Содержание
- ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ В СИРИИ
- История Сирии
- Религия
- Святыни Сирии
- Дамаск
- Алеппо
- Хомс
- Маалюля
- Седиайя
- Пальмира
- ***
- Сирия
- Крупнейшие города
- Антиохийская Православная Церковь
- История
- Современное состояние
- Святые
- Святыни
- Храмы
- Монастыри
- Видео
- Ссылки
- Страницы в категории «Сирия»
- Бог и бомбы: как выглядят и как живут сегодня святыни Сирии
- Сайедная — православный оазис Сирии, ее храмы и монастыри
- Дом ангелов: Дейр Шерубим
- Дейр Мар-Джирджис в Сайеднае
- Дейр Мар-Джирджис в Хумайре
- «Долина христиан» — Вади аль-Насара
- Хомская митрополия
- Дейр Мар-Ильяс под Хомсом
- Монастырь Успения пресвятой Богородицы в Блемане
- Церковь Георгия Победоносца в Эзре
- Паломничество на Ближний Восток
- Святые места Сирии
- Святые места Ливана
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ В СИРИИ
Статьи — ПАЛОМНИЧЕСТВО
Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии – Антиохийская – древнейшая из пяти главных центров православного мира. Сирия — родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».
Гора Касьюн, где Каин убил Авеля
История Сирии
Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.
Религия
Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии – мусульмане, 10% – христиане, однако эти данные не совсем верны, потому что в них не учитывается число беженцев, а также число почти не скрывающихся криптохристиан. Вероятнее всего, христиане сейчас составляют примерно 15% населения страны, а это почти 3 миллиона человек, из них половина — православные (Антиохийская Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Греко-Православная Церковь), другие — католики и протестанты.
Жители Запада зачастую уверены, что все арабы — мусульмане и что мусульмане в свою очередь представляют собой вполне однородную группу. На самом деле из сирийских мусульман 82% – сунниты (это, так называемые, традиционные мусульмане, самое крупное течение в исламе, около 90% всех исповедующих ислам; так, большинство российских мусульман — сунниты), остальные – шииты (вторая по величине ветвь ислама, которая делится на умеренных и крайних; шииты составляют около 10% от общей численности всех мусульман). 10% сирийских мусульман являются алавитами, членами секты, которая только номинально считается мусульманской и корни которой в действительности уходят в христианство и гностику — они даже отмечают Рождество. В Сирии их также называют нусайритами — «маленькими христианами». Сейчас в Сирии также проживают несколько сотен тысяч друзов (3%), чьи религиозные взгляды еще сильнее отличаются от верований ортодоксальных суннитов.
Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.
Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав, церковный канон, монашеское облачение пришли в Россию из Сирии. Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.
Святыни Сирии
Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).
Дамаск
Дамаск — столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Дамаск — один из старейших городов мира — по оценке археологов ему от 5000 до 10000 лет (древнее его, пожалуй, всего один город – палестинский Иерихон). Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.)). Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.
Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. В конце XI в. до н.э. Дамаск был покорён царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже в 940 году до н.э. город стал столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до н.э. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году до н.э. Дамаск был захвачен армией Александра Македонского, а в 66 году — римскими войсками, в результате чего он вошёл в состав провинции Сирия.
Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). Согласно Деяниям, по дороге в Дамаск шел ученый фарисей Савл, рьяный гонитель первых христиан. Иерусалимский синедрион дал Савлу поручение расправиться с христианской общиной, обосновавшейся в Дамаске. В местечке Каукаб, в 24 километрах от нынешней сирийской столицы, фарисей услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Так фарисей Савл превратился в апостола Павла. В 1965 году на месте обращения Савла в Павла была выстроена православная часовня, а в мае 2005 года был открыт храмовый комплекс, названный в честь первоверховного апостола (Патриарший монастырь святого апостола Павла).
Патриарший монастырь святого апостола Павла
На одной из улиц Дамаска жил священномученик Ананий, который крестил и исцелил от слепоты апостола Павла. Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, — храмом святого апостола Анании (Iв.), который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.
Храм Святого Анания в Дамаске
С IV века, в период, когда земли Сирии находились под властью Византийской империи, город стал столицей провинции Финикия Ливанская и являлся важным центром восточного христианства.
В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого здесь был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. Считается, что предание о захоронении в храме честной главы святого пророка Иоанна Крестителя появилось в конце VI века. Однако церковная история знает несколько других преданий о святой главе Иоанна Крестителя, которые, впрочем, принципиально не противоречат друг другу.
В 661 году Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. На смену греческому государственному языку пришел арабский, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. В 750 году Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.
В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания и вывез все его богатства в Самарканд.
С 1517 года Дамаск на 4 века вошел в состав Османской империи.
Мечеть Омейядов в Дамаске. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства.
В самом Дамаске есть мечеть Омейядов (VIIIв.)- одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства. Голова, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель — один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Мусульмане верят, что здесь пророк Иса (Иисус Христос) сойдет с небес на землю во время своего второго пришествия. Иса спустится вниз по минарету, который носит название Белого минарета Исы. Войдя в мечеть, Иса воскресит пророка Яхья. Оба пророка потом войдут в Иерусалим, где будут вершить суд над нечестивцами.
Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) внутри мечети Омейядов
Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, в которой хранилась одна из святынь христианства — голова Иоанна Крестителя.
Алеппо
Алеппо — крупнейший город Сирии и один из самых крупных городов Леванта. На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира. Это один из самых древних городов мира (древнее Дамаска), он был заселен в 6 тыс. до н.э.
Древние стены Алеппо
Большинство жителей Алеппо — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из армян, греков, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины. Большая община христиан принадлежит Армянской апостольской, Сирийской православной и Греко-православной церквям.
Собор Сорока Мучеников — армянская церковь (XVI век).
Алеппо окружает множество исторических памятников и древнейших останков мёртвых городов. Они представляют собой группу из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии. Эти города датируются V веком до н. э. и содержат элементы византийской архитектуры.
С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона.
Монастырь преподобного Симеона Столпника
До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.
Монастырь преподобного Симеона Столпника
Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.
Разрушенный монастырь святого Симеона Столпника
С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.
Хомс
3,5 тысячи лет назад, в библейские времена, Хомс назывался Кадеш. Этот древний город основан около 2400 года до Р.Х. как крепость на перекрёстке древних торговых путей. Слава о нем гремела на весь Ближний Восток. Еще в эпоху фараонов здесь интенсивно развивалась торговля, процветали ремесла. Город был настоящими воротами из Азии в Европу. Выгодное географическое положение сделало его перевалочной базой знаменитого «шелкового пути». Хомс являлся третьей остановкой на «шёлковом пути» после Дура-Европос и Пальмиры. В римскую и византийскую эпохи город называли Емеса. Здесь проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы. В византийскую эпоху Емеса была столицей провинции Ливанская Финикия, в состав которой входил Дамаск. В тот период здесь построили многочисленные христианские храмы и монастыри.
Христианство в Эмесе было широко распространено в III—VII вв.. В 636 году город захватили арабы-мусульмане, которые переименовали его в Хомс, что означает застенчивость, скромность. В 855 году во время восстания большинство христианских храмов были уничтожены. В 968 года византийский император Никифор II Фока вернул Хомс в состав империи, но не надолго, так как в начале XI века его захватили турки-сельджуки. В начале XII века город захватили крестоносцы, назвав его Шамель («Верблюжий город»). Впоследствии он стал частью графства Триполи. В 1174 году крестоносцев выбили из города войска египетского султана Салах ад-Дина. С тех пор и до 1262 года в Хомсе правили эмиры из династии Айюбидов, которую сменили Бахриты, египетская династия мамлюков. В XIII веке около города мамлюки дважды разбили наголову войско монголов. В начале XV столетия Хомс чудом избежал разрушения от войск великого эмира Тимура Тамерлана, который подарил его одному из своих союзников. Позднее, в 1516 году город вошел в состав Османской империи, где он оставался, за исключением краткого периода египетского контроля в 1830-х годах.
Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти то же, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар).
Храм Пояса Пресвятой Богородицы (г.Хомс, Сирия)
Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – пояс Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.
Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе
В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.
Храм святого мученика Илиана в Хомсе
В 65 км от Хомса находится Замок Крак де Шевалье (Аль-Хосн) — крепость крестоносцев (госпитальеров), один из крупнейших рыцарских замков, дошедших до нашего времени. Замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Крак де Шевалье или Аль-Хосн
Недалеко от крепости Крак де Шевалье, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус.
Монастырь Святого Георгия (VIв.), Сирия
Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.
Маалюля
Маалюля — это единственное место на земном шаре, где до сих пор говорят на арамейском языке – на том самом языке, на котором говорил и проповедовал Иисус Христос.
В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла. Монастырь святой Феклы – первый женский монастырь в мире.
Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля
В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).
В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году — монастырь Святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.
Храм вмч Сергия и Ваква (IVв.)
Седиайя
Сайедная — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников.
Сайданайский монастырь
По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.
Сайданайский монастырь является самым крупным женским монастырём в Сирии. В монастыре проживает около 30 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.
Неподалеку от Сейднаи есть пещера, где, по местному преданию, святой Илия укрывался от преследований царицы Иезавели.
На вершине самой высокой горы Сайеднаи располагается монастырь Херувимов (2 тыс. метров над уровнем моря) с видом на пригороды Дамаска и ливанские горы.
Монастырь Херувимов на вершине горы Каламон на высоте 2000 м над уровнем моря
В нем находится крупнейший центр православного просвещения, и именно там установлен монумент Иисусу Христу, выполненный в русской иконографической традиции.
Между Саеднаей и монастырем Херувимов расположен католический монастырь Мар Тома (св. Фомы).
Пальмира
Пальми́ра (греч. «город пальм») — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.
Пальмира была основана израильским царём Соломоном.
В настоящее время на месте Пальмиры — развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В числе наиболее значимых сооружений храм Бэла (I век), храм Баалшамина (II век), агора (III век), театр с общественным центром и караван-сарай.
Панорамы Пальмиры
С 2012 года, из-за непрекращающихся военных действий на территории Сирии, несколько сотен памятников удалось эвакуировать из Пальмиры, однако не все они транспортабельны.
В мае 2015 г. в результате захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ многие памятники, которые не были увезены властями, подверглись разграблению и уничтожению. 27 июня снесена статуя «Лев Аллат», 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада. 30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его.
