Содержание
Почему «геенна огненная» страшнее «ада»
Многие верующие страшатся ада — «геенны огненной», в которую, согласно Писанию, после Страшного суда будут вытолкнуты все грешники: «Там будет плач и скрежет зубовный» — так обещает Христос поступить с не раскаявшимися убийцами, насильниками и предателями. Но оказывается, в древности геенна огненная была одним вполне определенным местом.
Нечестивый царь Ахаз
Об этом в своем труде «Как они его жгли» рассказывается священник Николай Гурьянов, ссылаясь при этом на «Библейскую энциклопедию». По-еврейски это место называется Гинном или Ге бен Хинном и находится на самом юге Древнего Иерусалима. Оно представляет собой длинный, узкий и довольно глубокий овраг.
Во время правления иудейского царя Ахаза в VIII веке до нашей эры евреи забыли Бога-Творца, по стране стали распространяться различные языческие культы, в том числе поклонение Ваалу, Астарте и другим не менее прожорливым богам, а сам царь поставил в Иерусалиме идола — Ваала и поклонялся ему. Возможно, именно поэтому он и процарствовал всего 16 лет.
Советский востоковед Илья Шолеймович Шифман в труде «Ветхий завет и его мир» писал, что среди иудеев в это время распространились обычаи, ранее присущие сирийцам и обитателям Древней Палестины. В трудное время они приносили в Ге бен Хинном своих сыновей и сжигали детей в специальных печах, принося демонам жертву, которая по-еврейски называлась «мелех», а по-финикийски — «молох». Чтобы крики детей не тревожили чуткий сон горожан, в Ге бен Хинном всегда играла громкая музыка, заглушающая вопли. Пепел жертв погребали на особых кладбищах, которые назывались тофет. В этой же долине богам приносили в жертву и животных.
Праведник Иоссия
Царя и иудеев, отрекшихся от веры отцов, позже обличал пророк Иеремия, который предрекал множество бед, которые обрушатся на голову еврейского народа за богоотступничество, а сама долина Ге бен Хинном получит название «Долины избиения», или «Долины смерти», так как трупов будет столько, что они покроют ее всю, и некуда будет погребать погибших. «И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечом пред лицем врагов их и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным», — предрекает пророк. Ситуация с долиной Гинном изменилась лишь сто лет спустя, когда в VII веке до нашей эры на трон Иудеи взошел благочестивый царь Иосия, время царствования которого считают самыми светлыми страницами Ветхого Завета.
Иосия централизовал богослужение в Иерусалиме и повел настоящую войну против языческих культов. Были уничтожены кумирня язычников в Вефиле (ныне Бейт-Эль) и древнейшая кумирня в Араде. Народ Израиля снова обратился к Богу, и именно в это время евреями были обретены Тора и Книга Завета — их нашли при ремонте храма. Чтобы народ Израиля не вздумал вернуться к кровавым жертвоприношениям детей языческим богам, Иосия осквернил долину Гинном: отныне она стала местом, куда сбрасывали нечистоты, трупы казненных преступников и павший скот.
Чтобы оградить горожан от зловония и болезней, в долине постоянно полыхали костры, на которых нечистоты по мере возможности сжигались. Очевидно, что люди, занимавшиеся этим, стояли на самой низшей ступени иерусалимского общества и тоже были своего рода изгоями.
От Ге бен Хиннома до «геенны»
Еврейский богослов Давид Кимхи указывает в своих комментариях к Псалмам, что именно от долины Гинном и произошло название «геенна». Он пишет, что геенна находится рядом с Иерусалимом и место это весьма отвратительно — в него сбрасывают трупы и сжигают нечистоты. Именно из-за полыхающего там день и ночь огня Суд над нечестивыми людьми назван по-еврейски гехинномом, а по-гречески — геенной. Благодаря мрачному виду долины Ге Бен Хинном, удушливому смраду от сжигаемых человеческих тел, часто уже разложившихся, с названием долины связали впоследствии и ад. Так долина стала местом «ужаса и отвращения» для евреев и символом вечного мучения человеческой души для христиан, местом, где «червь не умирает и огонь не угасает»(Мк. 9:44).
