Содержание
- Кадило, каждение
- Кадило
- Религиозный символ
- История процесса каждения
- Сила благовонного фимиама
- Особенная сила
- Кто может кадить
- Чем пахнет в церкви: аромат, сопровождающий все церковные обряды
- Ладан сопровождает службу
- Виды ладана
- Как он выглядит
- Запах
- Свеча
- Виды свечек
- Восковая свеча
- Церезиновые свечи
- Миропомазание
- Совершать грехи так просто
- Суеверия
- Бессмысленно и беспощадно
- Еще один запах
- Резюмируем
- Запахи христианского богослужения. А. Лесовиченко, С. Ликан
- МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ — ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА
- кадить
- Русский
- Кадила
Кадило, каждение
- Каждение Богословско-литургический словарь
- Кадильница Библейский словарь
- Кадильница, кадило архим. Никифор (Бажанов)
- Угольница (кадильница, кадило) Библейская энциклопедия Брокгауза
- Кадильница Библейский словарь Нюстрема
- Каждение во время богослужений. Новая Скрижаль. архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский)
- Кадильница Бунин Иван
- Фотоальбом КАДИЛО
Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металличекий сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.
История каждения
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Исх.30:1-9).
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.
Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр.8:3-5).
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
Символика каждения
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Молитва перед началом каждения
Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Виды каждения: полное и малое
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Каждение, как служение дьякона
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Действия прихожан во время каждения
В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кадило и паникадило – это разные предметы!
- Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.
Ручное кадило в форме ковша именуется кацией. - Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в храме.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
***
«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.
Всем известно, что окуривание ладаном очищает помещения от плохой энергии, помогает успокоиться, расслабиться, поднимает настроение, а так же очищает от вирусов и болезнетворных бактерий. Святые отцы рекомендуют совершать домашнее каждение чтобы очиститься от нечистот мира и болезней, прогнать духов тьмы. В домашних условиях каждение ладаном можно совершать каждый день, любое количество раз. Это зависит от потребностей души и тела, человек должен сам почувствовать свою «меру».
При каждении надо обязательно придерживаться определённых правил. Поскольку ладан является древесной смолой и продается в виде твердых кусочков, у людей часто могут возникать сложности с его воскурением.
Для того чтобы зажечь ладан дома Вам понадобятся всего три вещи: кадильница, уголь и, собственно, само благовоние.
Итак, в качестве кадильницы используют кадила для дома (их так же называют келейные кадильницы, курительница, кация или кацея (греч.)). Домашняя кадильница немного меньшего размера, чем церковная, и имеет ручку с боку. Кацеи делаются из золота, серебра, бронзы, керамики. Кадило состоит из двух сферических половин. Нижняя половина имеет образ чаши (фиалы). Верхняя половина изображает собою кровлю храма с куполом, который венчается крестом. Можно так же использовать специальный паучок или просто металлическую ложку, укрепленную над открытым огнем свечи, спиртовой горелки или лампады.
В качестве топлива для каждения благовоний в домашних условиях применяют древесный уголь. Он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи обычных спичек. Возьмите один уголек при помощи щипцов и пройдитесь огнем по всем его сторонам, делайте это до тех пор, пока он не перестанет искрить, и не перестанет выделяться дым. За это время произойдет максимальное улетучивание всех химических соединений, которые есть в составе таблеток.
Быстро разжигающиеся угли низкого качества во время своего горения выделяют дым и вещества, которые могут навредить органам дыхательной системы. Поэтому поджигать такой уголь необходимо на улице, возле открытого окна, либо под вытяжкой. При каждении дым от такого угля может испортить аромат благовония.
Более безопасно использовать древесный уголь в виде небольших брусков, но на его приготовление вам понадобится больше времени. Для розжига положите его на поверхность электрической или газовой плиты. После того как с нижней стороны он накалится до красна переверните его на другую сторону. Далее, когда уголь станет красный со всех сторон, его можно снимать с плиты. Берите его металлическими щипцами и сразу кладите в чашу кадильницы. Хороший качественный кадильный уголь делается из разных фруктовых деревьев, поэтому он делает аромат ладана еще лучше и приятнее. Советуем Вам приобретать кадильный уголь производства Греции, который горит без дыма, запаха и предназначен специально для каждения ладана.
Когда раскаленный уголь находится в кадильнице, необходимо положить в кадильницу ладан. Но ни в коем случае не кладите ладан на раскаленный красный уголь. Вначале нужно, чтобы уголь немного остыл и покрылся пеплом. Смолу или благовония кладут прямо на угли, но греческий и церковный ладан необходимо класть сбоку, чтобы он едва касался угля. Важно помнить, что чем меньше нагрев, тем тоньше будет аромат благовония. Фимиам по мере необходимости можно добавлять в кадило. После всех манипуляций и приготовлений, необходимо закрыть крышку кадильницы, и сквозь отверстия в верхней крышке кадильницы начнет испаряться божественный аромат ладана.
Очищение дома при помощи ладана начинают с входной двери, поскольку это основные ворота для негативной энергии. Обведите дверь благоухающей кадильницей по периметру по часовой стрелке, потом сделайте тройной крест и отправляйтесь очищать квартиру. Воскуряя ладан, с ним обходят комнаты всего дома по часовой стрелке с молитвой «Отче наш», тщательно окуривая углы и скрытые от глаз уголки дома. Окуривая квартиру или дом ладаном, позаботьтесь о хорошем проветривании помещения и не закрывайте форточки или окна на протяжении всего времени окуривания. Очищение помещения можно делать столь часто, сколько в этом есть потребность.
Важно упомянуть, что ладан должен быть высокого качества, тлеть без дыма и гари, иначе вместо ожидаемого эффекта оздоровления и очищения, можно получить только удушливый дым и испорченное настроение. В нашем православном интернет магазине Вы можете купить качественный ладан по доступной цене от производителя.
Кадило
Церковный храм оглашается торжественным пением хора. Звучит текст псалма, который посвящен теме сотворения мира. И тогда в руках у батюшки появляется кадило, источающее благоуханные ароматы. Что это за предмет и в чем его назначение?
Религиозный символ
В Православном Богослужении кадило считается религиозным символом. Оно имеет вид металлического сосуда, предназначением которого является литургическая практика.
С помощью кадила курят ладан. Это одно из важнейших действий в процессе Богослужения, которое несет особенный смысл.
История процесса каждения
Кадило использовалось с апостольских времен. Каждением сопровождалось чтение определенных молитв. Для этого металлическая кадильница наполнялась раскаленными углями, а сверху – душистой смолой с восточного дерева, именуемого ладаном или фимиамом. Сгорая, это вещество становилось струйкой ароматного дыма.
Сила благовонного фимиама
Древняя традиция каждения связана с религиозным обрядом жертвоприношения.
Также известно, что из уст самого Господа Моисей получил наказ создать особенное сооружение жертвенника и совершать там священное курение благовонных веществ.
