Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассьон), появилась на свет на уличном тротуаре, воспитывалась в борделе, который держала ее бабушка. Вскармливали ребенка не молоком, а с ранних лет вином. И уже в шесть лет, выступая с отцом-акробатом на улице, пела песенку о «потаскушке». Что, спрашивается, могло из нее вырасти?
Воробышек Парижа
Добрым гением будущей звезды стал владелец роскошного кабаре «Жернис» Луи Лепле, который и придумал ей сценическое имя Пиаф, на парижском арго – «воробышек». Эдит была похожа на эту хрупкую и неказистую птичку: «воробьиный» вес 40 кг, рост 147 см, полное отсутствие вкуса и мало-мальской красоты, как считали многие ее современницы.
При этом мужчины никогда ей не отказывали в любви. Наоборот, это они спешили на ее «огонек». Не подозревая, что стоит ему потухнуть, Эдит тут же избавится от кавалера, чтобы сразу найти другого.
Содержание
- За державу обидно
- Эдит Пиаф и «вера угольщика»
- Биография Эдит Пиаф
- «Нет, я ни о чем не жалею…»
- Эдит Пиаф
- Биография
- Детство и юность
- Музыка
- Личная жизнь
- Смерть
- Воробушек парижских улиц: биография и личная жизнь французской певицы Эдит Пиаф
- Гордость Франции – Эдит Пиаф: биография и личная жизнь
- Расцвет карьеры: лучшие годы жизни Эдит Пиаф
- Личная жизнь великой Пиаф и память о ней
На панель за гробом
wikimedia
В 16 лет уличная певунья встретила 19-летнего хозяина небольшого магазинчика Луи Дюпона. Эдит почти сразу забеременела, но любовник замуж ее так и не позвал.
Во время беременности юной девушке пришлось устроиться в мастерскую, где она плела похоронные венки, пытаясь поддержать разорившегося сожителя. В 17 Эдит родила дочь Марсель. Спустя два года малышка заболела менингитом и скончалась. Денег на похороны не было. Эдит напилась и вышла на панель, чтобы заработать на гробик. Первый же клиент, увидев ее белое лицо, спросил, зачем она это делает. Безутешная мать во всем призналась, и он просто так ей дал деньги на скорбные дела. Больше детей у Пиаф не было.
Неизвестно, насколько глубоко она запрятала свою боль, но имя Марсель стало для нее знаковым и принесло ей еще много счастья и горя.
Две звезды – две светлых повести
В 1942 году Пиаф в Марселе знакомится с режиссером Марселем Блистэном. На первом свидании она вспоминает свою дочку, и с тех пор между этими двумя людьми зарождается чистая дружба на долгие годы. Блистэн снял Эдит в двух своих фильмах. Сценарий для одного из них, под названием «Безымянная звезда», написан специально для Пиаф.
Эдит Пиаф. wikimedia
Кто-то посчитает крошку Эдит беспринципной и неразборчивой в связях женщиной. Она с юных лет крутила романы со всеми подряд: бедными, богатыми, простыми и не очень мужчинами. Одни ей помогали пробиться в мире искусства, как Луи Лепле, которого в итоге убили. Как оказалось, он был нетрадиционной ориентации, и вполне возможно, вместе со своей подопечной делил любовников.
Имя Эдит полоскали в связи с его гибелью, но преступника так и не поймали. Певица не сломалась, а, наоборот, нашла еще одного Пигмалиона.
Кому-то она сама помогла. Например, Иву Монтану: составила репертуар, посодействовала, чтобы он пробился на большую сцену. Но Эдит всегда поступала с мужчинами, руководствуясь одним принципом: «Женщина, которая позволяет, чтобы ее бросили, – круглая дура. Мужиков пруд пруди. Только нужно найти замену не после, а до. Если после, то тебя бросили, если до – то ты! Большая разница».
Я тебя никогда не забуду
Марсель Сердан. wikimedia
Любовью всей жизни талантливого «воробышка», как она сама говорила, стал французский боксер, чемпион мира и Европы Сердан, которого тоже звали Марсель. Он был женат и имел троих детей, но свою любимую Эдит обожествлял и мечтал быть с ней. Позволял себя наряжать в «попугайские» наряды, терпел все слухи и сплетни. И однажды на пресс-конференции, чтобы заткнуть всех злопыхателей, твердо сказал, что любит ее больше жизни и она его любовница, а не жена лишь потому, что у него есть дети.
Марсель и Эдит не переносили разлуки. Как-то певица попросила любимого прилететь к ней на самолете, чтобы встреча произошла как можно скорее. Но Сердан так и не попал в ее объятия – разбился в авиакатастрофе. В этот день Пиаф принесли на сцену на руках – она не могла идти. И спела лишь одну песню – «Гимн любви». Эдит винила именно себя в смерти Марселя.
Она хотела умереть, пока не увлеклась спиритическими сеансами, пытаясь вызвать дух своего любимого. Пыталась ожить и спустя время вышла замуж за певца Жака Пилса, написавшего для нее свадебную песню.
Эдит тайком от него кололась морфием, у нее начались галлюцинации. Певица не могла найти выход на сцену, видела в углах пауков и мышей. Несколько раз лечилась, чтобы избавиться от зависимости. И подала на развод, считая, что ее мужу просто не повезло и нельзя жить с женщиной, потерявшей человеческий облик.
Лебединая песнь
В 47 лет Пиаф стала похожа на древнюю старуху. Еще больше похудела, лицо распухло и покрылось морщинами, волосы почти все вылезли. Однако она венчается в церкви с парикмахером – 27-летним Теофанисом Ламбукасом, похожим на прекрасного греческого бога. Певица пыталась сделать из своего юного мужа звезду и придумала ему псевдоним Тео Сарапо (от греч. «я тебя люблю»).
Эдит Пиаф с Тео Сарапо. wikimedia
Над комичной парой смеялись, думая, что молодой человек связался с престарелой шансоньеткой из-за несметных богатств. Однако Пиаф давно осталась без средств к существованию: лекарства, наркотики, бездумные траты. Эдит жила на деньги мужа, и после смерти на нем повисли долги жены в сумме 45 миллионов франков.
Тео с обожанием смотрел на любимую женщину, которая была вся в шрамах и с распухшими руками, к тому же не могла сама за собой ухаживать. Но ему было все равно, он любил. Кормил с ложечки, нежно ухаживал, читал ей вслух, дарил подарки, показывал комедии. И до последнего ее вздоха давал понять, что она желанна и любима. Муж всегда был рядом со своим постаревшим, разбитым болью потерь и болезнями «воробышком», даже когда она его не узнавала.
Перед смертью Пиаф сказала: «Я не заслужила Тео, но я его получила». Они были вместе всего год. Певица умерла во сне 10 октября 1963 года на Лазурном берегу. Фактически на руках молодого мужа. И последнее, что видела «воробышек», засыпая – это глаза, полные любви к ней.
Ее тайно перевезли в Париж и только 11 октября официально сообщили о смерти великой Эдит Пиаф. В последний путь ее провожали 40 тысяч поклонников. Спустя семь лет Сарапо разбился в автокатастрофе и был упокоен рядом со своей любимой и венчанной женой.
Эдит Пиаф. 1962 год. wikimedia
Через несколько месяцев Тео спросил Эдит: «Хочешь быть моей женой?» Он сказал это просто и очень мягко, как будто боялся ее испугать. «Тео, это невозможно!.. У меня была очень сложная жизнь… Мое прошлое тянется за мной, как тяжкий груз… Я намного старше тебя, почти в два раза». — «Для меня ты родилась в тот день, когда я тебя увидел».
У Эдит не хватило духу сказать «нет». Потом она признается: «По-настоящему я любила только Марселя Сердана. И всю свою жизнь ждала только Тео Сарапо».
Перед свадьбой Тео познакомил невесту со своими родителями и двумя сестрами. Впервые Эдит открыла для себя, какое это счастье, когда вокруг стола собирается настоящая семья.
Торжество состоялось 9 октября 1962 года. Молодые венчались в православной церкви, к которой принадлежал Тео. Окрыленная счастьем, Эдит считала, что вошла в форму. Она дала концерт в престижном парижском зале «Олимпия». Публика стоя скандировала: «Гип-гип-ура, Эдит!» И только Тео знал о приговоре врачей — максимум год.
…Последний раз Эдит было суждено спеть спустя полгода после свадьбы, в марте 1963 года. В апреле ее вновь положили в больницу с диагнозом «отек легкого». Болезнь отягощалась двухнедельным приступом безумия, во время которого она не узнавала Тео. Тот же не отходил от жены круглые сутки. Когда Эдит наконец пришла в себя, она сказала: «Тео, ты не заслужил такого».
Из больницы муж увез Эдит в инвалидном кресле. Они поселились в загородном доме, где Тео взвалил на свои плечи весь труд по уходу за женой. Несмотря на то что врачи скрывали от Эдит правду, она догадывалась о близкой смерти. И встретила ее мужественно: «Мне не страшно умирать, ведь я прожила две жизни».
P. S. Перед смертью Эдит попросила Тео дать клятву не летать самолетом. Трагедия, произошедшая с Марселем Серданом, не давала ей покоя. Она боялась, что что-то подобное случится с Сарапо. Тео сдержал обещание. Но его жизнь все равно оборвалась рано. Он погиб в автомобильной катастрофе через семь лет после смерти жены. Его похоронили в том же склепе, что и Эдит. На парижском кладбище Пер-Лашез.
Эдит Пиаф и Ив Монтан.
За державу обидно
Эдит Пиаф и «вера угольщика»
На фото венчание Эдит Пиаф и Тео Сарапо в греческой православной церкви в Париже.
К столетию со дня рождения певицы
Я хочу попросить читателей «Фомы» помолиться об одной женщине. Ее зовут Эдит Пиаф. Вероятно, моя просьба кого-то шокирует. У французской певицы было много мужчин, она пила, употребляла наркотики и прожила жизнь, полную страданий. И даже во Франции многие православные христиане не знают, что за год до смерти она перешла в православие и стала нашей сестрой по вере. При этом своего имени Эдит Пиаф не меняла, поскольку святая Эдита или Эдит есть и в православных, и в католических святцах. Так что желающие могут помолиться об упокоении этого человека, но сперва я хочу рассказать вам о жизни одной из самых известных певиц ХХ века.
Эдит Пиаф родилась 19 декабря 1915 года на одной из парижских улиц. От нее отказалась мать, от двух до шести лет девочка жила в борделе, который содержала ее бабушка. В два года она ослепла из-за плохого питания и ухода, в шесть – исцелилась благодаря чуду католической святой Терезы из Лизье, куда обитательницы публичного дома отправились помолиться за Эдит.
Краткая учеба в школе, пение на французских улицах, рождение и потеря дочери, которая умерла от менингита в возрасте трех лет.
Неожиданная слава, которую обеспечил Эдит Пиаф ее первый импресарио Луи Лепле. Вскоре он был убит, и женщине пришлось испытать множество унижений из-за подозрений об ее причастности к этому преступлению.
Потом началась война. Париж был захвачен фашистами. Это было время подвига. Эдит была уже настолько знаменита, что выступала и перед немецким командованием и перед французскими военнопленными. Оккупанты разрешали певице посещать лагеря и даже фотографироваться с пленными.
Вернувшись в Париж, Пиаф отдавала пленку друзьям. Те увеличили лица пленных на фотографии, затем вырезали их и вклеили в фальшивые удостоверения личности. Затем певица привезла документы обратно в лагерь в коробке с гримом, у которой было двойное дно. Эти бумаги помогли многим французским солдатам спасти свою жизнь. «Нет, я не участвовала в Сопротивлении, но своим солдатам помогала» — рассказывала Пиаф в своих воспоминаниях.
Война окончилась, и к знаменитой певице пришла первая настоящая любовь. Его звали Марсель Сердан – боксер, соотечественник, на момент знакомства почти чемпион мира. Они встретились в США, у Марселя была жена и дети, у Пиаф отношения с разными мужчинами и не слишком удачный брак. Эта встреча навсегда изменила жизнь французской певицы. Впервые она влюбилась по-настоящему и увидела мужчину, на которого можно положиться. Но Марсель Сердан вскоре погиб в авиакатастрофе. Затем Эдит сама попал в страшную автоаварию. Эта трагедии навсегда изменила жизнь Пиаф – чтобы преодолеть последствия автомобильной аварии, она стала колоть себе морфий, как обезболивающее, но постоянные боли и депрессия сделали ее зависимой от наркотика и алкоголя. Несколько раз она ложилась в клинику, четыре года боролась с зависимостью, но ее здоровье было навсегда подорвано.
В 47 лет уже смертельно больной она встречает молодого грека – парикмахера по имени Тео. Эдит Пиаф придумает ему псевдоним Сарапо (в переводе с греческого «я тебя люблю»). Она венчается со своим женихом (по его просьбе) в греческой православной Церкви в Париже и принимает православие. Имя ей менять не пришлось, поскольку преподобная Эдита (Эдит – тоже допустимый вариант) Поулсвортская, жившая в Англии в середине X века, есть и в православных, и в католических святцах. Есть и другие древние святые с этим именем. Например, святая Эдита, жившая в IX веке и убитая вместе с сестрами Фридой и Сабиной.
Мы не можем говорить о том, что французская певица приняла православие сознательно, по каким-то глубоким религиозным мотивам. Эдит Пиаф прожила жизнь, которую нельзя назвать благочестивой. У нее было много мужчин, она была суеверной, а одним из немногих проявлений ее веры было почитание святой Терезы из Лизьё, которой она молилась в сложных ситуациях.
Но она не была и атеисткой, в своих песнях и записанных воспоминаниях она иногда вспоминает о Боге. Вот отрывок из книги «Моя жизнь», относящийся ко второй половине 50-х годов прошлого столетия, когда французская певица много пила. Эдит Пиаф описывает свое состояние после ночных попоек (уточним, что все это происходило после гибели Марселя Сердана и до встречи с Тео Сарапо): «Это было отвратительно, невыносимо!.. Но в это время я не испытывала никаких страданий. Зато каждый раз, когда я таким образом теряла голову, просыпаясь утром бледная как смерть, я сгорала от стыда и клялась себе не пить больше. Я ходила в церковь, стояла перед Богоматерью на коленях и молила ее: «Вы же знаете, почему я пью, знаете, мои мучения, помогите мне!» И я обещала не пить в течение целого года! Но вскоре я встречала нового мужчину, и все начиналось сначала» .
Еще более горькие слова о своей вере Эдит Пиаф спела в песне:
Monsieur Saint-Pierre
Что и говорить, я любила жизнь,
Но теперь — к чему она меня приводит,
Вот я вся холодная и напряжена, вытянулась
Между четырьмя досками гроба
По правде, моя душа не горда, (благородна, возвышена)
Перед вратами из хрусталя,
Где за Святым Петром я предвижу
Идеальную вечность,
Я всего лишь никчёмная душа,
Я даже не умею становиться на колени.
10 октября 1963 года во французском городе Грассе Эдит Пиаф не стало. «Эдит победила все: болезнь, алкоголь, наркотики. Все забыто, сметено. Она очистилась в муках», — напишет о ней сводная сестра Симона Берто.
Я не знаю, права ли сводная сестра певицы в своей вере, что Эдит очистила свою душу страданиями, но хочу напомнить, что одно из самых известных французских выражений о народной религиозности «la foi du charbonnier» переводится как «вера угольщика». Это наивное, но твердое убеждение в том, что Бог есть, что Он помогает человеку в сложной ситуации.
Несомненно, что у Эдит Пиаф была такая вера. Достаточно ли этой религиозности и тех страданий, которые выпали на долю великой французской певицы, мы не знаем, но те четыре дня, которые я провел, читая биографию Эдит Пиаф, ее воспоминания, и слушая ее песни, останутся в моем сердце, как одно из самых сильных эмоциональных потрясений последнего года.
Мне захотелось помолиться за эту женщину, и я прошу читателей тоже помянуть Эдит Пиаф в своих молитвах. Это то, что мы можем это сделать для нее.
Биография Эдит Пиаф
Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.
До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.
Позже она стала выступать одна как уличная певица. В 17 лет Эдит родила дочь Марсель, которая спустя два года умерла от менингита.
Поворотным в судьбе Эдит стал 1935 год, когда импресарио Луи Лепле, владелец модного кабаре «Джернис», расположенного по соседству с Елисейскими полями, услышав ее пение, пригласил выступить в своем заведении с песней «Бездомные девчонки».
Небольшой рост певицы (меньше полутора метров) и ее внешний вид натолкнули владельца кабаре на мысль придумать ей сценический псевдоним Малышка Пиаф, что на парижском жаргоне означает «воробей».
Успех первых же выступлений был огромным. Специально для Эдит Жак Буржа написал первые песни — «Слова без истории» и «Старьевщик».
В феврале 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с ведущими звездами французской эстрады. Короткое выступление на Радио-Сите позволило ей сделать первый шаг к славе.
После убийства Луи Лепле в апреле 1936 года Эдит попала под подозрение полиции. В газетах печаталась ее фотография как подозреваемой. В результате парижская публика была настроена настолько враждебно, что Пиаф была вынуждена покинуть город и выступать в его пригородах, Ницце и в Бельгии.
Когда скандал утих, певица смогла вернуться в Париж. В 1937 году она сблизилась с поэтом и композитором Раймондом Ассо, который помог ей создать «стиль Пиаф», отталкиваясь от индивидуальности певицы. Им были написаны песни «Париж — Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». История Эдит Пиаф стала историей ее песен. Ассо добился выступления певицы в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа.
С этого времени певица выступала под именем Эдит Пиаф. В 1939 году Эдит рассталась с Ассо.
В этот период она познакомилась со знаменитым французским поэтом, драматургом и режиссером Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец», впервые показанной в сезон 1940 года. Игра Эдит произвела впечатление на режиссера Жоржа Лакомба, который снял по пьесе фильм «Монмартр на Сене» (Montmartre-sur-Seine, 1941) с Эдит Пиаф в главной роли.
Во время оккупации Франции (1940-1944) певица много выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали фальшивые документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые удостоверения личности военнопленным.
