С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.
Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.
Содержание
- История иконы Владимирской Богоматери
- Сретение Владимирской иконы
- Значение Владимирской иконы Божией Матери
- Описание иконы
- В чем помогает Владимирская икона
- Молитва перед иконой
- Как икона оказалась на Руси и получила свое название?
- Почему ее называют покровительницей русского народа?
- В каких событиях российского государства участвовала икона?
- Описание Владимирской иконы Божьей Матери
- Символизм иконы и ее стиль
- Когда помогает икона, и в каких случаях стоит ей молиться?
- Дни почитание Заступницы и место, где икона находится сейчас
- Интересный факт
- Молитвы иконе Владимирской Божьей матери
- Образ Богородицы в русской живописи
История иконы Владимирской Богоматери
Дни празднования: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.
Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.
Сретение Владимирской иконы
В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.
В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.
В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Значение Владимирской иконы Божией Матери
Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).
Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.
То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.
Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.
В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.
Описание иконы
Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.
И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.
В чем помогает Владимирская икона
Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.
Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.
Молитва перед иконой
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В чем сила и духовное значение иконы Владимирской Божьей Матери? О чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, значение, историю, фото, а также молитву перед иконой «Избавительница» вы найдете в данной статье!
В честь Владимирской иконы Божьей Матери каждый год 3 июня вся русская православная Церковь отмечает праздник, признавая ее своей покровительницей еще со времен набегов Крымского хана в начале XVI века. Тогда Русь подвергалась нашествию Махмет-Гирея, а икона еще не раз спасала русских воинов в различных битвах и защищала Москву от язычников.
Как икона оказалась на Руси и получила свое название?
Легенда, дошедшая до современных верующих «говорит», что написал икону Святой апостол и евангелист Лука на столе, за которым часто обедали Божья Матерь, Иисус Христос и Иосиф (муж Марии и отчим Спасителя). Дева Мария, взглянув на изображение себя и Младенца, сказала, что с этого времени все будут ублажать ее и образ принесет верующим в Иисуса Христа Божью благодать. Святой апостол Лука жил в Иерусалиме, поэтому первое время икона находилась именно там. Но в 450 году ее перенести в Константинополь. В XIIвеке местным патриархом Лукой с иконы была написана копия и послана в Киев в качестве драгоценного дара князю Мстиславу. Богородичный монастырь стал обителью для изображения Божьей матери со Спасителем на руках в 1131 году. Уже тогда слухи о том, что она защищает и оберегает, прошли по всей Руси.
По тому же приданию Богородичный монастырь находился в Вышгороде, в котором жил князь Андрей Боголюбский. Он решил вернуться на родину, Суздальскую землю, и взял икону с собой, молясь перед ней во время своего путешествия. Проезжая мимо Владимира, он решил отдохнуть в городе. После отдыха, только выехав из него, лошади его неожиданно остановились и отказались двигаться дальше. Князь не мог понять, в чем дело и принялся молиться Богоматери. Во время молитвы она предстала перед мужчиной и сказала о том, что ему следует оставить икону во Владимире и построить для ее обитания собор. С того времени она и получила название Владимирской.
Почему ее называют покровительницей русского народа?
В Москве икона оказалась в 1395 году. Предшествовало этому событию нашествие хана Тимерлана со своей ордой на Елец, после которого он направился осаждать Москву. Тогда правил князь Василий Дмитриевич, который поспешил написать митрополиту Московскому о том, чтобы проводимый Успенский пост был соблюдаем для избавления от Тимерлана. Тогда во Владимире проходила Литургия, посвященная Пресвятой Богородице, а после нее духовенство решило перенести икону в Москву. Она «направилась» туда крестным ходом. Ее провожало множество народа, молясь о спасении русской земли.
Примечательно то, что Тимерлан, подойдя к Москве, решил устроить привал, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел святителей с золотыми жезлами, сходящими с великой горы, а над ними Жену, говорящую ему навсегда оставить русскую землю. Проснувшись, хан спросил у своих волхвов о значении сна и понял, что не увенчается его набег победой и удалился на свою родину. Так Богоматерь спасла Москву и весь ее народ от язычника. В честь такого чудного избавления на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Событие это празднуется до сих пор 8 сентября каждого года.
В каких событиях российского государства участвовала икона?
Но не только во время нашествия Тимерлана люди молились перед иконой Владимирской Божьей Матери. Она участвовала и в других событиях государства:
- 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
- 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
- 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
- 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.
Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:
- Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
- Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
- Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
- Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.
Эти далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.
Описание Владимирской иконы Божьей Матери
Искусствоведы предполагают, что икона была написана в XII веке в Константинополе, что расходится с преданием о том, когда она было сотворена. Это древний тип изображения Богородицы, который называется «елеуса», что переводится как «умиление» или «милующая». Многие отмечают эту икону самым чувственным изображением Марии и ее Сына. Пресвятая держит на руках маленького Иисуса, который прильнул к ее щеке. Они как будто ведут некий диалог, а тот, кто молится перед их изображением, невольно участвует в этой беседе.
Икона является двухсторонней. На ее обратной стороне изображен престол Господа и орудия Страстей Христовых. Светло-орхистый фон имеет коричневые разводы, которые сделаны «под мрамор». Икона имеет красные надписи и темно-орхистые поля. Материалы, из которых она была изготовлена – дерево, твореное золото, темпера, сусальное золото и левкас. Размер – 71 на 57 сантиметров. Линии прорисованы плавно, пропорции удлинены. Одежда Марии украшена. Икона содержит несколько мелких деталей. Изображение часто списывалось, получившие иконы тоже имели чудотворную силу. Кафедральный Собор Пресвятой Троицы тоже имеет у себя копию иконы Владимирской Божьей Матери. Она была подарена Грузии в 2009 году Патриархом Московским и Всея Руси.
Символизм иконы и ее стиль
Богословы интерпретируют символизм иконы как то, что Дева Мария предназначает своего младенца Иисуса в жертву за грехи всего человечества. К подобному выводу они пришли потому, что на оборотной стороне иконы изображены символы страданий Христа (трость с губкой, копье и крест). Нежность и ласка, которая изображена на иконе, «говорит» о том, что Мать очень любит своего Сына, но отдает его на поругание и смерть ради того, чтобы Он спас человечество от греха и ада, совершенно добровольно. Потому что понимает, что иного Спасителя у мира больше не будет.
Икона была написана в период Византийского искусства и относится к дематериализации живописи, что характеризуют размытые и еле видные очертания, нет четких линий, но присутствуют детали. Одежды Богоматери и Младенца неким орнаментом легли на изображение. Впечатление нерукотворной работы создается слабыми линиями, что является главным средством выражения живописи того времени. Это канонический образец без специальной графичности.
Когда помогает икона, и в каких случаях стоит ей молиться?
Молиться Божьей Матери можно в любых случаях. Часто женщины перед ее изображением просят Бога о зачатии или благословенном рождении, легких родов и излечении детей. Еще молиться Богоматери необходимо, если:
- хочется защитить и уберечь домочадцев от житейских трудностей и нужд;
- не знаешь, какой путь выбрать и какое решение принять;
- проходишь тяжелый период в жизни, и не знаешь, как преодолеть его и не упасть духовно;
- хочется избавиться от греховных мыслей, мешающих служить Господу;
- нужна защита от вражды или примирение с родственником;
- требуется исцеление физических недугов, особенно, глаз и сердца;
- предстоит замужество (женитьба) и хочется попросить о том, чтобы семейные узы были крепкими.
Молиться перед иконой Владимирской Божьей Матери можно своими словами и мыслями, а можно написанными предложениями. Обращение к Богу должно быть чистым (без злого умысла) и искренним.
Дни почитание Заступницы и место, где икона находится сейчас
Святое изображение Божьей Матери не раз спасало русский народ от врагов. Исходя из описанных выше исторических событий, празднование в ее честь устраивается трижды:
- 3 июня (или 21 мая по старому стилю) – победа над ханом Махмет-Гиреем в 1521году.
- 6 июля (или 23 июня по старому стилю) – изгнание татарского ига в 1480 году.
- 8 сентября (или 26 августа по старому стилю) – уход с русских земель хана Тимерлана в 1395 году.
Подлинник иконы Владимирской Божьей Матери сегодня находится в Талмачах в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее. Но паломничество совершать можно не только к ней, потому что существуют и чудотворные списки, которые находятся:
- Бердянский район, село Нововасильевка;
- Раменский район, село Быково;
- Подмосковье, село Дубна;
- Москва, Южное Бутово и Виноградово.
Кроме этих списков существует множество оберегов с изображением Владимирской Девы.
Интересный факт
В 1989 году известный голливудский актер Мел Гибсон создал кинокомпанию «Icon Productions», а для логотипа выбрал часть изображения иконы Владимирской Богоматери – глаз Девы и ее нос. Многим верующим знаком этот логотип. Он появляется перед началом фильма «Страсти Христовы».
Итак, легенды и предания, дошедшие до современного времени, и искусствоведы разнятся в том, когда и как появилась икона Божьей Матери и почему она получила название «владимирской». Но народ склонен верить летописям и тем сказаниям об иконе, которые передавались из поколения в поколение. С давних времен Владимирская икона Божьей Матери помогала русскому народу побеждать войны, не прибегая к сражениям. Особенно это касалось набегов татаро-монгольского ига. Чудодейственным образом Богоматерь помогает людям и сейчас, тем, кто с чистым сердцем и без злого умысла молится перед ней Богу, прося о своих нуждах. Празднование событий, связанных с этой иконой, производится трижды в год, что говорит о том, что она немало повлияла на судьбы людей и принесла много пользы народу. Смотря на Деву Марию и Маленького Иисуса Христа, верующие понимают, что Мать добровольно и любя отдает свое дитя как жертву за грехи всего человечества. Она знала божественность своего чада и верила, что Он исполнит предназначение, дарованное Ему Богом Отцом.
Молитвы иконе Владимирской Божьей матери
Молитва первая
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
К кому возопием, Владычице! К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего, устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва четвертая
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва пятая
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва шестая
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва седьмая
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Образ Богородицы в русской живописи
Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:
- «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
- «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
- «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
- «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
- «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
- «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).
Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.
Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).
Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова
Покров Богородицы.
Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.
Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Покровский храм Марфо-Мариинской обители
Покров Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из
собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва
Богоматерь.
Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7
Копия иконы Гроота, 1749 г.
Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богородица.
Вишняков Иван Яковлевич.
Икона Андреевской церкви в Киеве
Богоматерь с младенцем.
Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85.
Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.
Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.
При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал
Богоматерь.
Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144×71.
Икона на сюжет из Апокалипсиса.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.
Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35×25,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем.
Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3×36.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дева Мария.
Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь.
Варнек Александр Григорьевич
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем.
Виги Антон Карлович. Около 1822 г.
Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.
Венецианов А. Г. 1832-1835
Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.
Богоматерь с Младенцем.
Егоров Алексей Егорович
Мадонна Альба.
Бруни Федор Антонович. 1837 г.
Копия с картины Рафаэля
Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем в розах.
Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь с младенцем.
Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.
Ивановское объединение художественных музеев
Богоматерь с младенцем.
Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь с младенцем.
Марков Алексей Тарасович. 1849 г.
Богоматерь.
Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь.
Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь.
Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.
Дальневосточный художественный музей
Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.
Богоматерь с младенцем.
Врубель Михаил Александрович. 1885 г.
Роспись Кирилловской церкви в Киеве
Богоматерь с Младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь с Младенцем на престоле.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев
Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем.
Виктор Михайлович Васнецов.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Богоматерь Одигитрия.
Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.
Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте
Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с младенцем.
Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5
Витебский художественный музей
Богоматерь.
Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь с Младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.
Частное собрание
Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7
Нижегородский художественный музей
Богоматерь и Святой Иоанн.
Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73
Нижегородский художественный музей
Богоматерь с младенцем.
Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель.
Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.
Частное собрание
Богоматерь.
Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5
Частное собрание
Богоматерь «Умиление».
М. В. Нестеров. 1906 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Богоматерь «Умиление».
Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло.
Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители
Богоматерь «Знамение».
Нестеров Михаил Васильевич.
Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители
Явление Богоматери.
Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56.
Частное собрание
Богоматерь «Умиление злых сердец».
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.
В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.
Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства
Богоматерь с младенцем.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Музеи России
Петроградская Мадонна. 1918
Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.
За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.
В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография