Содержание
Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1
Мать императора Константина Великого царица Елена была христианкой, будущий правитель Римской империи воспитывался в уважении к христианской религии. Став императором, Константин был глубоко убежден, что только христианская религия сможет объединить огромную и разрозненную Римскую империю. Он всячески поддерживал церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.
Создавая новую столицу, император Константин Великий объявил христианство государственной религией, Константинополь сразу стал столицей огромной христианской империи.
Несколько ранее Константин отправил свою мать в Иерусалим, дав ей большие полномочия и материальные средства. В поисках реликвий Страстей Христовых, царица Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, в 326 году, раскопав пещеру, в которой согласно преданию был погребен Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.
На местах евангельских событий именно матерью Константина были основаны храмы: на Голгофе — Храм Гроба Господня, в Вифлееме — базилика Рождества Христова, на Елеонской горе — церковь над местом вознесения Христа и целый ряд других всемирно известных храмов. Надо отметить, что занималась этой миссией царица Елена в возрасте примерно 80 лет.
За свою деятельность по распространению христианства царица Елена и император Константин Великий канонизированы и называются равноапостольскими.
На протяжении всей истории в Константинополе было построено более 450 христианских церквей, но на сегодняшний день существуют едва ли полтора десятка. Со дня падения Константинополя сотни православных церквей были разрушены или обращены в мечети.
Справедливости ради, надо сказать, что Константинополь располагался в сейсмически нестабильном районе, византийские архитекторы не сразу научились строить здания, способные выстоять при частых землетрясениях. А у византийских императоров зачастую не хватало денег на восстановление поврежденных храмов. В поздней Византии денег не хватало и на содержание храмов. Храмы приходили в запустение, ветшали и, со временем, разрушались.
Церковь Святых Апостолов
Картинка из Википедии
Изображение храма святых Апостолов сохранилось только на миниатюре.
Храм был заложен императором Константином Великим в 330 году, как главный храм новой столицы с намерением сделать его собственным мавзолеем и поместить в нем также мощи святых апостолов, которые он надеялся разыскать. В храме был помещен саркофаг Константина и вокруг него 12 пустых порфирных саркофагов для апостолов. Там Константин Великий и был погребен его сыном Констанцием ll.
После строительства собора святой Софии, церковь святых Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения и император Юстиниан повелевает возвести на ее месте новый, более величественный храм, который должен был стать усыпальницей всех императоров Византии. Новый храм святых Апостолов был освящен 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении 700 лет.
Юстинианова церковь святых Апостолов была пятиглавой и послужила прообразом всех многлавых православных церквей на Руси.
Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где была похоронена большая часть императоров и императриц Византии.
В 1204 году храм святых Апостолов был разграблен крестоносцами.
Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных крестоносцами, хранятся в базилике св. Марка в Венеции.
В 1471 году султан Мехмед ll разрушил храм святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих.
Порфирные саркофаги императоров Византии стоят во дворе Археологического музея Стамбула:
Церковь Девы Марии Влахернской
Церковь Девы Марии была построена в пятом веке над священным целебным источником, наполненным по легенде слезами Богородицы. Церковь много раз разрушалась, горела, перестраивалась, облик ее тоже не сохранился.
Интересна она своими святыми реликвиями. Именно за ними в Константинополь, а не в Святую Землю отправились в поход крестоносцы.
Здесь хранили Покрова Богоматери, которые были тайно привезены (читай — похищены) паломниками из Иерусалима в пятом веке и помещены в специально построеном здании возле Влахернской церкви. Это событие православная церковь празднует в день Ризоположения Честной ризы Пресвятой Богородицы.
В X веке, когда русы-язычники осадили Константинополь, защитникам города явилась Богородица и накрыла город своей ризой. Сразу после этого покрова Богоматери вынесли из Влахернской церкви и окунули в воды Золотого Рога. Поднялась сильная буря и потопила русские ладьи. На уцелевших русов это произвело очень сильное впечатление и надолго осталось в памяти. После принятия христианства на Руси одним из главных праздников, отмечаемых преимущественно в русском православии, является праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Здесь же, в церкви Девы Марии, хранилась чудотворная икона Божьей Матери, создание которой предание приписывает евангелисту Луке. Эта икона первоначально находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме и прославилась многочисленными чудесами. В Иерусалиме ее приобрела супруга императора Феодосия ll Евдокия в 439 г.
Влахернская икона Божьей Матери считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров.
В 626 году во время осады города патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.
В период иконоборчества и во время захвата города крестоносцами икону прятали в монастыре Пантократора, замуровав в стене с горящей лампадкой. Когда смутные времена проходили и икону размуровывали, лампадка продолжала гореть.
29 февраля 1434 года Влахернская церковь загорелась и обрушилась. Денег на ее восстановление у Палеологов не было, до середины XlX века окрестности святого источника пустовали.
Местонахождение Ризы Богородицы теряется. Позже частицы Ризы Богородицы находят свое место в различных храмах по всему миру. А в Грузии обнаружена Влахернская Риза Богородицы целиком в запасниках музея. Ну не в единственном же платье ходила Пресвятая Дева всю жизнь.
Влахернская икона Божьей матери на какое-то время тоже теряется из вида, а в 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила. Икону эту, замурованную в стене, нашла женщина во время перестройки своего жилища. Там же, по ее словам, была горящая лампада.
Влахернская икона, помещенная в Успенский собор Московского кремля, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Для нее изготовили золотой оклад с драгоценными камнями. Алексею Михайловичу была отправлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием.
В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.
Картинки из Википедии
Данная икона представляет собой рельефное изображение, вырезанное из дерева и покрытое воскомастикой. По слою воска сделана тонкая моделировка красками. Воскомастика изготовлена с добавлением святых мощей и благовоний, что придает особую святость Влахернскому образу.
Однако: по оценкам современных исследователей на основе иконографического и стилистического анализа, икона была создана не ранее Vll века, а древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине XV — началу XVl веков.
Более позднее происхождение чудотворного образа и некоторые неточности в церковном описании его истории ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира (но наводят на размышления о кознях духовенства и древности ремесла фальсификаторов).
В Третьяковской галерее хранится список этой иконы, изготовленный в той же технике, что и оригинал. Список принадлежал Строгановым, а потом — Голицыным, по семейным преданиям которых царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы:
В 1867 году возле Влахернского источника была построена маленькая греческая часовня, которая сегодня выглядит так:
Вокруг часовни уютный садик:
Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:
Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.
Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы.
Добираться сюда удобно и приятно на пароме по Золотому Рогу до причала Айвансарай, там перейти дорогу и по узкому переулку метров 100 до часовни.
Студийский монастырь
Базилика Студийского монастыря — самая древняя из сохранившихся византийских церквей Константинополя. Здание давно в руинах.
Основанный в 462 году, монастырь связан с важнейшими событиями в христианской жизни, являлся центром борьбы иконопочитателей с иконоборцами. Здесь жил патриций по имени Студий, в честь которого и назван монастырь. В монастыре долгое время хранилась голова Иоанна Крестителя.
В монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный Студийским.
Студийский монастырь подвергался разрушениям при разграблении Константинополя крестоносцами и взятии города турками. Какое-то время он был мечетью, страдал от пожаров и землетрясений. В предреволюционные годы на территории монастыря действовал Русский археологический институт.
Сто лет назад под тяжестью снега рухнула крыша монастыря, что для Стамбула несколько удивительно.
В развалинах сохранились остатки полов — малахит, порфир, мрамор.
Добираться электричкой до станции Едикюле, потом вернуться назад вдоль железной дороги, мимо подземного перехода, до поворота налево на улицу Имама Ашира. По улице Имама Ашира метров 50 до развалин монастыря.
Храм Пресвятой Богородицы (Храм Балыклы)
Храм Пресвятой Богородицы построен в V веке рядом с чудотворным источником, прославившимся чудесами на протяжении многих веков и ставший христианской святыней.
С источником связано много легенд. По одной из них молодой воин Лев, гуляя по лесу, встретил старца, который попросил у него воды, а воды не было. Лев обратился к Богородице и та подсказала, где найти источник. Воин напоил старца, промыл ему глаза и старец прозрел.
Богородица снова обратилась к воину и велела не забыть это место. Через семь лет воин стал императором Львом l. На месте обнаружения источника он воздвиг храм Пресвятой Богородицы, а иконописцам заказал икону Матери Божьей «Живоносный Источник».
После падения Константинополя храм был разрушен, икона утеряна, но из под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шли люди за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление султан и его супруга, было разрешено снова воздвигнуть здесь храм.
Турецкое название храма Балыклы, что означает — рыбное. С этим названием тоже связана легенда. Византийский монах шел из маленькой часовенки через рощу, неся себе на ужин несколько жареных рыбешек, споткнулся и уронил рыбу в ручей. На глазах у изумленного монаха рыба ожила. Рыбы в источнике плавают до сих пор. На боках у многих коричневые пятна, как будто рыбок поджарили.
Икона, изображающая событие обретения Живоносного источника — воин ведет слепого старца:
На самой иконе Живоносного источника изображена Богородица с Младенцем в купели, источник и люди, исцеляющиеся в целебных водах.
Сюжет, повторяющий икону живоносного источника встречается здесь несколько раз:
Здесь можно испить целебной водички и унести ее с собой.
С древних времен известна икона Богоматери «Живоносный источник» и на Руси. В XVl веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божьей Матери. Соответственно, для часовен и купален, установленных над ними также писались иконы Богоматери «Живоносный источник». Иконы этого типа очень красочные, со многими персонажами и сложным сюжетом:
Иконы с сайта
Чтобы попасть в храм Балыклы, надо доехать до Силиврийских ворот в стене Феодосия. Возле указателя Gasilhane повернуть на территорию кладбища. Метров через 150 будет первый поворот направо, повернуть и двигаться прямо в этом направлении. Вход в церковь будет слева.
Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Айя-София):
Википедия:
Церковь Святых Сергия и Вакха — одна из самых древних сохранившихся церквей Константинополя, послужившая прообразом для собора Святой Софии (отсюда и второе название — «Малая Айя-София»). Вероятно, является работой тех же мастеров — Исидора Милетского и Артемия Тральского.
Храм был заложен в 527 году близ дома, в котором император Юстиниан провел свои молодые годы. Юстиниан решил основать церковь после того как неожиданно ему был отменен смертный приговор по обвинению императором Анастасием в измене. Свое избавление от казни Юстиниан приписывал заступничеству свв. Сергия и Вакха.
О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.
В 536 году Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа Вигилий.
Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в те годы, когда ее облюбовали иконоборцы.
После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до 1506 года, пока некий царедворец не обратил ее в мечеть, забелив мозаики, пристроив притвор и медресе.
Место не туристическое, сейчас здесь действующая мечеть, вход свободный.
Храм легкий и воздушный, в нем много света, покой и тишина.
Серьезный ущерб состоянию памятника нанесло строительство железной дороги в Стамбуле в непосредственной близости от «малой Софии». По этой причине ЮНЕСКО внесло бывшую церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Увидеть церковь свв. Сергия и Вакха можно, если спускаться от Ипподрома к Мраморному морю, мимо древней Сфенды.
Продолжение следует…
Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.
Великомученик Артемий Антиохийский
День памяти: 2 ноября
Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.
Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.
Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры. В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу. Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.
На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».
Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.
О чем молятся иконе «Артемий Антиохийский»
Великомученик Артемий Антиохийский явил беспримерную твердость духа в отстаивании своей веры в Бога Истинного, поэтому часто перед иконой Артемия Антиохийского молятся о воинах, солдатах и офицерах, о том, чтобы укрепить веру, исцелиться от телесных и духовных недугов, устроить по справедливости свои земные дела.
Святой праведный отрок Артемий Веркольский
Дни памяти:
- 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
- 3 июня – Собор Карельских святых
- 6 июля
- 2 ноября
Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.
Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.
Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.
Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.
В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.
О чем молятся праведному отроку Артемию Веркольскому
В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.
Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.
Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:
Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:
Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Великомученик Арте́мий Антиохийский, военачальник
Кондак 1
Взбранному воеводе и августалию страны Египетския, царем земным честию превознесенному, последиже от Юлиана злочестиваго мучимому и во главу усеченному, яко зельне страдавшему и победительне вся претерпевшему, от Бога же приявшему нетление и благодать чудотворения, днесь вернии в похвальная возопиим:
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Икос 1
Антиохийстии людие дивишася святей ревности твоей о имени Христове, славне Артемие, не терпя бо зрети мучения святых и хулы слышати на Господа, Юлианом изрыгаемыя; аще и честь ему воздати от Александрии пришел, обаче и обличити того не устрашился еси. Темже, и чина своего воинскаго изверженный за дерзновение свое, осуждение на раны и смерть приял еси. Мы же ныне, аки обстояще ти на позорищи мучимому, вопием ти сице:
Радуйся, безславие и мучение от Юлиана претерпевый.
Радуйся, в славу и осияние от Бога облеченный.
Радуйся, лютая страдания подъявый.
Радуйся, величие веры показавый.
Радуйся, блистаяйся славою терпения.
Радуйся, крепосте наша в скорбех и изнеможении.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 2
Буди верен царю, прещаше святый Артемий нечестиваму Юлиану: «Яко суетны твоя начинания и немощна есть гордость твоя истребити христианы: отнележе бо прииде Христос, и водрузися Крест, и воздвижеся на нем Господь – паде злочестивых гордыня и попрана бысть лукаваго крепость, Христова же непобедима и непреодоленна есть сила, еюже ограждающеся, возможем устояти противу козней вражиих, победне вопия Богу: Аллилуиа».
Икос 2
Воинствуя за великаго царя Константина, крепкою силою крестною побеждал еси враги, оружеборче Артемие; тою же силою и мучителя своего Юлиана одолел еси. Видением бо креста овогда на небеси в вере Христовей утвердился, лесть идольскую и почести воинскаго звания презрев, за христианы пред отступником мужественно ратовал еси, и воинов началовождя веры нашея, Господа Христа, себе нарек, живот свой за Того доблественно положил еси. Темже и притяжал еси себе от нас звания таковая:
Радуйся, знамена идольская кесаря-отступника отринувый.
Радуйся, знамению Креста последовавый.
Радуйся, и ныне силы борющихся под стягом веры укрепляяй.
Радуйся, упование изнемогающих утверждаяй.
Радуйся, добрый Христов оружниче.
Радуйся, святыя веры твердый защитниче.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 3
«Господи, далече есмь от терпения и незлобия Твоего», – вопиял еси, святе Артемие, первая мучения претерпев, – «Ты бо, Господи, за мене, грешнейшаго, по всему телеси содроблен был еси ранами, от ног до главы не бе в Тебе целости. Молю убо Тя, Владыко, яко Твоими страданьми венчал мя еси, да и совершиши течение мое во исповедании Тебе с песнию: Аллилуиа».
Икос 3
Даде злочестивый царь повеление оруженосцем своим восхитити тя, славнаго воинскаго вождя, Артемие, и сановный пояс твой отъемше, и ризы совлекше, нага истязати. Они же, связавше руце и нозе твои, растягоша тело твое на четверо и бияху воловьими жилами по хребту и чреву толико, яко оскудети силам их. Ты же аки нечувствен пребывал еси, яко всем, окрест стоящим, и самому Юлиану чудитеся зело. Приими убо и от нас похвальная удивления сицевая:
Радуйся, в вере непобедимый.
Радуйся, в уповании непреодолимый.
Радуйся, на камени терпения нозе свои поставивый.
Радуйся, мужественне стопы своя исправивый.
Радуйся, радовавыйся в страданиях.
Радуйся, прославленный в поруганиях.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 4
Егда святии исповедницы Евгений и Макарий мучими бяху, тогда и ты, блаженне Артемие, ревностию по Бозе движим, молитву творил еси, да не покажет Бог тебе не точию недостойна страдальческаго начинания, но да исправится пред Ним и твоя исходная песнь: Аллилуиа.
Икос 4
Жилами воловьими биемый и по земле протязаемый ничтоже малодушествовал еси, но радуяся и веселяся, страданьми Христовыми просвещаем, подвиг мученичества до конца совершил еси добре. Темже и достоин явился еси ублажения сицеваго:
Радуйся, скудельный сосуд плоти своея сокрушивый.
Радуйся, свет веры и силу мужества из него явивый.
Радуйся, в егоже немощи сила Господня совершися.
Радуйся, егоже терпению мучитель почудися.
Радуйся, яко Бог прият твою жертву мучения.
Радуйся, яко Благий даде тебе жребий спасения.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 5
«За Мене страждеши, Артемие, дерзай и радуйся», – глагола Христос, явився святому в темнице, – «Со Мною будеши во Царствии Моем». Сия слышав мученик, абие от ран исцеле, и душею исполнився Божественнаго утешения, пребываше в темнице, благословляя Бога и поя Ему: Аллилуиа.
Икос 5
И гладом, и жаждею мучиша тя в темнице, блаженне Артемие. Ты же, на щедроты Преблагаго Господа себе возверг, единаго просил еси, да и самую душу твою, яко жертву живую приимет Владыка Христос от тебе с еще оставшеюся кровию твоею. И не вотще бысть рачение твое: заповеда бо Господь Ангелом Своим в темнице питати и сохраняти тя, потом же и Сам явися, укрепляя тебе, нас же возглашати тебе научая:
Радуйся, от руки Ангел в темнице питавыйся.
Радуйся, хлебом животным с небесе укреплявыйся.
Радуйся, от ран Господним посещением во узах исцеливыйся.
Радуйся, явлением Христовым утешения исполнивыйся.
Радуйся, Господем в темнице обрадованный.
Радуйся, восшедый к Нему прияти венец славы тебе уготованный.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 6
«Коль многа суть Владыки моего страдания и что более Его претерпех аз, недостойный», – вопияше блаженный Артемий, – «Той ко Кресту пригвожден бысть греха ради моего, Сам не познав греха, ниже лесть во устех содела. Радуюся и веселюся просвещаемый Господа моего страданьми, яже облегчевают ми болезни моя». Тако святый в себе беседуя, чрез всю нощь купно со страдальцами Евгением и Макарием воспеваше Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Лютейшим мукам предаде тя, страдальче Артемие, нечестивый царь, егда со стыдом от Аполлона Дафнийскаго возвратися и от тебе посмеяние и проречение погибели своея слышав, зельною яростию распалися. Темже и мы за оныя страдания множайшими ликостоянии ублажаем тя сице:
Радуйся, яко тобою Бог, дивный во святых Своих, языком явися.
Радуйся, яко тобою сладчайшее имя Христово прославися.
Радуйся, ярости мучителевы не устрашивыйся.
Радуйся, в Христовем уповании над идолы посмеявыйся.
Радуйся, в дусе пророчестем будущих предзрителю.
Радуйся, Духа Господня доблий носителю.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 7
Многа досаждения творяше нечестивый Юлиан христианом, лжуще на ня, яко сожгоша храм Аполлона Дафнийскаго. Егда же сей лжец пред Артемием множайшия прещения изрекаше на христианы, святый Артемий отвеща: «Богопустный гнев и огнь с небесе пояде идола твоего и капище его сожже; посмеваюся безумию вашему, яко служите бездушному богу, утешаюся о падении его и радуюся о всех сих, яже Христос чудодействова, Емуже достоит пети велегласно: Аллилуиа».
Икос 7
Не терпя слышати праведных слов твоих, святе Артемие, беззаконный Юлиан, разгневався зело, повеле каменосечцем разсещи великий камень, да посреде частей его согнетен будеши. И сему уготованному, падший камень все тело твое сотре, и внутренняя твоя распадошася, и сломишася вся члены твоя. И бе зрети чудо велие, яко в таковом согнетении посреде камней ты жив остася. Мы же Божией силе, укреплявшей тя, удивляяся, вопием:
Радуйся, грозде винограда Христова в точиле истоптанная.
Радуйся, жертво живая, Господу верху камене кровию возлиянная.
Радуйся, мучениче, егоже все тело аки дска согнетеся.
Радуйся, скрижале живая, на нейже исповедание веры кровию написася.
Радуйся, кровьми своими, аки брением камение смесивый.
Радуйся, себе самаго жива в созидание Церкве Христовы положивый.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 8
Очи твои от мук искочиша, святе, и лице бе сотрено, душа же еще бе держащися и язык добре вещающ, имже и в согнетении призвал еси Бога, Помощника своего, и во уповании на Него взывал еси: Аллилуиа.
Икос 8
Привидением почте тя царь, егда узре видом страшна и естество человеческое происходяща; обаче и увеща тебе еще поклонитися идолом, да помилуют тя и поне яже во аде мукам не предадят. Ты же, посмеявся царю, отвещал еси: «Яко идоли и сами огня не могут избежати, с нимиже и ты, царю, безконечному огню предан будеши». За еже, яко хульника, царь на смерть осуди тя. Мы же, сшествуя тебе на место усечения, увязаем главу твою похвальными венцы тако:
Радуйся, страдальче, посреде камений согнетенный.
Радуйся, исповедниче, в крепости веры не одоленный.
Радуйся, истину без страха пред цари вещавый.
Радуйся, за сие последи всех злостраданий усечение мечное приявый.
Радуйся, главу свою священную под меч самовольне подклонивый.
Радуйся, терпением своим главы невидимых врагов сокрушивый.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 9
Ранами содроблен был еси по всему телеси, яко людем на тя зрети бе страшно: согнетенный аки дска, кости сокрушенны и вся внутренняя испадоша. Таковое злострадание за малую болезнь почитал еси, надеяся у Господа, за Негоже страдал еси, имети покой вечный, научая в злострадании не малодушествовати, но паки возсылати Богу благодарне: Аллилуиа.
Икос 9
«Се язвы Христовы на теле твоем начертаны суть», – глагола к себе святый, – «осталося убо, да и самую душу за Христа отдам с оставшеюся во мне кровию». И на щедроты Господни себе возверг, небоязненно Христа исповедал пред человеки, за Негоже и усечение с радостию приял еси. Сего ради, за превосходящую любовь твою к Богу, похваляем тя сице:
Радуйся, Христова Евангелия скорый послушателю.
Радуйся, великия заповеди Его готовый исполнителю.
Радуйся, крепкую любовь ко Господу Христу показавый.
Радуйся, и душу свою с кровию радостно за Того предавый.
Радуйся, содроблением своим наше разслабление укрепляяй.
Радуйся, язвами своими наша болезни исцеляяй.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 10
Твердою верою вооружився, неистовство мучителево презрел еси, и осуждение на усечение мечное с радованием приял еси, и ведомый на смерть, шествовал еси веселыми ногами, вопия Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Усечением главы подвиг свой мученический запечатлевый, утверди молитвами твоими и нас, главы своя под иго Христово подклонивших, чрез все житие подвигом добрым подвизатися, любити Господа у тебе поучатися, вопия тебе сице:
Радуйся, сильне, на одоление мучителей меч веры при бедре препоясавый.
Радуйся, шлемом спасения от Господа защищенный.
Радуйся, поясом славы от Него добре украшенный.
Радуйся, щитом молитв своих всех прибегающих к тебе охраняяй.
Радуйся, за страдальцев Господних во всеоружии ополчаяйся.
Радуйся, шествующих узким путем в Царствие Небесное неуклонно провождаяй.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 11
Фиал злострадания уготовляяся до конца испити, на месте усечения преклонився до земли, молитвою к Богу дух свой укреплял еси. И слышав глас с неба глаголющ: «Вниди со святыми прияти воздаяние тебе уготованное», – преклонил еси главу под меч, с радостию вознося Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Хвалим тя вси, страстотерпче святый, и почитаем честная страдания твоя, яже паче естества человеческаго претерпел еси, и Царствие Небесное притяжал еси. Темже воздвизаемся вопити тебе тако:
Радуйся, измождения и членовреждения приявый.
Радуйся, высоту духа в муках явивый.
Радуйся, щитом упования себе оградивый.
Радуйся, твердостию своею дерзость мучителей истощивый.
Радуйся, егоже мучению Ангели предстояху со удивлением.
Радуйся, егоже страдания людие почитают со умилением.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 12
Ценою крови твоея притяжал еси Царствие Небесное, великострадальче Христов Артемие. Управи и нас твоим предстательством во обители небесныя, да, наслаждаяся с тобою части праведных, выну славим с тобою Бога песнию: Аллилуиа.
Икос 12
Чертог небесный отверзе ти Страстоположник Христос и даде ти достойно венец славы: и ныне на небесех со Ангельскими чинми радуешися. Темже и мы, благодарнии людие и любомученицы, песньми вопием ти:
Радуйся, воеводо, никимиже в мужестве одоленный.
Радуйся, ратоборче за Христа, в силе неоскудеемый.
Радуйся, великострадальче, муками твоими естество человеческое удививый.
Радуйся, несокрушимость духа в телеснем содроблении явивый.
Радуйся, во уповании на Бога Жива не усумневыйся.
Радуйся, части праведных на небесех наслаждаяйся.
Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче.
Кондак 13
О, преславне великомучениче Христов Артемие! Поем страдания твоя, чтим доблюю кончину твою, с усердным молением к тебе притекающе: укрепи и нас с терпением в подвизе крестоношения пребывати, испытания и злострадания чрез все житие до конца понести не унывающе, но бодренне пребывающе в пении Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Память 20 октября/2 ноября
Святой великомученик Артемий происходил из знатного римского семейства, имел звание сенатора и был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306 — 337, память 21 мая/3 июня), а затем — его сына и преемника, Констанция (337 — 361). Вместе со святым Константином он наблюдал на небе чудесное знамение Креста и утвердился в вере христианской. Святой Артемий был близок императорскому дому, а Констанций считал его лучшим другом и давал самые почетные поручения. Так, ему было поручено перевести из Ахайи в Константинополь мощи святых апостолов Андрея и Луки. Артемий имел много наград за отличную службу и отвагу и был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте.
Императора Констанция на престоле сменил Юлиан (361 — 363). Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан и дерзко глумясь над святынями. В Антиохии он приказал истязать двух ученых пресвитеров – Евгения и Макария, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел по своей службе святой Артемий. Он услышал, как нечестивый Юлиан хулит своими скверными устами имя Господа Иисуса Христа и, исполнившись ревности, бесстрашно при всех обличил Юлиана («царя мерзскаго») в бесчеловечности и богоборчестве. Разгневанный Отступник повелел подвергнуть святого тяжким пыткам, сказав: «Я погублю его не одною казнею, но множеством казней». И святого отдали в руки палачей. Но мученик Артемий во время страшных истязаний проявлял подлинно сверхчеловеческое терпение. Он не испустил ни единого стона, ни единого звука, не показал ни одного знака своего страдания. После этого великомученика бросили в темницу вместе с мучениками Евгением и Макарием. Всю ночь они в заточении славили Христа, сподобившего их пострадать за веру. Мученик Артемий непрестанно молился: «Благодарю Тебя, Владыко, за то, что увенчал меня Твоими страданиями! Молю, доведи меня до конца по пути исповедничества, не дай мне оказаться недостойным сего предначатого мною подвига, ибо я возложил свое упование на Твои щедроты, преблагий Господи Человеколюбче!»
Наутро Юлиан Отступник призвал мучеников и, не подвергая допросу, разлучил их: Артемия оставил при себе, Евгения же и Макария направил в Оасим аравийский – местность, где никто не выживает больше года. Там пресвитеры вскоре достигли блаженной кончины (память 19 февраля/ 3 марта), а Артемий потерпел много мучений. Вначале Юлиан Отступник попросил мученика принести жертву Аполлону, обещав сделать его верховным жрецом, то есть вторым лицом после себя в государстве. Он также обвинил святого в убийстве своего брата – христианина Галла. Однако мученик Артемий с возмущением отказался отречься от Христа и отверг ложное обвинение. Тогда разъяренный богоотступник повелел обнажить мученика и проколоть бока его раскаленными шилами, а в спину вонзить острые трезубцы. Святой вновь молча претерпел ужасные страдания. Его унесли в темницу и принялись морить гладом и жаждою. Мученик же Артемий не переставая молился Богу.
И вот, во время его горячей молитвы мученику явился Сам Христос в окружении Ангелов и сказал: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся — ты будешь со Мною в Моем Царстве». Услышав это от Самого Господа, святой обрадовался и стал горячо благодарить и славословить Его.
На следующий день Юлиан опять потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император велел скинуть на святого страдальца огромный камень, который всего его сплющил и раздробил со страшной силой. Подвижник перенес всё без единого стона. К изумлению всех, великомученик даже встал на свои раздробленные ноги и предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Разъяренный Юлиан повелел убить святого. Перед казнью во время молитвы великомученик Артемий услышал глас с неба: «Войди со святыми принять уготованную тебе награду». После этого святой Артемий был усечен мечом (362 или 363 г.).
Его останки были благоговейно положены диакониссой Антиохийской Церкви Аристой в ковчег, умащены драгоценными ароматами, отправлены в Констинтинополь и с почестями погребены христианами. От них истекало много чудотворений.
После же кончины святого великомученика Артемия сбылось его пророчество о скорой гибели Юлиана Отступника. Юлиан со своим войском вышел из Антиохии для сражения с персами. Около персидского города Ктезифона ему встретился старый перс. Он обещал предать соотечественников и быть проводником войску Юлиана. Но старик обманул Отступника и завел его войско в Карманитскую пустыню, в непроходимые места, где не было ни воды, ни пищи. Истомленное голодом и жаждой греко-римское войско Юлиана было вынуждено вступить в бой со свежими силами персов.
Божественное возмездие настигло здесь и самого Отступника. Во время битвы он был смертельно ранен невидимою рукою, незримым оружием. Юлиан тяжело застонал и, умирая, произнес: «Ты победил, Галилеянин!» Погребен Юлиан был без отпевания как богоотступник.
Великомученик Артемий
День памяти: 20 октября
Артемий Антиохийский, великомученик
Святой великомученик Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306 — 337, память 21 мая), а затем — его сына и преемника, Констанция (337 — 361). Артемий, имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан (361 — 363). Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу. Во время молитвы, которую святой возносил ко Господу, ему явился Сам Христос в окружении Ангелов и сказал: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся — ты будешь со Мною в Моем Царстве». Услышав это от Самого Господа, великомученик обрадовался и стал горячо благодарить и славословить Его.
На следующий день Юлиан потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император прибег к пыткам. Подвижник переносил всё без единого стона. Святой предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда святой Артемий был обезглавлен (+ 362).
Его останки были погребены христианами.
После кончины святого великомученика Артемия сбылось его пророчество о скорой гибели Юлиана Отступника.
Юлиан со своим войском вышел из Антиохии для сражения с персами. Около персидского города Ктезифона ему встретился старый перс. Он обещал предать соотечественников и быть проводником войску Юлиана. Старик обманул Отступника и завел его войско в Карманитскую пустыню, в непроходимые места, где не было ни воды, ни пищи. Истомленное голодом и жаждой греко-римское войско Юлиана было вынуждено вступить в бой со свежими силами персов.
Божественное возмездие настигло здесь и самого Отступника. Во время битвы он был смертельно ранен невидимою рукою, незримым оружием. Юлиан тяжело застонал и, умирая, произнес: «Ты победил, Галилеянин!». После гибели императора-отступника мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.