Содержание
- Черниговское подворье — сокровище старой Москвы
- vladimirdar
- Церковь Михаила и Фёдора Черниговских (Москва)
- 1578: Царь, митрополит и народ встречают мощи Черниговских чудотворцев
- 1625: Действует деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев
- 1675: Купчиха Малютина по завещанию мужа строит пятиглавый храм Черниговских чудотворцев
- 1740: К храму Черниговских чудотворцев был пристроен придел св. вмц. Екатерины
- 1917: Закрытие храма
- 1924: В здании храма Черниговских мучеников молитвенный дом баптистов
- 1934: Храм Черниговских мучеников превратили в склад
- 1970-е: Реставрация храмов перед Олимпиадой
- 1991: Возвращение храма верующим
- 1993: Освящение храма
- 2010: Начало реставрации
- 2017: Митрополит Волоколамский Иларион проводит Божественную литургию
- 2018: Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма
- Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
- Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора
- Святой князь, показавший хану Батыю силу русской веры
- Михаил Черниговский и боярин Феодор
Черниговское подворье — сокровище старой Москвы
В этом году исполняется 600 лет Черниговскому подворью на Пятницкой улице. К своему юбилею комплекс подворья, включающий памятники архитектуры XIV–XV веков, пережил очередную реставрацию.
Москва времен монголо-татарского ига
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Мало кто знает, что одна из самых старых улиц Москвы ― Пятницкая ― изначально называлась Ленивкой. Тогда Замоскворечье ― «Заречье» ― было небогатым ремесленным посадом на окраине Москвы и располагалось на торговой дороге, окружённой дремучими лесами. Поэтому деревянную церковь, которая здесь находилась в те времена, называли «церковью под Бором». Она впервые упоминается в летописях в 1415 году как Ивановский (в честь святого Иоанна Предтечи) монастырь, к иноку которого обратился «беспокойный отец» великого князя Василия II Тёмного во время его мучительного появления на свет. А знаменитая церковь Параскевы Пятницы, в честь которой улица Ленивка была переименована в Пятницкую, появится только в 1564 году ― почти через 150 лет!
Именно храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, воздвигнутый на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви в 1514 году, стал первым каменным храмом в Заречье. Здесь, у стен обновлённой церкви, в 1578 году народ во главе с царём Иоанном Грозным торжественно встречал перенесённые из Чернигова мощи князя Михаила и его верного боярина Фёдора, мученически погибших в Орде в 1245 году.
Трапезная
Место встречи мощей было выбрано неслучайно. Улица Ордынка, находящаяся рядом с Пятницкой, получила своё название потому, что по ней шла дорога в Золотую Орду. С этого направления в Москву прибывали татарские купцы, здесь же жили русско-татарские толмачи (переводчики) ― отсюда названия ближайших Толмачёвских переулков. Именно по Ордынке мощи святых прибыли в Москву после падения татарского ига. В память об этой встрече рядом с храмом Иоанна Предтечи был построен еще один ― деревянный ― храм во имя Черниговских чудотворцев.
В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент этой древней церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного ― по тем временам это считалось очень щедрым жестом.
Переулок, образовавшийся между двумя храмами, назвали Черниговским. У него удивительная форма ― при общей длине всего 200 метров он имеет два поворота под прямым углом.
Храмовый комплекс окончательно сформировался только к 1781 году и вместе с Россией пережил все исторические события: Иго, Смутное время, Петровские реформы и все войны.
Черниговское подворье сегодня
В 1917 году храмы Черниговского переулка были закрыты. В 30-е годы с них сбросили колокола, помещения использовались как склады. По рассказам очевидцев, подворье было настолько осквернено, что в алтарях устроили туалеты. Лишь в 1977 году в преддверии московской Олимпиады оба храма с колокольней частично отреставрировали, на них вновь появились купола и кресты. В 1991 году храм Черниговских мучеников был возвращен Церкви. С 2009 года в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи велись реставрационные работы, которые завершились к 1 ноября нынешнего года.
― От старого здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете, а в интерьерах мы обнаружили росписи XVII и XIX веков, ― рассказывает «ТД» реставратор Александр Чорба. ― Нам было очень важно сохранить то немногое, что осталось от первоначальных материалов, поэтому мы законсервировали их для будущих поколений. Снаружи сохранившихся фрагментов не видно ― мы «спрятали» их под несколькими слоями штукатурки, поверх которых сделали новые росписи. Наши потомки смогут аккуратно снять слой за слоем так, чтобы не повредить их и увидеть в максимально сохраненном виде.
Александр напоминает, что консервация и реставрация ― не одно и то же: консервация направлена на сохранение руин, а реставрация ― на восстановление подлинных древних частей.
― Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи нам пришлось полностью расписывать заново, ― говорит иконописец Михаил. ― У нас большой штат художников, многие из них иностранцы. Чтобы работа была слаженной, а роспись единообразной, перед началом работы составляется проект, в котором определяется стиль и основные цвета. Дальше мы уже выбираем себе фрагменты и расписываем их по-отдельности.
Современному иконописцу не приходится поститься и молиться перед началом работы, как это было принято на Руси в древности, утверждает Михаил. А стенные росписи теперь очень редко делают по сырой штукатурке, affresco: это слишком длительный и сложный процесс. Краски используют силикатные, акриловые. Натуральные ― только частично.
― Всё это объясняется экономическими и временными ресурсами, ― объясняет Александр Чорба. ― Только на роспись этого храма у нас ушло около года, над ней работали более тридцати иконописцев. Но это не значит, что подход у современных мастеров поверхностный: да, канонически от них не требуется поста и молитвы перед началом работы, однако все они ― верующие и воцерковлённые люди, многие берут благословение у духовника, прежде чем приступить к росписи.
Черниговский переулок интересен не только древними церквями ― в нём также сохранились дома, построенные несколько столетий назад. В некоторых из них размещается высшее учебное заведение Русской Православной Церкви ― Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. А, например, дом № 19/13, где сейчас находится Фонд славянской письменности и культуры, ― бывшая усадьба XVII-XIX веков, палаты которой возводились ещё в XVII веке. Кажется, всё в этом переулке передаёт атмосферу старой Москвы.
Фото автора
vladimirdar
Всего 24 фото
Сегодня был просто фантастический солнечный день. Бросил дела и отправился медитировать (снимать) в Замоскворечье. Рассказывать ничего особенного не буду. Это просто Весна в Москве и Всё!!!)
Мы на станции метро Третьяковская.
Усадьба Долгова — Жемочкина на Большой Ордынке. Территория усадьбы сформировалась в конце XVIII века при купце А. И. Долгове, на дочери которого был женат архитектор Василий Баженов. Его имя пытались связать с постройкой главного дома, однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества Баженова. Трёхэтажный дом в стиле раннего классицизма был поставлен в глубине двора на сводчатом подклете палат рубежа XVII-XVIII веков. Дом получил свой нынешний ампирный облик в 1817-1822 годах, при восстановлении после пожара 1812 года.
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Церковь Михаила и Фёдора Черниговских. Храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Фёдора — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии. Расположен в Черниговском переулке (дом 3). Церковь относится к архитектурному стилю русское узорочье и является объектом культурного наследия федерального значения.
Черниговский переулок — переулок в районе Замоскворечье города Москвы. Проходит от Пятницкой улицы до Большой Ордынки. Один из «кривоколенных» переулков Москвы, делает два поворота под прямым углом на пути немногим более 200 метров. Нумерация домов начинается от Пятницкой улицы.
Пятницкий странноприимный дом c колокольней храма Иоанна Предтечи, 1758. Дом при церкви (1895) и мраморный иконостас храма (1896) сооружены архитектором Ф.О. Шехтелем.
Церковь Михаила и Фёдора Черниговских и Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском переулке
Храм Священномученика Климента в Климентовском переулке.
Мы на Озерковской набережной. Водоотводной канал.
Высотка на Котельнической набережной
Садовническая набережная. Это «Отель на Павелецкой».
Утки уже праздную весну!)
Храм Спаса Преображения на Болвановке
Особняк А.А. Бахрушина (1895-1896, архитектор К.К. Гиппиус; 1937-1938, надстройка и пристройка — архитектор И.Е. Бондаренко), сейчас -Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Дом на Пятницкой улице в стиле модерн с сине-зелёным майоликовым фронтоном (1912-1914, архитектор С.А. Сурков).
Церковь Михаила и Фёдора Черниговских (Москва)
1578: Царь, митрополит и народ встречают мощи Черниговских чудотворцев
Русские князья веками ездили на поклон в Орду, путь в которую начинался по дороге, ставшей улицей Замоскворечья — Большой Ордынкой. Не все возвращались живыми.
