В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) — косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.
Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.
Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы — плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.
Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника — это состояние богооставленности, ада.
Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.
Содержание
- Православный крест с полумесяцем
- Часто задаваемые вопросы:
- Как отличить православный крест от католического?
- Форма
- Распятие
- Гравировка
- Православный крест — история, значение, виды
- Крест как символ
- Развитие иконографии креста
- Разновидности креста
- Православный крест
- Значение креста в христианстве
- Комментарии 2
Что означают надписи на кресте
Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» — Иисус и «ХС» — Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» — Сын и «БЖIЙ» — Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» — Царь и «СЛВЫ» — Славы, а в центре — «НИКА» (в переводе с греческого — победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.
По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании — небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.
Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается — «МЛ» и «РБ» — Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» — Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» — голова Адама.
Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами — это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.
Православный крест с полумесяцем
Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.
По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери — так же, как крест считают символом Иисуса Христа.
Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.
Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.
Слово НИКА (победа) символизирует победу Христа над смертью, Его воскресение.
Надпись на кресте ICXC — Иисус Христос Царь Славы . Знак ~ , расположенный над буквами, обозначает сокращение слов.
На рисованной миниатюре, в сочинении греческого монаха Анастасия Синаита (VI-VIIв.) впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина символизирует титло — табличку, на которой Пилатом было начертано: Иисус Назорей Царь Иудейский (IНЦI ). К средней перекладине пригвождены руки. Нижняя Скошенная перекладина символизирует собой подножие, на которое опирались ноги Христа. Этой перекладине (особенно на Руси) приписывают особый символический смысл. Вместе с Христом были распяты два разбойника. Один злословил на Иисуса, другой же напротив, унимал его и говорил: «…мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Благоразумный разбойник исповедал свою вину и просил Господа простить его за все грехи. И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Таким образом, эта перекладина как символ весов Божьего суда, через покаяние поднимающая в рай и низвергающая (непокаявшегося разбойника) в ад. Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий.
Идея Воскресения передавалось на крестах через изображение черепа (главы Адама) в основание креста (иногда рядом с буквами ГА). Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех —»Кровь Христа омыла грех Адама». Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, но и о его искуплении Христом и воскрешением.
Часто задаваемые вопросы:
Можно ли носить образок и крестик на одной цепочке?
Можно. Никаких ограничений по этому поводу нет.
Нужно ли освящать цепочку?
Специального чина освящения цепочки нет, но хорошо отдать её священнику вместе с крестиком – он покропит её святой водой. Если покупать цепочки в торговле при храме, то как правило, цепочки уже освящены.
Каким должен быть нательный крестик по церковным канонам?
Вопрос этот требует весьма распространенного ответа. Чтобы не углубляться в дебри символики и истории Церкви, мы можем просто заверить, что все кресты, которые вы найдете на этом сайте — каноничны.
Можно ли сделать небольшую татуировку в виде крестика?
Стоит разобраться, для чего вам такая татуировка и чего вы от неё ждете. Если хотите, чтобы она заменила нательный крестик – то это невозможно. В целом, святые отцы весьма строго отзываются об изображениях на теле человека, в лучшем случае не рекомендуя их наносить.
Куда деть почерневший или сломанный крест?
Главное, на что следует ориентироваться в этом вопросе – изображение Креста не должно никоим образом попираться, а значит и выбрасывать его вместе с помоями ни в коем случае не следует. Лучше всего отдать крестик или образок в ближайший храм. Стоит также отметить, что почерневшее серебро прекрасно оттирается специализированными средствами, а иногда и простой содой. Также крестики из драгоценных металлов могут быть заново переплавлены.
Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях. Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. 19,19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.
Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19,34). «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19,34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»
Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное рай бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны). По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Кстати, еще здесь еще часто пишут совмещено: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама».
Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).
Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т. н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.
крест др.-греч. staoros — «крест», «кол», «шест»; ср. древнезападно-северо-германское staurr — «кол» лат. crux — «крест» < индоевропейский корень со значением «искривлённый» ————
Один из старейших и универсальных графических (геометрических) символов гетерогенного происхождения. В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Невозможно указать на основной или даже преимущественный источник образа креста, в формировании сложной символики которого участвовали самые разные мотивы:
Гетерогенность образа креста подтверждается и этимологиями его названия в разных языковых традициях. В большинстве языков, различающих грамматический род, принадлежат мужскому роду; лат. crux является исключением, хотя в ряде случаев также относится к мужскому роду. В языках, различающих грамматические (именные) классы по критериям разумности — неразумности, активности — неактивности, часто относится к категории активных имён (напр. кет. balbis — «крест»), что иногда приводит к трактовке слова для креста как одушевлённого имени. Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях. Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. Постепенно становится всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: — блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); — четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия). В посленеолитическую эпоху становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.). Как ритуальный знак занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная — соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад — осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер», библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками и т. д.). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов. Крест делит квадраты на равные четвертные части — распространённая градостроительная схема:
Часто выступает как модель человека или антропоморфного божества. Антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, фольклоре (загадки), мифологических и религиозных сюжетах. Моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога. Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого. Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с крестом связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуализованном поведении, в магии, народной медицине, гаданиях, волшбе, в архаичном искусстве и в быту. Крест нередко соотносится с фаллосом. Вместе с тем крест соотнесён и с образом мучения и смерти. И прежде всего он сам её орудие, инструмент пыток, страстей, мук и ужаса (показательно, что в мифопоэтических построениях круг практически лишён этой семантики, несмотря на образ колеса пыток). Но на кресте принимают не только безблагодатную и позорную смерть (как преступники в Риме, ср. дальнейшее развитие старой идеи в «Дереве повешенных» Ж. Калло). Основная мифологема, связанная с крестом, подчёркивает иное: человек (или божество), висящий на кресте и раскинувший руки по его сторонам , умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть возродиться к новой (вечной) жизни. Вместе с тем крест — и знак смерти (ср. у А. А. Ахматовой «А здесь уж белая дома крестами метит…» в сопоставлении с обычаем американских индейцев ставить кресты на домах, чтобы не допустить возвращения умершего), откуда роль креста в обряде умирания (последняя исповедь, причащение святых даров), похорон, креста на могиле, креста как иероглифа смерти, как знака вычёркивания, упразднения, отмены и т. п. памятные кресты на дорожных перекрестках, площадях и в других местах (сражения, значительные события, братские могилы многометровый крест с венком из колючей проволоки на месте чешской деревни Лидице, уничтоженной в 1942 г. вместе с населением, как месть за покушение на имперского гауляйтера Богемии и Моравии Р. Гейдриха Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная -небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской. Человек мифопоэтического сознания стоит перед крестом как перед перекрёстком, развилкой пути, где налево — смерть, направо — жизнь, но он не знает, где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задаётся образом креста. Общеизвестна ключевая роль перекрёстка (ср. ключ в виде креста) как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т. д. (перекрёсток — переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Меркурия, Диану-Тривию, но здесь же место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых креста). Эта двоякая ориентированность креста объясняет ещё одну идею, связываемую с ним, — выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т. п. Следует, однако, отметить, что часто акцент ставится не на выборе как таковом (в связи с крестом), а на его положительном результате (жизнь, счастье, удача). Крест присваивали себе как личный знак (ср. подписывание крестом королей или знатных лиц в средневековой Европе) или как знак своего рода, своего круга . Крестами окружалось сакральное имя или имя, пользующееся особым почётом. властители и аристократы, не владевшие грамотой, ставили на документах вместо своего имени знак креста. Важные сведения о кресте могут быть почерпнуты из анализа других мифологических образов, выступающих в функции, сходной с функцией креста (дохристианские кресты). Особый интерес в этом ряду представляет древнеегипетский анх. Равноконечный крест отмечен на ассирийских, египетских, персидских, этрусских медалях, керамике и памятниках; сходный с латинским crux immissa — на древних таблицах и некоторых произведениях искусства. С классом крестов связана и свастика. Наделяется преимущественно космическим символизмом. Формы Существует много различных форм креста, наиболее часты в искусстве латинский и греческий. Крест имеет много декоративных вариантов этих основных типов, когда он используется в церковном орнаменте (часто в сочетании с надписями и символическими предметами). Крест с колесом в центре — чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) — гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест — солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой — древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц — это лунная барка, «женский воспринимающий элемент; крест — ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли. Сочетания Символическая роль креста в мифологических и религиозных системах, в искусстве и сфере быта не может быть понята вполне без учёта трансформированных и специализированных образов креста, а также без учёта более сложных знаковых фигур, в состав которых входит крест. Ср. лишь некоторые примеры: Вписанный в круг круг и круг — соединение мужского и женского, единство и триада; Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. (См. также круг). Масонский крест — это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг — у народов Азии, а также германцев — Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре — царство, верховная власть; шар, яблоко, держава — одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце — вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь — осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); Вписанный в квадрат Крест в квадрате — китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате — символ земли, где круг означает Небеса. Крест в подкове — талисман на счастье, основы мужская и женская. Основные значения:А также «Ось Света»; некий мост или лестница в небо, соединение Земли с Небом… амулет; плюс; подпись неграмотного изображение четырехкратия, которое всегда означало материальный мир — вещность. Крест, следовательно, утверждает первичные взаимоотношения между двумя мирами (небесным и земным) (14). страдание, муки и борьбу(14). Однако преобладающее значение креста — «соединение». символические, эмблематические и т. п. значения креста (в Китае, Индии, Скандинавии крест— символ неба; у вавилонян, египтян, финикийцев крест в виде двух кусочков дерева, предназначенных для получения огня, — образ будущей жизни; в Ассирии и Древней Британии крест — эмблема производительной силы и вечности и т. п.). Это олицетворение пары лингам-йони. единство противоположностей гармонию между Богом и Землей искалеченность, инвалидность… единство противоположностей. бессмертие, вечная память; смерть, наказание, казнь, жертва… христианство, распятие Иисуса, Его мука и смерть, христианская вера, Христос, как Сын Божий; божественная мудрость; любовь, спасение, жертва, искупление человеческих грехов, служба, победа; Слово; бремя, мученичество, трагедия. Подобно Древу Жизни, крест означает «мировую ось». Солнца, созвездие Весов (лат. Libra), четыре стороны Света, «земная ось»: зенит-надир, восход-закат, полночь-полдень… «Ось Света», четыре стороны Света, четыре возраста Мира, четыре страсти, сферы Духа; единство противоположностей, жизнь и бессмертие, дух и материю; вечность; творческую силу; мужского творца; фаллос; источник жизненных падений, неурядиц; вечное счастье; устремленность, плотскую любовь; птицу с распростертыми крыльями, человека с раскинутыми руками; элемент божественности в птице и в человеке; амулет; огонь, Солнце; лестницу, а также мост к Небу; небо; 10 (лет); уродство, подпорку-костыль; орудие муки и страха, терпения, наказания, смерти, муки и смерти Христа, христианство; вечную память; неграмотность, подпись, математический знак плюса… центр мира, точка сообщения между Небом и Землей и космическая ось, имеющая, символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы и т. д. Древо Жизни и Древо Пропитания, универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному расширению как в горизонтальном, так и в вертикальном планах. Крест как целое образует первоначального андрогина Это заложенный в природе дуализм и единство противоположностей Он олицетворяет духовное единство и интеграцию души человека в горизонтально-вертикальном аспекте, необходимом для полноты жизни. Крест — это фигура человека в полный рост; нисхождение духа в материю Способный к расширению в любом направлении, он означает вечную жизнь Крест формируется четырьмя реками рая, проистекающими от корней Древа Жизни. Из его центра исходят четыре основные оси, и он четырехчастен в своем динамическом аспекте; четыре мировых элемента объединены в пятой центральной точке. объединение противоположностей: положительное (или вертикальное) с отрицательным (или горизонтальным), высшего с низшим, жизни и смерти. |
|
Каждый человек, приняв решение пройти обряд святого Крещения, обязуется носить на груди православный крестик — знак веры и богослужения. По поверьям, нательный крест защищает своего хозяина, а те, кто отказывается от его ношения, сам отвергает Божью помощь. Нательный крест напоминает о клятве служить Богу. Название «нательный» пошло из требований носить изделие под одеждой, подальше от чужих глаз.
Абсолютно неважно, из какого металла будет изготовлен крестик. Будь то сталь или золото, главное, какой смысл человек в него вкладывает. Для верующего христианина нет ничего дороже его веры и всего, что ее отождествляет. Наверное, из-за этого и пошла «мода» на изготовление крестов из драгоценных металлов с инкрустацией камнями. Также не имеет значение, на цепочке он будет висеть или на тесьме.
Многие думают, что для Крещения подходит только крест, с обратной стороны которого есть гравировка «Спаси и Сохрани». Она вошла в обиход христианских людей только в конце 19 века, а до этого использовались и другие надписи молитвенного характера.
С развитием технологий наносить гравировки на крестики стало легче. Современное оборудование позволяет писать на обороте надписи любых размеров. На сегодняшний день можно встретить крестики с такими молитвами, как:
- «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Молитва прописана в Евангелии. Принадлежит мытарю — сборщику податей в древние времена, покаявшегося в своих грехах и получившему прощение от Бога;
- «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи!». Молитва часто пишется на обороте нательного крестика в качестве оберега от злых духов и бесов;
- «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя». Молитва пишется на кресте с изображением Господа Вседержателя.Говорит об уповании на милосердие Бога, полюбившего мир и отдавшего своего единственного сына на страдания во имя искупления людских грехов;
- «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Фраза взята из псалма Давида, 76 псалом. Это самое сильное изречение из всех существующих. Если прочитать текст молитвы полностью, то станет понятно, что он имеет достаточно близкое отношение к кресту, поэтому выбирать украшение с такой молитвой предпочтительней всего;
- «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Молитва помогает защитить себя и близких от видимых и невидимых врагов, злых сил, порчи, укрепляет веру, дарит душевное спокойствие и ощущение благодати.
На нательных крестиках может быть выгравирована не только молитвенная фраза. Часто ювелирные мастера изображают на обороте образ святого, например, Георгия Победоносца или Николая Чудотворца.
Часто люди покупают священный образ Покров Пресвятой Богородицы.Она помогает православным, когда тем требуется защита. Также встречаются образы Владимирской и Казанской Божьей Матери, которые дополняются молитвой матери Иисуса Христа на земле: «Господи, молитвами Богородицы спаси мя».
Все упомянутые варианты крестов подходят для свершения обряда Крещения, как взрослому человеку, так и ребенку. Но при выборе символа веры стоит учитывать, кто именно будет его носить и какие потребности у человека.
Как отличить православный крест от католического?
Православие и католицизм являются крупными ветвями христианской веры. Две мировые религии имеют существенные различия, как обрядовые, так и канонические, но при этом есть и сходства.
В католической и православной традиции крест является святыней. На нем изображен Иисус Христос, который претерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Верующие люди носят у себя на груди нательные распятия как символ веры. В течение долгого времени внешний вид нательных крестов менялся, но на сегодняшний день кресты в православии и католицизме имеют несколько существенных отличий.
Золотой православный крестик с распятием «Эстет» 01R660929 с бриллиантом
Форма
Основное отличие православного креста от католического – его форма. Католический крест выглядит проще и имеет четырехугольную форму. В православии распространены шести- и восьмиконечные кресты. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую. Верхнюю перекладину прибивали над головой осужденного и на ней перечисляли совершенные им преступления, а нижняя – подножие – символизирует «мерило праведное»: на одной чаше весов – грехи, на другой – добрые дела людей.
Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120134_s
Многие люди выбирают необычные крестики, украшенные камнями и декоративными элементами, и носят их в качестве украшения, поверх одежды. Однако православная и католическая церковь не приветствуют это и считают, что если крестик для вас важен именно как символ веры, не стоит демонстрировать его окружающим.
