Предыдущая часть прогулки по Большой Ордынке
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
(Евангелие от Луки: 10, 38-42)
Содержание
- Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова.
- Марфо-Мариинская обитель.
- Покровский собор.
- Территория Марфо-Мариинской обители.
- Марфо-Мариинская обитель: неповторимый образец
- Марфо-Мариинская обитель
- Марфо-Мариинская обитель: святое место в центре мегаполиса
- От внучки королевы до княгини российской
- Милосердие
- Смерть и вечная жизнь
- Красное прошлое и белое будущее обители
- Ильинское — имение принцессы милосердия
- Женщина, которую любили
- Все хотят жить, как цари
- Очаг семейства
- Подарок
- Лето с Великой княгиней Елизаветой Федоровной
- О храме
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова.
Вот мы и подошли к Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, зданию 34. Основала ее великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, жена великого князя Сергея Александровича Романова, в 1909г. Она же и стала первой настоятельницей.
Княгиня Елизавета Федоровна Романова с мужем великим князем Сергеем Александровичем Романовым.
Елизавета Федоровна родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы. Герцогиня Алиса привлекала детей к делам милосердия, учила состраданию ближнему. По субботам с детьми она посещала больницы и приюты.
Княгиня Елизавета Федоровна Романова.
В 1884г. Елизавета Федоровна выходит замуж за Сергея Александровича Романова. После переезда в Россию она принимает православие, хотя это было не обязательно для супруги великого князя.
Скульптура великой княгини Елизаветы Федоровны. В.М.Клыков.
4 февраля 1905г. ее муж был убит от бомбы эсера И.Каляева. На месте его гибели был поставлен памятник в виде распятия, который в 1918г. столкнул Владимир Ленин.
Марфо-Мариинская обитель.
Марфо-Мариинская обитель.
Овдовев, Елизавета Федоровна решает посвятить свою жизнь Богу через служение людям. Она раздала большую часть своего имущества на благотворительные нужды, себе оставила только определенную сумму, чтобы купить на Большой Ордынке усадьбу, на месте которой и создала Марфо-Мариинскую обитель.
Сестры обители только на период служения приносили обеты целомудрия, послушания и нестяжания, но в любой момент могли уйти из обители и выйти замуж.
Нарциссы на территории Марфо-Мариинской обители.
На территории обители была больница, в которой безвозмездно лечили и выдавали лекарства, воскресная школа, бесплатная столовая, библиотека, курсы сестер милосердия.
Великая княгиня планировала создать отделения обители по всей России, организовать детские приюты и многое другое. Но этому не суждено было сбыться. В апреле 1918г. Елизавету Федоровну арестовали и сбросили в шахту у г. Алапаевска.
Сегодня обитель живет по уставу, установленному Елизаветой Федоровной. При обители располагаются медицинский колледже Свято-Димитриевского училища, где обучают сестер, гимназия, приют для сирот, благотворительная столовая и мемориальный музей св. Елизаветы Федоровны (в ее личных покоях).
Покровский собор.
На свои средства Елизаветой Федоровной была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в 1912г.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Она построена по проекту архитектора А.В.Щусева в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
На фасаде Покровской церкви каменный барельеф с видом Иерусалима, созданный в память о посещении Святой Земли княгиней.
Барельеф с видом Иерусалима на фасаде Покровского храма. Распятие на фасаде Покровского храма.
Под Покровским собором находится усыпальница Елизаветы Федоровны, где она завещала себя похоронить.
Покровский собор.
Расписывать собор Елизавета Федоровна пригласила Михаила Нестерова, Павла Корина и скульптора Сергея Коненкова. Здесь Нестеров создал свои полотна: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», изображение Бога Саваофа под куполом и лик Спасителя над жертвенником.
Икона «Спас Нерукотворный» над входом в Покровский собор.
При входе в храм бросается в глаза роспись художника «Путь ко Христу», изображающая русский народ, идущий ко Спасителю. «Затея была такова: среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, с полями и далекими лесами, так, к вечеру, после дождя, движется толпа навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее, — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу», — вспоминал Нестеров.
Роспись в Покровском соборе В.М.Нестерова «Путь ко Христу».
Роспись «Христос у Марфы и Марии» находится в левой части храма:
Триптих «Утро Воскресения»:
Храм во имя свв. праведных жен Марфы и Марии спроектированная архитектором Л.В.Стеженским. Расположение его было таковым, что больные из своих палат могли видеть и слышать богослужения. Церковь выходит фасадом на улицу.
Храм Марфы и Марии.
Территория Марфо-Мариинской обители.
Прогуляемся по территории обители:
Территория Марфо-Мариинской обители в Москве.Парк рядом с Покровским храмом.
Детская площадка возле обители, огороженная забором:
Детская площадка у Марфо-Мариинской обители.
Выход из обители, привратная часовня:
Выход из Марфо-Мариинской обители.
Официальный сайт Марфо-Мариинской обители www.mmom.ru
Адрес: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 34
Продолжение прогулки по Большой Ордынке
Марфо-Мариинская обитель: неповторимый образец
Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия в Москве старше ста лет. Благотворительное учреждение создано Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.
Однако большую часть этого срока обитель не действовала: закрытая большевиками в 20-х годах, она возродилась лишь в начале 90-х. Сейчас сестры и руководство Обители хотели бы реконструировать не только архитектуру, но и социальную деятельность «как при Великой Матушке», насколько это возможно в современных условиях.
Марфо-Мариинская обитель
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Марфо-Мариинскую обитель Елизавета Федоровна основала через 2 года после гибели от рук террористов-эсеров мужа, генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича Романова, сменив траур на белое одеяние сестры милосердия. На устройство Обители и другие дела милосердия пошла треть от всех средств Великой Княгини. Другая треть была передана в казну, третья — отдана ближайшим родственникам.
Немецкая школа
Рассказывает кандидат исторических наук, автор книги «Очерки по истории общин сестер милосердия» священник Андрей Постернак:
— В Марфо-Мариинской обители прмц. Елисавета хотела совместить социальное служение и монашеский строгий устав. Для этого ей понадобилось создать новый вид женского церковного служения, нечто среднее между монастырем и сестричеством. Мирские сестричества, которых в России тогда было множество, не нравились Елизавете Федоровне своим светским духом: сестры милосердия часто бывали на балах, вели слишком светский образ жизни, а монашество она понимала исключительно как созерцательное, молитвенное делание, полное отречение от мира (соответственно и от работы в больницах, госпиталях и т.д.). Воспитанная в протестантской традиции, Елизавета Федоровна, знала, что существовавший в древности институт диаконис можно восстановить и укрепить за ним статус социального служения — в Германии как раз в то время была возрождена община диаконис лютеранским пастором Флиднером и к началу XX века его общин в одной только Германии было уже более 80.
Но эта идея не была воспринята русским церковным обществом того времени. Тем более, что древние диаконисы имели в целом другие задачи. Они помогали в храме — при совершении таинства крещения над женщинами, следили за порядком на женской половине. Елизавета Федоровна попыталась приложить старое название к новому виду церковного служения, но Синод отложил принятие решения, а на Соборе 1917-1918 годов чин диаконис восстановлен не был.
Не женский вопрос
Елизавета Федоровна и сама выступала за введения чина с оговорками. Изучив вопрос, она узнала, что в древней Церкви диаконисы были двух категорий: диаконисы по одеянию, принесшие обеты и получившие благословение епископа, и рукоположенные диаконисы (рукоположение обычно происходило по достижении ими 60-летнего возраста и вводило женщин в состав клира). «Я прошу только о первом (разряде), — писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. — По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость».
Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными (на один год, на три, на шесть и только затем на всю жизнь), так что, хотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Сестры могли покинуть обитель и выйти замуж, но по желанию могли быть и пострижены в мантию, минуя иночество. Для монахинь из числа сестер обители планировалось устроить скит, где они могли бы вести уединенный, молитвенный образ жизни. В таком уставе Елизавете Федоровне удалось соединить два вида служения Христу: деятельное служение Марфы и созерцательное — Марии. В этом была уникальность обители.
Сестры
В сестры принимались только физически здоровые девицы и вдовы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет (социальное служение требовало больших физических усилий). В момент открытия в обители было шесть насельниц. Но в апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер милосердия, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Форму для сестер разработал художник Михаил Нестеров.
Сестры делились на крестовых — уже посвященных, они носили на груди крест наподобие иерейского, испытуемых и учениц (девочек из приюта, желавших стать сестрами). Так было и в других сестричествах в России того времени.
Главным делом сестер было посещение бедняков «на местах». Все без исключения сестры, вместе с настоятельницей, регулярно обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. В годы расцвета (1914-1917) в Обители трудились более 150 сестер милосердия.
Была ли сама Елизавета Федоровна пострижена в монашество, вопрос открытый. «Она прославлена в лике святых как преподобномученица по существующей сейчас практике канонизировать в чине преподобных всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, состоялся ли монашеский постриг — поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» иг. Дамаскин (Орловский). «По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей сделать это — неизвестно. В любом случае, если постриг и был, то был он тайный», — добавляет о. Андрей Постернак.
300 обедов по 5 копеек
Первоначально обители принадлежали четыре здания: сестринский корпус с трапезной; больница с амбулаторией (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений); дом настоятельницы и дом священника. В доме священника находились также общественная библиотека (1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы), комнаты, где учились и жили дети из приюта. Там же была воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Позже, когда сестер стало много, был выстроен трехэтажный дом-общежитие. Кроме зданий внутри обители, со временем были выкуплены и несколько зданий снаружи. В одном из них находилась столовая для бедных (в 1913 году в ней ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), общежитие («дешевые квартиры») для работающих в городе малообеспеченных женщин, ютившихся до того в «коечно-каморочных» сырых квартирах на окраине города.
Первый пациент
Первую операцию в обительской больнице для бедных женщин и детей сделали самой Елизавете Федоровне — у нее была доброкачественная опухоль, которую успешно удалили хирурги. Больница пользовалась успехом. Хирургическое отделение считалось лучшим в Москве, в него привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах. Для их лечения приглашали лучших специалистов — 34 врача работали бесплатно. Но увеличивать количество коек (их было всего 20) Елизавета Федоровна запретила, так как обслуживание большей больницы отвлекало бы сестер от возможности посещать бедняков на дому, что было их главным делом. Больницы в городе были и без того, а социальных работников не было.
И в амбулатории, и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В 1910 году по 3932 рецептам было выдано лекарств на общую сумму 852 рубля, люди же с достатком могли покупать лекарства за деньги. В том же году в больнице лечились 68 человек (из них 15 детей). Из них лишь одна пациентка умерла (от крупозного воспаления легких), остальные же поправились.
Исцеление духовника
«В Марфо-Мариинской обители был реализован идеал cимфонии властей — считает игумен Дамаскин (Орловский). — В духовных вопросах все решал духовник обители прот. Митрофан Сребрянский, а все административные решения принимала, советуясь с ним, Елизавета Федоровна». До того, как стать духовником обители, о. Митрофан настоятельствовал в г. Орле в храме 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Елизавета Федоровна, с полком был на передовой в Русско-Японскую войну. В 1908 году, когда Великая княгиня трудилась над проектом создания Марфо-Мариинской обители, он прислал, наряду с рядом других священников, свои советы и соображения по этому поводу. Именно они вошли в основу устроения обители и Великая княгиня пригласила отца Митрофана на место духовника и настоятеля храма.
Тот взял время на размышление, но когда окончательно решил отказать, у него внезапно отнялась правая рука. О. Митрофан воспринял это как знамение воли Божией и пообещал Богу принять предложение Великой княгини, после чего исцелился.
В 1918 году, когда угроза ареста стала очевидна, прмц. Елисавета передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи. Тем же летом о. Митрофан предоставлял доклад о диаконисах на рассмотрение вопроса на Поместном соборе. Вскоре он принял постриг с именем Сергий и служил в обители до 1923 года, когда и для него началась череда арестов и ссылок. Скончался отец Сергий в 1948 году, прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских (память 23 марта /5 апреля).
После мученической кончины основательницы в 1918 году, Марфо-Мариинская обитель просуществовала почти 8 лет. В 1926 году многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения обители заняли различные учреждения, но еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. В 1928 году Покровский собор был закрыт большевиками.
Милость и миссия
— Кроме собственно дел милосердия Елизавета Федоровна и духовник обители о. Митрофан Сребрянский рассматривали в качестве конечной цели создания обители внутреннюю миссию среди самых обездоленных горожан, — рассказывает профессор Андрей Ефимов, заведующий кафедрой истории миссий в ПСТГУ. — «Мы несем страждущим не только материальную помощь, но и свет Христов» — говорила Елизавета Федоровна. Еженедельно о. Митрофан проводил с сестрами беседы о вере, о Священном писании, чтобы они были готовы к разговору об этом, выходя за стены обители.
Роль личности в истории
Сейчас в обители 16 сестер. В основном они занимаются организацией быта: работают в храме, в книжной лавке и в лавке благочестивой женской одежды, готовят в трапезной и руководят ремонтными работами. Возрожден приют для девочек — сейчас здесь живут и воспитываются 13 сирот (приют располагается в бывшем домике настоятеля). Одна из старших сестер ходит в городские больницы с миссионерскими беседами, заведует кормлением бездомных в обители. В одном из московских психоневрологических интернатов сестер попросили позаниматься с пациентами — научить их писать и читать.
Сегодня обитель больше напоминает отличный музей, а сестры пока являются его хранительницами.
— Есть огромное желание восстановить ту деятельность, какая была в обители при прмц. Елисавете, — вздыхает нынешняя начальница Обители Наталья Молибога. — Но сейчас другое время, другие условия, не все, что могла позволить себе она, можем позволить себе мы.
Храмы и музей
При Елизавете Федоровне в обители были построены два храма. Первый храм, больничный во имя святых жен Марфы и Марии, освящен 9 сентября 1909 года. В 1912 году был освящен Покровский собор, построенный архитектором А. Щусевым. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила художника Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина (последний был женат на ее бывшей воспитаннице), и известного скульптора Сергея Коненкова. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». В этой усыпальнице завещала себя похоронить Елисавета Федоровна, что не было исполнено в связи с обстоятельствами революционного времени: ее мощи, обретенные белогвардейцами, были вывезены через Шанхай в Святую Землю и захоронены в основанном Елизаветой Федоровной и ее супругом Вел. князем Сергеем Александровичем храме св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании.
Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году. Однако ключи от Покровского храма были возвращены Церкви Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года.
В 2008 году была завершена реконструкция архитектурного комплекса обители: храмов, общежития сестер милосердия, воскресной школы с квартирой священника, ограды, сторожки и часовни, домика садовника, павильона в парке, гаража и хозяйственного навеса. Особенного внимания стоят восстановленные покои Великой княгини Елизаветы Федоровны, где теперь располагается музей обители и где можно увидеть личные вещи, рисунки и письма прмц. Елисаветы, а также уникальные фотографии начала XX века. (В музей можно попасть в любой воскресный день после Литургии или в будни по предварительной записи по телефону: (495) 951-04-70).
По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей это сделать – неизвестно. «Она прославлена как преподобная по существующей сейчас практике канонизировать в этом чине всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, был ли монашеский постриг», — поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» игумен Дамаскин Орловский
Больницу на 20 коек Великая Княгиня запрещала расширять, так как обслуживание большей больницы отвлекало бы сестер от их главного дела – посещения бедняков на дому. Больницы в городе были, а социальных работников не хватало
Икона свв. Марфы и Марии, вышитая Елизаветой Федоровной
В стенах обители, 2009 год. а) «Новый» сестриский корпус – последний из построенных при Елизавете Федоровне. На нижнем этаже были рукодельные. b) В нижнем этаже этого корпуса помещались аптека и амбулатория, а на верхнем были комнаты для сестер. Сейчас оба корпуса снова обживаются сестрами, на первом этаже корпуса (а) – трапезная. с) Здесь была больница, а сейчас это административный корпус. d) Покои Елизаветы Федоровны. Теперь тут музей. Из четырех построенных первыми зданий на этом фото нет только дома священника, где теперь располагается приют. На фото: сестра милосердия и подопечный бездомный
Гостиная и молельная комната Настоятельницы в точности воссозданы по архивным фотографиям. Молельная комната прпмц. Елисаветы — одна из восстановленных в полном соответствии с прежним видом. Под потолком славянской вязью написаны выбранные Великой Княгиней цитаты из Священного Писания.
В музее стоит личный рояль Елизаветы Федоровны, который никогда не покидал стен обители. В советское время, когда в покоях Елизаветы Федоровны был устроен детский сад — на этом рояле играли на детских утренниках, затем он стоял в спортзале в одной из больших комнат и только теперь снова установлен в покоях настоятельницы. На крышке рояля есть подпись владелицы. «Тогда было принято подписывать свои вещи, — рассказывает Анна, экскурсовод музея, — великие князья понимали, что вещь с их подписью будет интересна потомкам. Елизавета Федоровна подписывала и Евангелия, которые дарила в благословение».
Елизавета Федоровна собирает пожертвования в Кремле для фронта и раненых. «Московский Кремль никогда больше, ни раньше, ни позже не был местом такой активной социальной деятельности, которую организовала в 1905 году Елизавета Федоровна, — рассказывает Анна экскурсовод музея в обители, — Она собирала пожертвования населения, организовала благотворительный пошив одежды для военных. Имена всех кто ей помогал или что-то приносил записывали в специальные книги и в благодарность публиковали списки в газетах. Есть такие трогательные записи: «Мальчик Коля — 5 копеек» или история про другого бедного мальчика, который принес солдатикам живую курочку, чтобы она им каждый день несла яйца».
В обители были два храма: больничный во имя свв. Марфы и Марии и Покровский собор, построенный архитектором А. Щусевым (на фото). Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила художника Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина (последний был женат на ее бывшей воспитаннице) и известного скульптора Сергея Коненкова. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу. С 1929 года в обители размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина. В 1944–1945 годах храм заняли новые хозяева — Государственные центральные художественные мастерские при Комитете по делам искусства, занимающиеся реставрацией древнерусской живописи. Возможно, это и спасло храм от полного разрушения.
Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году. В 2008 году была завершена реконструкция архитектурного комплекса. Особого внимания заслуживают покои прпмц. Елисавты, где теперь расположен музей. Сюда можно попасть в любой воскресный день после Литургии или в будни по предварительной записи по телефону (495) 951-04-70
Марфо-Мариинская обитель: святое место в центре мегаполиса
Вход в это святое место на Большой Ордынке найти достаточно непросто — на территорию монастыря ведёт крохотная калитка, которая может быть даже прикрыта, но не затворена. Внутри же расположено нетипичное для Москвы «приземлённое» здание собора и аккуратная территория с другими постройками монастыря.
С виду можно отнести собор к старинным памятникам православной архитектуры, но на самом деле все строения относятся к началу XX века и были воздвигнуты незадолго до грянувшей в 1917 году революции. Роспись же собора и вовсе считается последним примером церковной росписи, созданной до прихода к власти большевиков.
Никаких архитектурных изысков в стенах монастыря найти не удастся. Скорее это место ценно своей святостью и, конечно, историей, которая, несмотря на свой недолгий век, может оказаться богаче, чем у других многовековых храмов, соборов и монастырей.
Марфо-Мариинская обитель, вход с улицы Б. Ордынка. Фото: Public Domain
От внучки королевы до княгини российской
А основан монастырь был великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году после смерти её супруга великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, от руки террориста-анархиста.
В Российскую Империю Елизавета Фёдоровна переехала в 1884 году, обвенчавшись с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III. Родилась же она в немецком городе Дармштадте в 1864 году и получила имя Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории.
Кстати, именно на свадьбе Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича познакомились будущий император Николай II и его супруга, сестра Елизаветы Фёдоровны Алиса, ставшая впоследствии Александрой Фёдоровной. Отчество сёстры получили не от отца, а от Феодоровской иконы Божьей Матери, покровительницы царской семьи — такое отчество было принято давать всем иностранным супругам представителей рода Романовых.
В скором времени Елизавета Фёдоровна практически в совершенстве овладела русским языком, на котором говорила почти без акцента. А в 1888 году, после своего с супругом визита в Палестину, Елизавета Фёдоровна, исповедовавшая до этого протестантизм, решила принять православие, даже несмотря на категорический отказ её отца давать на это благославение.
По возвращении в Россию, в 1881 году супруг Елизаветы Фёдоровны стал московским генерал-губернатором, а сама она занялась активной общественной деятельностью, организовывая многие благотворительные акции и общества, которые помогали женщинам, матерям и их детям. Во время русско-японской войны Елизавета Фёдоровна отправляла на фронт поезда с провизией, медикаментами и докторами, а также организовала в кремле госпиталь, в котором раненые получали медицинскую помощь.
Милосердие
В 1905 году её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, метнувшим в него ручную бомбу. Несмотря на то, что Елизавета Фёдоровна тяжело переживала утрату, она не только посетила убийцу в тюрьме и передала ему Евангелие, но и написала прошение о помиловании императору России, которое, впрочем, не было удовлетворено.
Чуть позже она вернула в российскую казну все драгоценности, которые принадлежала роду Романовых, распродала остальные вместе с петербургским особняком на Фонтанке и на эти деньги в Замоскворечье выкупила территорию с небольшим особняком, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия.
Несмотря на нынешний статус, это не был монастырь. Сёстры обители, хоть и жили по монастырским правилам, в любой момент могли отказаться от своего статуса, вернуться к мирской жизни и завести семьи. Пока же они находились в обители, они трудились под покровительством Елизаветы Фёдоровны, оказывая медицинские услуги населению и солдатам. На территории располагалась поликлиника и аптека, в которой иногда даже бесплатно можно было получить необходимые медикаменты. Обитель также давала приют беспризорникам и детям бедных матерей, которые не могли их воспитывать, кормила нищих и занималась просветительской деятельностью.
Государь Николай II с дочерьми осматривает Обитель. Май 1912 г. Фото: pastvu.com
Смерть и вечная жизнь
В 1917 году грянула революция. На удивление, пришедшие к власти большевики несколько лет не посягали на обитель, которая продолжала заниматься своим благим делом. Настоятельнице и основательнице же её повезло куда меньше. Она, имевшая отношение к роду Романовых, была арестована и сослана в Пермь вместе с двумя своими ближайшими сёстрами из обители. Позже она была перевезена в городок Алапаевск, где в мае 1918 года её вместе с остальными представителями рода Романовых сбросили в 70-метровую шахту.
Многие умерли сразу, но она с одной из сестёр, а также князем Ионаном Константиновичем, упали на уступ, располагавшийся на глубине 15 метров. Они остались живы и умерли позже от ран и обезвоживания. Доставшие их останки белогвардейцы обнаружили руки Елизаветы Фёдоровны сложенными для молитвы, а раны князя — перевязанными подручными материалами. Свидетели утверждали, что из шахты на протяжении нескольких дней доносились молитвенные песнопения, которые даже довели двух красноармейцев до помешательства.
Отступая, белогвардейцы взяли останки умерших с собой, после чего в 1920 году они оказались в Пекине, где располагалась Русская духовная миссия. Дальше останки перевезли в Шанхай, откуда пароходом доставили в Иерусалим, где Елизавета Фёдоровна завещала похоронить её.
Позже она была канонизирована Русской православной церковью, а её статуя появилась даже в Вестминстерском аббатстве в ряду мучеников XX века рядом с изображениями таких людей, как Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро, Максимилиан Кольбе и другие.
Николай II и императрица Александра Фёдоровна посещают Великую княгиню Елизавету Фёдоровну в Марфо-Мариинской обители. Фото: Public Domain
Красное прошлое и белое будущее обители
Какое-то время Марфо-Мариинская обитель оставалась без внимания «красной» власти, которая строила новое государство. Сёстры по наказу своей пленённой и убиенной настоятельницы продолжали трудиться, помогая больным и обездоленным.
Только в 1926 году обитель была закрыта, а на её месте появилась поликлиника, в которой работали всё те же сёстры под руководством княжны Голицыной.
Но так продолжалось недолго. Вскоре княжна также была арестована, а сёстры либо сосланы в Туркестан, либо — в Тверскую область, где и создали своё огородное хозяйство. Территория обители сначала служила конотеатром, но позже всё же была переоборудована под дом санитарного просвещения. На её территории также располагалась амбулатория профессора Рейна.
Памятник великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой в Марфо-Мариинской обители. Фото: Commons.wikimedia.org/ CC BY-SA 3.0/Иерей Максим Массалитин
Само здание, его роспись, статуи и архитектурные элементы чудом уцелели. После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские — Художественно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. В таком виде обитель и встретила перестройку.
Ещё в 1990 году на территории обители был установлен памятник мученице Елисавете, а в 1992 году обитель была возвращена Русской православной церкви, однако реставрационные мастерские освободили главное здание храма лишь в 2006 году — до этого времени им просто некуда было съезжать.
В данный момент в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Также на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, и детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми.
В 2014 году было принято решение преобразовать обитель в монастырь. Однако всем его послушницам был сохранён особый уклад жизни, как и ранее, позволяющий отказаться от клятвы и вернуться к мирской жизни.
Пасхальная служба в Марфо-Мариинской обители. Фото: www.russianlook.com
Ильинское — имение принцессы милосердия
Правительственная трасса, по которой сейчас мчатся автомобили с голубыми мигалками (Ильинское шоссе), с самого начала была Царской дорогой. Задолго до В.В. Путина по ней ездили русские цари в свое имение Ильинское. В 1884 году сюда приехала немецкая принцесса Елизавета, которой в России суждено было стать сестрой милосердия и мученицей за Христа.
Правительственная трасса, по которой сейчас мчатся автомобили с голубыми мигалками (Ильинское шоссе), с самого начала была Царской дорогой. Задолго до В.В. Путина по этой дороге ездили русские цари в свое имение Ильинское. Однажды дядя императора Николая II, великий князь Сергей Александрович, привез по этой дороге в имение свою молодую жену, принцессу Елизавету Гессенскую, которой в России суждено было стать сестрой милосердия и мученицей за Христа. Как жила принцесса в своем имении?
В Ильинском. Великая княгиня Елизавета — начинающий фотограф
Женщина, которую любили
Юную Елизавету Сергей Александрович привез из Санкт-Петербурга в Ильинское сразу после венчания в 1884 году. Мы привыкли видеть великую княгиню Елизавету Федоровну строгой матушкой-игуменьей. Но тогда молодая хозяйка имения, прежде всего, была женщиной, которую любили. «Их чувства никогда не выносились на люди, — рассказывает рассказывает экскурсовод по имению Ильинское-Усово Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества Людмила Ильина. — Но они были абсолютно единодушны в одном: если хочешь сохранить любовь в своем сердце, никогда ее не растрачивай на показ.
Нежность в письмах чувствуется между строк. Сергей Александрович пишет в день десятилетия брака «Господи, благослови! За что такая милость!»».
В том счастливом 1884 году Великая русская княгиня Елизавета еще не знала, что останки своего убитого мужа она будет своими руками собирать в московской пыли после взрыва, устроенного террористами, а вскоре новая, страшная, власть кинет ее погибать заживо в угольную шахту в далекой Сибири. Ничего этого еще не было, но уже было ясно, новая хозяйка – женщина необыкновенная.
«Поймите, Елизавета была не принцессой-тихоней из маленького городка Дармштадт. Она была внучкой английской королевы Виктории, которая на тот момент времени владеет половиной земного шара!», — Людмила ведет меня по современному поселку Ильинское, где, как в разбросанных пазлах на полу детской комнаты, проступают то тут, то там, чудом уцелевшие кусочки истории.
Все хотят жить, как цари
У Красногорского района в Подмосковье есть герб. На нем изображены великокняжеская корона и горностаевые мантии — символы императорской власти. «В этих местах жить хотят все, потому что все хотят жить как цари», — Людмила, сгибаясь в три погибели, проходит с чердака на колокольню старинного Ильинского храма через маленькую дверцу. Наверху ветер и холод первого осеннего мороза.
Храм всегда был частью большой усадьбы, включающей несколько сел. Сохранившиеся здания усадьбы сегодня закрыты для посещений. То, что сохранилось с царских времен, можно увидеть только с высокой колокольни. Но и это немногое скрывают осенние желтые крапинки в темных кленовых стволах.
«Вот туда спуск к реке. Там стояли павильоны и дворец. Он в 1929 году сгорел. А тут были конюшни», — показывает Людмила. Сейчас от прежней усадьбы сохранились парк, некоторые павильоны, в которых когда-то собирались гости и родственники Романовых, а также здания школы, родильного приюта и лазарета, построенные стараниями представителей царской семьи в разные годы.
Дорогу из Москвы, на которой стоит храм, провела еще императрица Мария Александровна, жена Александра II, когда стала первой царственной хозяйкой Ильинского. Император подарил имение своей жене, и она, как говорит Людмила, как «настоящая немочка» взялась за хозяйство: обновила ограду, построила школу для детей, павильон «Сервизный домик», в котором поместила свое приданное, но кардинально ничего не перестраивала.
Храм пророка Божия Илии остался таким же, каким его построил первый хозяин имения в 1736 году, боярин Василий Иванович Стрешнев.
В 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы. Его канцелярия располагается в Ильинском, и имение начинает жить государственной жизнью.
Местная жительница Тамара Ивановна сегодня помогает в храме и еще помнит тех людей, которые помнили Елизавету Федоровну. «Они, конечно, нам что-то о тех временах рассказывали. Но разве мы тогда слушали кого? — сокрушается она.
В 1940-е годы в Ильинском были размещены дачи партийного руководства. «Наши родители все работали при Сталине, — вспоминает Тамара Ивановна. — В храм ходила моя сестра. Я родилась в 1936 году. Когда меня решили крестить, мама передала меня сестре на руки через окно первого этажа бывшего здания конюшни, где мы жили. Сестра отнесла меня в Ильинский храм».
Тамара Ивановна помнит, как самые высокопоставленные лица Советского государства жили, или приезжали отдыхать в бывшее имение Романовых.
В 1937 году храм закрыли и сделали там хранилище для картошки. «Все было разделено перегородками, — говорит Тамара Ивановна. — Я помню, что наш отсек располагался в приделе Илии-пророка».
В Ильинском имении жили в разные годы Ленин, Троцкий, советская номенклатура крупного масштаба. Сейчас живет мер Москвы Сергей Собянин.
В 1960-х годах здесь поваром работал Спиридон Иванович Путин, дедушка нашего президента. «Они были отличные люди, очень хорошие», — вспоминает добрым словом Тамара Ивановна Спиридона Ивановича и его жену.
Очаг семейства
Храм Илии пророка и сейчас выглядит так же, каким его увидела императрица Мария Александровна, когда стала первой царственной хозяйкой этих мест. А именно эти места были подлинным семейным очагом царской семьи, здесь происходили сокровенные, приватные события в жизни многих Романовых. Иногда радостные, иногда печальные.
В усадебном храме отслужили благодарственный молебен родители цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, когда получили известие из Копенгагена о том, что, наконец предстоит его помолвка с принцессой Марией-Дагмар.
В 1904 году в имении случилась трагедия. В родах умерла жена Великого князя Павла Александровича, брата Сергея Александровича, — Александра.
Кроткую Сашу все очень любили. Даже крестьяне плакали. Гроб с телом Великой княгини Александры Георгиевны любящие ее крестьяне провожали шестнадцать верст до железнодорожной станции, откуда ее прах отправился в Санкт-Петербург для захоронения в Петропавловской крепости.
Безутешный Павел совсем забыл про ребенка, младенца Дмитрия. Сергий и Елизавета сами по очереди сидели с малышом, обкладывали его маленькое тельце ватой и бутылками с горячей водой. Дмитрий выжил, и они с сестрой Марией остались при Сергее Александровиче и Елизавете Федоровне как их дети.
«Тема детей особенно болезненно переживалась в семье Великого князя Сергея. «Не было бы большего для меня счастья на земле, если бы я смог бы стать отцом, но почему-то Господу было угодно лишить меня этого», — пишет Сергей Александрович в своих дневниках», — рассказывает Людмила.
Павел и Мария должны были стать наследниками Ильинского, так как Елизавета Федоровна по закону не могла наследовать имущество мужа. Ей принадлежали только дорогие подарки мужа, она их продала и на все вырученные деньги построила Марфо-Мариинскую обитель в Москве.
Подарок
Вместе с Ильинским император Александр II для своей жены купил еще одно имение, Усово, на другом берегу реки. После смерти императрицы Марии Александровны, унаследовавший имение Сергей Александрович в 1892 году, в великой тайне от жены, стал строить в Усово новый дом.
Для Елизаветы дом должен был стать подарком. Ее на стройплощадку не пускали, готовили сюрприз. Дом получился в английском стиле, с лифтом, отоплением и всеми удобствами. До сих пор сохранились оранжереи.
Получилось красиво: из дворца одного имения можно было смотреть через реку на дворец другого имения, а чтобы придти в гости, надо было спуститься к реке по заливным лугам и переправиться на лодках и плотах.
В 40-х годах прошлого века в Усово жил Сталин.
Сегодня здесь — резиденция президента РФ В.В. Путина.
«Есть протокольная съемка встречи митрополита Русской Зарубежной Церкви Лавра с Владимиром Владимировичем Путиным, еще до объединения церквей, в 2003 году, в Нью-Йорке, — рассказывает Людмила. — Когда митрополит Лавр вручает президенту икону святой великомученицы Елизаветы Федоровны и начинает ему объяснять, что это за святая, Путин скромно замечает «да, да, я знаю, я сейчас в их доме живу».
Ныне существующий храм во имя Илии Пророка построен в 1736 г. при боярине Василии Ивановиче Стрешневе.
В 1818 г., при владельце графе Остермане-Толстом к Ильинской церкви пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и во имя апостола Иоанна Богослова. В 1828 г. была построена колокольня.
Храм возвращен верующим в 1991 году и восстановлен. Главный алтарь посвящен пророку Божию Илии, современные приделы освящены во имя апостола Иоанна Богослова и преподобномученицы, Великой княгини Елисаветы
Настоятель храма Ильи Пророка, протоиерей Александр Попов
Ход на колокольню Ильинского храма
Тамара Ивановна родилась в Родильном приюте, построенном Сергеем Александровичем и Елизаветой Федоровной. Последние 15 лет Тамара Ивановна служила алтарницей в храме пророка Илии, в котором ее крестили, помогала единственному священнику. Сейчас по здоровью отпросилась на отдых. Она помнит дедушку Путина и тех, кто помнил Елизавету Федоровну
Tамара Ивановна идет после службы домой мимо Родильного приюта, в котором она родилась в 1936 году. До 90-х годов XX века на здании родильного приюта чудесным образом сохранялась табличка о том, что он построен великокняжеской четой. После внезапной смерти жены брата Сергея Александровича, великого князя Павла — Александры, умершей при родах, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна решили, что в имении должен быть родильный дом. «Поначалу Елизавете Федоровне приходилось привлекать крестьянок подарками, например, отрезами ситца, или дровами. Им страшно было приходить рожать в какой-то специальный дом. Но со временем дело пошло. Елизавета Федоровна часто становилась восприемницей от купели новорожденных крестьянских детей. Елизавета Федоровна основала в имении и ясли, где крестьянские дети могли находиться в то время, когда их матери работают в поле. До строительства роддома в Красногорске в 50-х годах XX века, все жители деревень бывшей усадьбы Ильинское рождались в родильном доме, построенном великокняжеской четой
Cлева — Александра Георгиевна, жена брата Сергея Александровича, Павла, перед рождением сына Дмитрия. Ее смерть в родах произвела тяжелое впечатление на Павла. Он уезжает заграницу, а его новорожденный сын остается на попечении Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Портреты Александры Георгиевны украшали стены Родильного приюта, построенного великокняжеской четой после ее смерти. Справа на фото — великая княгиня Елизавета Федоровна
Здание школы, которую построила в Ильинском императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II. Такое же здание школы построили в имении и Елизавета Федоровна с Сергеем Александровичем, но оно не сохранилось. Сейчас в школе живут бывшие ее учителя, ждут расселения
Знаменитый номенклатурный ресторан «Русская изба» на самом деле Сервизный домик императрицы Марии Александровны. В этом домике Мария Александровна принимала митрополита Филарета Дроздова
От стен ресторана так и веет настоящим «застоем» восьмидесятых
В 80-е годы XX столетия в этот ресторан привозили туристов Олимпиады
Виктор, местный житель и один из управляющих «Русской избы». «Я могу вам все рассказать: кто построил этот дом, когда построил, что в нем было», — в качестве дипломной работы Виктор разрабатывал маркетинговый план продвижения родной усадьбы Ильинское, изучил все досконально
Домик фермы, которая была устроена еще бывшим владельцем усадьбы, графом Остерманом-Толстым. Ферма была показательная. Сергей Александрович занимался хозяйством с немецким усердием. Все должно было быть идеально. Дохода усадьба не приносила, но ее продукция постоянно участвовала в международных выставках. Когда после гибели мужа Елизавета Федоровна устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель, овощи и фрукты с фермы отправлялись на монастырский стол.
Сорта клубники, которые выращивали на ферме Ильинского, местные жители растаскивали на усы до 60-х годов XX века. Они прекрасно помнили, чьими руками она выращена. Это здание — оставшийся кусочек целого ансамбля фермы
Это неприметное здание, обшитое сайдингом — лазарет, в котором за раненными солдатами ухаживала Елизавета Федоровна во время Русско-японской войны, еще до постройки Марфо-Мариинской обители в Москве
После гибели мужа, когда началась Русско-японская война (1904-1905 гг), Елизавета Федоровна построила в имении лазарет для раненных. Она позаботилась о том, чтобы здание лазарета было построено и оборудовано по передовым технологиям того времени. В советские годы здесь была библиотека
Вид на дворец в Ильинском со стороны реки
Спуск к реке со стороны Ильинского сейчас перерезан высоким зеленым забором. На Усово со стороны Ильинского зорко смотрит охрана президента РФ, чтобы никакой враг не смог с другого берега реки сделать что-нибудь нехорошее, спрятавшись за мачтовыми стволами Ильинских сосен, которые помнят и другие времена
Лето с Великой княгиней Елизаветой Федоровной
Говоря о летнем времяпрепровождении великой княгини, мы должны учитывать некоторые особенности того времени. Сезон остается прежним, его человеческое восприятие тоже. Времени подвластны лишь внешние изменения, да разнообразие, когда верховая езда сменяется автомобилями, а купание в реке – домашним бассейном. Все остальное остается прежним. Аристократия покидала свои городские резиденции до самой осени, кто-то предавался деревенской жизни, а кто-то отправлялся путешествовать или навещать заграничных родственников. Семья великой княгини Елизаветы Федоровны переезжала в свое загородное имение «Ильинское», прихватив с собой слуг и друзей.
Когда великие князья проезжали по деревням, принадлежащим им, дома были разукрашены флагами и подносились хлеб-соль. Племянница Мария Павловна, рассказывает, что переезд в Ильинское походил на переселение целой деревни, если судить по количеству прислуги и свиты.
Добирались либо экипажами, либо по железной дороге от станций Одинцово (существует с 1870 года, Белорусское направление) и Химки (с 1851 года по Ленинградскому направлению). Я сама живу в Химках, и маршрут великой княгини знаю не по книгам. До Ильинского действительно недалеко, я была там несколько раз, то беседуя с местным настоятелем Ильинского храма (который мне сообщил, что Елизавету Федоровну здесь мало кто почитает), то помогая в развитии местному Елизаветинскому музею (громко сказано, поскольку из экспонатов там только пиджак Сергея Александровича и коробка из-под дамской шляпы). А территория бывшего имения закрыта для посетителей. Сейчас там исследователям делать нечего, и мне остается лишь проводить «лето с великой княгиней» на основании архивных материалов и фотографий.
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Теперь туда ходят не экипажи, а маршрутки до остановки «Ильинское», мимо усадьбы Сумароковых-Эльстон (больше известных как Юсуповы) – Архангельское, которое, в отличие от Ильинского, сейчас восстановлено и превращено в пользующийся спросом музей.
К вопросу о храме и его настоятеле – надо отдать ему должное, ведь храм долго не хотели отдавать. Его, тогда еще молодого священника, целый год гоняли из кабинета в кабинет за мифическими согласованиями и разрешениями. Пока он не попал к одной даме (имя он мне не назвал), занимавшей пост в Министерстве культуры. Благодаря ее содействию, храм вернули в лоно РПЦ всего за две недели. Возможно совпадение, но произошло это во время очередных выборов.
Как бы то ни было, храм вернули, и, войдя внутрь, молодой священник почувствовал, как его энтузиазм угасает. От прежней церкви остались голые стены, в прямом смысле слова. До 1991 года здание пользовал Ильинский пансионат, и оно выполняло функции склада. От прежнего убранства не осталось даже фресок на стенах, которые были сбиты и вместе с иконостасами и утварью увезены неизвестно куда. Полностью отсутствовало электричество, и, несмотря на то, что здесь был склад, нигде не обнаружилось даже гвоздя.
Лично у меня впечатления от современного вида села Ильинское удручающие. Нет там ни ухоженности, ни природной красоты, ни душевности. Чуть дальше от него села Петрово-Дальнее и Усово, куда великие князья наведывались то в гости к Голицыным, то в собственные усовские владения. И все.
Засидевшаяся у ворот бывшего имения «Ильинское» охрана пошутила, предложив мне рассмотреть территорию с противоположной стороны – реки. Я знаю, что именно этот вид описывали и Степанов, и Шнейдер, и многие другие: «Село и усадьба раскинулись на крутом, левом берегу реки, которая здесь, при повороте, образует дугу». Однако увидеть это сейчас не представляется возможным, кроме как на фотографиях – «Ильинский парк тянется более версты вдоль крутого берега и, сквозь густую, роскошную его листву, выступает в центре, над самой рекой, длинной полоской, дворец».
Зато на эту самую реку ходила купаться Елизавета Федоровна практически каждый день: «Каждый день я купаюсь в реке – вода такая чистая, теплая, одно удовольствие». И про других домочадцев она рассказывает: «Мы часто ходим купаться – освежающее удовольствие – погода жаркая, хотя недавно были сильные грозы с ливнями». Или: «Ксения пытается плавать со спасательным поясом, я со вчерашнего дня тоже, а сегодня я немножко пыталась плавать без поддержки пояса. Мы выходим за купальню, но далеко не заходим – из-за камней». Позднее, эту привычку переняли племянники Елизаветы Федоровны: «Освободившись, мы обычно устремлялись под тень деревьев или к воде, где играли, а когда стали постарше, то часто ходили в это время купаться». Мария Павловна вспоминала, что на берегу реки, в зарослях, была небольшая кабинка «с замшелыми и скользкими ступенями, уходящими в воду». «Мы по очереди раздевались там и спускались к реке, которая не была ни чистой, ни глубокой. Справа от кабины было подобие пляжа с мелким песком, здесь обычно располагалось на солнце деревенское стадо. Отсюда доносилось мычание коров, блеяние овец и крики деревенских ребятишек, пришедших купаться. И все это создавало особую атмосферу лета в Ильинском».
Часто великая княгиня с супругом и друзьями каталась на лодках по реке, и это доставляло всем массу удовольствия. Одно из таких катаний описывает Екатерина Адольфовна Шнейдер: «Утром собрались у пристани и поехали кататься в лодках. На пристани случилось маленькое несчастие. Мар<ия> Алек<сандровна (княгиня Васильчикова Мария Александровна была достаточно плотной женщиной – прим. А.) хотела попробовать сесть в байдарку, но лишь только она вошла в нее, как байдарка покачнулась и она наполовину осталась в воде едва успела схватиться за пристань,… она сидела на пристани, а ноги над водою. Такой был хохот, когда ее вытаскивали».
Помимо катания по реке, великокняжеское семейство выезжало верхом или в экипаже. За каждым членом семьи были прикреплены определенные лошади или, в случае племянников, — пони и мулы. Судя по фотографиям, которые есть в архивах, парк в имении был большим, и ровные дорожки отличались достаточной шириной, и по ним могли с легкостью проехать два всадника.
Днем Елизавета Федоровна часто проводила время в саду возле дома, где в поисках прохлады, «устраивалась в тени крытой террасы». Там она рисовала или вышивала с фрейлинами под чтение вслух. Если, конечно, не присоединялась к супругу в поисках грибов: «Мы ежедневно делаем чудесные походы за грибами, несколько раз набирали больше 300». Шнейдер замечала в своих записях: «Прогулки за грибами бывают каждый день, но всегда в какой-нибудь другой лес».
Так, великая княжна Мария Александровна «рассказывала очень комично, как она никак не может отличить поганки от хороших грибов, и у нее всегда в корзине оказываются эти поганки».
Живые картины — игры в Ильинском
Все обитатели Ильинского вспоминали об этих грибных походах, и можно смело назвать грибы одним из главных развлечений обитателей имения. Великий князь всегда испытывал истинную радость, о чем писал в дневниках и письмах: «Грибов было пропасть, и весь сад наполнен белыми». Правда, не только великие князья были увлечены грибной охотой — парк приходилось охранять от селян. Племянники вспоминали, что, несмотря на строгий запрет, они «часто видели в зарослях цветастые косынки женщин», крестьянок, которые убегали при их приближении. Продолжалось это грибное удовольствие до самой осени.
Помимо сбора грибов, обитатели Ильинского проводили время, играя в бильярд, бадминтон, жмурки — как маленькие дети. Сергей Александрович шутил: «Все паслись в саду или играли в теннис».
Очень часто навещали соседей, шли пешком к Юсуповым, где «напившись чаю» возвращались обратно в имение. Великий князь писал: «Благодаря чудной погоде мы ежедневно совершали прогулки со всем обществом и обыкновенно ездили пить чай к разным соседям». Елизавета Федоровна, только приехав в Россию, об этих посещениях рассказывала: «Со своими соседями мы видимся очень часто; все они такие приятные люди, что я сразу же почувствовала себя с ними как дома». Ключевое «как дома».
Прогулки в гости к соседям привели к созданию крепкой компании, настроенной весело проводить время. То, что время проводилось действительно весело, свидетельствует упоминание о гостевой книге, куда записывались смешные случаи из жизни в Ильинском, а также «про выпивки, про пикники, и много всякой чепухи!».
А вот солнечный загар в то время не приветствовался, и белизна кожи считалась отличительным признаком аристократии. Поскольку готовых средств по уходу за кожей тогда еще не было, да и вопрос считался щепетильным, Елизавета Федоровна сама готовила отбеливающий лосьон для лица, оберегая кожу от чрезмерного воздействия солнца. Лосьон состоял из огуречного сока и сметаны, — это и сегодня самое действенное средство в косметологии. Оберегаясь от воздействия солнечных лучей, великая княгиня неизменно появлялась на свежем воздухе в шляпке и с зонтиком.
Вообще, как женщины того времени переносили жару – сегодня не понять. Достаточно представить их в белых летних платьях, затянутых в корсеты, слои юбок и ботильоны. Судя по фотографиям, сделанным в имении Ильинское, великая княгиня не носила турнюр и предпочитала ниспадающую юбку. Однако воротник и длинные рукава присутствовали неизменно, и, похоже, что единственное место, где позволялись декольте и обнаженные руки – была бальная зала во время сезона (это уже жизнь городская, а значит зимняя). С корсетами разобраться сложнее, поскольку на летних фотографиях талия великой княгини не затянута, однако если верить очевидцам, корсет обязательно присутствовал в вечернем туалете. Следует ли из этого, что летним днем женщинам позволялось не утягиваться во избежание теплового удара, и что корсет надевался только на приемы? Это косвенно подтверждает и то, что нигде не говориться о возне со шнуровкой корсета во время подготовки и после купания. Если эта наша версия подтверждается, то в таком случае Елизавета Федоровна наслаждалась в имении не только отсутствием дворцового протокола, и там ей дышалось свободней в буквальном смысле этого слова.
