В субботу в православном мире произошло историческое событие: Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции («Русский экзархат» в Европе) вошла в состав Русской православной церкви. Для начала — о том, что это за структура.
Она была основана в 1921 году, когда Москва поручила временное управление русскими церквями в Западной Европе Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В силу исторических обстоятельств в 1931 году эти приходы были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского патриархата в качестве экзархата. Митрополит Евлогий подчеркивал, что это «лишь временный перерыв официальных административных сношений» до того времени, «когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской православной церкви».
В 1945 году он попросил Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять приходы обратно. Каноническое единство было восстановлено, но после смерти Евлогия в 1946 году значительная часть клира и паствы приняла решение вернуться в состав Константинопольской церкви.
И вот грянул 2018 год. После разрыва общения между Москвой и Константинополем из-за создания «автокефальной» церкви Украины последний решил распустить Архиепископию. Та упраздняться отказалась. И 14 сентября 2019 года ее глава архиепископ Иоанн (Реннето) направил Патриарху Кириллу обращение с просьбой принять их «в каноническое общение и единство» с Московским патриархатом. За это ранее проголосовало большинство клириков и мирян Архиепископии.
В тот же день Священный Синод РПЦ с помощью удаленной связи экстренно рассмотрел это обращение и постановил:
— Принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами, — говорится в итоговом журнале.
Каноническую форму их организации определят чуть позднее.
На сегодня Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе состоит из 65 приходов, 11 церквей, 2 монастыря и 7 скитов во Франции, Британии, Германии, Италии, Испании, Голландии, Бельгии и странах Скандинавии.
ОФИЦИАЛЬНО
— Принятие в юрисдикцию Московского патриархата архиепископа Иоанна (Реннето) — очень важное решение, которое, на мой взгляд, обусловлено преодолением в значительной мере исторических обстоятельств, которые вызвали появление этого канонического образования в составе Константинопольского патриархата. Характерно, что в отличие от Фанара, который попытался полностью нивелировать самобытный статус Архиепископии, Священный Синод РПЦ подчеркнул, что форма канонического бытия этих приходов будет учитывать целый ряд их особенностей, — заявил «КП» замглавы Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Роман Силантьев, религиовед:
«Константинополь может потерять и другие части»
— Отличная новость! Здравый смысл победил. Варфоломей продолжает пожинать плоды своего подлого поступка. Возможно, эта тенденция сохранится, и это не последняя часть Константинопольского патриархата, которая к нам примкнет. Теперь их ничего не останавливает.
Варфоломей вручил Украине томос об автокефалии под бандеровские приветствия, а Порошенко заплатил ему шоколадом
В Рождественский сочельник в Стамбуле завершилась неприглядная история с предоставлением автокефалии так называемой новой «церкви» Украины. Над аббревиатурой этой раскольнической структуры, к слову, продолжают активно иронизировать — помимо ПЦУ (Православная церковь Украины) у Киева и Фанара теперь есть еще вариант СЦУ (то есть Святейшая) (подробности)
Экзархаты
«Устав об управлении Русской Православной Церкви» на Архиерейском Соборе, состоявшемся в 1989 г., был дополнен главой VII («Экзархаты»).
В основе объединения епархий Русской Церкви в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип. Решения о создании и наименовании Экзархатов, а также об их роспуске, согласно дополненной редакции «Устава», принимаются Архиерейским Собором с последующим утверждением на Поместном Соборе. Во главе Экзархатов стоят Экзархи.
В соответствии с дополнительно внесенной главой VII «Устава» епархии, находящиеся на территории Украины, составили Украинский Экзархат Московского Патриархата. В 1990 г. Украинской Церкви дарована была независимость, однако она осталась в лоне Русской Православной Церкви, по существу являясь автономной Церковью, хотя этот термин и не упоминается в «Томосе» о даровании независимости. Патриарший Экзарх всея Украины носит титул митрополита Киевского и Галицкого.
