Малов Алексей:
В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в домовом храме Православного института св. Иоанна Богослова председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий совершил торжественный молебен перед иконой небесного покровителя вуза. После богослужения епископ Меркурий представил преподавателям и студентам нового ректора Православного института святого Иоанна Богослова. По единогласному решению Попечительского Совета Института и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ректором стал игумен Петр (Еремеев).
После завершения торжественной части епископ Меркурий возглавил совещание, на котором игумен Петр официально вступил в должность ректора Православного института, принял первичные документы и печать.
Начало активной церковно-административной деятельности нового ректора Института восходит к июню 2003 года, когда Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Петр был утвержден в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе.
Спустя два года иеромонах Петр был направлен в Хабаровск на послушание проректора новой семинарии. На тот момент семинария была только учреждена определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
По прибытии в дальневосточную столицу иеромонаху Петру, помимо административного послушания в семинарии, было поручено настоятельство в одном из старейших храмов города — соборе Рождества Христова, на территории которого расположилась и духовная семинария. Год пребывания семинарии на территории собора стал временем оживления приходской деятельности: были отреставрированы внутренние помещения храма и придела, начали работу Богословские курсы для мирян, новый стимул получило развитие воскресной школы при соборе. Вскоре иеромонах Петр был возведен в сан игумена.
С началом проектирования и возведения комплекса собственных зданий семинарии игумен Петр был включен в состав комиссии и приемке объекта по строительству, как представитель епархии. Проректор семинарии ежедневно посещал строительную площадку, а затем, по благословению ректора духовной школы архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, возглавил работу по оформлению внутреннего пространства корпусов.
Особо следует отметить успешность этой работы на примере домовой церкви. Все, кто бывал в семинарии, всегда отмечают благолепие храма духовной школы, освященного в честь святителя Иннокентия (Вениаминова). Домовая церковь семинарии расписана по сусальному золоту выпускниками Иконописной школы при Московской духовной академии. Проректор семинарии руководил подготовкой эскизных планов росписи и курировал работу мастеров-иконописцев. В настоящий момент в храме пребывает более сорока икон святых с частицами мощей, что стало выполнением первоначальной идеи создания благоприятной обстановки для духовной жизни и роста учащих и учащихся семинарии. Сегодня в храме регулярно совершаются богослужения, молитвой в нем начинается и оканчивается день учащих и учащихся.
Главной заслугой игумена Петра в постановке учебного дела в Хабаровской семинарии стало определение четкой стратегии развития духовной школы: достижение качественно высокого уровня учебной и методической работы, становление семинарии как центра духовного воспитания и образования в традиционном церковном понимании. Результатом этого стало получение лицензии на ведение учебной деятельности по государственным образовательным стандартам. Наличие проработанной концепции развития семинарии позволило за короткое время создать необходимые условия для реализации большинства поставленных задач. Семинария имеет строгую структуру управления, отлаженную систему обеспечения должного уровня образования, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Активно развивается миссионерская и просветительская деятельность.
Следует отметить и вклад игумена Петра в Хабаровске в развитие церковных информационных проектов. В 2006 году по инициативе проректора Хабаровской семинарией был открыт Информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» — первый ресурс, отражающий религиозную жизнь на всем дальневосточном пространстве. Портал, главным редактором которого в течении нескольких лет был игумен Петр, трижды становился лауреатом ежегодной дальневосточной интернет-премии «Стерх». Другой медиа-проект духовной школы — еженедельная духовно-просветительская программа «Благовест», которая появилась в эфире крупнейшей дальневосточной телекомпании «Первое краевое телевидением» в октябре 2008 года. «Благовест» — не единственная телепередача, созданная семинарией. С марта 2010 года в эфир «Первого краевого телевидения» выходит ежедневная программа «Мир вам!».
Наряду с информационным направлением, важным приоритетом в деятельности первого проректора стало развитие издательских проектов духовной школы. Регулярно издаются сборники конференций, проводимых семинарией, труды преподавателей и студентов семинарии, научно-методические материалы.
Редакция портала, с благодарностью вспоминая ту роль, которую сыграл первый проректор в жизни новообразованной духовной школы, желает игумену Петру успехов в исполнении нового послушания, милости Божией и хранения в сердце всего, чему научила Божия благодать (1Ин 2. 27).
Публикация:
Интервью игумена Петра (Еремеева), настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, ректора Российского православного университета, наместника Высоко-Петровского монастыря.
— Дорогой отец Петр! Фонд «Русская береза» почти девять лет работает с проблемами многодетных и неполных семей, а также детей-сирот из русской глубинки. По опыту нашей работы: моральное, нравственное и духовное положение народа пока очень плачевное. Большая часть подопечных фонда — матери-одиночки, которые рожают детей от разных мужчин, даже не вступая с ними в брак. Как Вы считаете, почему такое происходит? Вследствие чего? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Установление семьи — это глубоко религиозное явление. Ведь семья — это проекция горнего мира. В Священном Писании мы видим полное раскрытие этого понятия. Семья устраивается по подобию Церкви, глава которой есть Христос, а все остальные — ее члены, и поэтому семья гармонично воспринимается как малая Церковь. Целью брака является подготовка брачующихся и их детей к вхождению в Божие Царство через научение разделять радости, терпеть скорби, преодолевать житейские проблемы, через совершенствование любви.
В советский период, когда насаждался атеизм, было разрушено религиозное восприятие семейных ценностей и осталось понимание семьи лишь как ячейки земного общества. В атеистической концепции мира семья ведь не воспринимается как институт, способствующий совершенствованию личности человека, обожению человека. Именно поэтому семья рассматривалась как инструмент организации масс и воспроизводства.
В такой концепции связь мужчины и женщины лишается сакрального значения и низвергается в земные страсти. К сожалению, в современном восприятии многих людей мы видим именно такое понимание брака — как совместной организации быта, рождения и воспитания детей. И сегодня это еще не самый плохой вариант.
Для человека верующего в семье все имеет духовный смысл. Семейная жизнь как лестница, на которой первая брачная ночь, рождение ребенка, преодоление препятствий и умножение радости есть ступени в духовном развитии, венец которого — вхождение после земной жизни в Небесное Царство. Такое христианское понимание брака создает в высшей мере крепкую мотивацию для супругов и детей преодолевать любые угрозы семье. Теперь, когда утеряно это понимание, серьезное испытание может легко разбить брачную связь за считанные годы, месяцы, а порой даже и дни.
Что касается такого явления как матери-одиночки, то это прямое следствие той глобальной проблемы упрощения высокого понимания отношений мужчины и женщины, о которой я упомянул выше. К большому сожалению, случайные связи, а нередко безответственное отношение мужчины в итоге приводят к одиночному материнству. Едва ли мы в праве сегодня обвинять тех женщин, которые послушались голоса совести и сохранили детей, даже понимая, что им суждено воспитывать их без отца. При этом ведь нередко мать сохраняет ребенка вопреки давлению близких людей — родителей и подруг, которые уговаривают ее сделать аборт. Я убежден, что общество обязано заботиться об одиночных матерях.
— Ваша диссертация 1999 г. «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» рассказывает о назревшей идейной борьбе в академическом образовании. Как эти проблемы повлияли на ход истории? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Мой выбор темы был связан с тем, что в то время проходил первый этап реформирования духовных учебных заведений, и мои коллеги и друзья по Московской духовной академии живо интересовались этой проблематикой.
Мне эта тема представлялась одной из важных в жизни Церкви, поэтому я решил ее изучить в рамках научного исследования. В ходе работы я увидел много общего между вызовами Церкви и ее системе образования тогда и сегодня, много нового узнал о сущности реформы дореволюционного духовного образования, о ее связи с процессами в Церкви и общества того времени.
Реформы духовного образования конца XIX — начала XX века были вызваны тем, что их инициаторы понимали несоответствие положения вещей в церковном образовании текущим задачам церковного служения. Мы видим, что именно вследствие преобразований, которые серьезно изменили саму систему работы в духовных академиях и семинариях во второй половине XIX века, произошел такой яркий рассвет духовного образования в начале века XX. Весь тот колоссальный потенциал, который послужил во благо Церкви через подготовку и проведение Поместного собора, был сформирован благодаря тем реформам. Они позволили усилить научные школы в духовных академиях и впоследствии сильно повлияли на светскую университетскую жизнь, особенно, на изучение философии и истории в конце XIX — начале XX века. Поэтому я думаю, что очень многие положительные моменты в развитии Церкви, которые мы видим в конце XIX века — начале XX века были обязаны реформам духовного образования той поры.
— Существует ли сейчас проблемы в духовном образовании? Отличается ли современное духовное образование от дореволюционного? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Сегодня мы наблюдаем тенденцию к адаптации духовного образования к условиям современной образовательной деятельности в России. Духовное образование переходит на Болонскую систему бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Недавно была создана Общецерковная докторантура и аспирантура имени святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, целью которой стало сведение опыта научно-образовательной деятельности, накопленного в духовных академиях, и формирование системы постдипломного образования, универсального для всей Русской Православной Церкви. Сегодня происходит переосмысление назначения духовных училищ. Есть положительный опыт в некоторых епархиях, когда училище превращено в средне-специальное учебное заведение. Это более оправдано, чем духовное училище, принимающее на обучение выпускников школ.
— Где лучше учиться ребенку из православной семьи: в светской школе или в православной? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Я видел много хороших светских школ, видел и весьма посредственные православные школы. Думаю, в этом вопросе не надо обобщать, лучше смотреть на обстановку в конкретной школе.
— Студенты Вашего вуза преимущественно выпускники светских школ или православных?
— Это преимущественно выпускники светских школ.
— Какие задачи ставит перед собой РПУ в образовании студентов?
— У нас две основные задачи. Первая — качественное образование, которое позволит выпускнику самореализоваться благодаря полученной профессии. Вторая — приобщение студента к традициям Русской Православной Церкви через жизнь в христианской общине: участие в богослужениях и паломнических поездках. В комплексе это формирует образованного, гармонично развитого человека.
— РПУ довольно часто называют светским вузом. В чем его основное отличие от других православных учебных заведений?
— Сейчас мы имеем два высших учебных заведения. Российский православный университет — это религиозное образовательное учреждение, целью которого является развитие программ религиозного образования. В составе университета действует Православный институт святого Иоанна Богослова — это светское учебное заведение, имеющее государственную лицензию и аккредитацию по целому ряду светских специальностей. В совокупности два этих вуза дают одну хорошую путевку в жизнь. Поскольку выпускник получает диплом государственного образца по выбранной специальности и вместе с тем за годы обучения получает опыт духовной жизни в университетской церковной общине. Поэтому мы светские в том плане, что готовим специалистов по светским специальностям, и мы церковные, потому что уклад нашей университетской жизни — православный. Хотя мы не обязываем студентов и преподавателей ходить в храм, сама обстановка в вузе должна располагать к этому.
— Один из приемных сыновей (Александр, 12 лет) мечтает стать митрополитом. Посоветуйте, пожалуйста, что ему нужно делать и можно ли вообще мечтать о получении высшего духовного сана? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Для начала необходимо помочь ребенку перестать мечтать стать митрополитом. Родителям и близким можно посоветовать деликатно перевести эти детские мечты в область шутки. Христианскому пониманию смысла жизни и служения совершенно противно стремление к чинам и званиям. При этом, конечно, необходимо поощрять желание ребенка быть полезным Церкви, желание послужить людям.
— В продолжение вопроса. На мальчика очень повлияло житие небесного покровителя нашей семьи и фонда «Русская береза» святителя Алексия, митрополита Московского. Теперь он часто просит отвезти его на службу в Елоховский собор, чтобы приложиться к мощам святителя, у которых его приемная мама трудилась десять лет. Наша семья почитает святителя Алексия. Даже очень существенные события, чудеса происходят у нас именно в праздник святителя Алексия. Недавно на экраны вышел фильм «Орда». Этот фильм поддержали многие православные, как некую импровизацию чуда, свободу духовной мысли и т.д. А вот нас этот фильм покоробил, так как, изучая житие святителя и историю Руси того времени, мы не увидели в фильме того Собирателя Земли Русской, благодаря которому через несколько лет была одержана победа над татаро-монгольским игом. Скажите, насколько Вы как духовное лицо относитесь к подобным духовным импровизациям? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Художественное произведение не может оцениваться с точки зрения строгого соответствия исторически данным. Исторические события в искусстве неизбежно интерпретируются людьми, участвующими в творении. В случае художественного фильма это сценаристы, режиссеры, монтажеры, актеры… Поэтому я бы не искал в фильме «Орда» соответствий или несоответствий. Как священник могу сказать, что в этом фильме был хорошо отображен смысл слов из Священного Писания о том, что сила Божия проявляется в немощи, и это очень важно.
— Как Вы относитесь к тому, что в школах появился такой предмет как «Основы православной культуры»?
— «Основы православной культуры» — это возможность дать детям базовые знания о духовной культуре, о тех именах и событиях отечественной истории, о которых, к сожалению, не говорят в рамках других учебных курсов. Мы говорили сегодня о святителе Алексии Московском — так вот, в развитии страны он и святой преподобный Сергий Радонежский подчас играли роль более важную, чем современные им государственные деятели. На этих людей мы смотрим через призму духовной жизни Отечества именно в рамках «Основ православной культуры». Вместе с тем изучаем значение икон, значение храмов, значение культурного наследия, созидания самобытности нашей нации. Вне этого предмета такие темы едва ли изучались бы так подробно. Я убежден, что это очень полезный учебный курс, позволяющий детям познакомиться с духовной культурой нашей страны.
— Как Вы думаете, все ли люди должны быть обязательно образованными? Например, крестьяне? Вот они захотели стать образованными, и деревня разрушилась. А жили по церковным праздникам да по народному календарю, не зная грамоты, и все было в порядке. Нужно ли образование жителю деревни? (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Образование как получение необходимых для жизни знаний — это задача каждого человека. Господь для того дал нам способность мыслить, оценивать и анализировать, чтобы мы пользовались этим для решения задач, которые Он, люди или мы сами перед собой ставим, делали бы свою жизнь соответствующей Его замыслу как в плане духовного развития так и в части удобства пользования земными благами, которые Он дает нам. Другое дело, что к каждому месту свое знание. Едва ли необходимо работнику села изучать высшую математику, да он и не будет этого делать. Едва ли необходимо, хотя бывало и такое, физику-ядерщику изучать вопросы, связанные с возделыванием земли.
Сегодня мы часто замечаем, что традиционный уклад жизни нашего общества разрушается все больше. Однако разрушают его не знания — мы сами делаем это, когда отходим от наших традиционных нравственных устоев. Например, сегодня часто бывает, что фермер не может продать плод своих трудов по достойной цене и вынужден за бесценок продавать его перекупщикам, которые связаны коррупционными схемами с правоохранительными органами и местной властью, и тем самым этот труженик оказывается в безнадежном положении. В этой ситуации сельское хозяйство разрушает коррупция — безнравственные люди. Это такой своеобразный снежный ком, когда одно преступление порождает другое и все вместе разрушает устои нашей жизни. Задача властей состоит именно в том, чтобы регулировать жизнь общества так, чтобы люди разных профессий могли сосуществовать в нем в гармонии и взаимной пользе.
— И последний вопрос от редакции «Русской березы», но, наверное, самый важный: от чего зависит судьба России? Или от кого. Ваше мнение (вопрос главного редактора газеты «Русская береза» О.М. Гарнаевой)
— Господь дал нам все для того, чтобы мы, живя в мире, помогали друг другу в развитии нашей страны. Для этого у нас есть богатейшие природные ресурсы, богатейшее культурное наследие. Судьба России зависит от каждого из живущих в ней людей.
— Спасибо за интервью.
Беседовала Наталья Топоркова
Храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Антон Челышев:
— Мы, наконец, добрались до темы, которую я очень ждал. «Православие и психология». Или, может, «Православие или психология», — кому как больше нравится.У нас в очередной раз в студии ректор Российского православного университета игумен Петр Еремеев. И профессор, доктор психологических наук, зав.кафедрой общей психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Борис Братусь.Отец Петр, а психологов в вашем университете готовят?
Игумен Петр Еремеев:
— Готовим психологов. И уже не первый год. У нас есть кафедра психологии. Силами этой кафедры и выпускаем психологов на самостоятельную профессиональную деятельность.
Антон Челышев:
— Я не представляю такое понятие, как «православный журналист». Журналист – это человек, который ничего не должен принимать на веру.
Елена Чинкова:
— Он может просто писать о религии. О православии. Быть в пресс-пуле у Патриарха. А вот кто такой православный психолог, мы действительно не понимаем.
Игумен Еремеев:
— А можно спросить? А может быть верующий журналист?
Антон Челышев:
— Может.
Игумен Петр Еремеев:
— А верующий психолог?
Елена Чинкова:
— Думаю, да.
Игумен Петр Еремеев:
— Определенно да. Как и верующий сантехник, экономист, президент.
Антон Челышев:
— Но сантехников вы не готовите, насколько я знаю.
Игумен Петр Еремеев:
— Пока не готовим. Поэтому давайте вернемся к психологии. На самом деле, что есть психология? Это, конечно, наука, учение. Это то, что мы знаем о душе. Это изучение души, движений чувств, стихий. И, конечно, если мы смотрим на психологию с позиции религиозного взгляда, мы будем говорить о душе бессмертной. А не просто о неких нервных окончаниях, от которых зависят реакции человека, которые влияют на развитие характера его характера, на его поведение. И поэтому психология, имеющая религиозный компонент, взгляд на жизнь христианина, мусульманина, иудея или иного верующего человека, он будет, наверное, отличаться от позиции психолога неверующего. Потому что основные базовые ценности верующего человека зиждутся на уверенности в бессмертии души. И это самым серьезным образом влияет на развитие личности, поскольку у верующего человека есть мотивация — «вечность». А не просто могила, тупик.
Елена Чинкова:
— А не все ли равно пациенту, какой психолог его, простите, обслуживает?
Игумен Петр Еремеев:
— Давайте спросим вас. Вам все равно или нет?
Елена Чинкова:
— А я не ходила ни к тому, ни к другому.
Игумен Петр Еремеев:
— Представьте, что у вас есть проблемы психологического характера. Вы верующий журналист и человек. Вы к кому пойдете для разрешения проблемы? К психологу-атеисту или к верующему?
Елена Чинкова:
— К профессионалу. Если у меня, допустим, проблемы на любовном фронте, я пойду к человеку светскому, за житейским советом.
Игумен Петр Еремеев:
— Что исключает возможность быть профессионалом для верующего образованного психолога? Каковых сегодня весьма немало.
Елена Чинкова:
— Он может быть консервативным, вещать отстраненно со своей колокольни…
Игумен Петр Еремеев:
— Может, я вас удивлю, но христианские психологи – порой самые современные и продвинутые люди из всех верующих.
Звонок от радиослушателя Кирилла:
— Хочу объяснить разницу между православным психологом и, например, буддистским. Очень большая будет разница. Буддисты верят в то, что они сами могут справиться с ситуацией. То есть весь мир крутится вокруг них. Обычный психолог вам скажет, что вы можете настроиться, изменить свою жизнь. И все будет зависеть от вас. А православный психолог вам обязательно скажет, что мало надеяться на себя. Гордыня, самовлюбленность — это как раз характерно для обычного психолога.
Антон Челышев:
— Кирилл, вы бы к какому психологу пошли?
Кирилл:
— Я пойду к православному. Православие мне подходит для моей души.
Елена Чинкова:
— Борис Сергеевич, отличается ли подход обычного психолога и православного? Православный может сказать «Пойди и помолись», и на этом консультация закончится?
Борис Братусь:
— Может. Если он плохой психолог, но разница, конечно, существует и она значительная. Обратим внимание, что любая теория и практика психологии имеет некое пояснительное прилагательное. Есть, например, поведенческая психология, есть гуманистическая, есть психоаналитическая, есть экзистенциальная. На что указывает это прилагательное? На некую основу данного направления, в частности и на представление о норме, благе, должном, которое подразумевается психологом. Иначе говоря, прилагательное указывает на некую антропологию — представление о человеке. И когда мы говорим «христианский психолог», то подразумеваем психолога, который строит свою профессиональную деятельность на христианской антропологии, на представлении о том, что такое человек в свете учения христианства. Это не исключает профессионализм. Поэтому если православный психолог в ответ на ваши сложности только и говорит: «Пойди и помолись», то он просто плохой психолог. Может, он замечательный верующий. Прекрасно. Но психолог никудышный.
Антон Челышев:
— Профессиональный православный психолог, видя, что это сделать нужно сейчас в ситуации, когда, допустим, даме изменил муж или наоборот, может сказать: «А ты выбей клин клином! Пойди и подцепи кого-нибудь. Утопи свое горе в чужом теле»?
Борис Братусь:
— Православный психолог так сказать не может. И он будет прав не только с религиозной точки зрения, но и с психологической. Потому что речь обычно идет о каком-то очень сложном деле, в котором надо распутываться. И из которого надо выйти. В том, что Вы говорите, отражен некий предрассудок большинства из тех, кто обращается к психологу. Они обращаются примерно так же, как к зубному врачу. У меня болит зуб и его надо излечить. Вот когда он перестанет болеть, то всему делу конец, спасибо, и до свидания, доктор. Но когда человек идет с психической болью, то здесь значительно сложнее. Целью здесь не является укол анестезии, но восстановление сознательного человеческого отношения к миру. Вы идете не за временным наслаждением, но за новым, более совершенным образом себя.
Елена Чинкова:
— Как часто посоветуете ходить?
Борис Братусь:
— В зависимости от проблемы, запроса. Нет запроса – нет работы. Психолог никому не должен ничего навязывать. Но, с другой стороны, профессионального психолога не заменит даже добрый друг и любящий родитель. Потому что на то он и профессиональный, что должен разбираться во всех этих проблемах.
Елена Чинкова:
— А духовник не заменит?
Борис Братусь:
— У духовника другая плоскость, масштаб, направление. Он опосредует наши отношения с Богом. А психолог опосредствует наши отношения с психикой. А психика – это, строго говоря, не душа.
Антон Челышев:
— Вот оно как! Интересно. Психология – это не наука о душе?
Борис Братусь:
— Современная психология – нет. Она — наука о психике. Для того, чтобы понять разницу души и психики, есть очень простой способ, который мне подсказал один мой коллега. Если «психика» и «душа» — синонимы, то попробуйте заменить «душу» на «психику» в расхожих выражениях. Например, в доме создана замечательная душевная атмосфера. Заменили? Тогда получится – у нас в доме создана замечательная психическая атмосфера. Вы улыбнетесь – сам язык противится. Хорошо жить «душа в душу», но не «психика в психику». Так что это не синонимы.
Звонок от радиослушателя Андрея:
— Заменит ли духовник психолога? В большей части, если человек исповедуется часто и регулярно, то, мне кажется, духовник находит контакт такой же, даже более, чем психолог. Потому что очищается душа. Как вы думаете?
Борис Братусь:
— Допустим, женщина поет романс. «Но не любил он, не любил он… Нет, не любил он!» А перед этим она была у духовника. И он ей сказал: «Забудь». И она покаялась. Но она приходит домой, берет гитару и поет эту песню. Понимаете? У человека есть некие психологические проблемы. Собственные. С детьми, с собой. И эти проблемы не сводятся и не покрываются чисто духовными решениями. Дайте человеку свободу быть существом и психологическим.
Игумен Петр Еремеев:
— Может, действительно, прав Борис Сергеевич в том, что современная психология и психологи, должны отдавать вопрос душевного, духовного развития в руки самому человеку, или если у него есть вера, предоставляя его духовному отцу заниматься вопросами его духовной жизни. Ведь духовник имеет своей целью дать человеку правильный ориентир в духовном развитии. И неизменное духовное простирается в душевное. Потому что выбор нами веры определяет поведение, предпочтение, способ определения и борьбы с искушением. При приходах сегодня нередко работают христианские психологи-консультанты. Очень интересная вещь. И духовники часто направляют человека к таким психологам.
Звонок от радиослушателя Дмитрия:
— Можно ли рассчитывать на появление на профессиональном рынке психологических услуг, скажем, психоаналитиков с православным уклоном?
Борис Братусь:
— Это смесь кита с тигром… Потому что для психоаналитика, хорошего и профессионального, религия – есть невроз. Он возникает из страха перед жизнью, перед будущим, который затем вытесняется. С точки зрения христианского сознания, такая конструкция неприемлема.. Но это не значит, что те наработки, которые внес психоанализ, плохие и бесовские. И невротиков среди верующих тоже хватает. Это некие факты душевной жизни. Другое дело, как мы к этим фактам относимся. И на какое место мы их ставим.
Антон Челышев:
— Проще говоря, психоаналитик должен быть вне рамок, идеологий. Он должен видеть, что за человек, который пришел к нему за помощью.
Борис Братусь:
— В общем, да. Но психоаналитик выводит его не в сферу духовного.
Антон Челышев:
— Отец Петр, вы говорите, что существуют приходы, где есть и психологи православные. Так может, нам уже ввести основы психологической науки, обязать всех юных богословов изучать психологию как вторую специальность? Ведь в борьбе за человеческую душу все средства хороши.
Игумен Петр Еремеев:
— Сегодня это и происходит. Вследствие реформы духовного образования 90-х годов в курс семинарий и академий была введена психология. Базовые знания о психологии. Но вместе с тем, сегодня стоит необходимость подготовки для приходов Русской Церкви психологов-профессионалов, консультантов, которые будут заниматься только вопросами психологии. Это должно быть их главным занятием. Это социальные работники на приходах, которые будут оказывать в трудные моменты помощь прихожанам.
Антон Челышев:
— Как вы готовите своих психологов?
Игумен Петр Еремеев:
— У нас базовый стандарт по психологии. Это специалитет, бакалавриат или магистратура. И в рамках базового стандарта мы выполняем требования Министерства образования. При этом мы имеем возможность давать нашим студентам и основы христианского мировоззрения. Есть учебные курсы по антропологии, христианскому учению о человеке. Христианин-психолог наряду с атеистическим должен хорошо знать религиозный взгляд на душу. С тем, чтобы потом уметь работать не с последствиями поступка, а с его первопричиной.
Елена Чинкова:
— Борис Сергеевич, не боитесь конкурентов? Или вы помогаете готовить?
Борис Братусь:
— Какая же тут конкуренция! Наоборот, это очень важное поприще. Причем, оно важно не только для церкви. Но и для психологии, как науки, которая переживает не самые лучшие времена, несмотря на всю ее популярность. В частности, необходимо усиление философских, нравственных и религиозных основ нашей науки.
Антон Челышев:
— Должен ли священнослужитель быть психологом профессиональным? Должен ли он обладать этими знаниями, навыками и использовать их в работе?
Борис Братусь:
— Психология, на мой взгляд, является необходимым условием общего образования современного священника. Так было, кстати, всегда. Психологию как отдельный предмет преподавали со времен Киево-Могилянской Академии. Всегда. За исключением того времени, когда еще Хрущев вывел из состава планов семинарии все общеобразовательные предметы: химию, физику и психологию. Но священник должен знать психологию как общеобразовательный предмет. Другое дело, надо ли быть священнику профессиональным психологом? Я бы эти вещи разделил. У священника другой взгляд и другая задача. Он должен видеть выше и дальше, чем психолог. А психолог пусть занимается своим маленьким царством. Но должен заниматься этим хорошо.
Елена Чинкова:
— Как тогда в одном человеке уживается и ученый, и верующий? Ведь нельзя ничего принимать на веру. Нужно со всем спорить.
Борис Братусь:
— Быть верующим ученым, позволю себе такую смелость, очень хорошо. Потому что это не значит, что ты теряешь возможность сомнений в конкретных вещах. Это значит, что ты живешь в мире, который освещен. И ты удваиваешь свою жизнь благодаря тому, что ты верующий. Расширяешь ее. А наука – есть определенный способ мышления. Может и не самый лучший. Это постоянный поиск конкретной истины путем вопросов и поисков ответов. То знание, которое нельзя поставить под вопрос не является научным. Это некий систематизированный, порожденный христианской цивилизацией ход мышления, который дает определенные результаты. Не больше и не меньше.
Антон Челышев:
— К кому нужно идти первым? К духовнику или к психологу? Люди обращаются к церкви, когда что-то плохое. К психологу обращаются в аналогичных случаях.
Игумен Петр Еремеев:
— Нужно привести примеры, чтобы понимать, о чем мы говорим. Если у вас заикается сын и вы верующая мать, то вы ведь понимаете, что здесь духовник вряд ли поможет. Он даст ребенку душевное спокойствие, стремление в жизни. Но научить ребенка говорить правильно он не сможет. Для этого и существуют психологи, занимающиеся детьми с такими повреждениями, в том числе и с повреждениями психики. Или, допустим, ребенок или взрослый, поврежденный в сознании употреблением алкоголя или наркотиков. Сегодня масса центров по реабилитации и даже лечению зависимости. Там есть и священник, и ряд психологов, занимающихся отдельными возрастными категориями. В таких центрах каждый знает свое место и задачи. Священник, как пастырь, занимается душой человека, его духовной жизнью. Он помогает ему обрести правильные целевые установки в жизни. Помогает стать на хороший жизненный фундамент. Но работать с физикой, психикой человека должны соответствующие специалисты. В том числе и психологи.
Борис Братусь:
— Согласен с отцом Петром. И в этом плане психология разгребает часто завалы для того, чтобы свет Христов прошел внутрь, просветил. Очень часто у человека столько психологических проблем, защит, уловок, оговорок что свет этот не доходит. Есть такая старая аналогия со стеклом. В чем добродетель стекла? В чем его достоинство? В том, что он прозрачно. В том, что оно исчезает. И вы видите мир Божий, а не разводы на стекле. И представьте себе, что многие из нас – это стекла с разводами, за которыми не виден свет, не может пробиться.
Звонок от радиослушательницы Елены:
— Мне бы не хотелось противопоставлять православную и светскую психологию. Мир по природе дуален. И он был так сотворен. Бог и человек отделены друг от друга. Но православная психология – опора идет на Бога. А светская – на самого себя. Скажите, как найти пути, объединяющие людей в духовном, нравственном смысле? Не разъединять их на православных и светских.
Борис Братусь:
— Хороший вопрос. Психолог, который разделяет людей на светских, верующих и других, он поступает непрофессионально. Тот, кто сидит перед вами, может быть кем угодно: верующим, атеистом. Но у христианского психолога есть одно очень значимое отличие от психолога светского.Светский сидит наедине с клиентом, в комнате их двое, а христианский психолог не наедине. Там трое, есть еще некто третий. Самый главный. Это соприсутствие Бога. Христа. И неважно, верующий клиент или нет. Просто если он верующий, то это значительно облегчает работу. Причем, даже если смутно верующий.
Игумен Петр Еремеев:
— Хочу добавить, как мы готовим наших психологов. Выпускник нашего университета, психолог, он ведь должен уметь работать и с верующим и с неверующим человеком. Труднее быть неверующим психологом и помогать верующему клиенту. В нашем случае мы готовим выпускника, чтобы он мог работать и с мусульманином, и с христианином, и с атеистом. Это широкий кругозор, дающий возможность широкого применения своей профессиональной компетенции.
Елена Чинкова:
— А как общество воспринимает появление православных специалистов?
Игумен Петр Еремеев:
— Нарасхват! Выпускники востребованы максимально. Летние школы для православных психологов, повышение квалификации по христианской психологии – конкурс везде огромный. Потребность сегодня в христианском взгляде на психологию невероятно велика.
Елена Чинкова:
— Мусульмане отвечают чем-то?
Игумен Петр Еремеев:
— Давайте пригласим в гости мусульман-психологов. У них и спросим.
Антон Челышев:
— Хорошая идея. А насколько выстроен диалог между специалистами от религии и профессионалами от психологии? Может ли духовник отправить к психологу, если почувствует, что это нужно? И наоборот.
Игумен Петр Еремеев:
— Духовник, отпаивающий заикающегося ребенка святой водой или омывающий погибающего наркомана крещенской водой и только – вещи страшные. Каждый должен заниматься своим делом. Священник обязан отправить страдающего психическим или физическим недугом человека к профессионалу-медику. Но при этом продолжая заботиться о душе человека. Я очень рад, что сегодня при приходах и монастырях существует служба консультации и психологической поддержки. Это правильная тенденция.
Борис Братусь:
— Тем более свою компетенцию и свои ограничения должен понимать и психолог. Знаете, есть старый анекдот про тяжелобольного, который хватает приходящего лечащего врача за полу халата и спрашивает: «Доктор, а я буду жить?». Доктор одергивает полу и говорит: «А смысл?». Понимаете, этот анекдот о гротескном нарушении границ компетенции. Прямое дело врача – лечить. Потом, если он вылечил, можно и осмысле говорить. То же самое и с психологией. Она — до определенного порога.
Антон Челышев:
— Хотелось бы поговорить, нужны ли психологи самим священнослужителям, которые постоянно сталкиваются с огромным количество проблем других людей. И, наверное, у них тоже какие-то завалы образуются. А что, все мы люди!
Игумен Петр Еремеев:
— Я монах и живу по расписанию, без лишних срывов. Слава Богу, пока вопросов к психологу у меня еще не накопилось. Кроме как советов Бориса Сергеевича по созданию факультета психологии в нашем университете, большего от психологов пока не требую. Но я знаю тех из православной среды, кто нуждается в такой помощи. И священники в том числе. Ничего зазорного в этом не вижу.
ИГУМЕН ПЕТР (ЕРЕМЕЕВ)
ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА: 109012, г. Москва, Новая площадь, 12.
8 495 626 22 25, 626 21 56 (57)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Биография:
В 1991 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию. В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1999 году. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.
В 1998 году пострижен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в монашество с наречением имени Петр в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.
6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором Московских духовных академии и семинарии епископом Верейским Евгением во иеромонаха. В период обучения в академии являлся редактором студенческого православного журнала «Встреча».
С 2000 по 2003 годы проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия.
В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция».
В 2003 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе. В 2005 году определен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии.
В 2006 году возведен в сан игумена. В 2007 году награжден орденом РПЦ святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени.
По прибытии в дальневосточную столицу иеромонаху Петру было поручено административное и педагогическое послушание в семинарии, а также настоятельство в соборе Рождества Христова, на территории которого до переезда в новый комплекс расположилась духовная семинария. С началом проектирования и возведения комплекса собственных зданий семинарии игумен Петр вошел в комиссию по строительству и приемке объекта. С вводом в эксплуатацию корпусов духовной школы в 2006 году Хабаровская духовная семинария стала одной из благоустроенных духовных школ Русской Православной Церкви. В 2009 году семинария первой в Российской Федерации прошла процедуру лицензирования программ высшего образования.
21 мая 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению Попечительского совета игумен Петр был определен ректором Православного института святого Иоанна Богослов, которому 9 января 2019 года было возращено первоначальное наименование – Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский православный университет святого Иоанна Богослова» (АНО ВО «РПУ св. Иоанна Богослова»). 11 января 2011 года указом Святейшего Патриарха игумен Петр был назначен ректором Российского православного университета.
Содержание
[ПОЖЕРТВОВАТЬ]
Дата рождения – 2 декабря 1973 года.
Дата пострига – 27 марта 1998 года.
Дата хиротонии – 6 декабря 1998 года.
День тезоименитства – 10 октября.
Игумен Пётр (в миру Руслан Николаевич Еремеев) – игумен Русской Православной Церкви, доктор теологии, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор Российского православного университета, настоятель и председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы, настоятель домового храма РПУ во имя святого апостола Иоанна Богослова под Вязом, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы, главный редактор журнала «Монастырский вестник».
Биография
Родился 2 декабря 1973 года в городе Армавире Краснодарского края. Был крещён во младенчестве. Семья, в которой родился и рос не была религиозной. Впервые после крещения осознанно пришел в храм в возрасте 17 лет.
«Я пришёл в храм и сразу попал к хорошему священнику, протоиерею Петру – настоятелю храма в моём родном городе Армавире. Увидев случайно оказавшегося в храме и озирающегося юношу, отец Пётр спросил: «Что ты здесь делаешь, хлопец?». Я ответил, что зашёл в храм, поскольку мне это всегда было интересно. Но раньше я не решался войти, хотя и был крещёным».
Цитата из интервью «Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю» ВЕСТИ.RU.
По рекомендации духовника в 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. На последнем курсе перевёлся в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1995 году и продолжил обучение в Московской духовной академии. В академии, будучи избран студенческим коллективом, являлся редактором студенческого православного журнала МДА «Встреча».
27 марта 1998 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором МДА епископом Верейским Евгением пострижен в монашество с наречением именем Пётр в честь новопрославленного священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.
6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором МДА епископом Верейским Евгением во иеромонаха.
В 1999 году окончил Московскую духовную академию. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.
По направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии в 2000-2003 годах проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета (Болгария). За диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX – начале XX века» был удостоен степени доктора Теологии. В период работы над диссертацией в Софийской частной коллекции обнаружил, составил научное описание и перевез в Россию личный архив профессора Н.Н. Глубоковского, выдающегося Русского ученого, члена-корреспондента императорской академии наук и Болгарской академии наук.
«Судьба софийского архива, оставшегося после смерти Н. Н. Глубоковского, до 2002 года оставалась неизвестной. Долгое время считалось, что рукописное наследие ученого и его переписка Софийского периода погибли во время Второй мировой войны, но, к счастью, немалая часть документов сохранилась в Софии в частной коллекции. Обнаруженный архив представлял собой массу неразобранных бумаг. Первым делом был осуществлен первичный разбор и систематизация документов, составлена опись. Как выяснилось, большинство найденных работ никогда не издавалось. Весь материал, а это свыше 6 тыс. листов, писем и фотографий, был сгруппирован в 10 папок, создано 112 единиц хранения».
Игумен Петр (Еремеев), Софийский архив Н. Н. Глубоковского
После завершения научной командировки, в 2003 году Святейшим Патриархом Алексием II утверждён в должности проректора Московской духовной академии по организационно-административной работе, с включением в круг обязанностей разработку вопроса государственной аккредитации духовного образования, обеспечение внебюджетного финансирования проектной деятельности, руководства системой делопроизводства академии.
В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II определён проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии и настоятелем кафедрального собора Рождества Христова города Хабаровска. Основными задачами этого периода стали: проектирование и строительство семинарского комплекса зданий, а также обеспечение учебного процесса в создаваемом учебном заведении исходя из задачи апробации модели государственного лицензирования семинарии стандарту «теология».
«В Хабаровске я получил первый опыт по-настоящему приходской жизни и личной ответственности за конкретный проект. Это было замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля».
Цитата из интервью «Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю» ВЕСТИ.RU.
В 2006 году иеромонах Пётр был возведён в сан игумена. В 2007 году был награждён орденом святителя Иннокентия Московского III степени.
По итогам деятельности возглавляемой игуменом Петром (Еремеевым) группы специалистов в 2009 году Хабаровская духовная семинария первой в России прошла лицензирование программ высшего образования по Государственному стандарту «Теология»., выполнив все нормативные требования предъявляемые к учебному заведению. Это положило начало процедуре лицензирования Смоленской семинарии, Санкт-Петербургской и Московской духовных академий.
После окончания командировки и возвращению в распоряжение учебного комитета Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 21 мая 2010 года назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. В январе 2011 года назначен ректором новоучреждённого Российского православного университета, на площадку которого согласно законодательству из светского института святого Иоанна Богослова, были переведены программы религиозного образования.
«Первое, что я узнал по вступлении в должность ректора института: у вуза, который через месяц должен выпускать очередных специалистов, закончилась лицензия. А последние несколько месяцев институт вообще не имел права вести образовательную деятельность. Тогда же на меня свалились проверки по факту обращений в Трудовую инспекцию и прокуратуру о задержках по заработной плате и следом судебные претензии от коммунальных служб. В срочном порядке пришлось проходить процедуру лицензирования всех направлений подготовки – вначале уровня бакалавриата, а затем и магистратуры. С нуля разработали всю документацию для лицензирования программ бакалавриата по целому перечню направлений: религиоведение, история, психология, филология, юриспруденция, экономика. Параллельно получали лицензию на образовательную деятельность по специалитету, проводили госэкзамены и выпускали ребят, завершивших обучение».
Цитата из интервью «Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю» ВЕСТИ.RU
10 апреля 2011 года на Божественной литургии в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом за усердное служение Церкви Божией и пастырское попечительство удостоен права ношения палицы.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал №23) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. Новоназначенному игумену было поручено обеспечить разработку проектной документации и запуск процесса научной реставрации архитектурного ансамбля монастыря. Назначен настоятелем и председателем Приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы.
«Для меня не имело значения Петровка это, Покровка или Васюки. И я знал Петровский монастырь. Помнил его еще с 90-х – студентом, курьером возил документы из Духовной Академии в Отдел религиозного образования. А прекрасный Петровский собор — один из моих любимейших московских храмов. Впечатлило и потрясло совсем другое. Знаете, что я почувствовал, узнав новость? У меня было такое состояние, будто спустя много лет плавания по бескрайним морям, я внезапно увидел землю. Земля, понимаете? Та самая земля, на которой ты должен жить и умереть. Но до конца я осознал, что монастырь – то, чего действительно не хватало, только оказавшись здесь».
Цитата из интервью «Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю» ВЕСТИ.RU.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 марта 2014 года в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Красногорского района Московской области.
6 сентября 2014 на Божественной литургии в Высоко-Петровском монастыре в день святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, года удостоен права ношения наперстного креста с украшениями.
За период наместничества игумена Петра (Еремеева) в Высоко-Петровском монастыре были организованы: реставрация надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла со святыми вратами, надвратной Покровской церкви с колокольней, святыми вратами и Казанской часовней, Толгской церкви, Петровского собора, а также начаты работы на остальных объектах наследия. В 2015 году были проведены масштабные торжества по случаю 700-летия со времени основания обители с первым в истории Патриаршим крестным ходом, от успенского собора Московского Кремля к обители. Осуществлён переезд Государственного литературного музея из помещений Нарышкинских палат. В 2017 году в монастырь была возвращена святыня – древний чтимый список Влахернской иконы Божией Матери. В настоящее время одним из важнейших проектов остаётся реставрация оставшихся храмов Высоко-Петровского монастыря и благоустройства территории с понижением уровня грунта, перекладкой инженерных систем и коммуникаций. Вместе с тем перед общиной возрожденного монастыря стала непростая задача устроения духовной жизни и братского общежития.
«Монастырь – это не просто дом монаха, где он живет, молится и трудится; монастырь – это место, где силами братии создаются наиболее благоприятные условия для перемены ума. Зачем? В основе жизни верующего, и не важно, монах он или мирянин, лежит покаяние, по-гречески – μετάνοια. Точный перевод этого слова – «перемена ума». Каждое мгновение жизни человека должно быть направлено на перемену ума ко Благу. Работа эта всегда происходит внутри человека, в его молитвенном диалоге с Богом».
Цитата из интервью «Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю» ВЕСТИ.RU.
Интервью
- Игумен Петр (Еремеев): «Одна из задач ректора – создать атмосферу доверия и простоты в общении преподавателей и студентов».
- Тайные монашеские общины периода гонений на Русскую Православную Церковь и их связь с жизнью современных монашеских общин на примере Высоко-Петровского монастыря.
- Светлый вечер на радио “Вера с игуменом Петром (Еремеевым).
- Игумен Петр (Еремеев): Высоко-Петровский монастырь будет реставрироваться поэтапно.
- Игумен Петр Еремеев: узнав о назначении в монастырь, я будто внезапно увидел землю.
- Роль Высоко-Петровского монастыря в развитии храмового зодчества в России петровского периода.
- Игумен Петр Еремеев: Цикл подготовки специалистов по теологии получает завершенный вид.
- Беседы с батюшкой. Память святителя Петра, митрополита Московского.
- Коньки, гости, Новый год, когда же поститься?
- Приходить ли на Литургию, если не собирался причащаться?
- «Без святителя Петра не было бы возвышения Москвы» – Игумен Петр (Еремеев).
- Высокое на Петровке.
- Высоко-Петровский монастырь и Государственный литературный музей заключили соглашение о сотрудничестве. Седмица.RU.
- Игумен Петр (Еремеев): Ближайшая задача Русской Церкви — воспитать 30 000 миссионеров.
- Игумен Петр (Еремеев): 700-летие Высоко-Петровского монастыря должно стать праздником для всей Москвы.
- Игумен Петр (Еремеев): о новом антиклерикализме: Ответственность лежит на каждом клирике.
- Православный университет — место формирования национальной элиты.
- Игумен Петр Еремеев: Фильм «Ной» станет проповедью для людей, далеких от религии.
- Господдержка церковных вузов реабилитирует православное образование в России – ректор РПУ .
- Игумен Петр (Еремеев): Изучение православия научит детей правильно расставлять акценты.
- Игумен Петр (Еремеев): Где взять деньги на церковное образование?
- «Светское православное образование…» интервью газете «Столичность».
- Игумен Петр (Еремеев: “Верующий более успешен в своей профессии…”.
- Игумен Петр (Еремеев): В каждом есть Человек.
- Переезд музея Москвы из нашего храма затянулся на 19 лет.
- Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев): Отсутствие у православного вуза собственного храма – это нонсенс.
- Возрождение храма апостола Иоанна Богослова, что под вязом, – дело чести для властей столицы.
- В сотрудничестве между религиозными вузами – залог предотвращения межрелигиозных конфликтов и напряженности.
- Российский православный университет – в новый год, в новый путь.
- Почему пусты православные храмы?
- Возвращение святынь февраль.
На других ресурсах
- Радио КП
- Телеканал “Союз”
- Седмица
- Patriarchia.ru
Русская Православная Церковь
Петр, игумен (Еремеев Руслан Николаевич)
Дата рождения: 2 декабря 1973 г.
Страна: Россия Биография:
Родился 2 декабря 1973 г.
В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1999 г. — Московскую духовную академию. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.
27 марта 1998 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором Московской духовной академии епископом Верейским Евгением пострижен в монашество с наречением имени Петр в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.
6 декабря 1998 г. за Божественной литургией в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника епископом Верейским Евгением рукоположен в сан иеромонаха. В период обучения в академии являлся редактором студенческого православного журнала «Встреча».
В 2000-2003 гг. проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия.
В 2005 г. окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция».
В 2003 г. Святейшим Патриархом Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных школ по организационно-административной работе.
В 2005 г. Святейшим Патриархом Алексием II определен проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии. По прибытии в Хабаровск назначен настоятелем собора Рождества Христова, на территории которого располагалась семинария.
В 2006 г. возведен в сан игумена.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 21 мая 2010 г. назначен ректором Российского православного института святого Иоанна Богослова.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла в январе 2011 г. назначен ректором Российского православного университета, в состав которого вошел РПИ.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 марта 2014 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма св. вмч. Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского р-на Московской обл.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.
Член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.
Образование:
1995 г. — Московская духовная семинария.
1999 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
2003 г. — специализация в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета.
2005 г. — Санкт-Петербургский университет МВД России (экстерн, специальность «юриспруденция»).
Место работы: Российский православный университет святого Иоанна Богослова (Ректор) Место работы: Московский православный институт святого Иоанна Богослова (Ректор) Место работы: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник)
Антон Челышев:
— Мы, наконец, добрались до темы, которую я очень ждал. «Православие и психология». Или, может, «Православие или психология», — кому как больше нравится.У нас в очередной раз в студии ректор Российского православного университета игумен Петр Еремеев. И профессор, доктор психологических наук, зав.кафедрой общей психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Борис Братусь.Отец Петр, а психологов в вашем университете готовят?
Игумен Петр Еремеев:
— Готовим психологов. И уже не первый год. У нас есть кафедра психологии. Силами этой кафедры и выпускаем психологов на самостоятельную профессиональную деятельность.
Антон Челышев:
— Я не представляю такое понятие, как «православный журналист». Журналист – это человек, который ничего не должен принимать на веру.
Елена Чинкова:
— Он может просто писать о религии. О православии. Быть в пресс-пуле у Патриарха. А вот кто такой православный психолог, мы действительно не понимаем.
Игумен Еремеев:
— А можно спросить? А может быть верующий журналист?
Антон Челышев:
— Может.
Игумен Петр Еремеев:
— А верующий психолог?
Елена Чинкова:
— Думаю, да.
Игумен Петр Еремеев:
— Определенно да. Как и верующий сантехник, экономист, президент.
Антон Челышев:
— Но сантехников вы не готовите, насколько я знаю.
Игумен Петр Еремеев:
— Пока не готовим. Поэтому давайте вернемся к психологии. На самом деле, что есть психология? Это, конечно, наука, учение. Это то, что мы знаем о душе. Это изучение души, движений чувств, стихий. И, конечно, если мы смотрим на психологию с позиции религиозного взгляда, мы будем говорить о душе бессмертной. А не просто о неких нервных окончаниях, от которых зависят реакции человека, которые влияют на развитие характера его характера, на его поведение. И поэтому психология, имеющая религиозный компонент, взгляд на жизнь христианина, мусульманина, иудея или иного верующего человека, он будет, наверное, отличаться от позиции психолога неверующего. Потому что основные базовые ценности верующего человека зиждутся на уверенности в бессмертии души. И это самым серьезным образом влияет на развитие личности, поскольку у верующего человека есть мотивация — «вечность». А не просто могила, тупик.
Елена Чинкова:
— А не все ли равно пациенту, какой психолог его, простите, обслуживает?
Игумен Петр Еремеев:
— Давайте спросим вас. Вам все равно или нет?
Елена Чинкова:
— А я не ходила ни к тому, ни к другому.
Игумен Петр Еремеев:
— Представьте, что у вас есть проблемы психологического характера. Вы верующий журналист и человек. Вы к кому пойдете для разрешения проблемы? К психологу-атеисту или к верующему?
Елена Чинкова:
— К профессионалу. Если у меня, допустим, проблемы на любовном фронте, я пойду к человеку светскому, за житейским советом.
Игумен Петр Еремеев:
— Что исключает возможность быть профессионалом для верующего образованного психолога? Каковых сегодня весьма немало.
Елена Чинкова:
— Он может быть консервативным, вещать отстраненно со своей колокольни…
Игумен Петр Еремеев:
— Может, я вас удивлю, но христианские психологи – порой самые современные и продвинутые люди из всех верующих.
Звонок от радиослушателя Кирилла:
— Хочу объяснить разницу между православным психологом и, например, буддистским. Очень большая будет разница. Буддисты верят в то, что они сами могут справиться с ситуацией. То есть весь мир крутится вокруг них. Обычный психолог вам скажет, что вы можете настроиться, изменить свою жизнь. И все будет зависеть от вас. А православный психолог вам обязательно скажет, что мало надеяться на себя. Гордыня, самовлюбленность — это как раз характерно для обычного психолога.
Антон Челышев:
— Кирилл, вы бы к какому психологу пошли?
Кирилл:
— Я пойду к православному. Православие мне подходит для моей души.
Елена Чинкова:
— Борис Сергеевич, отличается ли подход обычного психолога и православного? Православный может сказать «Пойди и помолись», и на этом консультация закончится?
Борис Братусь:
— Может. Если он плохой психолог, но разница, конечно, существует и она значительная. Обратим внимание, что любая теория и практика психологии имеет некое пояснительное прилагательное. Есть, например, поведенческая психология, есть гуманистическая, есть психоаналитическая, есть экзистенциальная. На что указывает это прилагательное? На некую основу данного направления, в частности и на представление о норме, благе, должном, которое подразумевается психологом. Иначе говоря, прилагательное указывает на некую антропологию — представление о человеке. И когда мы говорим «христианский психолог», то подразумеваем психолога, который строит свою профессиональную деятельность на христианской антропологии, на представлении о том, что такое человек в свете учения христианства. Это не исключает профессионализм. Поэтому если православный психолог в ответ на ваши сложности только и говорит: «Пойди и помолись», то он просто плохой психолог. Может, он замечательный верующий. Прекрасно. Но психолог никудышный.
Антон Челышев:
— Профессиональный православный психолог, видя, что это сделать нужно сейчас в ситуации, когда, допустим, даме изменил муж или наоборот, может сказать: «А ты выбей клин клином! Пойди и подцепи кого-нибудь. Утопи свое горе в чужом теле»?
Борис Братусь:
— Православный психолог так сказать не может. И он будет прав не только с религиозной точки зрения, но и с психологической. Потому что речь обычно идет о каком-то очень сложном деле, в котором надо распутываться. И из которого надо выйти. В том, что Вы говорите, отражен некий предрассудок большинства из тех, кто обращается к психологу. Они обращаются примерно так же, как к зубному врачу. У меня болит зуб и его надо излечить. Вот когда он перестанет болеть, то всему делу конец, спасибо, и до свидания, доктор. Но когда человек идет с психической болью, то здесь значительно сложнее. Целью здесь не является укол анестезии, но восстановление сознательного человеческого отношения к миру. Вы идете не за временным наслаждением, но за новым, более совершенным образом себя.
Елена Чинкова:
— Как часто посоветуете ходить?
Борис Братусь:
— В зависимости от проблемы, запроса. Нет запроса – нет работы. Психолог никому не должен ничего навязывать. Но, с другой стороны, профессионального психолога не заменит даже добрый друг и любящий родитель. Потому что на то он и профессиональный, что должен разбираться во всех этих проблемах.
Елена Чинкова:
— А духовник не заменит?
Борис Братусь:
— У духовника другая плоскость, масштаб, направление. Он опосредует наши отношения с Богом. А психолог опосредствует наши отношения с психикой. А психика – это, строго говоря, не душа.
Антон Челышев:
— Вот оно как! Интересно. Психология – это не наука о душе?
Борис Братусь:
— Современная психология – нет. Она — наука о психике. Для того, чтобы понять разницу души и психики, есть очень простой способ, который мне подсказал один мой коллега. Если «психика» и «душа» — синонимы, то попробуйте заменить «душу» на «психику» в расхожих выражениях. Например, в доме создана замечательная душевная атмосфера. Заменили? Тогда получится – у нас в доме создана замечательная психическая атмосфера. Вы улыбнетесь – сам язык противится. Хорошо жить «душа в душу», но не «психика в психику». Так что это не синонимы.
Звонок от радиослушателя Андрея:
— Заменит ли духовник психолога? В большей части, если человек исповедуется часто и регулярно, то, мне кажется, духовник находит контакт такой же, даже более, чем психолог. Потому что очищается душа. Как вы думаете?
Борис Братусь:
— Допустим, женщина поет романс. «Но не любил он, не любил он… Нет, не любил он!» А перед этим она была у духовника. И он ей сказал: «Забудь». И она покаялась. Но она приходит домой, берет гитару и поет эту песню. Понимаете? У человека есть некие психологические проблемы. Собственные. С детьми, с собой. И эти проблемы не сводятся и не покрываются чисто духовными решениями. Дайте человеку свободу быть существом и психологическим.
Игумен Петр Еремеев:
— Может, действительно, прав Борис Сергеевич в том, что современная психология и психологи, должны отдавать вопрос душевного, духовного развития в руки самому человеку, или если у него есть вера, предоставляя его духовному отцу заниматься вопросами его духовной жизни. Ведь духовник имеет своей целью дать человеку правильный ориентир в духовном развитии. И неизменное духовное простирается в душевное. Потому что выбор нами веры определяет поведение, предпочтение, способ определения и борьбы с искушением. При приходах сегодня нередко работают христианские психологи-консультанты. Очень интересная вещь. И духовники часто направляют человека к таким психологам.
Звонок от радиослушателя Дмитрия:
— Можно ли рассчитывать на появление на профессиональном рынке психологических услуг, скажем, психоаналитиков с православным уклоном?
Борис Братусь:
— Это смесь кита с тигром… Потому что для психоаналитика, хорошего и профессионального, религия – есть невроз. Он возникает из страха перед жизнью, перед будущим, который затем вытесняется. С точки зрения христианского сознания, такая конструкция неприемлема.. Но это не значит, что те наработки, которые внес психоанализ, плохие и бесовские. И невротиков среди верующих тоже хватает. Это некие факты душевной жизни. Другое дело, как мы к этим фактам относимся. И на какое место мы их ставим.
Антон Челышев:
— Проще говоря, психоаналитик должен быть вне рамок, идеологий. Он должен видеть, что за человек, который пришел к нему за помощью.
Борис Братусь:
— В общем, да. Но психоаналитик выводит его не в сферу духовного.
Антон Челышев:
— Отец Петр, вы говорите, что существуют приходы, где есть и психологи православные. Так может, нам уже ввести основы психологической науки, обязать всех юных богословов изучать психологию как вторую специальность? Ведь в борьбе за человеческую душу все средства хороши.
Игумен Петр Еремеев:
— Сегодня это и происходит. Вследствие реформы духовного образования 90-х годов в курс семинарий и академий была введена психология. Базовые знания о психологии. Но вместе с тем, сегодня стоит необходимость подготовки для приходов Русской Церкви психологов-профессионалов, консультантов, которые будут заниматься только вопросами психологии. Это должно быть их главным занятием. Это социальные работники на приходах, которые будут оказывать в трудные моменты помощь прихожанам.
Антон Челышев:
— Как вы готовите своих психологов?
Игумен Петр Еремеев:
— У нас базовый стандарт по психологии. Это специалитет, бакалавриат или магистратура. И в рамках базового стандарта мы выполняем требования Министерства образования. При этом мы имеем возможность давать нашим студентам и основы христианского мировоззрения. Есть учебные курсы по антропологии, христианскому учению о человеке. Христианин-психолог наряду с атеистическим должен хорошо знать религиозный взгляд на душу. С тем, чтобы потом уметь работать не с последствиями поступка, а с его первопричиной.
Елена Чинкова:
— Борис Сергеевич, не боитесь конкурентов? Или вы помогаете готовить?
Борис Братусь:
— Какая же тут конкуренция! Наоборот, это очень важное поприще. Причем, оно важно не только для церкви. Но и для психологии, как науки, которая переживает не самые лучшие времена, несмотря на всю ее популярность. В частности, необходимо усиление философских, нравственных и религиозных основ нашей науки.
Антон Челышев:
— Должен ли священнослужитель быть психологом профессиональным? Должен ли он обладать этими знаниями, навыками и использовать их в работе?
Борис Братусь:
— Психология, на мой взгляд, является необходимым условием общего образования современного священника. Так было, кстати, всегда. Психологию как отдельный предмет преподавали со времен Киево-Могилянской Академии. Всегда. За исключением того времени, когда еще Хрущев вывел из состава планов семинарии все общеобразовательные предметы: химию, физику и психологию. Но священник должен знать психологию как общеобразовательный предмет. Другое дело, надо ли быть священнику профессиональным психологом? Я бы эти вещи разделил. У священника другой взгляд и другая задача. Он должен видеть выше и дальше, чем психолог. А психолог пусть занимается своим маленьким царством. Но должен заниматься этим хорошо.
Елена Чинкова:
— Как тогда в одном человеке уживается и ученый, и верующий? Ведь нельзя ничего принимать на веру. Нужно со всем спорить.
Борис Братусь:
— Быть верующим ученым, позволю себе такую смелость, очень хорошо. Потому что это не значит, что ты теряешь возможность сомнений в конкретных вещах. Это значит, что ты живешь в мире, который освещен. И ты удваиваешь свою жизнь благодаря тому, что ты верующий. Расширяешь ее. А наука – есть определенный способ мышления. Может и не самый лучший. Это постоянный поиск конкретной истины путем вопросов и поисков ответов. То знание, которое нельзя поставить под вопрос не является научным. Это некий систематизированный, порожденный христианской цивилизацией ход мышления, который дает определенные результаты. Не больше и не меньше.
Антон Челышев:
— К кому нужно идти первым? К духовнику или к психологу? Люди обращаются к церкви, когда что-то плохое. К психологу обращаются в аналогичных случаях.
Игумен Петр Еремеев:
— Нужно привести примеры, чтобы понимать, о чем мы говорим. Если у вас заикается сын и вы верующая мать, то вы ведь понимаете, что здесь духовник вряд ли поможет. Он даст ребенку душевное спокойствие, стремление в жизни. Но научить ребенка говорить правильно он не сможет. Для этого и существуют психологи, занимающиеся детьми с такими повреждениями, в том числе и с повреждениями психики. Или, допустим, ребенок или взрослый, поврежденный в сознании употреблением алкоголя или наркотиков. Сегодня масса центров по реабилитации и даже лечению зависимости. Там есть и священник, и ряд психологов, занимающихся отдельными возрастными категориями. В таких центрах каждый знает свое место и задачи. Священник, как пастырь, занимается душой человека, его духовной жизнью. Он помогает ему обрести правильные целевые установки в жизни. Помогает стать на хороший жизненный фундамент. Но работать с физикой, психикой человека должны соответствующие специалисты. В том числе и психологи.
Борис Братусь:
— Согласен с отцом Петром. И в этом плане психология разгребает часто завалы для того, чтобы свет Христов прошел внутрь, просветил. Очень часто у человека столько психологических проблем, защит, уловок, оговорок что свет этот не доходит. Есть такая старая аналогия со стеклом. В чем добродетель стекла? В чем его достоинство? В том, что он прозрачно. В том, что оно исчезает. И вы видите мир Божий, а не разводы на стекле. И представьте себе, что многие из нас – это стекла с разводами, за которыми не виден свет, не может пробиться.
Звонок от радиослушательницы Елены:
— Мне бы не хотелось противопоставлять православную и светскую психологию. Мир по природе дуален. И он был так сотворен. Бог и человек отделены друг от друга. Но православная психология – опора идет на Бога. А светская – на самого себя. Скажите, как найти пути, объединяющие людей в духовном, нравственном смысле? Не разъединять их на православных и светских.
Борис Братусь:
— Хороший вопрос. Психолог, который разделяет людей на светских, верующих и других, он поступает непрофессионально. Тот, кто сидит перед вами, может быть кем угодно: верующим, атеистом. Но у христианского психолога есть одно очень значимое отличие от психолога светского.Светский сидит наедине с клиентом, в комнате их двое, а христианский психолог не наедине. Там трое, есть еще некто третий. Самый главный. Это соприсутствие Бога. Христа. И неважно, верующий клиент или нет. Просто если он верующий, то это значительно облегчает работу. Причем, даже если смутно верующий.
Игумен Петр Еремеев:
— Хочу добавить, как мы готовим наших психологов. Выпускник нашего университета, психолог, он ведь должен уметь работать и с верующим и с неверующим человеком. Труднее быть неверующим психологом и помогать верующему клиенту. В нашем случае мы готовим выпускника, чтобы он мог работать и с мусульманином, и с христианином, и с атеистом. Это широкий кругозор, дающий возможность широкого применения своей профессиональной компетенции.
Елена Чинкова:
— А как общество воспринимает появление православных специалистов?
Игумен Петр Еремеев:
— Нарасхват! Выпускники востребованы максимально. Летние школы для православных психологов, повышение квалификации по христианской психологии – конкурс везде огромный. Потребность сегодня в христианском взгляде на психологию невероятно велика.
Елена Чинкова:
— Мусульмане отвечают чем-то?
Игумен Петр Еремеев:
— Давайте пригласим в гости мусульман-психологов. У них и спросим.
Антон Челышев:
— Хорошая идея. А насколько выстроен диалог между специалистами от религии и профессионалами от психологии? Может ли духовник отправить к психологу, если почувствует, что это нужно? И наоборот.
Игумен Петр Еремеев:
— Духовник, отпаивающий заикающегося ребенка святой водой или омывающий погибающего наркомана крещенской водой и только – вещи страшные. Каждый должен заниматься своим делом. Священник обязан отправить страдающего психическим или физическим недугом человека к профессионалу-медику. Но при этом продолжая заботиться о душе человека. Я очень рад, что сегодня при приходах и монастырях существует служба консультации и психологической поддержки. Это правильная тенденция.
Борис Братусь:
— Тем более свою компетенцию и свои ограничения должен понимать и психолог. Знаете, есть старый анекдот про тяжелобольного, который хватает приходящего лечащего врача за полу халата и спрашивает: «Доктор, а я буду жить?». Доктор одергивает полу и говорит: «А смысл?». Понимаете, этот анекдот о гротескном нарушении границ компетенции. Прямое дело врача – лечить. Потом, если он вылечил, можно и осмысле говорить. То же самое и с психологией. Она — до определенного порога.
Антон Челышев:
— Хотелось бы поговорить, нужны ли психологи самим священнослужителям, которые постоянно сталкиваются с огромным количество проблем других людей. И, наверное, у них тоже какие-то завалы образуются. А что, все мы люди!
Игумен Петр Еремеев:
— Я монах и живу по расписанию, без лишних срывов. Слава Богу, пока вопросов к психологу у меня еще не накопилось. Кроме как советов Бориса Сергеевича по созданию факультета психологии в нашем университете, большего от психологов пока не требую. Но я знаю тех из православной среды, кто нуждается в такой помощи. И священники в том числе. Ничего зазорного в этом не вижу.