Содержание
- Сотворение мира Богом из ничего? Сотворение мира по Библии по дням даёт подсказку
- Катар нашёл подсказку в учении о сотворении мира Богом
- Сотворение мира Богом, небо и землю, как полярные потенциалы
- И сказал Бог: да будет свет. И стал свет
- Как выглядело сотворение мира Богом в Солнечной системе
- Зачем Богу человек при сотворении мира по Библии
- Человек, сотвори мир, как Бог
- Догматы православного богословия
- Догматы о Боге о Боге и общем отношении его к миру и человеку
- Догматы о Боге, троичном в лицах
- Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному
- Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку
- Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду
- Догматы о Христе Спасители
- Догматы об освящении
- Догматы о святой Церкви
- Догматы о таинствах Церкви
- ДОГМАТЫ О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА
- Читать онлайн «Догматы Христианства»
- 3 на вере в реальность сверхъестественного
- Благочиние
- догмат
- Русский
Сотворение мира Богом из ничего? Сотворение мира по Библии по дням даёт подсказку
Насколько правдиво религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего. Возможно ли такое? По силам ли даже Всевышнему? Условия полной пустоты в начале творения многократно усложняют понимание природы самого Бога. Или это библейский миф о сотворении мира и человека за семь дней? Оказалось, что нет. В Бытие изложен истинный ход вещей, считает старовер начётчик Комиссар Катар. Подробное описание сотворения мира по Библии по дням даёт нам подсказку, как это реально произошло.
Сегодня, с позиции знания о теории сотворения мира Комиссара Катара, мне многое стало яснее. Прежде всего, ясен уровень интеллекта выдумщика Большого взрыва. Якобы, положившего начало всем мирам. Тот видится мне нерадивым школьником у доски. Он слышал звон, да, не знал где он.
Процессы, происходившие в начале времён, даже условно сложно назвать взрывом. Нет основного признака — хаотичности процесса. Катар нашёл им более точное обозначение – короткое замыкание. И главное, описал в своей теории сотворения мира весь процесс от начала и до конца. Подсказку, не удивляйтесь, он нашёл в Бытии. Опирался в своих исканиях на староверческое учение о сотворении мира Богом. Оно во многом схоже с библейским.
Напомню, что сказано о сотворении мира Богом в Библии:
- В начале сотворил Бог небо и землю.
- Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
- Сказал Бог: да будет свет. Стал свет.
- Увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
- И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Был вечер, и было утро: день один.
Итак, следим внимательно за процессом созидания. Бог сотворил небо и землю. Помимо них уже была тьма над бездной. «И Дух Божий носился над водою». Стоп! А вода откуда взялась? Это что получается, небо Богу пришлось создавать, а воду нет? Странно и противоречиво выглядит, согласитесь.
Катар нашёл подсказку в учении о сотворении мира Богом
Это если не понимать сути процесса. По мнению старовера-богумила катарского толка, Бог не создавал воду. Она изначально присутствовала при сотворении мира. Более того, не пустота, а именно вода — Н2О стала первочастицей для всего материального мира.
Особое состояние воды – это и есть тот самый эфир или ньютоний, открытый Дмитрием Менделеевым. Именно с него начиналась его знаменитая периодическая система химических элементов. Сторонники Большого взрыва ньютоний из таблицы убрали. Он мешал им дурачить головы людям.
Эфир-ньтоний – это начальное состояние воды в нейтральных электрических связях. Все остальные элементы периодической таблицы химических элементов, это новые формы состояния того же эфира.
Вокруг нас в космосе не пустота, а безбрежный океан воды-эфира. Не гравитация удерживает планеты на своих привычных местах, а сила приталкивания. Её открыл ещё Михаил Ломоносов. Наша Земля, как и другие планеты, не висит в пустоте. Она плавает в воде-эфире. Необычайно плотном веществе, находящемся в состоянии, когда полностью отсутствует вес.
«Кристаллическая решетка молекул воды, основа всего мироздания и может принимать различные формы, являясь по сути, электрическими связями, а не наборами химических элементов. присутствует везде, в первоначальной материи и мир до творения представлял собой океан эфира-воды, находившийся в состоянии покоя», — утверждает Комиссар Катар.
Сотворение мира Богом, небо и землю, как полярные потенциалы
Вам когда-нибудь приходилось иметь дело с электрическим током? Если да, то знаете, как важно найти нужные провода и не перепутать их. Угадаешь – и будет тебе свет. А нет, может так шарахнуть, что мама не горюй. А теперь оцените фразу из Библии: «И увидел Бог свет, что он хорош…» Это что, прежде Он света не видел? Получается, что так. И, по сути, Бог проводил эксперимент по сотворению мира. При этом, некоторые процессы и связи, полагаю, Создатель подсмотрел у самого себя.
Какой неожиданной стороной открылся для нас Создатель. Он, оказывается, большой изобретатель и экспериментатор. Неужели бывают и сбои в Его повседневных заботах и хлопотах?
Приступая к сотворению мира, безусловно, Он прежде тщательно осмыслил задуманное. Шаг за шагом. Всё одно, серьёзно рисковал Всевышний. Ведь переступал черту неведанного даже для Него.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет
Создание Богом света, это процесс возмущения, находившегося прежде в покое, эфира. Высвобождение из него электричества. Искра между потенциалами «земля-вода» и стала искрой Божьей.
Вот как это выглядело, по мнению книжного человека Катара:
«Что же произошло от этой первой искры? Да, конечно же, начала формироваться материя, в привычном нам виде! Это сегодня нам объясняют, что материальный мир плотнее космоса, а я утверждаю обратное: НАШ МИР НАЧАЛ ФОРМИРОВАТЬСЯ В МЕСТАХ, ГДЕ ВЫСВОБОДИЛАСЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ И СОЗДАЛОСЬ РАЗРЯЖЕНИЕ. Таким образом, во вселенной образовались многочисленные материальные миры».
