Содержание
- Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус
- Общие сведения
- Историческая справка
- Журнал ярких путешествий
- Всё о Храме Гроба Господня
- Внешнее убранство
- Внутреннее устройство
- Реставрационные работы
- Голгофа
- Алтарь распятия
- Алтарь гвоздей
- Алтарь «Стабат Матер»
- Где находится Голгофа?
- Где прошла Тайная вечеря?
- Каким город был при Ироде?
- Где Христос шел на Голгофу?
- Где Пилат судил Христа?
- Где находится Голгофа и Гроб Господень?
Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус
Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан, расположенное на окраине города трёх религий. Это место неразрывно связано с возникновением главной мировой религии, и до сегодняшнего дня тысячи людей ежедневно совершают сюда паломничество.
Общие сведения
Гора Голгофа в Израиле, на которой, по преданию, был распят Иисус Христос, считается одной из двух главных святынь для христиан (вторая – Гроб Господний). Изначально она была частью холма Гареб, однако после его намеренного разрушения для строительства церкви, гора вошла в состав единого храмового комплекса.
В высоту она достигает 11,45 метров, высота над уровнем пола – 5 метров. Расположена в западной части страны, недалеко от границы Израиля с Иорданией. Голгофа на туристической карте Иерусалима занимает почётное место – ежегодно сюда приезжает более 3 млн. паломников, которых не останавливает ни палящее солнце в июле и августе, ни огромные очереди.
Историческая справка
В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.
Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.
В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.
В 1009 году мусульманский правитель города халиф аль-Хаким хотел уничтожить святыню. Однако благодаря медлительности правительства, этого, к счастью, не произошло.
Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.
Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.
Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.
Современная Голгофа
Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.
Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com
Практическая информация:
Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.
Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.
Полезные советы
- Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
- Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
- Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
- Будьте готовы к огромной очереди.
- Священники разрешают делать фото горы Голгофы.
Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.
Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Мария Протасеня
Журнал ярких путешествий
Год назад я посмотрел одну передачу, в которой рассказывали об ином Иерусалиме и совершенно другом месте распятия и захоронения Иисуса Христа. Гора Бейкос, которая находится неподалеку от Стамбула, похожа на библейское описание той самой Голгофы, а на ее вершине есть могила, куда каждый день приходят тысячи паломников. Очень стало интересно вживую увидеть это место, поэтому оно стало первой точкой, куда мы отправились, подъезжая к Стамбулу.
Гора Бейкос находится в северной части Стамбула на восточной части Босфора. Это самая высокая гора на проливе. Сначала сюда мы долгое время поднимались по узким, извилистым улочкам с таким приличным градиентом, что загруженному нами и вещами автомобилю становилось тяжеловато.
Потом от парковки еще подъем уже пешком вдоль торговых рядов до каменной арки. Кто бывал храме Гроба Господня, что находится в современном Иерусалиме, должна было смутить смехотворная высота так называемой Голгофы https://bepowerback.livejournal.com/32524.html, которая находится внутри храма. Так вот, горой то место уж точно никак не назовешь, а тут реальная гора, причем, если предположить, что Иисус действительно нес тут на себе крест, можно представить мучения, которые он перенес.
На территории тут очень красиво, душевно и спокойно.
Подходим к следующему забору. На вывеске у входа надпись: Нz. YUSA, а рядом таблички с цитатами из Корана. В мусульманстве Юша (Иисус) очень почитаем как претерпевший страдания за веру, а его имя упоминается в Коране свыше 100 раз!
Территория, обнесенная каменной стеной, имеет один вход, один выход и несколько окошек. Посередине та самая «могила» длинной 17 метров, обнесенная железной оградой. Это не настоящая могила Христа, а обнесенное высокой стеной «место действия», то есть то самое место, где был распят Христос.
Паломники должны войти на территорию через правую дверь, обойти могилу против часовой стрелки и выйти через вторую дверь.
В противоположных частях «могилы» находятся два цилиндрических камня, напоминающих жернова. Первый камень, который находится ближе к стороне входа, углублен в землю и как будто рассечен посередине. Возможно, этим камнем отмечено место, где положили тело Иисуса, которое сняли с креста.
Второй камень просверлен посередине, возможно, в это отверстие и был воткнут крест, на котором распяли Иисуса.
К этому камню привязан шест, который может символизировать копье Лонгина.
«Распятие Господне находится с восточной стороны на камне, оно было высоко, выше копья. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина локтя два глубиной, в ширину меньше пяди, круглая, тут был водружен крест Господен. В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал свой дух на кресте, тогда разорвалась церковная завеса, и камень тогда же распался; и разошелся тот камень над головой Адама; и через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня. С правой стороны Распятия Господня можно видеть знамение то честное…»
Это отрывок из старо-русского текста «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» (1104-1106гг.) Даниил посещал и описывал в своем произведении евангельский Иерусалим. Очень похоже на это место, не правда ли?
Кроме этого на горе расположена мечеть со старым мусульманским кладбищем.
И терраса для отдыха, откуда открывается вид на Босфор. Нам не повезло, туман окутал в это время весь город.
В пользу этой теории есть и еще несколько доказательств. Посмотрите, как изображали распятие Христа в средние века
Альбрехт Альтдорфер. Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн. 1515-1516.
Ян Провост. Распятие. Начало XVI века.
У нескольких авторов на заднем фоне четко видно какой-то большой водоем, возможно, воду или реку. Все бы ничего, но ближайший от современного Иерусалима, который находится в Израиле, водоем, находится в 24 километрах по прямой — это Мертвое море, которое невозможно увидеть с Голгофы. Неужели художники не знали об этом или намеренно рисовали неправильно? Сомнительно. С Бейкоса же как раз открывается вид на пролив Босфор.
Также подозрительно, почему большинство христианских святынь находилось именно в Константинополе (бывшее название Стамбула). По свидетельству русского путешественника Добрыни Андрейковича (нач.13вв), он видел тут скрижали Моисеева закона, киот с манной небесной, пилы и сверла изготовившего крест Господень плотника, терновый венец, губку, гвозди, багряницу, копье. Митрополит московский Пимен засвидетельствовал нахождение в городе дверей и досок Ноева ковчега, железной цепи апостола Павла и камня апостола Петра, столпа бичевания Христа и одежды Богородицы, доски, на которой несли Христа к его гробу и корчаги из самородного камня, в которой Иисус превратил воду в вино. А в окрестностях были замурованы в монастырских стенах останки Лазаря, святой Марии Магдалины, голова апостола Андрея и правая рука Иоанна Крестителя.
В общем это порождает больше вопросов, чем ответов. А что думаете вы?
Всё о Храме Гроба Господня
Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.
Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.
Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.
Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.
Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.
Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.
Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.
Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалимhoyasmeg, CC BY-SA 3.0
Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.
В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.
22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.
Внешнее убранство
Фасад
Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.
ФасадЮкатан, CC BY-SA 4.0
Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.
Капелла франков
Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.
Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0
Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.
Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.
Ключи от храма
Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.
Недвижимая лестница
О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.
«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня.Ekabhishek, CC BY 2.0
Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».
Рассечённая колонна и благодатный огонь
Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.
Внутреннее устройство
Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.
Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
Stabat MaterKyle Taylor, CC BY 2.0
Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).
Камень помазания
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0
Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.
Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0
Гробница Иосифа Аримафейского
Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.
Кувуклия и Гроб Господень
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain
До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.
Коптский придел
Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.
Обретение Креста
В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
Пуп Земли
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
Управление святынями
В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.
Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.
Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.
Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0
Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Реставрационные работы
22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.
Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.
Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.
С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.
В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.
Схождение Благодатного огня
Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D
Голгофа
Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня справа две лестницы ведут вверх, на Голгофу.
Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Согласно традиции, в начале I в. Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX в. некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.
Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.
Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.
Пространство на Голгофе разделено между тремя алтарями: Алтарь распятия, Алтарь гвоздей и Алтарь «Стабат Матер».
Распятие за престолом
Алтарь распятия
Слева находится Алтарь распятия, принадлежащий греческой православной церкви. Этот алтарь расположен над скалой там, где был установлен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Вокруг алтаря под стеклом можно увидеть поверхность Голгофы.
Под алтарём находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы именно в том месте, где стоял крест с распятым на нём Христом.
Здесь находится XII стояние Крестного пути.
Алтарь гвоздей
Алтарь гвоздей
Алтарь гвоздей находится справа от Алтаря распятия. На этом месте солдаты сорвали с Христа одежды и разыграли их в кости. После этого здесь они пригвоздили Иисуса Христа ко Кресту. Алтарь гвоздей принадлежат францисканскому католическому ордену.
Здесь находятся X стояние и XI стояние Крестного пути.
Алтарь «Стабат Матер». Голгофа
Алтарь «Стабат Матер»
Небольшой католический алтарь «Стабат Матер» — Стояния Богородицы, расположен между алтарями Распятия и Гвоздей.
Он отмечает место, где по преданию, Богородица стояла при Распятии Сына у основания Креста.
Над алтарем возвышается вырезанная из дерева статуя Богоматери, подаренная в 1778 г. королевой Португалии и привезенная из Лиссабона. Рядом можно видеть множество драгоценностей, пожертвованных паломниками.
Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророческие слова Симеона Богоприимца:
Здесь расположена XIII стояние Крестного пути.
- Адрес: Старый город, Иерусалим, Израиль.
Голгофа – гора в Израиле, на которой состоялось распятие Иисуса Христа, является христианской святыней, как и Храм Гроба Господня. Местом ее расположения считается окраина Иерусалима. Перевод этого названия с звучит как «лобное место», а с арамейского языка – «череп, голова».
В давние времена это место находилось за пределами города, но в нынешнее время Голгофа является частью Храма Гроба Господня. С горой связано много легенд, так, по одной из них, на этом месте похоронен Адам – первый человек на Земле. Историки также выдвигают иные версии о месте, где находилась Голгофа. Обоснованием этому служит то, что в Священном Писании имеется соответствующее упоминание. Но при этом точных координат не указывается, поэтому возможной Голгофой историки считают Садовую могилу с конца XIX века. Она расположена в северной части Иерусалима у Дамасских ворот.
Голгофа (Израиль) – история и описание
Когда-то Голгофа (Израиль) была частью холма Гареб, из которого немного проступала вершина. Такой пейзаж чем-то напоминал человеческий череп, поэтому арамейцы и прозвали место «Голгофой». На этом месте проводились публичные наказания, из-за которых в христианстве возникли еще два названия холма – «Кальвария» (латынь) и «Великий Кранион» (греческий).
Голгофой звалась большая территория за Иерусалимом. В западной части существовали невероятно живописные сады, один из которых принадлежал Иосифу Арамейскому. К холму также примыкала смотровая площадка, которая служила местом собрания народа, чтобы посмотреть казнь преступников.
С другой стороны горы была вырыта пещера, служившая темницей для узников, в которой они ожидали исполнения приговора. В ней также содержали Иисуса Христа, отчего впоследствии пещера получила название – «Христова темница». Под горой вырыли глубокую яму, куда отправляли тела преступников после их смерти и кресты, на которых их распинали.
В ней же оказался крест, на котором распяли Иисуса, впоследствии его нашла царица Елена. Как гласит предание, он сохранился в неплохом состоянии, даже остались гвозди, с помощью которых распяли Христа. Голгофа знаменита еще тем, что с древних времен здесь хоронили мертвых. Подобное захоронение расположено на западном склоне и называется «Гробница Христа».
Ученым удалось найти в 19 веке склеп, получивший наименование Могилы Иосифа Арамейского и Никодима. В период существования Византии захоронения скрыли, зато обнажили скалу и сделали лестницу. Подниматься по ней следовало без обуви, босиком преодолевая 28 ступеней. После завоевания местности арабами была совершена попытка уничтожить лестницу, храм и даже гору. Но она не удалась, а со временем архитектура Голгофы усовершенствовалась и становилась все сложнее. Ее украшали алтарями, разнообразными декоративными украшениями.
В современном представлении Голгофа (Израиль) – это возвышение высотой в 5 м, окруженное и освещенное лампадами, свечами. На холме располагаются два престола, разделенные пилястрами.
На Голгофе расположен алтарь, установленный в эпоху крестоносцев. Его название звучит следующим образом – алтарь Гвоздей Святого Креста, а престол именуется Престолом пригвождения к Кресту, потому престол и алтарь стоят на месте, где Иисус был прикован к кресту. Слева располагается престол, принадлежащий греческой Православной церкви. Его воздвиг в 1 веке Константин Мономах в месте, где было отверстие от креста Иисуса. Само место окаймлено серебряной оправой. Рядом находятся и другие отверстия – черные круги, оставленные крестами других разбойников, распятых рядом с Христом.
Как добраться до Голгофы?
За посещение холма не взимается плата. Найти его не составит труда – ориентиром послужит Храм Гроба Господня в Старом Городе. Осмотр двух христианских святынь можно совместить.
Где находится Голгофа?
Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.
Отец Александр Тимофеев, автор текста, на раскопках
Где прошла Тайная вечеря?
В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.
Сионская горница
В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).
В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.
Каким город был при Ироде?
Реконструкция Иерусалимского храма
Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.
В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1).
Где Христос шел на Голгофу?
Фото Владимира Ештокина
Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.
Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.
К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.
Где Пилат судил Христа?
Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.
Реконструкция дворца Ирода, макет
Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).
Где находится Голгофа и Гроб Господень?
Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.
Место обретения Креста. Сверху – отверстие цистерны
В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.
Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.
Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.
В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.
Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).
Гроб Господень
Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).
Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.