Храм Баалшамина, уничтоженный в августе 2015 года боевиками ИГИЛ
***
Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.
На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.
Сегодня Сирия — в мировых сводках новостей. С 2011 года в Сирии идёт гражданская война. Конфликт в Сирии скорее политический, чем религиозный. Но враги Сирии стараются превратить текущую ситуацию в религиозный конфликт.
От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики. Если система власти в стране рухнет, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Это станет политической, религиозной и гуманитарной катастрофой. Если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это неизбежно приведет к власти исламистский режим, который угрожает повторить армянский геноцид по отношению к христианам и положит конец эпохе терпимости и разнообразия. Уже сегодня в оккупированных оппозицией районах христиане подвергаются преследованиям: оттуда постоянно поступают сообщения об убийствах, изнасилования и грабежах.
Исчезновение христианства в Сирии станет решающим шагом по выполнению давно вынашиваемых планов по дехристианизации всего Ближнего Востока.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
Использованные материалы:
1. Православная энциклопедия ДРЕВО
2. Syrianews. Артур Приймак. Христианство начинается с Сирии
Ссылки по теме:
ИГИЛ (Исламское государство)
Сирия
Си́рия (араб. سوريا), полное наименование — Сири́йская Ара́бская Респу́блика (араб. الجمهورية العربية السورية, аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя) — государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе.
Крупнейшие города
- Алеппо
- Дамаск
- Хомс
Антиохийская Православная Церковь
Христиане в Сирии составляют около 10 % населения. Основная христианская церковь в Сирии — Восточная православная, но христианство в Сирии не является монолитным, а представлено разными церквями, в том числе:
- грекокатоликами,
- православными,
- яковитами,
- сиро-католиками,
- армяно-григорианами,
- армяно-католиками,
- маронитами,
- различными протестантами и
- католиками латинского обряда
Антиохи́йская правосла́вная Це́рковь (официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока (араб. بطريركية أنطاكية وسائر المشرق للروم الأرثوذك)) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 года — Патриархат.
Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: преподобный Иларион Великий (ск. в 371 году; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине; святитель Иоанн Златоуст (ск. 407 году), родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году; память — 4 декабря); и многие другие. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.
Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока.
История
Начальный период. I—V века
Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются апостолы Пётр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после основания Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которая длилась до 313 года, когда императорами Константином Великим и Лицинием был направлен Миланский эдикт, разрешивший исповедание любых религий на территории империи. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381 года.
В IV веке в Сирии распространяется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе (см. Симеон Столпник).
Период христологических разделений. V—VII века
Антиохийской патриархат и Сирия в целом, были наиболее беспокойной областью Византии, где в начале V века начались христологические смуты. Невзирая на то, что Антиохийская богословская школа была основоположницей диофизитской христологии, в Сирии была сильна и партия сторонников миафизитского богословия Кирилла Александрийского. С фактическим разгромом несториан в Византии, после Халкидонского собора христологическое противоборство происходит уже между сторонниками и противниками этого собора. После изгнания с кафедры императором Юстином I миафизитского патриарха Севира Антиохийского 512—518 годы и практически полного уничтожения не признающего Халкидонского собора епископата, признаваемая государством Антиохийская церковь окончательно становится диофизитсткой. Тем не менее, очень скоро, миафизиты воссоздают свою церковную структуру, чем дают начало параллельному патриархату, который после окончательного этно-конфессионального разделения в империи становится Сирийской православной церковью. Но до того, как халкидонитский патриархат Антиохии стал чисто греческим, а нехалкидонитский чисто сирийским, не прекращались попытки поиска преодоления разделений. В начале VI века император Ираклий, имея твердое намерение объединить Вселенскую церковь посадил на все ведущие кафедры патриархов миафизитов и предложил в виде компромиссной доктрины учение монофелитства. Однако, это начинание не прижилось и патриархаты снова разделились.
Под властью арабов. VII—XVI века
С 637 года Сирия попала под власть арабов. Положение греко-православных сильно осложнилось, поскольку арабы в них видели не только «неверных», но и союзников Византии. по этой причине Антиохийские греческие патриархи вынуждены были жить в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 года) прервалась и эта линия. Лишь в 742 году халиф Хишам разрешил избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана с условием его полной лояльности. Сотрудничество с мусульманскими властями порой превышало всякие пределы. Так, например, патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838 год) и уговаривал сдаваться византийские крепости властям. Византийский император Никифор II Фока (963—969), одержав ряд побед над арабами освободил Антиохию и ряд других территорий Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность: каждый триумф Никифора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии. Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский патриарх Христофор, убитый в 967 году. Византийский период, продолжавшийся до 1084 года, стал эпохой возрождения Патриархата.
Сельджуки и крестоносцы. XI—XVI века
В декабре 1084 года, в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI века не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 году в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 году был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях. Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269 году. К 1291 году крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI веке едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.
В 1342 году кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.
Под властью Османской империи. XVI—XIX века
В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей, и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена специальным налогом для немусульман, для скорейшей уплаты которого турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 1820-х годов, когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.
По разным оценкам, численность православных в Антиохийском Патриархате в середине XIX века достигала 60-110 тыс. (около 8-9 % от всего населения Сирии).
