Глава 946. Отнесись к этому серьезно
Будь то внутри или снаружи игры, Мо Фан никогда не демонстрировал никакого ответа на инструкции Е Сю. Тем не менее обсуждение между Е Сю и Вэй Чэнем вызвало тревогу у всех присутствующих.
Запугивание простых игроков не было для них трудным, поэтому они обычно не рассматривали какие-либо потери в битве. На этот раз обучение было другим. Они столкнулись с профессиональными игроками. Столкнуться с одним или двумя — не было большой проблемой. В конце концов, они были командой, у них было численное преимущество! Но на этот раз другая сторона вышла с шестью на одном дыхании. В этом году все шестеро были звездами. Не было необходимости подвергать сомнению их силу. Кроме того, в то время как эти шестеро вышли — кто знал, есть ли кто-то еще, скрывающийся в гильдии? Один дракон за другим появились прямо перед этим, не так ли?
В прошлом Е Сю конечно подождал бы, пока не произойдет достаточно, прежде чем призывать всех идти, делая то, что им удобно. В этот раз все было по-другому. Они здесь не для того, чтобы схватить босса. Они были здесь, чтобы использовать босса в качестве приза и сражаться с этими профессиональными игроками, поэтому они очевидно не могли дожидаться, пока эти ребята ослабнут, а затем выйдут, чтобы напрямую атаковать самые большие проблемы*. Все были смелыми и полными энергии. Это имело бы смысл, только если бы эта битва затянулась на триста раундов!
– Богатство и слава достаются тем, кто рискует! Товарищи, вперед! – Е Сю мобилизовал свои войска.
– Что это за глупая речь? – жаловалась Чень Го.
– А? Почему ты здесь? – спросил Е Сю.
Чень Го наградила Е Сю убийственным взглядом за пределами игры. Этот парень всегда игнорировал ее. Ее Туманная Мгла также была членом команды. Почему она не могла тренироваться вместе с ними?
– Вперед!
Команде Счастье не хватает энергичного человека, как Лу Ханьвен. Танг Ро поддержала решение Е Сю. Ее Мягкая Мгла рванула первой.
Цяо Ифан продолжал созревать в течение этого периода времени. Его способность понимать общую ситуацию и координировать свои действия с другими стала более выдающейся. Его понимание фантомного демона достигло профессионального уровня. Когда Цяо Ифан увидел движение Мягкой Мглы, он не посмел отступить и немедленно последовал за ней, готовый бросить призрачные границы в любой момент.
– Тогда пошли! – видя как двое из его товарищей по команде рванули вперед, Вэй Чэнь больше ничего не сказал. Несмотря на то, что он действительно хотел сначала спрятать свою Руку Смерти, его товарищи по команде уже выбежали. Вэй Чэнь не мог просто развернуться и поехать в город.
– Гм! – гнев Чень Го еще не утих. Она свирепо посмотрела на Е Сю, а затем контролировала свою Туманную Мглу, чтобы двигаться вперед. Она подняла стальную пушку в руках и начала целиться в альтернативные аккаунты этих богов. Вскоре после этого призыв Скрытого Света заблокировал ее поле зрения.
– Скрытый свет, убери свои существа в сторону! – Чень Го была в ярости. Уровень мастерства Ло Цзи повысился. Теперь он мог умело контролировать несколько призывов, поэтому когда поле битвы стало хаотичным, он мог немного увеличить это число. Призыватели не были желанным классом в командах. Это было неспроста. Например, классы дальнего боя будут раздражаться, если с ними произойдет что-то подобное.
Лу Цзи слышал, как его босс кричала на него. Он почувствовал себя смущенным и тут же отодвинул зверя в сторону. В этот момент Е Сю безжалостно указал:
– Тебе переместиться назад гораздо легче, чем ему передвинуть своего призванного зверя.
– ЧТО?! – Чень Го выспыхнула. Восход Солнца Ву Чэня зашагал за ней и любезно сказал:
– Следуй за мной!
Ву Чэнь больше ничего не сказал, но Чэнь Го могла чувствовать, что это ее Туманная Мгла, которая была неверно расположена. Однако она закричала на Скрытый Свет, чтобы убрать его призыв. Из-за этого казалось, что она делает вещи случайно…
– Это все из-за тебя! – Чень Го гаркнула на Е Сю. Это был не ее стиль игры.
– Ха-ха, я знаю, что ты сделала это не специально, – сказал Е Сю.
– … – Чень Го ненавидела то, что она не могла вытащить свою стальную пушку из игры! Если бы та была у нее в руках, она безусловно предала бы Е Сю к забвению.
Все в команде Счастье выходили один за другим. Игроки трех гильдий подняли шум.
Если можно сказать, что наблюдение за битвой Всех Звезд было радостной сценой для всех, то Счастье было чумой, которую нужно было избегать.
– Мрачный Лорд здесь!
На мгновение вопли отозвались эхом, как будто волки пришли. В чатах трех гильдий люди постоянно кричали и печатали.
– Кажется, самые популярные люди здесь…
Боги, сражающиеся друг с другом, также заметили их. Когда Линь Цзинянь услышал крики игроков, он не мог не оглянуться и почувствовал всевозможные эмоции.
– Как насчет того, чтобы мы объединились, чтобы сначала раздавить этого парня? – Чжан Цзялэ вдруг пришел с благородным предложением. Среди всех здесь, кроме тех молодых новобранцев, кто не хотел раздавить того парня, который мчался сюда? Это была хорошая возможность прямо сейчас!
– Я поддерживаю это предложение! Ха-ха-ха-ха! – крикнул Хуан Шаотян.
– Тогда пойдем! – Ванг Екси выразил свое одобрение.