Вы можете представить Создателя в образе ученика-электрика? Придётся. По мнению Катара, Бог устроил вселенское короткое замыкание. Искры от него разлетелись по всему мирозданию. И там, куда они упали, началось перерождение эфира. Его реформация в иные состояния. Процесс получил цепную реакцию. Начали возникать новые электрические связи, новые состояния воды-эфира. А следом появились множественные химические элементы.
Разное количество энергии требовалось для возникновения разных элементов. Этим объясняется их различие и гармония в многообразии. Её гениально отобразил Менделеев в своей таблице.
Высвободившееся электричество заискрило и создало наш мир. Разряженное пространство приняло форму идеальных пузырьков, плавающих в бескрайнем океане эфира.
Как выглядело сотворение мира Богом в Солнечной системе
Процесс сотворения мира по Библии в нашей Солнечной системе развивался по тому же сценарию:
«Эти пузырьки, под воздействием электрического поля Нильса-Бора, начали группироваться вокруг мощного источника электроэнергии – звезды по имени Солнце и между ними установилась устойчивая электрическая связь, заставляющая спирально подниматься вокруг выталкиваемого эфиром Солнца, которое, само связано со своей галактикой Млечный Путь, и так же несется по спирали. Этим и объясняется расширение вселенной», — пишет Катар.
В центре нашей галактики, как и любой другой, располагается чёрная дыра. Это еще одна особая форма эфира. Дыру растягивают электрические связи, И она расширяется вслед за вселенной. Но это не может продолжаться бесконечно. В один прекрасный момент сила черной дыры придет в равновесие с растягивающими её потенциалами. Тогда последует обратный процесс. Вселенная начнёт возвращаться в спокойное состояние. В то, с чего все и начиналось до сотворения мира по Библии.
Зачем Богу человек при сотворении мира по Библии
Именно о такой цикличности процессов во вселенной рассказал миру Никола Тесла. Но это не вся правда о конечности нашего мира. Есть у Катара дополнение к теории Теслы о пульсации материальных миров:
«Для поддержки жизнеспособности материального мира требуется новые высвобождения энергии. Вселенная должна постоянно поддерживаться, как огонь в камине. В этом и состоит предназначение человечества в частности, а биологической жизни вообще, в целом. Я думаю, мы не одна единственная форма жизни, которой поручено СОЗДАНИЕ КАТАСТРОФЫ В СВОЕМ РЕГИОНЕ ВСЕЛЕННОЙ. Умное человечество сумеет зажечь Новое Солнце, когда это потребуется в конце времен, глупое же сгорит с тем, что ему дано как дар – с планетой Земля».
Прежде меня почти убедили, что энергии вокруг нас в пространстве море немереное. Черпай – не вычерпаешь. Оказывается это так, да, не совсем. Энергия Бога – это как аванс нам на будущее. Чтобы жить и развиваться. А потом человечество обязано всё вернуть Создателю. И не только. Человек, созданный по образу и подобию, должен вернуть во сто крат больше. Сотворение мира Богом лишь начало большой и захватывающей игры. А мы её продолжатели.
Человек, сотвори мир, как Бог
Нет иного пути у человечества, чтобы жить в гармонии со вселенной. А не верите, посмотрите в небо. Звёзды гаснут там постоянно. Но и рождаются новые. Сверхновые звезды, возможно, и зажигают во вселенной биологические существа, подобные людям. В идеале и мы должны дорасти до помощников Бога.
«Наша эволюция должна привести нас к катастрофе предсказанной многочисленными пророками, как конец света, — резюмирует сои соображения о сотворении мира Богом по Библии Катар. – Но в этом нет ничего плохого, потому, что зажженные нами звезды, дадут путь новым поколениям тружеников великого замысла – перерождения вселенной в новый мир».
Видите, насколько не случайно такое парное сотворение мира и человека за семь дней. Человеку доверена великая миссия, засучив рукава, стать когда-то рядом с Создателем. Не просто так дано нам и религиозное учение о сотворении мира Богом. Вероятно, и в творении мира по Библии именно за семь дней скрыта важная подсказка для человечества.
Иван Иванович А.
Конец света по Библии не состоялся больше пятисот лет назад
В начале было Слово… Бог. Что значит эта фраза из Библии
Догматы православного богословия
- Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку
- Догматы о Боге, Троичном в Лицах
- Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному
- Догматы об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку
- Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду
- Догматы о Христе Спасителе
- Догматы об освящении
- Догматы о Святой Церкви
- Догматы о Таинствах Церкви
- Догматы о Таинствах Церкви
- Догматы о Таинстве священства
- Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле
- Догматы о всеобщем Суде
Изложение догматов Православного догматического богословия по книге: «Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия», М.А.Л., М., Синодальная типография, 1913. – 368 + VIII с. По определению Святейшего Правительствующего Синода. Репринтное издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, С.-Петербург, 1997. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Место догматов в ряду других христианских истин: Истины христианского Откровения, заключающегося в Свящ. Писании и Свящ. Предании, разделяются на истины веры и на истины деятельности.
Истины веры подразделяются на относящиеся к самому существу христианской религии как восстановленному союзу между Богом и человеком, называемые догматами, и другие, не относящиеся к существу, которые содержат исторические сказания или частные изречения священных лиц.
Истины деятельности подразделяются на определения нравственного поведения и истины обрядовые и канонические.
Структура догматического Богословия:
I Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку.
II Догматы о Боге, Троичном в Лицах.
III Догматы о Боге, как Творца и Промыслителя, к миру духовному.
IV Догматы о Боге, как Творца и Промыслителя, к человеку.
V Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду.
VI Догматы о Христе Спасителе.
VII Догматы об освящении.
VIII Догматы о Святой Церкви.
IX Догматы о Таинствах Церкви.
X Догматы о Таинстве Священства.
XI Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле.
XII Догматы о Всеобщем суде.
Догматы о Боге о Боге и общем отношении его к миру и человеку
Общие свойства существа Бога
Бог не постижим и невидим. Бог явил себя людям в творении и в сверхъестественном Откровении, которое проповедовал единородный Сын Божий через Апостолов. Бог един в существе и троичен в Лицах.
Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседоволъный, всеблаженный.
Природа Бога – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая.
Бог, как Дух, кроме духовной природы (субстанции), имеет ум и волю.
Бог, как Дух, беспределен во всех отношениях, иначе, всесовершенный, Он самобытен и независим, неизмерим и вездесущ, вечен и неизменен, всесилен и всемогущ, совершенен и чужд всякого недостатка.
Частные свойства существа Бога
Самобытность – все, что имеет, имеет от самого себя.
Независимость – в существе, в силах и в действиях определяется Сам Собою.
Неизмеримость и вездеприсутствие – не подлежит никакому ограничению пространством и местом.
Вечность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.
Неизменяемость – Он всегда пребывает один и тот же.
Всемогущество – Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать.
Свойства ума Бога
Свойство ума Бога самого в себе – всеведение, т.е. Он знает все и знает совершеннейшим образом.
Свойство ума Бога в отношении к его действиям – высочайшая премудрость, т.е. совершеннейшее знание наилучших целей и наилучших средств, совершеннейшее искусство прилагать последние к первым.
Свойства воли Бога
Свойства воли Бога самой в себе – высочайше свободная и всесвятая, т.е. чистая от всякого греха.
Свойство воли Бога в отношении ко всем тварям – всеблагая, а по отношению к тварям разумным – истинная и верная, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона, а также правосудного, поскольку воздает им по заслугам.
Единство Бога по существу
Бог есть един.
Догматы о Боге, троичном в лицах
В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.
Три Лица в Боге равны между собой и единосущны.
Три Лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
(Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца.)
Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному
Мир духовный составляют двоякого рода духи: добрые, называемые Ангелами, и злые, называемые демонами.
Ангелы и демоны сотворены от Бога.
Демоны сделались злыми из духов добрых по своей воле при попустительстве Бога.
Бог, как Промыслитель, даровал и Ангелам, и демонам природу, силы и способности.
Бог содействует Ангелам в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия.
Бог попустил падение демонов и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности, к добрым целям.
* * *
По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные.
Мир ангельский необычайно велик.
Ангелы прославляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие.
Господь дарует особого Ангела-Хранителя каждому из верующих.
* * *
Дьявол и ангелы его (демоны) – существа личные и действительные.
Демоны по своей природе духи бесплотные, высшие души человеческой, но ограниченные.
Демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им.
Дьявол действует как враг Божий и как враг человеческий.
Бог разрушает царство демонов на земле через непрестанное распространение Своего благодатного царства.
Бог даровал людям Божественные силы против демонов (молитва и др.).
Бог попускает деятельность демонов, направленную на погибель человечества, для нравственной пользы людей и их спасения.
Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку
Человек сотворен по образу и подобию Бога.
Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал.
Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.
Род человеческий произошел от Адамы и Евы.
Человек состоит из невещественной души и вещественного тела.
Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, является существом самостоятельным, невещественным и простым, свободным, бессмертным. Назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным высокому завету или союзу с Богом, к которому его призвал Всеблагий при самом сотворении, чтобы стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т.е. познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним.
Падение человека было попущено Богом.
Рай был местом для жизни счастливой и блаженной, одновременно чувственным и духовным. Человек в Раю был бессмертным. Неверно, что Адам не мог умереть, он мог не умирать. Адам должен был делать и хранить Рай. Для наставления истины веры Бог удостаивал некоторых людей Своими откровениями, являлся им Сам, беседовал с ними, открывал им Свою волю.
Бог сотворил человека вполне способным к достижению установленной Им цели, т.е. совершенным, как по душе, в умственном и нравственном отношении, так и совершенным по телу.
***
Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог заповедал человеку, чтобы он не вкушал плодов от древа познания добра и зла.
Человек не сохранил заповеди, то он лишился своего достоинства.
Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.
Бог с самого начала даровал человеку Свою благодать.
В змее, совратившем Адама и Еву, скрывался дьявол. Ева увлеклась мечтою сделаться равной Богу, Адам пал вследствие пристрастия к жене.
Смерть пришла к человеку от зависти дьявола к Богу.
Следствия падения в душе: расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная, помрачение разума, низвращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру, искажение образа Божия.
Следствия падения для тела: болезни, скорби, изнеможение, смерть.
Следствие для внешнего состояния человека: потеря или уменьшение власти над животными, потеря плодоносности земли.
***
Следствия падения распространились на все человечество. Первородный грех всеобщен.
***
Бог после падения Адама и Евы не перестал промышлять о человеке. Он царь всей земли, владеет народами и призирает их. Он ставит царей над народами, дарует им Державу и силу, управляет через царей земными царствами. Поставляет через царей низшие власти, поставляет для устроения счастья человеческих обществ слуг Своих (Ангелов).
Бог промышляет об отдельных людях и, в особенности, о проводниках, хранит нас в течение всей жизни, содействует нам в деятельности, назначает предел нашей земной жизни и деятельности.
Бог промышляет способами естественным (хранит людей и содействует им) и сверхъестественным (чудеса и действия Божественного домостроительства).
Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду
Бог послал Единородного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, восприяв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Царство Свое гораздо в большей славе, нежели какую он имел в Раю.
Бог – Спаситель наш вообще, поколику в деле нашего спасения участвовали все Лица Пресвятой Троицы.
Господь наш Иисус Христос Начальник и Совершитель нашей веры и спасения.
В Лице Иисуса Христа каждое Его естество передает свойства свои другому, и именно – свойственное Ему по человеческому усвояется Ему, как Богу, а свойственное Ему, по Божеству усвояется Ему, как человеку.
Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако же, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, и соделалось собственным Божескому Лицу Его.
В Иисусе Христе воплотилась не вся Пресвятая Троица, но только один Сын
Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Отношение второго Лица Пресвятой Троицы нимало не изменилось через Его воплощение, и по воплощении Бог Слово остается тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу естественный, а не усыновленный. Иисус Христос был помазан в должности первосвященника, царя и пророка на тройственное служение роду человеческому, через которые он совершил свое спасение.
Догматы о Христе Спасители
Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный ради человека и рода человеческого спасения сошел с Небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился.
Иисус Христос, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве; истинно Бог и истинно человек; также из души и тела; единосущен Отцу по Божеству и единосущен людям по человечеству; по всему подобен людям, кроме греха; рожден прежде века от Отца по Божеству, в последние же дни рожден ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы, по человечеству; Единородный, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого; не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого Сына и Единородного Бога Слова.
Каким образом два естества во Иисусе Христе, Божеское и человеческое, несмотря на всю их разность, соединились во единую Ипостась; как Он, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, есть только одно Лицо; это по Слову Божию – великая тайна благочестия, и, следовательно, недоступна для нашего разума. Пророческое служение Господь совершил непосредственно, вступив в должность общественного Учителя, и посредством учеников Своих. Учение состоит из закона веры и закона деятельности и всецело направлено на спасение человечества.
Закон веры о Боге высочайшем и совершеннейшем Духе, едином по существу, но троичном в Лицах, самобытном, вездесущем, всеблагом, всемогущем, Творце и Промыслителе вселенной, Который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о роде человеческом.
О Самом Себе как Единородном Сыне Божьем, пришедшем в мир для примирения и воссоединения человека с Богом.
О Своих спасительных страданиях, смерти и воскрешении; о человеке падшем, поврежденном и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, освятиться, воссоединиться с Богом через своего искупителя и достигнуть вечноблаженной жизни за гробом.
Закон деятельности Христос выразил в двух главных заповедях: искоренение в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбия, очищение от всякой скверны плоти и духа; любовь к Богу и ближним с целью укоренить в нас вместо прежней греховной, семя новой жизни, святой и Богоугодной, привнести в нас союз нравственного совершенства.
Чтобы возбудить людей к приятию и исполнению законов веры и деятельности Господь Иисус указывал на величайшие бедствия и муки вечные, которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению, но также на величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг Своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению.
Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена.
Иисус Христос преподал закон спасительный и, следовательно, необходимый для достижения жизни вечной.
Как пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о себе, что он есть истинный Мессия, объяснил и то, каким образом Он спасет нас, и указал нам прямой путь к жизни вечной.
Первосвященническое служение Господа Иисуса Христа было делом, через которое была заслужена для нас жизнь вечная.
Это Он сделал, следуя обычаю ветхозаветных первосвященников, принеся Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира, и, таким образом, примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.
Христос Спаситель, чтобы удовлетворить за все эти грехи человеческие вечной Правде, благоволил, в замен их, Сам исполнить за людей во всей целости и широте волю Божию, явить в себе совершеннейший образец послушания ей и смирить, уничижить Себя ради нас до последней степени.
Христос – Богочеловек, чтобы избавить людей от всех этих бедствий и страданий, благоволил воспринять на Самого Себя весь гнев Божий, потерпеть за нас все, чего мы достойны были за свои беззакония.
Первосвященническое служение Иисуса Христа объемлет собою всю Его земную жизнь. Он постоянно нес на Себе Свой крест самоотвержения, послушания, страдания и скорбей.
Смерть Иисуса Христа – искупительная за нас жертва. Он уплатил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, который мы сами уплатить были не в состоянии, и Он сам не был в долгу перед Богом. На эту замену были воля и согласие Божие, т.к. Сын Божий приходил на землю, чтобы творить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца.
Жертва, принесенная за нас Христом Спасителем на кресте, есть жертва всеобъемлющая. Она простирается на всех людей, на все грехи и на все времена. Смертью Своей Он заслужил для нас царствие небесное.
Царское служение Господа Иисуса заключается в том, что Он, имея могущество Царя, в доказательство божественности Своего благовестия, совершил ряд знамений и чудес без чего люди не смогли бы уверовать в Него; и, кроме того, разрушить область дьявола – ад, действительно победить смерть и отверзть нам вход в царство небесное.
В чудесах Своих Он проявлял власть над всею природой: претворил воду в вино, ходил по водам, одним словом укротил бурю морскую, одним словом или прикосновением исцелял всякие болезни, давал зрение слепым, слух – глухим, язык – немым.
Он проявлял свою власть над силами ада. Одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей; сами бесы, узнавая о Его могуществе, трепетали Его власти.
Иисус Христос победил и разрушил ад, когда упразднил смертию Своею властителя державы смерти – дьявола; снисшел в ад с душою Своею, как Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца небесного.
Иисус Христос победил смерть Своим воскрешением. Вследствие воскресения Христова некогда воскреснем и все мы, так как через веру во Христа и через приобщение к святым таинствам Его мы становимся причастниками Его.
Иисус Христос после освобождения ветхозаветных праведников из ада торжественно вознесся на небеса с воспринятым Им естеством человеческим и, таким образом, отверз для всех людей свободный вход в царство небесное.
Догматы об освящении
Чтобы каждый человек мог соделаться причастником спасения, необходимо освящение человека, т.е. действительное усвоение каждым из нас заслуг Христовых, или такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми.
В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Отец представляется источником нашего освящения. Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Сын представляется виновником нашего освящения.
Благодать Божия, т.е. спасительная сила Божия, сообщается нам ради заслуг нашего Искупителя и совершает наше освящение.
Частные виды благодати: внешняя, действующая через Слово Божие, Евангелие, чудеса и др.; внутренняя, действующая непосредственно в человеке, истребляя в нем грехи, просвещая разум, направляя его волю к добру; преходящая, производящая частные впечатления и содействующая в частных добрых делах; постоянная, которая постоянно обитает в душе человека и соделывает его праведным; предваряющая, предшествующая доброму делу; сопутствующая, которая сопровождает добрые дела; достаточная преподает человеку достаточную силу и удобство действовать; действенная, сопровождаемая действием человека, приносящим плоды.
Бог предвидел, что одни люди будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил.
