Из православных храмов на территории Ирана следует особо упомянуть Свято-Николаевский собор в Тегеране.
Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. Еще Петр I предложил персидскому шаху открыть в Иране православные храмы – ведь отношения между двумя странами все более развивались и многочисленным русским послам и купцам надо было отправлять свои религиозные обряды. Однако первые церкви открылись уже после смерти Петра I – с 1735 года вплоть до начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. в русских консульствах в Исфагане и Реште действовали православные домовые храмы. В этот период присутствие православного духовенства в Иране было постоянным.
В 1864 году Александр II назначил постоянного посольского священника уже в Тегеран. В 1886 году был построен первый православный храм в столице Ирана — Святого Александра Невского, вернее не в столице, а на ее северной окраине (ныне уже Тегеран) – в резиденции российского посла.
В 1895 году на основной территории посольства (ныне — Торгпредство Российской Федерации) закончили храм Святителя Николая.
К сожалению, после октябрьской революции 1917 года оба посольских храма были закрыты, а затем разрушены. Многочисленная русская колония в Тегеране устроила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. Приходской Совет решил возвести в Тегеране новый храм.
В 1941 году на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретен земельный участок. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект нового собора. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма. Лишь в 1944 году состоялась торжественная закладка храма при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.
Но в 1979 году, после Исламской революции, собор закрылся. Причем это никак не было связано со сменой режима в стране. Русская Зарубежная Церковь (а именно ей принадлежал собор) больше не присылала священников.К началу 90-х годов отсутствие священника, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалек тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит свое существование. Но этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране. В 1995 году Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата и направить в Иран игумена Александра (Заркешева) на должность настоятеля Св.-Николаевского храма.
В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрел законченный вид – купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им еще в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» – нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве.
В августе–сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна – икона Святителя Николая – написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.
В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране ( 1945 г.). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи.
19 декабря 2005 года, в свой престольный праздник – день памяти Святителя Николая Мирликийского, Николаевский собор в Тегеране отметил два юбилея: 60-летие со дня освящения собора (1945 год) и 10-летие воссоединение тегеранского прихода с Московским Патриархатом (1995 год).
У Свято-Николаевского храма есть и своя богадельня. Еще в 1941 году в Тегеране был создан первый дом престарелых, куда переселяли одиноких русских стариков, не имевших средств к существованию. В нынешней богадельне на первом и втором этажах живут женщины, на третьем — мужчины. Директор здесь – церковный староста Эммануил Ширани. Пенсии стариков, живущих в доме, перечисляются заведению. За некоторых платят родственники. Есть и те, у кого нет никого и ничего. Таких содержат бесплатно.
«Когда я сюда приехал, в богадельне было 8 русских стариков, – рассказывает отец Александр. – Сейчас из них остался один – дедушка Шурик. Однако мы принимаем и армян, и ассирийцев – местных христиан. На 30 стариков – 25 человек персонала, четырехразовое питание, круглосуточное медицинское обслуживание».
Отец Александр приютом для стариков явно гордится: бесчисленными инспекциями иранских органов соцзащиты богадельне присвоена высшая категория.
Русское православное кладбище в Тегеране
Рост русской колонии в Тегеране в конце XIX века вызвал необходимость организации достойного места упокоения почивших ее членов. В 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.
Удаленность русского православного кладбища от двух посольских церквей в Тегеране создавала неудобство в отпевании усопших. Поэтому в октябре 1906 года была создана Свято-Троицкая кладбищенская церковь. Сегодня это единственный сохранившийся храм из большого числа православных церквей, открытых в Персии до русской революции 1917 года. До 1998 года в этой церкви отпевали усопших прихожан, пока городские власти не запретили совершать захоронения на русском кладбище, мотивируя это тем, что кладбище находится в городской черте. Но ежегодно на Святую Троицу, в престольный праздник, здесь совершается Божественная Литургия.
Здесь похоронены врачи, инженеры, учителя, офицеры, священники, предприниматели, люди разных профессий и рода занятий. Покоится на кладбище генерал Александр Иванович Выгорницкий – востоковед, военный переводчик, разведчик. Он был первым русским офицером, который выучил язык хинди. Напротив церкви – могила последнего командира Персидской казачьей дивизии полковника Николая Митрофановича Вербы. Покоится на кладбище: Антон Васильевич Севрюгин – первый фотограф в Персии, он был придворным фотографом шахов Каджарской династии; Николай Львович Марков – архитектор, построивший в Тегеране множество общественных и частных зданий; грузинские князья Микеладзе и Мачабели; архимандрит Виталий (Сергиев) – последний начальник Русской Духовной Миссии в Урмии, приехавший в Персию с Валаама в 1903 году; и множество других людей – известных и не известных.
В годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велось боевых действий, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев.
В 1944 году в тегеранском аэропорту при посадке потерпел катастрофу советский военно-транспортный самолет, который пилотировал старший лейтенант Илья Филиппович Афанасьев. Шесть человек экипажа и находившиеся на борту пассажиры погибли. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Прихожане храма вспоминают, что всего было пятнадцать гробов, над которыми горько плакали русские женщины, искренне жалевшие легших в чужую землю молодых русских парней.
Интервью с Игуменом Александром (Заркешевым), настоятелем Свято-Николаевского собора в городе Тегеране, Исламской республики Иран, и настоятелем русского православного прихода Святого апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах, проведенное в 2008 году.
Игумен Александр также является автором книги «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг.)».