Убитый исламскими экстремистами священник Даниил Сысоев в своих лекциях разъяснял, что путать значение слов «ад» и «геенна огненная» не надо. Ад — это место, где душа грешника находится до Страшного Суда, а «геенна огненная» — это место окончательного пребывания тех, кого Христос на Суде сочтет недостойными рая. «И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:13–14). Священник Николай Гурьянов указывает, что язычество живо и сейчас, и что сжигание тел в кострах, в крематориях противно христианству и до сих пор несет в себе определенную, ясную символику жертвы, приносимой сатане.
Между Адом и Раем в Иерусалиме.
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Часть первая.
«Встречаемся в Геенне Огненной» или «посетим Геенну Огненную» — такие выражения получают в современном Иерусалиме совсем другую окраску.
Геенна Огненная это название самого глубокого и крутого ущелья в районе Иерусалима. Оно начинается от центрального водораздела Страны Израиля, точнее, от улицы Кинг-Джордж в центре города. Огибает стены Старого Иерусалима, пересекает всю Иудейскую Пустыню и выходит к Мёртвому морю.
Скалистые обрывы у подножия Сионской Горы стали местным центром любителей скалолазания. Здания гостиниц, иерусалимской Синематеки и Центра музыки, построенные здесь в последние десятилетия, как будто нависают над крутыми склонами. В Бассейне Султана в глубине ущелья проходят большие музыкальные представления. Старые кладбища и монастыри добавляют ему фольклорную окраску.
Однако почему это место имеет столь грозное название? Очевидцами каких событий стали эти склоны? Какой духовный потенциал заключён в этих скалах?
Древнее название этого места, упоминающееся в ТаНаХе, это Гэй бен-Ином, дословно — ущелье сына Инома. Наверное, так звали владельца наделов в этом месте в древние времена. Издавна это глубокое ущелье служило разделом между разными мирами.
Здесь проходила граница между двумя еврейскими племенами — коленом Йеуда к югу и коленом Биньямин к северу:
Здесь же ещё недавно (с 1948 по 1967 года) проходила граница между двумя государствами — Израилем и Иорданией.
На горе Сион, к югу от ущелья (в древности — Западный Холм или Верхний Город) со времён царя Хизкияу располагался город. Недавно были раскопаны стены времён Второго Храма и Византийского периода. А с другой стороны ущелья располагалось кладбище. Входы в древние еврейские склепы, пещеры захоронения времён Первого и Второго Храма виднеются здесь и до сих пор. Итак, Гэй бен-Ином был границей между городом и некрополем, между живыми и умершими, между святостью и нечистотой.
Со всех сторон город окружён горами, как сказано в Псалмах Давида — «Иерусалим, горы вокруг тебя …» (125 Псалом). Это географическое описание. Археологическое описание образно скажет — Иерусалим, могилы вокруг тебя. Ведь еврейский народ не хоронит внутри стен города. Древние кладбища находились по ту сторону ущелий (Гэй бен-Ином и Кидрон), окружавших Иерусалим.
Печальную славу наше ущелье приобрело благодаря ужасным событиям, происходившем в нём во времена Первого Храма. Именно здесь, у подножия Иерусалима, находился центр самого ярого идолопоклонства, антипод Храма В-севышнего. Здесь 2800 лет назад местные жители приносили своих детей в жертву Молеху, амонейскому идолу, из популярных представителей пантеона Древнего Востока. Дилемма, которая стояла перед евреями того времени, была — кто мы? Мы потомки Авраама, Ицхака и Яакова, заключившие союз со В-вышним на горе Синай? Или мы часть мировой культуры того или иного времени?
Против этого культа предостерегает Тора в Книге Святости, Книге Ваикра:
И говорил Господь Моше так: И сынам Исраэля скажи: Всякий из сынов Исраэля и из пришельцев, проживающих в Исраэле, кто даст от потомства своего Молеху, смерти предан будет; народ земли побьет его камнями. И Я обращу лицо Мое против того человека, и искореню его из среды народа его, ибо от своего потомства дал он Молеху, чтобы осквернять Святыню Мою и хулить Имя святое Мое. А если отведут они, народ земли, глаза свои от того человека, когда он даст от своего потомства Молеху, так чтобы не умертвить его; То обращу Я лицо Мое против того человека и против его семейства и искореню его и всех блудно следующих за ним, чтобы следовать блудно за Молехом, из среды их народа. … И освятите себя, и будьте святы; ибо Я Господь, Б-г ваш. (Ваикра 20, смотри т.ж. Ваикра 18).
Сюда приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства, против проводившегося здесь сжигания детей. Наверно, самое известное пророчество, связанное с этим местом, это слова пророка Йирмеяу, который предвещал разрушение города из-за того, что происходило в Гэй бен-Иноме:
Так сказал Г-сподь: пойди и купи изготовленный горшечником глиняный кувшин и (возьми с собой) нескольких старейшин народа и старейшин священников, И выйди в Гэй Бен-Инном, что у входа в ворота Харсит, и провозгласи там те слова, которые скажу тебе. –И скажешь: слушайте слово Г-сподне, цари Йеудейские и жители Йерушалаима! Так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: вот, наведу Я на место это (такое) бедствие, что у каждого услышавшего о нем зазвенит в ушах; За то, что оставили они Меня и сделали чуждым (Мне) место это и возжигали там курения иным Богам, которых не знали ни они, ни отцы их и ни цари Йеудейские, и (за то, что) наполнили место это кровью невинных. И настроили они жертвенных возвышений Баалу, чтобы сжигать в огне сыновей своих во всесожжение Баалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на ум Мне не приходило,
Благодаря тем событиям именем ущелья Гэй бен-Ином был назван Ад — Геином. Отсюда уже происходит русское название — Геенна Огненная. Итак, Ад принимает в Иерусалиме не только отвлечённое — духовное значение, но и физическое — географическое понятие. Но тогда поднимается вопрос – а где же Рай? Об этом, с помощью В-евышнего, поговорим в следующий раз.
Ближайшие экскурсии:
Первые еврейские кварталы за стенами Старого Иерусалима. 10 июня, четверг.
В программе:
Мишкенот Шаананим, Ямин Моше, Махане Исраэль, Нахалат Шива. Бейт Давид.
Начало в 18:30 у Мельницы Монтифьёри. Конец в 21:30 у пешеходной улицы Бен Йеуда. Экскурсия пешая.
Цена: 50 шек. Дети до 14 лет – 30 шек.
По местам Древних боёв в Долинах (Низменности) Иудеи. 18 июня, пятница
В программе:
Бейт Шемеш – странствия Скрижалей Завета, Азека – сражение Давида и Голиафа, Лахиш – ассирийская осада Санхерива.
Негоот – новое еврейское поселение, обзорная площадка.
Встреча в 9:00 у Биньяней а-Ума в Иерусалиме. Возвращение в 15:00. Экскурсия автобусная.
Цена: 130 шек. Дети до 14 лет – 90 шек. (Включая вход в платные места).
Геенна огненная это не ад, а уничтожение грещников огнем после Великого Суда
Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» | |
Следующая >> | |
Глава: |
Вот мы и подошли к слову геенна, о котором упомянули в начале раздела. Сегодня у большинства христиан, впрочем, как и у людей некоторых других вероисповеданий, этот термин ассоциируется с посмертным вечным мучением грешников в аду. Однако в Библии никакой связи между словами ад и геенна нет. Адом (преисподней), напомним, именуется могила, а геенна (греч. γεενναν) обозначает огонь, в котором будут сожжены воскрешенные грешники после Второго Пришествия Христа. В Ветхом и Новом Заветах неоднократно говорится об уничтожении после Великого Суда греха и грешников на земле огнем:
«Будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» (Ис. 33:12,14).
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1,3).
«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49:3,4).
Не об аде, а именно о Великом Суде не раз говорил Иисус, рисуя людям картину гибели грешников в геенне огненной. Чтобы у вас не осталось сомнения, повнимательнее посмотрите на слова Христа:
«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мар. 9:47,48).
В первом случае, рассказывая о геенне, Иисус цитировал текст Писания Ис. 66:24 о конце современной Земли (см. выше), а во втором сравнивал с соломой людей, которых уничтожает огонь в картине Великого Суда в Мал. 4:1 (см. выше).
Также можно увидеть сходство в описании Иисусом дня Его Второго Пришествия в Лук. 17:29 и изображении в Откр. 20:10,15 картины истребления в конце света грешников: в обоих случаях мы видим огонь и серу:
«В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:29,30).
«Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:10,12,15).
Наверное, дорогой читатель, у вас созрело как минимум два вопроса:
1. Откуда появилось слово геенна?
2. Как получилось, что понятия ад и геенна объединились?
Понятие геенна на страницах Библии впервые употребил Иисус для описания предреченного Богом уничтожения грешников огнем. Видимо, в то время этот термин устойчиво вошел в оборот, так как слушающий Его народ не выразил ни малейшего непонимания предупреждениям Христа. Историю слова геенна проследить несложно.
Термин геенна происходит от названия долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном). Она располагалась с южной стороны Иерусалима (см. Иис. Нав. 15:8, Иис. Нав. 18:16) и описывалась в Библии как долина убиения (см. Иер. 7:32, Иер. 19:6). При царях Ахазе и Манассии здесь был Тофет — место, где сжигались в жертву языческому божеству Молоху дети (см. 2 Пар. 28:3, 2 Пар. 33:6, Иер. 7:31, Иер. 19:5,6, Иер. 32:35, Пс. 105:37-38). Иудейский царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (см. 4 Цар. 23:10), сделал его свалкой, где по-народному поверию всегда горел огонь, в котором, дабы не хоронить сжигались тела мертвых разбойников и богоотступников. С такой теорией образования слова геенна согласны большинство богословов и историков. Как мы видим, долина Гехинном, является вполне подходящей картиной для изображения места уничтожения грешников, где червь их не умирает и огонь не угасает (см. выше Мар. 9:48, Ис. 66:24). Именно поэтому название долины стало нарицательным термином «геенна», символизирующим Последний Суд.
Разобравшись в значении слова геенна, можно понять важность предупреждения Иисуса:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
Здесь мы вновь видим гибель души грешника (жизни, личности человека) в геенне вместе с телом, а не мучение там духа отдельно от тела.
Однако спустя века после Христа слова геенна и ад приобрели совсем иные значения. Церковь посчитала, что там и там в огне страдают души грешных людей сразу после смерти. Такое заблуждение произошло по понятным причинам. Мы уже не раз говорили, что христиане вполне осознанно старались отделиться от иудаизма. Соответственно, значение ветхозаветного Писания постепенно умалялось и, как следствие, христиане его исследовали не так глубоко, как следовало бы. К сожалению, и Новый Завет изучался довольно поверхностно. Вместо этого в церковь вместе с полуобращенными язычниками, потянувшимися в популярную религию за экономическими, социальными и политическими привилегиями, а в последствии и с массово насильно «крещенными» языческими народами проникали и их верования в загробную жизнь. Так несколько факторов — плохое знание ветхозаветного Писания, недостаточный анализ Нового Завета, влияние языческих верований, плюс все более смелое введение в жизнь церкви новых доктрин — привели к неверному толкованию учения Библии о смерти, аде и рае.
Итак, геенна — это не ад. В Библии геенна обозначает огонь, в котором после Второго Пришествия Христа будут истреблены люди, не записанные в книгу жизни.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Притча о богаче и Лазаре >> | |
Теги: Великий Суд, ад, ГЕЕННА огненная, УНИЧТОЖЕНИЕ грещников огнем |
Геенна огненная
Смотреть что такое «Геенна огненная» в других словарях:
-
геенна огненная — сущ., кол во синонимов: 3 • ад (25) • геенна (8) • преисподняя (10) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
-
◘ геенна огненная — (церк. сл.). По религиозным представлениям, ад, место вечных мук душ грешников ► Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было? Довольно затруднительно это понимать. Это геенна огненная. // Островский. Гроза //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
-
Геенна (огненная) — название глубокого оврага, находящегося под Иерусалимом с южной его стороны. В этом месте были расположены идольские капища, где приносились человеческие жертвы Молоху. При этом вопли жертв заглушали игрой на музыкальных инструментах. При… … Православная энциклопедия
-
Геенна огненная — Книжн. Устар. 1. Одно из названий ада. 2.Место больших страданий, невыносимых мучений. ШЗФ 2001, 53; Янин 2003, 82. /em> Геенна от названия Генномской долины возле Иерусалима, где язычниками совершались человеческие жертвоприношения. БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок
-
геенна огненная — устар. , книжн. 1. одно из названий ада; 2. место больших страданий, невыносимых мучений. Слово геенна, возможно, образовано от названия Генномской долины возле Иерусалима, где некогда язычниками совершались человеческие жертвоприношения, т.е.… … Справочник по фразеологии
-
ГЕЕННА ОГНЕННАЯ — См.: АД. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
-
Геенна огненная — … Википедия
-
Геенна огненная — (hell mouth) люк в сценах елизаветинских театров. Название восходит к той функции, которую такие люки выполняли в средневековых мираклях … Шекспировская энциклопедия
-
Геенна огненная — одно из именований ада. Произошло от названия долины Енном около Иерусалима, где в древности языческому богу Молоху приносили в жертву детей. Позже в долину Енном свозились трупы казненных злодеев, падаль, отбросы, и все это сжигалось … Православный энциклопедический словарь
-
Геенна огненная — место вечных мучений в огне и сами мучения … Краткий церковнославянский словарь
Геенна огненная
Геенна – иудаизм и христианство считают ее символом Судного дня, для ислама – это сущий Ад, а в православии Геенна приходит на смену Аду, и считается переходом в другой мир. Геенна приобрела название от долины Еннома, которая находится на юго-западе от Иерусалима. Начинается от улицы Кинг Джордж, проходит по пустыне и уходит в Мертвое море.
В Новом завете встречается на греческом – yeevva. В Коране – это синоним Ада, и схоже со словами семитских языков. В Талмуде звучит как Gehinnam, у евреев Ge Hinnom и означает «Долина Еннома», а в Торе – это Gai Ben-Hinnom и переводится как «Долина сынов Еннома». В Библейских сказаниях название долины можно увидеть 12 раз.
Геенна Огненная значение фразеологизма
Выражение «геенна огненная» и простое «геенна» означает место, где все время горит огонь и в этом огне корчатся души умерших грешников. Так сказать, визуальное представление Ада.
Геенна Огненная или по-еврейски «Гэй бен-Ином» — это название самого глубокого и крутого ущелья в районе Иерусалима. Оно начинается от центрального водораздела Израиля, от улицы Кинг-Джордж в центре города. Огибает стены Старого Иерусалима, пересекает всю Иудейскую Пустыню и выходит к Мёртвому морю.
Именно здесь, у подножия Иерусалима когда-то находился центр самого ярого идолопоклонства. Здесь местные жители приносили своих детей в жертву Молоху, амонейскому идолу Древнего Востока. Сюда якобы приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства. После в этом месте просто сжигали мусор, жгли трупы преступников и отступников, которых нельзя было хоронить на кладбищах. Здесь постоянно горел огонь и что-то сжигали. Поэтому ущелье Гэй бен-Ином в христианской мифологии стало олицетворением Ада. «Гэй-бен-Ином» трансформировался в русском произношении в Геенн и потом все историческое место в Геенну Огненную. Начиная со II в. до н. э. Геенна стала символом загробного воздаяния за грехи.
Интересно, что в наше время скалистые обрывы этого ущелья стали местным центром любителей скалолазания. Старые кладбища и монастыри добавляют ему элемент таинственности.
Долина Еннома
Раньше эта долина никак не была связана с адом, огнем и смертью. Люди просто сжигали тут мусор и мертвых животных. Поэтому в мифологии это место стали считать наказанием и отбросами, сжигаемые огнем. Однако у Геенны есть свои интересные и необычные корни. У древнего народа в любой культуре почти каждое движение и действие считалось ритуальным и магическим. Сжигание животных было не исключением, говорят, так проводили разнообразные обряды, а людей могли сжечь и живьем.
Через геенну проводили маленьких детей, такой был обряд, связанный с огнем и человеческими жертвами. Ханаанцы отдавали в жертву своего новорожденного первенца идолу Молеху. Вообще ему всегда приносили все самое ценное. Ветхий Завет за такие деяния угрожал долине Божьей Карой и страшным проклятием, а грешники должны были обрести вечную огненную муку. Иудеи занимались животным жертвоприношением, так как человеческие жертвы в их веровании были строго запрещены.
Воздух наполнял запах человеческого мяса, а пламя огня виднелось по всей округе, что пугало местных жителей. Огонь был необходим для очищения больных и зараженных людей и животных, чтобы болезни не перешла на живых. Тело должно было быть обязательно предано земле и огню. Если этого не происходило, люди верили в большой грех и проклятья.
В Библии сказано, что долина должна иметь называние «Долина убиения», так как мест для захоронения мертвых почти не оставалось. Это отвратительное место, где обитает всякая нечисть и трупы. Там вечный огонь и горящие тела. У евреев накануне Шаббата геенна гаснет, в которой грешники искупали грехи, а душа получает свободу. После Шаббата умершие души снова попадают в геенну и предаются мукам.
В далеком прошлом Геенну Огненную разделяли между собой два еврейских племени Йеуда и Биньямин. Это разделение на сегодняшний день стало границей Израиля и Иордании. На одной стороне был расположен полис, а на другой захоронения, напоминающие склепы. Из этого можно сделать вывод, что на границе был некрополь, и вход в миры живых и мертвых. По обычаям запрещалось хоронить в стенах города, поэтому захоронения были снаружи. Так образовалось два кладбища Кидрон и Гей бен Хином.
Простой народ это место принимают за Ад, где душу ждут вечные мучения и беспощадное наказания огнем. Если верить Библии, то Ада в конце жизненного пути не существует. Ад – это предварительное заключение, после которого душа попадает в геенну огненную. Раньше геенна была похожа на свалку, где горели животные, нищие, преступники и там всегда пылал огонь. Со второго века до нашей эры долина считалась как символ загробного мира.
Геенна стала для многих литераторов, художников и музыкантов большим источником вдохновения. О ее упоминании, например, можно услышать в «Гамлете» у Шекспира. Часто долину изображали на холстах в средневековье, позже она была замечена в русской иконописи. В наши дни геенна огненная сохранилась как достопримечательность Израиля со своей страшной и незабываемой историей. Над долиной располагаются гостиницы и развлекательные центры, куда могут приехать и отдохнуть туристы, а также сходить на экскурсию в Геенну огненную.
Cамую дурную славу снискала долина, что направо от нас, внизу – Геенна огненная. С детства мы знаем, что это – символ ада, и «Гореть тебе в Геенне огненной!» – одно из самых страшных проклятий. Не знали только, что ад этот – ущелье в Иерусалиме. Гей – на иврите «ущелье». Гей бен Геенном (Долина сыновей Гееннома) сокращенно называют Геенном, что в русском произношении закрепилось как Геенна и никакого отношения к животному гиена не имеет. Кто такие Генном и его сыновья, неизвестно, но точно не с ними связано понятие «Геенна огненная».
Геенна стала символом ада из-за страшного жертвенника – Тофета, на котором в VIII в. до н.э., во времена царя Ахаза сжигали детей, принося их в жертву Молоху. При Ахазе Иудея стала вассалом языческой Ассирии, поэтому в Иерусалиме и появились идолы. Это вызывало естественный гнев Господа и осуждение пророков, в частности пророка Иеремии. В его книге мы читаем: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Генномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне». Осознав чудовищность преступлений предшественников, царь Иосия, в VII в. до н.э. искоренил всякую память о них: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху». Также в Библии сказано, что Иосия наполнил Геенном костями человеческими.
Есть разные гипотезы о том, что еще творилось в этом ущелье: сюда вывозили из Храма остатки животных после жертвоприношений, сюда выбрасывали тела казненных преступников, здесь просто была главная городская мусорная свалка. В любом случае все вывозимое сюда сжигалось и огонь горел в ущелье постоянно. Поэтому и стал Геенном символом ада и поэтому пожелание «Гореть тебе в Геенне огненной» – одно из самых страшных проклятий и среди евреев, и среди христиан, и среди мусульман – у них Геенном называется Джаханнан.
Христиане именно в Геенном помещают «Хакелдаму» – кровавую землю по-арамейски, то есть участок, купленный за 30 серебреников, за которые совершилось предательство Иисуса. Место это – на противоположном склоне ущелья. Когда-то там показывали дерево, на котором повесился Иуда. Древние паломники упоминают смоковницу. Неудивительно. Смоковница, она же фиговое, она же инжирное дерево – одно из немногих деревьев, способных дико произрастать в Иудейских горах. Ее корни (как корни оливы) пробивают скалы на сотни метров.