Убитых в стане Батыя в Золотой Орде князя Черниговского Михаила Всеволодовича и боярина Федора за отказ пройти языческий обряд, в 1246 году церковь причислила к лику святых. Мощи Князя Михаила и боярина Феодора в 1246 г. были погребены во Владимире, а затем были перенесены в Чернигов.
Еще в 1577 году для мощей святых был воздвигнут храм в Московском кремле, находившийся над Тайницкими воротами и наименованный впоследствии собором Черниговских святых. Сам государь писал обращенную к святым «зазывную грамоту», призывая их в Царствующий град Москву, «яко живых».
14 февраля 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем Иваном Грозным и митрополитом Московским Антонием торжественно встречали святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора, перенесенные из отбитого у поляков Чернигова.
25 августа 1770 года, по упразднении Черниговского собора, мощи перенесли в Сретенский собор, что на сенях, а 21 ноября 1774 г. — в Архангельский собор, где тщанием императрицы Екатерины II была устроена серебряная рака, похищенная французами в 1812 году.
Мощи святых в бронзовой раке покоятся и поныне в Архангельском соборе Московского кремля.
1625: Действует деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев
В память о встрече мощей Черниговских святых царем был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 г. Храм был приписан к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.
1675: Купчиха Малютина по завещанию мужа строит пятиглавый храм Черниговских чудотворцев
В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного ― по тем временам это считалось очень щедрым жестом.
В 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на месте деревянного храма во имя Черниговских чудотворцев выстроен каменный пятиглавый однопрестольный храм, который находится там и поныне, причем в его композицию входила не сохранившаяся до наших дней шатровая колокольня.
Главная святыня храма — Троица Ветхозаветная, (около 1675 г.) — находится в Третьяковской галерее, куда поступила в 1934 году. Расчищена в ГТГ А. В. Кириковым в 1954 году.
Троица ветхозаветная, с бытием. Около 1675 года. Школа Оружейной палаты. Доска липовая, с ковчегом, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 133 × 127 см
Основная тема библейского рассказа о трапезе трех ангелов у Авраама и Сарры объединена в единую композицию с «бытийными» сценами, расположенными в глубине пространства, в интерьерах, на площадках и лестницах здания, около дуба Мамврийского и горок. Сюжеты сцен:
- Встреча Авраамом трех ангелов;
- Умовение ног ангелам;
- Приготовление пищи;
- Проводы ангелов;
- Изгнание Лота из города Содома и превращение его жены в соляной столб;
- Приношение Авраамом в жертву своего сына Исаака.
Фигуры ангелов, сидящих за столом на переднем плане, большие, грузные. Авраам и Сарра, подающие ангелам пищу, вдвое меньше. В глубине пространства фигуры изображены совсем маленькими. Живо и совершенно неиконописно написаны люди. Лица исполнены в светотеневой реалистической манере. Одежды оливковых и малиново-красных тонов с широкими золотыми пробелами. Стол и сидения — резные, позолоченные. На столе белая скатерть, золотая посуда, ножи, ложки, хлебцы, ягоды. Перед столом, на земле, среди цветов, на поддоне стоят два золотых кунгана. Горки, на которых растут натуралистически написанные цветы, светло-желтых тонов с красноватыми и зеленоватыми притенениями. Здания окрашены несколько пестро — в зеленые, розовые и желтые оттенки. На могучем дубе с толстым стволом и широкой кроной листья украшены золотом, фон — зеленовато-голубой. Поля — желтые. На обороте, под верхней шпонкой, надпись чернилами и две сургучные печати. Надпись: «… церквия Черниговских чудотворцев 1811 г. сентября 26». На печатях — буквы «КИД» под изображением птицы и надпись: «Двукраева… полку. Ивана …нова».
1740: К храму Черниговских чудотворцев был пристроен придел св. вмц. Екатерины
В 1740 г. к храму Черниговских чудотворцев был пристроен придел св. вмц. Екатерины, а крыша с кокошниками превращена в четырехскатную. В 1820-30 гг. храм Черниговских мучеников был приписан к церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, причем Екатерининский придел был упразднен и разобран вместе с верхней частью храмовой колокольни.
1917: Закрытие храма
Соседний Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 г., храм Черниговских чудотворцев – вскоре после него.
1924: В здании храма Черниговских мучеников молитвенный дом баптистов
С 1924 г. в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов.
1934: Храм Черниговских мучеников превратили в склад
Около 1934 г. храм Черниговских мучеников превратили в склад. Так и был он складом вплоть до 1977 г. Главы были разобраны, штукатурка облезла. Не лучше выглядел и храм Иоанна Предтечи. В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории Московских храмов, так описывал его состояние: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района».
1970-е: Реставрация храмов перед Олимпиадой
Во второй половине 1970-х гг., когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы во многих порушенных памятниках архитектуры. Были отреставрированы и оба храма вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. В храме Черниговских мучеников были восстановлены и покрыты изумрудной черепицей главы, раскрыто завершение с кокошниками. Стены обоих храмов были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня — покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 г.
1991: Возвращение храма верующим
В 1991 г. храм Черниговских мучеников был возвращен верующим, а 3 октября 1993 г. состоялось его освящение.
1993: Освящение храма
3 октября 1993 года состоялось освящение храма.
2010: Начало реставрации
После передачи в 2010 году Черниговского подворья Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия началась комплексная реставрация храмов и прилегающих к ним зданий.
2017: Митрополит Волоколамский Иларион проводит Божественную литургию
3 октября 2017 года ректор Общецерковной аспирантуры и настоятель подворья митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме Черниговских мучеников первую за почти сто лет Божественную литургию.
2018: Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма
11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве и возглавил Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили:
- митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД);
Митрополит Волоколамский Иларион
- архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;
- протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;
- протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы;
- иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по учебной работе ОЦАД;
- священник Димитрий Сафонов, секретарь Ученого совета ОЦАД;
- иеромонах Николай (Оно), инспектор ОЦАД;
- иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе;
- протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы;
- учащиеся ОЦАД архимандрит Синесий (Викторатос) (Элладская Православная Церковь) и
- игумен Георгий (Станкович) (Сербская Православная Церковь);
- духовенство г. Москвы.
Патриаршее богослужение посетили:
- ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханов;
- ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская;
- ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков;
- ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский;
- член Высшего совета «Единой России» О.М. Бударгин.
За Литургией молились преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, благотворители возрожденного храма.
Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (руководитель ― заслуженный артист России А.А. Пузаков).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Евтеева, клирика храма святого великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный г. Москвы, в сан иерея.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе.
По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Волоколамский Иларион:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Милостивый Отец! Позвольте приветствовать Вас в этом небоподобном храме во имя святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, построенном на том самом месте, где самодержец Иоанн Грозный встретил мощи честных мучеников, после того как они были привезены в стольный град Москву. Ваше Святейшество, девять лет назад, после Вашего восшествия на Московский Патриарший престол, на первом же заседании Священного Синода после этого события было принято решение о создании в Москве Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Вы возглавили Наблюдательный совет этого учебного заведения, а мне благословили быть ее ректором. С этого момента начались реставрационные работы на Черниговском Патриаршем подворье. И сегодня завершен очередной этап этих работ, ибо второй храм этого подворья в честь святых черниговских мучеников ныне освящен Вашим Святейшеством. Реставрационные работы здесь проходили под Вашим непосредственным наблюдением при участии города Москвы. И те росписи, которые Вы видите сегодня на стенах, это частично восстановленные фрески XIX века. Например, сцена, на которой изображен Христос и припавшая к Нему жена-грешница из Евангелия от Луки, частично сохранилась. Также некоторые эпизоды из евангельских историй. А то, что не сохранилось, восстанавливалось по найденным образцам. И сегодня этот храм предстал в том благолепии, в котором он был изначальном создан и благоукрашен. Ваше Святейшество, по Вашему благословению в стенах Черниговского Патриаршего подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура ― высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, в котором учатся студенты и аспиранты из разных стран. Также Общецерковная аспирантура и докторантура осуществляет взаимодействие со светскими учебными заведениями. Совсем недавно наше учебное заведение получило государственную аккредитацию, что открывает нам новые возможности и для обучения, и для взаимодействия со светскими вузами. На базе Общецерковной аспирантуры по Вашему благословению развиваются различные проекты, в том числе был создан первый в истории России диссертационный совет, решения которого признаются государством. Состоялась первая защита диссертации, решение диссертационного совета по этой диссертации также было признано нашим российским государством. Все, что мы делаем в стенах этого учебного заведения, мы делаем по Вашему благословению для того, чтобы наши студенты могли получать полноценное образование, и для того, чтобы во взаимодействии со светскими высшими учебными заведениями мы могли строить систему теологического образования на всем пространстве нашего Отечества. В этот день я хотел бы поблагодарить тех, кто внес свою значительную лепту в воссоздание этого святого храма, прежде всего, Олега Михайловича Бударгина, который положил много трудов и привлек много средств, чтобы расписать этот храм, построить иконостас, чтобы совершилось сегодняшнее событие. Хотел бы поблагодарить всех, кто принял участие в реставрации этого храма, всех, кто принимает участие в жизни нашего учебного заведения и, прежде всего, Вас, Ваше Святейшество, как епископа города Москвы, как председателя Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры. Позвольте в этот для нас очень важный день преподнести Вам образ святого Александра Невского, который является Вашим небесным покровителем, потому что в его святой обители Вы принимали все степени священства, и пожелать Вам, чтобы молитва этого святого, духовного сродника святого князя Михаила Черниговского всегда сопутствовала Вам на Вашем Первосвятительском пути. Многая лета, Ваше Святейшество!»
Святейший Патриарх Кирилл произнес ответное слово:
«Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова. Действительно, став Патриархом, я принял решение создать Общецерковную аспирантуру, которая могла бы содействовать развитию богословского образования в нашей Церкви, и опыт показал, что так оно и происходит. С радостью могу сказать, что обновление нашего богословского образования сегодня происходит практически во всех духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, где-то с большим успехом, где-то с меньшим; но для того чтобы вы поняли, что развитие духовного образования действительно становится приоритетным для нашей Церкви, отмечу лишь, что за последние годы не было ни одного заседания Высшего Церковного Совета, на котором бы не обсуждались вопросы, связанные с развитием богословского образования. Радуюсь успехам нашей Общецерковной аспирантуры и надеюсь, что она будет в полной мере развивать все то, что Церковь сегодня считает важным, — для того чтобы мир уверовал, для того чтобы языком богословия Церковь научилась говорить с теми, кто, к сожалению, еще не воспринимает голос церковной проповеди, помогая им видеть в отеческом Предании, Священном Писании, святоотеческих творениях ту великую вечную мудрость, опираясь на которую, мы можем актуализировать древнее, но всегда юное Божественное откровение».
Предстоятель Русской Церкви также обратился с Первосвятительским словом ко всем участникам богослужения.
В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
Во внимание к помощи в реставрации храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Святейший Патриарх Кирилл наградил орденом преподобного Сергия Радонежского III степени члена Высшего совета «Единой России» О.М. Бударгина и генерального директора АО «Трест Коксохиммонтаж» С.В. Фуфаева.
Бударгин Олег Михайлович Фуфаев Сергей Валентинович
Во внимание к трудам на ниве духовного образования и в связи с 70-летием со дня рождения профессору кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры В.Н. Катасонову была вручена Патриаршая грамота.
В.Н.Катасонов
Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
Песнь 1
Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.
Припев: Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.
Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.
И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.
Песнь 3
Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.
Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.
И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.
Господи, помилуй (трижды).
Седален, глас 1-й
Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.
Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.
Песнь 4
Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.
Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.
И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.
Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.
И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.
Песнь 6
Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.
Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.
И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.
Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:
Кондак, глас 8-й
Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Икос
Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати. Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси. Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Песнь 7
Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).
Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.
И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Песнь 8
Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.
Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.
И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.
Песнь 9
Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.
Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.
Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.
Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.
И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.
Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора
20.09.1246 (3.10). — Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора
Святой князь, показавший хану Батыю силу русской веры
Святой благоверный князь Михаил Черниговский (1179-20.09.1246), сын Всеволода Ольговича Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. В 1223 г. князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшейся татарской орды. С 1223 г. после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, Михаил стал князем Черниговским. В 1225 г. он был приглашен на княжение новгородцами, где своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение, затем вернулся в Чернигов. С 1235 г. святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.
Именно в его правление произошло нашествие орды. В 1237–1938 гг. татары опустошили Рязань, Москву, Суздаль, Владимір и на следующий год двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские.
Осенью 1240 г. полчища орды подступили к Киеву. Ханские послы предложили Великому князю добровольно покориться, но Михаил не стал вести с ними переговоры. Он срочно выехал в Венгрию, чтобы уговорить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался князь Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и даже германцев. Но безуспешно: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. А германцы сами попытались завоевать западные русские земли, как позже и окрепшие поляки. Всех их вдохновляли на это Римские папы, которых князь Михаил безуспешно пытался побудить к объединению всей христианской Европы против азиатских хищников (в 1245 г. на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный туда князем митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды).
Не получив в Европе поддержки, Великий князь Михаил возвратился в полностью разрушенный Киев, усеянный костями, и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение (ярлык). Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для получения ханского ярлыка. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться могущественным оккупантам, но как православный христианин не мог поступиться своей верой. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова. Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор.
Нужно сказать, что в то время татаро-монголы относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов. Однако в Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар и давно искали случая убить его.
Когда в 1246 г. благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли к хану Батыю, им приказали сначала пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым стихиям: солнцу и огню. Благоверный князь ответил жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд: «Христианин кланяется только Богу, Творцу міра, а не твари».
Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные русские умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Случилось это 20 сентября 1246 г. Тела святых страстотерпцев были брошены палачами на съедение псам, но Господь чудесно охранял тела несколько дней. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Исповеднический подвиг свв. князи Михаила и его боярина Феодора поразил хана и его приближенных. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали больше от русских князей, приезжавших в Орду, такого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был Великий князь Феодор (†1246). Замучены были св. Роман Рязанский (†1270), св. Михаил Тверской (†1318), его сыновья Димитрий (†1325) и Александр (†1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого князя Михаила Черниговского.
14 февраля 1572 г., по желанию Царя Иоанна Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 г. они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 г. – в Архангельский собор Московского Кремля.
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25100303
Михаил Черниговский и боярин Феодор
20 сентября (3 октября по новому стилю) Церковь чтит память святых мучеников и исповедников великаго князя Михаила черниговскаго и болярина его Феодора, убитых в Орде по приказанию хана Батыя 20 сентября 1246 года. Привожу Слово, посвященной мученикам, из сборника XIV-XV вв., по публикации Института русской литературы.
СЛОВО НОВОСВЯТОЮ МУЧЕНИКУ, МИХАИЛА КНЯЗЯ РУССКАГО И ФЕОДОРА ВОЕВОДЫ ПЕРВАГО ВЪ КНЯЖЕНИИ ЕГО. СЛОЖЕНО ВЪКРАТЦѣ НА ПОХВАЛУ СВЯТЫМА ОТЦЕМЬ АНДРЕЕМ
В лѣто 6746 бысть нахожение поганых татаръ на землю христьянскую гнѣвомь Божиимъ за умножение грѣхъ ради. Овии убо затворяхуся въ градѣхъ, Михаилу же бѣжавшю во Угры, инии же бѣжаша в земли дальнии, инии же крыяхуся в пещерахъ и в пропастех земныхъ. А иже въ градѣхъ затворишася, ти исповѣданиемь и со слезами Богу молящеся, тако от поганыхъ немилостивно избьени быша, а инии же крыяхуся в горахъ и в пещерах и в пропастехъ и в лѣсѣхъ, мало от тѣхъ остася. Тѣх же нѣ по колицѣхъ времянѣхъ осадиша въ градѣх, изочтоша я в число и начаша на них дань имати татарове.
Слышавше же се иже бяху ся разбѣгли на чюжи земли, и взвратишася князи и вси людие на свои земли, что ихъ избыло ся. Начаша ихъ звати татарове нужею, глаголаще: «Не подобаеть жити на земли канови и Батыевѣ, не поклонившеся има». Мнози бо ѣхаша и поклонишася канови и Батыеви.
Обычай же имяше канъ и Батый: аще убо приѣдеть кто поклонится ему, не повелѣваше первое привести предъ ся, но приказано бяше волхвомъ вести сквозѣ огнь и поклонитися кусту и идолом. А иже с собою что приношаху дары цесареви, от всего того взимающе волсви, вмѣтахуть первое во огнь, тоже пред цесаря пущахуть самѣхъ и дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозѣ огнь и покланяхуся солнцю и кусту и идолом славы ради свѣта сего и прашаху кождо ихъ власти. Они же безъ взбранения даяхуть имъ, кто которыя власти хотяше, да прелстятся славою свѣта сего.
Блаженому же князю Михаилу пребывающю в Черниговѣ, видя многи прелщающася славою свѣта сего, посла Богъ благодать и даръ Святаго Духа на нь и вложи ему въ сердце ѣхати предъ цесаря и обличити прелесть его, ею же лстить крестьяны. Блаженый же князь Михаилъ разгорѣвся благодатию Божиею, хотя ѣхати къ Батыеви. И, приѣха къ отцю своему духовному, повѣда ему глаголя: «Хощю ѣхати къ Батыеви». И отвѣща ему отець: «Мнози ѣхавше и створиша волю поганаго, прелстишася славою свѣта сего, идоша сквозѣ огнь и поклонишася кусту и идоломъ, и погубиша душа своя. Но ты, Михаиле, оже хочеши ѣхати, не створи тако: ни иди сквозѣ огнь, ни поклонися кусту, ни идолом ихъ, ни брашна, ни пития ихъ не приими во уста своя. Но исповѣжь вѣру христьянскую, яко не достоить христьяном ничему же кланятися твари, но токмо Господу Богу Исусу Христу». Михаилъ же глагола ему: «Молитвою твоею, отче, яко же Богъ дасть, тако и будет. Азъ быхъ того хотѣлъ кровь свою пролияти за Христа и за вѣру крестьяньскую». Тако же и Феодоръ глаголаше. И глагола отець: «Вы будета в нынешнѣмь вѣцѣ новосвятая мученика на утвержение инѣмъ, аще тако створита».
Михаилъ же и Феодоръ обѣщастася ему се створити, и благословистася у отца своего. Тогда отець дасть има причастие на путь и, благослави я, опусти рекъ: «Богъ да утвердить ваю и послеть вама помощь, за него же тщитася пострадати». Тогда Михаилъ ѣха в домъ свой и възя от имѣния своего еже на потребу на путь.
Многи же земли преѣхавшю ему и доѣха Батыя. Повѣдаша Батыеви: «Князь великий русский Михаилъ приехалъ поклонится тобѣ». Цесарь же повелѣ призвати волхвы своя. Волхвом же пришедшимъ пред онь, глагола имъ цесарь: «Еже есть по обычаю вашему створите Михаилу князю, потомь приведѣте его предъ мя». Онѣм же шедшимъ к Михаилови и глаголаша ему: «Батый зоветь тя». Он же, поемъ Феодора, и идяше с нимь. И доидоша мѣста, идеже бѣ накладенъ огнь со обѣ странѣ. Мнози же погании идяху сквозѣ огнь, и покланяхуся солнцю и идоломъ. Волсви же хотѣша Михаила вести и Феодора сквозѣ огнь. Михаилъ же и Феодоръ глаголаста имъ: «Недостоить христьяном ходити сквозѣ огнь, ни покланятися, емуже ся сии кланяють. Тако есть вѣра христьянская, не покланятися твари, но покланятися Отцю и Сыну и Святому Духу». Михаилъ же глагола Феодорови: «Луче намъ есть не покланятися, емуже ся си кланяют».
Они же, оставлеше ю на мѣстѣ, идеже бѣста приведена, идоша и повѣдаша цесареви: «Михаилъ повелѣния твоего, цесарю, не слушаеть: сквозѣ огнь не идеть, а богомь твоимъ не кланяеться, глаголеть — недостоить христьяном ходити сквозѣ огнь, ни покланятися твари, солнцю и идолом, но токмо кланятися створшему вся си, Отцю и Сыну и Святому Духу». Цесарь же възъярився велми и посла единого от велможъ своихъ, именем Елдегу, и глагола ему: «Рци Михаилови: “Почто повелѣние мое преобидѣлъ еси — богомь моимъ не поклонился еси? Но отселе едино от двою избери собѣ: или богомь моимъ поклонишися и живъ будеши и княжение приимеши, аще ли не поклонишися богомь, то злою смертью умреши”».
Елдега же приѣхавъ, рече ему: «Тако глаголеть цесарь: “Почто повеление мое преобидѣл еси — богомь моимъ не поклонился еси? И отселе едино от двою избери собѣ: или богомь моимь поклонишися и живъ будеши и княжение свое все приимеши, аще ли не поклонишися богомь, то злою смертью умреши”». Тогда отвѣща Михаилъ: «Тобѣ, цесарю, кланяюся понеже Богъ поручил ти есть царство свѣта сего. А емуже велиши поклонитися,— не поклонюся». Рече ему Елдега: «Михаиле, вѣдая буди — мертвъ еси!» Михаилъ же отвѣща ему: «Азъ того хощю, еже ми за Христа моего пострадати и за православную вѣру пролияти кровь свою».
Тогда глагола ему внукъ его Борисъ, князь ростовский, с плачемъ многимъ: «Господине отче, поклонися!» Тако же и бояре глаголаху: «Вси за тя приимемъ опитемью со всею властию своею». Тогда глагола имъ Михаилъ: «Не хощю токмо именемь христьянъ зватися, а дѣла поганых творити». Егда же глаголаше к нимъ Михаилъ, Феодоръ глаголаше в собѣ: «Еда како ослабѣеть Михаилъ молениемь сихъ, помянувъ женьскую любовь и дѣтей ласкание, и послушаеть сихъ». Тогда, помянувъ Феодоръ слово отца своего, и рече: «Михаиле, помниши ли слово отца наю, иже учаше насъ от святаго Еуангелиа? Рече Господь: “Иже хощеть душю свою спасти, погубить ю, а иже погубить душу свою мене ради, то спасеть ю”. И паки рече: “Кая полза человеку, аще и всего мира царство прииметь, а душю свою погубить? И что дасть человекъ измѣну на души своей? Иже постыдиться мене и словесъ моихъ в родѣ семь исповѣсть мя пред человеки, исповѣмь и и азъ пред Отцемь моимь, иже есть на небесехъ. Аще ли кто отвержеться мене пред человеки, отвергуся и азъ его пред Отцемь моимь небеснымъ”».
Се же глаголющю Феодору къ Михаилови, они же начаша прилѣжно молити и, глаголюще да послушаеть ихъ. Михаилъ же глаголаше к ним: «Не слушаю васъ, ни души своея погублю». Тогда Михаилъ соима коць свой и верже к нимъ, глаголя: «Приимѣте славу свѣта сего, ея же вы хощете!» Слышав же се Елдега, яко сии не увѣщаша его, тогда ѣха о цесареви и повѣда ему, еже рече Михаилъ.
Бяше же на мѣстѣ томь множство христьянъ и поганыхъ, и слышала, еже отвѣща Михаилъ ко цесареви. Тогда Михаилъ и Феодоръ почаста пѣти собѣ, и по отпѣтии взяста причастие, еже има далъ бѣ отець ею. И се глаголаху предстоящеи: «Михаиле, се убийци ѣдутъ от цесаря убиватъ ваю, поклонитася и жива будета!» Михаилъ же и Феодоръ, яко единеми усты, отвѣщаста: «Не кланяевѣся, а васъ не слушаевѣ славы ради свѣта сего». И почаста пѣти: «Мученици твои, Господи, не отвергошася тобе, и паки страдавше тобе ради, Христе» и прочая.
Тогда убийци приѣхаша, скочиша с конь и, яша Михаила и растягоша за руцѣ, почаша бити руками по сердцю. По семь повергоша его ниць на землю и бияхуть и´ пятами. Сему же надолзѣ бывшю. Нѣкто, бывъ преже христьянъ и послѣди же отвержеся вѣры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отрѣза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего». И глагола имъ Феодоръ: «Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!» Тогда начаша Феодора мучити, яко же и преже Михаила, послѣ же честную его главу урѣзаша.
И тако, благодаряще Бога, пострадаша и предаша святѣи свои души в руцѣ Божии, новосвятая мученика. Святѣи же телеси ею поверженѣ быстѣ псомъ на снѣдь. На многи же дни лежащимъ, Божиею благодатию сблюденѣ быстѣ невреженѣ.
Человеколюбець же Господь милосердый Богъ нашь, прославляя святыя своя угодники, пострадавшая за нь и за православную вѣру, столпъ огненъ от земля до небесе явися над телесема ею, сияющь пресвѣтлыми лучами на утвержение христьяномъ, а на обличение тѣмъ, иже оставиша Бога и покланяются твари, и на устрашение поганым. Святѣи же и честнѣи телеси ею нѣкими христьяны богобоязнивыми схраненѣ быстѣ.
Бысть же убиение ею в лѣто 6753, месяца септября, въ 20 день. Ею же молитвами достойнии будемъ вси обрѣсти милость и отпущение грѣховъ от Господа Исуса Христа в нынешний вѣкъ и в будущий, славяще вкупѣ Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и присно и в веки вѣкомъ. Аминь