В 1860 году сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.
В 1898 году российская дипломатия, при активном участии Императорского Православного Палестинского общества, сумела добиться избрания араба-сирийца на патриарший престол, с последующим вытеснением греков из иерархии. В апреле 1899 года был избран первый патриарх-араб Мелетий (Думани). Практика избрания Антиохийского патриарха из православных арабов с тех пор сохраняется.
Новейшая история
С 1908 года патриархия ежегодно получала по 30 тысяч руб из личных средств российского императора (Николая II). В 1913 году Антиохийский патриарх Григорий IV совершил официальный визит в Россию, где принял участие в торжествах 300-летия Дома Романовых и многих богослужениях в ряде городов империи.
По Лозаннскому договору 1923 года часть территории Антиохийской православной церкви — Киликия, Шанлыурфа и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.
В 1929 году часть православных Ливана выступила за создание автокефальной Ливанской Церкви, утверждая, что церковная независимость есть логическое следствие политической самостоятельности. Эти стремления были поддержаны французскими властями, но натолкнулись на стойкое неприятие сирийцев. В результате напряженных переговоров в Бейруте и Захле (1929) стороны смогли прийти к соглашению о том, что Патриарший престол останется в Дамаске. Затянувшаяся процедура выборов нового Патриарха завершилась в феврале 1931 года избранием в Бейруте кандидата ливанской партии митрополита Лаодикийского Арсения (Хаддада). Вскоре в Дамаске на Патриарший престол был избран митрополит Трипольский Александр (Тахан). По смерти Арсения в январе 1933 года он объединил весь Патриархат под своей властью.
В течение всего XX века шла эмиграция арабов-христиан с ближнего востока. Многие оседали в Северной Америке, где до 1918 года находились в подчинении Русской православной церкви. После революции в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские приходы в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.
Антиохийской патриархии удалось договориться с Русской Северо-Митрополией о переходе всех арабских епархий под её омофор, однако намеченное рукоположение двух епископов в 1936 году обернулось новым расколом. Вместо того, чтобы рукоположить одного из них в качестве викарного епископа, иерархи РПЦЗ, в составе которой тогда вошла Северо-Американская митрополия, рукоположили его Архиепископом Толедским, и он образовал собственную независимую церковь.
В 1972 году был принят ныне действующий Устав Антиохийской православной церкви.
Лишь в 1975 году раскол Антиохийской церкви в Америке был преодолён: 24 июня 1975 года митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и митрополит Михаил (Шахин) Антиохийской Архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 года Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.
В октябре 2003 года Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке Синодом Антиохийской Церкви было даровано самоуправление; викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.
Современное состояние
Численность прихожан Антиохийской православной церкви в настоящее время составляет 2 миллиона человек, из них 1 миллион в Сирии (5 % населения) и 400 тысяч в Ливане (10 %). Сотни тысяч прихожан проживают в США и других западных странах. Богослужение совершается на греческом и арабском языках, в США — на английском.
После смерти 5 декабря 2012 года Патриарха Игнатия IV 167-м Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви 17 декабря 2012 года в Успенском Баламандском монастыре собором из 18 иерархов был избран митрополит Европейский Иоанн (Язиджи), ставший Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X.
В начале XXI века продолжается начавшаяся в конце XX века тенденция перехода целых протестантских общин в состав викариата западного обряда Антиохийской церкви. В настоящее время насчитывается несколько десятков храмов, перешедших от англиканства, харизматов и др.
Святые
- ап. Петр
- ап. Павел
- прп. Иларион Великий
- свт. Иоанн Златоуст
- прп. Иоанн Дамаскин
- прп. Исаак Сирин
- прп. Ефрем Сирин
Святыни
Большинство святынь в Сирии находятся в храмах Антиохийской Православной Церкви.
ДАМАСК. Мечеть Омейядов. Мощи и святыни:
- прор. Иоанн Предтеча (глава).
- ворота Баб Шарки, через которые апостол Павел вошел в город
- окно, через которое апостола Павла опускали вниз на веревке
САЙДНАЯ (27 км. к северо-востоку от Дамаска). Монастырь Сайдная:
- оригинал иконы Божией Матери «Шагура» («Сайднайская») (в часовне; для поклонения доступен лишь ларец, в котором хранится образ).
МААЛУЛА (55 км. к северу от Дамаска). Монастырь Св. Феклы. Мощи:
- равноап. мц. Фекла (мощи в пещерной часовне).
Д. КАЛААТ-ЭЛЬ-ХОСН (36 км. к юго-западу от Дамаска). Друзская мечеть Наби-Хабиль:
- гробница Авеля (открыта по пятницам).
ХОМС. Храм Умм-Зуннар:
- Поясок Божией Матери.
Храмы
- Церковь Умм Аз-Занар в Хомсе
- Храм св. Анании в Дамаске
Монастыри
- Баламандский Успенский монастырь
- Монастырь святого Симеона Столпника
- Сейднайский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
- Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля
- Монастырь свв. Сергия и Бахуса в пос. Маалюля
Видео
Ссылки
- Маалюля. Что было и что стало с древней христианской святыней
- Древние святыни Сирии. По стопам апостола Павла
- Православные святыни Сирии
- Беседа с православным священником из Сирии
Страницы в категории «Сирия»
Эта категория содержит единственную страницу.
