Содержание
фрэнсис бэкон
2.1 Материалистический эмпиризм
2.1.1 Бэкон Фрэнсис (1561-1626).
Главный труд Бэкона — «Новый Органон»(1620). Название это показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался «Органон» (свод логических работ) Аристотеля. Другим важным сочинением Бэкона была утопия «Новая Атлантида».
Бэкон Фрэнсис- английский философ, родоначальник английского материализма. В трактате «Новый Органон» провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «призраков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. В 1605 была опубликована работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. Последние годы жизни занимался научными экспериментами и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта. Бэкон был увлечен проектами преобразования науки, первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии. Крылатые высказывания Бэкона о науке неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений. Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются чувства. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания : «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства» .
Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными. В основу классификации Бекон положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история — это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии — рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Считая, что устранение заблуждений и предрассудков — отправная точка правильного философствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главный недостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылки силлогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессансную гуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами и подменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с так называемой «фантастической ученостью», опирающейся не на достоверный опыт, а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр.
Учение о так называемых «идолах», искажающих наши познания составляет основу критической части философии Бэкона. Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания — четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это — «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».
В основе врождённых «идолов рода» лежат субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.) «Идолы рода» — препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возникает телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений. Заблуждения вызваны неточными свидетельствами чувств или логическими ошибками.
«Идолы пещеры», обусловлены зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. «Идолы пещеры» — ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей (как бы сидящих в пещере) вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предметами, другие — их сходства; одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому.
«Идолы рынка, или площади», имеют социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличивать роль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. «Идолы площади» — препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета; а на основании совершенно случайного впечатления от этого предмета. Бэкон выступает против заблуждений, вызванных употреблением бессодержательных слов (как это бывает на рынке).
Бэкон предлагает искоренять «идолов театра», в основе которых некритическое следование авторитетам. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. «Идолы театра» не врождены нашему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям. Ложные взгляды, укоренившиеся благодаря вере в старые авторитеты предстают перед умственным взором людей наподобие театральных представлений.
Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Таким образом, Бэкон различал три основных пути познания:1) «путь паука» — выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике. Учёные-догматики, пренебрегающие опытными знаниями, ткут паутину абстрактных рассуждений. 2) «путь муравья» — узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения; 3) «путь пчелы» — соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, т.е. чувственного и рационального. Учёный, подобно пчеле, собирает соки — опытные данные и, теоретически перерабатывая их, создаёт мёд науки. Ратуя за это сочетание, Бэкон, однако, приоритет отдает опытному познанию. Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, цель их — принесение непосредственной пользы человеку, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат, цель их не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств вещей. .
Итак, Ф.Бэкон — основоположник материализма и экспериментальной науки своего времени считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко всем остальным, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов).
Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, — господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы «Дома Соломона»(своего рода исследовательского центра Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе «Новая Атлантида»), «цель общества -познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным». Научное исследование не должно быть ограничено мыслями о его непосредственной пользе. Знание — сила, но действительной силой оно может стать, только если основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием ее законов.
Технократическая школа. В «Новой Атлантиде» (1623-24) рассказывается о загадочной стране Бенсалем, которой руководит «Соломонов дом», или «Общество для познания истинной природы всех вещей», объединяющее главных мудрецов страны. От коммунистических и социалистических утопий утопия Бэкона отличается своим ярко выраженным технократическим характером: на острове царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспевания населения. Атланты обладают агрессивным и предпринимательским духом, причем поощряется тайный вывоз сведений о достижениях и секретах из других стран». «Новая Атлантида» осталась незаконченной. .
Теория индукции: Бэкон разработал свой эмпирический метод познания, каким у него является индукция — истинное орудие исследования законов («форм») природных явлений, которые, по его мнению, позволяют сделать разум адекватным природным вещам.
Понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции.
До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали понимание главным образом на те случаи или факты, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные инстанции. Уже один-единственный такой случай способен полностью или частично опровергнуть поспешное обобщение. По Бэкону, пренебрежение к отрицательным инстанциям есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.
Бэкон выставляет новую логику: «Моя логика существенно отличается от традиционной логики тремя вещами: самой своей целью, способом доказательства и тем, где она начинает свое исследование. Целью моей науки не является изобретение аргументов, но различные искусства; не вещи, что согласны с принципами, но сами принципы; не некоторые правдоподобные отношения и упорядочения, но прямое изображение и описание тел». Как видно, свою логику он подчиняет той же цели, что и философию.
Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще. Характеризует он ее так: «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается». Бэкон, однако, останавливается на данном состоянии разработки и существующем способе использования индуктивного подхода. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция «ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу». Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода. Первое условие прогресса знания является усовершенствование методов обобщения. Процесс обобщения есть индукция. Индукция исходит из ощущений, отдельных фактов, шаг за шагом без скачков поднимается до общих положений. Главная задача — создание нового метода познания. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение явления на составляющие части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение.
Бэкон- один из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы и руководствуется познанием ее законов. Предметом философии должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы. Бэкон говорил о качественной разнородности материи, имеющей многообразные формы движения (19 видов, в т.ч. сопротивление, колебание.). Вечность материи и движения не нуждаются в обосновании. Бэкон отстаивал познаваемость природы, считал, что этот вопрос решается не спорами, а опытом. На пути познания — множество препятствий, заблуждений, которые засоряют сознание.
Бэкон подчёркивал значение естествознания, но стоял на точке зрения теории двойственности истины (тогда прогрессивной): теология имеет своим объектом Бога, наука — природу. Необходимо разграничивать сферы компетенции Бога: Бог — творец мира и человека, но только объект веры. Знание не зависит от веры. Философия основывается на знании и опыте. Главное препятствие — схоластика. Основной порок — абстрактность, выведение общих положений из частных. Бэкон- эмпирик: познание начинается с чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке и подтверждении, значит, судить о явлениях природы следует лишь на основании опыта. Бэкон также считал, что познание должно стремиться к раскрытию внутренних причинно-следственных связей и законов природы путем обработки данных органами чувств и теоретическим мышлением. В целом философия Бэкона представляла собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин, законов. Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема и развития Англии.
XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени — это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).
Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон. Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась, разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.
Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план “ Великого Восстановления наук”, к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации наук. Она было предложена еще в труде Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но полное развитие получила в главном труде философа “Новый органон”(1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и “возвращения” философии с небес на землю.
философия френсис бэкон
Проблема человека и природы в философии Ф. Бэкона
Ф.Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука — средство, а не цель сама по себе. Человек же — властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. По-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа — как объект, подлежащий познанию и использованию.
Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, — пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с постановкой в центре всей философской системы природы. Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу; натурфилософия сохраняла благоговейное преклонение перед природой.
Понятие опыта в философии Ф.Бэкона
“Опыт” — главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, — пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными. Первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые — открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь.
Центральная часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он — величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу.
Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему.
Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них:
1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления);
2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);
3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете);
4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);
5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).
Индуктивный метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный метод, разработанный Бэконом.
Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция — это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “…человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, — чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”.
Основную задачу своей индуктивной логики Бэкон видит в исследовании внутренне присущих материи форм. Познание форм образует собственно предмет философии.
Бэкон создает собственную теорию форму. Форма есть материальная сущность принадлежащего объекту свойства. Так, форма теплоты есть определенный вид движения. Но в предмете форма любого свойства существует не изолированно от других свойств того же предмета. Поэтому, чтобы найти форму некоторого свойства, необходимо исключить из предмета все, что случайно связано в нем с искомой формой. Это исключение из предмета всего, что не связано в нем с данным свойством, не может быть реальным. Это мысленное логическое исключение, отвлечение или абстракция.
На основе своей индукции и учений о формах Бэкон разработал новую систему классификации наук.
В основу классификации Бэкон положил принцип, исходящий из различия между способностями человеческого познания. Способности эти — память, воображение, рассудок, или мышление. Каждой из этих трех способностей соответствует особая группа наук. А именно: памяти соответствует группа исторических наук; воображению соответствует поэзия; рассудку (мышлению) — наука в собственном значении этого слова.
Вся огромная область исторического познания делится на 2 части: на «естественную» историю и «гражданскую» историю. Естественная история исследует и описывает естественные явления. Гражданская история исследует явления человеческой жизни и человеческого сознания.
Если история есть отражение мира в памяти человечества, то поэзия есть отражение бытия в воображении. Поэзия отображает жизнь не такой, какова она есть, но соответственно с желанием человеческого сердца. Бэкон исключает из области поэзии лирику. Лирика выражает то, что есть — действительные чувства и мысли поэта. Но поэзия, по Бэкону, не о том, что есть, а о том, что желательно.
Бэкон делит весть род поэзии на 3 вида: эпос, драму и аллегорико-дидактическую поэзию. Эпическая поэзия подражает истории. Драматическая поэзия представляет события, лица и их действия так, как если бы они происходили на глазах у зрителей. Аллегорико-дидактическая поэзия представляет и лица посредством символов.
Ценность видов поэзии Бэкон ставит в зависимость от их практической действенности. С этой точки зрения высшим видом поэзии он считает аллегорико-дидактическую, как наиболее назидательную, способную воспитывать человека.
Наиболее разработана классификация третьей группы наук — опирающихся на рассудок. В ней Бэкон видит высшую из умственных деятельностей человека. Все науки этой группы распределяются на виды в зависимости от различий между предметами. А именно: рассудочное познание может быть познанием или бога, или нас самих, или природы. Этим трем различным видам рассудочного познания соответствуют три различных способа или вида самого познания. На природу направлено наше непосредственное знание. На бога направлено знание опосредованное: мы познаем бога не прямо, а посредством природы, через природу. И, наконец, самих себя мы познаем через размышления или рефлексию.
Понятие “призраков” у Ф.Бэкона
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами, или призраками — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов, с которыми человеку надо бороться:
1) Идолы (призраки) рода;
2) идолы (призраки) пещеры;
3) идолы (призраки) рынка;
4) идолы (призраки) театра.
Идолами рода Бекон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в наделении природных явлений человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть своя пещера свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бекон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым спорам, что отвлекает людей от изучений явлений природы и правильного их понимания.
В категорию идолов театра Бекон включает ложные представления о мире, некритические заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные миры. Люди же эти постановки принимали »за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.
Философия Фрэнсиса Бэкона
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРЭНСИСА БЭКОНА
3. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
4. ПОНЯТИЕ ПРИЗРАКОВ В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
5. ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений — буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой — менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении — прежде всего, эксперементально-математическое естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени — это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРЭНСИСА БЭКОНА
Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода Отец его — Николай Бэкон, — лорд-хранитель печати. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.
Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план “ Великого Восстановления наук”, к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации наук. Она было предложена еще в труде Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но полное развитие получила в главном труде философа “Новый органон”(1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и “возвращения” философии с небес на землю.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.
Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука — средство, а не цель сама по себе. Человек же — властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ — СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа — как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. «Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. Современная физика не потому экспериментальная наука, что применяет приборы, для установления фактов о природе, а, наоборот: поскольку физика, причем уже в качестве чистой теории заставляет природу представлять себя как расчетно предсказуемую систему сил, постольку ставится эксперимент, а именно, для установления того, дает ли и как дает о себе знать представленная таким образом природа”, — пишет М.Хайдегер.
К сожалению, эта гносеологическая традиция породила не только преобразовательский энтузиазм человека, ставший деятельностным основанием позитивного преобразования природы, воспринимаемой как инструмент в достижении человеческих целей, но и к формированию и распространению в наши дни технократического сознания, чреватого не столько созиданием, сколько разрушением. В основе доктрины техницизма лежит положение, что мир спасет инженерная забота “ Бог техницизма — великий инженер. Созданный им мир — земля обетованная для человека-инженера: все он охватывает как предмет или средство инженерного действия, впервые придающего вещам их подлинный смысл… Эволюция этой доктрины была предопределена чудесным превращением работящей Золушки-техники в ослепительную королеву материального обмена”.
Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление — это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком, его ценностями, культурой. Технократическое мышление — это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.
Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только сама деятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.
Нельзя идентифицировать технократическое мышление с мышлением ученых или техников. Технократическое мышление — это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление — уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.. Наука и особенно техника возвысились над человеком, перестали быть средством, а стали смыслом и целью. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру, губит душу ученого, деформирует Дух науки. Вряд ли Ф.Бэкон предполагал, что его стремление возвеличить науку может обернуться такими последствиями, как, впрочем, и Нильс Бор не ожидал, что его открытие станет угрозой жизни всего человечества.
Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, -пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с постановкой в центре всей философской системы природы. Однако в отличие от Бэкона натурфилософия была далека от того, чтобы поставить перед человеком задачу преобразовать и подчинить себе природу, натурфилософия сохраняла благоговейное преклонение перед природой. Таким образом, центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма (Джемс, Дьюи, Парсонс).
ПОНЯТИЕ “ПРИЗРАКОВ” У Ф.БЭКОНА
Итак, важнейшим условием овладения природой является знание, которое, по мнению Бэкона должно строится на новых принципах. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему “призраков”, т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления. “Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Назовем первый вид призраков — призраками рода, второй — призраками пещеры, третий — призраками рынка, четвертый — призраками театра “. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений, например, представление о том, что Земля плоска; призраки пещеры — это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями,; призраки рынка — мнение толпы или большинства (невольно вспоминается библейское “не следуй за большинством на зло”); и, наконец, призраки театра — это вера в высшие авторитеты — ученых, религиозных догматов и т.д. Только подвергнув свое знание строгой проверке, можно отыскать в мире истину. Главным учителем человека должна быть природа. “Лучше рассекать природу, чем отвлекаться от нее. Это и делала школа Демокрита, которая больше чем другие проникал в природу”. Бэкон впервые после долгого забвения упоминает имя Демокрита, возрождая таким образом античное философское наследие в его полноте, заложенную именно там традицию опытного постижения природы.
ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
“Опыт” — главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, — пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые — открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам… Другой же — выводит аксиомы из ощущений”. Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция — это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “…человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, — чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет” . Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые — задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал — ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт — полезные знания, способные изменить мир для блага человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, философия Ф.Бэкона — это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.
Список использованной литературы:
· Антология мировой философии. Т. 2. М., 1971.
· Д.И. Дубровский. Проблема идеального. М., 1983
· История философии: Россия-Запад-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Книга Вторая. М., 1996
· Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993,
Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 194
Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993, с.230.
Там же, с. 82
Ф.Бэкон. Там же., с. 194.
Ф.Бэкон. Там же., с. 196.
Ф.Бэкон. Там же., с. 198.
Ф.Бэкон Там же., с. 209.
Ф.Бэкон Там же., с. 195
Ф.Бэкон Там же., с.211
С 626
Применение
Система С 626 используется в жилых, гражданских и промышленных зданиях всех категорий (А, Б и В) с сухим и нормальным влажностными режимами в помещениях различного назначения, как при реконструкции так и в новом строительстве с целью:
- отделки несущих конструкций из кирпича и бетона;
- устранения неровностей перекрытия;
- скрытого размещения инженерных коммуникаций;
- повышения звукоизоляции ограждающих конструкций;
- повышения теплоизоляции ограждающих конструкций;
- повышения огнестойкости ограждающих конструкций (в случаях, когда нормируется предел огнестойкости и класс пожарной опасности стен и обшивка с соответствующими пожарно-техническими характеристиками).
Поверхность облицовки предполагает последующую декоративную отделку, например, окраску, оклейку обоями и т. п.
Основные этапы монтажа:
- разметка проектного положения облицовки на полу, потолке и базовых стенах;
- монтаж каркаса облицовки С 626;
- монтаж электрических и других, заложенных в проекте проводок, а также закладных деталей под массивное навесное оборудование;
- укладка и закрепление изоляционного материала, если это предусмотрено проектом;
- установка вертикально ориентированных гипсокартонных КНАУФ-листов (ГКЛ);
- заделка швов между гипсокартонными листами, мест установок шурупов и грунтование под декоративную отделку;
- произведение или создание декоративной отделки облицовки после укладки лицевого покрытия пола.
Рекомендации
Монтаж облицовок следует выполнять в период проведения работ (в зимнее время при подключенном отоплении) до устройства чистых полов, когда все «мокрые» процессы закончены и выполнены разводки электротехнических и сантехнических систем, в условиях сухого и нормального влажностного режима согласно СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003. При этом, температура в помещении не должна быть ниже 10°С.
В условиях повышенной влажности (санузлы, кухни, ванные) рекомендуется использовать влагостойкие гипсокартонные КНАУФ-листы (ГКЛВ) в сочетании с металлическим каркасом, при этом необходимо учитывать, что в местах прямого попадания воды на стены (например, в ванных комнатах), поверхность листов следует покрывать гидроизоляцией КНАУФ-Флэхендихт.
В непрерывных облицовках следует предусмотреть устройство деформационных швов с интервалом в 10-15 м.
108 The Works. Vol. I. P. 505.
109 См.: Ibid. P. 743.
110 См.: Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 192.
111 См.: Асмус В. Ф. Маркс и буржуазный историзм. М.; Л., 1933. С. 4.
112 См.: The Works. Vol. I. P. 163.
113 Примеры «идолов рода»: вера в астрологические предсказания, вещие сны, предзнаменования, стремление объяснить действия природы по аналогии с действиями и поступками людей.
114 Ibid. P. 164-165, 512.
115 См.: Ibid. P. 450.
116 Ibid. P. 504.
117 Ibid.
118 См.: Ibid. P. 316-317.
119 Ibid.
120 Ibid. P. 721.
121 Ibid. P. 743.
122 См.: Ibid. P. 718.
123 Известно, что в своих «Диалогах об истории» итальянский философ-гуманист Франческо Патрицци (1529 — 1597) высказывал сомнение в возможности извлекать из истории «уроки», которые помогли бы человеку в достижении более совершенного состояния, личного и общественного блага. В более резкой форме свое отрицательное отношение к распространенной в среде гуманистов доктрине «уроков истории» выразил Гвиччардини, критически отнесшийся к «Рассуждениям» Макьявелли. Во-первых, прошлое не столь легко доступно для понимания, как казалось последнему, и, во-вторых, извлеченные им из опыта Древнего Рима уроки произвольны и лишены прикладной ценности в новых условиях (см.: Guicciardini F. Scritti Politici e ricordi. Bari, 1933. P. 358-359).
124 Mirror for Magistrates. N. Y., 1938.
125 The Works. Vol. I. P. 507.
126 Ibid.
127 Ibid. P. 512, 513.
128 Ibid. P. 503.
129 Ibid. P. 505.
130 Ibid. P. 143.
131 См.: Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 165 — 166 («Этот период, по крайней мере, по моему мнению, значительно богаче разнообразными событиями (обычно редкими), чем любой другой, равный по времени период истории любой из наследственных монархий»).
132 См.: Fox L. English Historical Scholarship in the 16 and 17 cc. Oxford, 1956.
133 См.: Бэкон Ф. Соч. Т. 1. С. 162 — 163. («Эта работа, конечно, требует огромного труда… однако она не имеет достойного веса…»).
134 См.: Там же. С. 162.
135 См.: Там же. С. 164.
136 См. общую характеристику труда Бэкона в кн.: Smith-Fussner F. The Historical Revolution. P. 269 ff.
Текст воспроизведен по изданию: Фрэнсис Бэкон. История правления короля Генриха VII. М. Наука. 1990
История философии. Тест 12
1. С точки зрения Монтеня, бог — это
строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей
идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества
непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей
некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека
2. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой
изолированный шар в лоне абсолюта
бесконечно расширяющийся шар, центр которого — Земля
бесконечный шар с центром везде и нигде
бесконечный шар без центра
3. Для Парацелъса главной и универсальной наукой была
медицина
философия
астрономия
алхимия
4. В философской системе Телезио все вещи
материальны, но сама материя пассивна
материальны, и материя активна
нематериальны, но кажутся материальными и подвижными
нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные
5. Франческо Патрици, развивая итальянскую линию философии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»
переосмыслил основы оригинального учения Аристотеля
преодолевал средневековый схоластический аристотелизм
защищал основные идеи Платона
поддерживал учение неоплатоников
6. По мысли Джордано Бруно, «оно само является …бесконечным, неподвижным, субстратным, …жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него
божественное
единое
материальное
духовное
7. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль
космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог)
бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом
космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом)
космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры
8. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у
киников
эпикурейцев
стоиков
скептиков
9. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как
божественную волю, реализуемую через поступки людей
своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки
автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии
систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства
10. В философии политики Жана Бодена (1530-1596) государство рассматривается как
гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом
форма осуществления власти церкви над обществом
власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики
политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган
11. Термин «утопия» означает буквально
удаленный остров
идеальное государство
несуществующее место
великая мечта
12. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи
Сократа
Платона
Аристотеля
Мора
13. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки — это
развитие человеческого духа и знаний о мире
достижение славы и власти
общественная польза и улучшение жизни людей
окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины
14. По Ф. Бэкону, эмпирия — это
опыт, опирающийся на эксперимент
изолированное чувственное восприятие
форма, присущая самой вещи
мыслительный образ вещи, отраженный в сознании
15. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это
анализ
синтез
дедукция
индукция
ТЕСТ 5 Новое Время и Просвещение
1. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем народного и революционного движения.
2. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:
а) Сократа;
б) Платона;
в) Аристотеля;
г) Мора.
3. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) двойственной истины.
4. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
а) развитие человеческого духа и знаний о мире;
б) достижение славы и власти;
в) общественная польза и улучшение жизни людей;
г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.
5. По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
в) материализма и эмпиризма;
г) позитивизма и прагматизма.
6. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:
а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие;
в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
7. В «Новом Органоне» Ф. Бэкон опровергает:
а) диалектику Платона;
б) логику Аристотеля;
в) космологию Ньютона;
г) теологию Фомы Аквинского.
8. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
г) индукция.
9. Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «призраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:
а) рода;
б) пещеры;
в) рынка;
г) театра.
10. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
г) «знание – сила».
11. Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве возникает нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется…»:
а) субстанцией;
б) формой;
в) материей;
г) движением.
12. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:
а) абсолютное содержание;
б) реальное существование;
в) мыслящее Я;
г) очевидное явление.
13. По мысли Декарта, «материя» – «substantia externa» и «духовная субстанция» – «substantia cogitas»:
а) находятся в тесной взаимозависимости;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.
14. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость;
б) протяженность (распространенность);
в) вечность;
г) изменчивость.
15. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.
16. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
а) картезианством;
б) сенсуализмом;
в) реализмом;
г) деизмом.
17. В своем труде «Разыскание истины» последователь Декарта Никола Мальбранш исходил из своеобразного дуализма, в котором сосуществование духовного и материального определяется приоритетом:
а) разума, указывающего на недостатки чувственного познания;
б) души, сущностью которой является мышление;
в) чувств, которые способны исследовать вещи вне нас;
г) интуиции, соединяющей разум и чувства.
18. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:
а) диалектического материализма;
б) механистического естествознания;
в) объективного идеализма;
г) протестантской теологии.
19. Пьер Гассенди, развивая основы новоевропейского философского и научного мышления, переосмыслил античное наследие:
а) Фалеса;
б) Эпикура;
в) Аристотеля;
г) Анаксагора.
20. Томас Гоббс понимал истину как:
а) констатацию фактов и совокупность эмпирических познаний;
б) свойство наших суждений о вещах;
в) то, что принадлежит самим объектам и может быть познано нашими чувствами;
г) то, что дается в откровении или во врожденной интуиции.
21. С точки зрения Гоббса, акциденцией не является:
а) движение;
б) субстанция;
в) покой;
г) цвет.
22. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:
а) социальный упадок;
б) естественное состояние;
в) природное заблуждение;
г) психическое отклонение.
23. По Гоббсу, государство – это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:
а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;
б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;
в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;
г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.
24. По мысли Гоббса, государство законы природы:
а) развивает и совершенствует;
б) дополняет;
в) заменяет законами общества;
г) непосредственно использует.
25. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:
а) монархической;
б) демократической;
в) аристократической;
г) олигархической.
26. По мнению Джона Локка, душа человека – это:
а) частица мирового духа, познающая путем интуиции и откровений;
б) вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания;
в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;
г) совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
27. Согласно Локку, основой всякого познания является:
а) ощущение;
б) мысль;
в) интуиция;
г) опыт.
28. Размышление, по Локку, это процесс:
а) формирования первичных ощущений внешнего мира;
б) происхождения рефлексий как идей внутреннего опыта;
в) создания идей на основе внешнего опыта при посредстве чувственных восприятий;
г) возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей.
29. По представлениям Локка, в нашем понимании желтый цвет золота, его блеск, твердость, вес, ковкость и т. д. относятся к сущности:
а) номинальной;
б) реальной;
в) и номинальной, и реальной;
г) не относится ни к одной из них.
30. По мнению Локка, свобода человека:
а) абсолютна и никем не контролируема;
б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;
в) ограничена свободой других людей;
г) ограничена силой государства.
31. Впервые в философии политики Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:
а) демократического централизма;
б) просвещенной монархии;
в) разделения властей;
г) общественного договора.
32. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
в) геометрический;
г) семантический.
33. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:
а) методе;
б) акциденции;
в) субстанции;
г) боге.
34. С точки зрения Гегеля, философия Спинозы есть объективация философии:
а) Лейбница;
б) Локка;
в) Бэкона;
г) Декарта.
35. Расположите пять частей «Этики» Спинозы в правильной последовательности:
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть а) О силе разума, или о человеческой свободе;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть б) О Боге;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть в) О происхождении и аффекте;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть г) О природе и происхождении мысли;
Выберите Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Пятая часть д) О человеческой несвободе, или о силе аффектов.
36. С точки зрения Спинозы:
а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;
б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;
в) бог находится в природе, являясь ее творцом;
г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
37. Спиноза использовал понятие «модус», которое означает:
а) внешнюю причину;
б) единичную конечную вещь;
в) атрибут субстанции;
г) воздействие и связь.
38. По мысли Спинозы, модус есть природа:
а) творящая;
б) сотворенная;
в) вечная;
г) абстрактная.
39. Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует:
а) полная анархия;
б) относительность движения;
в) жесткий детерминизм;
г) абсолютное предопределение.
40. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал:
а) аффект;
б) необходимость;
в) произвол;
г) предопределение.
41. Спиноза был сторонником:
а) демократии;
б) аристократии;
в) просвещенной монархии;
г) абсолютизма.
42. «Монада» в учении Г. В. Лейбница – это:
а) единая субстанция;
б) простая субстанция;
в) духовный модус;
г) объективная акциденция.
43. Между монадами Лейбница существует:
а) множество отношений;
б) гармония;
в) полное отсутствие отношений;
г) постоянная борьба.
44. Монады у Лейбница между собой:
а) тождественны;
б) различны;
в) в чем-то схожи;
г) несопоставимы.
45. Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к:
а) рефлексии;
б) перцепции;
в) апперцепции;
г) индукции.
46. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие:
а) перцепцией;
б) апперцепцией;
в) перцепцией и апперцепцией;
г) ощущениями и ясными представлениями.
47. Согласно теории «предустановленной гармонии» Лейбница, наш мир является:
а) единственно возможным;
б) лучшим из возможных;
в) худшим из возможных;
г) аналогичным всем другим.
48. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме…»:
а) самих чувств;
б) самого разума;
в) случайного;
г) эмпирического.
49. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах» является:
а) философия;
б) физика;
в) логика;
г) этика.
50. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
51. Беркли отрицал существование:
а) материи;
б) Бога;
в) ощущений;
г) сознания.
52. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:
а) механические;
б) физические;
в) духовные;
г) материальные.
53. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения:
а) сходства и различия;
б) временного и пространственного сосуществования;
в) бесконечного творчества;
г) причинности.
54. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения:
а) реальных вещей;
б) представлений;
в) впечатлений;
г) сущностей.
55. В своей основной работе Монтескье характеризовал их как «необходимые отношения, вытекающие из характера вещей в самом широком смысле слова»:
а) причины;
б) законы;
в) субстанции;
г) идеи.
56. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:
а) естественные;
б) международные;
в) политические;
г) гражданские.
57. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:
а) войны всех против всех;
б) мира всех со всеми;
в) общественного договора;
г) борьбы за существования.
58. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
а) духовного монизма;
б) географического детерминизма;
в) европейского гуманизма;
г) социального фатализма.
59. Вольтер понимал человека как существо:
а) природное;
б) политическое;
в) общественное;
г) экзистенциальное.
60. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
а) человек и бог;
б) бог и дьявол;
в) ученый и невежда;
г) мошенник и глупец.
61. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
62. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:
а) природное;
б) имущественное;
в) политическое;
г) сословное.
63. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю…»:
а) Бога;
б) философию;
в) добродетель;
г) культуру.
64. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности:
а) естественные;
б) искусственные;
в) необходимые;
г) материальные.
65. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:
а) просвещенного монарха;
б) избранного президента;
в) объединенный народ;
г) парламент.
а) общая воля;
б) воля представителей;
в) мудрый правитель;
г) здравый смысл.
67. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:
а) собственную свободу;
б) неограниченное право;
в) гражданское право;
г) естественное право.
68. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
а) Вольтер;
б) Руссо;
в) Д’Аламбер;
г) Дидро.
***
Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи
1. С точки зрения Монтеня, бог — это
строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей
идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества
++/ответ/++ непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей
некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека
2. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой
изолированный шар в лоне абсолюта
бесконечно расширяющийся шар, центр которого — Земля
++/ответ/++ бесконечный шар с центром везде и нигде
бесконечный шар без центра
3. Для Парацелъса главной и универсальной наукой была
++/ответ/++ медицина
философия
астрономия
алхимия
4. В философской системе Телезио все вещи
++/ответ/++ материальны, но сама материя пассивна
материальны, и материя активна
нематериальны, но кажутся материальными и подвижными
нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные
5. Франческо Патрици, развивая итальянскую линию философии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»
переосмыслил основы оригинального учения Аристотеля
++/ответ/++ преодолевал средневековый схоластический аристотелизм
защищал основные идеи Платона
поддерживал учение неоплатоников
6. По мысли Джордано Бруно, «оно само является …бесконечным, неподвижным, субстратным, …жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него
божественное
++/ответ/++ единое
материальное
духовное
7. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль
++/ответ/++ космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог)
бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом
космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом)
космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры
8. По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у
киников
эпикурейцев
++/ответ/++ стоиков
скептиков
9. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как
божественную волю, реализуемую через поступки людей
своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки
++/ответ/++ автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли,
корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии
систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства
10. В философии политики Жана Бодена (1530-1596) государство рассматривается как
гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом
форма осуществления власти церкви над обществом
++/ответ/++ власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики
политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган
11. Термин «утопия» означает буквально
удаленный остров
идеальное государство
++/ответ/++ несуществующее место
великая мечта
12. Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи
Сократа
++/ответ/++ Платона
Аристотеля
Мора
13. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки — это
развитие человеческого духа и знаний о мире
достижение славы и власти
++/ответ/++ общественная польза и улучшение жизни людей
окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины
14. По Ф. Бэкону, эмпирия — это
++/ответ/++ опыт, опирающийся на эксперимент
изолированное чувственное восприятие
форма, присущая самой вещи
мыслительный образ вещи, отраженный в сознании
15. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это
анализ
синтез
дедукция
++/ответ/++ индукция
Новая Атлантида
Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть — очень интересные. К какому разряду отнести «Новая Атлантида» Бэкон Фрэнсис решать Вам! Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. «Новая Атлантида» Бэкон Фрэнсис читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…