Отвечает Николай ЧЕРНЫШЕВ, временно исполняющий обязанности настоятеля храма святителя Николая в Кленниках (Москва), иконописец, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ:
Благая весть – одно из важнейших событий Нового Завета. Божий вестник Архангел Гавриил извещает Деву Марию, что у нее родится от Духа Святаго Тот, Кто станет Спасителем всего мира – Богочеловек Иисус Христос. Можно сказать, что все содержание Нового Завета – раскрытие, развитее, следствие этого события, его результат. И Рождество Христово, и Сретение – встреча человека и Бога, и проповеди Спасителя о Царствии Небесном и пути к нему, и Его Преображение, да и вся Его земная жизнь, страдания и Kрестная смерть за грехи наши и всего мира, Воскресение, Вознесение и Пятидесятница – сошествие Святого Духа на Церковь, все эти священные события в целом – благая и спасительная весть, Благовещение. И Евангелие с древнегреческого переводится как Благая весть.
Царские врата. 1425–1427 гг. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.
Икона в Православной Церкви – точное соответствие изображения Слову Божию, его явление для нас в образах и красках. Этому же служит весь образный строй храма – внешний облик, интерьер со всеми иконами, настенными росписями и, конечно, иконостасом.
Иконостас занимает центральное место в образном строе храма, это средоточие его красоты, богословского и духовного смысла. Алтарные преграды, иконостасы могут иметь различную стилистику, быть более или менее подробно разработаны, но всегда их центральной частью, осью, стержнем являются Царские врата. Как и все в храме, Царские врата имеют не только функциональное, но и символическое значение. Обликом своим они призваны выявлять то, чему функционально служат во время богослужения, особенно во время Всенощного бдения и Божественной литургии. Неудивительно, что Благовещение и евангелисты, Благовещение и святители, составившие тексты Божественной литургии (свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст) или просто Благовещение во весь рост Царских врат – самые распространенные и устойчивые сюжеты их росписи. Это не просто одна из частных икон в интерьере храма, которой может и не быть в нем. Нет, здесь мы видим поистине «спасения нашего главизну», как поется в тропаре праздника, то, благодаря чему совершаются и остальные священные события Нового Завета. Это не статичная икона на стене храма или даже в иконостасе, но явленное действие, движение с обеих сторон — небесной и земной. Действие, которое поистине открывает, отверзает для нас врата в иной мир, в царство Отца и Сына и Святаго Духа.
Царские врата с изображением Благовещения.
Монастырь св Екатерины, Синай. 13 в.
И обликом своим, и расположением именно на открывающихся створках Царских врат, тех врат, которые отверзаются в наиболее значимые моменты богослужения, образ Благовещения призван являть нам и само существование иного мира, горнего, Божьего мира, и отверзание его по воле и милости Божией для нас, для тех, кто жаждет его стяжать, и снисхождение через них на нас, грешных, благодати Божией. Благодати Святаго Духа, которая изливается на человеческий род, начиная с Пречистой Девы, с момента, который мы видим на иконе Благовещения и слышим Евангельский глас: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя» (Лк., 1, 35) и Ее кроткий ответ: «Се Раба Господня, буди ми по глаголу твоему» (Лк, 1, 38).
Святые в пиджаках. В Никольском морском соборе Кронштадта есть удивительная икона. Взгляните на неё. Какие-то люди в штатском… Пиджаки, галстуки… и нимбы? Кто это? Что они сделали? Это святые мученики адвокат Иван Ковшаров и профессор права Юрий Новицкий. Их крестный путь укладывается в евангельскую формулу: «Нет больше той любви, аще кто положит душу за други своя». Оба юриста были казнены по итогам Петроградского процесса летом 1922 года. Вместе с ними были расстреляны митрополит Вениамин и архимандрит Сергий. За что? Гражданская война, страшная засуха и жёсткая политика продразвёрстки оставили крестьян множества областей России без хлеба. К лету 1921 года в Советской России голодало более 20 млн. человек. Началась массовая гибель людей. Несмотря на усиливающееся бедствие, власти запрещали церкви участвовать в помощи голодающим и категорически ограничивала её инициативы. (Только в конце 1921 года было разрешено начать благотворительные сборы, после чего православная церковь передала для крестьян Поволжья 9 млн. рублей, не считая продовольствия и материальных ценностей.) Однако для советской власти борьба с голодом была удобным поводом для борьбы с церковью. В феврале 1922 года она приняла декрет о полном изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В ответ Патриарх отправил в епархии послание о невозможности насильственных конфискаций богослужебной утвари. Но и без того кампания по конфискации столкнулась с сопротивлением верующих. Как только в городах и сёлах появлялись комиссия по изъятию, тут же звучал набат, люди моментально собирались и прогоняли представителей властей. Наибольшую известность получили события в г. Шуе Иваново-Вознесенской губернии, где 15 марта 1922 г. собравшиеся по набату у шуйского Воскресенского храма несколько тысяч верующих пытались воспрепятствовать изъятию и даже разоружили часть красноармейцев. Те открыли по людям пулемётный огонь, – 4 человека были убиты, десятки ранены. Только за первое полугодие 1922 года произошло более тысячи столкновений верующих с предстаителями ГПУ и красноармейцами. По следам этих событий состоялись сотни судебных процессов и тысячи священнослужителей и мирян оказались на скамье подсудимых. Были случаи смертных приговоров. Под каток «Петроградского процесса» попали 86 человек, но главными обвиняемыми были архиереи и их помощники – юристы Ковшаров и Новицкий. Оба они отдавали отчёт в гибельности своего выбора, но остались до последнего верны своему долгу. » Я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных. Хотя после меня и останется одна четырнадцатилетняя девочка…» – так на заключительном заседании суда звучали слова профессора Новицкого, чья дочь после казни отца осталась полной сиротой. Кроме того, профессор Новицкий пытался взять на себя часть вины, вменяемой настоятелю Казанского собора, ректору богословского института Н. К.Чукову, ради его маленьких детей. Адвокат Иван Ковшаров, единственный среди адвокатов, причисленный к лику святых, по итогам процесса виновным себя не признал. С 1912 года он служил юрисконсультом Александро-Невской лавры и после революции активно препятствовал закрытию церквей петроградского прихода, из-за чего попал в поле зрения ГПУ. В период кампании по изъятию церковных ценностей он принимал активное участи в переговорах с представителями власти, поэтому также был осуждён и расстрелян. По иронии судьбы, до революции он защищал тех, кто вынес ему смертный приговор в 1922 году… Еще фото см. по ссылке на первоисточник: https://zen.yandex.ru/media/luchik/sviatye-v-pidjakah—v-chem-byl-ih-podvig-5cd1a7e9da97b800b4823835 #новомученики #СвятыеВПиджаках
Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение. Мозаика триумфальной арки ц. Мария Маджоре. Рим. 432-440 годы
Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.
Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.
В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.
Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.
Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция
На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.
В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.
Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон
Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.
Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.
Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.
В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».
Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия
В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва
На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».
Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.
Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.
В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».
В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.