Просим оказать посильную финансовую помощь на ремонтно-восстановительные работы в Храме святой мученицы Аллы в с. Старая Потловка Пензенской области.
Среди тысяч до сих пор не восстановленных храмов на просторах России есть храмы совершенно уникальные, имеющие необычное посвящение и особенную историю их создания. К таким храмам относится небольшая церковь-школа во имя мученицы святой Аллы в селе Старая Потловка, в прошлом — Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Колышлейского района Пензенской области.
Всякий раз возрождение сельского храма прибавляет надежду на возрождение русской деревни как оставшимся в ней обитателям, так даже и многим нынешним горожанам, болеющим сердцем за свою страну, подвергшуюся ужасным страданиям и разрушениям в XX веке, и желающим для своей жизни гармонии с богатой русской природой.
Возрождение и обновление инфраструктуры сельских поселении — залог сохранения российской цивилизации, символом постепенной деградации которой можно считать неустроенность и неэкологичность крупнейших городов нашего Отечества. Иногда единственным стимулом подъема экономической ситуации в деревне может быть опора на исторические события, связанные с этим местом, и возрождение духовных традиций предков.
Святая мученица Алла
Традиционно святой мученицей Аллой называется готская королева, которая, будучи христианкой, подверглась гонениям в IV веке. Имея возможность спасти свою жизнь, поклонившись и принеся жертвы языческим идолам, она не отступила от Христа и была сожжена заживо в церкви во время богослужения вместе с другими христианами.
В пламени погибли около 300 человек, из которых только 26 известны по именам, среди них — святая Алла. За приверженность христианству и свою мученическую кончину, произошедшую около 375 года, святая Алла почитается Православной Церковью как мученица.
Имя «Алла» очень распространено в России и других славянских государствах, а также в скандинавских странах и в целом — на севере Европы, особенно в Исландии. Храм в селе Старая Потловка — единственный известный храм в России, престол которого был посвящен святой Алле. Село расположено на правом берегу реки Хопер в Колышлейском районе, в 9 километрах от районного центра Колышлей и одноименной железнодорожной станции. Оно основано в 1718 году дворянином К. М. Потоловым, отсюда и название. Перед отменой крепостного права село принадлежало помещику М. И. Любавскому, а затем — его дочери Надежде Михайловне Рихтер, незаурядной женщине, внесшей большой вклад в развитие образования и духовного воспитания крестьянских детей в России.
Перед революцией в селе имелась усадьба, прекрасный парк с прудом, были разбиты уникальный сад и цветник. Работал кирпичный завод, выводились элитные породы лошадей. Владельцы усадьбы содержали большие отары овец, что позволяло даже направлять шерсть на экспорт. Особую известность село Старая Потловка приобрело в самом конце XIX и начале XX века. Это было связано с развитием уникального образовательного комплекса, обозначенного в документах как «заповедник образования». По инициативе Н. М. Рихтер были открыты две школы — второклассная мужская и женская церковь-школа. Для устройства последней попечительницей была пожертвована земля: 200 десятин для нужд храма и 24 десятины для нужд духовенства.
Со временем устроенные в Потловке школы приобрели статус образцовых начальных учебных заведений. При школе для мальчиков была создана потешная дружина, представленная императору Николаю II в 1911 году на военном смотре в Петербурге. Девочки учились рукоделию и хоровому пению, причем хор регулярно пел за богослужениями в церкви Святой Аллы. Сельскохозяйственным работам в школах отводилось от 6 до 12 часов в неделю. Некоторые выпускники потловской школы впоследствии сами стали заслуженными учителями и возглавили образовательные учреждения уже в Советской России. В школе преподавали незаурядные учителя, выпускники и выпускницы учительских семинарий, епархиальных женских училищ, например М. М. Грицко.
Частыми гостями в усадьбе в Старой Потловке были люди, заинтересованные в развитии образования в стране и отстаивавшие духовные принципы образовательной системы. Среди них — выдающийся писатель П. В. Засодимский, известный поэт В. Н. Ладыженский.
Современник в 1908 году так характеризовал просветительную и благотворительную работу, которая возглавлялась в Потловке Н. М. Рихтер: «Нужно все это видеть собственными глазами, чтоб убедиться, что дело здесь кипит, как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой: теплота веры православной далеко, далеко за пределы своего района. Это не то, что село Ясная Поляна, откуда раздается лишь пустой звон о добрых делах».
В 1918 году Н. М. Рихтер вынуждена была покинуть Старую Потловку. Усадьбу реквизировали. Где и как прошли последние годы жизни Н. М. Рихтер — неизвестно. По некоторым сведениям она приняла монашеский постриг и жила в нищете на окраине города Сердобска. Доподлинно известно лишь то, что она хотела быть похоронена на родной земле в Старой Потловке, рядом со своими близкими, однако, где она нашла свое последнее упокоение, не выяснено.
В радиусе нескольких километров от села Старая Потловка находятся земли, принадлежавшие именитым дворянским родам. Это Скрипицины, Голицины, Свиридовы, Бизяевы, Мясоедовы и многие другие. Некоторые села еще существуют и хранят уникальную память о своих основателях и владельцах. В 5 километрах от Старой Потловки находится деревня Скрипицино, названная в честь древнего дворянского рода. В начале XVIII века хозяином тех земель был Павел Николаевич Скрипицин — адъютант графа А. В. Суворова. По дороге к Скрипицино в селе Черкасское стоит великолепный пятикупольный храм Покрова Пресвятой Богородицы, ныне восстановленный. Храм связан с именем Н. М. Рихтер и ее мужа. По соседству со Старой Потловкой также расположена старинная усадьба Свиридовых. В советское время здание усадьбы использовали как лечебно-оздоровительный комплекс. Сохранилась прекрасная аллея, приусадебный парк и каскад прудов.
Этот край Черноземья богат природными ресурсами и славится многообразием животного и растительного мира.
Храм-школа Святой мученицы Аллы был построен в 1901 году. История его основания тесно связанна с историей семьи Н. М. Рихтер. В 1884 году у супругов Рихтер родился ребенок. Девочку назвали Алла, а вес близкие ласково называли ее Аля.
С младенчества Аля удивляла всех необычайно кротким и добрым нравом, отличалась чувствительностью, состраданием. Когда ей исполнилось пять лет, родители разрешили ей посещать школу вместе с сельскими детьми. Аля сохранила привычку засыпать, сидя у матери на коленях, прижавшись к ее груди. Однажды зимним вечером, она сказала маме перед сном, что Господь заберет ее к себе, и ей там будет хорошо. В конце января Аля заболела дифтерией. Врачи были бессильны, и четырнадцать дней спустя она умерла.
Потеря любимой Али была страшным ударом для родителей. По воспоминаниям местных жителей в то время, когда гроб с телом девочки стоял в усадьбе, на одном из покрытых инеем окон проявился образ Божией Матери. Продержавшись около четырех часов, изображение струйками стекло на оконную раму.
Это чудесное явление укрепило силы родителей, только что потерявших свое дитя. Сначала Аля была похоронена на острове небольшою пруда, расположенного перед потловской усадьбой. Над могилой стояла красивая резная беседка, а в пруду с той поры всегда плавали черные лебеди. Спустя несколько лет Надежда Михайловна построила церковь в честь святой мученицы Аллы в память о безвременно почившей дочери.
Как только церковь была достроена, в ней перезахоронили останки Али. В этой церкви находилась местночтимая икона Божией Матери Взыскание погибших. Икона была написана на стекле в память о чудесном явлении Богородицы после смерти Али.
В 1930 году церковь была переделана в пекарню, а на месте захоронения Али установили печи.
До конца 1990-х годов в бывшем здании храма выпекали хлеб. В настоящее время строение не используется. Осенью 2012 года силами местных жителей храм был очищен. Были разобраны печи и вывезен мусор.
5 мая 2013 года в храме святой Аллы настоятель Казанской Сергиево-Алсксиевской пустыни игумен Андрей, Афанасьев, с братией, а также инициаторы реставрации и жители села впервые после десятилетий запустения пропели пасхальные песнопения.
Село Старая Потловка сегодня
В настоящее время в селе Старая Потловка проживает около 600 человек. Несмотря на повсеместный упадок сельского хозяйства, люди еще обрабатывают земли, разводят скот.
В селе работает средняя общеобразовательная школа, которая уже более 110 лет располагается в уникальном двухэтажном деревянном здании второклассной школы, построенном некогда в форме креста на средства Н. М. Рихтер. Сейчас в ней учатся дети не только из Старой Потловки, но и из соседних сел. Само только здание школы достойно стать действующим музеем, являя собой пример полной преемственности дореволюционной традиции начального образования. На сегодняшний день уникальное здание школы остро нуждается в реставрации.
Основное строение усадьбы сохранилось благодаря тому, что в нем располагалась контора совхоза. В здании, требующем серьезной реставрации, планируется создать историко-культурный центр.
В настоящее время начата разработка создания в селе Старая Потловка Всероссийского музея истории церковно-приходской школы. Проект призван получить подлинно всероссийское и общецерковное звучание. Воссоздание храма святой мученицы Аллы станет лишь точкой отсчета преобразований культурной среды Старой Потловки и ее окрестностей.
В 2012 году усилиями учредителей Благотворительного фонда святой мученицы Аллы при поддержке военно-патриотического клуба «Ермоловец», член Всероссийской ассоциации военно-патриотических клубов России, создан военно-патриотический клуб «Штурм», при поддержке местной администрации и общеобразовательной школы. Силами «штурмовцев» и «ермоловцев» построена детская площадка, расчищены усадьба и здание храма, часть прилегающей территории с прудом. Учредители Фонда активно участвуют в проведении культурных мероприятий: организован и проведен Пасхальный спектакль, театральная студия Храма Рождества Христова в Черкизове города Москвы, проведены масленичные гуляния в селе Старая Потловка. Руководство Колышлейского района и местные жители поддерживают начинания по восстановлению оставшихся памятников архитектуры и былых достопримечательностей села. Однако, учитывая особенности экономической ситуации в России, силами только местных жителей восстановление наследия не представляется возможным.
Инициаторами восстановления храма являются Екатерина Анатольевна Шеффер, прямой потомок помещицы и просветительницы Сердобского уезда Надежды Михайловны Рихтер, дизайнер, и, Александр Игоревич Мраморное, прямой потомок духовенства Саратовской и Пензенской епархий Мраморновых, церковный ученый и общественный деятель.
Восстановление храма начато по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Вениамина, главы Пензенской митрополии. Идею предварительно одобрили видные общественные и политические деятели, архиереи Русской Православной Церкви, депутаты Государственной Думы и региональных законодательных собраний.
В настоящее время инициативной группой разрабатывается проект восстановления храма. После реставрации здание будет передано в собственность новообразованной Сердобской епархии Русской Православной Церкви. Представляется целесообразным придать храму статус архиерейского подворья.
Адрес здания храма:
Пензенская область, Колышлейский район, село Старая Потловка, улица Центральная, дом 2.
Добраться до него можно от районного центра Колышлей на автомобиле, примерно 10 километров. Станиця Колышлей связана со станциями Пенза и Ртищево электропоездом. Из Пензы и Сердобска ходят регулярные маршруты автобуса. Из Ртищево также есть регулярные маршруты автобуса до Сердобска. Поезд до Пензы, с Казанского вокзала, или Ртищево, с Павелецкоговокзала, идет от Москвы около 12 часов.
Принять участие в восстановлении храма можно связавшись с инициаторами восстановления:
Е. А. Шеффер, esheffer@mail.ru
А. И. Мраморнов, попечитель храма mramor-new@mail.ru
Имеется возможность жертвовать средства на восстановление через счет системы Яндекс-деньги:410011273167127.
— Александр Игоревич, расскажите, пожалуйста, как вошел в Вашу жизнь единственный в России храм во имя святой мученицы Аллы Готфской в селе Старая Потловка Колышлейского района Пензенской области?