В 1947 году Эдит отправилась на гастроли по Греции, а затем — в США, где встретила самую большую любовь в жизни — боксера Марселя Сердана, который был женат и имел троих сыновей. В 1949 году Сердан погиб в авиакатастрофе. Его трагическая смерть вызвала у певицы тяжелую депрессию.
В 1952 году певица попала подряд в две автокатастрофы. Облегчая страдания, вызванные переломами, врачи кололи ей морфий, и Эдит попала в наркотическую зависимость.
В июле 1952 года она вступила в брак с поэтом и певцом Жаком Пилсом, спустя четыре года брак распался.
В 1958 году Эдит с успехом выступила в концертном зале «Олимпия». В том же году началось ее 11-месячное турне по Америке, а затем состоялись очередные выступления в «Олимпии» и турне по Франции.
В 1961 году певица узнала, что она неизлечимо больна раком печени.
В октябре 1962 года она вышла замуж за парикмахера Тео Ламбукаса, грека по национальности. Эдит придумала ему псевдоним Сарапо (по-гречески «я тебя люблю»).
В апреле 1963 года Пиаф записала свою последнюю песню.
В кино Эдит Пиаф сыграла главные роли в картинах «Звезда без света» (Star Without Light, 1946) и «Любовники завтрашнего дня» (Les Amants de demain, 1959), она также снималась в драмах «Тайны Версаля» (Affairs in Versailles) и «Французский канкан» (French Cancan), вышедших на экраны в 1954 году и др.
О себе Пиаф написала книгу «Моя жизнь».
10 октября 1963 года Эдит Пиаф скончалась в Грассе, официально о ее смерти было объявлено 11 октября.
На похоронах певицы на кладбище Пер-Лашез собралось более 40 тысяч человек.
Церковные власти отказали в церковных обрядах при похоронах Пиаф из-за ее повторного брака после развода, что по церковным канонам недопустимо. Однако во время похорон священник Тувенен де Вилларе, который духовно окормлял парижских артистов и музыкантов, прочел молитвы о ее упокоении. Позже в течение многих лет в храме святого Иоанна Крестителя в годовщину смерти Эдит Пиаф совершалась заупокойная месса по певице.
В Париже именем певицы названа площадь, где Эдит Пиаф установлен памятник.
В 11 районе Парижа открыт частный музей, посвященный Пиаф, созданный Бернаром Маршуа — автором двух биографий певицы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Эдит Пиаф
Имя Эдит Пиаф широко известно в родной стране и за ее пределами. Оно вписано золотыми буквами в историю мировой музыки. Женщина с непростой судьбой смогла стать кумиром миллионов, отдавая на сцене всю себя без остатка. Она прошла через страшные моменты жизни, пережила собственного ребенка и любимого мужчину, но не отчаялась и совершила настоящий подвиг во время войны.
Краткую биографию Эдит Пиаф и множество интересных фактов о певице читайте на нашей странице.
Краткая биография
Мать Эдит, артистка цирка Аннет Майар, родила девочку в квартале Бельвиль Парижа 19 декабря 1915 года. Настоящее имя певицы – Эдит Джованна Гассион. Аннет не желала растить наследницу, поэтому отдала ребенка родителям и навсегда уехала из города. Отец девочки Луи Гассион, возможно, был бы рад взять на себя воспитание дочери, но еще до ее рождения отправился на поля Первой мировой войны.
До двух лет Эдит прожила в доме бабушки и дедушки по материнской линии. Потом с фронта вернулся Луи и забрал дочь к себе. Как оказалось, за девочкой никто толком не ухаживал: купали крайне редко, и кормили тем, что оставалось после попоек. К тому же у нее развилась катаракта, которая привела к полной слепоте, чего нерадивые родственники матери просто не замечали. Луи был вынужден работать, поэтому девочка стала жить с его матерью, хозяйкой публичного дома. Все его обитательницы, как и бабушка по отцу, крепко полюбили малышку и решили молиться за ее здоровье. Неизвестно, это ли помогло на самом деле, но маленькая Эдит неожиданно прозрела. В школе Эдит проучилась недолго – родители других детей высказали недовольство, что рядом с ними находится ребенок, воспитывающийся в непристойном месте. Поэтому в девятилетнем возрасте отец забрал Эдит с собой в столицу Франции, где они зарабатывали уличными представлениями: мужчина демонстрировал акробатические номера, а в это время девочка пела для прохожих. Повзрослев, Эдит нашла работу в кабаре, где пела по вечерам. Вскоре она встретилась с Луи Дюпоном, ставшим ее мужем.
В 1933 году Эдит родила своего единственного ребенка – дочь Марсель. Чтобы не терять доход, певица продолжала работать в кабаре, чем был крайне недоволен ее супруг. Однажды мужчина ушел из дома, забрав с собой малышку, в надежде, что Эдит покорится ему ради дочери. Но в этот момент Марсель заболела испанкой — тяжелым инфекционным недугом, против которого не существовало тогда лекарства. Эдит посещала дочь в больнице и в результате заразилась сама. В 1935 году девочка умерла. Певица смогла преодолеть болезнь, но больше никогда не испытала счастье материнства, а с Дюпоном окончательно разорвала отношения.
20-летнюю Эдит взял под свое крыло Луи Лепле, владевший заведением на Елисейских полях. Именно этот человек научил юную певицу сценическому этикету, помог подобрать репертуар и срежиссировать выступления. Благодаря Леплену Эдит получила свое прозвище Пиаф, что в переводе означает «воробышек». Карьера Пиаф быстро набирала обороты, и уже спустя год она вышла на большую сцену с самыми знаменитыми артистами того времени. Но головокружительный взлет закончился неожиданным падением после обвинения в убийстве Леплена, к которому на самом деле Эдит была непричастна. Ее преследовали журналисты, припоминая сомнительное прошлое.
Красивый взлет
Выйти из тяжелой ситуации помог поэт Реймон Ассо. Он взял на себя покровительство над Пиаф, вложив в нее не только музыкальное образование, но и обучив правилам хорошего тона, подбору имиджа и многому другому. Реймон создал несколько песен специально для Эдит, и вскоре они покорили сердца публики. Ассо удалось договориться о выступлении певицы в первом отделении одного из концертов в знаменитом парижском мюзик-холле. Там Пиаф испытала первый головокружительный успех — ей аплодировали зрители, а газеты пестрили заметками о новой восходящей звезде. В конце 30-х пути Эдит и Реймона разошлись, и она повстречала Жана Кокто — известного поэта, художника и кинорежиссера. Этот мужчина подарил миру еще и Пиаф-актрису. Сначала она играла роль в его пьесе в театре, а позже снялась в дебютной картине «Монмартр на Сене».
Отважный подвиг
Вторая мировая пришлась на период популярности Эдит Пиаф. Она добивалась разрешения на выступления в фашистских лагерях, где содержались ее соотечественники-военнопленные. Но это были не просто концерты: после выступления Эдит фотографировалась с соотечественниками, а потом на родине отдавала эти снимки мастерам, которые изготавливали фальшивые удостоверения. В следующий свой приезд Пиаф под видом автографов передала узникам документы, благодаря чему они получали шанс сбежать. Некоторых пленных Эдит вывозила из лагеря под видом своих музыкантов. Таким образом, певица не только поддерживала узников морально, но и буквально спасала их жизни. На протяжении многих лет после войны спасенные ею люди приходили на концерты и благодарили за все, что она для них сделала. После войны наступило время очередного взлета Эдит Пиаф. Ее популярность возросла резко и очень сильно — композиции Пиаф звучали и в неблагополучных кварталах, и в высшем обществе. Ею восхищались государственные деятели и великие артисты того времени. Артистка начала гастролировать по всему миру, и везде находила своего зрителя.
Главная любовь и новые испытания
Во время гастролей по Америке Пиаф встретилась с французским боксером Марселем Серданом, с которым ее познакомили ранее на родине. Этот мужчина стал ее самой сильной любовью и самой большой трагедией. Они были вместе несмотря ни на что, в том числе и на его жену и детей, открыто заявляли о своих чувствах. Однажды, когда Марсель торопился к возлюбленной в Нью-Йорк, его самолет разбился. Пиаф впала в серьезную депрессию, находила утешение в алкоголе, несколько раз доводила себя до белой горячки и абсолютно сумасшедших поступков. Со временем эта боль утихла, Эдит вернулась к привычной жизни. История этого романа станет основой для фильмов и книг. В 1953 произошли еще несколько страшных событий в ее жизни: две автокатастрофы одна за другой. Певица получила переломы нескольких костей, испытывала сильнейшие боли, и единственным спасением для нее стал морфий.
Эдит стала зависимой, и дальнейшая ее жизнь была связана с запрещенными препаратами. Здоровье Эдит Пиаф под конец жизни сильно подорвалось: помимо наркотической зависимости появился артрит, а чуть позже — рак. Но даже будучи в тяжелом состоянии, Эдит не переставала выходить на сцену, радовать своих поклонников, любить. У нее было еще несколько романов с молодыми мужчинами, которых она очаровывала с первого взгляда и помогала устроить им жизнь и карьеру. Умерла великая артистка 10 октября 1963 года. На ее похоронах в Париже собралось несколько десятков тысяч человек, а весь ее последний путь был буквально усыпан цветами. На могиле написано не настоящее имя певицы, а то, под которым ее знал весь мир — Эдит Пиаф.
Интересные факты
- Родилась будущая легенда на улице, причем принимали роды у ее матери не медики, а полицейские, так как карета скорой помощи не успела приехать.
- Существует некая легенда о том, что клавиши фортепиано – это первое, что увидела маленькая девочка, когда снова обрела зрение.
- Мать Эдит носила псевдоним Лина Марса, однако успешной актрисой ее нельзя было назвать. Она была наполовину итальянка по отцу и наполовину алжирка по материнской линии.
- Когда Пиаф получила предложение от Луи Лепле петь у него в кабаре, она внезапно осознала, что ей даже нечего одеть. Девушке пришлось срочно приобрести три клубочка шерстяных ниток и связать себе платье самой. Она практически успела завершить наряд, не хватало лишь одного рукава. На помощь пришел Лепле, который застал ее в гримерке за рукоделием. Он принес ей широкий белый шарф, который помог скрыть недостающую часть платья
- Подозревали Пиаф в убийстве Лепле лишь из-за его завещания, в котором он указал имя артистки.
- Одно из самых ярких выступлений Эдит Пиаф с огромным успехом состоялось на вершине Эйфелевой башни в сентябре 1962 года. Оно было приурочено к премьере картины «Самый длинный день», а зрителями стали практически все жители Парижа. А финальным выходом Пиаф на сцену стал концерт в театре города Лилль, в тот вечер зрительный зал рукоплескал легендарной певице стоя.
- Одним из самых необычных проявлений любви и памяти к великой певице является тот факт, что ее именем названа малая планета.
- Пиаф признавалась своей сестре, что очень боится одиночества, поэтому в ее жизни было столько романов. Причем она всегда предпочитала сама расставаться с мужчинами.
- Рассказывая о своем первом свидании с Марселем Серданом, певица вспоминала, что он привел ее в какое-то небольшое кафе и заказал мясо с горчицей. Эдит это очень не понравилось, но ее поклонник вовремя заметил все и тут же предложил отправиться в самый респектабельный ресторан города.
- Песня «Нет, я ни о чем не жалею» звучала в фильме «Семнадцать мгновений весны» в автомобиле Штирлица. Однако эта композиция родилась на 15 лет позже, чем происходили события киноленты.
- Свою младшую сестренку Симону Эдит забрала у матери, которая воспитывала еще семерых детей и сама стала заботиться о ней. В то время Пиаф как раз приняла решение уйти от отца и вести самостоятельную жизнь. Девочки вместе зарабатывали себе на еду, выступая на улицах города.
- Известно, что всего из фашистских лагерей ею было спасено 120 пленных.
- Знаменитый Чарли Чаплин считал, что Эдит в своем творчестве делала то же, что и он в кино.
- Роман боксера Сердана и Пиаф был скандальным, потому что мужчина был женат и воспитывал трех сыновей. Расторгнуть брак он не мог, но и отказываться от любви не хотел. За возлюбленными охотилась пресса и Сердан даже согласился дать небольшую конференцию, на которой подтвердил, что они с Пиаф любовники. Буквально на следующий день все разговоры об их связи прекратились.
- Эдит и Марсель приобрели себе огромный дом, в котором собирались жить вместе, там даже был оборудован большой зал для тренировок.
- Марсель Сердан часто посещал концерты своей возлюбленной, однако предпочитал все время проводить на галерке, чтобы не привлекать внимание.
- Сама Пиаф написала две книги о себе и своем творчестве, многие другие писатели часто обращались к ее личности в своих произведениях. Даже ее сестра Симона опубликовала книгу, посвященную Эдит.
- В Париже есть площадь под названием Пиаф (Place Edith Piaf), с установленным памятником великой и несравненной Эдит.
- Пиаф очень хорошо дружила со знаменитой актрисой Марлен Дитрих.
- Известие о гибели возлюбленного Марселя Пиаф узнала перед своим концертом в нью-йоркском зале «Версаль». Несмотря на глубокое страдание, она не стала отменять свое выступление. Певицу вынесли на сцену на руках, так как идти сама она не могла. Перед концертом артистка лишь объявила, что поет в честь возлюбленного.
- Последним увлечением артистки был 27-летний парикмахер по имени Теофанис Ламбукас. Пиаф связала себя с ним узами брака и даже открыла путь на сцену. Ей на тот момент было 47 лет. Псевдоним у Теофаниса был Сагапо.
- О том, что великая певица ушла из жизни было объявлено 11 октября 1963 года, в этот же день скончался и ее друг Жан Кокто. Многие считают, что основной причиной послужило именно известие о смерти Пиаф.
Лучшие песни Эдит Пиаф
В списке песен, которые исполняла Эдит Пиаф, более 250 композиций. Некоторые из них настолько популярны, что и сегодня трудно найти человека, который бы их не слышал. «Нет, я ни о чем не жалею», «Жизнь в розовом цвете» — композиции, которые стали особенно популярны именно в исполнении Пиаф.
«Нет, я ни о чем не жалею» (слушать)
«Жизнь в розовом цвете» (слушать)
Помимо собственной карьеры, Пиаф также помогла стать популярными таким артистам, как Ив Монтан, Шарль Азнавур, Эдди Константен, и другим. На ее песнях выросло несколько поколений, а слушать Пиаф по сей день считается признаком хорошего музыкального вкуса.
Произведения о великой артистке
Жизни и творчеству актрисы посвящено несколько кинематографических лент. Различные режиссеры в разное время обращались к ее биографии, чтобы создать прекрасные киноистории. Первый фильм Ги Казариля 1974 года выпуска называется просто и лаконично – «Пиаф». Роль главной героини исполнила Бриджит Арьель. Еще одна лента посвящена роману певицы с боксером – «Эдит и Марсель», режиссер Клод Лелуш, Пиаф сыграла Эвелин Буи. В 2007 году на экраны вышла картина «Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана. Роль певицы сыграла актриса Марион Котияр, за эту роль она удостоилась премии «Оскар». Для того чтобы быть максимально похожей на певицу, актриса полностью сбрила брови (нарисовав их тонким карандашом) и изменила стрижку. Все вокальные партии в фильме исполнила Жиль Эгро. Эта кинолента знакома публике под названиями: «Малыш» (оригинальный перевод), «Страстная жизнь Эдит Пиаф». Во многих странах предпочли озаглавить эту киноленту именем главной героини.
Фильмография
Эдит Пиаф оставила след в истории кинематографа не только подарив режиссерам красивые истории для сценариев, но и сама сыграла немало ярких ролей. В фильмографии Пиаф 7 прекрасных картин, ставших классикой. В период с 1941 по 1959 год Эдит снялась в следующих кинолентах: «Монмартр на Сене», «Звезда без света», «Девять парней, одно сердце», «Париж всегда поет», «Если мне расскажут о Версале», «Французский канкан», «Любовники завтрашнего дня». Актерский талант Эдит ничуть не уступал певческому, но ее сердце принадлежало музыке, возможно, поэтому мы не увидели больше картин с ее участием.
Музыка в фильмах
Популярность творчества великой певицы не угасает до сих пор, этому свидетельствует огромное количество кинолент, в которых звучат легендарные хиты Пиаф.
Фильм | Песня |
«Союзники» (2016) | «Fais-Moi Valser» |
«Мой индийский друг» (2015) | «La Vie en Rose» |
«Сынок» (2014) | «Mon Homme» |
«Все или ничего» (2012) | «Bravo Pour Le Clown» |
Мультсериал «Симпсоны» | «Fais-Moi Valser» |
«Монте-Карло» (2011) | «La Vie en Rose» |
Люди Х: Первый класс (2011) | «La Vie en Rose» |
«Начало» (2010) | «Non, Je Ne Regrette Rien» |
«ВАЛЛ-И» (2008) | «La Vie en Rose» |
«Безумная свадьба» (2008) | «La Vie en Rose» |
«Фред Клаус, брат Санты» (2007) | «La Vie en Rose» |
«Час пик 3» (2007) | «La Vie en Rose» |
«Bэлиант: Пернатый спецназ» (2005) | «Non, je ne Regrette rien» |
«Невыносимая жестокость» (2003) | «Non, Je Ne Regrette Rien» |
«Хлоя» (1996) | «La Vie en Rose» |
«Невинная ложь» (1995) | «C’est lui qu’ mon coeur a choisi» |
Цитаты
Эдит Пиаф написала две автобиографии, в которых поделилась подробностями своей нелегкой судьбы. Обладавшая незаурядным умом и чувством юмора, женщина создала несколько высказываний, ставших афоризмами, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время.
- «Я пою не для всех — я пою для каждого»
- «Я умираю от любви по пятьсот раз за вечер»
Великая певица Эдит Пиаф за свою относительно недолгую жизнь сумела покорить миллионы сердец. Она пережила несколько трагичных событий, в ее жизни менялись мужчины, но она не отчаялась и не ушла со сцены. Наследие Пиаф до сих пор числится среди классики французского шансона, и надолго еще останется там и в сердцах людей, которых покорил чарующий голос Эдит.
«Нет, я ни о чем не жалею…»
История болезни Эдит Джованна Гассион (Пиаф) / Édith Giovanna Gassion (Piaf)
Девчонка в черном платьице до колен, похожем на вдовий наряд, явно обладала какими‑то мрачными чарами. Вдова жизни? Куцый символ брошенной женщины? Женщины, которую Господь позабыл без причины?..
Сильвен Райнер
Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив.
Саша Гитри
Нет! Ни о чем!
Никогда ни о чем не жалею!
Ни о капле добра, что была мне дана,
Ни о горе, что мною испито до дна!
И могу я поклясться всей жизнью моею:
Никогда ни о чем я и не пожалею!
Нет! Ни о чем!
Эдит Пиаф
Собственно говоря, болезнь, вернее, одна из тех болезней, которые свели великую певицу в могилу в возрасте 48 лет, началась еще до того, как она начала петь. Родившаяся в семье бродячего акробата и уличной певички, не брезговавшей и проституцией, Эдит сразу попала из неласковых родительских объятий к бабке и деду по материнской линии — парочке настоящих подонков, да к тому же и пьющих. Бабка, старая мегера, активно угощала внучку дешевым красным вином, с помощью которого решала все проблемы. Отец Эдит, вернувшийся с Первой мировой войны, ужаснулся, увидев, в каком ужасном состоянии находилась дочь, и переправил ее к своей матери — содержательнице публичного дома. Там к девочке относились неплохо, но ее постигла… слепота! Трудно сказать, что это было, да и местный лекарь, привыкший «ремонтировать» разбитые вдребезги половые органы, ничего не понял. Он уверял, что «глазки Эдит просто устали». Ей надели черную повязку и начали капать в конъюнктивальный мешок раствор нитрата серебра. И бабка, и обитательницы «веселого дома» усердно молились св. Терезе о выздоровлении Эдит. Она поправилась, но навсегда сохранила страх перед темнотой и веру во все мистическое, таинственное, оккультное…
С восьми до 14 лет Эдит «ассистировала» отцу: зазывала публику, собирала монеты, пела незамысловатые песенки. Улица была ее гостиной, столовой, жизнеобразующей средой. За здоровьем никто не следил, и в 1930 году (ей было 15 лет) у нещадно курившей Эдит возникли проблемы с легкими. В больнице Св. Антония ее осмотрел известный французский интернист пульмонолог Рауль Курильски. На рентгенограмме врач обнаружил затемнения в легких, увеличение правого желудочка сердца, уплотнения в бронхах и рекомендовал… масляные ингаляции! Я не уверен, что его рекомендации выполнялись, по крайней мере курить Э. Пиаф не бросила до конца жизни.
В 16 лет Эдит родила дочку, но продолжала петь на улицах, таская ребенка с собой, пока отец малышки, некий Луи «Малыш», не отдал девочку своей матери. В то время Эдит выглядела, мягко говоря, весьма своеобразно. Маленького роста (147 см), жутко грязная (они с сестрой мылись, по позднейшему ее признанию, лишь по большим праздникам), с диким макияжем, с прилизанными слюной к голове волосами… Но публика, для которой она пела, была не намного чище, поэтому претензий ни у кого не возникало. В 1933 году двухлетняя дочь Эдит умерла от менингита. Мучимая поздним раскаянием, она поехала в больничный морг и на память отпилила пилкой для ногтей прядь волос ребенка. Голова на маленьком теле при этом страшно моталась из стороны в сторону, и позже, когда выяснилось, что Эдит уже никогда не сможет иметь детей, она часто вспоминала об этом жутком эпизоде.
Уличные выступления Эдит продолжались, но она уже стояла на пороге славы. В 1935 году ее пригласил для выступлений в кафе «Жернис» Луи Лепле, известный как ценитель не только шансона, но и однополой любви. Именно ему весь мир обязан рождением Эдит как певицы и появлением ее имени Пиаф («воробей»на парижском арго). Во время первого концерта Эдит в кафе присутствовал весь бомонд: Морис Шевалье, Филипп Эриа, эстрадная королева Мистингетт, летчик Жан Мормоз и другие. Успех у столь взыскательной публики был полный. Однако через год Лепле был убит выстрелом в голову и ударом ножа в сердце. Пиаф долго таскали в полицию, полагая, что она знает убийцу. Работу Эдит потеряла и начала жутко пить — теперь уже не дешевые «чернила», а коньяк и «Божоле»… К счастью, в ее жизни появился Раймонд Ассо, ставший для Пиаф Пигмалионом: он совершенствовал ее мастерство, ставил голос, учил держать вилку и умываться по утрам. Немудрено, что дикарка Эдит закатывала ему жуткие скандалы. Три года продолжалась эта любовная «война», причем сама Пиаф стала инициатором разрыва. Ассо помог ей выступить в крупнейшем парижском кабаре «АВС», где ее увидела музыкально-артистическая элита. Жан Кокто заявил: «Мадам Пиаф гениальна!» С этого момента она, как качующий вымпел, переходит из одних крепких мужских рук в другие: Поль Мерисс, Мишель Эмер, Анри Конте, Иво Ливи (Ив Монтан). Они оказались рядом с Пиаф в годы войны.
Она никогда не имела собственного дома. Да, она снимала шикарные квартиры и держала повара-китайца, но дома у нее не было. И еще одна особенность: в зрелые годы Пиаф вела совершенно нездоровый и ночной образ жизни. Самая активная ее деятельность начиналась в одиннадцать вечера и заканчивалась в шесть утра! Но не это было главным: в душе певицы была территория вечного одиночества, которую не мог заполнить никто, поэтому она часто требовала написать песню, которую пела дуэтом с любимым мужчиной. Но эта «инъекция оптимизма» в жизни ничего не меняла, и «половодье чувств» Пиаф могла выплеснуть только в творчестве. Сцена после окончания войны стала окончательно для нее всем как с точки зрения истории, так и с точки зрения любви и постоянной борьбы с самой собой.
После войны Ива Монтана сменил Жан-Луи Жобер, с ансамблем которого «Ле Компаньон де ла Шансон» Пиаф успешно выступала во Франции и США. В 1947 году и без того не крепкую здоровьем Пиаф постиг тяжкий удар: она заболела ревматоидным артритом. Тогдашняя фармацевтика еще не знала ни индометацина, ни селективных ингибиторов ЦОГ-2, ни метотрексата, поэтому Пиаф пришлось прибегнуть (пожизненно) к инъекциям только что появившегося кортизона, который она покупала по ценам черного рынка – по 50 000 франков за флакон! Но и без этой напасти настроение Пиаф складывалось из непрерывного чередования и переплетения страха перед жизнью и чрезвычайной жизнерадостности, неистового веселья и тоски, достигающей степени депрессии. В 1948 году она попыталась отравиться упаковкой снотворного, запив его стаканом спиртного, но рука дрогнула — таблетки рассыпались, и она не смогла их собрать, а потому лишь погрузилась в тяжелый сон. Уже к 1949 году у Пиаф имелась несомненная зависимость от алкоголя и снотворных барбитурового ряда. Она, как и М. Монро, иногда так перебирала с препаратами, что срывала концерты… Поразительно, что алкоголь и снотворные, а позднее и транквилизаторы все-таки не слишком влияли на феноменальную трудоспособность Пиаф! Правда, после гибели в авиакатастрофе М. Сердана, которого опознали лишь по часам на обеих руках, Пиаф запила с остервенением и погрузилась в оккультизм. Около нее появились всякие шарлатаны, ясновидцы, колдуны, африканские маги. Она купила за бешеные деньги столик для занятий спиритизмом, посредством которого «общалась» с Серданом. Чувство вины (именно повинуясь ее истерически-эгоистическому капризу Сердан полетел к ней в США и погиб) мучило ее в течение года, но и потом она брала с собой на гастроли этот «телефон» для общения с царством мертвых…
Начало 50-х ознаменовалось для Пиаф целой цепью несчастий, самым страшным из которых была наркотическая зависимость. 24 июля 1951 года во время гастролей Пиаф попала в ДТП, у нее была сломана рука и два ребра. Врач не учел ее зависимость от барбитуратов и алкоголя и назначил морфин. Зависимость от него возникла моментально (с первой инъекции!), потом дозы стали расти. Наркотик стоил столько же, сколько кортизон, но перерывы в приеме препарата привели певицу к тяжелой ломке, во время которой она пыталась выброситься из окна. 29 июля 1952 года Пиаф вышла замуж за Рене Виктора Эжена Дюко (Жак Пилс). Он довольно хладнокровно относился к тому, что жена «села на иглу», и пытался «отвлечь» ее вином, ведь она до свадьбы уверяла его, что применяет… кортизон! Однако скоро ее состояние заставило мужа отправить Пиаф в психиатрическую клинику в Медоне. Это помогло мало — будучи в США на гастролях, Пиаф держалась только на инъекциях морфина. О прохождении детоксикации и лечения в США и речи быть не могло: огласка немедленно привела бы к расторжению контракта со всеми финансовыми последствиями. Вернувшись домой, Пиаф пыталась применить тактику «step by step» («шаг за шагом»), ограничивая число инъекций. Ничего из этого не вышло — доза не уменьшилась, она уже делает инъекции прямо через платье и чулок… Когда ее госпитализировали, психиатры еще не имели метадоновой программы реабилитации и снова применили способ «шаг за шагом». Наступил день без наркотика, и… Пиаф пишет: «Я думала, что в тот день сойду с ума. Ужасающие боли разрывали меня на части, сухожилия двигались сами собой».
Не лишено любопытства одно обстоятельство: Пиаф лелеяла в себе некую особую болезнь — нежелание поправиться, выжить, выстоять, «выскочить». Она прилагала все усилия, перемещаясь из одного госпиталя в другой, чтобы умирать понемножку, уничтожать в себе жизнь по маленькому кусочку. И одновременно (женская логика!) Пиаф требовала интенсивности и неожиданности событий. Вся ее жизнь определялась волей случая, вспышками чувственности и страстным отношением к профессии. Наступили в ее жизни годы, которые один из биографов назвал «праздником ада»: Пиаф продолжала тайком смешивать алкоголь и наркотики. Однажды после такого «коктейля» она «орала двенадцать часов подряд». Повторная детоксикация приводила лишь к кратковременной ремиссии, возможность рецидива при морфинной зависимости всегда очень высока, а «ломка» самая тяжелая от всех наркотических препаратов… С 1951 по 1962 год Пиаф дважды попадала в ДТП, перенесла два алкогольных психоза (белая горячка) и несколько наркотических ком, сделала две суицидальных попытки. Но «прикладываться» и колоться не переставала! Во время гастролей в США ее прямо с концерта увезли в Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке, где в течение четырех часов под общим наркозом останавливали язвенное (?) кровотечение и ушивали перфорацию язвы. Вскоре ее оперировали еще раз. Зачем творчеству Пиаф, создававшей на сцене неповторимый образ, требовалось столько страданий? Я не могу ответить на этот вопрос, но говорят, что она сама на него ответила: «Мне нравится быть несчастной». Но это мазохизм! В 1960 году Пиаф попала в американский госпиталь в Нейи под Парижем. Снова последовала операция. Нежелание жить, неизбывная тоска — так описывают состояние Пиаф в это время ее биографы. Все больше инъекций, все больше снотворных. Была попытка лечить бессонницу в психиатрической клинике Виль-Д`Авруз. Зимой 1961 года Пиаф попадает с двухсторонней пневмонией в госпиталь Св. Антония, и хорошо ей знакомый профессор Р. Курильски снова ее осматривает. «У больной развилась острая легочная недостаточность, сопровождаемая приступами удушья, — говорил он. — Мои коллеги и я уже практически решились на трахеотомию, но операции удалось избежать. Однако легочно-диафрагмальные спайки по-прежнему серьезно угрожают здоровью Эдит Пиаф и вызывают сильнейшую одышку. Кроме того, больная страдает тяжелой анемией, вызванной постоянной потерей крови в связи с язвенной болезнью…»
Даже свадьба с Тео Сарапо в 1962 году не изменила Пиаф — сразу после бракосочетания она отправляется в наркологическую клинику для очередной детоксикации! Печеночная кома, постоянный массаж грудной клетки, мануальная терапия суставов и передвижение по парку на инвалидной коляске — такими были последние месяцы жизни Пиаф… Медсестра, постоянно находившаяся в доме Пиаф, в сентябре 1962 года по совету лечащего врача Клода де Лакоста де Лаваля, «истинного аристократа поджелудочной железы, печени и иммунной системы», выехала в Женеву за чудодейственным препаратом из амниотического экстракта. Надо отметить, что у Пиаф была тяжелая анемия (скрытое кровотечение продолжалось), цирроз печени, синдром Кушинга (от многолетнего применения гормонов), хронический панкреатит. С. Берто предполагала, что у Пиаф был рак желудка, который американские хирурги нашли еще во время первой операции, но ей ничего не сказали… Пиаф в очередной раз вывел из комы профессор Кар в клинике Амбруаза Паре, но это был уже финал. Последний диагноз, подписанный доктором Марионом, гласит: «Кома с полной потерей сознания, желтуха. Больная подлежит немедленной госпитализации для проведения лечения экстрактом дегидрированной печени и экстрактом коры надпочечников. Желательно помещение под капельницу и введение физиологического раствора. После введения в брюшную полость импланта амниона желтуха практически не уменьшилась. Печень, как и весь организм больной, в крайне неудовлетворительном состоянии». Это было 9 октября 1962 года. На следующий день вызвать врача уже не успели. Инъекция аргинина не помогла…
Когда-то Пиаф сказала: «Есть только один вид страданий, с которым нельзя не считаться: это страдания души. От них ни один врач не может излечить». Увы, многие страдания тела тоже не поддаются излечению…
Николай Ларинский, 2002–2014 гг.
Эдит Пиаф
Биография
В декабре 2015-го исполнилось 100 лет со дня появления на свет французской звезды по имени Эдит Пиаф. Но кажется, сколько бы ещё столетий не прошло, имя этой гениальной певицы будет так же известно, а её творчество так же почитаемо, как и сегодня. Жизнь Эдит Пиаф – это череда взлётов и глубочайших падений. Пожалуй, испытаний, отмеренных на жизнь этой крошечной женщины ростом в полтора метра, небеса отмеряли столько, сколько хватило бы на десять человек.
Певица Эдит Пиаф
Смерть единственного ребёнка, две (по иным сведениям четыре) автомобильные катастрофы, семь тяжёлых операций, зависимость от наркотиков и алкоголя, приступы безумия и белой горячки, попытка самоубийства, три комы из-за гепатита, две мировые войны и потеря любимого человека – это лишь вершина айсберга. Биография Эдит Пиаф – это вереница трагедий, позволяющих назвать эту женщину мученицей и грешницей в равной мере.
Детство и юность
Пиаф родилась в декабре 1915 года. Её родители – несостоявшаяся актриса Анита Майяр и акробат Луи Гассьон – зарабатывали на жизнь как могли. Девочка родилась в разгар Первой мировой войны. Отец ушел на фронт, а мама отправила малютку к бабушке. Женщина злоупотребляла спиртным и внучка стала для неё настоящей обузой. Поэтому в бутылочку с молоком ей подмешивалось вино, чтобы она постоянно спала.
Эдит Пиаф в детстве
Гассьон, вернувшийся с фронта, нашел дочь в ужасном состоянии. Истощённая, кажется, никогда не мытая, с гноящимися глазами девочка растопила сердце солдата. Луи отвёз малышку в Нормандию к своей пожилой матери. Здесь 3-летняя Эдит Джованна Гассьон, так звучит настоящее имя Пиаф, наконец узнала, что такое уход и внимание. Бабушка с ужасом заметила, что внучка слепая. Как оказалось, развившийся кератит прежняя вечно подвыпившая «нянька» просто не увидела.
Существует легенда, что излечить слепую Эдит Джованну сумела святая Тереза, к которой в Лизье каждый год съезжались тысячи паломников со всей страны. По иным сведениям, малышку вылечили в больнице, но при этом бабушка неустанно молилась о её прозрении святой Терезе. Как бы там ни было, но зрение вернулось к Эдит. С тех пор портретик святой был постоянно с ней до конца жизни.
Эдит Пиаф в молодости
И всё бы ничего, если бы не место, в котором пришлось жить маленькой Эдит Пиаф вместе с доброй старушкой. Это был публичный дом. По одним сведениям, женщина здесь работала прислугой. По другим – содержала дом. В школе над маленькой девочкой издевались так, что ей пришлось оставить учёбу. Бабушка отправила 9-летнюю внучку к отцу в Париж.
Луи Гассьон сам едва выживал. На его содержании было 8 детей, единокровных братьев и сестёр Эдит. Всё, чем мог помочь старшей дочери папа, это взять ребёнка с собой на работу. Он выступал с акробатическими номерами на улицах и площадях.
Обнаружилось, что дочь умеет петь. Когда мужчина выступал, крошечная девочка исполняла какую-то незатейливую песенку. Жалостливые прохожие, смотря на поющего ребёнка в нищенских лохмотьях, жертвовали больше денег.
Вот так, на улице, и началась творческая биография Эдит Пиаф. Когда девчонке исполнилось 14, она начала жить самостоятельной жизнью, зарабатывая себе на комнату пением в различных злачных местах. Тощая, некрасивая, с вульгарно подкрашенными губами и глазами, в ярких, не видавших стирки тряпках, она смотрелась ужасно. Но голос – голос был великолепен.
Музыка
Уличную певунью заметил хозяин кабаре «Жуан-ле-Пен». Когда эта нескладная девочка выходила петь на сцену, замирали все. Удивительно, но в эти минуты она казалась необычайно красивой. В певицу из кабаре влюбился владелец магазина Луи Дюпон. Они начали жить вместе. В 17 Пиаф стала матерью. Но нянчить крошку Марсель сутками она не могла. Сцена давно стала для Эдит местом, вне которого она не представляла жизни.
Эдит Пиаф
Чтобы заставить «нерадивую мать» сидеть дома, Дюпон перевёз малышку к себе домой. Он рассчитывал, что так супруга вернётся к нему. Но Марсель заболела бушевавшим в Париже менингитом, который врачи в то время толком лечить не умели. Эдит Пиаф пришла к девочке в больницу и тоже заразилась. Она сумела выздороветь, а вот Марсель не стало. Больше у певицы никогда не было детей. От Луи она всё-таки ушла.
В 1935 году 20-летняя певица попала в поле зрения владельца кабаре «Жернис», которое располагалось на Елисейских Полях. Луи Лепле сравнил эту бесценную находку с необработанным алмазом. Именно он придумал ей сценическое имя Пиаф (воробушек). «Огранка» оказалась жесткой. Будущую звезду обучали всему: работать с аккомпаниатором, со вкусом одеваться, правильно вести себя на сцене, следить за мимикой, жестикулировать.
Эдит Пиаф исполняет песню Padam, Padam
Некоторые биографы пишут, что Лепле не особо церемонился с «приобретением». Он запросто мог дать артистке подзатыльник. Но желаемого результата он добился. Вскоре новая звезда засверкала на подмостках «Жернис». На первых афишах её имя звучало как «Малышка Пиаф». Успех последовал неожиданно громкий.
А дебютное выступление на радио позволило ей прославиться на всю страну. Радиослушатели заваливали редакцию письмами, требуя «Малышку Пиаф». За стремительным взлётом последовало падение. Лепле нашли застреленным. В круг подозреваемых попала и Пиаф, ведь её в своём завещании Луи тоже упоминал. Началась травля в газетах. Публика устраивала дебоши во время выступлений певицы.
Элегантная Эдит Пиаф
Новый взлёт случился после встречи с известным поэтом Раймоном Ассо. Он научил восходящую звезду всему, чему не успел Лепле. Ассо приписывают создание «стиля Пиаф». Поэт-песенник написал специально «под неё» композиции «Париж — Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Вымпел для легиона» и «Мой легионер».
Вскоре к этому тандему присоединилась композитор Маргерит Монно, от сотрудничества с которой родились песни «Маленькая Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви».
Эдит Пиаф исполняет песню Non, Je ne regrette rien
Ассо добился выступления Эдит Пиаф на сцене самого популярного в Париже мюзик-холла «АВС». Выступление на этих подмостках приравнивалось к спусканию корабля на большую воду. После первого же выступления все парижские газеты написали о рождении великой французской певицы Эдит Пиаф.
Во время Второй мировой войны звезда ушла от Ассо и начала работать с Жаном Кокто, известным французским режиссёром. Он снял певицу в своём фильме «Равнодушный красавец». Спустя год, в 1941-ом, артистка снова появилась на экране в картине Жоржа Лакомба «Монмартр на Сене».
Эдит Пиаф в фильме «Равнодушный красавец»
Известно, что французская легенда внесла свою лепту в приближение победы. Она выступала перед французскими военнопленными и фотографировалась вместе с ними после концерта. Из этих снимков потом делались фото для документов, с которыми пленные могли бежать из лагеря.
Популярность певицы в послевоенное время была грандиозной. В 1955 году Пиаф выступила в «Олимпии», легендарном концертном зале. После выступления сразу отправилась в многомесячное гастрольное турне по всей Америке.
Эдит Пиаф исполняет песню La vie en rose
Уже тогда звезда была очень больна. Её здоровье, подорванное тяжелыми недугами, алкоголем и наркотиками, которыми она глушила боль от обострившегося артрита, эта поездка подорвала окончательно. Певица проводила в больнице по нескольку месяцев.
В 1961-ом у неё обнаружили рак печени. А в сентябре 1962 года французского «воробушка» слышал весь Париж. Эдит Пиаф с высоты Эйфелевой башни пела соотечественникам свои лучшие песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Милорд» и «Право любить». Последний раз она вышла к поклонникам 31 марта 1963 года. Это была сцена оперного театра в Лилле.
Личная жизнь
О её романах рассказывали легенды. Удивительно, но эта маленькая, по большому счёту некрасивая и даже в какой-то мере карикатурная женщина имела невероятную власть над мужчинами. При этом своих любовников всегда бросала первой, едва к ней приходило понимание, что чувства остыли.
Эдит Пиаф и Ив Монтан
Так, например, после 2 лет совместной жизни она поступила с 23-летним Ивом Монтаном, которому пробила дорогу на сцену и научила всему. Поговаривают о её романе с голливудской звездой Марлен Дитрих. Якобы, этих двух легендарных женщин связывали не только дружеские чувства.
Эдит Пиаф и Марлен Дитрих
Во время гастролей по Америке звезда познакомилась с известным соотечественником – боксёром Марселем Серданом. Он стал главным мужчиной в жизни Эдит Пиаф. На момент знакомства у Сердана была жена и трое сыновей. Но устоять перед этой маленькой великой женщиной он не смог, до конца жизни разрываясь между семьёй и Пиаф. Где бы он ни был, но мчался со всех ног, если его звала Эдит.
Эдит Пиаф и Марсель Сердан
Так случилось и в тот страшный октябрьский день 1949 года. Она позвала Марселя в Нью-Йорк, где тогда гастролировала. Сердан бросил всё и вылетел. Его самолёт разбился возле Азорских островов. Останки Марселя опознали по часам, подаренным ему Пиаф. От глубочайшей депрессии звезда спасалась морфием, алкоголем и работой.
Свадьба Эдит Пиаф и Жака Пилса
Личная жизнь Эдит Пиаф получила шанс измениться, когда певице исполнилось 36. Она вышла замуж за певца Жака Пилса, но вскоре брак распался. Она так и не научилась вить семейное гнездо и создавать уют. Её жилище было проходным двором с роялем в полкомнаты, бедной мебелью и следами запустения.
В самом финале жизни Эдит Пиаф в это жилище забрёл сын греческих эмигрантов Теофанис Ламбукис. Он оказался её давним поклонником. Это была последняя страсть певицы. 20-летняя разница в возрасте, как и все другие условности, не интересовали женщину. На тот момент она уже знала свой страшный диагноз – рак.
Эдит Пиаф в зрелом возрасте
Эдит вышла замуж за молодого Теофаниса. Она придумала ему сценическое имя Тео Сарапо и даже постаралась – из последних угасающих сил – вывести его на сцену. Попытка не удалась. Газеты захлёбывались злобными статьями об альфонсе и его престарелой патронессе. Тем не менее, они были счастливы.
Смерть
Сарапо с обожанием смотрел на эту измождённую болезнью, почти облысевшую женщину и до последних дней трогательно ухаживал за ней. Он выводил её гулять и кормил. Так продолжалось всю их совместную семейную жизнь, которая длилась 11 месяцев. Но Тео ненадолго пережил Эдит. Он разбился в аварии спустя 7 лет после её кончины.
Могила Эдит Пиаф
10 октября 1963 года легенды не стало. Церковь отказалась её отпевать и совершать церемонию погребения, объяснив это тем, что вся жизнь Эдит Пиаф была сплошным грехом.
Зато поклонники певицы так не считали. На кладбище Пер-Лашез, где похоронили звезду, собралось более 40 тысяч людей. Они принесли с собой такое количество цветов, что они толстым шаром устлали всю аллею до могилы.
Воробушек парижских улиц: биография и личная жизнь французской певицы Эдит Пиаф
Более трагичной судьбы, чем та, что выпала этой женщине, стоит еще поискать. Она от природы не получила ни красоты, ни врожденного чувства вкуса или стиля. Несмотря на это, мужчины всегда с радостью дарили ей любовь, зачастую даже не догадываясь, что, как только искра потухнет, она устремит взор на другого. Биография Эдит Пиаф сложилась не лучшим образом. Она отдавалась многим, хотя любила одного. Девушка брала от жизни все, что та готова была предложить, за что и поплатилась расшатанным здоровьем и ранней смертью. Но певица сумела вписать свое имя золотыми буквами в историю мирового шансона.
Гордость Франции – Эдит Пиаф: биография и личная жизнь
Эта удивительная женщина остается интересной, несмотря на то, что с момента ее смерти прошло уже более полувека. Людям важно не только творчество шансонье, но и жизненный путь, который она прошла самостоятельно от начала до конца. Возможно, причина кроется в том, что именно Эдит первой воплотила в жизнь популярный до наших дней миф о подростке из трущоб, который только благодаря собственному таланту, упорству и настойчивости шагнул прямиком на большую мировую сцену.
Стоит узнать
Французская певица Эдит Пиаф прожила всего сорок восемь лет, но за это время успела собрать для потомков колоссальное наследие. Неполный список ее песен, известных на весь мир, включает более шести десятков позиций. Кроме того, она снялась в семи художественных кинолентах в заглавных ролях.
Переборов все трудности, а жизнь на парижских улицах для бедняков никогда не была простой, эта хрупкая девчушка все же добилась мировой известности. Ни ее отец, ни мать не смогли обеспечить дочери будущего, и она взялась за дело сама. Эдит прошла огромный путь от исполнения скабрезных песенок на улице до большой сцены, что по плечу далеко не каждому мужчине. На ее долю выпало множество страданий и лишений, но сломить этот железный характер и волю к победе они так и не смогли.
Тяжелое детство
Луи Гассьон был уличным акробатом и зарабатывал на хлеб, давая представления прямиком на улицах и площадях Парижа. Он взял в жены Аниту Майяр, несостоявшуюся актрису, которая носила сценическое имя Лина Марса. В июле 1914 года разразилась Первая мировая война и отважный гимнаст уже через шесть месяцев отправился защищать родину, оставив беременную супругу дома. Пятнадцатого декабря 1915-го на свет появилась крохотная, худенькая девочка, которую назвали Эдит. Отец даже приехал на побывку с фронта, чтобы посмотреть на малышку.
Уже спустя два года он узнал, что Анита оставила девочку на родителей, а сама укатила с заезжим офицером. Бабушка и дедушка (цирковые артисты) не были рады такому подарку, а чтобы кроха не кричала денно и нощно, наливали ей в бутылочку разбавленное вино вместо молока. Взбешенный Луи ринулся за дочерью и перевез ее в Нормандию, где в одном из городков его мать содержала публичный дом.
Мадам Гассьен отнеслась к внучке со своей заботой. Когда в двадцать первом году обнаружилось, что у девочки кератит и она практически слепа, бабушка повезла ее к святой монахине Терезии в регион Лизье. Девятнадцатого августа они побывали на приеме у кармелитки, а спустя шесть дней пятилетняя Эдит внезапно прозрела, первым делом увидев клавиши пианино.
Малышку отдали в школу, однако добропорядочные соседи смотрели на нее с непониманием и отвращением. Никому не хотелось, чтобы рядом с его ребенком сидела воспитанница борделя. Родители науськивали детей и преподавателей, а те, в свою очередь, доставали девочку. Не прошло и года, как Эдит забрали из учебного заведения.
Юная певица
После того как обучение не задалась, девушки из борделя передавали малышке собственные знания. Уже в двадцать восьмом отец решил забрать ее Париж, так как не хотел, чтобы взросление девочки происходило в публичном доме. Он показывал свои хитроумные трюки на улице, она подпевала – так удавалось сводить концы с концами. Фото Эдит Пиаф в молодости не оставляет сомнений – эта гибкая фигурка точно принадлежит дочери акробата.
К пятнадцати годам она уже самостоятельно снимала квартиру и даже смогла забрать к себе сестру по матери – Симону, которую ветреная особа хотела сделать уличной девкой. Первой серьезной работой Эдит стала сцена в кабаре «Жуан-ле-Пен». В возрасте семнадцати лет она выскочила замуж за Луи Дюпона, у которого был свой магазин, а уже в 33-м родила девочку Марсель. В два года та заразилась туберкулёзным менингитом и умерла в муках. С мужем певица тогда рассталась, а детей у нее больше не было.
Расцвет карьеры: лучшие годы жизни Эдит Пиаф
Счастье и удача улыбнулись девушке в 1935 году, когда ее заметил хозяин кабаре под названием «Жернис». Хороший парень Луи Лепле содержал заведение на Елисейских полях и был состоятельным человеком. Кроме того, он знал азы ремесла и мог научить премудростям простушку с улицы.
Важно
Лепле взялся за профессиональное образование Эдит, так как видел в ней большой потенциал. Кроме того, считается, что сценическое имя Пиаф, что в переводе с парижского арго значит «воробушек», изобрел тоже он. Благодаря дружбе этого человека девушка выучилась правильно подбирать и режиссировать песни, держаться на сцене, жестикулировать, одеваться и работать с аккомпаниатором.
В кабаре Луи первое же выступление худенькой «Малышки Пиаф», как было указано на афишах, произвело настоящий фурор. Уже семнадцатого февраля следующего года она стояла под огнями одной рампы в цирке «Медрано» с такими мэтрами шансона, как Мари Дюбуа или Морис Шевалье. После подобного успеха ее пригласили на радио, и тогда вся Франция сошла с ума. По поводу нее звонили, писали письма, требовали и скандалили, лишь бы добиться новых выступлений.
Воробушек Парижа резко взлетела, но тут же больно упала: в том же году Луи был зверски убит на улице. Ввиду оставленного певице наследства, ее стали подозревать, но вскоре оправдали. Она даже и не пыталась восстановиться, пока не встретила поэта Раймона Ассо, который дал направление в дальнейшей жизни. Он научил Эдит правильно вести себя в обществе, преподал нормы этикета, помог выработать хороший вкус. Именно этот мужчина добился публичных концертов в мюзик-холле «АВС», что считалось своего рода посвящением в профессию.
Жизнь в военные годы
В тридцать девятом, когда началась Вторая мировая, девушка ушла от Ассо. Она встретила знаменитого режиссера Жана Мориса Эжена Клемана Кокто, и у них закрутился роман. Мужчина предложил ей роль в одной из своих постановок в 40-м, и Пиаф согласилась. В сорок первом другой деятель искусства, Жорж Лакомб, снял фильм «Монмартр на Сене», не забыв привлечь к работе Пиаф.
Кроме этого, Эдит прославилась своими подвигами на поприще эффективной помощи военнопленным. Она лично летала в Германию, пела для захваченных французов, а потом по снимкам изготавливались поддельные документы. Девушка передавала им письма, а также инструкции для побега, за что ее полюбил народ.
Расцвет после войны
Годы по завершению Второй мировой стали для нее настоящим пиком популярности. Это был триумф – ее слушали не только в Париже, да и вообще во Франции, но и далеко за ее пределами. В январе 50-го она дала концерт в зале «Плейель», что считалось чрезвычайно престижным, ведь в это заведение допускались даже не все прославленные оперные дивы.
Она заботилась не только о себе, но помогала и другим добиться успеха. Но спустя два года она дважды попала в автомобильные аварии. Эдит очень сильно пострадала, у нее были сломаны ребра, руки, ноги. Чтобы облегчить ей боль, медики вкололи морфий – это стало роковой ошибкой, разрушившей ее жизнь. Только спустя четыре года она предприняла попытки уйти от зависимости, но говорят, что успеха достигла не полностью. Еще во время реабилитации в пятьдесят четвертом она снялась в главной роли киноленты «Тайны Версаля». Партнером по съемочной площадке был Жан Маре.
Личная жизнь великой Пиаф и память о ней
Обаянию этой неказистой женщины завидовали современницы. Она не имела прекрасного личика или сногсшибательной фигуры, не обладала высоким ростом или густой копной волос, но ее голос буквально сводил с ума окружающих мужчин. Она сгорала, словно комета, в пылу каждых своих отношений. Возможно, именно потому фото Эдит Пиаф в старости не увидит никто и никогда – ее жизнь оборвалась задолго до этого.
-
Первым любимым мужчиной стал Луи Дюпон, за которого она выскочила замуж в семнадцать. После смерти дочери пара развелась.
-
В период своего расцвета Эдит помогала начинающим музыкантам, среди которых был Ив Монтан. Эти отношения продлились всего несколько месяцев, после чего ветреная Пиаф нашла себе новый объект для любви.
-
В сорок восьмом она близко сошлась с боксером алжирского происхождения по имени Марсель Сердан. Менее чем через год, по пути в Америку, где она выступала с гастролями, парень погиб в авиакатастрофе.
-
Последней любовью великой французской певицы стал молодой греческий стилист-парикмахер Теофанис Ламбукас, более известный под именем Тео Сарапо, двадцати семи лет от роду. Она даже отреклась от католической веры, чтобы выйти за него замуж.
Кончина французского воробушка
Официальная причина смерти Эдит Пиаф – онкологическое заболевание (рак). Последние месяцы ее были полны ломками и болью, но рядом всегда был любимый, и это держало несчастную на плаву. Современные исследователи считают, что это только часть правды, а на самом деле у певицы был целый букет болезней, усугубленный длительным приемом наркотических средств. Десятого октября 1963 года она скончалась на руках рыдающего супруга в возрасте сорока семи полных лет, не дожив до дня рождения меньше двух месяцев.
Тело было тайно перевезено в столицу, чтобы избежать излишнего ажиотажа. Только на следующий день официальные источники сообщили о ее смерти. Попрощаться с любимой певицей пришло более сорока тысяч человек. Через семь лет ее возлюбленный Тео разбился на автомобиле и был похоронен рядом с ней. Фамильный склеп находится на парижском кладбище Пер-Лашез.
Вечная память великой певице
Имя Эдит Пиаф не носят горы, леса или озера, но она навсегда останется в истории мировой музыки, а в две тысячи третьем году на одноименной парижской площади был установлен памятник великой певице. Существует также малая планета с таким же названием, открытая в восемьдесят втором году прошлого века.
Наиболее точные биографические подробности можно обнаружить в книге Жоржа Мартена и Пьера Дюкло под названием «Пиаф». Издание было переведено на русский язык еще в 82-м году. Регулярно выпускаются киноленты о непростой судьбе этой женщины. К примеру, в 1983 на экраны вышел «Эдит и Марсель» Клода Лелуша, а в 2007-м «Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана. В первом воробушка сыграла Эвелин Буи, а во втором Марион Котийяр.
Учимся на примере
О примере Эдит Пиаф для подражания можно разглагольствовать долго, но ничего путного так и не сказать. Она была далеко не идеальной, не слыла фантастической красавицей, да и беспорядочный образ жизни никак не подходит кумиру. Однако некоторые уроки все же можно извлечь.
В первую очередь, ее жизнь показывает, что ни внешность, ни место рождения, ни достаток родителей не способны повлиять на наличие или отсутствие таланта. Кроме того, вся судьбы этой несчастной женщины указывает, что со здоровьем шутки плохи – стоит беречь его смолоду, чтобы потом не пожинать горькие плоды.