– Может, позвоним и Старине Ханю? – Линь Цзинянь не был удовлетворен только этим.
– Вызовите его в групповом чате. Кто хочет — пусть приходит! Мы пойдем первыми, – Чжан Цзялэ был явно более безжалостным. Сказав эти слова, он перестал драться и повернул пистолет. Его боевой стиль Сотни Цветов мгновенно стал прикрытием для всех.
Ванг Екси не возражал. Как только он собрался прыгнуть на метлу и улететь, меч пронзил его живот. На самом деле его ударили сзади.
– Хуан Шаотян… – голос Ванг Екси был полон беспомощности.
– Ха-ха-ха, это месть за предыдущие 3 на 1!!! – Хуан Шаотян дико рассмеялся.
Как Ванг Екси мог позволить ему разгуляться? Его персонаж развернулся и полетел вниз. Мастер меча Хуан Шаотян поднял меч в защитную позицию. Огнеметчик Чжан Цзялэ уже выпустил великолепный экран взрывов. Затем он услышал звуки борьбы позади себя. Он обернулся и чуть не умер от злости.
– Разве вы не можете быть немного серьезнее? – Чжан Цзялэ был в ярости! Его стиль Сотни Цветов потреблял много навыков и маны. В частности, столкнувшись с экспертом высшего уровня, таким как Е Цю, бросать в него две или три бомбы было недостаточно, поэтому ему нужно стараться изо всех сил. Его тяжелая работа заключалась не только в том, чтобы выпустить фейерверк для этих двоих.
Линь Цзинянь пошел в чат группы профессиональных игроков и напечатал сообщение. Когда вернулся в игру с QQ, он увидел эту сцену. На мгновение растерялся, Линь Цзинянь не знал что сказать.
Лу Ханьвен и Гао Инцзе слепо следовали за своими старшими. Их старшие, похоже, перестали сражаться, так что Лу Ханьвен и Гао Инцзе тоже перестали. Затем они увидели как Хуан Шаотян и Ванг Екси снова сражаются. Не говоря больше ни слова, Лу Ханьвен и Гао Инцзе сделали то же самое.
За этот короткий промежуток времени, пока Боги сражались, Счастье приблизилось. Гул артиллерийского огня… Вызванные существа устремились хаотично вперед. Счастье сформировалось уже очень давно. Они тренировались вместе каждый день. Они больше не были трехногими кошками, когда вступали в бой, особенно для этого типа преследования — с целью вызвать хаос для противников. Их борьба была острой и профессиональной.
В результате, эта волна резкой координации разбилась о разбросанный песок. Даже если каждая песчинка была Богом, они мгновенно глупели. Каждый персонаж получил различные уровни урона. Огнеметчик Чжана Цзялэ был брошен на землю Круговым Ударом Мягкой Мглы Танг Ро. Он даже слышал, как сестра разочарованно бормотала про себя:
– Бог?
– Воин может быть убит, но не унижен! – Чжан Цзялэ взревел. Он бросил гранату в лицо Мягкой Мгле. Теперь Танг Ро была опытной. Она не была незнакомкой ни в одном классе. Когда Танг Ро увидела, что это обычная граната, она не восприняла это слишком серьезно. Девушка взмахнула копьем, поразила гранату и направила в сторону огнеметчика на земле. Но когда ее копье прошло сквозь дым и свет от взрыва гранаты, ничего не было задето. Затем Танг Ро услышала голос позади себя.
– Девочка, повернись и посмотри на Бога!
Танг Ро была поражена.
Использование взрыва гранаты для достижения тех же эффектов, что и дымовая бомба ниндзя, было чем-то, что Танг Ро никогда раньше не видела у огнеметчиков.
Но каким бы великим ты ни был, Танг Ро это не испугает. Она не слушала его слов и не обернулась. Вместо этого, она направила копье назад.
– Вау! Впечатляет! – Чжан Цзялэ увидел, как Танг Ро атакует сзади. Это был довольно сложный ход. Практически не было обычных игроков, которые могли бы сделать это в реальном бою. Это была лишь небольшая похвала. Нормальные игроки, возможно, не смогут этого сделать, но на про-сцене кто не мог выполнить такой базовый ход?
*Бах-бах-бах-бах!*
Атака Танг Ро — не быстрее, чем бомба Чжан Цзялэ. Как только первая бомба взорвалась, Чжан Цзялэ начал свое комбо-шоу. Четыре взрыва подряд нанесли дополнительный урон в ответной атаке.
Мягкая Мгла приняла четыре взрыва подряд. Танг Ро уставилась на него. Она вообще ничего не могла сделать. Только тогда она поняла, что нападение на Бога не было причиной недооценивать его. Это могло произойти только если она атаковала его, пока он не умрет.
За этими четырьмя взрывами больше ничего не последовало. Дело не в том, что Чжан Цзялэ хотел остановить свое комбо, но кто-то прервал его. Это было командное сражение. В эти моменты каждый должен был помогать друг другу. Тан Ро и Парной Булочке все еще не хватало понимания этого, но Цяо Ифан был довольно опытен в этой области. Его Один Дюйм Пепла использовал Призрачный Разрез, точно создавая разрыв между огнеметчиком Чжан Цзялэ и Мягкой Мглой Танг Ро.
– Ифан! – Гао Инцзе увидел, как появился Один Дюйм Пепла и немедленно закричал. Одним Дюймом Пепла был Цяо Ифан. Это не было секретом.
– Твой друг? – спросил Лу Ханьвен, увидев, как ведьма Гао Инцзе смотрела туда и даже крикнула.
– Да! – ответил Гао Инцзе.
– Он сильный? – спросил Лу Ханьвен.
– Э… – Гао Инцзе не смог ответить. Он не хотел смотреть свысока на своего хорошего друга, но для профессионального игрока «сильный» — не было хорошим описанием для класса Цяо Ифана.
– Я пойду посмотрю сам, – внезапно сказал Лу Ханьвен, а затем отправил Тройной Разрез в сторону Одного Дюйма Пепла Цяо Ифана.
– Ах! – Гао Инцзе был поражен. Немного погодя он очнулся.
На мгновение он забыл, что Цяо Ифан больше не был частью команды Травяного Сада. Они больше не напарники. Он инстинктивно помчался, чтобы защитить его; его ведьма немедленно прыгнула на его метлу и полетела.
Цяо Ифан прекрасно понимал общую ситуацию. Он, естественно, заметил Лу Ханьвена, направляющегося ему навстречу. Его Один Дюйм пепла взмахнул мечом и активировал перед ним Ледяную Границу, создавая защитную зону.
Лу Ханьвен увидел это — и мог только обойти. Тем не менее ведьма Гао Инцзе догнала и помчалась сверху вниз, налетев на мастера меча Лу Ханьвена.
Один Дюйм Пепла был в своей собственной Ледяной Границе. Очевидно он бы не пострадал от этого. Он перешел через Ледяную Границу и продолжил атаку Гао Инцзе. Его меч выпустил Лунный Разрез, Разрез Полной Луны, а после Призрачный Разрез — чтобы отправить мастера меча Лу Ханьвена куда подальше.
– Думать, что мы будем сражаться бок о бок в такой ситуации… – Гао Инцзе понял, что они не были товарищами по команде. Он грустно выдавил улыбку.
Прежде чем Цяо Ифан смог что-либо сказать, персонаж Гао Инцзе был поднят сзади, а затем — брошен. Он не смог быстро восстановиться. Это был захват.
– Какое бок о бок? Вы, ребята, — враги! Отнесись к этому серьезно! – Мрачный Лорд Е Сю бросил ведьму Гао Инцзе.
* 直捣黄龙 ударить прямо по жёлтому дракону (обр. в знач.: захватить столицу противника)
Происхождение этой фразы идет от этого:
(Генерал династии Сун) Юэ Фэй обучался военному искусству у Чжоу Туна. После смерти Чжоу Туна он каждый месяц подметал могилу Чжоу Туна. Его отец хвалил его за верность: «если у вас есть шанс служить своей стране, то вы должны им воспользоваться!» В 1122 году Юэ Фэй завербовался в армию. Благодаря своей храбрости и умению сражаться, он вырос из обычного солдата в великого лидера. Юэ Фэй был очень добр к своим подчиненным: если солдат заболеет, он лично сварит для него лекарство. Вознаграждение, выплачиваемое семье за смерть солдата, — невелико, поэтому он распределял часть вознаграждения, выплачиваемого двором, умершим. Всякий раз, когда проводилась военная операция, он собирал всех, чтобы обсудить и согласовать ее, прежде чем отправиться в путь. Таким образом, когда его войска внезапно столкнулись с врагами, они не паниковали. Однако его военная мораль была очень строгой: однажды солдат взял седло у простолюдина. Этот солдат был немедленно казнен в условиях военного положения. Его войскам иногда приходилось ночевать на дороге. Простолюдины открыли свои двери, чтобы поприветствовать их, но никто не осмелился пойти. Простолюдины называли их «армией семьи Юэ.»
Семейная армия Юэ храбро сражалась в течение десяти лет и восстановила большую часть потерянных земель. В городе кампании Чжусиань они прорвали армии Цзинь Уху. Моральный дух солдат Цзынь был самым низким, а боевой дух солдат Сун был самым высоким. Люди, оккупированные Великим Цзинем, встали и сплотились. Восстановление центральных равнин было неминуемо. Юэ Фэй говорил со своей армией с волнением: «Непосредственно атакуйте префектуру Хуанлун, а затем пейте, сколько душе угодно!» Префектура Хуанлун – это современная провинция Цзилинь, графство Нун. Тогда это был центральный регион Великого Цзинь. ~ Nomyummi
Серьезно? Легко!
«Тот самый Мюнхгаузен» был уверен, что серьезное лицо еще не является признаком ума. Тем не менее очень часто эффективная работа и успешная карьера ассоциируются у нас именно с таким качеством, как серьезность. Серьезность — двигатель прогресса? Или его тормоз?
Корпоративная логика
Большинство из нас с детства только и слышит: будь серьезнее, отнесись к этому серьезно, твое легкомыслие вечно все портит… Стоит ли удивляться, что, вырастая, мы начинаем воспринимать эту самую серьезность как одну из стилеобразующих характеристик нашей жизни. Жизни в целом и работы — в особенности.
По традиции серьезная мина всегда считалась цеховым атрибутом таких профессий, как врач, юрист, финансист, учитель. В последнее время этот список значительно расширился. Трудовые будни большинства современных служащих насыщены корпоративной этикой от и до. Воспринимать ее «показано» серьезно. В противном случае в начальствующей голове выстраивается незатейливая логическая цепочка: ты не уважаешь дресс-код (не выполняешь распоряжения шефа от точки до точки, не сидишь на работе до 11 вечера — нужное подчеркнуть) — ты не относишься серьезно к работе — ты плохой сотрудник. И не важно, что прямая зависимость между форматом «белый верх — черный низ» и производительностью труда никем не доказана. Корпоративные аксиомы не требуют доказательств.
Белый верх…
Тридцатилетняя Настя никогда не понимала корреляции между школьной формой и успеваемостью: «галстук выглажен — „четверку“ заслужил». «Для меня это всегда было просто мукой: пиджак, в котором не разогнуться, юбка невнятного покроя — как вообще на чем-то можно сосредоточиться, когда чувствуешь себя, как килька в банке? Когда начались все эти корпоративные игры, сразу вспомнила школу… По образованию я филолог и на заре своей карьеры работала в одной финансовой структуре пиарщицей. Уровень доходов там впечатлял. Но эти бесконечные требования „соответствовать“, относиться серьезно к малейшему телодвижению шефа стали для меня настоящей пыткой. Было впечатление, что длина юбки или сам факт сидения в конторе по окончании рабочего дня играет большую роль, чем выполняемая работа. После полугода мучений я оттуда ушла, сегодня тружусь в одном из интернет-изданий. Работы очень много, я все успеваю, и никого при этом не волнует, как я одета и каким лаком у меня накрашены ногти».
По мнению консультанта по трудоустройству, психолога Антона Несвитского (www.zerkalodushi.ru), важно уметь разграничивать такие понятия, как «призвание» и «корпоративная среда». Если к первому есть смысл отнестись со всей серьезностью и ответственностью, то второе вряд ли стоит больших затрат. «Призвание — это, по большому счету, способ самовыражения. Это то, в чем человек может состояться, выразить свой взгляд на мир, то, чем он может реально принести пользу себе и другим. Своим делом человек способен заниматься в разных условиях, и отчасти эти условия он может выбирать сам. В то же время социальная значимость, статус в обществе во многом зависит от капризов среды, моды, от прихотей начальства, в конце концов. Эти понятия весьма непостоянны, и привязываться к ним душой довольно опасно».
Болеем работой
Понятно, что соответствовать в полной мере всем правилам, «узаконенным» в той или иной структуре, далеко не всегда реально. Подобное стремление чревато не только расположением начальства — невроз и синдром хронической усталости прилагаются к нему «в комплекте».
ТАТЬЯНА,
ресёрчер рекламного агентства:
«Наша корпоративная система — это просто страшный сон. Дело в том, что наш босс — американец. Ну, знаешь, из тех, кто много чего слышал про „этих нерадивых русских“ и решил научить нас „родину любить“. Время прихода в офис у нас отмечается в специальной регистрационной книге, опоздал минут на семь — вычтут из зарплаты; обед строго по расписанию, причем если в это время у тебя переговоры с клиентом — твои проблемы; в конце каждого дня ты должен заполнить лист, в котором с точностью до получаса расписано, как ты провел день. Прибавь к этому постоянные, нигде не учитываемые сверхурочные — и театр абсурда готов.
Первое время я старалась соответствовать всем этим требованиям — с большим трудом получила эту работу, и потерять ее мне не хотелось. Я сильно переживала, в результате началась бессонница, появились хронические головные боли. После очередного скандала с мужем на „рабочей“ почве стала думать об увольнении. В конце концов, здоровье и семья дороже. Как-то в курилке я разговорилась с нашей пиарщицей, которая, в отличие от меня, всегда была спокойна. Она сказала: „Милая моя! Это всего лишь работа! Не надо реагировать на все распоряжения Джона как на сирену бактериологической атаки. Научись относиться к этому проще“. Я задумалась: в самом деле, зачем воспринимать все так, словно на карту поставлена жизнь? Успокоилась, перестала психовать по поводу и без, научилась пропускать часть замечаний босса мимо ушей. В результате скоро будет три года, как я здесь работаю, и вполне всем довольна».
Интуитивное открытие
Антон Несвитский повторяет известную мудрость: делай, что должен, и будь что будет. Именно так стоит относиться к работе. Чрезмерно серьезное отношение не оставляет возможности принимать себя несовершенным (а кто застрахован от ошибок?). «Следствием такого отношения часто становятся хроническая усталость, проблемы со здоровьем, сложности в личных отношениях, — говорит Несвитский. — Конечно, человек, зависимый от среды, может быть выгоден компании и может достичь успеха на определенном этапе карьеры. Но он „не выгоден“ самому себе. Ситуация на службе изменится — и ему это грозит настоящей трагедией. Работу всегда можно сменить, поменять круг партнеров и коллег. Куда сложнее вылечить нажитые болезни и восстановить личные отношения, загнанные в тупик благодаря работе».
Всё хаханьки
Самой работе, как ни странно, излишняя серьезность тоже не всегда на пользу. Мысли о том, чтобы «быть на высоте», «соответствовать» с легкостью могут вытеснить сам рабочий процесс. Максимум ошибок мы обычно совершаем «на нервах». Несмотря на все твои усилия и старательность, начальник никогда не бывает вполне доволен? В чем причина? Возможно, ты просто не на то расходуешь свои силы — львиная их доля уходит на переживания и поддержание «хорошей мины».
АНЯ, журналист:
«Я работаю в еженедельнике, посвященном образованию. Мне очень часто приходится общаться с серьезными и занятыми людьми — это ректоры различных ведущих вузов, профессора, кандидаты наук и т. п. Поначалу я жутко рефлексировала: мне казалось, что надо быть очень серьезной, чтобы с тобой захотели общаться».
Интервью у Ани получались сухими, «застегнутыми на все пуговицы». Потом она поняла: да, ты не можешь знать всего, что знает ректор МГУ… и вряд ли тебе это нужно. Но когда ведешь себя доброжелательно, когда можешь пошутить или даже сказать глупость, все получается намного легче и естественнее.
Доля здорового цинизма полезна в любом деле — этот постулат известен не только «вольным стрелкам» творческих профессий, но и опытным кадровикам. Антон Несвитский убедился: чем менее официальна атмосфера (не путать с панибратством!), тем проще заключить любую сделку и добиться положительных решений.
«Если человек занят своим делом, но не слишком боится потерять работодателя и статус — это самый эффективный сотрудник, — уверен Несвитский. — Он, быть может, менее управляем, им сложнее манипулировать, но мудрый начальник поймет, что такой работник сделает все от души, а не из страха». Страх, пожалуй, самый серьезный противник эффективной работы. И когда серьезность содержит компонент страха, она способна убить любые начинания, испортить характер даже самому неисправимому оптимисту.
ПРИМИ ВСЕРЬЕЗ: |
ОТНОСИСЬ ПРОЩЕ: |
Свое призвание. Это то, в чем ты выражаешь свои творческие способности, чем ты существенно отличаешься от других, в чем проявляется твоя индивидуальность. Даже если ты не знаешь, в чем оно, ищи, не забывай подумать о том, нравится ли тебе то, что ты делаешь, и почему. Отсутствие элемента творчества практически неизбежно ведет к накоплению отрицательных эмоций и нерастраченной позитивной энергии, которые, в свою очередь, ведут к болезням и срывам. |
К своей компании. Если ее принципы противоречат твоим личным, лучше смени место работы. Если ты поступилась чем-то в угоду корпоративной культуре, неизбежно вызовешь дисгармонию в психике — она начнет воспринимать твою работу как нечто враждебное ее глубинным слоям. |
Подпишись на новости!
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей. ОК Я соглашаюсь с правилами сайта Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
На днях Владимир Путин дал емкую отповедь на предложение режиссера Александра Сокурова «придумать Россию заново». Президент напомнил про недавний подобный опыт, предпринятый «господином Ульяновым».
Одним из первых результатов ленинского эксперимента стала братоубийственная смута, эхо которой возвращается к нам вновь и вновь. Накануне столетнего юбилея великого русского Исхода из Крыма 1920 года остро встал вопрос: а как нам, собственно, отмечать эту дату? Тысячи соотечественников навсегда покинули берега Родины вместе с остатками войск барона Врангеля.
Миллионы погибли до и после в кровавых гекатомбах Гражданской войны и Большого террора. Возможно ли сегодня историческое примирение чувствующих себя наследниками той или другой стороны? И так ли оно должно происходить, как полушутливо предложил писатель Захар Прилепин в виде театрализованного действа: корабль с эмигрантами отплывает от крымской пристани, разворачивается, пристает обратно, и на берегу «Врангель обнимается с Фрунзе, Деникин с Махно, Брусенцев с Гришкой Мелеховым, Газданов с Гайдаром, и все вместе пьют заздравную чарку по кругу»? Говорим об этом с телеведущим, историком, писателем Феликсом Разумовским.
культура: Почему сегодня по-прежнему ломаются копья вокруг противостояния столетней давности? Казалось бы, красное и белое давно уже смешалось, примирилось в нескольких поколениях…
Разумовский: Ничего не смешалось и не примирилось. Значение столетней даты — само собой: для европейской культуры век — традиционный рубеж для осмысления. Почему давняя вражда вновь всплывает? Да потому, что мы никак не можем выбрать национальный путь, самоидентифицироваться. Поэтому и не разобрались до сих пор с русской катастрофой начала прошлого столетия.
культура: А почему? В учебниках же записано, что у каждой стороны была своя правда, но в конкретный момент красные просто оказались ближе народу.
Разумовский: Концепция того противостояния содержалась в кратком курсе ВКП(б) и практически без изменений дожила до сегодняшнего дня. Мол, Гражданская война — это попытка эксплуататорских классов силой вернуть то, что у них отобрал народ. Ее лишь слегка смягчили и припудрили в начале 1990-х. Только в этом году Институту истории Сибирского отделения РАН было поручено написать историю ГВ. Почему за предыдущее почти тридцатилетие этого не было сделано? Массовое невежество в этом вопросе делает возможным то, например, что Геннадий Зюганов и его КПРФ «приватизировали» звание патриотов, патриотическую тему. Понятно, что они уже не прежние коммунисты, а держатели «исторического бренда». Но кто главные в этом бренде? Ненавидевший Россию и русских Маркс, разрушитель русской жизни и убийца миллионов Ленин, предназначавший нашу Родину в качестве полена для розжига мировой революции. С патриотизмом это можно связать только в сумасшедшем доме.
культура: Но ведь и неокоммунисты, и неомонархисты, активно воющие в соцсетях, это же некие эрзац-политики. Спрашивается: могут ли примириться симулякры?
Разумовский: Мы вообще живем в эпоху эрзаца, у нас фальшак, куда ни кинь. Тема примирения красных и белых как отчетное юбилейное мероприятие также предстает таким симулякром и вброшена в общественное сознание довольно неумелыми чиновниками. Им нужно отчитаться перед начальством: дескать, такого-то числа текущего года вражда вековой давности наконец закончена, ко всеобщему удовольствию. «Стебное» предложение Прилепина в виде абсурдного и во многом кощунственного шоу — из того же разряда.
Вот я приехал недавно из Феодосии. Выходишь на главную площадь — стоит огромная статуя Ленина и показывает рукой на старую гостиницу, где находилась Ставка Деникина, а сейчас работает Гранд-кафе «Деникин». Это и есть «примирение»? Все для туристов, все во имя бизнеса, как в Европе отели и рестораны «Наполеон». Это похоже на то, как идеологию или национальную идею у нас пытаются сформулировать за час на телевизионном ток-шоу. Выглядит смешно и жалко — мы потеряли уже сами подходы, навыки к устроению своего культурного, ментального пространства. В противовес этому столбняку хочу вспомнить: после большевистского переворота вышел сборник русских философов «Из глубины», в котором они по горячим следам осмыслили и дали глубокий диагноз произошедшей катастрофе…
культура: Стоило бы им ее раньше предвидеть, когда те же Николай Бердяев, Петр Струве, Сергей Булгаков марксизм проповедовали и революцию двигали…
Разумовский: У них происходило динамичное внутреннее развитие. Они были включены, как множество других думающих русских людей, в процесс, запущенный еще Карамзиным и который можно назвать «национальным самопознанием». Его продолжил Пушкин, Тютчев, который в письме Вяземскому сформулировал глубокую мысль о том, что все реформы в России надо начинать с самопознания. Этим и я пытаюсь заниматься в своем телевизионном цикле «Кто мы?». Процесс сей не был завершен, его прервали большевики, которые попытались втиснуть народное бытие и сознание в жесткие искусственные идеологические рамки. Историческую, национальную Россию они безжалостно и методично разгромили. А сегодня некоторые нас пытаются уверить, что этот разгром был некоей «новой русской жизнью», естественным продолжением русского поиска справедливости. По-моему, это похоже на шизофрению и вызывает протест у всех, кто стремится восстановить в России живое национальное бытие. Кто непредвзято познакомился с документами тех лет.
культура: И красных и белых идейно в Гражданку вряд ли было больше 10–20 процентов от всего населения России. Может быть, их «наследникам» стоило бы примириться вот с этим абсолютным — и тогда и ныне — большинством россиян, которые просто хотят жить в сильной, процветающей стране, помнящей свое прошлое и устремленной в будущее?
Разумовский: Весь вопрос — какое прошлое? Каким знанием о своей земле, о своей культуре мы обладаем? Чего стоит наше национальное сознание? И вообще, существует ли оно? Мы же до сих пор не сформулировали для себя: а чем, собственно, была Гражданская война? Нам навязывали трактовку, что это была перестрелка красных и белых. Но давно занимаясь этим вопросом, я вывел другое определение: универсальное средство разрушения Русского мира. То есть нашей веры, культуры, многовекового уклада жизни — с забвением и переписыванием истории, попранием святынь, наконец, физическим уничтожением целых сословий. И закончился этот процесс отнюдь не в 1922-м. А кто развязал Гражданскую войну? На это есть вполне ясный ответ, данный Владимиром Ульяновым (Лениным) на 3-м съезде Советов: «На все обвинения в Гражданской войне мы говорим: «Да, мы открыто провозгласили, начали и ведем эту войну против эксплуататоров». А в начале Первой мировой он же открыто призывал «превратить империалистическую войну в войну гражданскую».
И это удалось. Большевики воспользовались нашей хронической национальной болезнью — Смутой. Этот саморазрушительный разлад русской жизни имеет мало общего с европейскими революциями. Главные деятели смуты — самозванцы. Большевистские вожди и стали такими Гришками Отрепьевыми на новый лад. Величайшим русским самозванцем, Лжедмитрием ХХ века был Ленин. Характерная деталь: все они до конца жизни звались партийными кличками, то есть отказались от своего роду-племени.
Белые же попытались спасти Россию от этого самозванческого отщепенства, от этой смуты и тотального разрушения. Да, в лице половины своих вождей они были непоследовательны, участвовали в заговоре против государя, причастны к слому Российской империи; да, не имели ясной политической программы и делали ошибки… Но все же они, как русские люди, пытались именно спасти и сохранить традиционную Россию, а не разрушить, как красные, «до основанья, а затем». Мы просто отвыкли смотреть и оценивать историю по русским меркам, приняв критерии и методы западной исторической науки. Для изучения Русского мира этого, очевидно, недостаточно.
культура: Каковы бы ни были мотивы участников добровольческого движения, белые объективно стали действующими лицами смуты, братоубийства. Не зря патриарх Тихон не благословил посланцев с Дона на вооруженную борьбу с большевиками…
Разумовский: Патриарх Тихон воспринимал всю эту ситуацию на ином, не политическом и социально-культурном, как белые, а на духовном уровне. И в этом измерении он видел духовными очами, что обрушившуюся на страну инфернальную силу силой оружия не победить. Предстоятель призывал к прекращению братоубийственной войны, ответственность за которую возлагал в первую очередь на большевиков. И мы знаем, какие гонения обрушили на Церковь новые хозяева России. Господь определил ей взойти на Голгофу, и она явила тысячи мучеников за веру. Тысячи христиан остались верными Христу до конца, не озлобились, не приняли вызов ненависти, преодолели смуту… Русская православная церковь прославила их как святых новомучеников. Но я глубоко убежден, что эти великие люди достойны не только церковного, но и общенационального почитания. Нам нужен национальный пантеон подлинных героев ХХ века, он и станет основой возрождения национального самосознания.
культура: Там, очевидно, не будет места ни Буденному с Чапаевым, ни Деникину с Колчаком?
Разумовский: Скорее всего, так. Пантеон — воплощение высшего идеала нации, пример подлинно национального служения. Это Кузьма Минин и князь Пожарский, патриарх Гермоген, Александр Невский и Александр Суворов…
культура: Продолжая этот ряд, мы скоро наткнемся на фигуры, которые вызовут горячие споры-раздоры…
Разумовский: Споров и раздоров станет заметно меньше, когда мы дадим и утвердим, наконец, нравственный подход к истории. Когда осмыслим величайшую русскую трагедию ХХ века. А сегодня вместо этого мы имеем неизжитый мемориальный и топографический культ главных застрельщиков русской смуты, разрушителей и палачей. Он говорит о том, что мы до сих пор находимся под красным игом. Я не предлагаю тут же все памятники Ленину публично свалить и разбить на части — сделать на этом политическое шоу как на Украине. Но постепенно освобождаться от этого зримого наследия нашего порабощения надо начинать…
культура: Вы говорите «иго». Однако под ним мы ценой страшных жертв, но все же выиграли великую войну, запустили человека в космос, много чего достигли…
Разумовский: Все эти указания перстом на Гагарина, на советские достижения… Я на это отвечаю: во время татаро-монгольского ига тоже не все с утра до вечера только плакали… Подвизался преподобный Сергий, Андрей Рублев написал свои шедевры, строились храмы. Но только это не значит, что иго пришлось во благо и надо было смириться с ним раз и навсегда. Так же и мы развиваться под красным игом не можем, мы все ресурсы свои этому игу отдали, у нас сил уже нет, потому что под пятой завоевателя не возобновляется национальная энергия и деградирует цивилизация.
культура: Но ведь русское национальное и имперское самосознание в советском обрамлении, в противовес разрушителям-интернационалистам, реанимировал Сталин. И с тех пор оно отвоевывало новые площади, например, в прозе «деревенщиков»…
Разумовский: Что такое этот сталинский и последующий «красный патриотизм», «советская державность», национал-большевизм? По-моему, это еще худшая форма насилия над русским духом, чем революционный интернационализм. Почему? Потому, что за этой конструкцией скрывается подмена понятий, искажение смыслов. Какой может быть ряд из Маркса — Энгельса — Ленина и Дмитрия Донского, Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова? Посмотрите на самый знаковый патриотический фильм сталинского времени — «Александр Невский», который Эйзенштейн сделал по прямому заказу «вождя народов». Актер Николай Черкасов там талантливо играет не святого благоверного князя, а комиссара. Он лоб ни разу не крестит, знаменитое и единственно подлинное «не в силе Бог, а в правде» не говорит. Смешение русского и советского стало ядом особой разрушительной силы. Писатели-«деревенщики», о которых вы говорите, тоже во многом были им отравлены. Но в силу таланта и с течением времени изживали его, осмысливая происходящее. Например, Федор Абрамов, который видит, что любимая им деревенская жизнь на глазах деградирует и разрушается. Главный герой его тетралогии «Братья и сестры» Михаил Пряслин восклицает: «Профукали Верколу, проморгали». А лауреат Сталинской премии Александр Яшин (Попов) еще в 1956 году публикует скандальную повесть «Рычаги», где описывает, как живое многоцветное народное бытие уничтожается бездушной советско-партийной системой.
Многие талантливые в разных областях советские люди смогли полностью освободиться от совпатриотизма и прийти к просто русскому самосознанию. И вот теперь, спустя десятилетия, мы опять начинаем с этого чудовищного национал-большевистского микса!
культура: Этому есть объяснение. Те, кто пришел к власти в 1991 году, как раз подняли на щит Белое движение, попытались с ним ассоциироваться, при этом очерняя все, что было в советскую эпоху. Вот люди, видя, что они сделали со страной, и «краснеют» им в пику…
Разумовский: Полагаю, что либералы 90-х поднимали на щит совершенно другие вещи. А исторические реалии использовали в своих целях. Использовали и извращали. Знакомая большевистская методика, не так ли? В ту пору практически все информационно-культурное поле было отдано на откуп либеральной пропаганде, либеральным СМИ. В результате имеем общество с разрушенным мировоззрением, простые люди не понимают, что происходит. Сегодняшний информационный гвалт только добавляет разлада. Добавляет каждый день, и не по капле, а уже целыми бочками…Человек сидит на печи, вспоминает Сталина, причем «вспоминает» его ностальгически, по фильмам…
культура: Скорее не на печи, а в офисе и не по фильмам, а по «зажигательным» фантазийным постам и картинкам в «Фейсбуке»…
Разумовский: Если этого человека послать с кайлом за Полярный круг, через три дня он уже придет в себя. Начнет думать, что и как. Может быть, почитает что-нибудь стоящее. Молодежь ведь, как правило, совсем «не в теме». Что происходит в образовательных учреждениях? Один профессор ругает облыжно русский язык, другой выступает с дешевыми либеральными призывами, третий играет в Наполеона. Пока не будет адекватной подачи знания, не будет сформировано национальное мировоззрение, не выйдет и исхода из красно-белого разделения… Дьявол всегда выбрасывает две руки, бери — не хочу. Надо отказаться от этого дьявольского выбора. Нужно изменить принципиально информационную политику, создать в стране хотя бы несколько серьезных, опирающихся на нормальные ресурсы национальных средств массовой информации, где события в стране и мире оценивались бы по-русски, на основе русского сознания и мирочувствия. В конце концов, есть русское видение любой ситуации. Это естественно для человека, который решил для себя вопрос идентичности, самопознания. Который прочел хотя бы работы академиков Панченко и Лихачева, хотя бы статью Георгия Федотова «Лицо России». А сегодня студенты, окончившие РГГУ, часто даже не знают этих имен…
культура: Возвращаясь к противостоянию Гражданской войны: получается, что русский народ не понял правоты Белого движения, был слеп?
Разумовский: В любом деле есть цель и идеал. Вот у Белого движения была цель — защита, спасение Отечества, и она была высокая. Все ли добровольцы были достойны этой великой цели? Нет, Врангелю пришлось наводить порядок после бардака новороссийской эвакуации, генералов убирать, расстреливать разложившихся. Белый террор Колчака? Но надо же знать, что там творилось. Сибирь была охвачена смутой, тысячи вчерашних столыпинских переселенцев превратились просто в бандитов, священников убивали… Колчак, как носитель власти, вынужден был практиковать насилие, чтобы остановить хаос. Можно ли такую политику приравнять к большевистскому террору, который ставил задачу тотально разрушить, перемолоть русскую цивилизацию? Да, это Гражданская война, это кровь и насилие с обеих сторон, хотя масштабы несопоставимы. То, что устроили чекисты во главе с Белой Куном и Розалией Землячкой в Крыму, вообще не поддается никакому описанию…
Был в Белой армии такой Владимир Даватц — профессор математики старинного баронского рода. Он записался в Вооруженные силы Юга России вольноопределяющимся, подавал снаряды в бронепоезде «На Москву», дослужился до поручика, эвакуировался с войсками Врангеля из Крыма. Так вот он увидел ситуацию Гражданской войны так: распятая как Христос Россия, а по бокам два разбойника — «красный» и «белый». Но последний был «благоразумным разбойником», уверовал, обратился к Христу, а для первого вообще не существовало ни Бога, ни Отечества… И в этом разница.
культура: Почему же и сегодня, спустя век, эта правда непонятна и недоступна, по-видимому, большинству нашего народа?
Разумовский: А как она будет понятна, если людям долго и упорно пудрили мозги? Львиная доля фильмов, которые крутят по всем телеканалам про ту эпоху, агитационно-красная: «Хождение по мукам», «Рожденная революцией», «Красные дьяволята» и т.д. С документалистикой то же самое… По радио нас все эти годы пополам с западным китчем кормили а-ля советскими «Песнями о главном»; советскую «эстетику» совали везде, где только можно….
культура: Снимаются и показываются и противоположные по знаку фильмы. Однако как бы Вы все же отметили столетие русского Исхода из Крыма?
Разумовский: Не нужно никаких дешевых шоу. В 100-летие русской трагедии не место фарсу. На Нахимовскую площадь Севастополя приглашается Кубанский казачий хор под руководством Виктора Захарченко, и он исполняет «Встань за Веру, Русская земля». Ну и молебен, разумеется. Покаянная молитва.
культура: Западные «партнеры», похоже, специально подогревают красно-белые страсти, чтобы вновь стравить наш народ по старым лекалам…
Разумовский: Это тем легче сделать, чем меньше у людей в голове и в сердце будет исторической памяти. С другой стороны, проще соблазнить и стравить народ, у которого нет национальной элиты, либо она лишилась доверия, утратила общий язык с простыми людьми. Так было в 1917-м, нечто подобное мы, имеем, увы, и сегодня.
культура: Выхода нет?
Разумовский: Нет, он есть. На днях в Кремле произошло без преувеличения историческое событие. Интеллигенция в очередной раз предложила власти «придумать Россию заново». Президент страны в прямом диалоге возразил по существу, сказав, что опыт такого сочинительства у нас имеется. Сочинителем был «господин Ульянов, он же Старик, он же Ленин». «Вот он напридумывал», заложив «мину под российскую государственность, которая складывалась тысячу лет». Сказано четко и ясно. Это позволяет осторожно надеяться, что эпоха мировоззренческой и идейной невнятицы постепенно уйдет в прошлое. Что современный русский патриотизм наконец будет избавлен от пошлейшего необольшевистского китча. А на смену бюрократической, насквозь фальшивой акции «примирения» белых и красных придет труд национального самопознания. И подлинное примирение — с Россией.
Звезды
Родился 8 ноября 1954 года в в Москве. После окончания в 1971 г. средней спецшколы № 50 (с художественным уклоном) работал чертежником в архитектурно-реставрационной мастерской. В 1972 поступил в Московский архитектурный институт. В 1978 году после защиты дипломного проекта “Реконструкция исторической части г. Серпухова” окончил Московский архитектурный институт.
В 1978–81 гг. работал архитектором в Институте Генпланов. Руководил группой по реконструкции исторических городов. Эта группа впервые в советской градостроительной практике разрабатывала методику изучения и сохранения исторического облика малых и средних городов России.
Изучение истории русской архитектуры дало толчок более широким историческим штудиям по истории русской культуры. Главной темой этих штудий стал русский пейзаж и усадебная культура. В 1979 г. в издательстве “Искусство” вышла первая книга: “Художественное наследие Серпуховской земли”. С этого времени Ф. Разумовский регулярно печатался в центральных газетах и журналах.
Работу на телевидении начал в 1989 году, в 1992 году создал на Российском телевидении регулярную историческую программу о русской цивилизации “Кто мы?”, автором и ведущим которой является и по сей день. С 1997 года программа выходит на канале “Культура”. В съемках и разработке первых программ принимал участие академик А. М. Панченко; впоследствии в течение ряда лет это сотрудничество продолжалось. Вместе с академиком Панченко были созданы программы о русском крестьянстве, русской идее, русской женщине и русском бунте. На Всероссийском фестивале телерадиопрограмм в Архангельске в 1995 году за передачу о русском солдате “Не в силе Бог, а в правде” Ф.Разумовский получил первую премию в номинации “Лучший ведущий”.
В 2004 году Феликс Разумовский был назван «Человеком года – 5764». Название почетной общественной премии может показаться фантастическим – всем, кто не знаком с еврейским календарем. Это премия Федерации еврейских общин России. В номинации «Телевидение» наград были удостоены — главный редактор телеканала «Культура» Татьяна Паухова и Феликс Разумовский – автор и ведущий цикла передач «Кто мы?» — «Еврейский вопрос – русский ответ».
Феликс Разумовский был выдвинут на соискание премии конкурса ТЭФИ-2005 в номинации «Сценарист телевизионной программы».
7 февраля 2008 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о награждении Государственными наградами «За большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность». Феликс Вельевич Разумовский отмечен Орденом Дружбы.
Указом президента Российской Федерации от 5 апреля 2013 года Феликс Разумовский награжден орденом Почета «за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу».