Содержание
О чем говорит притча о Блудном сыне?
Что полезного в плане воспитания детей можно извлечь из притчи о Блудном сыне? Ответы пастырей в связи с Неделей о Блудном сыне.
Художник: Eugene Burnand
Когда человек останется с этим миром один на один, ему многое откроется
Какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить
Священник Александр Дьяченко:
– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».
Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.
Священник Александр Дьяченко
Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.
Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей
Священник Лев Аршакян:
– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.
Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.
В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко
Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.
Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».
Священник Лев Аршакян
Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.
Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.
Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью
А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.
Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.
Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.
Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком
Священник Валерий Духанин:
– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.
Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.
Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.
Священник Валерий Духанин
Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.
Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.
Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».
Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.
Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.
Блудный сын: потерянный и найденный
Блудный сын — известная православная притча. Но какой посыл она в себе несёт? Об этом Вы узнаете из нашей статьи.
Толкование притчи о блудном сыне
«Блудный» – значит потерянный. Чтобы стать найденным и спасенным.
Священник Филипп Парфенов. Презентация книги о. Алексия Уминского. Фото Анны Гальпериной
Таков основной смысл самой притчи о Блудном сыне, главным героем которого оказался младший из двух сыновей, пожелавший отделиться от своего отца и быстро растративший полагавшуюся ему часть состояния. В евангельском тексте, как и в богослужебных песнопениях Недели о блудном сыне, в греческом оригинале он называется ασώτος («асотос»), что значит распутный, беспутный, расточительный, но еще точнее и буквальнее – потерянный, погибший, неспасенный! Это слово – однокоренное со словами σωτήρ или σωτηρία (спаситель, спасение), а приставка α здесь означает отрицание указанного состояния. Это гораздо более емкое понятие, нежели просто блудник в смысле неразборчивых связей, который тогда назвался бы «порнос».
Не случайно ведь перед повествованием этой притчи Иисус приводит в пример образы заблудившейся овцы и потерянной драхмы. И какую радость получает пастух от того, что находит одну из ста овец, отбившуюся от стада, переживая именно о ней, а не об остальных 99! – «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).
Потерянными и потерявшими первозданный рай оказались первые люди, родоначальники всего человечества. Потерянными после оказались целые их поколения, смытые всемирным потопом. Потерявшимися в пустыне стали многие из израильтян, избавленные Богом от египетского рабства, но недошедшие до обещанной им земли за ропот, бунт и неверие.
Когда человек или целый народ противится Божией воле, он за-блуж-дается и теряется, ставя себя в рас-путье или бес-путье. Своим идолопоклонством, жестокосердием, эгоистичностью. Иногда в Библии такое поведение приравнивается впрямую к блуду или прелюбодеянию как супружеской измене. Великие пророки нередко уподобляли Израиль и святой град Иерусалим блуднице: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис. 1, 21); «Господь сказал мне во дни Осии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала… И видела это вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла, и сама блудодействовала» (Иерем. 3, 6-8). Пророк Иезекииль поэтически уподобляет Иерусалим возлюбленной, нарядной, блистательной и красивой, но неблагодарной и неверной жене (гл. 16).
«БЛУДНЫЙ СЫН». Давид Вилкерсон
За всё своё распутство и беспутство израильтяне неоднократно подвергались разных скорбям, из которых наиболее продолжительным испытанием стал их семидесятилетний плен в Вавилоне, далекой стране на востоке, земле изгнания… «На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136). Плакал и Адам, вспоминая о первозданном Рае и оказавшись изгнанным из него. И этот плач Адама проникновенно изобразил старец Силуан Афонский:
«Скучал Адам на земле и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «Помилуй мя, Боже, падшее создание Твое». Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».
Эта притча – не только о каждом из нас в определенные моменты жизни, но и об Адаме, и обо всём человечестве в целом. Но у любящего отца из данной притчи был еще и другой сын, всегда верно служивший ему. По-своему загадочен образ этого праведника, старшего брата, если учесть, что пир был так быстро устроен, что его даже не дождались, пока он работал в поле, даже вовремя не позвали его… Похож ли он был на фарисея из другой притчи, благодарившего Бога всякий раз за то, что он, чувствуя себя не таким, как прочие люди, хранил все заповеди, постился регулярно и давал милостыню (Лк. 18, 9-14)? Или просто был преданным и верным работником отца своего, трудившимся, не покладая рук, не ждавшего специально никакого вознаграждения за свой ежедневный труд и почитавшего себя за раба, делавшего то, что должен был делать? (сравним Лк. 17, 7-10).
В любом случае, следует понять его чувства, не порицая их: отец, возрадовавшись до самозабвенья, как будто не вспомнил вовремя о своем верном многолетнем помощнике. Но в то же время нет у старшего ни малейшей радости, что его брат, пропавший без вести, наконец, нашелся! Вместо этого – обида и гнев. Всегда есть риск в своем доброделании, в своей праведности, правоверии и близости к Отцу стать сухим и беспощадным к другим, неправедным и неправильным грешникам – блудникам, прелюбодеям, еретикам, иноверцам… По замечанию архиепископа Иоанна (Шаховского),
«Необходимо православным получить дух смиренности и покаянности, который только и является «печатью царской» Православия и явным о нем удостоверением. Православный стыдится тщеславного подчеркивания своего православия или своей первоклассности в праведности и не разглашает о ней. Имя «православный» — православные несут, радуясь о истине Господней и стыдясь за себя, свою недостаточность. И это не мешает им быть смелыми, когда надо, в исповедании веры. Отдалившиеся же от духа православия, воспринимают свою «православность», привилегию, как Старший Брат в притче о Блудном сыне, воспринимал свое старшинство и большую близость к Отцу. Чувствуя свое «старшинство в вере», некоторые православные зазирают сперва нехристиан, потом «не таких, как они», христиан, и кончают осуждением тех православных, которые не принадлежат к их малой группировке. Разве мы не видим этого и в наши дни? И, по мере зазирания других людей, эти мнимо-православные считают себя все более чистыми, все более избранными. Так порождается в мире вдвойне отвратительное новозаветное фарисейство: утешение не Божьей, а «своей» святыней» («Трудность высоких наименований»).
Можно к этому добавить, что такими «старшими братьями» нередко становятся вчерашние «блудные сыны». Принятые в отчий дом с распростертыми объятьями, недавние блудные дети привыкают к этой любви, осваиваются в доме, развивают кипучую деятельность, командуют… И принимают последующие поколения их товарищей по злоключениям, прибившихся к отцовскому пристанищу с большим опозданием, с ревностью многоопытных и много потрудившихся работников.
Все темы подготовительных воскресений к Великому посту так или иначе связаны друг с другом. Покаяние мытаря сродни обращению Блудного сына, а благочестие фарисея, приправленное тщеславным возношением перед нерадивым мытарем, весьма напоминает ревность старшего правоверного брата в отношении младшего беспутного, над которым им был уже утвержден собственный приговор. Если богослужебные песнопения первого воскресенья предостерегают не обольщаться своими добродетелями, в частности, постом, то песнопения второго воскресенья призывают не отчаиваться от своих грехов, какие бы они ни были, но довериться любви и милости Бога. Третье подготовительное воскресенье добавляет тему ответственности перед Богом и людьми: полагаясь на милость Господню, каждый призван быть милостивым в отношению к ближним своим: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).
Последнее воскресенье перед постом, вспоминающее изгнание Адама из рая и перекликающееся тем самым с темой Блудного сына, напоминает в том числе, что этот рай снова открыт всем, через Крест и Воскресение Христа: «Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки воспримем». Что любящий Отец всех нас ждет принять в Свои объятья и приготовить для нас трапезу точно так же, как отец из притчи заколол для вернувшегося сына откормленного теленка: «Трапеза полна: насладитесь все. Телец велик: пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все получите часть богатой благости» (из Пасхального слова свят. Иоанна Златоуста).
Священник Филипп ПАРФЕНОВ
Вы прочитали статью Блудный сын — кто это? | Толкование притчи. Читайте также:
Старший сын
Неделя о блудном сыне
О блудном сыне
Возвращение в отчий дом
Неделя (седмица) о блудном сыне в 2018 году — 4 февраля: толкование, проповеди, иконы
Блудный сын: понятные и непонятые образы
Притчи Христовы: О блудном сыне
Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы
О блудном сыне
Экспозиция
Притча, которая слушателя повергала в шок! Все, о чем мы в этой притче читаем, – скандал! Невероятное поведение сыновей, странный отец…
Мы так много раз слышали эту притчу, что перестали воспринимать ее как нечто взрывное, переворачивающее представления слушателя с ног на голову, а она является именно такой. Но сначала еще раз перечитаем притчу, а потом прокомментируем:
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, 11-32).
Современному человеку непонятно, что в этой притче может быть шокирующим. Кажется, обычная ситуация: сын забирает часть наследства, чтобы строить самостоятельную жизнь. Он промотал деньги, бедствовал, пришел к выводу, что пора браться за ум и возвращаться домой. Разве это не распространенная ситуация в наше время?
В самом деле, известная картина. Но так мы притчу не поймем.
Для того, чтобы понять притчу, нам необходимо перенестись из дня сегодняшнего в мир библейских реалий, окунуться в культуру, в которой притча была произнесена. И тогда, в этих «полевых условиях», мы сможем увидеть, какие сокровища она таит.
Разработка
Итак: мир древнееврейской деревни. Глава семьи – отец. Все принадлежит ему, хотя в будущем перейдет к детям. Претендовать на наследство дети могут или со смертью отца, или при его жизни, если он выделит какую-то часть выросшему сыну, желающему жить своей семьей. Но никто и никогда не имеет права требовать свою часть у живого отца. Этой своей, вернее твоей, части нет, все принадлежит отцу. Сказать: отче! дай мне следующую мне часть имения – значит, поступить не просто по-хамски, а вопиюще! Это все равно, что сказать: «ты для меня, как мертвый», «я тебя вычеркнул из своей жизни», «тебя для меня нет».
Далее: никакой древневосточный отец не стал бы отделять зарвавшемуся юнцу часть наследства. Сделать это – значит, стать посмешищем для всей деревни. «Что за дурак, этот старый Хаим!» – будут трепать твое имя последние беззубые старухи-скотницы…
Следующее: сын уходит на чужбину и тратит все деньги. Тратит отвратительно, блудно, бесчестит имя отца. Наконец, поведение его естественно приводит к печальному итогу: он становится пастухом свиней. Никакой еврей на такую работу бы не нанялся, свиньи – нечистые животные. Но свиней разводили язычники. Тут мы видим, что еврей нанимается в пастухи свиней к язычникам. Уверен, что нормальный еврей, слушавший эту притчу, понимал, что лучше умереть, чем находиться в таком позоре. Еще раз повторю, все, что люди в этой притче Христа слышали, находилось в вопиющем противоречии со всеми их жизненными установками.
Далее, сын осознает ужас своего падения и решает возвратиться к отцу. Он совершенно законно предполагает, что после того позора, который он отцу устроил, теперь на большее, чем наняться в батраки к своему же отцу, он рассчитывать не может.
Когда блудный сын подходит к дому, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Тоже невероятное поведение. Отлупить палкой и принять на исправление, в число слуг – возможно, не выйти из дома и оставить сына на несколько дней стонать и молить о прощении у ворот – вероятно. Но побежать, обнять и целовать?.. Похоже, этому отцу все равно, что будут о нем говорить в деревне.
Но отец не просто поддался нежным чувствам. Он приказывает: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
Все это показывает, что отец восстанавливает блудного сына в статусе своих детей и наследников. Перстень-печать имели только те, кто был волен распоряжаться имуществом, красивая одежда, обувь – атрибуты хозяина, а не слуги.
Начинается веселье: танцы, шумная музыка. В это время с поля возвращается старший сын. Он не предавал отца, он верно трудился, ожидая в свое время заслуженной награды. Старший сын, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Опять драма, позор для отца. Скандал, который происходит на улице, на глазах у всех. Подобные вещи никогда не выносились за пределы дома.
Более того, сын говорит отцу оскорбительные вещи: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими…
Козленка часто готовили на… поминки. В словах старшего брата слышится злое: «Ты, отец, зажился на свете. Мы с друзьями уже давно хотели бы помянуть тебя доброй трапезой. Помянули бы и я зажил спокойно и в свое удовольствие»…
Вот только некоторые из основных моментов этой притчи, которые нужно было пояснить, чтобы приблизиться к ее расшифровке. Это то, что было очевидно слушателю Иисуса, то, что позволяет теперь идти вперед и пытаться понять, о чем же притча говорит.
Реприза
А притча говорит вот о чем: Бог бесконечно, если хотите, абсурдно, с нашей точки зрения, милостив и терпелив к Своим детям. (Несомненно, что отец в притче – это именно Бог.)
Дети поступают жестоко, безрассудно, но Отец Небесный ждет их возвращения. Как бы низко ни упал ребенок, Бог примет его, обнимет и опять назовет Своим чадом.
Как часто приходят в храм люди, которые говорят: «Мы столько злого сделали, что Бог нас не простит». Объясняю: Простит! Наденет на палец перстень своего наследника, укроет плечи нарядным халатом, а ноги обует в драгоценную обувь, только вернись к Отцу.
Мы привыкли, что притча эта говорит о возвращении грешного человека к Богу. Но это не единственный смысл. Этот смысл действительно присутствует в притче, но слушатели Христа не могли не уловить и другой смысл.
Вот смотрите: отношения блудного сына и отца – это только часть притчи. Не упускайте из виду вторую часть, где говорится о немотивированной и странной злобе старшего сына к отцу. Если комплексно рассматривать притчу, то мы увидим трех главных героев, которые находятся в сложном взаимодействии: блудного сына, терпеливого отца и верного сына, который вдруг проявляет злобу. А теперь давайте наложим этих персонажей на реальность, в которой жили Иисус и Его слушатели.
И нам станет очевидно, что у героев этой притчи есть прототипы:
Отец – это всегда Бог;
Блудный сын – это самаряне и язычники (то есть дети отвергнувшие Отца, ушедшие от Него);
Верный сын – это евреи.
Смысл притчи в том, что Бог Отец, каким Его рисует в притче Иисус, раскрывает объятия всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности. Придите, наследуйте Царство, возвратитесь к Богу, вы, сбившиеся на путях своих, блудящие с иными богами, сбитые с толку иными ценностями…
И как, казалось бы, евреи должны радоваться этому возвращению заблудившихся самарян и язычников. Но почему проповедь о милости Божией к иноверцам так бесила слушателей, что однажды они вывели Иисуса из синагоги и повели на гору, чтобы сбросить? (Об этом мы читаем в этом же самом Евангелии, в 4-й главе Евангелия от Луки.)
Притча эта парадоксальна, потому что мы можем себя узнать в каждом из сыновей. Мы можем увидеть в себе блудного сына (что мы часто делаем). Но мы можем увидеть в себе, если пристально посмотрим, и сына, который стиснув зубы трудится, а потом злится: разве не справедливо, что неверные должны погибнуть?
Все, все чада Божии, всех любит Бог и всех ждет к Себе. Бог хочет, чтобы мы оставались дома, с Ним, а если мы убежим, ждет нашего возвращения. И Бог хочет, чтобы мы не вели себя подобно старшему сыну, не злорадствовали о гибнущих, а радовались их покаянию.
P.S. Дорогие. Несколько слов о принципах моего толкования притч:
Как вы понимаете, Христос, рассказывая притчу, хотел донести до слушателей что-то конкретное. Вот именно об этих смыслах, вложенных в притчи Христом, то есть о том, для чего, собственно, притчи людям и рассказывались, мы и говорим.
Естественно, что на протяжении двух тысячелетий христианские мыслители и проповедники рассматривали притчи под разным углом зрения. И открывали какие-то новые грани. Порой можно предположить, что Иисус подразумевал и это, порой можно с достоверностью говорить, что Христос этого никак не подразумевал… Но в Предании Церкви все эти многочисленные, а порой совсем аллегорические и фантастические толкования сохраняются.
Поэтому не трудитесь, пожалуйста, писать в комментариях: а вот у этого святого отца мы читаем еще и такое… Я не преследовал цели собрать все святоотеческие мнения, я дал стержень, обрисовал контуры, показал, что именно Христос хотел сказать притчей. А вы уже, в дальнейшем, читая святых отцов, ищите жемчужины новых смыслов, обогащайте и углубляйте свое понимание той или иной притчи.
О любой притче можно собрать материала на целую книгу. Но мы с вами такую цель не преследовали, верно?
В чем смысл притчи про блудного сына?
У этой притчи несколько, если можно так выразиться, уровней. Во-первых, самый простой, тот что на виду. Это тема родительской любви к детям. С этой точки зрения все понято — сын решил, что может жить без отца, забрал свою часть наследства, ушел, прокутил все деньги, опомнился и вернулся к отцу, надеясь, что тот возьмет его хотя бы как работника. А отец, у которого душа болела за сына, с радостью принял его обратно в семью. Второй уровень — это отношения человека с Богом. Мы все грешим, чем отдаляем себя от Бога и отказываемся в положении блудного сына. Но Бог всегда готов принять назад покаянную душу, главное чтобы человек искренно раскаялся в своих прегрешениях и обратился к Богу. Однако из этой притчи можно видеть еще один подводный камень для верующего — это позиция старшего сына. Он давно осудил своего младшего брата и возмущается из-за того, что отец радуется его возвращению. Во времена Христа в таком положении чаще всего оказывались фарисеи, нередко такую позицию можно наблюдать и в наши дни. Например, какой-нибудь человек всю жизнь грешил (неважно, был ли он вором, вел ли блудную жизнь или еще что-то). И вот он раскаивается в своей жизни, начинает ходить в храм, исповедуется, причащается. Меняет свою жизнь. Но окружающие не хотят этого замечать, они его уже давно осудили и лишь смеются — «глядите, грехи замаливает». Причем, к сожалению, это часто бывает не только у нецерковных людей, но и у верующих. Наконец, есть еще и третий уровень у притчи. Это отношения между Богом и человечеством. Отец здесь символизирует Бога, младший сын — язычников, которые потеряли знание об истинном Боге, старший сын символизирует израильский народ, у которого было ведение истинного Бога. И вот в притче Христос показывает, что будут язычники, и немалое число, которые обратятся к истинному Богу и уверуют во Христа, а также о, что большая часть иудеев Христа отвергнет ввиду своей гордости и веры в свою исключительность.
Храм-памятник в честь святителя Николая Чудотворца
Притча рассказывает о сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома, тратя полученное на распутства. Через некоторое время «когда он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк., 79 зач., XV, 11-32.). Сын был в таком бедственном состоянии, что готов был есть пищу, которой кормили свиней. Тогда он вспомнил об отце и полный раскаяния, вернулся к нему.Он не считал себя достойным прощения и хотел проситься в наемные работники: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк., 79 зач., XV, 11-32.). Но любящий отец принял его с распростертыми объятиями и не только простил его, но велел принести ему лучшие одежды и заколоть для него самого лучшего тельца. Старший сын, который все это время оставался при отце, был недоволен таким решением, но отец сумел убедить его простить брата: «Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк., 79 зач., XV, 11-32.).
Альманах педагога
Урок литературы в 8 классе.
«Притча о блудном сыне» — заповедь к умению прощать.
Тип урока: интегрированный (межпредметные связи с ИЗО, музыкой, историей,
МХК с элементами театрализации)
Цели урока: развить интерес к Библии как к источнику мудрости и образцу
нравственного поведения, обсудить способность прощать как проявление настоящей
любви, показать воплощение христианского сюжета в живописи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие притчи как жанра древнерусской
литературы; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: обучающийся участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт
себя как индивидуальность и одновременно как член группы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, анализирует, слушает, извлекает
нужную информацию.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную
деятельность в парах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, моделирует
ситуацию в соответствии с этими задачами и своим жизненным опытом.
Оборудование: Библия. Новый Завет, рабочая страничка, картина Рембрандта
«Возвращение блудного сына», прелюдия и фуга ля минор И.С.Баха, слайды с полотнами
живописцев Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна, Батони, Мурильо, Доре, Спада,
Рембрандта.
Эпиграф: «Умение прощать спасает нас от гнева, ненависти и пустой растраты душевных
сил». Ханна Мор.
Ход урока.
Вступительное слово.
Учитель: На доске – эпиграф к нашему уроку. Как связан он с содержанием «Притчи о
блудном сыне», которую вы готовили к сегодняшнему уроку? Вспомнив о десяти
заповедях, о которых мы вели с вами разговор на прошлом уроке, подумайте и скажите, о
чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня?
Учащиеся: О прощении.
Учитель: Верно. Как выдумаете, ЧТО на уроке мы должны сделать, чтобы ответить на
вопрос: ПОЧЕМУ необходимо прощать?
Учащиеся:
Изучить факты;
Обратиться к анализу текста;
Проанализировать поступки главных героев притчи;
Повторить сведения по теории литературы;
Сравнивать, обобщать.
Учитель: это и есть задачи нашего урока, решая которые, мы и достигнем цели, ответим
на главный вопрос.
Беседа.
Учитель: Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам
обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?
(заслушиваются ответы)
Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей. Она называется «Притча о блудном
сыне». Каковы ключевые слова в названии притчи?
Учащиеся: СЫН..БЛУДНЫЙ..
Учитель: Притча – лаконичный и ёмкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова. ЧТО
подсказывает вам слово «СЫН»?
Учащиеся: Действие, которое разворачивается в притче, коснётся не только сына, но и
отца, семьи.
Учитель: А как вы понимаете слово «блудный»?
Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Он не знает, зачем и куда идёт.
Учитель: Итак, раз в названии звучит слово «СЫН», то в притче важна идея родства,
которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи –то дети.. Задумаемся, КАКУЮ
роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? ПОЧЕМУ
отношения детей и родителей часто складываются непросто?
Учащиеся: родители дают детям жизнь, воспитывают их, стараются научить добру, любви,
честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование. Но иногда
эти отношения складываются непросто из-за разных взглядов на жизнь, несходства
мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не
слушают совета родителей, хотят делать всё по-своему, отсюда нередки споры и даже
ссоры. Но в конечном итоге чаще всего правы оказываются всё же родители. Только чтобы
это понять, дети должны пройти нелёгким путём ошибок.
Учитель: Напомните мне, что говорится в заповеди о родителях?
Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен.
Учитель: И что сделал сын? —
Учащиеся: Нарушил эту заповедь.
Историческая справка. (читает подготовленный ученик)
— Вот некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда
почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том
случае, когда они уходили из своей семьи, женившись, или когда умирали родители. Уйти
из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, и такой
человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать свою долю наследства
являлось смертельной обидой.
Учитель: Давайте прочитаем притчу.
Чтение притчи.
Учитель: Как вы думаете, почему отец не удерживает сына?
Учащиеся: Отец понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и
всё равно сделает по- своему. Он не настаивает своей воле, не хочет любви и почитания из
–под палки. В этом проявляется и его мудрость, и его любовь. Но сын ещё не в состоянии
понять этого.
Учитель: В притче сказано: «Младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю дорогу и там
расточил имение своё, живя распутно». Попробуем заглянуть за эти строки притчи и
увидеть, КАК жил этот молодой человек. Помогут нам в этом картины знаменитых
живописцев.
Звучит прелюдия и фуга ля минор И.С. Баха. Демонстрация слайдов. Ученики
анализируют картины живописцев, написанные по сюжету притчи. Это полотна
Хемессена, Босха, Пюви де Шаванна, на которых художники разных эпох отразили
неправедный образ жизни «блудного сына».
Учитель: Вернёмся к тексту притчи. Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только
ли голод стал причиной возвращения?
Учащиеся: Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что «недостоин называться
сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе
других, не требуя больше ни любви, ни благ. Не голод, а СТЫД и ЧУВСТВО ВИНЫ перед
родными ведут его домой.
Учитель: КАК встретил его отец?
Учащиеся: С радостью принял его в свои объятия. И даже устроил пир в честь его
возвращения. В этом проявляется мудрость отца: он понимает, что сыну и без того стыдно
и тяжко, что урок, данный ему жизнью, не прошёл даром.
Учитель: КАК вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и
нашёлся»?
Учащиеся: Сын был мёртв, потому что забыл заповеди Господа и вёл распутную жизнь,-
теперь он осознал свой грех и покаялся – и ожил, к нему вернулась душа.
Учитель: Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала живописцев.
Многие из них писали её. Как вы думаете, ПОЧЕМУ она привлекала художников?
Учащиеся: это кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная её
идея- идея покаяния и прощения.
Вновь звучит музыка Баха. На слайдах – картины живописцев Батони, Мурильо, Доре,
Спада, Рембрандта.
Учитель: Какая из картин производит на вас наиболее сильное впечатление и почему? В
какой из них выразительнее всего передан драматизм происходящего? Какова в этом роль
композиции картины, её колорит?
Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. (Обучающиеся делятся на 3 группы).
Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых
выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в
группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 2 минуты.
(заслушиваются ответы).
Учитель: А сейчас посмотрим на картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как
художник изобразил этот момент?
(Учащиеся описывают момент, изображённый на полотне, краски, колорит, общее
настроение, передающее торжественность происходящего)
Учитель: Но в притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого
вырисовывается только в конце её. Пока младший «расточал имение своё», ведя
беспутную жизнь где-то далеко, он прилежно трудился на полях отца..КАК отреагирует на
возвращение брата? ПОЧЕМУ?
Учащиеся: Он не радуется возвращению брата, осуждает отца, потому что тот, как ему
кажется, незаслуженно приветствует грешника и устраивает пир в его честь. Он даже не
хочет входить в дом. А когда отец зовёт его, говорит: «Я столько лет..» ЕМУ ОБИДНО, что
чествуют не его(праведника), а грешника.
Учитель: А он действительно праведник?..или грешник?
Учащиеся: Скорее, он – грешник: он позавидовал, осудил покаяние брата…А может быть,
он из корысти, из желания похвалы работал на отца..
Учитель: Да, скорее всего. А сейчас мы оживим некоторые эпизоды притчи. Это поможет
нам глубже понять её смысл и саму идею прощения. Положите перед собой рабочую
страничку. Выберите один из трёх предложенных сценариев и подготовьте всей группой
короткую сценку, разыграв её по ролям. На подготовку 5-7 минут.
(Разыгрываются сценки).
Сценка 1.
Работа в парах: На пир в честь возвращения блудного сына приходит сосед отца и
беседует с одним из персонажей притчи.
Какие события послужили поводом к пиршеству?
Почему отец так «необычно» реагировал на возвращение сына?
Что сделал сын, чтобы получить прощение отца принять сына обратно в семью?
Сценка 2.
Работа в парах: отец и сын сидят за праздничным столом и обсуждают следующие
вопросы:
Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?
О чём думал сын «придя в себя»?
Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?
Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?
Что побудило отца принять сына с почестями после того, как тот опозорил его?
Сценка 3.
Работа по трое: Вы – близкие друзья семьи. Вы явились свидетелем отцовского
великодушия, но хорошо помните, как страдал отец из-за сына. Поздно вечером,
вернувшись с пира, который в честь сына устроил отец, вы обсуждаете события последних
месяцев. Разговор может касаться следующих вопросов:
Как вёл себя младший сын и что заслужил за своё поведение?
Как реагировал отец на возвращение сына и почему?
В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?
Как должны измениться образ жизни и поведение сына после того, как отец
простил его?
Итоги урока.
Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением? Простить
человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше
счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся
к эпиграфу. Нужно ли прощать?
Учащиеся: Да.
Учитель: Сколько раз?
Учащиеся: Всегда.
Учитель: Что приносит прощение?
Учащиеся: Радость, свободу в общении.
Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?
Учащиеся: Нет… В притче сын нанёс отцу смертельную обиду, но старик простил своего
непутёвого сына, и эта отеческая мудрость звучит как настоящая заповедь нам, живущим
уже в 21 веке.
Домашнее задание на выбор: