Содержание
- Храм Христа Спасителя
- Храм Христа Спасителя: трагическая история
- Архитектурные особенности
- Интересные факты о Храме Христа Спасителя
- Информация о работе храма
- Самый главный православный храм
- Тон эпохи. Зодчий храма Христа Спасителя возродил старинный русский стиль
- Русский немец
- Признание в Италии
- Главный храм России
- Другие проекты
- Не прижившийся стиль
- Проект К.А. Тона
- Храм Христа Спасителя — главный храм России
- Как поблагодарить Бога?
- Проект первый
- Проект второй
- Всем миром
- О времена, о нравы!
- Второе рождение
- Храм Христа Спасителя краткая информация
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».
Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.
Храм Христа Спасителя: трагическая история
История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.
В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.
Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.
Архитектурные особенности
Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.
Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.
Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.
Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?
Интересные факты о Храме Христа Спасителя
- В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
- В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
- Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
- Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
- Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
- В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
- В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.
Чудов монастырь. XIX, XX и … XXI века?
Информация о работе храма
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15 Телефон для справок: +7 (495) 637-12-76
Email: info@xxc.ru
Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображенская церковь — с 8.00 до примерно 19.30 (когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).
На весь летний период рядовые богослужения совершаются в храме-часовне «Державной» иконы Божией Матери.
Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.
В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.
Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.
В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.
Информация с сайта Храма Христа Спасителя.
Самый главный православный храм
Побывав в очередной раз в Москве, я не мог просто взять и не написать пост о самом главном православном храме России. Речь идет, конечно же, о Кафедральном соборном храме Христа Спасителя. Именно здесь совершает богослужения Патриарх Русской Православной Церкви.
Храм Христа Спасителя является также самым высоким православным храмом в мире. Его высота 103 метра, что на полтора метра выше Исаакиевского собора. Из православных строений выше Храма Христа Спасителя только четыре колокольни (в Санкт-Петербурге, Рыбинске, Тамбове и Шуе).
Это крупнейший храм в России, он вмещает в себя 10000 человек. В России 177 городов имеют меньшее население, чем помещается в этом храме!
Роспись внутри храма занимает около 22 000 м². Площадь стадиона «Лужники» в три раза меньше.
История Храма Христа Спасителя начинается в 1812 году, после окончания Отечественной войны с наполеоновской Францией. Генарал А. А. Кикин предложил построить храм в память о павших героях войны и в ознаменование великой победы. Император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве.
В 1814 году был проведен международный конкурс проектов будущего храма, в котором победил Карл Витберг. По проекту Витберга храм был втрое больше нынешнего (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Проект был грандиозный. Для его принятия Витберг даже перешел в православие (он был лютеранином). Но решение о смене религии оказалось поспешным.
Строительство храма началось в 1817 году, на Воробьевых горах. Изначально храм хотели строить именно там. Но к 1825 году строительство почти не продвинулось, не был закончен даже нулевой цикл. Новый император, Николай I, остановил строительство, Витберг и другие руководители были обвинены в растратах и отданы под суд. После 8 лет судебных тяжб Витберг был сослан в Вятку, всё его имущество было конфисковано.
В 1831 году Николай I назначил новым архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей.
В период сталинской реконструкции Москвы, в 1931 году, Храм Христа Спасителя был разрушен. На его месте хотели возвести Дворец Советов. Для разрушения Храма пришлось произвести два последовательных взрыва, после первого храм устоял. Дворец Советом построить не удалось — помешала начавшаяся война. В 1960-1994 годах на месте храма действовал плавательный бассейн «Москва».
В 1988 году появилась идея воссоздать Храм Христа Спасителя. Строительство началось в 1994 году, а закончилось в 1999.
Храм не принадлежит РПЦ, а находится в собственности города Москвы, и управляется Фондом Храма Христа Спасителя. В Сети есть информация, что раньше Фонд сдавал некоторые помещения в аренду коммерческим организациям.
В 2012 году именно здесь Pussy Riot устроили свой панк-молебен.
1. Храм Христа Спасителя находится на берегу реки Москвы.
