Содержание
АНАЛОЙНАЯ ИКОНА
АНАЛОЙНАЯ ИКОНА
особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение (греч. προσκύνησις) и целование А. и., представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда — святого покровителя храма или местночтимый образ Божией Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления Всел. VII Собора (787). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания (см. Православия неделя), состоявшейся 11 марта 843 г. в соборе Св. Софии К-польской, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы.
Необходимость иметь в храме А. и. для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые — на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, к-рые совершаются в храме (см. Действа литургические). Литургические серии А. и. известны с XI-XII вв. Это сохранившиеся до наст. времени двусторонние полиптихи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае. К ним можно также отнести небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и ГТГ, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы « » и др. Наиболее полными рус. сериями являются т. н. иконы-таблетки 1-й трети (или 2-й четв.) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (СПМЗ. № 2765, 2766, 2769) и рубежа XV-XVI вв. из собора Св. Софии в Новгороде, столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (СИХМ). Возможно, что упоминание 1-го из этих комплектов («полотенец», как их называют в церковных описях и вкладных книгах), относящееся к кон. XV в., зафиксировано в описи ризницы Троице-Сергиева мон-ря 1575 г.: «Дал вкладу старец Вельямин Плещеев двенадцать праздников в киоте на полотенце, киот обложен серебром» (Николаева. № 151). По описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г., «30 празников на пятинатцати полотенцех, что на налое кладуть, да 2 киота обложены серебром, а в них кладуть праздникы на налое» находились в алтаре соборной церкви (Георгиевский. С. 6). Опись икон Успенского собора Московского Кремля 1621 г. содержит запись о киоте, стоявшем на аналое, в к-ром помещалось 16 «полотенец празников» и 12 «полотенец минеи» (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. стб. 398). Большое число А. и. занесено в монастырские переписные книги и описи церквей XVI-XVII вв. Наиболее полное описание практики использования икон-таблеток на протяжении всего литургического года содержит новгородский Чиновник Софийского собора (окончательная редакция 1626-1634).
Иконография А. и., как показывают самые ранние их серии, восходит к иллюстрациям литургических книг, возлагавшихся при чтении на аналой: Евангелия, Апостола, служебных Миней, Цветной и Постной Триодей, корпус к-рых в основном сформировался к XI в. К этому времени следует отнести и появление типа и особенностей А. и. Не только иконография, но и книжный формат, миниатюрный стиль письма, двусторонняя композиция повторяют приемы книжной иллюстрации. Не случайно сложенные в ковчег иконы-таблетки, по словам архидиак. Павла Алеппского, казались «подобием книги» (Путешествие Патриарха Макария в Россию. С. 130).
Кроме моментов, когда А. и. использовались за богослужением, они хранились в ковчежцах на полках аналоев, покрытых пеленой, или в алтаре или ризнице храма в коробах, ларцах или киотах.
А. и. служили также образцами для иконописцев, о чем свидетельствуют не только иконографические параллели с монументальными образами иконостасов и фресок, но и сведения из монастырских описей и др. документов, упоминающих о наличии двусторонних иконных образцов в составе имущества иконописцев.
И. А. Шалина
Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.
Аналой с иконой
Аналойная икона — особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение (греч. προσκύνησις) и целование аналойной иконы, представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда — святого покровителя храма или местночтимый образ Божией Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления VII Вселенского Собора (787). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания, состоявшейся 11 марта 843 года в Константинопольском соборе Св. Софии, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы.
Необходимость иметь в храме аналойные иконы для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые — на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, которые совершаются в храме. Литургические серии аналойных икон известны с XI-XII веков.
Иконография аналойных икон, как показывают самые ранние их серии, восходит к иллюстрациям литургических книг, возлагавшихся при чтении на аналой: Евангелия, Апостола, служебных Миней, Цветной и Постной Триодей, корпус которых в основном сформировался к XI в. К этому времени следует отнести и появление типа и особенностей аналойных икон. Не только иконография, но и книжный формат, миниатюрный стиль письма, двусторонняя композиция повторяют приемы книжной иллюстрации. Не случайно сложенные в ковчег иконы-таблетки, по словам архидиак. Павла Алеппского, казались «подобием книги» .
Кроме моментов, когда аналойные иконы использовались за богослужением, они хранились в ковчежцах на полках аналоев, покрытых пеленой, или в алтаре или ризнице храма в коробах, ларцах или киотах.
Аналойные иконы служили также образцами для иконописцев, о чем свидетельствуют не только иконографические параллели с монументальными образами иконостасов и фресок, но и сведения из монастырских описей и др. документов, упоминающих о наличии двусторонних иконных образцов в составе имущества иконописцев.
Литература
Использованные материалы
- И. А. Шалина «Аналойная икона» // Православная энциклопедия, т. 2, с. 216-217
Путешествие Патриарха Макария в Россию. С. 130
Описание и виды церковного аналоя
Внутреннее убранство каждого православного храма отличается своей уникальностью. В то же время все они объединены едиными правилами устройства для совершения богослужений. Одним из атрибутов церковной мебели является аналой. Он занимает далеко не первостепенное место в духовной жизни верующих. Однако его роль в совершении богослужений заслуживает отдельного внимания.
Краткое определение
Первые упоминания об аналое как о предмете церковной жизни встречаются в Библии, а также в древних богослужебных книгах. Само слово имеет древнегреческое происхождение и переводится как «подставка для книг».
Церковный аналой — это специальный постамент для богослужебных книг, икон или креста. Имеет четырехугольную форму. Средняя высота такого стола составляет 130-150 сантиметров. Отличительной чертой данного церковного атрибута является покатая столешница, которая делается для облегчения процесса прикладывания верующих к святыням и чтения богослужебной литературы.
Виды
Существует несколько видов аналоев, которые используются в ходе литургии. Они могут различаться по размеру, форме и внешнему виду. Несмотря на небольшие отличия, аналои, как правило, взаимозаменяемы.
В центральной части храма устанавливается одна или несколько подставок, которые называются также проскинитариями, что с греческого языка переводится как «поклонение». На них возлагают праздничные или храмовые иконы. Такие предметы часто изготавливают в виде тумб или многогранной колонны. Центральные постаменты отличаются от других видов большими размерами и богатством внешнего вида. Фото церковного аналоя, выполненного в виде проскинитария, представлено ниже.
Во время богослужения часто используются раскладные подставки. В этом случае покатая столешница изготавливается из прочной ткани, а основание – из легких деревянных опор. Такие аналои имеют небольшой вес и в сложенном виде не занимают много места. Их легко перемещать из одной части храма в другую, в зависимости от совершаемых таинств. Поэтому они являются важной составляющей церковного убранства.
Церковный хор для чтения нот и песнопений также пользуется специальной подставкой. Как правило, это небольшая столешница с наклоном, закрепленная на одной опоре. Такие аналои называют клиросными. Как и раскладные, они отличаются легкостью и мобильностью. Кроме хора, их используют священнослужители для удобства чтения богослужебных книг во время совершения литургии. Клиросный аналой может быть также выполнен в виде многогранной пирамиды. Такие подставки используются для удобства пения большим хором.
Использование
Как правило, аналоев в церкви несколько. Самым большим является центральный. Размещается такой постамент перед иконостасом. На нем находится главная икона, которая может меняться в зависимости от праздника или дня памяти святых. Перед центральным аналоем проходят молебны, крещение, венчание, соборование и прочие церковные таинства. Во время некоторых обрядов на центральный постамент возлагается Евангелие.
Аналои с иконами особо почитаемых святых встречаются не только в центральной части, но и в других приделах храма. Такие подставки необходимы для совершения таинства исповеди, во время которой на постамент возлагается крест и Евангелие. Такие атрибуты по необходимости устанавливаются в алтаре.
Рядом с церковными аналоями, которые служат подставками для икон, зачастую стоят подсвечники, куда молящиеся ставят свечи к празднику или святым угодникам. Использовать такие подставки можно не только в церкви, но и при совершении личной молитвы мирянами и монахами.
Изготовление аналоя
Изготавливаются аналои чаще всего из дерева самых разнообразных пород. Такие подставки отличаются красиво выполненной резьбой, небольшим весом и доступной ценой. Также в христианских храмах можно встретить аналои из камня или некоторых металлов, например бронзы. Они отличаются большей устойчивостью и долговечностью, однако имеют более высокую стоимость.
При изготовлении важной деталью является устойчивость, а для переносных подставок — наличие легкости и удобства. Опора не редко выполняется в виде шкафчика. Это является важной практичной деталью, особенно в условиях небольших храмов. Таким образом, постамент выполняет несколько функций одновременно: как подставка и дополнительное место хранения некоторых церковных предметов.