Бог и бомбы: как выглядят и как живут сегодня святыни Сирии
Здесь родились алфавит, нотная грамота, каменное колесо, плуг. Здесь появились первые монастыри и христианские общины, да и само слово «христианин» родом из Сирии — так последователи Христа начали называть себя в сирийском городе Антиохия.
Позже Антиохия стала настоящей колыбелью христианского богословия. Одним из основателей Антиохийской богословской школы был величайший учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст. Из Антиохийской Церкви вышли преподобный Иларион Великий — основатель монашества в Палестине, преподобные Симеон Столпник, Дорофей Газский, Иоанн Мосх, а также святые подвижники, чьи имена сохранили принадлежность к сирийской культуре: преподобные Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и многие другие.
Наша эпоха — эпоха тяжелейших испытаний для христиан Сирии. Война, смерть, взрывы домов и храмов. Ежеминутное чувство угрозы. И одновременно — молитва, которая не прекращается даже в руинах сирийских святынь.
Сайедная — православный оазис Сирии, ее храмы и монастыри
Начиная с первого века, в естественных пещерах гор цепи Каламун начали селиться христиане, преследуемые римскими властями. В скалах вырубались склепы и церкви, позже начали появляться первые в мире православные монастыри.
С тех самых пор ни политические катаклизмы, ни приход завоевателей не смогли поколебать религиозный выбор местных жителей, которые вот уже около двух тысячелетий остаются христианами.
Самый известный монастырь Сирии, Рождества Пресвятой Богородицы, находится именно здесь, в Сайеднае. Он считается вторым по значимости местом православного паломничества на Ближнем Востоке после Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Главной монастырской святыней является Сайеданайская икона Божией Матери, называемая в Сирии Шагура (Прославленная).
Считается, что это одна из четырех икон, написанных евангелистом Лукой. Она хранится в отдельной часовне, перед входом в которую требуется снять обувь.
Икона почитается как мироточивая, но паломникам увидеть ее невозможно: доступ открыт только к ларцу, где она хранится. В Сайеднае есть ещё одна уникальная святыня. На ступенях монастыря в наше время проявился мироточащий лик Пресвятой Богородицы, место особого поклонения христиан и мусульман Сирии. Мусульмане Сирии почитают Иисуса как пророка, а Его Мать, как имеющую силу исцелять и чудотворить.
Настоятельницей монастыря является игуменья Феврония (Непхан), в монастыре подвизаются 33 монахини, действует сиротский приют для девочек и «православное медресе» (так здесь называют школу).
Сайеднайский монастырь Пресвятой Богородицы был в числе первых православных монастырей, подвергшихся бомбардировкам террористов.
Дом ангелов: Дейр Шерубим
Неподалеку от Сайеднаи, на самой высокой точке хребта Каламун, возник один из древнейших монастырей Сирии, Дейр Шерубим (херувимов — по-арамейски). Задолго до того как покажется монастырь, видна огромная статуя Христа Спасителя, возведенная при содействии Русской Православной Церкви, эта скульптура на несколько сантиметров больше знаменитой статуи Христа в Рио-де-Жанейро.
Первые монастырские здания появились на Шерубим еще в III веке при императоре Константине. До этого монахи жили в пещерах, некоторые их которых сохранились до нашего времени.
Кафоликон Трех Архангелов (главный соборный храм) монастыря восстановлен совсем недавно, с восьмидесятые годы прошлого века.
Во время боевых действий в 2013 и 2014 годах монастырь сильно пострадал, до сих пор его не начали восстанавливать, поскольку сохраняется опасность возобновления боевых действий.
Вместе с военными в Шерубим сейчас живет всего один монах по имени Нуля (Николай Ксери), удивительный человек, настоящий отшельник и молитвенник.
Дейр Мар-Джирджис в Сайеднае
Монастырь святого Георгия в Сайеднае молодой, он основан в 1995 году и ему всего 24 года, но само место, на котором он возведён, имеет большую историю: под надземной галереей находятся пещеры, в которых молились христиане первого века.
Пещеры доступны для паломников, братия монастыря периодически служит там молебны о прекращении войны и о мире.
Но самой большой «достопримечательностью» монастыря Мар-Джирджис в Сайеднае является, пожалуй, его настоятель, схиархимандрит Иоанн, опытный духовник монашествующих и сотен простых сирийцев, человек редкой судьбы и святой жизни…
Дейр Мар-Джирджис в Хумайре
Монастырь святого Георгия в Хумайре основан при императоре Юстиниане I в VI веке одновременно с монастырем Богородицы в Сайеднае. Здесь хранятся частички пояса святого Георгия, одного из самых почитаемых в Сирии святых, а еще сохранилась часовня, возраст которой 900 лет.
В обители хранится редкий документ, грамота, написанная куфическим письмом второго праведного халифа Омара (634–644), ограждающая обитель от произвола местных правителей и освобождающая ее от налогов. Тогда в этой местности христиане находились под особым покровительством правящих мусульман — но сегодня все очень сильно изменилось.
