Содержание
- Успения Божией Матери
- Храм в честь Успения Божией Матери
- alexandr_palkin
- ЧТО СДЕЛАНО:
- Десятинная церковь в Киеве (989-969) — история строительства, интересные факты, фото
- Описание архитектурного шедевра
- Интересные факты и теории
- Технология строительства
- Исторические сведения о происхождении
- Дальнейшая судьба церкви
- Возведение нового современного храма
- почему Десятинная церковь в Киеве получила такое название?
Успения Божией Матери
Наш храм в честь Успения Пресвятой Богородицы является архитектурным памятником областного значения, но к сожалению его в советское время отдали под местные электросети и стояло оборудование, огромные генераторы, двигателя. В своде храма зияют отверстия от бывших коробов воздуховода, груды боя кирпича, остатки деревянных перекрытий. Мы своими силами восстановили часть храма для совершения богослужений, но наш приход состоит в основном из пожилых людей и средств крайне мало, мы пытаемся восстанавливать храм, покупая стройматериалы в рассрочку и сейчас находимся в долгах. Мы конечно понимаем, что сейчас всем несладко живется, но если каждый внесет хотя бы несколько рублей, то так по кирпичику по Милости Божией можно и восстановить церковь. В 2016-2018г. отреставрировали фасад храма, но полностью не закончили реставрацию входных групп с северной и южной сторон из-за нехватки средств. Для дальнейшего восстановления фасада и внутренней, (трапезной) части нужны немалые средства. Так же оказалось, что со временем вокруг храма наслоили грунт выше цоколя храма, в некоторых местах до 1м, который нужно снимать, иначе будет дальше разрушаться фундамент также выполнить водоотвод от стен храма. Приход храма небольшой и большая часть, это люди пожилого возраста, поэтому нам самостоятельно эти затраты не осилить. Наша епархия молодая, действует с конца 2013 г., правящий архиерей так же пытается привлечь средства, но наш храм не один в таком состоянии и на всех средств не хватает. Обращаемся к неравнодушным людям, желающим помочь в восстановлении нашего храма — памятника архитектуры, дорогие братья и сестры, мы видим, как продолжают разрушаться святыни нашей необъятной Родины — наши храмы, на нашу долю выпал этот нелегкий Крест – восстанавливать эти порушенные святыни, сохраним вместе наше наследие, оставим положительный след после себя для наших потомков! Помогая храму, мы строим себе нерукотворную обитель в Царствии Небесном!
Храм в честь Успения Божией Матери
Престол
в честь Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)
Святыни
- список с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
- иконы «Господь Вседержитель», «Святой Георгий Победоносец».
История
Одно из преданий гласит, что на месте каменного Успенского храма был монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В этом монастыре была и деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Но монастырь вскоре был упразднен, и в Сотной грамоте 1621 года эта церковь названа уже приходскою.
Каменный Успенский храм был построен купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. Он происходил из рода исконных нижегородцев, известия о котором восходят к XVI веку.
В 1620-х годах среди среднего достатка посадских Нижнего Новгорода выделялись занимавшиеся мыловаренным делом и мелочной торговлей Степан и Давыд Олисовы. Единственным наследником родовых дел Давыда стал Фирс, в семье которого в 1630-х годах появились сыновья: Афанасий, Анисим и Иван.
В 1666 году Афанасий Фирсович Олисов стал нижегородским таможенным головой, а через несколько лет перед отъездом в Астрахань на постоянное жительство он дал обет построить каменную Успенскую церковь, и в 1672 году храм был возведен.
Церковь Успения на Ильинской горе по-своему уникальна. Как отмечает профессор Н. Ф. Филатов, это «…единственный сохранившийся в нашей стране каменный храм с покрытием главного объема «крещатой бочкой в четыре лица», широко распространенной в древнерусском деревянном зодчестве, но редкой для каменного. Первоначально церковь представляла собой наиболее распространенный тогда в Нижнем Новгороде храмовый тип «корабль» со строго осевым расположением объемов: алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня над главным входом с западной стороны. Вытянутый с севера на юг молельный зал (9,5х7,1 м) перекрыт сомкнутым сводом, снаружи скрытым килевидной формы фронтонами, создающими вверху крещатую бочку в четыре лица. На коньках кровли поставлены на небольших постаментах, также оформленных в виде крещатых бочек, глухие барабаны с вытянутыми луковичными главками».
