Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный.
Полночный троллейбус, по улице мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье,
крушенье.
Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры — матросы твои —
приходят
на помощь.
Я с ними не раз уходил от беды,
я к ним прикасался плечами…
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье,
в молчанье.
Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает,
стихает.
Содержание
Анализ стихотворения «Полночный троллейбус» Окуджавы
Произведение «Полночный троллейбус» Булата Шалвовича Окуджавы впервые прозвучало в кинофильме «Цепная реакция».
Стихотворение датируется 1957 годом. Молодой поэт, фронтовик, учитель, сотрудник редакции «Комсомольской правды» выпустил свою дебютную книгу, собирается перебраться в столицу. Реабилитация репрессированных родителей позволит осуществить это желание. Там и придет к нему спустя пару лет известность как к исполнителю собственных песен. В жанровом отношении представляет собой авторскую песню, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирическим героем вполне может быть сам поэт. Приметы городского пейзажа: троллейбус, бульвары. Сюжет развивается на улицах Москвы. Начинается стихотворение с анафоры и честного признания: невмочь пересилить беду, отчаянье. Цвет троллейбуса – не метафора. В те годы он именно так и выглядел: желтый верх, синий низ. «Сажусь на ходу»: то есть, почти бегом, в расстроенных чувствах. «Последний»: который идет почти ночью. «Случайный»: попасть можно чудом. «Круженье по улицам» — как плаванье по волнам бурного житейского моря, где на обломках корабля спасаются потерпевшие «крушенье». Люди тонут в жизненных невзгодах, хочется выбраться на берег, дать себе небольшую передышку, собраться с мыслями. Не всегда при этом принимается какое-то важное решение, но, по крайней мере, «стихает боль». Лирический герой обращается к троллейбусу в повелительном наклонении, как к последней надежде: мчи, отвори. «Матросы твои»: молчаливая взаимовыручка людей, которые бегут из дома в ночь. Разного возраста, социального статуса, с бедами серьезными и не очень, они греются у костра доброты в полупустом троллейбусе посреди одной из самых трудных ночей в своей жизни. «Прикасался плечами»: чтобы оттолкнуться от дна и вынырнуть на поверхность, не быть одному. Стихотворение стало одной из самых популярных песен автора, постоянно звучало на его концертах.
Лексические повторы, сравнение (как река), боль скворчонком (уменьшительный суффикс подчеркивает ноющий, неотступный характер боли), парентеза: представьте себе (обращение к читателям), метафоричность (развернутый образ стихии, ее жертв, корабль как символ спасения), эпитет (зябкую), инверсия (подступает отчаянье).
«Полночный троллейбус» Б. Окуджавы – рассказ о душевной боли, которая уменьшается, если ее разделить с товарищами по несчастью.
Окуджава, Булат Шалвович
Стихи талантливого поэта и барда переходят из одного поколения в другое, став поистине народными. Произведения Булата Окуджавы читают и поют на праздниках, в школьной программе, на застольях.
Творчество Булата Окуджавы
Поучительные и пронзительные слова передают весь трагизм военного прошлого, прожитого поэтом с первых дней. Слава и признание пришли при жизни, что происходит редко.
Краткая биография Окуджавы
Родился 9 мая 1924 г. в семье потомственного грузина и армянки. С ранних лет стали проявляться наклонности к творчеству: любовь к чтению детских стихов для малышей с картинками и последующее сочинение интересных рассказов о сказочных героях. В праздники устраивались творческие вечера, где маленький Булат читал для гостей четверостишия.
После войны Окуджава окончил Тбилисский университет филологического факультета. По распределению попал в Калужскую область, где работал и писал короткие стихи. Первый текст песни был создан в период службы в рядах артиллерийских войск. Впоследствии он был потерян. Признание и народная любовь пришли ко второму творению поэта. Публиковать свои труды он начал под псевдонимом А. Долженова.
В 1956 г. вышел большой тираж сборника стихов «Лирика» Булата Окуджавы, куда попали лучшие произведения. Исполнение авторских песен началось в Москве, где слава талантливого барда распространялась стремительно. 1961 год ознаменовался для поэта первым официальным творческим вечером.
В 1962 г. Окуджава раскрылся с актерской стороны, показавшей широту его таланта. Здесь прозвучали лучшие музыкальные стихи барда в авторском исполнении. После этого дебюта поэт стал получать предложения на создание произведений для кинолент. В 50-х годах Окуджава выходит на сцену с красивыми и мелодичными песнями в стиле русского романса. Самобытная лирика барда находит отклик в сердце каждого зрителя.
Булат Окуджава стихи
- Окуджава о войне
- Окуджава о женщине — Маме
- Окуджава о любви
- Короткие стихи Окуджавы
- Окуджава о жизни
Народные стихи Булата Окуджавы читают в кругу семьи, в школе, с театральных подмостков и на больших стадионах на тысячи зрителей.
Булат Окуджава песни
Художественные строки набирали популярность и продолжают завоевывать сердца новых поколений. Написанные тексты легко ложились на мелодию, приобретая всенародную любовь с первого дня. Патриотизм звучит в каждом слове, что делает его песни интересными для всех поколений.
Читать стихи Б. Окуджавы можно малышам, что позволит с ранних лет заложить понятия о добре и справедливости. Творчество талантливого поэта несет нравственную прелесть обычной жизни, переданной простым и красивым текстом. В словах песен содержатся созвучные переживания и чувственные муки, что не дает угаснуть звезде народного барда.
Список всех стихов поэта: «Булат Окуджава» на одной странице.
«Оксана Мысина в стиле рок»
Московский комсомолец
(Авторский вариант)
Я пою давно, можно сказать с детства. И с генами повезло. Бабушка пела в церковном хоре. Была лучшей певицей. Ее папе люди при встречи кланялись, благодарили за талант дочери. Мама должна была стать оперной певицей. Когда она училась в школе к ней в Днепропетровск приезжали из Киевской консерватории, уговаривали поступать к ним. А ей вырезали гланды в десятом классе и нарушили какие-то голосовые усики. У нее хороший, сильный голос, но не тот. И когда у меня приключилось с гландами, мама решительно заявила врачам «делайте, что хотите, но никаких операций».
— Твой первый большой концерт состоится 14 мая в Доме актера. А ты за день до этого со своей рок-группой совершаешь креативную выходку на Старый Арбат. Сначала решила потренироваться на кошках?
— (Смеется) Почему на кошках?
— Там же рядом зоомагазин. Перед ним продают необыкновенной красоты котят.
— Раз так тогда, да. А если серьезно, есть большое желание высказаться. Нам есть что сказать. При этом меня никогда не волнует реакция слушателей. Рок-музыка — неблагополучная музыка. Она может раздражать, ее не каждый захочет слушать, тем более принять. Но кто не просто живет, а задает себе вопросы: кто я? зачем я? почему? — тот будет слушать. Одного запепит музыка, другого текст, третьего энергетика. Без энергетики рока не бывает.
— А почему ты выбрала песни Цоя, а не, скажем, Макаревича или Кинчева? Может, ты с ним дружил?
Нет, я его не знала и даже не слышала. Но когда видела про него кино — обалдела: такая энергетика, такая собранность? Цой среди всех — самый настоящий, в его песнях есть рорыв. Пою «Группу крови», «Спокойная ночь», «Мама, мы все сошли с ума».
— У тебя в репертуаре кроме песнен Цоя и Эдит Пиаф, романсы и песни острова Свободы. Такой коктейль!
— Это моя природная жадность. Хочется попробовать всего. Пиаф в рок-аранжировке, романсы в джаз-аранжировке, кубинские песни из репертуара Buena Vista Social Club, А еще американские: классические кантри, ритм и блюз и рок баллады. И главное — наши собственные песни. Со мной работают потрясающие музыканты: Владимир Бажейкин, композитор и аранжировщик, гитарист, певец и композитор Евгений Восточный, бас-гитарист Дмитрий Ершов.
— Ты пишешь стихи и музыку. А для своих персонажей в театре, кино?
— В «Каменской» в серии «Чужая маска» я играю эстетствуюшую, рафинированную поэтессу. Пока ждала вызова на съемочную площадку, написала стишок.
Что жизнь моя?
Не шутка ли творца?
Осталось мне лишь тиканье часов, смеющихся в лицо,
И ледяного моря жар,
И сумрачный озноб пустыни.юю
Подхожу к режиссеру, спрашиваю, можно я его в кадре прочту? А он «делайте, что хотите». Ну я и прочла.
— Твое светлое музыкальное прошлое, казалось, не предполагало, что ты пойдешь в артистки.
— Сразу и не пошла, хотя всегда хотела. Дело в том, что я как-то быстро выросла и испугалась себя — длинные руки, ноги, не знала куда все это деть. Морально была не готова. Мне вообще казалось, чтобы стать актрисой сначала надо освоить все профессии, во все влезть, все узнать. А у меня что? Одна интуиция. И все же, еще учась в Гнесинке, я тайком в течение трех лет играла в театре у Спесивцева. Пела в рок-опере «Садко» Птицу-Феникс. Тогда же научилась играть на гитаре. Если не выделывать пиццикато, а просто аккомпанировать после скрипки это сделать не сложно. У меня был камерный репертуар: романсы, Окуджава, собственные песни. Я даже один раз в Колонном зале Дома Союзов выступала!
— Теперь вот Дом актера. Дальше что — «Карнеги-Холл», «Олимпия»?
— Дальше гастроли по Америке и Германии с «Катериной Ивановной» по Достоевскому в постановке Камы Гинкаса. Спектакль, который я играю уже девять лет, с которым объездила весь мир, но который не перестает быть для меня интересным. Кама сделал его как импровизацию, в джазоватой манере, поэтому он каждый раз другой. Я получила грант от правительства Москвы на постановку спектакля в рамках проекта «Открытый театр». Через неделю начнем репетировать. И снова это будет пьеса моего любимого Виктора Коркия. На этот раз «Аристон» — современная версия «Эдипа». Он посвятил ее мне. Хочет, чтобы я сыграла Иокасту, мать Эдипа. А я страшно завелась, как режиссер и сделаю все возможное, чтобы не играть.
— Что с кино?
—Тринадцатого мая на канале «Культура» премьера «Театрального романа» по Булгакову, режиссер Юрий Гольдин. Играю Поликсену Торопецкую. Роль небольшая и, обычно, я отказываюсь от таких. Но тут не смогла, и, естественно, не жалею. В июне сразу две премьеры — двенадцатисерийный фильм «Пан или пропал» по Иоанне Хмелевской, режиссер Алексей Зернов, и «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова. Что за чудо этот Мельников! Какой сценарий! Читаешь и мурашки по коже бегут. А сами съемки! Мы все так погрузились в материал, что выходить обратно не хотелось. Я играю императрицу Марию Федоровну, жену Павла. Когда Мельников меня утвердил на эту роль, мне было велено срочно толстеть. Я все лето загружала себя едой. Ходила по кафе и ресторанам. А потом спала. Заставляла себя есть на ночь взбитые сливки. Ходила вялая, как всякий переевший человек, но выглядела хорошо — пухленькая, женственная.
— Императрица играла на арфе. В фильме это отражено?
— Нет, но я могу сыграть одно произведение. Когда я играла Маргариту Наварсскую у Бориса Александровича Львова-Анохина полгода брала уроки у Натальи Борисовны Сибор, известной арфистки. В свое время она учила Андровскую. А когда я с ней познакомилась ей было 86 лет.
— Есть музыкальный инструмент, на котором ты не играешь?
— Саксофон и губная гармошка. Но гармошку я уже купила. Летом буду учиться. Мне она нужна в ансамбле.
Елена Авакумова, 6-05-2003