Содержание
- Архимандрит Александр (Заркешев): «Несмотря на все трудности, быть рядом с паствой»
- Фото Свято-Николаевский храм
- anapasochi
- Православие в Иране
- Численность
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Свято-Николаевский собор в Тегеране
- Как добраться
- Иран
- Крупнейшие города
- Святые
- Святыни
- Храмы
- Ссылки
- Подкатегории
- Гонения христиан в Иране
Архимандрит Александр (Заркешев): «Несмотря на все трудности, быть рядом с паствой»
Архимандрит Александр (Заркешев) уже более 15 лет окормляет православные приходы в странах Персидского залива. О жизни христианских общин в мусульманских странах священник рассказал порталу «Православие.ру».
– Отец Александр, какие православные приходы вы окормляете?
– Я служу в трех странах: в Исламской Республике Иран, Объединенных Арабских Эмиратах и Исламской Республике Афганистан. В Иране, как известно, православное присутствие имеет давнюю историю. Сейчас я служу в Николаевском соборе Тегерана, в Троицкой церкви на русском кладбище в Тегеране; также есть молитвенный дом святителя Николая на севере Ирана – на берегу Каспийского моря в городе Энзели, а на самом юге Ирана – временная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке российских специалистов, которые помогают строить атомную электростанцию в Бушере.
В Афганистане при Российском посольстве действует временная часовня Владимирской иконы Божией Матери; по праздникам я приезжаю и туда, чтобы совершить богослужение. Это уникальная часовня, так как в этой неспокойной мусульманской стране она единственная. В дальнейшем планируется строительство постоянного здания часовни-памятника воинской славы в центре жилого сектора посольства.
В Объединенных Арабских Эмиратах недавно, как известно, был построен первый православный храм – единственный на Аравийском полуострове. Он освящен во имя апостола Филиппа, который проповедовал в этих местах в I веке.
– О русском присутствии в Иране вы написали целую монографию. А как сегодня живет русская диаспора в этой уникальной стране?
– Община наша по-прежнему сохраняет свои традиции. Раньше ее основу составляли потомки русских эмигрантов, которые переезжали в Иран в начале XX века – как до революции, так и после.
Еще в XIX веке Российская империя имела свои интересы в Персии. С 1864 года в Тегеране постоянно служил посольский священник. С 1898 года в Персии была открыта Урмийская духовная миссия. Паства Русской Православной Церкви исчислялась десятками тысяч. До начала Первой мировой войны в Персии было около 50 православных храмов. В 1912 году у российского посольства в Тегеране русская община поставили памятник А.С. Грибоедову.
Когда в 1979 году победила Исламская революция и новые власти разрешили всем нацменьшинствам самим прописать себе нормы семейного и имущественного права, выходцы из России выбрали свод законов Российской империи – и живут по нему до сих пор.
Храм святителя Николая в Тегеране
Следы русского присутствия остались в персидском языке: это слова «стакан», «самовар», «пирожки», «запас», «сухари», «кулюче» (искаженное «кулич») и даже «полуось» (слово появилось в языке фарси вместе с автомобилями). Эти слова иранцы теперь считают исконно своими. Своим изобретением иранцы считают и самовары, которые появились здесь в XIX веке, но теперь есть в каждом кафе и каждом доме.
Но сегодня политическая изоляция Ирана, постоянная угроза нанесения бомбовых ударов со стороны Израиля и Америки, «бряцание оружием», конечно, создают очень нервную обстановку для мирного населения. Многие русские семьи уезжают. Большинство нынешних прихожан – сотрудники посольств России, Украины, Белоруссии и Грузии. Правда, например, в Бушере работают не менее 2 тысяч российских специалистов, их я посещаю регулярно. А вот из потомков эмигрантов в Тегеране на нашем приходе осталось только пять семей – русских, имеющих иранское гражданство.
Новые эмигранты из России в Иран не приезжают, только если русские женщины выходят замуж за иранцев, но в этом случае они почти автоматически становятся мусульманками: многие даже не осознают того, что в посольстве они подписывают документы, согласно которым принимают веру мужа.
В отличие от других мусульманских стран, в том числе и тех, которые являются соседями Ирана, здесь традиционно раньше не возникала проблема христианофобии.
Приход в Афганистане
В Ираке и Афганистане идет междоусобная война – к счастью, для нас такая внутренняя угроза не актуальна. Но для нашей небольшой общины главной задачей сейчас является просто выживание, потому что никто не захочет остаться жить в стране, если внешняя угроза станет реальностью.
Все арабские революции последнего времени, которые происходили в разных странах и, как правило, управлялись извне, сопровождались актами насилия в отношении христианского меньшинства. Это, к сожалению, было предсказуемо, поскольку в подобного рода революциях одну из главных ролей играют радикалы-исламисты. В Иране, слава Богу, в этом отношении спокойно, и дело тут не только в том, что государство обеспечивает политическую стабильность, но и в крепких традициях народа, в том числе семейных. Но, конечно, говорить о том, что все у нас замечательно, было бы преувеличением. Впрочем, будучи христианином, я всегда смотрю в будущее с оптимизмом. Моя миссия в этом и заключается: несмотря на все трудности, быть рядом со своей паствой, окормлять ее, разделять радости и горести людей. И пока горит огонь нашей молитвы, пока горят лампады в наших храмах, у нас всегда есть надежда на милость Божию и на Его заступление.
– Выходит, маленькая христианская община в Иране живет в изоляции?
Храм апостола Филиппа в Шардже
– Да, мы живем здесь в некоторой изоляции: другая культура, другая религия… Но самое интересное, что это ведь уже четвертое поколение русских, которые хоть и живут в чужой стране, но при этом не теряют своих корней, языка и своей религии.
Кроме ислама, который исповедует большинство населения, в конституции Ирана определены как официально признанные еще три религии: христианство всех конфессий, иудаизм и зороастризм. Все они равны перед законом.
– Чем Церковь в Иране помогает русским людям?
– Для русских людей наш храм – единственное место, где они могут встречаться. Тут больше нет никакого клуба, никаких встреч соотечественников. Храм как раз и есть то связующее звено, которое не только собирает, но и сплачивает людей, «на чужбине сущих».