Епархии, находящиеся на территории Беларуси, составляют Белорусский Экзархат — Белорусскую Православную Церковь, во главе которой стоит митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии.
В пределах Экзархата высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит Синоду Экзархата. Он возглавляется Экзархом и состоит из пяти, включая Экзарха, членов — правящих епархиальных архиереев. Синод Экзархата подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви. Работа Синода Экзархата регламентируется правилами, которыми руководствуется Священный Синод. При этом учитывается региональный характер Синода Экзархата. Его постановления входят в силу после их подписания, но окончательно утверждаются Священным Синодом Русской Православной Церкви.
В обязанности Синода Экзархата входят: забота о проведении в жизнь определений и постановлений Соборов и Священного Синода в границах Экзархата, избрание и предложение на утверждение Священного Синода Русской Православной Церкви Экзарха и архиереев Экзархата, представление архиереев Экзархата для участия в работе Священного Синода в качестве временных членов, утверждение настоятелей и настоятельниц монастырей на территории Экзархата, решение богословских, богослужебных, дисциплинарных, пастырских и церковно-административных вопросов, обращение с посланиями к пастве Экзархата, а в необходимых случаях и к соотечественникам за рубежом, дела духовного просвещения, катехизации, миссионерства, планирование подготовки кадров духовенства и их распределение, наблюдение за деятельностью духовных школ Экзархата, решение вопросов церковно-издательской деятельности, забота о состоянии архитектурных памятников и древностей, находящихся в ведении Церкви на территории экзархата, наблюдение за пенсионным обеспечением заштатных клириков и церковных работников.
Синод Экзархата может организовать комиссии для решения стоящих перед ним задач. Секретарь Синода, являющийся одновременно управляющим делами Экзархии, назначается Синодом Экзархата. Синод назначает также руководителей других учреждений, которые могут быть созданы в Экзархате. Синод Экзархата принимает апелляции на решения епархиальных церковных судов.
Возглавляет управление Экзархатом Экзарх, имя которого возносится за богослужением во всех храмах Экзархата. Он созывает Синод Экзархата и является его председателем. Экзарх наблюдает за правильным прохождением дел в канцелярии Синода и за точным исполнением принятых постановлений; представляет Экзархат в Священном Синоде Русской Православной Церкви как его постоянный член.
В обязанности Экзарха входят: поддержка единства епископата, наблюдение за исполнением архиереями Экзархата своих обязанностей, представление архиереев, клириков и мирян к Патриаршим наградам, награждение клириков и мирян церковными наградами, решение недоразумений между архиереями без формального судопроизводства, рассмотрение жалоб на архиереев, посещение епархий Экзархата, начальственное наблюдение за деятельностью учреждений экзархии, обращение с посланиями к епископату, клиру и мирянам Экзархата, полномочное представительство Экзархата перед государственными властями, ответственность за экуменические и межрелигиозные отношения на его территории.
Вновь образованные Украинские и Белорусские Экзархаты в известной мере воспроизводят древние Экзархаты, возглавляемые Архиепископом, которые просуществовали недолго, явившись промежуточным этапом на пути к созданию более крупных поместных образований — Патриархатов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
«Русский экзархат» может стать новым церковным образованием в составе Московского Патриархата
В случае вхождения в состав Московского Патриархата Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (т.н. «Русский экзархат») станет новым церковным образованием с сохранением своей идентичности и автономности.
Вопрос о присоединении к Московскому Патриархату будет рассмотрен 7 сентября на заседании генеральной ассамблеи «Русского экзархата», а в преддверии этого опубликовано коммюнике его секретариата, передает РИА Новости со ссылкой на сайт Архиепископии.
«Предлагаемый текст (о присоединении к Московскому Патриархату – ред.) – это не новый устав, а хартия (Gramota, эквивалент томоса), целью которой является обеспечение канонического существования Архиепископии в полном сохранении ее идентичности, (территориальной) целостности и режима работы (административная и финансовая автономия), как зафиксировано в действующем уставе (и отменено Константинопольским патриархатом)», – сказано в документе.
В нем отмечается, что в случае присоединения к Московскому Патриархату «Русский экзархат» получит статус полноценной, автономной Архиепископии, а не статус «Патриархального экзархата», который не был архиепископией или даже не был епархией в организации Константинопольского Патриархата.
«Он будет представлять собой в составе Московского Патриархата новый тип церковного образования (структуры), который будет добавлен в устав Московского Патриархата с тем же титулом, что и другие структуры, такие как Русская Православная Церковь за рубежом, и отличаться от Патриаршего экзархата в Западной Европе (созданного недавно)…», – подчеркнуто в заявлении.
В коммюнике добавляется, что вхождение в состав Московского Патриархата способно защитить «Русский экзархат» от неожиданного и произвольного упразднения со стороны Константинополя.
«Такая интеграция в устав Московского Патриархата способна защитить Архиепископию от неожиданного и произвольного упразднения (которое совершено 27 ноября 2018 года Константинопольским Патриархатом и подтверждено 3 сентября 2019 года…)», – указано в тексте заявления.
В тоже время подчеркивается, что Архиепископия сохранит свое юридическое существование согласно французскому законодательству, что обеспечит ее автономию.
«Проект укрепляет и стабилизирует статус Архиепископии в ее целостности и автономии… Сохранение и поддержание идентичности Архиепископии будет зависеть только от решимости всех ее членов, духовенства и мирян», – резюмировано в заявлении.
Напомним, что Константинопольский Патриархат упразднил Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе в своем составе на заседании своего Синода в ноябре 2018 года. Однако Архиепископия отказалась самораспускаться.
В свою очередь, в августе 2019 года Московский Патриархат направил «Русскому экзархату» письмо с условиями по ее принятию в свою юрисдикцию. Среди прочего, предлагалось сохранить его традиции и устав.
В начале сентября Константинопольский Патриархат сообщил, что глава «Русского экзархата» в Западной Европе архиепископ Иоанн (Реннето) «освобожден от заботы о приходах русской традиции» и больше не является иерархом Константинопольской Церкви.
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе – православная епархия в составе Константинопольского Патриархата с центром в Париже. Первоначально была создана временно на основе приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после Гражданской войны, для окормления эмигрантов российской традиции. Объединяет православных христиан различного происхождения в нескольких странах Европы. Имеет 65 приходов, 11 действующих церквей, 2 монастыря и 7 скитов, а основная часть ее прихожан находится во Франции.
На заставке: Духовенство и верующие приходов русской традиции в Западной Европе. Фото: cathedrale-orthodoxe.com
Русский Экзархат останется русским?
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, ранее отказавшаяся выполнять решение Константинопольского патриархата (Фанара) о своем роспуске, обратилась к Русской Православной Церкви с просьбой о каноническом признании. Эта новость, пока еще официально не подтвержденная со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, стала весьма обнадеживающей на фоне череды канонических беззаконий Фанара.
Пока еще рано говорить о статусе этой информации, но сам факт, что около 80 зарубежных православных приходов русской традиции могут вернуться в каноническое Православие, избежав раскольнического пути фанариотов, как минимум обнадеживает. Особенно на фоне того, что еще в конце октября один из самых известных приходов Русского Зарубежья – храм Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца в итальянской Флоренции – перешел из юрисдикции Фанара в Русскую Зарубежную Церковь, воссоединившуюся с Московским Патриархатом еще в 2007 году.
Тем не менее ряд информационных ресурсов уже разместили на своих страницах перевод письма архиепископа Хариопольского Иоанна (Реннето), главы ранее упраздненного Фанаром Западноевропейского экзархата русских приходов (Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе) Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу:
Мы планируем просить Вас о каноническом признании вышеупомянутой Архиепископии, которое позволило бы обеспечить непрерывность наследования и миссии, которые совершаются 100 лет (в 2024 году), что также позволит многим ступить на путь примирения после стольких лет взаимного недоверия. Для этого мы хотели бы, чтобы Вы сочли возможным подтвердить нам заверение юридической и церковной преемственности нашей структуры.