Особое внимание строитель обратил на декоративно-художественное убранство храма. Главы церкви в течение долгого времени были покрыты серебристым осиновым лемехом и увенчаны золочеными коваными крестами хорошей кузнечной работы.
Храм был отреставрирован в рамках проекта «Ильинская слобода» в 2004 году. К Успенской церкви была пристроена трапезная и колокольня.
Ко дню освящения храма была благоустроена прилегающая к нему территория: появились парковка для автомобилей и новая детская площадка, на которой дорожки выложены брусчаткой.
В центре площади перед Успенской церковью установлен памятный знак изобретателю Ивану Кулибину, поскольку раньше около деревянной церкви Успения Божией Матери находилась усадьба родителей нижегородского самоучки.
Торжественное освящение церкви Успения на Ильинской горе совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 29 июля 2004 года.
alexandr_palkin
Строительство церкви относится к 1750 году. Вначале она была построена однопрестольная, малая, квадратная, а потом в 1825 году была распространена с северной и южной стороны и пристроены к главному алтарю с обеих сторон два алтаря, которые и были освящены во имя святителя Митрофана Воронежского и Архистратига Михаила. Трапеза была пристроена в 1849 году. В трапезе устроены два алтаря во имя Сретения Господня и во имя преподобномученицы Евдокии Иллиопольской. В 1928 году приход приход Успенской церкви был закрыт. Был использован вначале под Дом культуры, затем в советское время была отдана под местные электросети. В настоящее время церковь передана православному приходу, но своими силами мало что можем сделать, в основном прихожане- пенсионеры. Смогли отремонтировать небольшую часть храма для совершения служб. Просим если есть у Вас возможность оказать посильную материальную помощь для продолжения восстановления храма. А мы в свою очередь будем молиться о Вашем здравии и спасении.
ПОЖЕРТВОВАТЬ
ЧТО СДЕЛАНО:
Приход нашего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, сердечно благодарит всех, кто откликнулся на нашу просьбу о помощи в восстановлении храма. В 2016 году за эти средства были произведены следующие основные работы:
— полностью отремонтировано помещение в притворе храма для воскресной школы, включая отопление (там были выстроены только кирпичные стены, не было ни потолка, ни полов, ни освещения);
— установлены три арочных окна над входными дверями с западной стороны в храм;
— построен капитальный уличный туалет на два помещения;
— переделана отопительная система, при этом добавлены регистры;
— приобретены 5 больших храмовых икон.
Так же благодаря помощи администрации города был отремонтирован фасад храма, но к сожалению, на ремонт всего фасада не хватило денег.
В настоящее время требуется отремонтировать входные группы с северной и южной сторон фасада с портиками, внутреннюю центральную часть храма, включая пять приделов с алтарями.
Да, труда нужно положить ещё много, но мы не отчаиваемся, ведь восстанавливаем все вместе дом Божий, поруганные в прошлом святыни нашей страны, а вместе с ним и наши души. И мы верим, что Господь воздаст каждому за пожертвованный рубль, который Вы, дорогие жертвователи заработали своим трудом и этот труд не пройдет даром, а сольётся в восстановленном всеми вместе великолепии храма.
Помощи Божией всем Вам и Вашим семьям, дорогие братья и сестры!
Десятинная церковь в Киеве (989-969) — история строительства, интересные факты, фото
Большинство архитектурных памятников напрямую связаны с различными важными событиями. Десятинная церковь в Киеве — это первый христианский храм древней Руси, сделанный из камня. Собор Пресвятой Богородицы был построен в скором времени после крещения князя Владимира. Сооружение было самым большим и величественным на тот момент.
Описание архитектурного шедевра
Для строительства Десятинной церкви князем Владимиром были приглашены лучшие мастера из Византии. Вместе с ними пришла мода на подражание византийским храмам, то есть на возведение крестово-купольных построек. Шестиярусный собор украшали 5 куполов, а также галереи с 3 сторон, в которых находились различные помещения.
При раскопках первой каменной церкви на Руси археологи находили элементы, которые свидетельствовали о довольно богатом внутреннем убранстве. Например, к ним можно отнести:
- Части фресок.
- Куски мрамора.
- Отдельные элементы мозаики.
- Яшму.
- Порфир.
- Ценные породы дерева.
Внутри церкви было большое количество старинных икон, крестов, а также сосудов из Херсонеса. В качестве подарка Владимир передал мощи святого Климента — христианского великомученика и проповедника I века н. э.
Десятичная церковь ещё называется храмом Успения Пресвятой Богородицы (официальное название). О монастыре упоминается в различных старинных документах, рукописях и архивах. Несмотря на огромное количество разных источников, ни в одном из них нет изображения, показывающего внешний вид церкви, поэтому можно только предполагать, какой она была, основываясь на археологических находках. Большинство историков и археологов считают, что церковь Успения Пресвятой Богородицы (989−996) полностью соответствовала архитектурным взглядам византийских мастеров.
Также учёные предполагают, что рядом с основным зданием были покои киевской знати, а также дворец князя. Довольно близко находился международный рынок, который располагался на площади под названием Бабий торжок.
Интересные факты и теории
Сейчас есть несколько интересных теорий, которые связаны с церковью. Одна из них рассказывает о кафедральном соборе как о символе православного мира. Если верить этим источникам, в то время святое церковное строение имело важнейшее значение и занимало особое место в культуре древних славян.
Оно находилось на киевской горе, откуда хорошо было видно Подол, Лукьяновку, Левый берег, Львовскую площадь, а также другие интересные места современного Киева.
Точно известно, что Десятинная церковь была посвящена Пресвятой Богородице, но невозможно сказать дате смерти (Успению) или рождения (Рождеству). Название Десятинная появилось из-за того, что князь тратил десятую часть всех доходов на её строительство и содержание.
Другие интересные факты:
- В народе храм святой Богородицы называли «мраморным». Всё дело в том, что фасады были покрыты многочисленными мраморными элементами, а полы — геометрическими рисунками из отдельных разноцветных мраморных кусков.
- Основан собор «на крови» русских мучеников. Первыми стали Иоанн и его отец Фёдор. Это было родовое захоронение.
- Десятинной храм стал последним пристанищем для князя Владимира и его жены Анны. Сюда же заложили чудотворные мощи княгини Ольги.
- Пётр Могила посадил липу в память о возрождении церкви. Она растёт по сей день.
Большинство историков уверены, что первая каменная церковь является монументальным сооружением, которое способствовало развитию христианской религии. Это было началом массового перехода от язычества к православию.
Технология строительства
Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.
Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.
Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.
К большому сожалению, от величественного храма ничего не осталось, только картинка. Учёные смогли найти лишь небольшие части фундамента этой церкви.
Исторические сведения о происхождении
Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.
Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собор, из-за чего значение Десятинной церкви значительно снизилось. Информации о её дальнейшей судьбе практически нет. Есть подтверждения фактов нападения:
- Князь Мстислав Андреевич в 1169 году разграбил храм.
- То же самое сделал Рюрик Ростиславович в 1203 году.
Церковь с трудом перенесла землетрясение, перестройку и пожар. Полное разрушение произошло после нападения армии хана Батыя при осаде Киева в 1240 году. Городские жители спрятались в соборе в поисках спасения от вражеских войск. Стены сооружения не выдержали под натиском стенобитных орудий и упали, похоронив всех, кто был внутри.
Кроме своего основного назначения, храм использовался в качестве усыпальницы. На его территории покоились мощи Климента, Анны, Владимира и Ольги, которую перенесли позже.
Через некоторое время останки князя перепрятали, но по непонятной причине они были утеряны и больше не вернулись в усыпальницу. Их местонахождение до сих пор неизвестно.
Дальнейшая судьба церкви
Десятинную церковь несколько раз пытались возродить. Первую попытку сделал Пётр Могила в начале XVII века. Он начал очищать стены и фундамент храма, а также возвёл небольшую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Для этого были использованы сохранившиеся старые стены. Внутри здания митрополит разместил икону святого Николая, которую привёз князь Владимир из Херсонеса. После смерти Пётр Могила завещал целую тысячу золотых на восстановление старинного собора.
Интерес возобновился в XIX веке. Во время раскопок и других археологических исследований обнаружились части мозаик, фундамента и фресок. Собор решили восстановить, поэтому из Санкт-Петербурга в Киев пригласили знаменитого архитектора Василия Стасова. На новое строительство ушло 14 лет и 100 тыс. золотых рублей. Осветили реконструированную церковь в 1842 году.
Она довольно сильно отличалась от своей предшественницы. Её построили в византийско-русском стиле. Сооружение представляло собой квадрат, каждая сторона которого была длиной почти 30 м, что в 2 раза меньше храма Владимира. Церковь Стасова разрушили коммунисты в 1928 году, так как при советской власти она подлежала обязательному сносу, как и большинство других культурных памятников. Уже 1936 году фундамент собора был полностью разобран. Из-за этого монументальное сооружение до сегодняшних дней не сохранилось.
Возведение нового современного храма
Мраморная церковь является огромным и довольно функциональным сооружением. Во время строительства использовались дорогие стройматериалы, например, гранит, кварцит и редкие породы дерева. Вяжущим материалом была цемянка — так называется раствор тщательно разведённой извести и толчёной керамики.
С помощью него можно было возводить довольно крупные и надёжные строения.
В 1996 году выпустили 2 коллекционных монеты с изображением собора. Одну из них сделали из чистого серебра, а другую — из сплава меди и никеля. Снизу находится надпись «Духовные ценности Украины». Фотографии этих монет есть в школьных учебниках по истории Украины.
Разрушение храма Пресвятой Богородицы вполне можно назвать настоящей трагедией для огромного количества верующих, историков и просто любителей величественной архитектуры. Благодаря кооперации людей в 2006 году на месте руин возвели храм-скинию. Но сооружение было незаконным, поэтому возникло множество споров и скандалов.
В конечном итоге в 2007 году приняли решение разрушить новую церковь, а на её месте построили маленький храм из дерева. В этом же году здание освятил Блаженнейший митрополит Владимир.
В 2009 году во внутреннем дворе нового храма создали мужской монастырь. Уже в следующем году хотели построить ещё один собор, который был бы максимально похож на Десятинную церковь князя Владимира. Макет и проект уже разрабатывались, но местные чиновники так и не одобрили идею.
Довольно трудно переоценить важность создания подобного сооружения во времена князя Владимира. Строительство этой церкви изменило архитектурные традиции Руси, а также поспособствовало усилению христианской веры в государстве.
Другие статьи про интересные места
Львов
Одесса
Полоцк город музей
Беловежская пуща
Брест
Приятного чтения! Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир
12 мая 996 года в Киеве освятили Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси
Ее заложил, тратил средства на ее содержание и завещал упокоить себя в ней сам князь Владимир. Десятинная церковь была первым каменным храмом Руси. Она не пережила монголо-татарского нашествия, но осталась в народной памяти символом русского благочестия и святости.
Строительство
Каменную церковь во имя Успения Богородицы (ученые спорят о том Успению ли она была посвящена) князь Владимир построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна — христиан, ставших жертвами язычников. Возводить церковь стали при помощи греческих мастеров, украсили ее «серебром и златом», положили на нее много мрамора — и трудились над ней, как гласит летопись, пять лет.
По свидетельству летописца, когда строительство завершили, Владимир выделил на содержание нового храма десятую часть своих доходов — десятину, от которой и сама церковь стала именоваться «Десятинной». Управлять ею было поручено Анастасу Корсунянину — человеку, который, как полагают некоторые историки, лично крестил князя. Именно этому священнослужителю также приписывают решающую роль во взятии Владимиром Корсуни (Херсонеса). Во время осады города Анастас, служивший в одном из косруньских храмов, послал через стены стрелу к русскому князю — на стреле было начертано послание о том, как взять город: «Перекопай и останови воду, которая идет из колодцев, которые за тобою с востока». По легенде, Владимир сделал, как было указано, и публично пообещал: «Если сбудется это — крещусь!».
Когда Херсонес был взят, Анастас уехал в Киев в свите Владимира. Сделавшись экономом в Десятинной церкви, он по факту стал руководить молодой русской церковью вместо Киевского митрополита – тот подолгу отсутствовал, бывая в Византии.
В древнем Киеве Десятинная церковь играла роль кафедрального собора. В этом качестве ей и место отвели почетное: археологические исследования показывают, что расстояние между Десятинной и княжеским дворцом не превышало 60 метров.
Святыня
Считается, что первые святыни для Десятинной князь Владимир привез из Корсуни — ими стали мощи святого Климента, папы Римского, и мощи его ученика. «Слово на обновление Десятинной церкви» (11 век) говорит о Клименте, как о первом небесном заступнике земли Русской. Есть свидетельства, что главу святого показывал позже князь Ярослав Мудрый французской делегации, прибывший сватать его дочь Анну Ярославну за своего короля Генриха I.
Позже Десятинная церковь стала княжеской усыпальницей. В ней была погребена византийская супруга князя Владимира Анна (умерла в 1011 году), а позже и сам креститель Руси, отошедший ко Господу в 1015 году. Их останки были упокоен в мраморных саркофагах, стоявших в центре храма, и были утрачены после Батыева нашествия (в начале 17 века было заявлено об обретении саркофага с княжьими останками — однако ученые сомневаются в их подлинности).
Судьба
Судьба первого каменного храма была нелегкой. В 1171 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского в ходе междоусобных войн за киевский престол. Спустя тридцать лет, в начале 13-го столетия, Десятинная вновь подверглась разграблению— на этот раз воинами Рюрика Ростиславовича. Тогда, по летописным источникам, из храма унесли все иконы, кресты и священные сосуды, а монахов и священников перебили.
В 1240 году Киев захватил хан Батый. Десятинная церковь оказалась последним оплотом киевской обороны — внутри нее закрылись горожане, руководил ими местный воевода. Летопись говорит: людей было так много, что здание не выдержало и «от тягости» рухнуло, похоронив под собой не желавших сдаваться киевлян.
Этот храм так и не восстановили. В начале 17-го столетия Петр Могила выстроил на одном из углов фундамента Десятинной небольшой храм — в память о ней. В 19 веке этот храм разобрали при попытке новой реконструкции: на месте Десятинной выросла новая церковь, выстроенная в русско-византийском стиле, она не повторяла оригинальной постройки, более того, для нового храма уничтожили часть оригинального фундамента. В 30-х годах 20 века большевики разобрали его на кирпичи.
Остатки фундамента Десятинной церкви сегодня открыты, их могут посмотреть все желающие.
почему Десятинная церковь в Киеве получила такое название?
Первая каменная церковь в Древней Руси. Она сыграла огромнейшую роль в будущем развитии русского каменного храмозодчества.
Киевский князь Святой Равноапостольный Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г. , на следующее «лето 6497 (989 г. ) помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, – записано в «Повести временных лет», – и пославъ преведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами» (Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. – Изд. Второе. – СПб. : Наука, 1996. С. 54.). Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году (Там же. С. 192-193.).
Десятинная церковь — «храм на крови» . Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.
Церковь во имя Пресвятой Богородицы была одарена десятой частью всех княжеских доходов, отчего и стала именоваться Десятинной. Десятая часть, как священная мера Ветхого Завета, давалась на соборные храмы в Византии и в русских землях.
От былой величественной постройки X века ничего не осталось, кроме фундамента.
В Богородичном Десятинном соборе находилась великокняжеская усыпальница. Здесь похоронили Владимира, «вложиша в корсту мороморяну» (в гроб мраморный) . На вечный упокой здесь положили и его жену Анну Корсунскую, Изяслава Ярославича (ум. 1078 г. сын Ярослава Мудрого) , его внука Ростислава Мстиславича (ум. 1093 г.) . Сюда перенесли останки Ольги и сыновей Святослава — Ярополка и Олега, умерших язычниками в 977 г. Перед тем, как их в 1044 г. захоронить во храме, княжеские останки крестили. Случай беспрецедентный, нарушающий догматические установления христианской церкви.
28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева.
— На мой взгляд, объяснение этого феномена может лежать в двух плоскостях: в культурной традиции и в религиозном сознании.
Что касается культурной традиции, то она закладывается с самого начала христианского храмостроительства на Руси. Первый каменный храм (так называемая Десятинная церковь) был посвящен Богородице, правда, нет сведений, какому именно Богородичному празднику, но само посвящение уже показательно: оно говорит об особом отношении русского народа к заступничеству Божьей Матери. Главный храм Киевской Руси именуется Софийским собором (по аналогии с главным византийским храмом — Софией Константинопольской). Во втором по величине городе Киевской Руси, Новгороде, в XI веке тоже строится Софийский собор. И тут я люблю задавать студентам каверзный вопрос: а когда в этих Софийских соборах отмечаются престольные праздники? Каких только ответов я не слышала! За несколько лет единственная студентка случайно ответила правильно: «Может быть, в какие-то Богородичные праздники? Успение или Рождество Богородицы…»*.
Действительно, престольные праздники в русских Софийских соборах приходятся на Богородичные — на Рождество Богородицы в Киеве и на Ее Успение в Новгороде. И это очень важно для понимания традиции храмовых посвящений на Руси. Ведь когда князь Андрей Боголюбский задумал перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, что он сделал? Прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси. Его мечте о стольном граде Владимире не суждено было сбыться, однако, когда русской столицей стал один из городов Владимиро-Суздальского княжества (Москва), то был возведен именно Успенский собор как главный храм Московской Руси. Преемственность посвящения между домонгольским «почти кафедральным» собором и кафедральным собором объединенного русского государства налицо. В новом государстве уже не стало разделения на княжества, а вместе с тем (в культурном аспекте) — и на художественные школы (иконописные, архитектурные). Все и вся подчинялись теперь Москве, она задавала политический, культурный, идеологический тон. И вот, по всем градам и весям стали строить большие соборы и малые храмы, посвящая их Успению Божией Матери — по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Мне кажется, именно в этом стремлении к подобию (характерному для средневекового сознания вообще) кроется культурная суть традиции посвящения русских храмов Успению Божией Матери.
Что же касается религиозного аспекта феномена столь широкого распространения Успенских храмов на Руси, то разгадка, думаю, находится в словах тропаря самого праздника: «…во Успении мира не оставила еси, Богородице». Суть того явления, о котором я хочу сказать, шире сугубо христианских представлений. В человеке заложено сознание, что именно усопший может оказать в нашем земном существовании какую-то особенную помощь — сверхъестественную, какую не смог бы оказать живой. На этом православная молитва к святым и даже иногда к своим умершим родственникам, о которых мы думаем, что они угодили Богу и имеют теперь перед Ним молитвенное дерзновение… Может быть, именно отсюда у русского народа такое особое отношение к празднику Успения Божией Матери как к моменту некоего преображения Богородицы в Заступницу рода христианского. Ведь только во Успении Своем Пречистая и получает сверхъестественную возможность помогать всем и каждому на этой земле, кто обращается к Ней в молитве.
* Прим. ред. — В православии Софийские храмы всегда посвящались Господу Иисусу Христу — Премудрости (Софии) Бога-Отца. В России после XVII века с Софией стала отождествляться Пресвятая Богородица. Таким образом, в русском Православии сложилась традиция, когда храмы были посвящены Господу, но главные (престольные) торжества в них отмечались в Богородичные праздники.
«Фома»