Московский климат неизменен даже спустя столетие, о чем я вижу подтверждение в переписке Елизаветы Федоровны. Грозы сменяются жарой, и описание будней в Ильинском начинаются и заканчиваются неизменной сводкой погоды.
Случались и хорошо знакомые москвичам ежегодные летние ураганы, о чем пишет в своих дневниках великий князь Сергей Александрович, пока они были с Елизаветой Федоровной в Ильинском: «Вчера над частью Москвы и губернии пронесся циклон – масса убытков, много убитых и раненых – одна деревня в 67 домов вся снесена!!» Радует, что нынешние циклоны либо стали слабее, либо мы более защищены от их ударов.
А вот про дым ни слова не встречала. Возможно, в то время эта проблема решалась лучше, чем сегодня.
Когда стояла сухая погода, и дороги позволяли проехать большим экипажам, великокняжеское семейство и ее окружение ездили кататься: «Летом такие поездки предпринимались часто».
Однако что оставалось неизменным, в любую погоду, так это прогулки пешком. Порой длились они по несколько часов. В жару, хозяева и гости имения одевались в белые и ситцевые платья, и уходили на луг или лес, где устраивали чаепития.
Баронесса Буксгевден писала в своей книге: «Великий князь Сергей Александрович и его жена жили простой сельской жизнью, вместе со своими слугами и немногими избранными друзьями, которые – по принятой в России традиции – подолгу гостили у них в имении. Все это необычайно нравилось великой княгине». Действительно нравилось, если судить по настроению Елизаветы Федоровны, описывающей летние дни в имении.
Как давно мы сами, в наш 21 век, живя в тех же местах и имея все возможности повторить повседневные занятия столетней давности, катались на лодках и ходили за грибами? Или, может, устраивали пикники в лесу и игры в жмурки? Любовь к лету и к Ильинскому во многом основывалась на хорошей компании и веселых занятиях. И это во многом благодаря характеру самой великой княгини, лето с которой становилось по-детски активным и радостным.
Санатория Елизаветы Феодоровны в Новороссийске
Дневниковая запись Шнейдер Е.А. в Ильинском. 1887. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1115. Оп. 1, Д. 7, Л. 1-4 об.
М. Степанов. Село Ильинское. Исторический очерк. М.: Синодальная Типография. 1900. РГБ. С. 10.
Там же. С. 11.
«Когда в жаркий июльский день я прикрываю глаза, мне кажется, что я снова слышу их». Воспоминания великой княгини Марии Павловны. Education of a Princess, a memoir by Marie, Grand Duchess of Russia. (New York. Viking Press. 1931). М., 2004. С. 26.
Дневниковая запись Шнейдер Е.А. в Ильинском. 1887. Ф. 1115. Оп. 1, Д. 7, Л. 1-4 об.
См.: Воспоминания великой княгини Марии Павловны… С. 26.
Дневниковая запись Шнейдер Е.А. в Ильинском. 1887. ГАРФ. Ф. 1115. Оп. 1, Д. 7, Л. 1-4 об.
Великая княжна Мария Александровна, сестра вел.кн. Сергея Александровича, герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская.
Воспоминания Джунковского. ГАРФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 41. Л. 39-46.
Дневники вел.кн. Сергея Александровича. ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Д. 32. Л. 81-84.
См.: Воспоминания великой княгини Марии Павловны… С. 27.
См.: Воспоминания В.Ф. Джунковского… Л. 39-46.
«Мы сочинили одеться «русскими мужичками» — большое общество – и в таком виде танцевать у наших соседей – я думаю, будет очень забавно». Письмо вел.кн. Сергея Александровича цесар. Николаю Александровичу от 22 сентября 1887. Ильинское. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1340. Л. 1-2 об. Русс.яз. В тот же день Елизавета Федоровна писала имп. Марии Федоровне: «В среду мы едем к Сумароковым-Эльстон; все дамы и кавалеры нарядятся в крестьянскую одежду – очень простую, но ярких тонов». Письмо имп. Марии Федоровне от 14 июля 1884. Ильинское. Англ.яз. // Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.51. В итоге, такие постановки вошли в жизнь Ильинского и близлежащих имений: «Последние дни мы очень приятно проводим время в театральных постановках». Письмо имп. Марии Федоровне от 24 сентября 1884. Ильинское. // Там же.: С.54-55.
М. Степанов. Отрывок из воспоминаний об Ильинском. ГАРФ. Ф. 1115. Оп. 1. Д. 7. Л. 5 – 7 об.
См.: Воспоминания великой княгини Марии Павловны… С. 20.
См.: Воспоминания великой княгини Марии Павловны… С. 20.
Воспоминания великой княгини Марии Павловны… С. 19. И еще: «Но даже близкие друзья побаивались его, и мы с Дмитрием тоже». Там же. С. 27.
«Сегодня мы ездили по окрестностям и ходили пешком 2 часа». Письмо имп. Александра III имп. Марии Федоровне от 16 августа 1888. Ильинское. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. Переписка. 1884-1894 годы. М., 2005. С. 103-104.
См. письма вел.кн. Елизаветы Федоровны и имп. Александра III – к имп. Марии Федоровне.
Баронесса София Буксгевден. Венценосная мученица. М. 2006. С. 51.
О храме
В настоящее время на пересечении 15-й Парковой улицы и Сиреневого бульвара г. Москвы действует временный небольшой храм (на 50 человек) в честь святого апостола Иоанна Богослова. Ведется подготовка к строительству храмового комплекса с главным храмом в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны.
1 ноября 2015 года, в День рождения небесной покровительницы прихода, на месте строительства нового храма состоялся первый молебен.
24 ноября 2015 года началось возведение временного храма в честь апостола Иоанна Богослова.
27 апреля 2016 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, совершил чин малого освящения «временной» церкви в честь святого апостола Иоанна Богослова.
В мае 2019 года был разработан эскизный проект храма прмц. Елисаветы в Восточном Измайлове, архитектор Александра Борисовна Пушина.
Проектное решение отсылает нас одновременно и к византийским, и к новгородским прототипам. Так, купол и весь архитектурный декор взят из византийской традиции, а конструктив и рисунок кровель, учитывающие северный климат со снежными зимами, взяты из новгородской школы храмового зодчества.
Проект предполагает строительство колокольни, превышающей по высоте здание храма, как это принято в традиционном храмостроительстве. Новый храм рассчитан на 400 человек.
Эскизный проект храмового комплекса в честь прмц. Елисаветы
Просмотры (1136)