Даже дары волхвов, адресованные новорожденному Иисусу, содержали ладан. Из откровений Иоанна Богослова можно узнать о золотой кадильнице, установленной на небесах в Ангельском храме.
Особенная сила
Святые отцы придают огню свойства уничтожать или согревать. Они считают его своеобразным божеством:
- Кадильные угли в огне – символ Божественной сущности Иисуса.
- Уголь – его человеческая сущность.
- Ладан – людские молитвы к Создателю.
- Кадильница – Богоматерь – она смогла вместить Христа, который считался Невместимым.
Подтверждение последнему доводу можно найти в текстах многих молитв, в которых Пречистую Богородицу называют «благовонное Кадило».
С помощью каждения священник выполняет освящение престола, икон, священных предметов. Этот процесс является символом воздаяния чести и хвалы Создателю, благословения и схождения на землю Духа Святого.
Кто может кадить
Могут ли миряне пользоваться этим религиозным символом в домашних условиях? Однозначный ответ отсутствует. Разрешение на каждение в процессе домашней молитвы дают не все священнослужители. Поэтому лучше руководствоваться рекомендациями того духовника, которого посещаете.
Про кадило и каждение
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Чем пахнет в церкви: аромат, сопровождающий все церковные обряды
Храм — это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?
Ладан сопровождает службу
Что это такое? Благовоние для совершения каждения на богослужении. И один из маленьких ответов на вопрос, чем пахнет в церкви. Ладан — это ароматическая древесная смола.
Виды ладана
Существует несколько видов данного благовония:
- Аравийский ладан. Его еще называют настоящим. Произрастает, соответственно, в Аравии.
- Сомалийский ладан. У него есть еще два названия — абиссинский и африканский. Корни лежат в Эфиопии и Сомали.
- Индийский ладан. Растет, как видно из названия, в Индии. И еще в Персии.
Как он выглядит
Эта ароматная смола представляет собой твердые капли. Все они разнятся по размерам, желтого цвета и полупрозрачные.
Запах
В церкви пахнет ладаном, и это не удивительно. Ибо он принимает участие во всех церковных службах. Каждение без ладана невозможно. А какой же у него запах? Аромат ладана сладок, с небольшими лимонными «вставками».
Свеча
Одним из постоянных «спутников» богослужения являются свечи. И не только на службе они — помощники. Люди, приходя в храм, в первую очередь приобретают свечку, чтобы поставить ее перед иконой. Поэтому к запаху ладана можно смело добавить запах свечей, когда приходят на ум размышления о том, чем пахнет в церкви.
Виды свечек
Церковные свечи бывают двух видов — восковые и с примесью церезина. Церезин — это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.
Восковая свеча
Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча — это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: «На тебе, Боже, что мне негоже». И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?
Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое — это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное — он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.
Свеча — это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.
Церезиновые свечи
В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи — это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.
Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос «чем пахнет в церкви?», вспоминаются только приятные запахи, то после общения с «подделками»-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.
Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.
Миропомазание
Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром — маслом с добавлением различных благовоний.
Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.
А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.
Совершать грехи так просто
Вспомним, как поет Круг: «В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто…».
Что там дальше, кто вспомнит? «Но не просто искупать». Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и…? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.
Смысл исповеди — в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.
Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.
Суеверия
Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать желаемое за действительное. Так называемый «сбой в программе». Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.
Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.
Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: «Как же, держите карман шире».
Бессмысленно и беспощадно
Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: «Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное».
А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж — человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.
И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: «Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами». Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.
Еще один запах
Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.
Резюмируем
Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.
Воск — это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.
Ладан — ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.
Миро — масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.
Из статьи мы узнали, чем пахнет в церкви. Получили краткую информацию о том, какой бывает ладан и свечи, что такое миро, для чего все это используется. Учли и то, что суеверия и вера — вещи абсолютно разные. Почерпнули для себя знания о злых церковных бабушках.
Поэтому, подводя итог, хочется сказать, что не стоит обращать внимания на всякие кривотолки, иногда встречающиеся в церковной среде. Бог все видит: и наши восковые, чистые свечи, и наши открытые Ему души.
Запахи христианского богослужения. А. Лесовиченко, С. Ликан
Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека. Изучая её, чрезвычайно интересно наблюдать, как природные рецепторы становятся проводниками христианских представлений, как они синергийно сочетаются для достижения единой цели, при этом каждый проявляет свои неповторимые возможности. Наиболее последовательно изучены зрительные образы культа. Достаточно богатые материалы связаны со миром звуков. значительно меньше написано о запахах. Антология «Ароматы и запахи в культуре» не выделяет ни одного самостоятельного материала по проблемам ольфактоники христианского богослужения. Тем не менее, отталкиваясь от размышлений на эту тему святителя Игнатия Брянчанинова, св. праведного Иоанна Кронштадского, свмч. Серафима Звездинского, о. Павла Флоренского, А. Ф. Лосева, других православных богословов можно составить некоторое представление о смысловой нагрузке ольфакторных компонентов культа.
Запахи церкви – это: 1. Ладан (по-еврейски – lot) – благовонный древесный сок, затвердивающий на воздухе. Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) – тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу – свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2,11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом. Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.
2. Миро – особый состав из благовонных веществ для священного помазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием н Страстной Седмице и освящается в Великий Четверток. После этого распространяется по всем епархиям. Миропомазание – таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через нанесение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.
3. Лампадное масло (елей) – растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).
4. Восковые свечи – источник слабого запаха мёда.
5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.
6. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров – в сущности, важнейшего церковного аромата.
Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.
Ароматы церкви в содержательном смысле находятся в тесном взаимодействии со всеми средствами воздействия на органы чувств человека. Особенно близко соотносятся запах и звук. Этот момент важен для понимания как музыки, так и ароматов богослужения, поэтому остановимся на нём подробнее.
Создаётся впечатление, что музыка развёртывается по принципу ольфакторного ресурса, как бы преодолевая временную направленность развития. Главной задачей становится создание некоего звукового мерцания в храмовом пространстве, обеспечивающего постоянное воздействие на слух молящихся во время службы и поддерживающего их в определённом эмоциональном состоянии. В сущности, аналитическая способность слуха, которая является главной силой этого органа чувств, реализуется крайне слабо.
Конечно, можно подумать, что причина в том, чтобы направить аналитическую активность слуха на восприятие содержания текста. Однако такой вывод представляется не столь уж очевидным. Во-первых, многие церковные речитации осуществляются принципиально так, чтобы сосредоточить внимание на мелодике чтения, а не его содержании; во-вторых, в наиболее торжественных моментах распев становится настолько сложным и самодостаточным, что смысл текста не воспринимается вовсе, но «мерцающая статика” пения всё равно оказывается незыблемой. Да и вообще служба построена так, что важнейшие моменты, когда смысл слов действительно должен дойти до сознания (проповедь, чтение Евангелия, некоторые возгласы диакона, речитирование ключевых молитв), интонируются либо вовсе без музыкальной составляющей, либо подчиняя её смыслу текста.
Приходится думать о том, что аналитические возможности не задействованы сознательно, что именно это – задача музыкальных средств культового канона. Мировоззренчески данная ситуация объяснима , однако, существует ещё и психологический параметр. Почему для молящегося в церкви традиционно оказывается оптимальным такое воздействие на органы чувств, которое в минимальной степени предполагает интеллектуальную активность?
Ответ, похоже, лежит не в плоскости анализа звучащего материала, а в характеристике самого органа восприятия – слуха. Как известно, нервные анализаторы слуховых органов являются сильнейшим средством адаптации человека в мире. Звуки воздействуют прежде всего на физиологическом уровне, вызывая определённую эмоциональную реакцию, а лишь после этого поддаются рациональной обработке. Именно это сближает слух с другими системами восприятия неаналитического характера – обонянием и вкусом. Древние формы культового пения в христианской практике несомненно организованы подобно способам воздействия на эти органы, что хорошо понимали средневековые мыслители. «Мелос получил название от сладости мёда (melle)”, – говорит Исидор Севильский . «Столь многочисленны виды гармонии, что ни мысль не способна их обозреть, ни речь изъяснить с лёгкостью, однако все они служат слуху и созданы ему на радость. Так же обстоит и с обонянием. Свой запах у фимиамов, свой запах у мазей, свой запах у цветников роз, свой запах у кустарников, лугов, степей, рощ, цветков, и всё, что источает приятное благовоние и дышит сладкими ароматами, – всё это служит обонянию и создано ему на радость”, – поучает Гуго Сен-Викторский .
Однако, ни в те века, ни в Новое время подобные параллели в осмыслении культовой системы не учитывались. Фома Аквинский подчёркивал, что «чувства, наиболее действенные в познании и будучи на службе разума, именно зрение и слух имеют связь с прекрасным… Когда вместо этого речь идёт о других чувствах, то не пользуемся словом «прекрасное”, не говорим поэтому о прекрасных вкусах и запахах”.
Такая установка сказалась на том, что в богословии и гуманитарных науках относительно мало отрефлексированы неаналитические средства воздействия на человека, однако, говорить о природе культового канона и не учитывать их существования сложно: слишком велика роль этих средств в формировании целого.
Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания», — говорит св. Иоанн Дамаскин Ароматы символизируют различные дары Святого Духа. Сам рай наполнен благоуханиями, о чём ясно говорит великий провидец прп. Ефрем Сирин в книге «О рае»: «Как ни высоко поставлен рай, не утомляются восходящие туда, не обременяются трудом наследующие его. Красотою своею исполняет он радости и влечёт к себе шествующих, осиявает их блистанием лучей, услаждает своим благоуханием <…> Блистательны краски его, дивны благоухания, вожделенны красоты, многоценны яства. <…>Там видел я праведников, которые источают из себя благовонные масти, разливают благоухание, убраны цветами, увенчаны вкусными плодами”
Во все времена воздух церкви обладал специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.
Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём”. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе’ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», — говорит бл. Симеон Солунский . Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа». Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной» . Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: » домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов» , – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.
Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «…как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех…” . Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы» : «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления» .
Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии» .
Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Важное место имеет запах в обрядах миропомазания и елеопомазания. Совершая каждое миропомазание, священник говорит: «Печать Дара Духа Святого”. Святая Печать помогает нам почувствовать присутствие Духа и через запах. Миропомазание – прекрасная тайна бесконечной любви Господа, желающего одеть человека не только в блестящую одежду спасения, но и в благоухание Духа. Благовония замещают Славу Духа: тайну невидимую, но чувственную.
Нельзя не отметить в церкви запахи икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.
Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных” запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых…” .
Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу” . «На нём Аарон будет курить благовонным курением » . «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания” , – читаем мы в книге «Исход”. Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.
Естественно, возникает вопрос: почему при столь большом значении запахов как в Писании, так и в практике богослужения одорологический аспект так слабо представлен в научных работах, посвящённых осмыслению культа. При характеристике богослужебного канона этот аспект в большинстве случаев обходится, будто его не существует. Фактически кроме достаточно пространных рассуждений о. Павла Флоренского, крайне мало специальных работ на эту тему. Известные работы по одорологии касаются химических, биологических, медицинских, криминалистических, но не богослужебных вопросов.
Думается, многое может объяснить тенденция обращения с благовониями в западном христианстве. Как известно, у католиков запахи в церкви применяются значительно умереннее, чем в православии, а протестанты почти исключили их из своего обихода.
Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике. Православное же богословие последних столетий, когда рефлексии стал подвергаться культовый процесс, развивается прежде всего в диалоге с западными исповеданиями, в рамках той проблематики, которая актуальна там.
Такая ситуация вовсе не означает, что одорологический аспект канона не достоин самостоятельного изучения. Напротив, на наш взгляд, он должен рассматриваться первым в ряду временных параметров христианского культа. «Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром…, – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить” <…>
Декартовское «cogito ergo sum” (мыслю, следовательно, существую) первоначально должно было выглядеть как «Olfacio ergo cogito” («Чувствую запах, следовательно, мыслю”) . Очевидно, что это свойство обоняния имеет исключительное значение для культа, поскольку «восходя до той или иной ступени горнего подъёма, эмпирическое нисходит оттуда уже не эмпирическим, но ноуменальным, благодатью Всесвятого Духа Божия” (П.Флоренский) . Здесь мы имеем возможность ставить теологические, онтологические вопросы в плоскости чувственного.
Однако, срабатывает и чисто ассоциативный подход. Как заметил В. Джемс: «Орган, старинная бронза, фрески, мрамор и цветные стёкла служат украшению храма. Они образуют благоприятную атмосферу для нашего молитвенного преклонения. Они подобны фимиамам и славословиям…» . Конечно, при этом не возникает никаких сверхсмыслов.
В силу того что христианская одорология развита слабо, на сегодняшний день приходится констатировать отсутствие даже самых общих методик рассмотрения одорологических аспектов канона. По существу нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. Совершенно не разработана библейская и патрологическая одорология, что исключительно важно для понимания природы христианского культа.
Иными словами, существует проблема, без разработки которой дальнейшее постижение природы культового канона, во всяком случае в его временных позициях, на наш взгляд, затруднено.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ароматы и запахи в культуре. – М., 2003. Определённая информация собрана в справочных изданиях, например, Иллюстрированной полной библейской энциклопедии (М., 1991). Непосредственно рассматриваемой проблеме посвящена брошюра: Лесовиченко А., Ликан С. Вопросы христианской одорологии. – Новосибирск, 2003. Существует книга: Albert J. Odeurs de saintete. La mythologie cheretienne des aromates. — P.,1996.
2. Об этом: Лесовиченко А. Европейские музыкально-культовые каноны. – Новосибирск, 2004.
3. Западноевропейская музыкальная эстетика Средних веков и Возрождения. – М., 1965. – С. 174.
4. Там же, с. 300.
5. Там же, с. 304.
6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М., 1998. – С. 103
7. Прп Ефрем Сирин. О рае. —
8. Цит по: Всенощное бдение. Литургия. – М., 1982. – С. 77
9. Там же, с. 80
10. Требник. – М., 2000. – С. 508-509
11. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. – М., 1990. – С. 25-26
12. Иоанн Павел II. Единство в многообразии. – Милан-М.,1991. – С.196-197.
13. Свмч. Серафим Звездинский. Литургия. Проповеди, произнесённые в храме Дивеевского монастыря. – М., 2002. – С. 70].
14. Флоренский П. Философия культа // Богословские труды. – М., 1977. – С. 209-210.
15. Райт Р.Х. Наука о запахах. – М., 1966. – С. 122.
16. Флоренский П. Цит. раб., с. 213.
17. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – М., 1910. – С. 448.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ — ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА
***
А мне один хрен! Хотите, пойдем мусоров резать, хотите, хоть завтра разбежимся. Эпизод
***
А мусорка своего дашь нам на съедение? — А вот пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим. Горбатый, Жеглов.
***
А не сдал я тебя Шарапов, потому что мы с тобой под одной шинелью спали
и ты свой офицерский доп. паек не жрал один под одеялом. Левченко.
***
А ну вали отсюда, лось сохатый! Промокашка.
***
А ну держи меня! — Как держать? — Нежно. Жеглов, эпизод.
***
А скажи мне, Маня, по старой дружбе, с кем это ты так красиво отдыхала? Жеглов.
***
А ты где сидел, Володя? — На Колыме. Прииск «Счастливый». Золотишко мыл. Жеглов, Шарапов.
***
А ты меня за руку ловил, волчина позорный, чтоб про мои дела на людях рассуждать?! Манька-Облигация.
***
А угостите даму спичкой, гражданин начальник. Манька-Облигация.
***
А я в кинишку намылился, да. Шарапов.
***
Ба-а! Да это ж знакомые мне лица! Ма-аня! Жеглов.
***
Бабу не проведешь! Она сердцем видит. Горбатый.
***
Барыши, может быть, с красивой делить приятнее. — Вот! В этом и есть его гнусная психология. Жеглов, Шарапов.
***
Безобразие! Консерваторию окончить не дают! Манька-Облигация.
***
Береженого Бог бережет! Жженый.
***
Берите! На! Ешьте! Вот они, кровно заработанные. Давай, вот они, бери, давай! Копченый.
***
Браслет старинный, цены немалой! Манька-Облигация.
***
Браслетик этот, вещицу дорогую и старинную, третьего дня с убитой женщины сняли. Жеглов.
***
Будь человеком, не жадись и нам маленько сахарку отсыпь. Жеглов.
***
Будь, Шарапов, не кашляй! Фокс.
***
Был такой китайский мудрец Конфуций, так вот он говорил: «Очень трудно искать в темной комнате черную кошку. Особенно, если там ее нет». Груздев.
***
В паспорте у него не написано, что он бандит, а, наоборот, написано, что он гражданин, живет по какому-нибудь Кривоколенному, 5, прописка у него имеется. Так что возьми его за рубь за двадцать! Жеглов.
***
Верю, ждет нас удача. На святое дело идем. Друга из беды выручать. Горбатый.
***
Володенька, я ведь тебя зубами загрызу! Слышишь, Володенька? Горбатый.
***
Все заключается в его умении вынуть номерок у фраера ушастого. Жеглов.
***
Все! Лед тронулся. Сейчас каяться начнет. Жеглов.
***
Вы бы мне свистнули, я бы сам к вам пришел. — Тебе, пожалуй, досвистишься. Копченый, Жеглов.
***
Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок! Копченый.
***
Вы нам не только контрамарку, вы нам билеты с местами, еще там, где мы вам укажем. Жеглов.
***
Вы не жулик, вы человека убили! Жеглов. Значится, так и запишем. Вы не жулик, вы человека убили. Он же.
***
Вы уж совсем меня за ссученного держите. Чтобы я блатного кореша уголовке сдал?! Да ни в жизнь! — А ты его и так сдал. Копченый, Жеглов.
***
Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем. Горбатый.
***
Гарна дивка, тики вона не для Тараскина. Дуже вин швыдкий, як той фейерверк. Эпизод.
***
Гладко рассказываешь. Горбатый.
***
Горит?.. Деревянный?.. Сильно горит?.. Жеглов.
***
Да вы не сомневайтесь, товарищ капитан, все будет сделано в лучшем виде. Оглянуться не успеют, как шашка прыгнет в дамки! Векшин.
***
Да ты, видать, и впрямь без ума, Копченый! Чтоб Жеглов твои поганые деньги взял, ну, о чем тогда с тобой разговаривать?! Жеглов.
***
Да, девочка! На этот раз вляпалась ты крепко! Жеглов.
***
Давай за твое здоровье выпьем. Ты, видать, себе два века намерял. Шарапов.
***
Дай-ка ты ему еще пару раз для ума. Эпизод.
***
Девять классов и три коридора. Жеглов.
***
День сегодня обыкновенный, скоромный, да вот номерок-то вы ляпнули не тот. Жеглов.
***
Деньги любишь, значит? — А кто ж их не любит! — А зачем они тебе? — Зачем! Нашел бы, зачем! А вот хоть бы с Лелькой в Кисловодск закатился! Горбатый, Шарапов.
***
Довелось тебе поручкаться со знаменитой Манькой-Облигацией, дамой приятной во всех отношениях, только работать не хочет, а, напротив, ведет антиобщественный образ жизни. Жеглов.
***
Дорисковался, гаденыш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера. Горбатый.
***
Дуралей ты, Шарапов! Такая девка, а ты: пришлите рапорт. На твоем месте я бы ей сам бы отдавал рапорт ежедневно. Эпизод.
***
Дурилка картонная! Обмануть хотел. Горбатый.
***
Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова, он уже давно тю-тю! Жеглов.
***
Если в засаду нас приведешь, мы тебя первого начнем на куски рвать. Ломтями настругаем. Горбатый.
***
Если выяснится, что ты не мусор, а честный фраер, дам я тебе денег. Горбатый.
***
Если не хочешь принять смерть жуткую, лютую, расскажешь нам, что вы там в МУРе с Фоксом сделать удумали. Горбатый.
***
Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок. Горбатый.
***
Жалко, я тебя тогда, щенка, не шлепнул. Фокс.
***
Жаловаться?!.. Ну, насчет жалоб я уже слышал, приходилось. Жеглов.
***
Жаль, жаль, что я не художник. Я бы картины с нее писал! Жеглов.
***
Жена Груздева под присягой подтвердит, чтобы мужа выгородить, что это ты пистолет подбросил, а также поведает, о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе. Жеглов.
***
За чей-то барахловый браслет мне под расстрельную статью? — А что ж тебе за него, талоны на усиленное питание? Манька-Облигация, Жеглов.
***
Здравствуй, бабонька! Ты мне Аню к трубочке позови. Шарапов.