2. Облицовка стен выполнена из мрамора, горельефы из бронзы, купола позолоченные, а кровля покрыта нитридом титана.
Мне понравились горельефы на стенах храма — очень хорошо смотрятся на белом фоне.
3. Большие средние врата. Скульптур — Ф. П. Толстой, воссоздал — З. К. Церетели.
4. Горельеф «Давид в собрании вельмож передает Соломону черчежи храма».
5. Горельеф «Преподобный Дионисий благославляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков».
6. Горельеф «Воскресение Христово».
7. больших средних врат.
8. Слева: святитель Петр Московский в архиерейском облачении. Центр: два ангела, держащие евангелие. Справа: святитель Алексей Московский в архиерейском облачении.
9. Горельеф «Рождество Христово».
10. Слева: боярин Федор Черниговский — мученик, почиваюший в архангельском соборе. Справа: святой благоверный князь Михаил Черниговский — мученик, почиваюший в архангельском соборе.
11. Горельеф «Авраам с союзниками возвращается после победы над царями, и его встречает Мельхиседек».
Тон эпохи. Зодчий храма Христа Спасителя возродил старинный русский стиль
Русский немец
Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Материальное положение и статус отца позволили мальчику выбрать профессию, которая была ему по душе, и получить блестящее образование. Отучившись в Петришуле (школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге), он стал воспитанником Императорской академии художеств, начав изучение архитектуры в 1808 году.
В 1815 году успехи молодого архитектора были отмечены присвоением ему звания художника 1-й степени и малой золотой медали за проект здания сената. Тона оставили при академии в качестве преподавателя, а позже, как одного из самых талантливых её выпускников, его отправили для продолжения обучения в Италию (привилегия, которой удостаивались далеко не все).
Архитектор Константин Тон. 1820-е гг. Портрет работы Карла Брюллова. Фото: Commons.wikimedia.org
Признание в Италии
За 6 лет, проведённых за границей, Тон досконально изучил первые христианские храмы, памятники античной архитектуры. В Риме им был создан проект церкви в форме древней базилики, причём снаружи она имела вид греческого храма, но была приспособлена под православное богослужение. В Италии архитектором были созданы и другие проекты: ему принадлежала идея восстановления храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме и многие другие проекты, благодаря которым он получил признание за границей.
В 1828 году Тон вернулся в Россию. Благодаря тому, что дворец Цезарей очень понравился Николаю I, архитектор был причислен к кабинету Его Величества с огромным по тем временам жалованием в 3000 рублей в год. Именно благоволение российского самодержца позволило ему разработать, а главное — воплотить в жизнь проекты, которые поражают своими масштабами даже сегодня.
Главный храм России
В России Тоном было создано множество проектов, но делом жизни архитектора стал храм Христа Спасителя. Именно он стал квинтэссенцией заграничного опыта Тона, его знания русского народного зодчества и мастерства.
Создание в Москве храма, который должен был стать своеобразным коллективным кенотафом русским солдатам, погибшим во время наполеоновских войн, планировалось ещё в 1829 году. Первоначально он должен был появиться на Воробьёвых горах, но вскоре по разным причинам возведение храма в этом месте посчитали нецелесообразным, а проект, составленный А. Л. Витбергом, был признан неосуществимым. Проект нового здания император самолично поручил Тону с тем условием, чтобы он имел старинный русский стиль.
Строительство храма длилось 44 года, и на момент освящения в 1883 году он был самым большим в России. Здесь могли разместиться 10 000 человек, высота здания составляла 103 м (выше, чем Исаакиевский собор), а площадь внутренних росписей — 22 000 квадратных метров, 9000 из которых были позолочены.
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство храма велось в течение 1839–1883 гг. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 гг. Фото: РИА Новости / Юрий Артамонов
Несмотря на то, что у проекта были ярые противники (художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра»), вскоре огромное строение в самом центре Москвы стало неотъемлемой частью столицы, символом русского православия и самодержавия. Во многом именно поэтому он был уничтожен большевиками в разгар воплощения в жизнь сталинского генплана в 1930 годы, а после распада СССР вновь восстановлен.
Другие проекты
На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.
Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.
Не прижившийся стиль
Разработанный Тоном особый архитектурный стиль, который представлял собой сочетание византийской традиции и русского народного зодчества, не прижился в России. Сразу после смерти Николая I, которому импонировали такие здания, большинство архитекторов отошли от него, а Тона стали критиковать за излишнюю сухость. Однако главной его заслугой стало то, что он сумел обратить внимание русских зодчих на историю своей страны.
Проект К.А. Тона
Приняв решение о прекращении строительных работ на Воробьевых горах, 11 мая 1827 года Сенат издает указ, где говорится: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова».(1)
19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал-губернатору: «Его Императорское Величество приказал, чтобы князь Голицын собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных».(2) Все приглашенные к участию во втором конкурсе московские и петербургские архитекторы согласились с возможностью возвести храм на поверхности Воробьевых гор. Но при этом многие московские зодчие отказались от участия в составлении проекта храма на Воробьевых горах, предложив свои варианты размещения храма Христа Спасителя. Петербуржец Тон, человек исключительно чуткий к новым веяниям, примкнул к исканиям московских зодчих.
В конце 1831 года, после ряда конкурсов, Николай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Как произошло утверждение проекта, каким образом пал на Тона выбор — документально пока выяснить не удалось. Возможно, помог покровитель Тона — вице-президент Академии Художеств А.Н. Оленин, сумевший уже однажды обратить на него внимание Николая I (Оленин помог Тону победить в конкурсе на проект церкви св. Екатерины у Калинкина моста в Петербурге).
Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последнее.
10 апреля 1832 года в Святейший Синод и московскому военному генерал-губернатору Д.В. Голицыну Николаем I было послано предписание: «Блаженной памяти Император Александр I, побуждаемый чувством благоговения и благодарности … повелел соорудить в Москве храм во имя Христа Спасителя, памятник достойный великих событий того времени и сердца великого Государя.
В 1817 году храм сей был заложен на Воробьевых горах, но непреодолимые препятствия … остановили предприятие. Надлежало избрать другое, более удобное и приличнейшее место: таким признано нами занимаемое ныне Алексеевским девичьим монастырем, как находящееся среди самого города и положением своим подобное первому месту.
Утвердив ныне проект сооружаемого храма и приступив к исполнению всегда священной для Нас воли почивающего Государя и Брата нашего, Нам приятно поручить вам возвестить любезно верным жителям первопрестольной столицы Нашей, что обет, произнесенный Им в незабвенный день спасения России, будет при помощи Божией совершен».(3)
Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега. На этом подобие места на Воробьевых горах и места около Кремля заканчивается. Различий гораздо больше. Сооруженный около Кремля храм вошел в исторически сложившуюся систему вертикалей московских храмов и панораму ее парадного, обращенного к Москве-реке ансамбля. Наряду с Кремлем и собором Василия Блаженного храм Христа Спасителя становился одной из доминант городского центра. К его мощному объему тяготеет окружающая застройка. Чтобы дать представление о размерах строящегося Храма Христа Спасителя, современник замечает: «Колокольня Ивана Великого в Москве служит для многих мерилом особенной высоты зданий… Она могла бы вполне поместиться во внутренность вновь воздвигаемого храма». Огромный храм высотой около 100 м был поставлен достаточно далеко от Кремля, чтобы не выглядеть его придатком и не утратить самостоятельности, но настолько близко, чтобы восприниматься с разных точек зрения в прямой связи с ним.