После боевых действий, развернувшихся в этих краях, когда террористы обосновались прямо напротив монастыря, захватив знаменитую крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье, сюда постепенно возвращается жизнь. 14 сентября, в день памяти Георгия Победоносца, в монастырь стекаются тысячи верующих.
Сегодня в монастыре активно действуют православные летние лагеря. Мар-Джирджис Хумайра особенно любим Антиохийским Патриархом и считается его резиденцией, и это не случайно, ведь в своё время Иоанн Х (Язиджи) был настоятелем этого монастыря.
«Долина христиан» — Вади аль-Насара
Вади аль-Насара, или «Долина христиан», — это район в западной части Сирии, близкий границе с Ливаном.
На северо-западе Сирию отделяют от Малой Азии отроги Тавра, чуть южнее тянутся пологий хребет Ансария, на высшей точке которого (Наби-Юнис) установлена прекрасная скульптура Пресвятой Богородицы. Исторически эта территория связана с 200-летней историей крестовых походов и войн за обладание Святой Землей, однако во время современной войны Вади аль-Насара считается самым спокойным местом для проживания христиан.
Хомская митрополия
Хомская митрополия самая древняя, она основана во II веке, а христиане жили тут уже в I веке. Дорога апостолов в Рим пролегала через Хомс. Исторически Хомская митрополия имела большие связи с Русской Церковью: в церкви Сорока мучеников Севастийских, в которой в начале войны организовали свой штаб террористы-смертники, иконостас выполнен русскими мастерами, Российская империя помогала в устроении христианских школ, в которых учили и мусульман, и христиан, больниц, было построено 13 школ в деревнях, принадлежащих Хомской митрополии. Прежде чем покинуть церковь, исламисты устроили в ней пожар, чем причинили существенный ущерб уникальному убранству.
Митрополит Хомсский Георгий Абу–Захем рассказал, что именно Хомс стал центром революции в Сирии. В начале кризиса православных христиан тут было 140 тысяч человек, в самом городе — 100 тысяч, и 7 церквей. В старом городе, в историческом центре произошло наибольшее количество терактов, террористы делали всё возможное, чтобы христиане покинули свои дома.
Не было воды, электричества, связи. Еще в 1957 году в восточной части Хомса, где сейчас в основном живут христиане, специалисты обнаружили, что под домами существует целый лабиринт галерей, в которых христиане III века исполняли свои обряды. Именно в этих подземельях во время современного конфликта обосновались террористы, в результате христаин в городе практически не осталось.
Церковь и непосредственно владыка Георгий сыграли большую роль в деле освобождения города от террористов, именно через них осуществлялись миротворческие переговоры с бандформированиями и обмен пленными.
Перед тем как покинуть Хомс, террористы подожгли церковь святого Илиана, разбомбили церковь святого Георгия, подвергли кощунственным надругательствам могилы христиан близ здания епархии.
На сегодняшний день в Хомс вернулось всего 30 % христиан. Сейчас в епархии 23 священника и фактически все церкви восстановлены.
Дейр Мар-Ильяс под Хомсом
Монастырь Ильи пророка под Хомсом основан всего 230 лет назад и для Сирии считается молодым. С высокого плата, на котором расположен монастырь, открывается великолепный вид на Средиземное море и остров Арвад.
Сегодня в монастыре подвизаются шесть монахов. Во время войны монастырь не подвергался нападению, в нем был устроен центр сбора гуманитарной помощи, монахи и сестры милосердия принимали беженцев из многострадальной Мхарде, где за время конфликта пострадало более 20000 православных христиан.
Каждое воскресенье настоятель, иеромонах Паисий проводит духовные встречи с паствой под открытым небом — нередко под звуки очередной перестрелки где-то неподалеку.
Монастырь Успения пресвятой Богородицы в Блемане
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Блемане – молодой монастырь Сирии, ему всего 30 лет. Он принадлежит к Лаодикийской митрополии, самой многочисленной в Сирии.
Дорога апостолов с Юга на Север проходила именно по этой местности, святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный были первыми, кто принес сюда весть о Христе.
Настоятельница Успенского монастыря — схимонахиня Макрина, ученица старца Паисия Святогорца.
Церковь никогда не закрывается, в ней непрестанно читают Псалтирь. Монастырь живет по одному из самых строгих афонских уставов.
Сестры несут всевозможные послушания, но именно рукоделие стало визитной карточкой женского монастыря в Блемане.
Название переводится с арамейского как «вход».
Это многострадальное место связано с житием первой христианской святой Фёклы Иконийской.
Находящийся здесь женский монастырь святой Фёклы (Дейр Мар-Такла) построен близ места, где сохранилась пещера святой, в которой она несла подвиг, скончалась и погребена.
В сентябре и декабре 2013 года Маалюля была захвачена боевиками.
-
Во время боевых действий город и монастырь сильно пострадали.
Во время декабрьского захвата в монастыре святой Фёклы был устроен погром, монахини монастыря похищены, и только в 2019 году насельницы обители смогли вернуться домой, начались службы.
Церковь Георгия Победоносца в Эзре
Городок Эзра, или античная Зорава, в византийскую эпоху был значительным религиозным центром с резиденцией епископа. В центре города находится уникальная церковь святого Георгия Победоносца (515 г.) — она является предшественницей и малой копией знаменитого собора Св. Софии в Стамбуле.
В 1899 году из-за сильного землетрясения был утрачен каменный купол церкви в Эзре, и русский царь Николай II великодушно подарил храму легкий деревянный купол, который украшает его своды и по сей день.
По одной из версий, в этом храме был похоронен Георгий Победоносец, но в 1208 году Ричард Львиное Сердце увез святые мощи в Рим, а после в Палестину. Говорят, что под спудом в храме остались палец и шлем святого Георгия. В 2010 году приехала комиссия из России, ученые посетили церковь, собирались проводить раскопки, но помешала война.
Из-за близости границы с Израилем бомбардировки города продолжаются и по сей день, количество жертв неумолимо растет. Наряду со «столицей» боевиков Раккой это наиболее нестабильный регион Сирии, но ничто не мешает настоятелю храма Георгия Победоносца в Эзре, смелому пастырю отцу Илие, каждое воскресенье совершать Божественную литургию, которая не прерывалась тут с самого начала войны.
Паломничество на Ближний Восток
Паломнические поездки в Сирию и Ливан: святые места и маршруты религиозных туров по Ближнему Востоку.
Более двух тысяч лет назад Святую Землю не разделяли границы современных государств, и родина христианства простиралась далеко на Восток. Охватывая территории современных Ливана и Сирии. Посетить сегодня эти страны для православного паломника — значит прикоснуться к той части христианского мира, которая скрыта от всеобщего взгляда, перенестись в те далёкие времена и ощутить их атмосферу.
Ближний Восток сохранил не только свидетельства библейских событий, но и множество уникальных памятников, возрождающих картину начала времён христианства. Древние города, первые христианские храмы и монастыри дают отчётливое представление о жизни и культуре первых христиан.
Один из самых важных моментов организации путешествия на Ближний Восток — выбор того, кто будет сопровождать паломников, кто будет их гидом. Маршрут паломнического тура можно ограничить посещением одной страны, например Сирии, либо объединить её с Иорданией или Ливаном. Раньше сочетать паломничество в Сирию с посещением Святых мест Израиля было непросто: при наличии в паспорте израильской визы въезд в Сирию был достаточно проблематичен. Но теперь, с отменой въездных виз в Израиль, такой проблемы быть не должно, и можно смело предлагать комбинированные маршруты по Святым местам Израиля и Сирии.
В предыдущих статьях мы уже подробно останавливались на описании Святых мест Израиля и Иордании, а этот материал решили посвятить не менее интересным и важным для православных паломников странам — Сирии и Ливану.
Святые места Сирии
Сирия — страна, о которой все слышали, но знают лишь немногие. Страна с потрясающей историей, богатыми традициями и удивительной культурой. На этой земле оставили свои следы множество религий и народов: римляне, греки, французы, египтяне, монголы, иудеи и русские. Сирия поражает воображение путешественника: даже если человек никогда раньше не задумывался о чудесах, здесь он начинает в них верить. Кроме того, в стране приятно удивляют местные жители. Это народ, который никуда не торопится и, видимо, поэтому — никуда не опаздывает. Сразу ощущается другая культура, другой мир. Мир, который чтобы узнать, нужно научиться понимать.
Дамаск
Как правило, все паломнические поездки по стране начинаются с посещения столицы Сирии Дамаска. Это древний город, известный с 16 века до рождества Христова, неоднократно упоминавшийся в Священном Писании. Как у древних жителей Ближнего Востока, так и в настоящее время он считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле.
В Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.
Столица нынешней Сирии неразрывно связана с евангельской историей. Именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Спасителю. На одной из улиц города произошло исцеление апостола Павла: это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени — храмом святого апостола Анании, который расположен под землей, в старой части Дамаска. Кроме того, в Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.
Сайднайя
Монастырь Сайднайской Божией Матери, крупнейший в Сирии, расположен в небольшом городке Сайднайя в 30 км от Дамаска. Он возвышается над городом как неприступная крепость. Наверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из них в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Наибольший наплыв богомольцев — в сентябре, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. В часовне монастыря хранится икона Богородицы, написанная при её жизни св. ев. Лукой.
Также в Сайднайе находится место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля.
Маалюля
Городок Маалюля в 56 км от Дамаска в горах Каламона является одним из трёх оставшихся в мире селений, где говорят на языке Христа. Там находится одна из главных христианских святынь Сирии — монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и была погребена святая Фекла, ученица апостола Павла. Паломники посещают монастырь, чтобы поклониться мощам святой Феклы, набрать воды из чудотворного источника и поучаствовать в богослужении в храме. Больше всего их прибывает в день памяти святой Фёклы 7 октября.
Согласно преданию, святая Фекла ходила по земле Сирийской, проповедовала христианское учение и творила чудеса по воле Божией. Весь путь свой она прошла пешком и, когда достигла гор Каламона, силы покинули её. Но, чтобы добраться до ближайшего селения, надо было преодолеть высокую гору. Тогда святая Фекла, встав на колени, обратилась к Господу с просьбой о помощи. И произошло чудо: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому святая вышла к селению. Сейчас через него проходят все паломники к этому святому месту.
Также в окрестностях Маалюли паломники посещают «Пещеру отца Иосифа» (Каф-Аль-Хури-Юзеф), где проводятся христианские богослужения, а на стене неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы. Неподалёку от города расположен монастырь и храм во имя святых мучеников Сергия и Вакха. Он был построен в начале 4 века, а рядом образовался мужской монастырь. Эта обитель — одна из самых древних христианских построек, сохранившихся на территории Сирии. Кроме того, внимание паломников привлекают два древних алтаря, а богослужение в храме до сих пор ведётся на арамейском языке. День празднования святых мучеников Сергия и Вакха — 20 октября, в этот день сюда стекаются сотни паломников.
Хомс
Древний город Хомс (в библейские времени — Кадеш) возник примерно в 2400 году до рождества Христова. В 59 году после рождества Христова в городе был основан храм Пояса Божией Матери. В одном из его приделов хранится величайшая святыня православной Сирии, пояс Пресвятой Богородицы. Также в Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, построенный на месте его погребения. А в соседнем городке Эль-Хумайра расположен православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца (начало 6 века), где хорошо сохранился подземный храм, в котором находится образ Георгия Победоносца и часть его пояса.
Монастырь Симеона Столпника
Ещё одно важное место паломничества православных христиан — монастырь преподобного Симеона Столпника (60 км на северо-запад от Алеппо). Он начал возводиться в конце 5 века, в настоящий момент от него осталась часть столпа — 12-метровой колонны, на которой св. Симеон провёл 37 лет жизни.
Сергиополис
Мёртвый город в пустыне Расафа, в 160 км от Пальмиры — древний Сергиополис. Там был казнён и похоронен св. Сергей, небесный покровитель св. Сергия Радонежского. Территория города почти не затронута раскопками, но можно увидеть хорошо сохранившиеся древние стены, часть улиц и крупных зданий, в том числе частично восстановленную базилику св. Сергия, дворец Расафа и руины церкви Мар-Саркис.
Предыдущая фотография 1/1 Мечеть Омейядов в Дамаске, где хранится глава Иоанна Крестителя Монастырь в Маалюле, Сирия
Святые места Ливана
С Ливаном связано множество событий в библейской истории. Живописное величие Ливанских гор, на вершинах которых лежат белые снежные шапки, «слава Ливана» воспето в священном писании. «Кладезь живых вод», легендарный Ермон, многокилометровые подземные пещеры и многочисленные христианские святыни — всё это Ливан. Говоря о нём, нельзя не упомянуть священные ливанские кедры, которые упоминаются в Библии. Именно их использовал царь Соломон во время возведения Иерусалимского храма.
Основные места, которые посещают православные паломники:
Дейр-Сейидат-ан-Нурия
Дейр-Сейидат-ан-Нурия — древнейший православный монастырь Ливана. В обители имеется чтимый образ Божией Матери, чудесно уцелевший во время пожара. Храм св. великомученика Георгия Победоносца (Амьюн), хранящий древнюю чудотворную византийскую икону Божией Матери, которая мироточит с 1995 года.
Монастырь Кафтун
Монастырь Кафтун является одним из древнейших православных монастырей в стране. Он известен как центр переводов и копирования священных писаний и книг в средние века. В обители находится единственная древняя икона Ливана 13 века, двусторонняя: на одной стороне — Богоматерь с младенцем, на другой — Крещение Господне.
Дейр-эль-Баламанд
Дейр-эль-Баламанд входит в число крупнейших православных богословских и учебных центров Ближнего Востока. В монастыре есть иконы 17-19 веков и средневековые рукописи.
Библос
Библос (37 км от Бейрута) — один из самых древних городов мира. В городе расположен храм Божей Матери, который построен на развалинах языческого храма. В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино. Рядом с селением находятся наскальные рельефы, сделанные руками первых христиан, которые а в пещере неподалёку укрывались от преследователей. Ещё в Кане расположен так называемый Галилейский Мавзолей, священное здание, построенное из камней античного храма.
В пещере Сайидат-аль-Манзар неподалёку от деревушки Магдуше Дева Мария ожидала Иисуса, пока он проповедовал на южном побережье Ливана. Паломники со всего мира приезжают в эти места помолиться, особенно в день рождения Божией Матери.
В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино.
В столице Ливана, Бейруте, есть церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Она была реставрирована и открыта на Пасхальные праздники в 2002 году.
Также паломники посещают Сарепту, где жил и совершал чудеса пророк Илия, деревню Бахмадун, где покоятся мощи Илии Карама, молитвенника за Русскую землю, а также древний собор св. Иоанна Крестителя.
Понятия и определения
- Монастырь — место подвигов монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также принято понимать саму общину монашествующих. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома.
- Монашество (монах от греческого — одиночный, живущий уединённо) — образ жизни православных аскетов, посвятивших себя занятию молитвой. Монахи в России названы иноками, а монашество — иночеством.
- Анахорет — отшельник, пустынник. Так принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию.
- Киновит — православный монах, обитатель монастыря общежитийного устава или киновии. В отличие от анахорета, он всё необходимое получает от монастыря, трудится и молится совместно с другими монахами.
- Столпник — святой подвижник, подвизавшийся на столпе: башне или высокой недоступной площадке скалы.
Благодарим за помощь в подготовке материала паломническую службу «Радонеж»