите видео об иконе *Спорительница хлебов
Спорительница хлебов- Икона Божией Матери
Празднование: 28 октября
В чем помогает икона Божьей Матери Спорительница хлебов
История иконы Божьей Матери Спорительница хлебов
Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой Спорительница хлебов
Молитвы Пресвятой Богородице перед Ее иконой Спорительница хлебов
Величание
Видеофильм
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ОБРАЗОМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Слово «спорительница» имеет значение помощница. Поэтому молитвы Богородице перед Ее иконой «Спорительница хлебов» помогают в обретении хлеба насущного, также можно попросить благословения перед началом какого-то дела, помощи и покровительства в получении хороших урожаев.
Также молитвы перед иконой «Спорительница хлебов» помогают преодолеть бедность и решить проблемы в житейских делах.
Желательно, чтобы в вашем доме была эта икона, чтобы в нем был достаток и благоденствие.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
ИСТОРИЯ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» не относится к старинным, но за небольшой свой «возраст» она стала почитаемой у верующих людей.
1889 год в России выдался очень голодным. Во всех храмах и монастырях молились Господу о том, чтобы Он помог вырастить и собрать урожай. Преподобный Амвросий, старец Оптиной Пустыни, дал благословение игуменье Белевского монастыря Иларии на написание иконы Богородицы, которой специально молились бы о хлебе насущном.
В 1890 году старец получил необычную икону, часть которой была позаимствована от иконы Всех Святых в Болховсом монастыре. В новой иконе Божия Матерь сидит прямо на облаках, Ее руки подняты для благословения, которое опускается на рожь, находящуюся на поле. По замыслу старца Амвросия, рожь на изображении собрана в снопы.
Сам старец установил дату празднования – 15 октября (28 октября по новому стилю) и дал название новому образу: «Спорительница хлебов». Он хотел донести до людей, что Божия Матерь не только спасает наши души, но и является помощницей в земных делах.
Последние годы своей жизни святой старец отдал созданию женской общины в деревне Шамордино, которая находится в двенадцати километрах от монастыря Оптина пустынь. Монахиням шамординской обители, и всем своим духовным чадам, отец Амвросий завещал молиться перед любимым им самим образом «Спорительница хлебов». По просьбе старца с этой иконы были сделаны снимки, которые он высылал духовным детям и всем почитателям.
Для пения акафиста Богородице перед иконой «Спорительница хлебов», старец сочинил специальный припев:
“Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!”
В последний год жизни старца Амвросия в стране был голод, но на полях вокруг Шамордино урожаи хлеба были хорошие, его собрали столько, что хватило даже и на следующий год. Говорили – помогла «Спорительница хлебов»
Старца Амвросия как-то спросили – кто после него будет духовником Шамординского монастыря. Ответ был такой:
«Обитель оставляю Царице Небесной».
Действительно, при покровительстве Божией Матери, в начале двадцататого века этот монастырь стал одним из процветающих, в нем, под духовным руководством оптинских старцев находились около 800 сестер.
В 1891 году окончился жизненный путь старца Амвросия, день погребения совпал с датой почитания иконы «Спорительница хлебов» – 15 октября (28 октября по новому стилю).
В следующем 1892 году во время сильной засухи, для предотвращения неминуемого нерожая, из Воронежской епархии попросили список иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Когда икона (копия) была доставлена в Пятницкую обитель, над ней совершили молебен, после чего начался дождь и люди были спасены от голода.
В монастыре Оптина пустынь во Владимирском храме есть икона, на которой преподобный Амвросий молитвенно поднимает руки вверх, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».