Серебряный православный крест с распятием SOKOLOV 95120097_s
Однако наряду с восьмиконечным крестом Православная Церковь принимает и два других распространенных начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, верхней перекладины) и четырехконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).
Золотой православный крест с распятием «Уральский ювелирный завод» 3-02789-013 с эмалью
Распятие
Еще одним важным отличием православного и католического креста является образ Иисуса Христа. На католических крестах изображение Иисус Христос изображается мертвым или претерпевающим муки. Голова и руки его чаще опущены, ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены одним гвоздем.
Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120104_s
На православном кресте Христос изображается воскресшим: его ладони открыты, а руки прямые или подняты вверх, словно он раскинул их в объятиях навстречу верующим людям. На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Такое символическое расположение Спасителя на православном кресте свидетельствует о победе Господа над смертью и последующем воскрешении, олицетворяет Его милость к людям и спасение рода человеческого.
Золотой православный крестик с распятием SOKOLOV 121317_s
Гравировка
На обоих крестах, как правило, присутствует верхняя табличка с надписью: «Иисус из Назарета Царь Иудеи». На католических крестах она изображается латинской аббревиатурой «INRI», а на православных – «І.Н.Ц.І.». На православных крестах также зачастую присутствуют буквы IС ХС по правую и левую руку, которые расшифровываются как «Иисус Христос» и надпись «Спаси и Сохрани» на обратной стороне креста. Католические кресты такой гравировки не имеет.
Православный крест — история, значение, виды
Рубрика: Основы веры, Святыни Православия, Церковный этикет
Крест как символ
Крест – это древний христианский символ, основанный на орудии казни Иисуса Христа, Богочеловека и Искупителя грехов человечества. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Римской империи. Многие древние христиане, подобно Христу, приняли мученическую кончину на кресте. Он стал главным символом христианства и является объектом почитания. Что обозначает православный крест? В богословии крест рассматривается как священное знамение победы Иисуса Христа над смертью и грехом. Это символ искупительной жертвы Христа.
Православный поклонный крест на берегу Берингова пролива (Чукотка)
Крест нашел отражение в наиболее известном молитвенном жесте христианства – крестном знамении. Осеняя себя крестом, христианин исповедует веру в Святую Троицу, выражает любовь к Богу и защищает себя от злых духов. Также каждому православному христианину при крещении даётся нательный крест. Это личный символ исповедания веры и памяти о жертве Спасителя. Священники носят особый наперсный крест поверх облачения. Существует и архиерейский крест, который вместе с панагией (украшенный образ Богоматери) носят высшие чины духовенства. Также особый крест кладётся возле Евангелия на престоле в алтаре. Такой крест называется напрестольный.
Развитие иконографии креста
В первые века христианства изображения креста не использовались широко, они были простыми и символическими. В те времена чаще использовались другие христианские символы. Такие, как анаграмма имени Иисуса Христа и её аллегорическое изображение в виде рыбы. Или агнец (символ Христа), якорь (образ надежды) и голубь (символ Святого Духа). Постепенно символ креста стал получать распространение. Во многом этому способствовало чудесное обретение Животворящего Креста (на котором распяли Христа) святой царицей Еленой в Иерусалиме в 4 веке. Поклонению кресту не помешало и масштабное движение иконоборчества в Византии в 8-9 веках. Крест начали массово использовать для украшения храмов. Догмат об иконопочитании (принятый на Вселенском соборе в Никее в 787 году) во многом был основан на почитании креста.
Разновидности креста
Возникали различные виды христианских крестов. Например, довольно известным является крест-Голгофа, у его основания изображают череп и кости. Христа распяли на горе, которая называлась Голгофой, что переводится как «череп». Череп и кости у основания креста символизируют останки Адама, который, по преданию, был похоронен на Голгофе. Таким образом, кровь распятого Христа, словно течёт по останкам Адама и смывает первородный грех. Если грехопадение Адама сделало человека смертным, то Распятие и Воскресение Спасителя открывает ему двери бессмертия и вечной жизни.
Примерно в 5 веке крест начали изображать с фигурой распятого на нём Христа. Вначале Его изображали живым, иногда даже воскресшим и торжествующим. Но в 10 веке появились изображения мёртвого Христа на кресте. Новый образ был призван напоминать верующим, что Иисус Христос действительно умер за грехи человечества. А значит, и воистину воскрес. Христос изображён мёртвым, но Его лик спокоен, Он торжествует над смертью. Этот образ стал каноничным в иконографии. Со временем изображение Распятия стало дополняться. Появились дополнительные фигуры: стоящих возле креста Богородицы, апостола Иоанна, Марии Магдалины, римских воинов.
Чем отличается православный крест от католического? Католический крест традиционно изображается четырёхконечным, православный – восьмиконечным. В Западной Церкви ступни Христа на распятии чаще всего изображаются прибитыми к кресту одним гвоздем, а в Восточной – двумя. Также православная традиция, в отличие от католической, не делает в изображении распятия акцент на натуралистичности.
Православный крест
Известно многообразие разновидностей формы креста. Символом русского Православия является восьмиконечный крест с двумя дополнительными перекладинами. Такая форма используется с 6 века и является наиболее исторически соответствующей подлинному кресту Иисуса Христа. Верхняя перекладина является горизонтальной и символизирует прибитую к кресту Христа табличку с начертанием «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Нижняя перекладина косая и символизирует подставку для ног. А также двух разбойников, которые были распяты слева и справа от Христа. Один из них во время казни раскаялся в своих грехах и поэтому первым вошёл в Царствие Небесное. Второй разбойник во время казни хулил Христа с палачами и умер без покаяния. Также косая перекладина часто рассматривается как образ весов правосудия. Такая символика православного креста указывает на Страшный Суд, который будет вершить Иисус Христос в конце времён.
С середины 16 века восьмиконечные кресты на Руси начали воздвигать на куполах церквей. Также этот крест в России на протяжении столетий используется в государственной и военной символике. Восьмиконечный крест стал одним из наиболее узнаваемых визуальных атрибутов русской культуры.
Значение креста в христианстве
Христианский крест является не только символом страданий Господа для искупления наших грехов. Это знак великой жертвенной любви милосердного Бога к падшему человеку. Крест – это оружие христиан против зла, знамя победы над грехом и смертью. Мы поклоняемся кресту не как орудию казни, а как символу торжества любви и вечной жизни. Христиане почитают крест святыней, так как следствием Распятия было Воскресение Христа, освободившее человечество от рабства греха, примирившее и соединившее человека и Бога. В «Отечнике» можно найти слова преподобного аввы Исаии, который называет крест знамением будущего бессмертия.
Поклоняясь кресту, христиане почитают самого Господа. Образ креста имеет благодатную силу. Преподобный Иосиф Волоцкий в сочинении «Просветитель» пишет, что любое изображение креста, созданное по образу и подобию Животворящего Креста Христова, призывает благодать и святость. Святой Симеон Новый Богослов в труде «Слова» указывает на то, что нечистые духи трепещут и бегут при виде крестного знамения. Они являются отступниками и врагами Бог и не могут приближаться к тем, кто использует крест как символ Божьей любви к человеку и победы над злом. Святой Иоанн Кронштадский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет, что «где крест, там и любовь». Он отмечает, что множество крестов в церкви призвано непрестанно напоминать нам о Божьей жертве и любви.
В религиозной жизни существует выражение «нести свой крест». Оно прочно вошло в русский язык и часто употребляется в светском контексте. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объясняет это выражение как смиренное следование за Христом на протяжении всей жизни и безропотное перенесение скорбей, попущенных Богом в соответствии с его Промыслом. «Нести свой крест» – значит уподобиться Христу, самоотверженно довериться Его воле и тем самым спасти свою грешную душу, за которую Господь уже принёс искупительную жертву.
Метки: виды крестов, католический крест, православный крест, христианский крест
Комментарии 2
Шестиконечный православный крест
В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.
Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.
Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.
Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.
Афонский крест
Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.
Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.
По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.
Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.
Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.
Православный крест с полумесяцем
Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.
По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.
Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.
Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.