Изготовить церковный аналой своими руками может даже начинающий мастер, выбрав несложную модель. Ею может стать клиросный или переносной постамент, выполненный из легких деревянных опор и прочной ткани.
Украшение аналоя
Церковный аналой может быть украшен разнообразно. Декор выполняется в зависимости от модели позолотой, росписью, тиснением и другими видами внешнего оформления. Деревянные модели отличаются красивой резьбой, выполненной в виде цветов или креста. Покрытие лаком добавляет благородства внешнему виду, а также надолго защищает от внешних воздействий. Столешницы постаментов зачастую покрываются бархатной тканью, замшей, сукном разных благородных цветов.
Чаще всего в храмах во время особых праздников или поста церковный аналой покрывается красивой тканью-ризой в цвет облачения священнослужителей, а также украшается живыми цветами.
Значение
Церковный аналой для православного храма имеет большое значение. Удобство в использовании и различные виды позволяют использовать такие подставки для совершения богослужений и различных церковных таинств. Многообразие форм аналоя делает его практичным атрибутом, а красиво выполненный внешний вид — дополнительное украшение любого православного храма.
Что означает икона на аналое в центре храма?
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
В канун праздников в храме на аналое кладут икону с изображением празднуемого события. Греки называли такие иконы proskynesis, то есть предназначенные для поклонения.
Самые древние поклонные иконы имели небольшой размер. Композиции на них располагались либо по обеим сторонам, либо только на одной плоскости, но в этом случае поле иконы делилось на несколько частей, в каждой из которых помещался отдельный сюжет.
Первые русские серии аналойных икон с изображениями господских праздников и святых, память которых совершалась в течение года, возникли при епископских кафедрах. Создание календарных циклов было связано с порядком церковных служб. Каждая икона фиксировала тот или иной момент литургического года. К примеру, скомпонованные на одной плоскости изображения Страстей Христовых находились на аналое в дни Страстной седмицы. Иногда перед Царскими вратами устанавливали два аналоя, один для образа с Великими праздниками, другой — для иконы месяца.
У праздничных икон была так же и просветительская функция. Образ, лежащий на аналое перед Царскими вратами, раскрывал молящемуся смысл Праздника. Знакомые с литургическими текстами благоговейные созерцатели икон отмечали малейшие нюансы в построении образа, через которые мастер стремился выразить смысл изображаемого события священной истории.
Так, на одной из псковских икон XVI века «Крещение» зритель не мог не отметить такой значимой детали, как свиток в руках Иоанна Предтечи. Здесь это — символ учительства, знак преемственности Ветхого и Нового Заветов. Последний пророк передает полноту учительства Христу, а надпись «Се Агнец Божий» соотносится с откровением Бога Отца, назвавшего Иисуса Сыном.
Рука Иоанна с таким благоговением опущена на главу Иисуса, что этот жест без слов являет нам твердую веру Крестителя: «Ты еси Бог мой». Беззащитная в своей обнаженности фигура Христа, напротив, выражает высшее смирение. Десница Спасителя обращена к водам Иордана: Христос благословляет стихию воды, которая из стихии наказания человечества во время Потопа становится стихией чистоты и обновления. Даже снующие в воде рыбы — не просто занимательная деталь. Они воспринимались как символы человеческих душ по слову Тертуллиана: «Мы рыбки, предводимые нашим Христом».
Страница 1 из 2
АНАЛОЙНАЯ ИКОНА – особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение и целование аналойной иконы, представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда – святого покровителя храма или местночтимый образ Божьей Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления седьмого Вселенского собора (787 г.). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания, состоявшейся 11 марта 843 г. в соборе Святой Софии Константинопольской, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы. Необходимость иметь в храме аналойную икону для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего, это минейны иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые – на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в том числе с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трёх отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, которые совершаются в храме. Литургические серии аналойной иконы известны с XI–XII вв. Это сохранившиеся до настоящего времени двусторонние полиптихи из коллекции монастыря великомученицы Екатерины на Синае. К ним относят небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и Третьяковской галереи, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы «Не рыдай мене Мати» и др. Наиболее полными русскими сериями являются так называемые иконы-таблетки первой трети (или второй четверти) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (Сергиево-Посадский музей) и рубежа XV–XVI вв. из собора Святой Софии в Новгороде, столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (Суздальский музей).