Предваряющая благодать Божия, подобно свету просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех. Поэтому желающие свободно покоряться ей и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать. Те, которые не хотят повиноваться и следовать благодати, и потому не соблюдают заповедей Божьих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро, предаются вечному осуждению.
Благодать Божья простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведной жизни; предопределение Божье одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предвидении того, воспользуются ли они или не воспользуются благодатью; благодать Божья не стесняет свободы человека, не действует на нас непреодолимо; человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия.
Догматы о святой Церкви
Христовой церковью называется либо общество всех разумно-свободных существ, т.е. ангелов и людей, верующих во Христа-Спасителя и соединенных в Нем, как единой главе своей; либо общество людей веровавших и верующих во Христа, когда бы они ни жили и где бы ныне ни находились; либо только Церковь новозаветную и воинствующую или благодарное Царство Христово.
Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное общество верующих.
Христос положил начало и основание для Церкви Своей, избрав Себе первых двенадцать учеников, которые образовали первую Его Церковь. Он также учредил чин учителей, которые бы распространяли Его веру между народами; установил Таинства крещения, Евхаристии и покаяния.
Христос основал или водрузил Церковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее кровью Своею. Ибо только на кресте Господь искупил нас и воссоединил с Богом, только после крестных страданий Он вошел во славу Божию и мог ниспослать ученикам Своим Духа Святого.
Облеченные силою свыше святые Апостолы из верующих в разных местах старались составлять общества, которые именовали церквами; заповедовали этим верующим иметь собрания для слушания слова Божия и вознесения молитв; увещевали их, что они все образуют единое тело Господа Иисуса; повелевали им не оставлять своего собрания под опасением отлучения от Церкви.
Все люди призываются быть членами Церкви, но не все суть ее члены на самом деле. К Церкви принадлежат только те, которые крестились. Те, которые согрешили, но исповедуют чистую веру Христову, также принадлежат к церкви, лишь бы они не сделались отступниками. Отступники, еретики, отщепенцы (или раскольники) невидимым действием суда Божия отсекаются как мертвые члены.
Цель Церкви, для которой Господь основал ее, есть освящение людей-грешников, а затем воссоединение с Богом. Для достижения этой цели Господь Иисус даровал Церкви Своей Божественное учение и учредил чин учителей; установил в Церкви Своей святые таинства и вообще священнодействия, учредил в Церкви Своей духовное управление и управителей. церковь обязана сохранять драгоценный залог спасительного учения веры и распространять это учение среди народов; сохранять и употреблять во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействие; сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им сообразно с намерением Господа.
Церковь разделяется на паству и иерархию. Паству составляют все верующие в Господа Иисуса, иерархия же, или священноначалие, есть особое Богоучрежденное сословие людей, которых одних Господь уполномочил распоряжаться теми средствами, какие даровал Он Церкви для ее цели.
Три степени Богоучрежденной иерархии суть епископы, священники и дьяконы. Епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов и, следовательно, главный начальник над всею подведомственной ему иерархией и над всею паствой. Он главный учитель и для простых верующих, и для пастырей. Епископ есть первый священнодействователь святых таинств в своей частной церкви. Он один имеет право рукополагать во священника на основании слова Божия, правил святых Апостолов и святых Соборов. Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме принадлежащих епископу. Он подлежит непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря. Дьяконы являются оком и ухом епископа и священника.
Дважды в году должен собираться собор епископов, частный или поместный, для рассуждения о догматах благочестия и разрешения случающихся церковных прекословии.
Средоточие духовной власти для Церкви вселенской – во вселенских Соборах.
Истинной Главой Церкви является Иисус Христос, который держит кормило правления Церкви, оживляет ее единой и спасительной благодатью Святого Духа.
Церковь является единой, святой, соборной и спасительной. Она едина по своему началу и основанию, по своему устройству, внешнему (делению на пастырей и пасомых), внутреннему (соединение всех верующих в Иисуса Христа, как истинной Главе Церкви); по своей цели. Она свята по своему началу и основанию; по своему назначению, по своему устройству (Глава ее есть Всесвятый Господь Иисус; в ней пребывает Святой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами; и ряд других). Она соборная, иначе кафолическая или вселенская по пространству (предназначена обнимать всех людей, где бы они ни обитали на земле); по времени (предназначена приводить к вере во Христа и существовать до скончания века); по своему устройству (учение Церкви может быть принято всеми людьми, образованными и необразованными, не будучи связано с гражданским устройством и, следовательно, ни с каким определенным местом и временем). Она апостольская по своему началу (поскольку Апостолы первые прияли власть распространить христианскую веру и основали много частных церквей); по своему устройству (Церковь ведет свое начало от самих Апостолов чрез непрерывное преемство епископов, учение свое заимствует из писаний и преданий апостольских, правит верующими по правилам святых апостолов).
Вне Церкви для человека спасения нет, поскольку необходимы вера в Иисуса Христа. примирившего нас с Богом, а вера сохраняется неповрежденной только в Его Церкви; участие в святых таинствах, которые совершаются только в Церкви; добрая, благочестивая жизнь, очищение от грехов, что возможно только под руководством Церкви.
Догматы о таинствах Церкви
Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.
Существенными принадлежностями каждого таинства считаются Божественное установление таинства, какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, сообщение таинством невидимой благодати душе верующего.
Всего таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство. брак, елеосвящение.
В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, т.е. от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от болезней духовных.
(Далее следуют догматы о таинствах как установлениях Божиих, их цели и их действительности; о видимой стороне таинства и невидимых его действиях; определения требований к совершающему таинство и приступающему к нему; о свойствах, придаваемых таинством.)
ДОГМАТЫ О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА
Чтобы люди могли соделываться пастырями Христовой Церкви и получать власть совершать Таинства, Господь учредил еще особое Таинство Таинство священства.
Священство есть такое священнодействие, в котором через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица низводится на это лицо Божья благодать, освящающая и поставляющая его на известную ступень церковной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении иерархических обязанностей.
Догматы о Боге как судии и мздовоздаятеле
Великое дело освящения людей или усвоения ими заслуг Христовых Бог совершает не иначе, как при свободном участии в том со стороны самих людей, под условиями их веры и добрых дел. Для совершения этого дела Богом назначен предел: для лиц частных оно продолжается до конца их земной жизни, а для всего рода человеческого будет продолжаться до самой кончины мира. По окончании же того и другого периода, Бог является и имеет явиться Судией и Мздовоздаятелем для каждого человека и всего человечества. Он требует и потребует у людей отчета, как они воспользовались средствами, данными для их освящения и спасения, и всякому воздаст по заслугам.
В деле суда над нами и в мздовоздаянии нам участвует вся Пресвятая Троица.
Смерть человека является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд.
Смерть есть разлучение души от тела, причина смерти заключается в его грехопадении, смерть – общий удел всего рода человеческого, смерть есть предел, которым заканчивается время подвигов и начинается время воздаяния.
Души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это блаженство, ни эти мучения не являются совершенными. Они получают их совершенными по общем воскресении.
Мздовоздаяние праведникам по воли небесного Судьи имеет два вида: прославление их на небеси и прославление их на земле – в Церкви воинствующей.
Прославление праведников, по кончине их, на земле выражается тем, что Церковь земная почитает их как угодников и друзей Божьих и призывает их в молитвах как предстателей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их священные изображения или иконы.
Грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окончательное воздаяние грешникам будет по окончании века сего.
Грешникам, которые до смерти покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу), остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освобождение от уз ада. Но их можно получить только по благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения.
Догматы о всеобщем суде
Придет день, последний день для всего рода человеческого, день кончины века и мира, день, установленный Богом, который хочет произвести Суд всеобщий и решительный – день судный.
В этот день явится Иисус Христос во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых. Господь не открыл нам, когда придет этот великий день, для нашей же нравственной пользы.
Знамения прихода Великого суда: необычайные успехи добра на земле, распространение Евангелия Христова во всем мире; необычайные успехи зла и явление на земле Антихриста, орудия дьявола.
В день всеобщего суда придет с неба Господь – Судия живых и мертвых, Который упразднит Антихриста явлением пришествия Своего; по гласу Господа воскреснут мертвые на суд и изменятся живые; произойдет самый суд над теми и другими; последует кончина мира и благодатного царства Христова.
В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет Свой окончательный приговор и праведникам, и грешникам. Это мздовоздаяние будет полное, совершенное, решительное.
Мздовоздаяние и праведникам, и грешникам будет соразмерно их благодеяниям и их грехам и простирается от разных степеней вечного блаженства до разных степеней вечных мучений.
Читать онлайн «Догматы Христианства»
Введение
Книга, «Догматы Христианства», написана автором в результате огромной исследовательской работы. Помимо историографии Евангелий, были внимательно изучены различные источники, из которых и взяты сведения о доктринах и ритуалах христианства, а обильные ссылки приведены в поддержку логических заключений, так, чтобы не возникло никаких сомнений относительно сделанных выводов.
То, что христианство не составляет самостоятельной религии видно из не однократных заявлений Иисуса (мир ему!), приведенных в Новом Завете, с тем, что он и его ученики явились только для детей Израиля и, что его миссия ограничивалась Израилем: «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф., 10: 6);»Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф., 15:24).
Павел, однако, исказил послание своего Учителя, и ему удалось утвердить христианскую веру как вполне самостоятельную религию. Он изменил учение Иисуса и привнес в него новую идеологию, заимствованную, главным образом, из язычества. Примером смелого обращения с учением был священный обряд обрезания. Сам Христос подвергся ему на 8-й день от рождения (Лука,2:21,27). Однако Павел очень смело отменил этот обряд только для того, чтобы привлечь на свою сторону верующих нееврейского происхождения. Верны ли христиане своему Господу, если они отвергли Его предписания? Здание христианства основано на трех основных столпах — это Троица; Искупление и Божественность происхождения Иисуса Христа. В Библии нет и следа Троицы. Напротив, она проповедует идею единства Бога. К концу второго столетия Троица вошла в религиозные писания, и в 325 г. н. э. Никейский Собор принял Троицу как главное в христианском учении. «Тогда Иисус говорит ему: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»(Матф., 4: 10)»;
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанн, 17: 3). «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках… » (Деяния, 24: 14). Христос был рожден женщиной, ел, пил и, согласно Библии, был распят. В момент смерти «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои, Элои!ламма савахфани?», что означает: «Боже мой. Боже мой! для чего ты меня оставил? » (Марк., 15:34). Приведенная цитата свидетельствует о том, что Иисус обладал всеми человеческими свойствами. Если бы он не был человеком, он никогда бы не искал помощи у Бога, своего Создателя, в час испытаний и высшего отчаяния. Может ли кто-нибудь поверить, что такой отчаявшийся человек имеет основания считаться Богом? Называть его так — в высшей степени неуважительно в отношении Всемогущего Бога: «Не подобает Аллаху брать Себе детей» (Коран, 13: 35); «Он — Аллах — един, Аллах вечный; не родил и не был рожден, и не был ему равным ни один! » (Коран 112: 1–4). Согласно учению об искуплении, все люди грешники, и Христос был единственным праведником, распятым, принявшим смерть, чтобы спасти человечество от последствий его грехов. Евреи придерживаются того взгляда, что Иисус был распят, и христиане приняли это как установленный факт, игнорируя приговор Ветхого Завета; «Проклят перед Богом всякий повешенный на дереве» (Второзаконие, 21: 23). Иными словами, принимается как само собой разумеющееся… что их пророк был проклят! Чтобы смыть пятно распятия, высшие христианские священнослужители через несколько веков уже после явления Христа разработали учение, утверждающее, что лицо, верившее в свою миссию, получило Божественное прощение всех грехов, какими бы мерзкими они ни были, за то, что было повешено во искупление грехов всех верующих в него. Основа искупления в том, что все люди, кроме Иисуса, были грешники, но Новый Завет противоречит этому. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Матф.,4: 17); «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»; Я пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию»(Матф,9: 12–13); «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии «(Лук., 15: 7). Приведенные цитаты еще раз свидетельствуют о том, что Иисус был твердо убежден в том, что грешники существуют бок о бок с праведниками и что так же, как здоровые не нуждаются во враче, так же и праведники не нуждаются в покаянии: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоанн, 4: 34). Следовательно, он был послан Богом как пророк и целью его было проповедование истины. Ни один разумный человек не может согласиться с догмой первородного греха, составляющей основу искупления. Это было заявлено самим Иисусом:
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся… Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф., 5: б, 8).
Следовательно, Христос никогда не верил в первородный грех и последующее искупление. Иисус не погиб на кресте. Учение об искуплении, имеющее своей основой предполагаемое распятие Иисуса, не заслуживает ибо прежде всего оно бросает тень на самого Иисуса и говорит о том, что он, неся бремя грехов всего рода человеческого, был проклят Богом и отправился в ад на три дня. Называть своего пророка Божья проклятым и осужденным на преисподнюю — худший вид греха. Священный Коран недвусмысленно утверждает: «Никто не может нести бремя грехов другого человека». Три столпа христианской веры рушатся, так как и следа их мы не находим в Евангелиях. Автор достоин восхищения за написание этой удивительной книги, вводящей ее читателей в тайны христианства. Актар Ахсан.
3 на вере в реальность сверхъестественного
Тренинг по темам «Религия», «Искусство»
АЗО. Религия основывается
1) на знании объективных законов
2) на фантазии людей
3) на вере в реальность сверхъестественного
4) на нормах морали
А31. Религия является формой
1) человеческого бытия
2) классового сознания
3) человеческой культуры
4) нравственности
А32. Религиозная вера включает в себя
А. Убеждение в истинности религиозного учения
Б. Знание основных догматов
В. Следование нормам нравственности
Г. Соблюдение религиозных обрядов
1)АБ 2)АБГ 3)АБВГ 4)АГ
АЗЗ. Объектом религии является
1) человек 3) идея Бога
2) силы природы 4) сознание человека
А34. Религиозные догматы содержатся в
1) религиозном сознании
3) религиозной философии
2) религиозной психологии
4) религиозной идеологии
А35. Служители культа называются
1) учеными 3) этиками
2) психологами 4) духовенством
А36. Первой формой религиозных представлений был
1) аниматизм 3) тотемизм
2) фетишизм 4) политеизм
А37. Одушевление природы называется
1) монотеизм 3) анимизм
2) политеизм 4) тотемизм
А38. Отличие богов от людей заключается
1) во внешности
2) в физической силе
3) в наличие могущества и бессмертия
4) в нравственном совершенстве
А39. К мировым религиям не относится
1) христианство 3) иудаизм
2)буддизм 4) ислам
А40. Наиболее массовой религией является
1) индуизм 3) ислам
2) даосизм 4) христианство
А41. Самая древняя мировая религия — это
1) конфуцианство 3) ислам
2) христианство 4) буддизм
А42. Основой христианского вероучения является
1) Ветхий Завет
2) Откровения Иоанна Богослова
3) Новый Завет
4) Деяния Апостолов
А43. Неверие в реальность существования Бога называется
1) баптизмом 3) синтоизмом
2) адвентизмом 4) атеизмом
А44. Главной священной книгой мусульман является
1) Сунна 3) Библия
2) Коран 4) Веды
А45. Культ страданий характерен для
1) буддизма 3) христианства
2) ислама 4) даосизма
А46. Религия, признающая существование только одного Бога, называется
1) язычеством 3) монотеизмом
2) политеизмом 4) анимизмом
А47. Наука о понимании прекрасного называется
1) этика 3) теория культуры
2) эстетика 4) теория искусства
А48. Согласованность формы и содержания в искусстве называется
1) гармонией 3) спецификой
2) пропорцией 4) творчеством
А49. Создание строений по законам красоты называется
1) строительством 3) реставрацией
2) сооружением 4) зодчеством
А50. К жанрам живописи не относится:
1) натюрморт 3) графика
2) пейзаж 4) портрет
А51. Вид изобразительного искусства, имеющий трехмерную форму, называется
1) скульптура 3) кино
2) архитектура 4) абстракционизм
А52. Непосредственные нужды людей обслуживает
1) театр
2) декоративно-прикладное искусство
3) кино
4) эстрада
А53. Искусство зародилось в области
1) строительства 3) торговли
2) ремесла 4) сельского хозяйства
Задание
C9. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).
«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).
Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
– соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
– содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);
– включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
– содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
– характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:
• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».
• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.
• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:
– наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);
– включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
– описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
– наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
– присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Благочиние
Отче! Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
(Ин. 17,17)
Происхождение догматов
В апостольские времена словом «догмат» обозначалось вообще все христианское учение — догматическое и нравственное, но с развитием богословской мысли этот термин стал пониматься более конкретно.
В IV веке святитель Кирилл Иерусалимский пишет «Катехизические поучения», где раскрывает истины Символа веры, а также учение о главных церковных таинствах. В это же время святитель Григорий Нисский создает «Большое огласительное слово» – важный опыт системного догматического изложения.
В V веке блаженный Феодорит Кирский пишет «Сокращение (сокращенное изложение) Божественных догматов».
На Западе, приблизительно тогда же, блаженный Августин составляет «Руководство для Лаврентия», напоминающее катехизис.
Но, несомненно, лучшим произведением I тысячелетия, где глубоко и точно раскрыто христианское вероучение, заслуженно считается трактат преподобного Иоанна Дамаскина «Источник знания», и конкретно, третья часть этой книги – «Точное изложение православной веры».
С IV века восточные отцы Церкви стали именовать «догматами» не все содержащиеся в Откровении истины, а лишь относящиеся к области веры. Так, святитель Григорий Нисский разделяет содержание собственного учения на «нравственную часть и на точные догматы».
Греческое слово «догма» с ударением на первом слоге, женского рода вошло в русский язык и в просторечии имеет отрицательный оттенок чего-то застывшего и безжизненного (так же как и слово «догматический»).
Слово «догмат» мужского рода с ударением на втором слоге восходит к славянским богослужебным текстам:
«Яко царское украшение Церкви, Василия вси восхвалим, догматов сокровище нескудеемо»; «Празднует днесь Церковь честное торжество учителей триех, ибо тии утвердиша Церковь божественными своими догматы»
Догмат — слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»).
С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки.
Догматы — это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом.
Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой — служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования.
Догматы — богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.
Опыт Церкви
Опыт Церкви шире и полнее догматических определений. Догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений. Мы их встречаем в творениях отцов Церкви и в богословских сочинениях. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.
Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова.
Христианство не ограничивается нравственным учением. Евангелие не является одним из сборников моралистических предписаний. Мораль, даже самая высокая, сама по себе не дает сил для исполнения ее требований. Лишь при содействии благодати Христовой человек может стать поистине нравственным человеком, который творит добро «чисто» «…Без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15, 5).
Догматические определения Православной Церкви приняты на Семи Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом.
Под догматами ныне понимаются вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.
Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу».
Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок.
Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания — характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. — ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»,- свидетельствует св. Евангелист Лука (Деян. 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.
Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.
Православные догматы
По словам св. Максима Исповедника Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу»,- указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.
«Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св. Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».
Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.
Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.
Вторую часть составляют догматы о Боге как Творце мира, о Боге как Промыслителе, о Боге как Спасителе, о Боге как Освятителе и о Боге как Судии.
Основные догматы православия следующие:
- Догмат о Пресвятой Троице
- Догмат о грехопадении
- Догмат об Искуплении человечества от греха
- Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа
- Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
- Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа
- Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде
- Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства
- Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни
- Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне
- Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе
- Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее
Отношение человеческого разума к догматам как вечным Христовым истинам определено отношением Самого Господа Иисуса к человеческому разуму в его греховной cущности.
Исходя из опыта Церкви, святоотеческого учения можно говорить, что догматы, лежащие в основании христианской нравственности, представляют единственно верный критерий оценки поступков и поведения разумной и свободной личности
Чего вообще требует от каждого человека Господь Иисус Христос как условия следования за Ним?
Отвергнуться себя- значит отказаться от своей греховной личности, от своего «я». Человек достигает этого, если личным подвигом веры во Христа распинает в себе и вокруг себя грех и всё греховное; если умирает для греха и смерти, дабы ожить для безгрешного и бессмертного Господа нашего Иисуса Христа (см.: Кол. 3, 3–8; Рим. 6, 6. 10–13; Гал. 2, 19; 6, 14).
Библиография
- Беседа со свящ. Вадимом Леоновым «Значение догматов веры не уменьшается из века в век»Православие.Ru
- Догматы православного богословия Альманах Восток Выпуск: N 10(22), октябрь 2004г
- Догматика Православной Церкви http://trsobor.ru/listok.php?id=339
- Православие.ru
- Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия С.-Петербург, 1997
- Служба трем святителям: Минея праздничная. М., 1970, с. 295-296
- Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 1992
- Свящ. Александр Шаргунов. Догмат в христианской жизни. Троице-Сергиева Лавра. г. Загорск. 1981–1982
Александр А. Соколовский
догмат
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | до́гмат | до́гматы |
Р. | до́гмата | до́гматов |
Д. | до́гмату | до́гматам |
В. | до́гмат | до́гматы |
Тв. | до́гматом | до́гматами |
Пр. | до́гмате | до́гматах |
до́г-мат
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). В разговорной речи встречается также вариант ударения догма́т.
Корень: -догм-; суффикс: -ат .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- книжн. основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении ◆ Догмат непогрешимости папы (у католиков). ◆ Иисус не с фарисеями спорил, а со всем законом, и в своих отрицаниях внешнего богопочитания он перебрал всё, что только составляло догмат веры внешнего богопочитания каждого взрослого еврея. Л. Н. Толстой, «Соединение и перевод четырех Евангелий // Толстовский листок №6, 1995» ◆ Мы не найдем у Спасителя никаких толков о догматах, а одни только практические аксиомы, поучающие, что делать и чего удаляться. Георгий, прот. Флоровский, «Пути русского богословия», 1936 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Считая за этот краеугольный камень Церкви папу, а не Христа, и вообразив себя главою Церкви и наместниками Христа на земле, папы впали в грубейшие, гибельные ошибки и весь католический мир увлекли в бездну лжи, измыслив новые ложные догматы и исказив древние, необходимые ко спасению. Иоанн Кронштадтский, «Дневники», 1908 г. ◆ По многим догматам и обычаям старокатолики приблизились к Православию, они искали путей к единению с Православной Церковью. Гурий (Егоров), митрополит, «Патриарх Сергий как богослов», 1947 г.
- книжн., перен. отдельное положение какого-либо учения, научного направления, имеющее основополагающий характер ◆ Если догматы не могут излагаться сами собой, а только опираясь на догмат церкви, то надо и начинать с догмата церкви. Л. Н. Толстой, «Исследование догматического богословия», 1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- част.: догма
- част.: аксиома
Антонимы
- —
- —
Гиперонимы
- утверждение
- предпосылка
Гипонимы
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
Этимология
Происходит от др.-греч. δόγμα (род. п. δόγματος) «мнение; учение», из δοκέω «казаться; полагать, думать» (восходит к праиндоевр. *dek- «принимать»). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. dogma. В русском языке заимствовано в древнерусскую эпоху из греческого. Ср. др.-русск. догматисати «учить, поучать» от др.-греч. δογματίζω «утверждать, объявлять; создавать догматы, учить» Использованы данные историко-этимологического словаря П. Я. Черных. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Список переводов
- Английскийen: tenet
- Польскийpl: dogmat м.
- Эсперантоиeo: dogmo
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»