При храме в Тегеране до сих пор существует русский старческий дом во имя праведного Иоанна Кронштадтского, который открыли после Великой Отечественной войны в 1949 году. Сейчас тут живет 30 пожилых людей, из них собственно русских только двое, остальные – христиане-ассирийцы и армяне.
– С какой регулярностью происходят богослужения в Иране? Кто служит вместе с вами?
– В Иране мне помогает иеромонах Корнилий. По праздникам: на Рождество, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение, Пасху и другие – богослужение у нас бывает всегда. В этот раз ночная пасхальная служба была совершена в Тегеране, а утром священник вылетел в Бушер, и там тоже была пасхальная служба.
– Постройка первого русского храма в Шардже (ОАЭ), который был открыт прошлым летом, стала, без преувеличения, событием историческим. Сейчас, когда вопросы организации строительства решены, какую роль играет приход Русской Православной Церкви в Объединенных Арабских Эмиратах?
– Ситуация в Арабских Эмиратах коренным образом отличается от иранской. Здесь наша община состоит преимущественно из молодых людей, тех, которые приехали сюда работать. После развала СССР в ОАЭ стали приезжать люди из бывших союзных республик, чтобы создавать свой бизнес, в том числе туристический и мелкооптовый.
Сейчас в ОАЭ живет несколько десятков тысяч русских. Для наших соотечественников здесь есть большая перспектива, как мне кажется, так как политика властей по отношению к иммигрантам отличается мудростью и взвешенностью. 80 процентов населения страны – это иностранцы, и правительство ОАЭ понимает, что те люди, которые приезжают, гораздо более благонадежны, если они имеют пускай и отличающиеся от местных, но крепкие традиции, мораль, религию. Вообще в ОАЭ, в стране, где сильны религиозные традиции, меньше всего понимания вызовет атеист – человек, который ни во что не верит; такой человек абсолютно не понятен мусульманам, и к нему отнесутся гораздо более враждебно, чем к христианину.
Приход в Бушере
Православная община здесь сформировалась еще в конце 1990-х, а приход апостола Филиппа в Шардже был учрежден решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году. Землю под храм нам безвозмездно выделил лично правитель эмирата Шарджа шейх Султан бин Мухаммед аль-Касими. Это очень важный момент. Кроме того, было разрешено установить на здании храма кресты, что также говорит о многом. Стоит отметить также тот факт, что христиане в ОАЭ имеют разрешение в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода) руководствоваться своими религиозными предписаниями, поэтому свидетельства о совершении таинства венчания при должном оформлении имеют юридическую силу.
В 2007 году в церемонии закладки храма принимали участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), тогда председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и наследный принц эмирата Шарджа.
Сейчас у нас при храме активно функционирует трехэтажный русский культурный центр, где проходят десятки конференций. Вот, например, недавно концерт в честь дня Победы прошел с большим успехом. Очень востребована воскресная школа, курсы русского языка при храме. Возможно, это связано с тем, что русскоязычные жители Шарджи – это в основном молодые люди, но могу отметить, что и приход наш занимает активную и деятельную позицию.
Конечно, далеко не все молодые русские люди, приезжающие работать и жить в ОАЭ, стремятся сохранить свою культуру – очень многие ассимилируются. Я нахожу прямую связь: если человек далек от Церкви, то его ничто не удерживает в родной русской культуре; такие люди быстро забывают язык и все остальное. Я 20 лет живу за границей и вижу этот процесс достаточно ясно. Конечно, Православная Церковь никогда не ставила во главу угла вопросы сохранения русского национального своеобразия, но и оставлять без внимания процесс потери своей культуры нельзя. Именно поэтому мы и собираем нашу диаспору вокруг Церкви, помогаем людям не забывать, что они – русские, помнить свою историю. Это все проблемы не только культурного, но и духовного порядка. Община при храме – это не просто русский клуб по интересам. Это – центр духовной жизни.
– Понятно, что в странах, о которых вы рассказываете, миссионерская деятельность среди местного населения запрещена законом. Почему все же православное присутствие на этой земле необходимо?
– Даже если мы находимся в меньшинстве и нам запрещена любая миссионерская деятельность, одно наше присутствие здесь является своего рода скрытым миссионерством. Ведь Христос говорил: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13). Наша община – это русскоязычные, православные люди, находящиеся вдали от Родины, которые нуждаются в пастырском окормлении и во внутренней духовной миссии.
Свято-Николаевский собор в Тегеране совсем скоро отметит свой 70-летний юбилей. Освятили его в первый же послевоенный 1945 г., хотя участок земли под него был получен еще накануне войны.
Православный храм выполнен с легким налетом присущего мусульманам аскетического архитектурного стиля. Немаленькая территория собора обнесена капитальным забором. Вход в собор венчает звонница. Внутреннее убранство его выполнено, скорее, в классическом стиле. Иконостас, который сравнительно недавно реставрировали, оформлен в деревянных рамках темного цвета, равно как и Царские ворота. Золотой полукруг обрамляет его верхнюю часть.
В Свято-Николаевском соборе в Тегеране проходят воскресные и праздничные богослужения, чины венчания и крещения. Правда, в год их набирается совсем немного — прихожанами являются граждане Иранского государства, чьи предки эмигрировали сюда еще до Русской революции. Приходят, чтобы помолиться, также сотрудники и семьи Миссии России в Иране, представительств торговли и организаций, работающих в Иране. Среди прихожан храма и верующие православные из Белорусского, Болгарского, Грузинского, Греческого, Кипрского, Румынского и Украинского посольств. В храме также создан хор из числа молящихся.
Свято-Николаевский собор в Тегеране представлен и молитвенным домом в каспийском порту Энзели (у него такое же название). А в Бушере на Персидском заливе есть православная часовня Казанской иконы Божией Матери. В ней молятся строители-россияне, участвующие в стройке АЭС в Иране.
Православной вере в Тегеране — не одно столетие. История ее начинается в 1597 г., когда сюда прибыл первый священник. Русский царь Петр I, желая еще больше укрепить отношения между двумя странами и заботясь о посольских и купеческих работниках, обратился к шаху с просьбой об открытии в Иране православного храма. И он появился, но к тому времени Петра-новатора уже не было среди живых. В период с 1735 г по 1813 г. существовали домовые православные храмы в российских Миссиях, расположенных в городах Исфахан и Решт.
В 1864 г. Александр II послал с духовной миссией священника в Иранскую столицу. В 1886 г. в Тегеране соорудили православную церковь Святого Александра Невского, в 1895 г. — под названием Святителя Николая, ставшей второй православной церковью на территории Ирана. Свершившаяся Русская революция 1917 г. отразилась и на этих строениях. Сначала храмы в иранских Миссиях закрыли, и после длительного времени без должного ухода они разрушились. На ул. Аромане русские верующие обустроили домовый храм Святителя Николая, но его пространство впоследствии не вмещало всех прихожан. Тогда и решили соорудить собор, под который купили участок. Он располагался в главном городе Ирана прямо на противоположной стороне от американской Миссии. Уже существовал проект, и близилось начало строительства, но календарь показывал зловещий 1941 г.
Когда в 1944 г. вернулись к возведению Свято-Николаевского собора, в закладываемый фундамент летели золотые монеты русского образца. Храмовые купольные кресты засияли под солнцем 8 марта 1945 г., перенесли в храм иконостас из церкви, расположенной на территории дипмиссии, на присоборной площади выстроили здание в два этажа, где живет священник и работает канцелярия.
Работавший храм закрылся в 1979 г. — в Иране победила Исламская революция. Но в церкви не проходили богослужения из-за того, что священников сюда не направляли. Вновь богослужителя направили в 1995 г. Через три года золотом засияли купола храма, еще через год реставраторы вернули блеск потерявшим вид образам на иконостасе, а Святитель Николай приобрел новый лик. К 55-летнему юбилею Свято-Николаевского храма его своды получили новые росписи.
При храме есть свой Дом презрения. В богадельне первые два этажа занимает женское население, на третьем расположились мужчины. Содержатся жильцы за счет выплачиваемой им пенсии или за счет родственников. «Сироты» обеспечиваются всем необходимым бесплатно. Здесь живут не только русские христиане — нашлось место и для армян с ассирийцами.
Фото Свято-Николаевский храм
Смотреть все
anapasochi
Время от времени по всем СМИ и блогам в соцсетях проходят волны возмущений дикостью нравов в КНДР: чиновника высочайшего уровня свергли с политического Олимпа, расстреляли, добили реактивным снарядом, а потом скормили собакам. Иногда северокорейских чиновников казнят десятками, целыми трудовыми коллективами, причем на глазах у беременных жен, зомбированных детей и даже голодающих воробьев и чудом спасшихся от поедания людьми гусениц. Сетевой народ негодует и требует новых репрессий в отношении руководства КНДР. Реже, с меньшими подробностями людоедской жестокости, рассказывается о казнях христиан в Иране. Раз в год, а то и режемировые СМИ сообщают, что в Иране будут казнены христиане, причем казнят их исключительно потому, что они христиане.
Я совсем не собираюсь оправдывать режим северо-корейских коммунистических монархов, — даже если там никого не расстреливают, то мне он все равно не мил, — а вот то, что касается моего любимого Ирана, то с уверенностью могу сказать — ложь и неправда. Всегда, когда вам будут рассказывать, что в Иране казнят христиан за их веру, то знайте — вас нагло обманывают. Никаких репрессий христиан там нет, в чем я лично многократно смог убедиться.
1. Действующий храм Христа Всеспасителя в Исфахане.
Конечно, я не знаю реальной жизни христиан в Иране, вполне допускаю, что у них есть проблемы и они сталкиваются с жизненными трудностями на религиозной почве. Уверен, что совсем не просто быть религиозным меньшинством в стране, где 98% исповедуют одну религию. Скажем любой прозелитизм в Иране категорически запрещен, государство оберегает своих граждан и обращение мусульман в другие религии преследуется уголовным кодексом. Следовательно какая-либо христианская миссия под жестким запретом. Нам даже трудно представить аналогичную ситуацию в нашей стране, где, кроме православных, веками проживают представители разных религий, есть целые республики с преобладающим неправославным большинством, где есть реальная свобода вероисповедания и можно исповедовать любую религию или быть атеистом, и где религиозность народа весьма условна. Ведь когда 85% россиян записывают себя в православные, то они тем самым хотят подчеркнуть свою принадлежность к славянской нации или культуре, а не свои религиозные убеждения. Те же опросы показывают, что 17-20% от 85-ти не только во Христа, но в Бога не веруют, а уж о Православии или Христианстве имеют весьма поверхностные представления или не имеют никаких. Совсем другая ситуация в Иране, где народ действительно как бы мы сказали «воцерковлен» и все, пусть и в разной степени, но являются активными участниками «церковной» жизни. Фактически монолитное общество расколото на две неравные части — 89% населения мусульмане-шииты, 9% — мусульмане-суниты. Христианам, иудеям и зороастрийцам остаются 2%. Представители этих религий официально находятся под защитой государства.
Еще и еще раз: лично я во время путешествия никаких трудностей для христиан не видел и с каким-либо неприятием на религиозной почве не столкнулся. Если я не видел, то это не означает, что трудностей нет. Но я уверен, что никаких казней христиан по религиозным причинам быть не может. Если кого-то казнили, то это вовсе не потому, что нарушители закона были христиане, а их казнили исключительно за веру во Христа.
Я не знаю сколько в Иране живет христиан и сколько действующих храмов (бывший посол Ирана в России господин Саджади утверждает, что от 200 до 300 тысяч, а в стране около 600 христианских храмов), но точно знаю, что открыто работают христианские школы, издаются книги, газеты, журналы, есть три представителя христиан (два армянина и один ассириец) в Парламенте (Меджлисе), отстаивающие интересы и защищающие их права, а для христиан существует множество свобод, которые трудно представить по отношению к мусульманскому населению страны.
2. Греческий православный храм рядом с бывшим американским посольством.
Если кто не знает, то мусульмане почитают Христа великим пророком и чтут Деву Марию. Мы были в Тегеране на площади Девы Марии, а настоятель православного храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) рассказывал, что мусульманки иногда заходили в православный храм, чтобы помолиться Хазрате-Мариам (так там называют Богородицу). Кстати, о. Александр рассказывает следующее: «Узнав, что я православный священник, простые иранцы всегда высказывают свою симпатию, а также подчеркнуто вежливы и предупредительны. Я спокойнее в рясе чувствую себя в Тегеране, чем, к примеру, в Москве».
Могу подтвердить его слова. Нигде не встретил неприятия меня, как христианина. В гостинице мы пошли в баню. У меня и моего спутника Михаила Тюренкова на шее висели кресты и никто из мусульман не сказал нам ни слова или каким-либо иным образом высказал свое недовольство нашим присутствием.
Я часто слышу фразу «попробовали бы они в мечете». Вот смотрите, попробовали. В Исфахане Михаил прочитал христианскую молитву в мечете.
Сразу предупреждаю, что мы делали это не из желания оскорбить религиозные чувства верующих или из хулиганских побуждений, мы никого не пытались обратить в свою веру, а молились нашему общему Богу Творцу. Поэтому, надеюсь, никаких законов не нарушили. Всяко нам понравилась реакция местных жителей — их наш маленький флешмоб только порадовал. Они понимали, что перед ними стоят христиане и молятся единому Богу на своем языке. Даже не могу себе представить подобную акцию в России. Представляете, войдет мусульманин в православный храм и произнесет абсолютно христианскую фразу «Аллаху Акбар» (Бог велик). Представляете какой поднимется крик у наших ортодоксов? Ну и кто более веротерпим — иранцы-мусульмане или русские православные?
В крупнейшем религиозном центре Ирана городе Кум (аналог нашей Троице-Сергиевой Лавры; о Куме я расскажу особо) в двух исламских институтах нас просили прислать православные книги, спрашивали, что нужно почитать, чтобы больше и лучше узнать Христианство и Православие. Очень жалели, что у нас не переводят православные книги на фарси (при Сталине переводили, издавали и привозили в Иран. Этим занималось издательство Московской Патриархии). В одном из институтов попросили дать интервью для своей университетской газеты. Им очень хотелось рассказать студентам о визите русских православных христиан. В мавзолее праведной Фатимы местное духовенство задавало вопросы о нашей вере. Вообще у нас сложилось впечатление, что интерес к русской вере довольно велик, многие спрашивали нас о Православии. Вызвано это не желанием изменить веру, а обычным иранским любопытством и тягой к новым знаниям. Они вообще очень открытый народ, несмотря на множество государственных запретов.
Самая большая христианская община в Иране — это армяне. Они богаты, влиятельны и во многом независимы. После них можно назвать ассирийцев. Еще меньше католиков и почти нет русских православных. Мы посетили несколько христианских общин в Тегеране (были в русском храме, большом армянском центре и отдельном армянском храме) и большом историческом армянском центре в городе Исфахан. Расскажу о них особо.
4. Свято-Николаевский храм в Тегеране.
С Русской Церковью давние отношения. Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. После Петра Великого духовная миссия работала на постоянной основе. Понятное дело, что священники окормляли исключительно русских, проживавших в Иране. Первый храм (св. Александра Невского) был построен в 1886 году в резиденции русского посла, а в 1895 г. второй храм (свт. Николая) на территории русского посольства. После 1917 года советскими властями храмы были закрыты и разрушены, а русская диаспора вынуждена была построить свой храм. Так как русские эмигранты большей частью не приняли советскую власть и являлись прихожанами РПЦЗ, то участок решили купить рядом с американским посольством. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект собора. Начавшаяся вторая мировая война и частичная оккупация Ирана советскими войсками отодвинули постройку храма. Начали строительство в 1944 г., а 8 марта 1945 г. на купола были водружены кресты. Иконостас был перенесен из разоренной посольской церкви.
5. Потолок апсиды покрыт зеркалами. Очень красиво.
Рядом с храмом был построен двухэтажный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.
В 1979 г., во время Исламской революции, находящееся через дорогу от храма американское посольство было разорено, многие работники дипмиссии были убиты, само посольство разграблено. Но русских храм никто пальцем не тронул.
6. Вход. Такой же большой крест на двери снаружи со стороны улицы. Через дорогу, в 20 метрах бывшее американское посольство. Его забор прикрыл какой-то припарковавшийся автобус.
Тем не менее, из-за разрыва отношений с США, разорвались связи с находящимися в Америке священноначалием РПЦЗ. Из-за отсутствия священника и массового исхода русских храм закрыли. Открылся он спустя 16 лет уже под омофором русского Патриарха. Первым и пока единственным настоятелем стал тогда еще игумен Александр (Заркешев).
Еще в Тегеране есть христианское кладбище, где похоронено много русских. Например, личный фотограф Султана Ахмад-шаха (последний из династии Каджаров) был православным. Да и вообще нужно упомянуть о связях последних представителей династии Каджаров с Россией. У последнего шаха было пять русских орденов (в том числе св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского). Такие же ордена были у его отца Мохаммед Али-шаха. Любопытно, что после того, как Мохаммеда Али-шаха свергли, он уехал в Одессу и до прихода большевиков в 1920 году жил там на улице Гоголя.
7. В колокола звонят.
Тегеранские армяне.
В Тегеране работает армянский культурный центр. Это огромная территория со своим футбольным полем, спортивными сооружениями, включая открытый бассейн, бизнес-центром и даже своим кладбищем. На территории центра женщины ходят без платков, плавают в европейских купальных костюмах в бассейне, пьют вино, одним словом, делают все, что запрещено для мусульман. Власти это знают, но никак не вмешиваются в работу центра. Это ваши традиции — живите как хотите, но за забором, чтобы не смущать мусульман. Мы были в центре с мусульманами переводчиком и водителем. Никаких смущений с их стороны или запретов со стороны властей на посещение центра не было.
8. Мемориал генацида армян.
10. В армянском центре.
11. Шампанское охлаждается. Последние приготовления к свадьбе.
12. Армянские храмы самые большие.
13. Возможно я ошибаюсь, но мне говорили, что в этом храме покоятся останки А.С. Грибоедова.
14. Перед храмом прямо на улице церковная лавка. Книги продаются совершенно открыто.
15. Очень большой армянский центр с 1604 г. функционирует в одной из бывших столиц Ирана г. Исфахан.
16. Собор Святого Христа Всеспасителя (построен в 1664 г.) украшают восхитительные росписи, а на одной из стен изображена картина Страшного Суда.
К сожалению в храме съемка категорически запрещена, я успел сделать только один кадр (первый в этой записи) и Страшный Суд мне сфотографировать не дали. Выкладываю то, что нашел в интернете. Обратите внимание, что на фреске множество полностью обнаженных фигур. Напоминаю, что изображение голого человеческого тела в Иране запрещено. Этим фрескам сотни лет и никто их пальцем не тронул.
17. Еще один чужой снимок храма.
18. Роспись снаружи храма.
19. Внутренний двор.
20. Товары из лавки.
С 1647 г. в центре работает типография и издается в том числе и христианская литература.
Насколько велико было влияние армян и хорошо развился их бизнес можно судить по такому факту: в 1660 г. местные армяне подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. Сейчас этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Сейчас армяне имеют разрешение даже на открытую продажу вина, хоть и в ограниченных количествах. Откуда берут не знаю. Кроме этого центра в Исфахане есть еще 4 или 5 храмов. В том числе Георгия Победоносца. Но мы там не были.
Да, забыл упомянуть, что евангельские волхвы пришли из Персии и принесли Христу именно иранские подарки. А сейчас иконы для себя или друзей можно купить совершенно свободно во многих торговых центрах.
21. Это базар в Исфахане.
22. Снимок не резкий, но иконы видны. Антикварная лавка в Тегеране.
23. Рождество не под запретом. Его, конечно, не празднуют как в христианских странах, но к празднику во многих торговых центрах устраивают продажи рождественских товаров.
24. Я понимаю, что эта картинка тут ни к селу ни к городу, но мне её некуда будет деть, а показать хочеться. Она тоже про веротерпимость иранцев. Можно свободно купить изображение Будды.
25. А вот такие отпечатанные большим тиражом плакаты продаются в книжных магазинах Тегерана. Что за аллегория не пойму.
Так что делайте выводы сами подвергаются ли гонениям христиане в Иране.
Оглавление (запись с фото).
I. Иран. Общие сведения.
II. Имам Хомейни и революция.
III. Люди.
a) Семейные ценности и традиции.
b) Отношение к женщине.
IV. Тегеран:
a) Город;
b) Канаты.
V. Книги и фильмы.
VI. Религия:
a) Зороастризм;
b) Христиане
с) Иудеи.
d) Ислам.
VII. Жемчужина Ирана Исфахан:
a) Площадь Имама и город;
b) Мечети;
c) Дворцы;
d) Рынок;
e) Птицы.
VIII. Духовная столица Ирана Кум:
a) Гробница праведной Фатимы;
b) Библиотека праведного Марши Наджафи и духовные институты.
IX. Маленький чудо-остров в Персидском заливе.
Православие в Иране
Эту страницу предлагается объединить с Христианство в Иране. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/31 октября 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата начала обсуждения — 2012-10-31. Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. |
Русский православный храм в Казвине
Правосла́вие в Ира́не (перс. ایران کلیسای ارتدکس شرقی) — является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская православная церковь, Армянская апостольская церковь, Элладская православная церковь, а также приходы Русской православной церкви.
- 1 История
- 2 Численность
- 2.1 РПЦ в Иране
- 3 См. также
- 4 Примечания
Численность
На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ. Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.
Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.
- Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
- Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
- Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.
Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).
РПЦ в Иране
Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.
По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.
Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны.
История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, под юрисдикцию Московского Патриархата
В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, — «Основы социальной концепции РПЦ». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.
По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.
См. также
- Христианство в Иране
- Список армянских храмов в современном Иране
Примечания
Ссылки
- Диалог «Ислам — Православие» в Иране
- История русского Православия в Иране
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Свято-Николаевский собор в Тегеране
Свято-Николаевский собор в Тегеране (Иран) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет. Когда-то это было огромное сообщество, объединенное духовными ценностями. Но на сегодняшний день здесь осталась лишь небольшая община, одна из главных сокровищ которой — Свято-Николаевский собор в Тегеране.
Первый русский приход был основан в Древней Персии в конце 16 столетия иеромонахом Никифором. В самом Тегеране было два православных храма — храм Святого Александра Невского и храм Святителя Николая, возведённый в 1895 году на основной территории посольства (сейчас здесь располагается Торгпредство Российской Федерации). Со временем православие в Иране развивалось, и к 1917 году в стране было построено более 50 русских православных церквей. Однако в течение трех лет после Русской революции все храмы были закрыты и постепенно разрушены.
Тогда русская колония в Тегеране временно разместила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Временный храм не мог вместить всех желающих, и приходской совет решил возвести в Тегеране новый храм.
В 1944 году состоялась торжественная церемония начала строительства Свято-Николаевского собор на северной окраине Тегерана, а в марте 1945 года на его купола уже устанавливали кресты. В храме разметили иконостас Александро-Невской посольской церкви, а рядом со зданием храма поставили двухэтажное строение — церковный дом, в котором располагалась канцелярия и проживал сам батюшка. Также при соборе есть богадельня, где живут престарелые русские христиане, пенсию для которых переводят заведению родственники, если они есть, остальные содержатся здесь бесплатно. Кроме того, двери богадельни открыты для армян и ассирийцев.
История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет.
В 1979 году в Иране свершилась Исламская революция, что повлекло за собой отказ Русской церкви присылать в Иран священников, и соответственно, закрытие православного храма. Только в 1995 году сюда послали нового богослужителя, и работа Свято-Николаевского собора возобновилась. Сам собор в это же время был принят под юрисдикцию Московского Патриархата.
В 1998 году церковь была отреставрирована, купола ее были покрыты специальным материалом золотого цвета (нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением), как купола московского Храма Христа Спасителя. Спустя год художники-реставраторы восстановили иконостас храма, вернув ему первоначальный вид. В декабре в связи с престольным праздником Святителя Николая Чудотворца из Москвы приехали художники, чтобы покрыть росписью внутренние своды Свято-Николаевского собора.
Внешний облик Свято-Николаевского собора несет в себе своеобразные черты мусульманского архитектурного стиля. Вокруг собора стоит высокий забор, а у входа — звонница. Внутреннее убранство храма выполнено в классическом стиле. Сегодня Свято-Николаевский собор в Тегеране проводит богослужения по воскресеньям и праздничным дням, а также церемонии венчания и крещения. Число прихожан небольшое, в основном это иранские граждане, чьи предки переехали из России еще до революции. Также сюда наведываются для молитв сотрудники и семьи миссии России в Иране, торговых представительств, работающих в стране, сотрудники Белорусского, Болгарского, Грузинского, Греческого, Кипрского, Румынского и Украинского посольств.
С ростом русской колонии в Тегеране в конце 19 века возникла необходимость организовать русское православное кладбище для достойного места упокоения соотечественников на иранской земле. В 1894 году в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб был приобретён участок земли под русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.
Как добраться
Свято-Николаевский собор и православное кладбище в Тегеране находятся напротив восточной стены бывшего посольства США — улица Shahid Dr. Mofatteh, д. 129. Рядом находится станция метро Taleghani (Талегани).
Иран
Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران — Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н), сокращенно — Ира́н (перс. ایران ), до 1935 также Пе́рсия — государство в Передней Азии. Столица — город Тегеран.
На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере — с Туркменистаном, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана.
История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.
В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.
Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.
В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.
Крупнейшие города
- Тегеран
- Мешхед
- Кередж
- Тебриз
- Шираз
- Исфахан
- Ахваз
Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения — шииты, 8 % — сунниты. В числе оставшихся — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане, иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.
Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران от перс. مسیحی «христианский», «христианин») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.
Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.
После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.
Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.
В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм — это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.
История
Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.
Современное состояние
Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания — они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).
Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران) — является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.
Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.
- Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
- Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
- Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.
Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).
РПЦ в Иране
Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.
По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.
Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны.
История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.
В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.
По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.
Притеснения протестантов в Иране
В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200—300 тысяч иранских христиан.
Святые
- свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
- мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
- прп. Маруф, епископ Месопотамский
- свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
- свмч. Садок Персидский
Святыни
ХАМАДАН
- Гробница прав. Есфири и Мардохея.
ТУЙСЕРКАН (25 км. к юго-западу от Хамадана)
- Гробница Пророка Аввакума.
Храмы
Ссылки
- Христианский Иран. Фото
- Истина безначальна. ХРИСТИАНСТВО В ИРАНЕ
- В Иране растет число христиан
- А.Б.Никитин ХРИСТИАНСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
- Равны ли религии в Иране? Интервью с послом Ирана в России (+ мнения экспертов)
- Диалог «Ислам – Православие» в Иране
- «Мусульманские» мученики за Христа в ХХI веке
- История русского Православия в Иране
- Христиане под властью шариата
- Как живут православные в Иране
- Религиозные меньшинства в Иране
- Христианство в Иране и гонения на него в доисламские времена
Подкатегории
В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.
И
- ► Иран (Приходские храмы) (1 С)
- ► Иран (Святыни) (1 С)
Гонения христиан в Иране
Зная как сегодня восхищаются в России несгибаемостью Ирана перед США, все же рискну вылить ложку дегтя в персидскую бочку меда, малость испортя здоровый иранофильский аппетит. Отложим в сторону ядерные вопросы, американцев, жидо-масонов и происки мирового империализма.
Слышал как-то басню об Иране, как последнем форпосте защиты российских интересов на Кавказе. Падет Иран, следующая будет Россия. Каким образом, позвольте спросить? Так прямо-таки американцы танковым клином попрут из Бушира или Бендер-Аббаса до самой Москвы? Попутно, между прочим, объявив Азербайджан и Армению 51-м и 52-м штатами. Теоретически все возможно. На вербе золотые груши, говорят, еще как растут. Пожелай НАТО наступать таким образом, то можно было бы и через Турцию пойти. Она же «их» плацдарм, а Грузия бы помогла. Что ни говорите, пофантазировать на тему значимости Ирана можно всласть, только этот аспект мне малоинтересен.
Что же на самом деле представляет собой мусульманский Иран шиитского толка? Сразу оговорю: я — христианин и имею слабость, слыша о достоинствах каких-то государств, узнавать насколько уютно живется там моим единоверцам-христианам. Демонстрация военной мощи в виде боевого беспилотника «Шахид-129», сворованного у американцев при помощи российских специалистов или иранского зенитно-ракетного комплекса «Раад», события для кого-то очень даже занятные. Но как живется христианам?
— Хорошо живется, — обронит любитель персидских ковров — нельзя плохо жить там, где конституция гарантирует равноправие религиозных меньшинств и т.д.
На бумаге гладко все. Плохо только в реальности. Не, если ты грузин, армянин или ассириец, то тебя не будут трогать. Живут себе тихонечко 100-150 тыс. христиан и добра наживают. Даже своих представителей в меджлисе имеют. Ого, какой уровень признания!
Только надо помнить: все для тебя мирно, пока ты никому не будешь рассказывать о вере в Христа. В противном случае грозит смертная казнь. Переход христианина в ислам приветствуется, а из ислама в христианство — табу. Мне интересно слышать на разных сайтах, как всячески костыляют православие за вмешательство в государственные дела те, кто взахлеб фонтанирует мадригалами в адрес Персии. А ведь влияние патриарха в России и близко не стоит с влиянием аятолл в Иране! Видно заслужили персы от славян индульгенцию за антиамериканизм и чувство резкой антипатии к Израилю.
— Ну так пусть варежку-то свою и закроют эти проповедники, если хотят жить в благословенном Иране! — в тишине раздался прагматика глас.
Не понимаю только как можно отстаивать право других на то, в чем своим отказываете. По-моему, свобода как раз и состоит в том, чтобы человек мог высказывать вслух мысли, за которые не упекут в каталажку и не треснут дубинкой по темечку. Христиане в Иране существовали за 500 лет до мусульман, а обязаны молчать и смиренно сопеть. Они у себя дома никто и зовут их «никак».
В данный момент в тюрьмах этой страны томится около… 300 (!) христиан. Не за убийство они туда попали, не за кражу, не за шпионскую деятельность. Единственное их преступление — это вера в Христа и проповедь об этом другим мусульманам. Удивительно, как при таком подходе в Иране население не состоит на 100% из мусульман. Куда-то не туда смотрят аятоллы…
Три года отсидел в тюрьме протестантский пастор Йозеф Надархани, приговоренный к смертной казни. Дважды (!) хотели привести приговор в исполнение. Весь (!!!) мир ходатайствовал за его помилование и еле-еле смогли спасти его жизнь. В тюрьме его пытались насильно заставить читать мусульманскую литературу, обрабатывали жену и принуждали вернуться в ислам. Там сидят в тюрьмах и другие пасторы, а также обычные христиане.
Чтобы христиане не могли достигать иранцев Евангелием, им запретили использовать на богослужениях основной язык страны — фарси. Проповедь о Христе называется не иначе, как «агрессивное миссионерство». Законодатели ломают головы над тем, как бы узаконить смертную казнь для тех из христиан, кто обращает мусульман к Христу. Все эти творческий порывы в области права происходят на фоне таких заявлений президента Ахмадинежада:
— Ислам является вселенской религией, и Бог даровал нам только одну религию. Он никогда не создавал христианство и иудаизм.
Вот тебе и цезарепапизм в исламской оболочке: президент и страной успевает управлять и выдает вводные в области религиоведения! По-моему, это ярко выраженная форма государственного исламизма, не имеющая в планах места для иного религиозного устройства мира. Пока он хочет уничтожить только Израиль, а что захочет потом — можно только подозревать. Несложно предположить последствия таких высказываний высшего лица государства на умы чиновников. По сути, это отмашка к действию против неверных. Сегодня как раз и наблюдается новая волна репрессий даже официально зарегистрированных христианских общин.
Обвинения вызывают состояние дежавю. Когда-то, в IV-V веках в Персии христиан тоже рассматривали как шпионов, только римских. В те времена христианство стало государственной религией и власти видели в них пятую колонну Византии. Сейчас при противостоянии с Западом все повторяется. Только о каком шпионаже через христиан может вестись речь, если они постоянно находятся под пристальным оком иранских спецслужб? Чушь эта призвана создать видимость целесообразности гонений на христиан.
Показательно, что Европа высказалась за освобождение Надаркани, сенат США высказался, а правительства России, Белоруссии и Украины скромно промолчали. Русская православная церковь просила за протестанта (!), хотя у себя она таких считает сектантами и даже заявила, что освобождение стало возможным благодаря именно ее усилиям. Пусть и так, если хочется примерить на себя ореол спасителя. Только надо проявить большую последовательность: начали заступаться за иранских евангельских христиан, попробуйте тем же заняться дома.
Странно, но Россия, где 85-90 процентов христиан, не использовала свои добрые связи с Ираном на государственном уровне для выручки Надаркани. Как по мне, то Ахмадинежаду даже упростили бы задачу освобождения пастора, позволив лишний раз продемонстрировать северному соседу свое благорасположение и без проблем сохранить лицо перед исламистским режимом. Американцы же с европейцами могли обратиться, почему не мы?
В силу выше перечисленных причин, я не очень симпатизирую Ирану. У меня нет к нему никакой ненависти и уж тем более неприязни к простым иранцам. Здесь дело в государственной политике, тесно переплетенной с религиозным режимом. Душная она очень, как по мне. Воздуха ей не помешало бы свежего. Не на американских ракетах, разумеется…
На фото освобождение пастора Надархани
Иранская тема:
http://www.proza.ru/2013/01/08/1741 — статья «Козе баян, а Ахмадинежаду папа римский»
http://www.proza.ru/2012/09/01/707 — статья «Неполитический взгляд на Ахмадинежада»
http://www.proza.ru/2013/01/26/2089 — статья «Позиция Запада по христианам в исламских странах»
http://www.proza.ru/2013/02/13/2194 — статья «Курдистану зеленый или красный свет?»