Храм Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца в итальянской Флоренции. Фото: Gabriele Maltinti / .com
Те, кто хотя бы немного знаком с историей и современным состоянием этого Экзархата, понимает, что, несмотря на далекий от литературного идеала перевод, содержательно письмо очень похоже на настоящее. И дальнейшее его содержание, особенно столь свойственная клирикам Экзархата апелляция к Всероссийскому Поместному Собору 1917-1918 годов, лишний раз доказывает, что это, скорее всего, не фейк:
Наши уставы прямо ссылаются на определения Московского Собора 1917-1918. Это то наследие, которое мы хотели бы сохранить, потому что оно позволило сохранить открытую церковную жизнь, которая включает участие мирян в жизни общин. Этот шаг может быть плодотворным и позволит нам присоединиться к Синоду или Митрополии Русской Церкви в Западной Европе, позволяя лучшую интеграцию всех наших приходов, разных языков в разных странах, сохраняя при этом целостность этой Архиепископии в универсальной миссии Православной Церкви.
Но для того, чтобы понять, что же за структура, ранее подчинявшаяся Константинопольскому патриархату, может вернуться в каноническое общение с Русской Православной Церковью, необходимо сделать краткий исторический экскурс во времена первой волны русской эмиграции. А именно – в 1920-30-е годы, когда за пределами Отечества оказались тысячи православных клириков, и в их числе – десятки в архиерейском сане.
Русские приходы Константинопольского патриархата: история и современность
Как мы уже неоднократно писали, в 1920-х годах Фанар, воспользовавшись революционной смутой и последствиями гражданской войны, активно начал вмешиваться в жизнь Русской Церкви-мученицы. В частности, со стороны Константинопольского патриархата была выражена поддержка пробольшевистских псевдоправославных сектантов-обновленцев, в том числе в их борьбе против Святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского.
Фанариоты через их официальных представителей в Москве делали все, чтобы получить от советских властей те или иные материальные преференции, за что всемерно поддерживали антицерковную деятельность и даже репрессии в адрес канонического духовенства. В итоге советское руководство избавилось от навязчивых фанариотов, однако в укреплении обновленческих сект они успели сыграть свою черную роль.
Только всеобщая политическая и церковная смута 1920-30-х годов не привела к тому, что Московский Патриархат официально разорвал каноническое общение с Фанаром. Так, Предстоятель Русской Церкви того времени, Митрополит Московский (будущий Патриарх) Сергий (Страгородский) в 1936 году в одном из своих писем подчеркивал:
Что же касается Патриарха Константинопольского, то после всех неправд, учиненных и учиняемых им в отношении Русской Церкви, после открытого братанья с обновленцами и другими нашими раскольниками, говорить о разрыве или сохранении общения с Константинополем по меньшей мере поздно.
Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com
Что же касается упомянутых «неправд, учиненных и учиняемых Фанаром в отношении Русской Церкви», то одними из ключевых были действия Константинопольского патриархата в отношении русской православной диаспоры. В 1931 году в юрисдикции Фанара официально (до этого на протяжении нескольких лет ряд русских православных общин подчинялись Константинополю в частном порядке) был учрежден так называемый «Западноевропейский экзархат русских приходов» («Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе»). С канонической точки зрения эта структура была более чем спорной, что элементарно доказывалось ведущими русскими богословами-канонистами, включая профессора Сергея Троицкого.
Тем не менее в условиях всеобщей смуты «по икономии» (то есть по снисхождению к обстоятельствам времени) создание Русской Архиепископии в лоне Константинопольского патриархата можно было понять. Напомним, в 1931 году Западноевропейский экзархат возглавил митрополит Евлогий (Георгиевский). Владыка Евлогий был одним из самых известных представителей первой волны русской эмиграции, однако в то же самое время – весьма либеральным в богословском и каноническом отношениях церковным деятелем.
Так, именно под его руководством был создан знаменитый «Сен-Серж» (Свято-Сергиевский православный богословский институт). Инспектором и идеологом «Сен-Сержа» в 1926-44 годах был протоиерей Сергий Булгаков, известный религиозный философ, чье богословское учение – так называемая «софиология» – вызывала протест церковных консерваторов, а Русская Зарубежная Церковь официально объявила его «еретическим».
В последние десятилетия русский экзархат Константинопольского патриархата во многом ассимилировался, основной частью его паствы стали природные французы и представители других европейских этносов. Ситуация дошла до того, что решением Фанара в 2013-2015 годах «Русский экзархат» возглавлял откровенный русофоб украинского происхождения, выходец из псевдоправославной националистической секты «УПЦ в Канаде» архиепископ Иов (Геча), один из сегодняшних кандидатов на пост главы «объединенной» Украинской лжецеркви.
Однако русофобская позиция архиепископа Иова, а также его откровенная неспособность к руководству Экзархатом привели к тому, что с 2016 года его возглавил этнический француз Иоанн (Реннето). Как и большинство клириков Константинопольского патриархата, человек либеральных взглядов, но в то же время с уважением относящийся к русским богослужебным традициям, близкий к такому представителю церковного Русского Зарубежья, как архимандрит Софроний (Сахаров) (1896 – 1993).
Русский исход из Фанара. Акт первый
Как бы то ни было, но именно владыка Иоанн (Реннето) оказался в числе тех, кто воспротивился папистским устремлениям Фанара, 27 ноября 2018 года решившего упразднить Западноевропейский экзархат русских приходов. На фоне попыток учредить Украинскую псевдоавтокефальную лжецерковь, это решение – вдвойне беззаконно и лицемерно. И именно это прекрасно осознали, в том числе, и нерусские по этническому происхождению православные клирики Русского экзархата.
Собор Александра Невского в Париже. Фото: Elena Dijour / .com
Так, архиепископ Иоанн заявил, что не признает решение Фанара, объявив о том, что и в дальнейшем намерен руководить Экзархатом. Владыка пригласил подчиняющихся ему клириков на пастырское совещание 15 декабря (совпадающее по времени с киевским «объединительным» лжесобором фанариотов и украинских псевдоправославных сектантов). Вполне возможно, что именно в этот день уже появившееся в интернете письмо архиепископа Иоанна Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обретет официальный статус.
Стоит напомнить, что после Великой Победы 1945 года Западноевропейский экзархат русских приходов во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) уже уходил из-под неканонической власти Фанара и официально воссоединялся с Московским Патриархатом. Однако после смерти владыки в 1946 году своевольно вновь вернулся в фанариотскую юрисдикцию. Сможет ли архиепископ Иоанн (Ренетто) завершить дело своего русского предшественника – пока сказать сложно, но сам вектор, избранный владыкой, позволяет на это надеяться.
Более того, об этом косвенно говорит позиция священноначалия Русского экзархата, которую они занимали еще в 1990-2000-х годах, объясняя, почему приходы Русского экзархата не готовы воссоединиться с освободившимся от давления богоборческих властей Московским Патриархатом. Об этом в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» рассказал настоятель храма Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца итальянского города Флоренция протоиерей Георгий Блатинский, еще в октябре 2018 года прервавший общение с Фанаром и перешедший под омофор Русской Зарубежной Церкви:
Наш Экзархат живет по законам Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. И если Русская Православная Церковь на своем Поместном Соборе подтвердит эти решения, для нас не будет никаких препятствий для воссоединения с Московским Патриархатом.
Подобную же позицию подтверждает и один из ведущих специалистов по истории церковного Русского Зарубежья, доктор исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков, который в интервью Телеканалу «Царьград» разъяснил ее следующим образом:
Примерно в 2007 году я беседовал с ныне покойным Никитой Струве (одним из ключевых деятелей и идеологов Русского экзархата – ред.), и он говорил, что мы не хотим объединяться, потому что нам дорога наша свобода, а если мы войдем в подчинение Московской Патриархии, то нас этой свободы лишат.
Экзархат
Экзарха́т – (от греч. Έξαρχος (экзархос) — глава, руководитель) – крупная церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположена главная резиденция патриарха.
В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху.
Экзарх подчинен Патриарху и Синоду, хотя в то же время пользуется определенной самостоятельностью.
В Русской Православной Церкви в настоящее время имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. «Белорусская Православная Церковь» – другое официальное наименование Белорусского Экзархата.
Экзархаты
В 1989 году в составе Московского Патриархата были упразднены зарубежные Экзархаты и образован Белорусский Экзархат. «Устав об управлении Русской Православной Церкви» на Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1990 года, был дополнен главой VII («Экзархаты»). В 1990 году статус Украинской Церкви изменился на основании Патриаршего Томоса. И с тех пор положения этой главы касались только Белорусского Экзархата. В «Уставе» 2000 года статусу Экзархатов посвящена IX глава.
В ней говорится, что в основе объединения епархий Русской Церкви в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип. Решения о создании и наименовании Экзархатов, об их территориальных границах, а также об их роспуске принимаются Архиерейским Собором. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархатов. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции» (IX. 3).
Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в Экзархате принадлежит его Синоду во главе с Экзархом. Синод Экзархата подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви. Синод принимает Устав, регламентирующий управление Экзархатом, который подлежит одобрению Священного Синода и утверждению Патриархом Московским и всея Руси. «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси» (IX. 8).
Экзарх избирается Священным Синодом Московского Патриархата и назначается Указом Патриарха. Его имя возносится в храмах Экзархата после имени Патриарха. Правящие и викарные епископы Экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. Святое миро Экзархат получает от Патриарха Московского и всея Руси» (IX. 13)».
Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.
См. ЭКЗАРХ.
ЭКЗАРХ
В основном употреблении экзарх — наделенный определенной самостоятельностью управляющий крупной и обособленной церковной областью — экзархатом. Экзархат как правило лежит за пределами страны, в которой расположена данная Поместная Церковь, или на территории обладающей гражданским устройством, отличным от общего устройства данного государства. В состав экзархата могут входить несколько епархий, архипастыри которых подчинены экзарху. Сам экзарх подчинен центральной церковной власти – патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью.
В древности экзархами назывались начальственные лица в древнегреческом жреческом сословии. В Восточной Римской империи так стали называть высоких сановников, в то время как с распространением Христианства в позде-античном мире термин этот входит в церковное употребление.
История церковного употребления
Упоминаемое об экзархах как об архиерейской церковно-иерархической степени в Восточной Церкви встречается в исторических памятниках со времени Антиохийского Собора 445 года. Объем их власти и юрисдикции доселе с точностью не определен.
- По мнению одних, под именем экзарха разумелись те же старейшие по кафедрам епископы, которые назывались и патриархами.
- Другие думают, что это была иерархическая степень выше митрополита и ниже патриарха.
- По мнению третьих, экзархами назывались митрополиты целых округов или диоцезов, а не епархий и главных городов. Экзарх был председателем собиравшихся, по мере надобности и по его почину, так называемых больших соборов диоцеза (μείζων συνόδος), юрисдикции которых были подведомственны митрополиты как епархий, так и городов. Когда впоследствии и эти диоцезы подчинены были верховной юрисдикции Константинопольского патриарха, титул экзарха не встречается более в церковно-исторических памятниках. Так, например, в законодательстве Юстиниана об экзархах, как церковно-административной инстанции, не упоминается.
Позже, у Вальсамона (ок. 1193) титул экзарха снова приписывается некоторым митрополитам; у Зогары (XII в.) этот титул присвояется епископам Кесарии Каппадокийской, Фессалоник, Ефеса, Коринфа .
Вдобавок, в исторических актах Византии экзархами иногда называются чрезвычайные уполномоченные патриарха, посылавшиеся им в епархии с разными поручениями, преимущественно по надзору за монашествующими. В таком смысле носил этот титул, например, священномученик архидиакон Никифор (Парасхес-Кантакузин) в XVI веке, находясь с патриаршей миссией в Польше.
Кроме экзарха, посылавшегося от времени до времени для ревизии церквей и монастырей в епархии, экзархом именовалась постоянная должность при «Великой Церкви» (т. е. в Константинопольской Патриархии, при соборе святой Софии), по рангу соприкасавшаяся близко с должностью великого хертофилакса.
В Русской Православной Церкви
В России титул экзарха впервые был усвоен, по упразднении патриаршества, местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану (Яворскому), с 1700 года.
Во время русско-турецких войн 1787-1792 и 1806-1812 годов русские силы занимали Молдавию и Валахию, временно учреждая в них духовное управление под названием Молдовлахийского экзархата (или экзархии). Экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриил (Банулеско-Бодони) после 1812 года возглавил новосозданную Кишиневскую епархию, для которой он испросил статус экзархии и сам носил титул экзарха до своей кончины.
Недолговечный Молдовлахийский экзархат стал моделью для преобразования Грузинской Церкви в Грузинский экзархат Русской Православной Церкви, который существовал между 1811 и 1917 годами. После объявления грузинами о восстановлении своей автокефалии в 1917 году было объявлено о преобразовании Грузинского экзархата в Кавказский, который на деле не смог существовать и был упразднен в 1920 году.
В новейшей истории Русской Церкви экзархаты стали более распространенной формой организации церковного устройства. В землях дальнего зарубежья Русская Православная Церковь содержала Западноевропейский, Среднеевропейский, Северо и Южно-Американский, Центрально и Южно-Американский, Восточно-Азиатский экзархаты. Внутри СССР в разное время существовал Украинский или Украинско-Белорусский, а также Прибалтийский экзархаты. Также с XX века титул экзарха в Русской Церкви стал употребляться и применительно к патриаршим чрезвычайно уполномоченным посланникам, как в случае с представителем патриарха Московского при патриархе Александрийском в Александрии.
Падение СССР ознаменовалось упразднением в 1989-1990 годах всех прежних экзарших кафедр и учреждением нового Белорусского экзархата. С 1990 года Русская Православная Церковь имела только одного архиерея с титулом патриаршего экзарха — митрополита Минского.
В Болгарской Православной Церкви
В IX веке, по принятии Болгарией Христианства, ее церковному первоиерарху был усвоен титул экзарха. С усилением могущества Болгарского царства предстоятель получил титул патриарха, но после того как в XV веке Болгария была покорена турками, патриарший титул опять заменился экзаршим. Болгарские предстоятели сохранили титул экзархов и после того, как Болгарская Церковь вновь сделалась независимой от Константинопольского патриарха.
В Румынской Православной Церкви
На рубеже XX-XXI веков титул экзарха в Румынской Церкви употреблялся для благочинных монастырей .
История светского употребления
- В Восточной Римской империи экзархами назывались представители императора с широкими полномочиями, управлявшие отдаленными провинциями. Пост этот был учрежден при императоре Маврикие (582-602) во вновь отвоеванных землях северной Африки, Италии, Далмации и частично Испании. Известны экзархи Африканские и Равеннские.
- В царствование Константина Багрянородного (908-959) название экзарха носил в Византии церемониймейстер императорского двора.
Использованные материалы
- Статья «Екзарх», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Эта форма была более употребительной в дореволюционной орфографии. Ср. название статьи «Екзарх» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
См. проф. Заозерский, Н., «О правительственной власти и о формах устройства церкви», Москва, 1891.
, и др.
Экзарх
Экза́рх (греч. ἔξαρχος — «зачинатель»; «начальник хора»; «руководитель, глава») — изначально руководитель хора в Древней Греции. Позднее — титул руководителя, в частности, верховного жреца в Древнем Риме (понтифика) и верховного правителя крупной провинции в ранней Византии (см. Равеннский экзархат, Карфагенский экзархат). В православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа.
Экзарх в православии
Использование термина в церковных документах — более раннее, чем термина «Патриарх», — находим в 9-м Правиле Халкидонского собора (451).