Характерно, что все предложения Тона о выборе места для будущего собора обладали одной общей чертой: он предлагает сооружать новый храм на месте уже существующих церквей или монастырей. Выбранное место рядом с Кремлем было очень выигрышное. Стоявшие там церкви (а потом и храм Христа Спасителя) органично вписывались в панораму берегов Москвы-реки, будь то виды со стороны Яузы и Симонова монастыря или с противоположной стороны — от Нескучного сада и Воробьевых гор, от Замоскворечья. С противоположного берега и вдоль Москвы-реки храм Христа Спасителя можно было видеть в сочетании с Кремлем, чему в большой степени способствовало иное, чем сегодня, расположение Большого Каменного моста. Старый Большой Каменный мост и сменивший его в середине ХIХ века новый металлический располагались на другом месте, не как сегодняшний, сооруженный в 1930-е годы. Мост находился выше по течению Москвы-реки по оси улицы Ленивки, в принципиально ином соотношении с набережной. Полотно моста располагалось с ней на одном уровне. Набережная не прерывалась, как теперь, береговым пролетом моста, не делилась на отдельные отсеки, позволяя воспринять ее как единое целое, как торжественный проспект.
Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.
Наметившиеся в обществе того времени явные тенденции к поиску национальных форм в литературе, искусстве и общественной жизни пробудили интерес к древностям, к памятникам старины. В них увидели образцы для подражания. Храм Христа Спасителя стал первым церковным сооружением столь большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличные от классицизма. Облик собора говорил о том, что русское зодчество было основано на византийской традиции, о том, как она была преобразована в течение эпохи средневековья владимирскими и московскими мастерами. В то же время он сохранил строгость и симметрию, рожденную «ученым» академическим классицизмом.
Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу восходившего к византийским образцам, наиболее величественного и одновременно традиционного типа древнерусской соборной церкви. Пятикупольный, четырехстолпный, с характерным позакомарным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть храма получала прямое выражение на фасадах в виде криволинейного завершения. Наряду с этим Тон воспроизводит и ряд второстепенных особенностей древней архитектуры, которые имели важное символическое значение и ассоциировались с совершенно определенными прототипами. К таким элементам относились, например, килевидные очертания закомар, свойственные московским храмам XV — XVI веков (закомары килевидной формы имели Благовещенский собор — домовая церковь московских царей, и церковь Ризоположения, расположенные на Соборной площади Кремля).
Форма главного купола и боковых глав-колоколен также восходит к древнерусским прототипам. Все они имеют характерную для московских храмов XV — XVI веков луковичную форму.
Тон придал храму Христа Спасителя еще одну характерную для древнерусского храма соборного типа особенность — опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. В древнерусских храмах она устраивалась более низкой, чем основной объем, придавая тем самым церкви ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции. В проекте Тона галерея двухярусная. В ней Тон как бы соединил сразу два разновременные, но в равной степени распространенные в древнерусском зодчестве элемента — галереи и хоры (хоры — элемент, распространенный в наиболее древний домонгольский период древнерусского зодчества). Второй (верхний) ярус галереи и служит хорами.
Нижний коридор (галерея) предназначался для описания сражений Отечественной войны 1812 (сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов). Здесь кроется одно из принципиальных отличий от проекта Витберга, который предполагал увековечить память всех погибших воинов.
При этом Витберг переводил события Отечественной войны 1812 года в контексте христианской и всемирной истории. Он посвятил престолы своего храма основным событиям земной жизни Христа — Рождеству, Преображению и Воскресению. Из них только Рождество Христово соотносилось с тем, в память чего сооружался храм Христа Спасителя — в этот день был обнародован Манифест о строительстве храма.
Тон посвящает главный алтарь храма Рождеству Христову, приделы — св. Николаю Чудотворцу и св. Александру Невскому. Придел св. Николая Чудотворца связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел своего державного брата. Придел св. Александра Невского соотносился с именами сразу трех Императоров: Александра I (ему принадлежал замысел создания храма), Александра II (при нем было завершено строительство), и Александра III (в его царствование храм был освящен).
В плане храм представляет равноконечный крест, называемый еще греческим. Крестообразность достигалась не за счет пристройки портиков к прямоугольному или квадратному в плане основному объему храма, как в проекте Витберга и как вообще в храмах, созданных в стиле классицизма. Крестообразность — изначально присущая, исходная форма всего объема храма. Она возникла благодаря устройству ризалитов — выступающей вперед центральной части каждого из фасадов. Как и в проекте Витберга, крест — символ крестной муки, принятой павшими во имя спасения Отечества. Подвиг павших воинов сравнивается с искупительной жертвой Христа. Крестообразные в плане церкви не часто, но встречались в древнерусской архитектуре. Такой план имела знаменитая церковь Вознесения в Коломенском (1532), в виде равноконечного креста были спроектированы два наиболее знаменитые церкви в стиле барокко в Петербурге — собор Смольного монастыря и Никольский военно-морской собор. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по композиции и облику фасады (различаются они только тематикой расположенных на их поверхности скульптурных композиций).
Основные особенности архитектурного облика храма определились уже в 1832 году. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. В проект непрерывно вносились изменения, которые сводятся, по большей степени, к увеличению сходства с наиболее известными московскими историческими памятниками. Первым в 1840-е годы появляется опоясывающий фасады на уровне окон аркатурный пояс (арочки, опирающиеся на колонны). Аркатурный пояс воспроизводил характерную, легко узнаваемую особенность фасадов Успенского собора Московского Кремля, который, в свою очередь, позаимствовал этот элемент в храмах древнего Владимира. В то же время главам боковых колоколенок придается ребристая форма, отчасти напоминающая главы малых столпов собора Василия Блаженного.
В 1851 году Тон вносит в проект еще ряд принципиальных изменений: окна барабана главного купола окружаются аркадой (аналогичной той, что на фасадах), а главному куполу придается такая же ребристая форма, что и малым куполам (ранее на главном куполе предполагалось исполнить звезды). Особенно важным дополнением стало украшение раковинами кокошников центральной главы. Этот элемент в соединении с другими уподоблял храм Христа Спасителя группе главных храмов Соборной площади Кремля, символически уравнивая новый собор с историческими предшественниками, подчеркивая его важность как национального памятника, связь новой истории России с древней, укорененность ее в прошлое и верность традициям. Таким образом, в храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сделать памятник Отечественной войны 1812 года памятником русской национальной истории и главным храмом России.
Но, в то же время, в композиции храма проступают и характерные признаки классицизма: массивный кубовидный объем, относительная грузность пропорций. В особенностях пятиглавия — купол на широком барабане и относительно небольшие боковые клавы-колоколенки — легко распознаются конкретные прототипы, в частности, Исаакиевский собор в Петербурге. Тон сознательно ориентируется на некоторые особенности Исаакиевского собора. Храм Христа Спасителя претендует не только на роль новой, соизмеримой по значению с кремлевскими соборами, святыни. Своей архитектурой он пытается встать вровень с Исаакиевским собором в Петербурге. Этот собор своими размерами, местоположением, значением (в день празднования св. Исаакия Далматского родился Петр I) превращался в символ новой европеизированной России — детища Петра I. Храм Христа Спасителя становится антиподом Исаакиевского собора. Он символизирует иную концепцию российской истории, связанную в своих истоках с древней Русью и Византией.
Основным содержательным и композиционным элементом интерьера храма становится подкупольное пространство, главенство которого было выражено не только центральным положением, но и высотой, которая больше чем в два раза превосходила высоту примыкающих к подкупольному пространству ветвей креста. Нижняя, восьмигранная в плане подкупольная часть (восьмигранная форма возникла благодаря срезанным углам четырех гиганстких столбов, в основании которых были устроены ниши) с помощью парусов естественно «перетекала» в круглые формы барабана и купола. В процессе работы оформление интерьеров храма Христа Спасителя претерпело еще большие изменения, чем оформление фасадов. Переработка их проектов идет в том же направлении, что и переработка внешнего облика здания: с усилением черт национальной художественной традиции. Первоначально проектом предусматривалась только скульптурная отделка, выполненная в стиле классицизма. В процессе переработки стены храма внутри украсили сюжетные и орнаментальные росписи.
Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI — первой половине XVII веков. Таким образом, появившийся в интерьере своего рода храм в храме подчеркивал уникальность храма Христа Спасителя, его высокое значение своеобразного Храма Храмов.
Непрерывная переработка проекта в течение долгого строительства позволяет рассматривать храм Христа Спасителя как памятник искусства, воплотивший наиболее яркие тенденции не только времени утверждения проекта, но и целой половины столетия. Отдельные части храма представляют отдельные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап (1830 — 1850) связан с фасадами. Украшающие их скульптуры — явление более позднее (1846 — 1863). Позднему этапу (1860 — 1880) также соответствуют росписи, церковная мебель и утварь (1870 — начало 1880).
Проект К.А. Тона возрождает древнюю, средневековую отечественную художественную традицию. Тон стал родоначальником новой эпохи в русском искусстве, автором первого программного сооружения нового направления. По влиянию, оказанному на ход развития отечественной архитектуры, с Тоном не может соперничать ни один из его современников. После создания храма Христа Спасителя по всей России получает распространение строительство церквей в русском стиле.
… Весной 1880 года к подножию храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.
Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения. Знал ли он о той всенародной любви, которой будет окружен храм Христа Спасителя?
Известно лишь одно: Константин Андреевич Тон, человек с душой, исполненной патриотизма и гордости за русский народ, почти пятьдесят лет провел в неустанных трудах по строительству Главного Храма России. Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем …
Краткая биографическая справка:
Константин Андреевич Тон родился 26 октября 1794 г. в семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Кроме Константина у него было еще два сына — Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Как и Константин, Александр достиг в своей карьере профессорской должности, но работал не только как архитектор, но и как график, специалист в области литографии. Андрей, закончив учение, переехал в Харьков, был профессором университета.
Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет, как допускали нормы академического устава начала XIX века. С 1809 года он начал заниматься архитектурой под руководством А.Н. Воронихина. Согласно правилам прохождения курса учащиеся архитектурного отделения разрабатывали по заданиям педагогов учебные проекты, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. Такие награды получил и Константин Тон: малой серебряной медалью в 1813 году был отмечен его проект инвалидного дома, а еще через год награды в виде большой серебряной медали Тон удостоился за разработку проекта монастыря. В 1815 году малую золотую медаль Тон получил за проект здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу «для усовершенствования в искусствах» в качестве академического пенсионера. Однако совершить такую поездку сразу по получении звания художника Тону не удалось: у Академии в то время не нашлось средств для выплаты соответствующего пенсиона. Молодой архитектор вынужден был поступить на службу в Комитет строений и гидравлических работ, где, скорее всего, выполнял обязанности чертежника. А в 1818 году недавний выпускник Академии представил на ее суд исполненный им проект ярмарки, получивший высокую оценку специалистов. Благодаря этому успеху Константину Тону удалось, наконец, отправиться в пенсионерскую поездку. Произошло это в мае 1819 года, когда президентом Академии Художеств уже был А.Н. Оленин — выдающийся деятель русской культуры, энергичный администратор, ученый-историк и знаток искусства.
За границей Тон пробыл почти десять лет. Жил он, как и другие академические пенсионеры, преимущественно в Италии, занимаясь там изучением памятников искусства античности и Возрождения. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме. Создание подобных «реставраций» считалось обязательным разделом программы занятий академических пенсионеров в Италии: оно должно было способствовать лучшему усвоению законов классической композиции, которые молодым архитекторам предстояло затем использовать в проектной практике. В декабре 1828 года Константин Тон возвратился в Петербург, где вскоре начал работу над проектом храма Христа Спасителя.
Константин Андреевич Тон — человек исключительного трудолюбия, спроектировал множество церквей, больше всего из которых было построено в Петербурге и его окрестностях. По проектам Тона сооружены соборы в Томске, Красноярске, Ельце, Свеаборге, Тихвине и др. По проектам Тона было построено немало гражданских построек: Петербургский вокзал в Москве и Московский в Петербурге, знаменитая пристань со сфинксами перед зданием Академии Художеств в Петербурге, здание Малого театра в Москве. Тон создал два атласа образцовых проектов церквей и альбом образцовых проектов сельских знаний.
Храм Христа Спасителя — главный храм России
А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.
У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.
Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть храм Христа Спасителя на Воробьевых горах
Как поблагодарить Бога?
Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.
Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).
К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.
Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.
Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.
Проект первый
Выиграл конкурс молодой, никому не известный зодчий, обрусевший швед по фамилии Витберг. Он как будто угадал тайное желание императора: храм должен выглядеть не просто монументально, а грандиозно! Витберг придумал гигантские колоннады, массивные мраморные лестницы, усыпальницу для русских воинов. Памятники монархам и видным полководцам, а также трофейное оружие, добытое в боях с французами, должны было украсить его помещения. Для стройки выбрали Воробьевы горы — самую высокую точку Москвы, которую называли «короной столицы». Знаменательно, что находится она посередине между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой они бежали из столицы. Сорок восемь колоколов возвещали бы о начале и конце службы. Благодаря природной акустике (свойствам распространения звука), звон этих колоколов могла бы слышать вся Москва!
Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…
Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.
Проект второй
Николай I
Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.
Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.
Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.
В день 25-летия Бородинского сражения, 10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).
Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.
Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.
Свято–Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя
Всем миром
Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.
Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».
Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.
Александр III
А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.
Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.
Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.
Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
О времена, о нравы!
Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.
5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.
Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.
Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.
После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.
На возрождение храма Христа Спасителя деньги собирали всем миром, «кружки» стояли в церквях по всей России
Второе рождение
Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.
Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.
В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.
И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении вос-создания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.
Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.
Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.
Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.
Смоленская Икона Божией Матери
На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).
С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.
Памятник Александру II
С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.
Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.
Деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная»
В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.
В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.
Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.
Плита с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов
В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.
В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.
Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.
На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.
Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.
Центральная часть храма Христа Спасителя с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник
Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.
Журнал «Фома» уже писал о храме Христа Спасителя в мае 2012 года. История строительства, разрушения и восстановления храма, который стал символом минувших 200 лет российской истории, и его современная жизнь стали темой номера. Сегодняшний текст о главном храме России, иллюстрированный множеством рисунков, предназначен для детского и семейного чтения.
А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.
У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.
Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть храм Христа Спасителя на Воробьевых горах
Как поблагодарить Бога?
Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.
Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).
К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.
Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.
КОНСТАНТИН ТОН ПОСТРОИЛ МОСКОВСКИЙ И НИКОЛАЕВСКИЙ ВОКЗАЛЫ-БЛИЗНЕЦЫ В ОБЕИХ РУССКИХ СТОЛИЦАХ, НАБЕРЕЖНУЮ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СО ЗНАМЕНИТЫМИ СФИНКСАМИ ПЕРЕД АКАДЕМИЕЙ ХУДОЖЕСТВ И ОРУЖЕЙНУЮ ПАЛАТУ В КРЕМЛЕ.
Проект первый
Выиграл конкурс молодой, никому не известный зодчий, обрусевший швед по фамилии Витберг. Он как будто угадал тайное желание императора: храм должен выглядеть не просто монументально, а грандиозно! Витберг придумал гигантские колоннады, массивные мраморные лестницы, усыпальницу для русских воинов. Памятники монархам и видным полководцам, а также трофейное оружие, добытое в боях с французами, должны было украсить его помещения. Для стройки выбрали Воробьевы горы — самую высокую точку Москвы, которую называли «короной столицы». Знаменательно, что находится она посередине между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой они бежали из столицы. Сорок восемь колоколов возвещали бы о начале и конце службы. Благодаря природной акустике (свойствам распространения звука), звон этих колоколов могла бы слышать вся Москва!
Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…
Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.
Проект второй
Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.
Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.
Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.
В день 25-летия Бородинского сражения, 10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).
Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Строился храм почти полвека, а точне — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.
СЛОВО «КАФЕДРАЛЬНЫЙ» ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА CАTHEDRA,
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДОСЛОВНО «МЕСТО, ГДЕ СИДИТ ЕПИСКОП». ДЛЯ УДОБСТВА УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОДЕЛЕНА НА ОБЛАСТИ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ ЕПАРХИЯМИ. В КАЖДОЙ ЕПАРХИИ ЕСТЬ РУКОВОДИТЕЛЬ (ЕПИСКОП, АРХИЕПИСКОП, МИТРОПОЛИТ), КОТОРЫЙ СЛУЖИТ В СВОЕМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ. А ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ВСЕЙ ЦЕРКВИ — ПАТРИАРХ — СЛУЖИТ В ГЛАВНОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ СТРАНЫ.
Свято–Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя
Всем миром
Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.
Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».
Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.
А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.
Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.
Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.
Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
О времена, о нравы!
Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.
5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.
Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.
Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.
После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.
На возрождение храма Христа Спасителя деньги собирали всем миром, «кружки» стояли в церквях по всей России
Второе рождение
Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.
Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.
В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.
И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении вос-создания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.
Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.
СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ БЛАГОСЛОВИЛ НЕ ТОЛЬКО АНДРЕЯ РУБЛЕВА НА СОЗДАНИЕ ОБРАЗА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, НО И КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО — НА КУЛИКОВСКУЮ БИТВУ С ТАТАРО-МОНГОЛАМИ. БИТВА ЗАКОНЧИЛАСЬ ПОБЕДОЙ РУССКИХ ВОЙСК.
Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.
Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.
На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).
С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.
С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.
Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.
В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.
В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.
Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.
В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.
В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.
Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.
На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.
Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьми-гранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.
Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.
Рисунки Екатерины Гавриловой.
Марина Улыбышева.
Материал сайта журнала «Фома».
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Как мы обычно благодарим людей за доброе дело? Теплыми словами, ответным добрым поступком, а иногда и подарком.
В далекие времена на Руси в память о народе, совершившим ратный (военный) подвиг, и в благодарность Богу за помощь было принято возводить благодарственные церкви. Эта традиция сохранялась долгие годы.
В 1812 году, после победы русского народа над армией Наполеона, было принято решение о возведении грандиозного храма. Место постройки храма было избрано самим государем: неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», – гласит русская пословица. Долгих 46 лет длилось возведение храма Христа Спасителя. Много талантливых мастеров вложили силы и умения в строительство и роспись храма. В обходной галерее помещалось 177 плит с именами героев войны 1812 года и описанием главнейших сражений. Храм стал еще и «хранителем русской славы».
Храм получился грандиозным – это было самое высокое здание в Москве того времени, равное современному 18-этажному дому.
Освящение храма состоялось еще позднее, но оно было необычайно торжественно и величественно. На церемонии присутствовал «государь, государыня, наследник, иностранные принцы». Были на освящении и ветераны Отечественной войны – уже далеко не молодые люди и каждый с орденами на груди.
И, вспомянув былые битвы,
Народ, представ у алтаря,
Послал горячие молитвы
За Русь, за Веру, за Царя!
Но наступили иные времена. В советское время у власти оказались люди, которые не смогли оценить ни боевой подвиг русского народа, ни затраты русского государства на строительство храма, ни культурную ценность этого памятника архитектуры. На 5 декабря 1931 года было назначено уничтожение храма. В 12 часов дня прогремел первый взрыв, потом второй, но храм стоял практически неповрежденным. И только после третьего взрыва духовная святыня погибла. Москва лишилась прекраснейшего памятника русского зодчества. Обломки храма разбирали и вывозили почти полтора года.
В 1995 году на прежнем месте состоялась закладка нового храма Христа Спасителя. Воссоздание стало возможным благодаря сотрудничеству Русской православной церкви и государства, а также пожертвованиям сотен тысяч людей.
За основу взяли первоначальный проект архитектора К. Тона. Уже в 2000 году храм был открыт. Величественный храм стал украшением нашей столицы. Храм Христа Спасителя – самый большой храм в России, он вмещает до 10 тысяч человек.
Храм Христа Спасителя краткая информация
Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.
Храм Христа Спасителя до разрушения
Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.
По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.
Роспись в куполе Храма Христа Спасителя
Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».
После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.
Современный фасад Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя краткая информация. Лидия Новикова