***
Значит, если я стукач, зарежете вы меня, а если я всю вашу компанию спасу, так десять кусков получу — двадцать бутылок водки смогу купить. Шарапов.
***
Значится, так! Жеглов.
***
Значится, я так понимаю, гражданин, что правды мы писать не захотели. Жеглов.
***
И главный выигрыш — тебе, так? И золовка в Коканде — тоже у него. А у нас с тобой, Шарапов, родственников-то всего — кум, сват да зацепы хват. И выигрываем мы с тобой только в домино. Жеглов.
***
И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?.. Жеглов.
***
Ира на Божедомке? — Да. — Слушай, орел, а это не Соболевская часом? Жеглов, Шарапов.
***
Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. Языком метут, как метлой машут, заразы! Ручников.
***
Кадило недорезанный, крыса тыловая! Рожу раскормил красную, хоть прикуривай… Левченко.
***
Коля Тараскин молодой еще! Жеглов.
***
Кончился. Еще по радио объявили, что матч, мол, матч, мол, кончился, еще так это музыка заиграла: па-пара-па, па-пара… Эпизод.
***
Кошелек, кошелек!.. Какой кошелек?! Кирпич.
***
Кто такая? Почему не знаю? Жеглов.
***
Кто это там гавкает? — С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов. Горбатый, Жеглов.
***
Куда зекаешь, бес дохлый! Промокашка.
***
Кыш со стула, отец Григорий! Жеглов.
***
Леля! Леля, это я, Вова. Шарапов.
***
Леля?.. Какая Леля? С Лилоховской? — С Тверского. Промокашка, Шарапов.
***
Лицо такое… Ну, одним словом, бабам нравится. Шарапов.
***
Лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике у Фокса на пере. Ручников.
***
Малин что ли мало в Марьиной роще?! Манъка-Облигация.
***
Маэстро, вот это вот — все!.. Понял?! Вот так. Жеглов.
***
Меня от них тошнит. Давай прервемся на время. Жеглов.
***
Милосердие — поповское слово! Жеглов.
***
Мне бы пойти! Нельзя! Они меня в момент расшифруют: каждая собака в лицо знает. Жеглов.
***
Мне известен, по книжкам, конечно, хорошо известен этот прием. Один следователь грубый и злой, а другой добрый и вежливый. Подследственный, естественно, психологически тянется к следователю доброму в кавычках… Груздев.
***
Мне Фокс сказал, если передам, что с ментами было, пять тыщ полос Вот мне какая ласка нужна. За пять тыщ, кто хошь, приласкает. Шарапов.
***
Мне! Сберкнижку — мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем. Шарапов.
***
Молодец, Шарапов, хорошо бегаешь! Маненько внимательности — цены б тебе не было. Жеглов.
***
Молодец, Шарапов, хорошо мыслишь, разведка! Жеглов.
***
Мужчина вы, я вижу, положительный. — Ну так этъ! Жеглов, эпизод.
***
***
На втором кону не пофартило, а этот дурачок Копченый его взял и выиграл. Кирпич.
***
На фронте он, правда, не воевал, но шнифер был знаменитый. Громил сейфы, будто косточки из компота. Жеглов.
***
На этот раз рассердил ты меня всерьез! Жеглов.
***
На этот раз я постараюсь добыть тебе кайло в руки или пилу. Жеглов.
***
Наговариваете вы на нашу семью. Грех это. Манъка-Облигация.
***
Наказаний без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало, ясно?! Так что наказаний без вины не бывает, Шарапов. Жеглов.
***
Насчет хлеба мы не договаривались. — А мы и насчет сахара тоже не договаривались. Соловьев, Жеглов.
***
Не бери на понт, мусор! Манька-Облигация.
***
Не вздумай из себя изображать вора в законе. Ты маленький человек, лопушок, шестерка, понял?! Жеглов.
***
Не время сейчас ласкаться. Вот вечером я тебя приласкаю. Эпизод.
***
Не для протокола, Шарапов, а для души мои слова тебе. Фокс.
***
Не знаю, как у вас в у головке, а у нас сразу язык отрежут за лишние вопросы. Кирпич.
***
Не имеешь права, старший приказал. Ручников.
***
Не распускай сопли! Здесь МУР, а не институт благородных девиц. Жеглов.
***
Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь. Жеглов.
***
Не учи ученого, гражданин Копченый! Жеглов.
***
Небось на Петровке целая канцелярия такие справки шлепает. Горбатый.
***
Не-не, фраерок, полный! Промокашка.
***
Нет у вас методов против кости Сопрыкина! Кирпич.
***
Ни от кого мне ни помощи, ни поддержки, а только вы стараетесь побольней меня обидеть, еще ужасней сделать жизнь мою и без того задрипанную. Манъка- Облигация.
***
Ничего, давай, веселись, веселись, начальник! Давай, веселись, ничего! Токо скоро будет моя очередь. Кирпич.
***
Ничего, ничего, ничего, мы еще покувыркаемся! Не тот парень Шарапов… Жеглов.
***
Ну и рожа у тебя, Володя! Ох рожа! Смотреть страшно. Жеглов. Ну и видок у тебя, Шарапов. Он же.
***
Ну что ты стоишь, Глеб! Надо что-то думать! Ведь они убьют его! Гриша.
***
Ну что, Сопрыкин, придумали мы на тебя методы? — Я вижу, ты придумывать мастак. Жеглов, Кирпич.
***
Ну что, старшой, окропим снежок красненьким?! Левченко.
***
Ну, граждане дорогие, ну, товарищи мазурики! Шарапов.
***
Ну, здравствуй, мил человек! Проходи, гостем будешь. Горбатый.
***
Ну, какой у тебя адрес? — А какой у тебя? Шестой проезд десять. — Правильно. Жеглов, Кирпич.
***
Ну, покеда, бабанька, покеда! Шарапов.
***
***
Обыкновенный браслетик, серебряный, со змейкой червленой и одним изумрудным глазком. Жеглов.
***
Обязательно или углем черную кошку нарисуют, или котенка подбросят. — Зачем это? — Ну, для форсу бандитского. Гриша, Шарапов.
***
Он бы, гад, раньше мозговал, как легавым в руки не даваться. Горбатый.
***
Она же — Анна Ифедоренко, она же — Элла Коцнельбоген, она же — Людмила Огуренкова, она же… она же — Изольда Меньшова, она же — Валентина Понеяд. Жеглов.
***
Они Васю Векшина раскололи, а Вася Векшин не зеленый пацан был. Жеглов.
***
Они и меня могут, как Топоркова, но напугать Жеглова — кишка тонка! Жеглов.
***
Они шпионы, что ли? Нормальные уголовники, бандиты. Они и этот телефон-то заполучили случайно. Шарапов.
***
Открывай, открывай, у нищих слуг нет. Жеглов.
***
Папаш, можно я поем малость. После казенных харчей на твое изобилие смотреть больно. Шарапов.
***
Партнера, партнера хорошего ищу. Жеглов.