В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).
В Русской православной церкви
Согласно Уставу Русской православной церкви экзарх избирается Священным синодом и назначается патриаршим указом. Экзарх является епархиальным архиереем и управляет экзархатом на основании церковных канонов. Имя экзарха возглашается на богослужении во всех храмах экзархата следом за именем патриарха.
В Синодальный период существовал Грузинский экзархат. В 1941—1944 годах в Русской церкви существовал экзархат Латвии и Эстонии (кафедры в Риге и Вильнюсе), экзархом весь этот период был митрополит Сергий.
В XX веке за пределами канонической территории было образовано несколько экзархатов, объединявших зарубежные епархии Русской церкви. В СССР существовал Украинский экзархат. В 1990 году все зарубежные экзархаты были упразднены, а Украинский экзархат был преобразован в Украинскую православную церковь.
В настоящее время в РПЦ существует только один экзарх — митрополит Минский и Заславский, управляющий Белорусским экзархатом.
Экзарх в католицизме
В истории было несколько примеров, когда титул экзарха присваивался епископу латинского обряда. Так в 1157 году архиепископ Лиона стал экзархом Бургундии. Однако впоследствии на Западе термин «экзарх» был полностью вытеснен термином апостольский викарий. В настоящее время экзархаты существуют только в восточнокатолических церквях.
Экзархаты делятся на апостольские, патриаршие и архиепископские. Апостольский экзархат образуется Папой, во главе его обязательно стоит епископ, однако экзархат не возводится в статус епархии. Часто апостольские экзархаты образуются на территориях, оторванных от центра конкретной Восточной церкви, но с существенным населением, исповедующим данный восточный обряд (например, экзархат Армянской католической церкви в Америке, экзархат Украинской грекокатолической церкви в Великобритании и др.)
Патриаршие и архиепископские экзархи назначаются главами восточнокатолических церквей — патриархами и верховными архиепископами. Эти экзархаты образуются на территориях традиционного распространения данного обряда, их главой необязательно является епископ; они могут быть суффраганными по отношению к архиепархии, а могут подчиняться напрямую патриарху или верховному архиепископу.
По состоянию на начало 2014 года в восточнокатолических церквях насчитывалось 16 апостольских экзархатов, 9 — патриарших и 5 архиепископских (все в УГКЦ).
После Февральской революции 1917 года был образован апостольский экзархат для русских католиков византийского обряда. Первым и пока единственным его экзархом стал блаженный Леонид Фёдоров. В настоящее время пост экзарха русских католиков остаётся вакантным. 20 декабря 2004 года Святой Престол назначил ординарием для католиков византийского обряда в России епископа Иосифа Верта.
Примечания
- Древнегреческо-русский словарь. (составитель И. Х. Дворецкий) — М., 1958, Т. I, стр. 563.
- Устав Русской православной церкви. Гл. IX. Экзархаты.
- Ст. 9 гл. IX Устава РПЦ.
- Ст. 10 гл. IX Устава РПЦ.
- Ст. 11 гл. IX Устава РПЦ.
- Павел, митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси (Пономарев Георгий Васильевич). Официальный сайт Русской православной церкви. Проверено 28 марта 2018.
- Статистика апостольских экзархатов
- Статистика патриарших экзархатов
- Статистика архиепископских экзархатов
- RELIGARE — РЕЛИГИЯ и СМИ — Встреча католических священников византийского обряда прошла в Новосибирске
Католическая иерархия | ||
---|---|---|
Епископат | Папа (Папа на покое) · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Кардинал-протопресвитер · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ) | |
Пресвитеры | Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан | |
Диаконы | ||
Прислуживающие во время литургии | Аколит · Чтец · Певчий · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий) | |
Для определённых задач | Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор | |
В восточнокатолических церквях | Экзарх · Архимандрит | |
В католических орденах | Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций | |
Упразднённые | Королевский кардинал · Кардинал-мирянин · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий |