Содержание
Совместима ли вера с «планированием семьи»?
Автор Ольга Гуманова Обновлено: 03.03.2011 10:07 Опубликовано: 03.03.2011 07:02
Один из первых вопросов, который задают новообращенные верующие разных конфессий, — это вопрос о контрацепции. Разрешает ли Бог супружеские отношения без цели зачать ребенка? А если нет, то как быть — становиться многодетными, несмотря на любые жизненные обстоятельства, или жить «как брат и сестра», позволив себе любовные утехи лишь несколько раз в жизни?
Фото: AP
Если к аборту и абортивным средствам контрацепции православная церковь относится однозначно — считает их применение детоубийством, то относительно неабортивных средств «планирования семьи» среди православных кипят бурные споры и высказываются порой диаметрально противоположные мнения. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» о средствах, не прерывающих жизнь уже зачатого эмбриона, сказано довольно уклончиво, и данная там формулировка оставляет большое пространство для толкований: «Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».
«Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей», — сказано далее в тексте того же документа, и многие видят в этих словах намек на «ответственное родительство» и даже призыв «не плодить нищету».
: Католикам и православным разрешили презервативы
Именно на этом фрагменте текста одни православные радостно восклицают: «Вот, вы убедились? Церковь разрешает неабортивную контрацепцию!» А другие тут же спешат им возразить: «Да где же разрешает? В документе лишь сказано, что предохранение от беременности не является таким же тяжелым грехом, как аборт, но ведь там не говорится, что это вовсе не грех!»
Фото: AP
Бурные споры на эту тему разгораются потому, что теория здесь категорически не хочет согласовываться с практикой. Взять, к примеру, мнение такого известного отца Церкви, как преподобный Максим Исповедник: «Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим». Из этого ведь никоим образом не получится сделать вывод о допустимости для христиан контрацепции, не правда ли? Или прислушаться к мнению святого Климента Александрийского: «Поскольку люди, несомненно, участники Божественного Примышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без естественного последствия — рожать детей, то эта цель и, значит, брак — беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей. Ведь даже у бессловесных животных есть определенные периоды размножения, и они «воздерживаются» какое-то время. Но когда в законном браке супружеские отношения не служат рождению детей, такая пара ведет себя нагло и самовольно перед тем, чего требует природа. Ведь брак предполагает желание иметь детей, а не беспорядочное разбрасывание семени, что само по себе нелогично и противозаконно. Вся жизнь тех, кто называет себя христианином, должна быть согласована с природой, как установил Сам Творец». Тоже не получается увидеть в этом оправдание презерватива?
В чине исповеди из Требника абортивные и неабортивные средства контрацепции перечисляются в одном греховном ряду: «Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».
Что же остается делать после подобной тяжелой бомбардировки святоотеческими цитатами? Логика позволяет сделать только один вывод — никакая контрацепция для православных супругов не допустима. Но вот как с этим жить практически? Как перестать предохраняться от беременности не абстрактно-идеальной «православной супруге», а вполне конкретной тете Мане, которой после третьего кесарева сечения врачи не разрешают больше беременеть? Или тете Тане, у которой муж считает религию «блажью» и ставит условие: «Еще раз забеременеешь — или аборт, или развод». При этом воздерживаться от исполнения супружеского долга он вовсе не настроен. Или конкретной семье Ивановых, которая живет с тремя детьми в однокомнатной квартире, причем улучшения жилищных условий у них никак не предвидится?
Старец Паисий Святогорец на подобные вопросы отвечал: «Ты меня спрашиваешь о супружеских отношениях женатых священников, а также и мирян. Почему святые отцы не дают совершенно точных определений? Это значит, что существует нечто неопределимое, ибо не могут все люди жить по одному шаблону. Отцы многое предоставляют нашей рассудительности, духовному чутью, возможностям и старанию каждого.
Фото: AP
Чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются от близости лишь в период постов, а в остальное время имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять».
В то же время, по словам старца, «Бог же видит тщание каждого христианина и знает силу, которую Он дал христианину, и спрашивает соответственно».
Не случайно Русская церковь в своей соцконцепции советует своим чадам по столь деликатным вопросам советоваться с опытным духовником, а не с анонимными «экспертами» на интернет-форумах. Кроме того, следует иметь в виду, что «уравнение решаемо» и «миссия выполнима» — ведь умудряются же как-то жить на свете, оставаясь при этом православными, миллионы людей, которые приходят каждое воскресенье в храм со своими детьми и супругами.
Быть может, готовый ответ на вопрос о контрацепции имеется в иудаизме, где, как известно, на все случаи жизни есть предписания и правила? «Интимная жизнь в иудаизме имеет собственную ценность, вне зависимости от заповеди «плодитесь и размножайтесь». Есть отдельная заповедь — доставление мужем интимной радости жене, и это вне зависимости от того, может ли она забеременеть или нет», — рассказал «Правде.Ру» пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер.
По его словам, «в случае беременности, грудного вскармливания, бесплодия муж должен быть в интимных отношениях со своей женой». «Более того, у нас не только не запрещена супружеская жизнь во время периодов беременности и грудного вскармливания, но, наоборот, поощряется», — продолжил Андрей Глоцер.
«Если супруг отказывает другому в интимной жизни — это повод для развода, причем условия развода не в пользу отказывающего (вне зависимости от того, кто отказывает — муж или жена). Воздержание не приветствуется, а попросту запрещено», — отметил он.
В иудаизме, как рассказал Андрей Глоцер, «супружеская интимная жизнь — это огромное благо, святость и чистота, только она должна осуществляться в чистоте. Контрацепция разрешена, но запрещены средства мужской контрацепции (презерватив, прерванный половой акт, также стерилизация). В вопросах контрацепции принято советоваться с компетентным раввином».
«Как осуществлять интимную жизнь — это личный выбор супругов, единственное ограничение — семя должно попасть куда должно, согласно природе, и никуда больше. Не должно быть преграды между телами (простыни, одежда)», — сообщил он.
В исламе отказ от рождения детей из стремления к большему комфорту не приветствуется. Но контрацепция считается допустимой, если у супругов есть веские причины отложить беременность на будущее: например, оба они бедные студенты или жене по состоянию здоровья нужно сделать между родами паузу.
В отличие от христиан, мусульмане считают допустимым аборт на ранних сроках при некоторых обстоятельствах. Женщине, беременной менее сорока дней от законного мужа, сделать аборт порицательно, но не запрещено. Если же плоду более сорока дней, то его убийство уже считается грехом. На более позднем сроке аборт считается допустимым при трех условиях: согласие мужа, согласие жены, разрешение врача.
В одном из хадисов пророка Мухаммеда сказано, что младенец сорок дней пребывает в утробе в виде капли семени, потом еще столько же в виде сгустка крови, «а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». По мнению исламских богословов, с этого срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Основы православной контрацепции
25.10.2016 12558 просмотров Алексей Новиков
— А давай сегодня без презерватива.
— Чо, просто воду из окна выливать?
(вместо эпиграфа)
«А вот надо не ограничивать аборты, а пропагандировать контрацепцию и вообще бесплатно презервативы раздавать, тогда всё будет хорошо и аборты вообще не нужны будут».
Это вполне стандартный «контраргумент», который всплывает в числе первых в дискуссии об абортах.
Давайте в двух словах, что это такое и с чем это едят. И не надо тут хихикать – тема не такая уж и простая.
Часть первая. Медико-санитарная
По принципу действия контрацептивы можно разделить на следующие группы: стопроцентные, естественные, барьерные, химические, внутриматочные, гормональные, хирургические. Эффективность метода контрацепции определяется индексом Перля, то есть количеством женщин из сотни, которые забеременели в течение года, используя тот или иной метод. Допустим, индекс равен трем – значит у трех из сотни не сработало.
Так вот, по порядку.
1. Стопроцентные. 200–250 мл дигидрогена монооксида и спиодин. Можно сочетать. Индекс Перля нулевой, противопоказаний и побочных эффектов почти нет. Для тех, кто не понял: стакан водички на ночь и спатеньки. Есть анекдот в тему: «Вопрос армянскому радио: «Какой контрацептив лучший?» — «Стакан воды» — «А до или после?» — «Вместо»».
2. Естественные. Различные календари циклов, измерения базальной температуры и оценка состояния цервикальной слизи. Для любителей жанра. Индекс Перля от 0,3 до 40, поэтому не зря называется ватиканской рулеткой. Прерванный половой акт не является методом контрацепции вообще.
3. Барьерные. Наиболее известны, понятное дело, мужские презервативы. Есть еще женские презервативы, диафрагмы, шеечные колпачки и контрацептивная губка (!). Часто сочетаются со спермицидными смазками и т.п. Мужские презервативы – единственный метод контрацепции, который снижает вероятность заразиться ЗППП. Снижает не до нуля, это важно помнить. Индекс Перля от 2 до 15. По моему личному убеждению это связано с тем, что 95% населения идиоты и даже с этой вещью справиться не могут.
4. Химические. Гели, мази, пены, тающие свечи, пенящиеся свечи (только не ржите), пенящиеся таблетки, растворимые пленки, губки. Устраивают локальную атаку на Ипре отдельно взятой порции эякулята. Но всех не перевешаешь, поэтому индекс Перля от 3 до 21.
5. Внутриматочные. Спирали. Которые не спирали, а вполне себе такие Т-образные штуковины. Бывают нейтральные, бывают с гормонами. Устанавливаются на 5-7 лет, за что любимы населением; эффективны – индекс Перля равен 0,2. Но повышают вероятность развития внематочной беременности (по некоторым данным – сильно) и вообще считаются не самым безопасным методом. В отличие от вышеперечисленных не препятствуют зачатию, а мешают имплантации, поэтому считаются абортивным средством контрацепции.
6. Гормональные. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) подавляют овуляцию (то есть препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки), кроме того, сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходимой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую оболочку матки, так что оплодотворённая яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблетки, содержащие только прогестин в небольших количествах) другой: они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодотворённой яйцеклетки в матке. Индекс Перля у КОК – 0,1–0,9, у мини-пили 0,3–9,6. Абортивный эффект у вторых единственный, у первых – вероятный.
7. Хирургические. Перевязка маточных труб и вазэктомия у женщин и мужчин соответственно. Фактически необратима. Поэтому у нас разрешена после 35 лет и/или двоих детей, но на соблюдение всем наплевать. Санкций за операцию, сделанную за рубежом, не будет. Супруга ставить в известность не обязательно, согласно закону о врачебной тайне.
Часть вторая. Соборно-религиозная
Вы таки удивитесь об это, но у Русской Православной Церкви есть официальное мнение по поводу контрацепции. И выражено оно в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года. Вот уже 16 лет прошло, а знает о документе процентов 20 православных. А он интересный, между прочим. Так вот:
XII. Проблемы биоэтики
XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Часть третья. Принципиально-неопределенная
А теперь самая интересная часть всего этого марлезонского балета. Несмотря на то, что официальная позиция Церкви по этому вопросу как бы есть, но а) она достаточно размыта; б) кого бы она вообще волновала, в православной среде разговор о контрацепции вызывает или гнев, или обморок. А почему? Потому что нет консенсуса по двум ключевым вопросам: для чего нужен секс в браке и сколько должна женщина рожать детей.
Наши наиболее православные друзья, конечно же, заявляют, что контрацепцией никакой пользоваться нельзя (даже естественной), сексом заниматься надо только ради рождения детей и вообще сексуальные отношения в браке — это такой паллиатив греха. Типа поженились, чтобы хуже не стало. Ну и понятно, воздерживаться надо в однодневные посты, в многодневные посты, во время беременности и кормления грудью. Ну и между делом, чтобы точно. А то выкидыши будут и дети родятся склонными к блуду. Детей, естественно, надо заводить столько, сколько «Бог пошлет». Потому что «раньше рожали по 18 детей и страна процветала». Я даже видел фразу «российскую империю построили беременные женщины». Вопрос «почему?» вызывает у такой публики ступор, слово «презерватив» — обморок, предложение обосновать некое нормативное количество детей богословски – ярость.
Понятно, что это тема отдельного разговора, но просто хочу отметить, что а) со времен Российской империи кое-что изменилось; б) у женщин сто лет назад типа выбор был – рожать или не рожать, ага.
Самое интересное, что последовательное следование такой позиции имеет не только ярко выраженный антимиссионерский эффект, но и все признаки классического танца «гопак на граблях». Ну уже смеются все над миссионерской позой, зачем продолжать-то? Поэтому, в общем-то, Церковь пока инструкцию по пользованию и не написала, а ограничилась общими рекомендациями.
Наши не менее православные, но более близкие к реальности друзья все-таки смотрят на проблему более разносторонним образом и даже пишут по этому поводу толковые книги: например, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» — настоятельно рекомендую. Резюме для тех, кто ленится читать: Церковь не запрещает заниматься сексом. Церковь не регламентирует количество детей. Церковь даже не выпустила православную камасутру со списком рекомендованных практик и поз. Потому что блудить можно и в «миссионерской» позе. Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (из тех же «Основ…»). Поэтому, все-таки устанавливая определенные рамки и рекомендации, учитывает то, что люди живые и разные и роботизировать их в любом случае не получится.
Алсо рид:
Последние новости
– Че-то мне которую ночь КАТАКЛИЗМЫ снятся… Не знаешь, к чему? – спрашиваю я.
– Наверное, к тому, что ты хочешь КОТА… и КЛИЗМУ!
– КОТА???
– То есть КЛИЗМА у тебя вопросов не вызвала? – издевается он, – Кота…ну или третьего ребенка!
Не вопрос спасения
Я хожу в церковь уже 14 лет и за это время не слышала с кафедры ни слова о планировании семьи и контрацепции. Не слышала, чтобы проводились семейные конференции, посвященные этой проблеме, или семейные служения. Изредка попадется какой-то материальчик в женском журнале или книжка с главой на тему. Оно и понятно: вопрос деликатный и, чего уж там, прикладной. Предполагается, что каждая семейная пара решит его самостоятельно в меру своих возможностей, знаний и духовной зрелости. Недавно на бракосочетании слышала пожелание пастора: «…И пусть Господь даст вам столько деток, сколько у вас будет возможности и желания вырастить…» А если я хочу не больше одного, возможности позволяют троих, а фертильный возраст — до 45-50 лет, так что я теоретически каждые полтора года могу рожать по ребенку? Где эгоизм, а где объективные причины? Что говорит Библия? И вообще…быть ли планированию семьи?
Честное христианское…
Есть церкви, где планирование семьи в любой форме считается грубым грехом. Дескать, во-первых, «…плодитесь и размножайтесь»; во-вторых, «…это вмешательство в Божьи планы и нежелание принимать Его волю»; и в-третьих, «…для чего еще, собственно, задумывались интимные отношения?»… Слыхала, что за попытки регулировать рождаемость в таких общинах к семьям применяют церковную дисциплину. И вот, 25-летняя девочка, мама троих деток, беременная четвертым, зеленая от хронического недосыпания, неухоженная, замученная, боится мужа и интимных отношений. Предназначенное для отрады не приносит ничего, кроме страха. Неужели этого желает любящий Бог? Более того, вторые, третьи и последующие дети с маленькой разницей в возрасте восприимчивы к инфекциям и часто болеют. Ребенок с рождением получает материнский иммунитет, а у мамы не было возможности восстановиться после предыдущих родов и кормления. И если раньше детишки просто умирали, сейчас их вылечат «всемогущие» антибиотики.
А теперь совсем начистоту… Сколько в таких семьях детей? Пятеро, семеро…редко больше. Маловато для здоровой супружеской пары, регулярно живущей половой жизнью. Вот у моей прапрабабки – 16 родов – вот это я понимаю: люди не предохранялись. К слову, из 16-ти выжили трое. От репутации отечественной медицины и лохмотьев бы не осталось с такой статистикой детской смертности. Сейчас наверняка они были бы живы. На таблетках, на уколах, на учетах в различного рода диспансерах… А потом у этих не самых здоровых людей родилось бы не самое здоровое потомство.
Вот незадача: мы, христиане, признаем традиционную медицину, обращаемся к врачам и, как правило, следуем их предписаниям. Но почему-то не берем в расчет их рекомендации на эту тему. Когда женщина выходит из роддома на руках с малышом, в выписке, которую ей отдают на руки, черным по белому написано: «Следующую беременность планировать не раньше чем через два года». Откуда эта цифра? Из вредности? Основой для таких рекомендаций послужил целый ряд анатомических, биохимических, гормональных и других исследований. По мнению врачей и специалистов Всемирной организации здравоохранения, именно столько времени должно пройти, чтобы восстановить кровоток, гормональный фон, работу всех органов и сосудистой системы после родов. Женщины, которые не выдерживают этого срока, автоматически оказываются в группе риска. Речь идет о кровотечении во время родов или в послеродовой период, о развитии анемии, тромбофлебита и тромбоза. Из-за короткого перерыва между беременностями матка не успевает нарастить необходимый базальный слой, к которому крепится плацента. В результате формируется плацентарная недостаточность или нарушение кровотока между плацентой и ребенком. Хотите 10 детей? Прекрасно! Но дайте возможность вашему организму передать малышу то, что вы можете.
В детской комнате:
— У меня родился малыш, — наматывая пеленку на куклу, заявляет старшая дочка.
— А я скоро рожу щенка, — парирует младшая, вытаскивая из ящика плюшевую собачку.
Адамы и Евы
» …И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28).
И как только не толкуют это место!.. Ну, например: «Детей должно быть как минимум четверо, иначе не выходит размножение. А размножение – значит умножение: 2, 4, 6 и так далее». Кто-то принял эти стихи лично на свой счет и во всю поднимает статистику рождаемости, а кто-то отнес их к человечеству в целом, которое и без него выполнило это поручение, а значит, можно вырастить в свое удовольствие одного ребеночка и, не отвлекаясь больше на эту тему, строить карьеру и зарабатывать деньги.
— Бог сказал: «…плодитесь и размножайтесь…» — провоцирую я мужа, служителя церкви, на дискуссию.
— Кому он это сказал?
— В смысле, кому? Людям…
— Невнимательно читаешь, — иронизирует он, — Адаму и Еве… А ты тут при чем?
— Дак что же мне — не плодиться?
— Плодись… Но с головой!
— С кем? – не расслышала я.
— С умом. Кроме способности давать жизнь и соответствующих органов, Бог дал тебе способность думать и орган для этого…
Психология физиологии
Дети – не цель, а следствие брака. Об этом говорит Библия: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…» (Быт. 2:18). Бог решил проблему одиночества и привел к Адаму Еву – так родилась первая семья. И согласно божественному установлению, семья – это двое. Он и она. Дети не решают проблемы одиночества (хотя некоторые родители пытаются преодолеть отчуждение с их помощью). От одиночества избавляют близкие отношения с любимым человеком. Помню, одна сестра поздравила нас с рождением дочки: «Вот теперь у вас настоящая семья. А без детей – это не семья, это брак…»
С той же самой целью – решить проблему одиночества – задумывал Бог интимные отношения. Подарить двоим ощущение единства, родства. Это не просто физиологическая потребность, как рассуждал на кушетке дедушка Фрейд. Хотя бы потому, что она в корне отличается от других. Ну скажите, разве утоленный голод, или жажда, или (прощу прощения!) справленная нужда приносят такое умиротворение, спокойствие и радость, какие дают часы, проведенные с любимым человеком? И если все дело в физиологии, почему изменение градуса отношений прямым образом влияет на качество близости между супругами? И даже неверующие люди, у которых было несколько сексуальных партнеров, говорят о том, что с одними секс восхитителен, а с другими – нет… В чем тут дело? Ведь физиология у всех одинаковая, а значит, одинаковыми должны быть и ощущения. Но они разные… Потому что потребность в интимной близости диктует не физиология, а психология. И даже психика. Единство душ требует единства тел. А без первого, второе носит формальный характер. И техника тут не помогает…
Большинство толкователей Библии сходятся во мнении, что интимные отношения между мужчиной и женщиной, описанные на страницах книги «Песни Песней», являются прообразом единства и близости между Христом и Церковью. Думаете, если бы эта потребность была чисто физиологической и дана исключительно для продолжения рода, Бог избрал бы этот образ, чтобы передать всю глубину Своей любви? Разве Он оставил бы эту мысль, если бы считал это занятие гадким и постыдным?
Мы унаследовали от Создателя божественные черты. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1: 27). Одной из божественных способностей, унаследованных нами, является способность давать жизнь. Наделив нас ею, Он запустил механизм продолжения жизни и предоставил нам право принимать решения. Не предохраняясь, вступать в интимную близость с мужем, а потом просить Бога не допустить беременности, потому что сейчас вы по каким-то соображениям не готовы, абсурдно… Мы же не просим Бога остановить восход или круговорот воды в природе. Это физиологический закон. И он будет работать как раз потому, что его установил Сам Господь.
Бог ценит не количество, а качество. Он желает не просто заполнить землю людьми. Ведь с рождением в человека входит грех, а с грехом смерть. Бог желает, чтобы на земле было как можно больше спасенных, верующих в искупительную жертву Христа. Сколько новых христиан ты сможешь подарить миру? Это не такой простой вопрос, как кажется. Мало водить ребенка в Воскресную школу и на богослужение. Нужно постоянно быть рядом, чтобы своевременно давать духовную оценку всем событиям и поступкам. Быть другом, чтобы ребенок мог доверить даже свои грехи. Быть ему примером, советником, а для этого много времени проводить с ним лично. Не перекладывать воспитание младших детей на старших. Конечно, они должны помогать, но не заменять родителей. Это наши дети. Учить и воспитывать их – наша ответственность. Негоже отнимать детство у старших только потому, что у них есть братики и сестрички. Детство должно быть беззаботным в правильном смысле этого слова. А вот теперь давайте думать, скольких детей мы сможем воспитать. Не родить, а воспитать… И если мы не готовы к 16-ти родам, как моя прапрабабка, перейдем в следующий раздел…
«С кем? Чем?»: творительный падеж…
Библия мало говорит о контрацепции. В перечне наиболее популярных грехов ее нет: «Дела же плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21). Но это не значит, что контрацепция безобидное явление. Она вполне может стать грехом. На момент написания Библии медицина, а с ней и контрацепция не были развиты, но это не значит, что в библейские времена ее не существовало вовсе. Кое-что мы находим. Но главное, находим принцип – как подходить к этому вопросу.
Жирным шрифтом следующая мысль: контрацепция – это предохранение от беременности. Если беременность произошла, борьба с ней на любой стадии – это грех убийства. Здесь не может быть разночтений или разномыслий.
Вы слышали о так называемом «грехе Онана»? Онан – библейский персонаж, который использовал довольно популярный метод предохранения – прерванный половой акт. В последствии Бог наказал его, и многие думают, именно за это. На самом деле Онан был наказан по другой причине: «Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт. 38:9). По еврейскому закону, если кто-то умирал, не оставив после себя наследника, ближайший родственник должен был взять себе его жену, и первый рожденный у нее сын считался сыном умершего и носил его имя. Онан своими действиями препятствовал продолжению рода умершего, за что и был наказан. Так что делать на основании этого стиха вывод о том, что Бог осуждает предохранение вообще и таким образом в частности – необоснованно.
Каков же библейский принцип в подходе к этому вопросу? «Не знаете ли, что ваши тела суть храм живущего в вас Святого Духа…» (1 Кор. 6:19). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:17). Проще говоря, мы не имеем права сознательно вредить своему здоровью. Далеко не всякий метод контрацепции безвреден и безопасен. При этом следует учитывать не только физическую, но и духовную безопасность. Об этом предупреждает Апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор 7:5). Другими словами, супруги должны быть вместе, вести активную половую жизнь. Перерыв может быть объявлен только на время поста. В этом стихе Писание раскрывает еще один важный принцип интимных отношений – обоюдность. И это относится не только к вопросу воздержания, но и ко всему остальному. Каждое желание, каждая фантазия – все должно происходить по обоюдному согласию.
В контексте этого места такой популярный метод предохранения, как подсчет «безопасных дней», или «календарный метод», так часто рекомендуемый христианам, поскольку не подразумевает никакого вмешательства извне, является опасным с духовной точки зрения. Согласно ему, супруги должны воздерживаться от близости в течение примерно 6 дней каждого менструального цикла. Добавьте к этому 3-5 дней самой менструации, итого из цикла выпадают от 9 до 11 дней. Возможно, для женщин 11 дней воздержания в месяц и не составит особой проблемы. А вот за мужчин не ручаюсь. Хотя и с женщинами не все гладко… Именно в период овуляции, то есть в эти самые «небезопасные дни», либидо женщины находится на пике, так что в это время «искусить ее невоздержанием» гораздо легче. В Писании все учтено. Оно не дает пустых советов. Что же касается степени надежности этого метода, то специалисты дают ему только 80 из 100. Лично я могу привести с десяток примеров беременностей, наступивших в якобы «безопасный день». Это происходит потому, что в организме некоторых женщин за цикл может созревать не одна, а сразу две яйцеклетки. Но чаще эффективность метода страдает от смещения цикла. А любая женщина знает, что к нему может привести даже элементарная вирусная инфекция или перенесенный стресс.
Об оральной контрацепции… Таблетки препятствуют вызреванию яйцеклетки, подавляя естественный гормональный фон организма. И хотя эффективность этого метода очень высока, и многие верующие пользуются им, у него есть два существенных минуса: а) он противоречит принципу «не навреди»: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:17). С помощью таблеток мы подавляем нормальное течение процессов, задуманных Богом. б) оральные контрацептивы подавляют сексуальное влечение. Женщина не может…но уже и не хочет… Как-то одна девушка со слезами рассказывала о том, что интимная близость с мужем не приносит ей радости. Она думала, с ней что-то не в порядке, но когда я спросила ее о методе контрацепции, оказалось, что это именно таблетки. Спустя несколько месяцев после прекращения приема в отношения супругов вернулась гармония. Можем ли мы использовать такой метод после всего перечисленного?
Некоторые верующие из-за своей непросвещенности, по совету гинекологов, ставят внутриматочные спирали. Принцип их действия – это аборт на ранних сроках 7-10 дней. В теории спираль создает среду, непригодную для жизни яйцеклетки и сперматозоидов. Но иногда оплодотворение все же наступает (может, даже несколько раз за год), и тогда спираль препятствует имплантации яйцеклетки в матку, абортируя ее. Можно говорить и о других недостатках метода. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод…
Возможно, стоит подумать и об использовании свечей, тампонов, кремов и спринцеваний, которые убивают сперматозоиды… Все же одно дело – погибли «смертью храбрых», как в случае с Онаном, а другое – «пали в неравном бою с химическими реагентами».
Методов контрацепции предостаточно, и чтобы понять, подходят ли они, достаточно внимательно изучитьпринцип их действия: не связан ли он с убийством или причинением вреда нашему физическому или духовному здоровью. Но главное: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126:3). Многие хотят и не могут пережить этой радости – не лишайте себя ее!
О контрацепции в православии
— Инстинкт или сознательный подход?
Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».
Но неужели нет выхода?
Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.
Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.
Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).
Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».
Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».
Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum». И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.
Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.
***
Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) .
– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?
– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.
Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning). Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.
Литература:
Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.
Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.
Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.
Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.
Anna M. Flynn, Melissa Brooks. Natural Family Planning. London, 1997.
Духовно подготовить рождение
Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.
Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.
В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.
К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».
А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред».
Преподобный Иоанн Лествичник: «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».
Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение».
Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.
Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская ересь!)
«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”». Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.
Там же.
Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).
Методы МРП являются инструментом, используемым в практике естественного планирования семьи.
Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2006. Т. 1. С. 456.
Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 4. §6.
Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М.: Новая книга, МДА, 1995. С. 87.
Манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке. Рассматривало бытие как борьбу двух начал – добра и зла, света и тьмы, носителем которой является материя, а в человеке – его тело. Поэтому проповедовало строжайший аскетизм, отвергало брак.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Х.4.
Можно ли православным предохраняться при половом акте?
Спрашивает Анастасия
Отвечает Олег Батраченко, 13.03.2019
Спрашивает: Анастасия: Здравствуйте! Можно ли православным предохраняться при половом акте? Муж считает, что нет, т.к. зачем это, если за всем стоит Бог, и, если надо, дети будут, если нет — то нет. У нас уже двое детей мальчик и девочка. Мне 22 года, мужу 24. Это очень тяжело для меня с двумя детьми, больше мне уже не хочется и я этого уже бояться стала. Совсем не знаю, что делать.
Здравствуйте, Анастасия!
Когда мы рассматриваем такой вопрос, здесь не вопрос конфессии, здесь вопрос, морали, нравственности, и уважения друг друга. Библия пишет: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие.1:28). И это факт, да и аминь, но Библия нам также повествует: «не убей» (Исход 20:13). Мы с вами взрослые люди, и знаем, что когда женщина вынашивает младенца, то плод вытягивает из тела матери много витаминов и полезных веществ, и женщина истощается. Тело конечно со временем восстанавливается, но если за ним ухаживать. Доктора говорят, что между зачатиями должно проходить 1-1,5 года, чтобы тело восстановилось, но тело то не вечное. Это если смотреть с физиологической точки зрения.
Если смотреть с моральной и нравственной стороны, и жена говорит: «я устала и мне тяжело», муж не может ей сказать «Рожай через силу, я так сказал». К тому же, когда стоит вопрос зачатия ребенка, любая семья смотрит на свое, финансовое, физическое, эмоциональное положение и т д. Вопрос рождения ребенка, стоит в ПЕРВУЮ очередь за мамой, не муж же будет вынашивать ребенка. Люди не должны быть словно «инкубаторы» только и делать, что рождать детей, зачем рожать, если ты не в силах воспитать, прокормить, одеть, и т. д.
Если уж в вопросе упоминается, сторона конфессии, то руководство ПЦ (Православной Церкви) говорит следующее: есть два исключения, при которых можно предохранятся!
Цитирую: «Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня.
— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое…
— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения»
Бог никогда за человека не сделает, что человек может или должен сделать сам, если человек может контролировать свою популяцию (умножение рода) с помощью предохранения, то почему бы и нет. Вам желаю Божьей мудрости в принятии решения, потому что самое правильное решение, это ВАШЕ решение.
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иакова 1:5).
С уважением,
Олег Батраченко.