***
Паскудный вы народ, бабы! Там твой мужик на нарах парится, а ты пять кусков зажала, жизнь его под корень рубишь. Шарапов.
***
Пиф-паф и — в дамки! Шарапов.
***
По замазкам вроде бы фраер, но не фраер, это точно. Ему человека подрезать, что тебе высморкаться. Кирпич.
***
***
Повезло вам сегодня, граждане. — Кому повезет, у того и петух снесет, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет. Фокс, Жеглов.
***
Пока я не перешел к третьему и четвертому отделениям, скажи, веришь, что я тебе их мигом организую? — С тебя станется. — Правильно понимаешь. Жеглов, Кирпич.
***
Покажи себя. — Давай, давай, сбацай чего-нибудь. Горбатый, Промокашка.
***
Помолчи! Ты под пули не полезешь. — Это не женское дело. Горбатый, эпизод.
***
Пора тебе, Копченый, на лесоповал ехать или какой-нибудь канал строить. На мой взгляд, зажился ты в городе, Копченый. Жеглов.
***
Про маму твою ничего не скажу, не знаю, а папашку твоего героического видеть приходилось. Жеглов.
***
Проводи его, Шарапов, до автобуса. Жеглов.
***
Прожил ты свои тридцать лет и все время что-то жрал, вон, крепко пил, сладко спал… Жеглов.
***
Разговаривая с людьми, всегда улыбайся. Понял? Люди это любят. Жеглов.
***
Рыжая, часто бывает с различными мужчинами в ресторанах, волосы подкрашивает стрептоцидом. Жеглов.
***
С вопросами своими премудрыми воздержись пока, понял?! Жеглов.
***
Самому что ли зарезаться или справку принести от милиционеров, что я у них не служу? Шарапов.
***
Сводня, воровка, четырежды судимая, на левой руке голубь и три буквы АНЯ. Жеглов.
***
Сейчас окурки в ход пойдут! Груздев.
***
Сенечке Тузику, псу вашему, пламенный привет! Фокс.
***
Складно звонишь. Горбатый.
***
Смешной малый! Ты это, Карп, правильно мерку ешь, сгодится нам этот фраерок. — Ты поучи жену щи варить. Левченко, Горбатый.
***
Снимешь ты свой заграничный костюмчик, оденешь телогреечку и — или на лесосеку, или в солнечный Магадан. Жеглов.
***
Собака лаяла на дядю-фраера… Промокашка.
***
Спасибо тебе, папаша, за доброту твою не… и за щедрость спасибо, и за ласку, которую Фокс мне обещал, за все тебе спа… Шарапов.
***
Спокойно! Ты меня от радости чуть с трамвая не спихнул. Жеглов.
***
Спрос, он в нашем деле дорого стоит! — А что… — А то, что спрашивать-то надо вовремя, чтоб в самую десятку лупить! Жеглов, Шарапов.
***
Старики не должны жить вместе, старики должны держаться молодых. Михаил Михайлович.
***
Стерегись его, Горбуша! Эпизод.
***
Странный вы народ, блатные, как собаки жучки, ни имени, ни роду, одни кликухи поганые. Жеглов.
***
Стреляй, стреляй, Глеб! Ну что же ты ждешь, стреляй! Шарапов. Глеб Егорыч, стреляй! Стреляй, Глеб Егорыч! Уйдут проклятые! Эпизод.
***
Сыпь, сыпь, не тряси руками, больше просыплешь. Жеглов.
***
Сядь, Промокашка. Сядь, не мелькай. Горбатый.
***
Так это только пацаны на шелобаны играют, а настоящие игроки — на интерес. Копченый.
***
Теперь Горбатый! Я сказал, Горбатый! Жеглов.
***
Тоже мне театрал выискался! Жеглов.
***
Тут у него любовь с интересом, тут у него лежбище. Жеглов.
***
Ты ж здоровая девка, тебе ж работать надо, работать тебе надо, а ты ведешь себя как черт знает что! Жеглов.
***
Ты ж у меня женщина-то понятливая, за что и ценю. Шарапов.
***
Ты мне не товарищ. Ты гадина и трус! Жеглов.
***
Ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофер, как из Промокашки скрипач! Клаша.
***
Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик! И ты уже на небесах. Горбатый.
***
Ты посмотри на себя! Ну какой ты шофер и какой бывший лагерь?! У тебя на лбу десять классов нарисовано. Жеглов.
***
Ты пришел, передал, получил и — отвалил в сторону, понял! Жеглов.
***
Ты с ним побегай наперегонки! Это он трость для понта носит, солидности набирает. Жеглов.
***
Ты токо скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду. Ты парень — хоть куда! Манъка-Облигация.
***
Ты что, Глеб! Я не испугался, я потерял сознание! — Ты не сознание, ты совесть потерял. Соловьев, Жеглов.
***
Ты что, торопишься? — Да нет, я могу еще лет пятьдесят подождать. Горбатый, Шарапов.
***
Ты что, этой воровке поверил?! Ты мне, своему товарищу, не веришь?! Соловьев.
***
Упрямство — первый признак тупости. Жеглов.
***
Фокс — вот единственный и неповторимый свидетель. Как говорится, для всех времен и народов. Жеглов.
***
Футбол к тому времени уж кончился. Эпизод.
***
Че за шум, а драки нет?!.. Жеглов.
***
Черт с вами, банкуйте! Горбатый.
***
Что скажешь, разведка? Жеглов.
***
Что у вас с лицом? — В «Астории» поужинал. Груздев, Шарапов.
***
Что это у тебя, а? Целый склад для кобелирующих личностей! Жеглов.
***
Чтоб у подружки Фокса был такой задрипанный вид?! Эпизод.
***
Шарапов у нас сотрудник молодой, настырный… Жеглов.
***
Шарапов, и откуда ты такой красивый, а? Эпизод.
***
Шарапов, найди его, даже если меня осудят, найди! Груздев.
***
Шлю тебе с ним Анюта живой привет. Будь с ним ласкова. За добрые слова одень, обуй, накорми. Вечно твой друг. Шарапов. То же. Жеглов.
***
Это же Клондайк! Эльдорадо! Жеглов.
***
Это и я так могу. — А чего ж сыграть-то? — «Мурку»! Промокашка, Шарапов.
***
Это мы еще поглядим, кто из нас с ошибками пишет! Фокс.
***
Это ты умный, а я только так, погулять вышел. Жеглов.
***
Эх ты, босота! Жеглов.
***
Эх, сейчас бы супчику горяченького да с потрошками, а?! Шарапов, не отказался б ты от горяченького супчику да с потрошками? — Я б сейчас с большим удовольствием бы щец навернул! Жеглов, Шарапов.
***
Я бачу, шо тоби нэма нэякого дила, як тому цыгану до лошади. Эпизод.
***
Я в крайнем случае вот его за баранку посажу. — Во, он тебя и привезет на Петровку, 38. Горбатый, Жженый.
***
Я вор в законе и дружков не продавал! Ручников.
***
Я и на задание хожу без оружия. Меня бандиты боятся. У меня удар правой — девяносто пять килограммов. Гриша.
***
Я лучше помолчу. Здоровее буду. Ручников.
***
Я по пятницам не подаю. Жеглов.
***
***
Я с тобой… вот так поговорю! Вот такой… у меня с тобой разговор выйдет! Поговорю я с тобой… вот так! Вдумчиво да серьезно, чтобы дошел до тебя мой вопрос. Жеглов.
кадить
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | *кажу́ | кади́л кади́ла |
— |
Ты | кади́шь | кади́л кади́ла |
кади́ |
Он Она Оно |
кади́т | кади́л кади́ла кади́ло |
— |
Мы | кади́м | кади́ли | — |
Вы | кади́те | кади́ли | кади́те |
Они | кадя́т | кади́ли | — |
Пр. действ. наст. | кадя́щий | ||
Пр. действ. прош. | кади́вший | ||
Деепр. наст. | кадя́ | ||
Деепр. прош. | кади́в, кади́вши | ||
Пр. страд. наст. | *кади́мый | ||
Пр. страд. прош. | — | ||
Будущее | буду/будешь… кади́ть |
ка-ди́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b☒. Образование страдального причастия прош. вр. невозможно. Образование формы настоящего времени 1-го лица единственного числа затруднено. Соответствующий глагол совершенного вида — покадить.
Корень: -кад-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- раскачивая в руке кадило, распространять дым и запах курящихся в нём ароматических веществ — обычно ладана — при исполнении религиозных обрядов ◆ Вот в Лечебнике указ, как от двора своего отогнать беса: сожечь совиные кости и тем дымом храмину свою кадить и двор курить, и исчезнет бес. Ф. И. Буслаев, «О народной поэзии в древнерусской литературе», 1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Священник зажёг несколько восковых свечей и начал кадить ладаном. А. Ф. Писемский, «Боярщина», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел и махал чем-нибудь над мёртвою кошкой, как будто кадил. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Молился он богу всегда с земными поклонами и любил кадить у себя в комнате ладаном. А. П. Чехов, «Бабье царство», 1894 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен., разг. чрезмерно восхвалять, превозносить кого-либо или что-либо; льстить, низкопоклонствовать ◆ Поэтому-то если явится у нас какой-нибудь выдающийся человек, его захвалят и столько будут кадить, что поневоле закружится голова. Е. А. Драшусова, «Воспоминания», 1848 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: каждение, кадило
- глаголы: покадить
- причастия: кадивший
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- кидать
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- храмовые – полусферические с бубенцами на цепи;
- требные – аналоги храмовых, но меньшего размера.
- НОВОЕ
- Распродажа
- РИЗНИЦА (на пошив)
- Архиерейские облачения
- Архиерейские облачения белые/золото
- Архиерейские облачения белые/серебро
- Архиерейские облачения бордо/золото
- Архиерейские облачения жёлтые/золото
- Архиерейские облачения зелёные/золото
- Архиерейские облачения красные/золото
- Архиерейские облачения синие/золото
- Архиерейские облачения синие/серебро
- Архиерейские облачения фиолетовые/золото
- Архиерейские облачения фиолетовые/серебро
- Архиерейские облачения чёрные/золото
- Архиерейские облачения чёрные/серебро
- Малые омофоры
- Разное
- Головные уборы
- Камилавки и клобуки
- Скуфьи
- Дьяконские облачения
- Дьяконские облачения белые/золото
- Дьяконские облачения белые/серебро
- Дьяконские облачения бордо/золото
- Дьяконские облачения жёлтые/золото
- Дьяконские облачения зелёные/золото
- Дьяконские облачения красные/золото
- Дьяконские облачения синие/золото
- Дьяконские облачения синие/серебро
- Дьяконские облачения фиолетовые/золото
- Дьяконские облачения фиолетовые/серебро
- Дьяконские облачения чёрные/золото
- Дьяконские облачения чёрные/серебро
- Орари
- Иерейские русские облачения
- Иерейские русские облачения белые/золото
- Иерейские русские облачения белые/серебро
- Иерейские русские облачения бордо/золото
- Иерейские русские облачения жёлтые/золото
- Иерейские русские облачения зелёные/золото
- Иерейские русские облачения красные/золото
- Иерейские русские облачения синие/золото
- Иерейские русские облачения синие/серебро
- Иерейские русские облачения фиолетовые/золото
- Иерейские русские облачения фиолетовые/серебро
- Иерейские русские облачения чёрные/золото
- Иерейские русские облачения чёрные/серебро
- Иерейские греческие облачения
- Иерейские греческие облачения белые/золото
- Иерейские греческие облачения белые/серебро
- Иерейские греческие облачения бордо/золото
- Иерейские греческие облачения жёлтые/золото
- Иерейские греческие облачения зелёные/золото
- Иерейские греческие облачения красные/золото
- Иерейские греческие облачения синие/золото
- Иерейские греческие облачения синие/серебро
- Иерейские греческие облачения фиолетовые/золото
- Иерейские греческие облачения фиолетовые/серебро
- Иерейские греческие облачения чёрные/золото
- Иерейские греческие облачения чёрные/серебро
- Иерейские старообрядческие облачения
- Требные комплекты
- Требные комплекты белые/золото
- Требные комплекты белые/серебро
- Требные комплекты бордо/золото
- Требные комплекты жёлтые/золото
- Требные комплекты зелёные/золото
- Требные комплекты красные/золото
- Требные комплекты синие/золото
- Требные комплекты синие/серебро
- Требные комплекты фиолетовые/золото
- Требные комплекты фиолетовые/серебро
- Требные комплекты чёрные/золото
- Требные комплекты чёрные/серебро
- Иподьяконские облачения
- Иподьяконские облачения белые/золото
- Иподьяконские облачения белые/серебро
- Иподьяконские облачения бордо/золото
- Иподьяконские облачения жёлтые/золото
- Иподьяконские облачения зелёные/золото
- Иподьяконские облачения красные/золото
- Иподьяконские облачения синие/золото
- Иподьяконские облачения синие/серебро
- Иподьяконские облачения фиолетовые/золото
- Иподьяконские облачения фиолетовые/серебро
- Иподьяконские облачения чёрные/золото
- Иподьяконские облачения чёрные/серебро
- Мантии одежда
- Монашеский обиход
- Облачения на жертвенник
- Облачения на жертвенник белые/золото
- Облачения на жертвенник белые/серебро
- Облачения на жертвенник бордо/золото
- Облачения на жертвенник зелёные/золото
- Облачения на жертвенник красные/золото
- Облачения на жертвенник синие/золото
- Облачения на жертвенник синие/серебро
- Облачения на жертвенник фиолетовые/золото
- Облачения на жертвенник фиолетовые/серебро
- Облачения на жертвенник жёлтые/золото
- Облачения на жертвенник чёрные/золото
- Облачения на жертвенник чёрные/серебро
- Облачения на престол
- Облачения на престол белые/золото
- Облачения на престол белые/серебро
- Облачения на престол бордо/золото
- Облачения на престол зелёные/золото
- Облачения на престол красные/золото
- Облачения на престол синие/золото
- Облачения на престол синие/серебро
- Облачения на престол фиолетовые/золото
- Облачения на престол фиолетовые/серебро
- Облачения на престол жёлтые/золото
- Облачения на престол чёрные/золото
- Облачения на престол чёрные/серебро
- Пелены
- Пелены белые/золото
- Пелены белые/серебро
- Пелены бордо/золото
- Пелены зелёные/золото
- Пелены красные/золото
- Пелены синие/золото
- Пелены синие/серебро
- Пелены фиолетовые/золото
- Пелены фиолетовые/серебро
- Пелены жёлтые/золото
- Пелены чёрные/золото
- Пелены чёрные/серебро
- Подризники
- Подрясники и рясы
- Покровцы
- Пояса
- Стихари алтарников
- Стихари алтарников белые/золото
- Стихари алтарников белые/серебро
- Стихари алтарников бордо/золото
- Стихари алтарников жёлтые/золото
- Стихари алтарников зелёные/золото
- Стихари алтарников красные/золото
- Стихари алтарников синие/золото
- Стихари алтарников синие/серебро
- Стихари алтарников фиолетовые/золото
- Стихари алтарников фиолетовые/серебро
- Стихари алтарников чёрные/золото
- Стихари алтарников чёрные/серебро
- Стихари детские
- Стихари детские белые/золото
- Стихари детские белые/серебро
- Стихари детские бордо/золото
- Стихари детские жёлтые/золото
- Стихари детские зелёные/золото
- Стихари детские красные/золото
- Стихари детские синие/золото
- Стихари детские синие/серебро
- Стихари детские фиолетовые/золото
- Стихари детские фиолетовые/серебро
- Стихари детские чёрные/золото
- Стихари детские чёрные/серебро
- Стихари клириков
- Стихари клириков белые/золото
- Стихари клириков белые/серебро
- Стихари клириков бордо/золото
- Стихари клириков жёлтые/золото
- Стихари клириков зелёные/золото
- Стихари клириков красные/золото
- Стихари клириков синие/золото
- Стихари клириков синие/серебро
- Стихари клириков фиолетовые/золото
- Стихари клириков фиолетовые/серебро
- Стихари клириков чёрные/золото
- Стихари клириков чёрные/серебро
- Архиерейские облачения
- Видеофильмы
- Вышивка
- Гребни церковные
- Дарохранительницы
- Дикирий и трикирий
- Изделия из кожи
- Иконные полки
- Иконы
- Иконы Спасителя
- Иконы Пресв. Богородицы
- Иконы Св. Ангелов
- Иконы праздников
- Иконы венчальные
- Иконы святых
- Иконы на металле
- Разные иконы
- Ювелирные иконы
- Иконы и кресты запрестольные
- Кадила
- Киоты
- Книги
- Крестильные комплекты
- Кресты наперсные
- Кресты напрестольные
- Кресты нательные
- Ладан и благовония
- Лампады и кронштейны
- Лампады настенные
- Лампады настольные
- Лампады подвесные
- Лампады ювелирные
- Кронштейны для лампад
- Стаканчики для лампад
- Лампадные стаканчики
- Материалы для облачений
- Бахрома
- Вышитые аппликации
- Галуны
- Кисти
- Наборы крестов для облачений
- Кресты машинной вышивки
- Кресты ручной вышивки
- Пуговицы
- Тесьма
- Шнуры
- Митры и кресты на них
- Народные промыслы
- Рушники
- Шкатулки
- Нательные образки
- Одежда
- Оклады богосл. книг
- Панагии
- Паникадила и хоросы
- Печати для просфор
- Платья для девочек
- Плащаницы
- Подарки
- Подсвечники
- Пасхальные трёхсвечники
- Подсвечники напольные
- Подсвечники настольные
- Подсвечники ручные
- Подсвечники сувенирные
- Посохи и жезлы
- Потиры
- Распятия и голгофы
- Свечи церковные
- Семисвечники
- Хоругви
- Церковная мебель
- Аналои
- Жертвенники
- Литийные столики
- Панихидные столики
- Престолы
- Скамьи
- Седалища
- Церковная утварь
- Венцы
- Водосвятные чаши
- Всенощные блюда
- Дискосы
- Звездицы
- Кисти для помазания
- Ковшики
- Копие
- Крестильные ящики
- Кропила
- Лжицы
- Мощевики
- Рипиды
- Сосуды
- Тарелочки
- Фонари выносные
- Церковные бра
- Церковные ткани
- Бархат
- Китайский шелк
- Парча
- Парча белая/золото
- Парча белая/серебро
- Парча бордовая/золото
- Парча жёлтая/золото
- Парча зелёная/золото
- Парча красная/золото
- Парча синяя/золото
- Парча синяя/серебро
- Парча фиолетовая/золото
- Парча фиолетовая/серебро
- Парча чёрная/золото
- Парча чёрная/серебро
- Шелк
- Шёлк белый/золото
- Шёлк белый/серебро
- Шёлк бордовый/золото
- Шёлк жёлтый/золото
- Шёлк зелёный/золото
- Шёлк красный/золото
- Шёлк синий/золото
- Шёлк синий/серебро
- Шёлк фиолетовый/золото
- Шёлк фиолетовый/серебро
- Шёлк чёрный/золото
- Шёлк чёрный/серебро
- Чётки
- Ювелирные изделия
- Подсвечники
Перевод
Список переводов
Анаграммы
Библиография
В этом разделе представлен обязательный атрибут православного богослужения. Выбрать и купить кадило Вы сможете, ознакомившись с данным разделом каталога интернет магазина православных товаров «Восхождение».
Кадило представляет собой чашу из металла на цепочках. На раскаленные угли, находящиеся в православном кадиле, кладут ладан, который, сгорая, образует фимиам. Для распространения благовоний по всему помещению храма кадило раскачивают.
В нашем каталоге представлены православные кадила из латуни с серебрением или золочением (некоторые модели украшены также эмалевыми вставками). Их художественное оформление соответствует торжественности совершаемых церковных обрядов и таинств.
Спешите сделать заказ на покупку золотого или серебряного церковного кадила!
Кадило церковное этот традиционный атрибут православного богослужения используется в традиционном православном богослужении как символ благоухания Божественной благодати и поднимающихся к Божьему Престолу молений.
Мы предлагаем купить церковные кадила в Москве по выгодной цене:
Они обычно изготовлены из латуни, имеют прочную цепь и комплектуются бубенцами, отличаются большой прочностью, надежностью, долговечны и устойчивы к высоким температурам. Внешние поверхности обычно украшаются ручной чеканкой, что влияет на стоимость изделия.
При выборе, необходимо обращать внимание на качество материалов, конструктивную надежность, эргономичность и привлекательный внешний вид изделия, мягкость и звучность бубенцов, а также стоимость. Цены на православные кадила для храмов в нашем магазине минимальны и доступны.