— В 2005–2006 годах я работал над книгой о священномученике Гермогене (Долганёве) и наткнулся на переписку епископа Гермогена с Надеждой Михайловной Рихтер, его духовной дочерью. Затем совершенно чудесным образом мне удалось познакомиться с ее потомками: праправнучкой Екатериной Шеффер и ее дочерью, то есть внучкой с тремя «пра». Они рассказали мне о том, что усадьба Надежды Михайловны сохранилась, и даже храм, который она построила у себя в усадьбе, еще стоит.
Аллой звали младшую дочь Надежды Рихтер; это была необычная, духовно одаренная девочка, она умерла в пять лет. Ее мама решила построить церковь как раз на том месте, куда смотрела через окно больная, умиравшая девочка. Маленькая Алла умерла в 1889 году, в 1894 году был выстроен деревянный храм, а к 1901 году — каменный. Настоятелем храма святой Аллы одно время был иеромонах Леонтий (фон Вимпфен), который в 1916–1917 годах был епископом Петровским, викарием Саратовской епархии, а в 1919 году в Астрахани был расстрелян. Сердобский уезд принадлежал тогда к Саратовской епархии.
Сложилось, однако, так, что впервые приехал я туда, в Старую Потловку, лишь в 2011 году вместе с Екатериной Шеффер. Она показала мне это обрубленное здание, похожее на кирпичный сельский сарай, — это и была церковь святой Аллы.
Всегда горько, скорбно видеть поруганный, оскверненный храм. Однако мне потребовалось еще какое-то время, чтобы дозреть, чтобы понять: кроме меня, никто этой церковью в Старой Потловке заниматься не будет. Дозрел я к августу 2013‑го. Вот с этого момента дело и пошло.
— Как пошло? Трудно?
— Конечно, нелегко. Для сбора пожертвований последние годы, отмеченные экономическим кризисом, согласитесь, не лучшие. Среди местных жителей совсем немного оказалось таких, кому нужен этот храм с уникальной историей и уникальным посвящением. Люди в селе инертны, многие никак не расстанутся с коммунистическими взглядами. Но постепенно наша деятельность оформилась, что-то стало удаваться.
В самом начале нашего пути я встретился с Епископом Сердобским и Спасским Митрофаном, только что нареченным и назначенным на эту вновь созданную епархию, и получил его благословение. Владыка назначил меня сначала попечителем храма и председателем попечительского совета, а позже, когда был уже зарегистрирован приход, и председателем приходского совета. Этапы возрождения храма вы можете увидеть в изданном нами буклете: когда сняли временную крышу советских времен, под ней лежали тонны голубиного помета и сгнившего утеплителя. К 2015 году здание стало принимать облик былого храма, в июне 2018-го был освящен первый купол, который в октябре был установлен. В этом году назначен настоятель отец Димитрий Пятунин, он приезжает в Потловку регулярно, совершает молебны и требы. Мы готовим алтарь, чтобы в храме могла совершаться Божественная литургия: оштукатурили стены, сделали пол, залили место под престол, теперь перед нами задача — найти деньги, чтобы застеклить два окна в алтаре, после этого алтарь будет готов. Приход пока небольшой, но его членами можно назвать не только жителей Потловки, но и тех, кто вкладывает свои средства и силы в восстановление храма, кто приезжает в село, чтобы потрудиться для этого.
— Вы именно их имеете в виду, говоря «мы»?
— «Мы» — потому что храм вообще не я восстанавливаю. Храмы восстанавливает Господь, а здесь, на земле, Его волю исполняют люди: не я один, а много людей, жертвователей, волонтеров. Я считаю нас единой командой, поэтому говорю «мы».
— Откуда же деньги на такую реконструкцию? Судя по тому, что два окна становятся проблемой, у вас нет богатых жертвователей?
— Необходимые суммы складывались и складываются из некоторого количества мелких пожертвований от тех людей, которых мне удается увлечь идеей возрождения храма святой Аллы. Среди них немало женщин, носящих это имя. Крупное пожертвование сделала Алла Пугачёва — один раз, четыре года назад. На ее деньги мы изготовили металлический каркас — обшили здание храма, потому что оно было все в трещинах — и установили опору для колокольни. Есть еще несколько благотворителей, которые регулярно перечисляют какую-то сумму, а остальное — мелкие пожертвования, в среднем пятьсот рублей.
— Расскажите, как организована волонтерская деятельность?
— Волонтерскому движению храма уже четыре года. К нам приезжают разные люди — как ни странно это звучит, разномыслие, разные подходы к делу ведут к успеху. Как распространяется информация? Кто-то поделился в соцсетях, кто-то кого-то позвал, кто-то случайно узнал, что есть такая возможность — бескорыстно потрудиться ради возрождения храма. Так и формируется корпус волонтеров. Кстати, к нам легко приехать из Саратова и других городов и весей Саратовской области, особенно из Петровска, Ртищева, Екатериновки, которые практически соседствуют с Колышлейским районом. Волонтеры оттуда у нас уже не раз бывали, но хотелось бы большей активности моих земляков.
Всего у нас прошли 23 лагерные смены — каждая по несколько дней: самая малолюдная — семь человек, самая массовая — семьдесят. Кто-то приезжал один раз, кто-то — несколько. За одну смену мы успеваем выполнить какую-то конкретную задачу: например, расчистить очередной кусок пола в храме или сделать уборку вокруг него после строительных работ, убрать хозяйственный двор, обойти на Рождество дома с пением тропаря праздника и колядок, раздать подарки детям. Этот труд вдохновляет, становится отдохновением души. Сама среда, в которой оказывается человек, среда таких же, как он, добровольцев, врачует душу. Кто-то из волонтеров сам оплачивает свой приезд и проживание, кому-то мы помогаем. С продуктами тоже так: кто-то привозит с собой, кто-то — нет, но теперь у нас уже своя мини-ферма в Старой Потловке появилась и образцовый огород — они кормят и волонтеров тоже.
— Мини-ферма? Расскажите подробнее.
— Сельский храм, по моему убеждению, должен иметь собственное хозяйство. Выживать только за счет спонсоров невозможно: иногда, как знают сельские настоятели и старосты храмов, спонсоров нет совсем. Заниматься этим хозяйством должен не священник — у него другие задачи, но община либо попечители храма. Мы часто говорим, что село не умрет, если в нем действует храм. Но для того, чтобы село не умерло, недостаточно только того, чтобы храм действовал. Нужна общая, общинная жизнь, нужно, чтобы храм объединял людей, чтобы была взаимовыручка, приходская взаимопомощь. К сожалению, эти традиции у нас утрачены. Сейчас они только начинают возрождаться — сбор одежды и каких-то необходимых вещей для беднейших прихожан и т. п. Но я полагаю, что благотворительная, социальная деятельность приходской общины должна основываться не на получении чего-то извне, и не на пожертвованиях, и даже не на грантах, а на собственной экономике прихода. Сегодня в этом направлении можно работать именно в селе, используя богатство нашей земли. Наш приход уже поставляет нашим жертвователям козий сыр. Коз у нас сейчас — больше двадцати, ухаживает за ними жительница села. Еще у нас есть огородница (тыкву, картофель и морковь для коз мы выращиваем сами) и есть управляющая хозяйством. Все эти люди получают вознаграждение от жертвователей храма, пусть небольшое, но все же храм создает для них те рабочие места, которых на селе так не хватает, и это даже при минимальном уровне вознаграждения за труд — шаг вперед. Следующий шаг, который мы надеемся сделать, — вывод нашего хозяйства в плюс, то есть чтобы оно приносило денежный доход, а не выходило «в ноль». Конечно, это непросто. Но на самом минимуме мы должны хотя бы обеспечивать текущие расходы храма. А чтобы добиться большего, нам необходима кооперация. Нужно вспомнить о решениях Поместного Собора 1917–1918 годов — в них кооперативная модель рассматривалась как наиболее приемлемая для организации церковной, приходской экономики. Представьте, что козами занимаемся не мы одни, а каждый сельский храм в епархии, и потом мы кооперируемся, создаем единую систему сбыта нашей продукции, открываем в городе нашу общую лавку — это совсем уже другие возможности: мы становимся реальными производителями и способствуем не только духовному, но и экономическому возрождению села, многим людям даем шанс выбраться из нищеты. Я не вижу причин, по которым Церковь не должна этим заниматься, ведь это позволит в значительной степени повысить ее авторитет в секулярном, порой остро критикующем ее обществе. Иначе кто придет в наши с таким трудом восстановленные сельские храмы через десять-двадцать лет? И как этот храм будет существовать? Когда-то в России сельская церковь была просветителем, в том числе и в экономическом плане. Почему мы сейчас должны от этого отказываться?
Коз мы пока доим вручную, купить доильный аппарат не можем. К сожалению, на сей день сельские приходы лишены юридической возможности получить ту поддержку, которую государство оказывает сельским товаропроизводителям. Такую поддержку может получить лишь КФХ — крестьянское фермерское хозяйство. Но для меня это принципиальный вопрос: мы — юридическое лицо, мы — приход Русской Православной Церкви, уже зарегистрированы, сдаем положенную ежеквартальную и годовую отчетность. И с какой стати мы должны еще на кого-то оформлять КФХ? Это будет какой-то подлог. Правильно будет, если государство внесет в закон поправки, которые позволят приходам получать свою долю в господдержке сельхозпроизводителей.
Мы стараемся использовать те ресурсы, которые на селе есть. В этом году наш приход организовал заготовку иван-чая. Заваренный иван-чай — это высококачественный напиток, который жертвователи нашего храма будут пить предстоящей зимой.
— А теперь расскажите, пожалуйста, о том, что Вы делаете в селе Анастасьино Калининского благочиния Балашовской епархии.
— В 2014 году, в год 140‑летия со дня рождения моего прадеда, священника Саратовской епархии Александра Петровича Мраморнова, мы с моими близкими и друзьями приехали туда, где он начинал свое священническое служение, — это как раз Анастасьино — с целью установить Поклонный крест на месте храма. На установку креста собралась большая часть жителей села. И многие говорили, что хорошо бы еще церковь тут открыть. И у меня появилось желание людям в этом деле помочь. В Анастасьино сейчас живут 600 человек, в соседнем Широком Уступе — еще 400. И ни одной церкви в радиусе тридцати километров! До Калининска, до храма святой Ольги, ехать больше часа, регулярного транспорта нет, даже такси туда не всегда вызовешь. И дорогу только в прошлом и этом году частично починили — до этого вся она была ужасной. При всем при этом в селе есть замечательные верующие люди, мы с ними подружились. И умирающим Анастасьино не назовешь — там действует школа, в детском саду около пятидесяти детей, и ОАО «Анастасьинское» успешно работает.
Я к тому времени начал заниматься Поместным Собором 1917–1918 годов, изданием его документов, и мое внимание привлекла личность члена и секретаря, руководителя всей канцелярской работы Собора — Василия Павловича Шеина, впоследствии архимандрита Сергия, священномученика, а ранее — депутата Государственной Думы, правоведа, специалиста в области церковно-государственных отношений. И я подумал: нет ведь ни одного храма в России, посвященного ему, хотя он проходил по одному делу с митрополитом Санкт-Петербургским Вениамином, вместе с ним был расстрелян и одновременно с ним канонизирован — еще в 1992 году. Почему бы не быть такому храму в Анастасьино?
Я обратился с этой идеей к Епископу Балашовскому Тарасию. Он сказал: «Что ж, идея хорошая». И благословил меня формировать попечительский совет будущего храма. Мы отмежевали территорию, которую занимал в свое время Введенский храм в Анастасьино, и провели геоизыскания, которые дали нам понять, что храм на этом месте строить можно, и даже не обязательно маленький, по крайней мере достаточный для села и его гостей. Один из членов нашего попечительского совета — волгоградско-саратовский краевед Евгений Владимирович Астафьев — обнаружил в Государственном архиве Саратовской области проект храма для села Анастасьино — его разработал известный архитектор Петр Митрофанович Зыбин перед самой Первой мировой. По вполне понятным историческим причинам этот проект так и остался на бумаге. Но теперь мы взяли его за основу.
В 2016 году я организовал и провел благотворительный концерт русской классической музыки в поддержку этих двух храмов — святой мученицы Аллы и священномученика Сергия — в Мюнхене. В концерте выступали пианист и композитор Алексей Курбатов, виолончелист Евгений Румянцев, их коллеги, замечательные музыканты. Они представили германской публике шедевры русской музыки. Кроме того, наши друзья — Фонд возрождения сельских храмов, возглавляемый Юлией Бирюковой, — выиграли грант на организацию православного лектория, и этот лекторий действовал у нас год — в Калининске, в самом Анастасьино — в форме «православного антикафе». Мы беседовали о вере, о Церкви, об истории Саратовского края и о многом другом за чашкой чая, тепло и непринужденно. На средства гранта мы изготовили стенды с историей села и храма; заложили в Анастасьино Настин сад, сейчас наша задача — найти средства на забор для него. Таким образом, мы готовим почву для строительства храма.
— В этом вашем проекте также участвуют волонтеры?
— И волонтеры, и местные жители. Там школа очень живая, школьники, старшеклассники — прекрасные. Сейчас уже зарегистрирован приход храма во имя священномученика Сергия (Шеина), назначен священник — отец Олег Белозеров, он приезжает в село, встречается с людьми, служит молебны. Прошлым летом мы провели там первый приходской музыкально-литературный фестиваль. Наш приход уже реально что-то делает, хотя средств на строительство храма пока нет. Но мы их будем искать. Мне хочется, чтоб это был храм-памятник — памятник великому Собору, который проходил в Москве в год Русской Катастрофы. Почему такой памятник не может появиться в селе, почему мы привыкли к тому, что всё исторически значительное у нас может быть только в городе? Пусть храм священномученика Сергия станет точкой притяжения к селу Анастасьино, потому что это замечательное место, природно богатое, красивое, потому что в нем замечательные люди живут. Возрождение храмов должно способствовать и духовному, и культурному, и экономическому развитию наших сельских территорий.
Фото из архива Александра Мраморнова
Журнал «Православие и современность» № 43 (59)
Возрождение единственного в России храма святой Аллы поддержат концертом
В среду 22 июня 2016 года в 19.00 в культурном центре «Покровские ворота» (г. Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1) пройдет концерт «Голицынское лето» в поддержку возрождения единственного в России храма святой мученицы Аллы в селе Старая Потловка Пензенской области.
Концерт ориентирован на привлечение внимания всех поклонников классической камерной музыки к делу возрождения уникального памятника неорусского стиля, приобретшего общероссийскую известность еще до 1917 года, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
В концерте примет участие московский камерный коллектив «Форум-квартет» с выдающимися произведениями русской и зарубежной классики.
В частности, он исполнит Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича, а также другие широко известные и редкие произведения российских и зарубежных композиторов.
Организаторами концерта «Голицынское лето» выступают попечительский совет храма святой мученицы Аллы (Сердобская епархия Русской Православной Церкви) и Некоммерческое партнерство по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело».
Справка
Храм святой Аллы был построен в конце XIX века по уникальному проекту в неорусском стиле в память о 5-летней девочке Аленьке. Он имел особое посвящение детству и материнству, не дошедшие до нашего времени интерьеры оформлялись на основании идей христианского воспитания детей.
В наши дни храм реставрируется. К 2021 году при нем планируется создать духовно-адаптационный центр имени святого Александра Невского – в усадьбе XVIII века, требующей также срочной реставрации и спасения от разрушения.
Возрождение храма также призвано дать новую жизнь старинному поволжскому селу Старая Потловка, которое в 2018 году отметит свое 300-летие.
Справки по телефону: (916) 734-97-38.