«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Точного периода написания царем Давидом псалма «Благослови душе моя Господа» неизвестно, но предполагается, что он писал текст в спокойного для себя время. Тексты 102 и 103 являются неразделимыми, потому что служат дополнением друг друга.
Содержание
- Значение псалма
- Как правильно читать псалмы
- Псалом 103
- Псалтирь 103 псалом
- Толкование Псалма 103
- История написания
- Подробное содержание и толкование псалма
- Видео «Чтение псалма 103»
- В чем помогает и как читать
- Текст псалма 103 на русском языке
- Чин Вечерни
- Творение Софрония, патриарха Иерусалимскаго:
- В субботу вечера, глас 6:
- В неделю вечера, глас 8:
- В понедельник вечера, глас 4:
- Во вторник вечера, глас 1:
- В среду вечера, глас 5:
- В четверток вечера, глас 6:
- В пяток вечера, глас 7:
- В понедельник вечера: Аллилуиа, трижды, во глас 6.
- Во вторник и в четверток вечера: Аллилуиа.
- В среду вечера: Аллилуиа.
- Молитва святаго Симеона Богоприимца:
- И бывает отпуст от священника:
- Ведомо буди, яко у греков сию молитву предстоятель глаголет:
- Таже молитву:
- Таже псалом 33:
- И псалом 144:
Значение псалма
Большинство текстов составлено царем Давидом, а небольшая часть последователями Асафом, Соломон сыном Давида, Моисей и другими. Царь Давид был грешным как все люди на земле, он возжелал жену своего подданного, о чем раскаивался в пятидесятом псалме. Наверно именно поэтому осознание греховности своих поступков явилось причиной написания 102 текста и его прекрасного музыкального исполнения.
Псалтырь включает сто пятьдесят текстов и в середине девятого века братьями Кириллом и Мефодием был переведен на старославянский язык. Устав православной церкви указывает деление псалтыря на двадцать разделов, которые называются кафизмами.
Считается, что пение псалма озаряет любовью, укрепляет дух, влияет на судьбу, помогает решить жизненные вопросы. Мелодичное исполнение с напевностью успокаивает души и дает умиротворение.
Текст 102 Псалтыря знает каждый православный верующий, он поется по воскресениям в начале утренней службы в церкви. Песнопение псалма праздничное и торжественное. Царь Давид призывает всех живущих на земле и на небе хвалить Бога, помня о его вечности и о быстротечности земной жизни. Читать псалом Давида «Благослови душа моя Господа» следует людям, страдающим любыми заболеваниями, особенно женщинам при гинекологических болезнях, а также для славного и богатого родового древа.
В тексте акцентируется внимание на воздаяния Бога:
- очищение грехов;
- врачевание немощи;
- избавление жизни от тления;
- о человеколюбие и щедрости Господа;
- в каждом человеке имеется частица Бога.
Автор также указывает на воскресение после смерти и приводит сравнение с высокопарной и царственной птицей орлом, который, не закрывая глаз, может смотреть на солнечное сияние. Также сравнивает человека с травой и цветом, который отцветет, а дух остается. Бог милостив, утверждает Давид, хотя Адам и Ева разгневали его, но конца он не распространяет свою силу, потому что понимает, что человечество его творение. Верующий народ и посвятивший себя песнопению будет в одинаковом положении с ангелами, служение которых Господу состоит в восхвалении.
Как правильно читать псалмы
Главное качество Бога это любовь, он любит всех людей независимо от расы, вероисповедания и положения. Важно осознать греховность и бедность, молиться со смирением и верой просить помощи у Господа. Очистить мысли от негативных эмоций и простить всех. Чтение священного текста пошлет умиротворение и душевный покой.
Псалом можно исполняют в церкви и дома. Необходимо читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Если нет такой возможности, то можно не соблюдать это правило. Единственное требование это читать вдумчиво и внимательно, правильно делать ударение на старославянских словах. Сам псалом можно читать сидя, а при произношении Славы подниматься. В чтении священных текстов не следует забывать о благодарственном псалме 149.
Текст псалма 102 «Благослови душе моя Господа»:
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.
Храни Вас Господь!
В этом видео Вы услышите церковное пение 102 главы Псалтыри:
Псалом 103
Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.
Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).
Пс.103:1. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
Пс.103:2. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
Пс.103:3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
Пс.103:4. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.
Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.
Пс.103:5. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
Пс.103:6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
Пс.103:7. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
Пс.103:8. восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
Пс.103:9. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» – образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.
Пс.103:10. Ты послал источники в долины: между горами текут ,
Пс.103:11. поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
Пс.103:12. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
Пс.103:13. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.
Пс.103:14. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
Пс.103:15. и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
Пс.103:16. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
Пс.103:17. на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,
Пс.103:18. высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.
Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.
Пс.103:19. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
Пс.103:20. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
Пс.103:21. львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
Пс.103:22. Восходит солнце, они собираются и ложатся в свои логовища;
Пс.103:23. выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
Пс.103:24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок («знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!
Пс.103:25. Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
Пс.103:26. там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26)), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.
Пс.103:27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Пс.103:28. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;
Пс.103:29. скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;
Пс.103:30. пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.
Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.
Пс.103:31. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
Пс.103:32. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
Пс.103:33. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
Пс.103:34. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
Пс.103:35. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением («да веселится») к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится («призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.
102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее (Пс. 87) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.
103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.
По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.
«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода… Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).
Псалтирь 103 псалом
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 103
И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 – на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов – как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс. 103 – это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.
Тогда как Пс. 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс. 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь – все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение – совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).
А. Славословие Господу Творцу (103:1-23)
Пс. 103:1-4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он – часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт. 1:6-8), и точно соответствует сказанному в Ис. 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.
Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии – такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).
Пс. 103:5-9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины – согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).
Пс. 103:10-18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10-12,14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.
Пс. 103:19-23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).
Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24-32)
Пс. 103:24-30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно – вступлением к последующим стихам.
Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40-41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума – корабли, построенные людьми, плавают в море.
Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27-28). Глубокая мысль содержится в стихах 29-30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.
Пс. 103:31-32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).
В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33-35)
Пс. 103:33-35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма – Аллилуия! – означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс. 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.
Псалтырь уникален по своему содержанию. На его страницах нашли место тексты, которые применимы к любой жизненной ситуации. Псалом 103 наполнен хвалебными строками, воздающими почести Создателю за его труд и неиссякаемую любовь к своему Творению.
История написания
Достоверной информации о создании псалма не дошла до нашего времени. С учетом хвалебного содержания, ученые предполагают, что написанию предшествовала победа Божьего помазанника над неверными или его избавление от испытаний. На страницах еврейского варианта Писания песнь не содержит подписи. Однако начинается она с тех же слов, что и псалом 102: «Благослови, душа моя, Господа».
Псалом 103 наполнен хвалебными строками
В греческом варианте 103 песнь в Псалтыре имеет авторскую подпись, которая указывает на Давида. Славянский перевод добавляет также краткое описание текста: «Псалом Давиду, о мирстем бытии» («Псалом Давида, о сотворении мира»). Главная идея текста – восхваление Всевышнего, который сотворил землю.
Подробное содержание и толкование псалма
Песнь содержит много отсылок к книге Бытие, поскольку показывает создание Земли за 6 дней. Она прославляет Господа в его премудрости и величии. Толкование каждого текста несет хвалебное послание:
- Стих 1-4. Подчеркивает, что каждый предмет в мире свидетельствует о величии и славе Господа. Все его создания (природа и животные) безмолвно прославляют его своей красотой. Текст содержит множество метафорических образов, а также описаны природные явления, которые показывают силу Бога.
- Стих 5-9. Красной линией проходит послание о сотворении мира, который Бог возвел из хаоса с помощью своей руки и фантазии. Обратить его творение в первоначальное состояние никому не под силу.
- Стих 10–24. Солнце, луна и звезды показаны безмолвными слугами Создателя. В мире царит порядок, все части взаимодействуют без сбоев.
- Стих 25–26. Автор перечисляет всех тварей, созданных Богом. Теологи утверждают, что они существовали на самом деле (левиафан, чудища).
- Стих 27–30. Мир полностью зависит от Творца, который управляет всеми его процессами. Тут также показана его забота о своем творении.
- Стих 31–35. Представлен хвалебными словами, обращенными к Богу и благодарящими за его заботу обо всем живом в нашем мире.
Видео «Чтение псалма 103»
В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.
В чем помогает и как читать
В церквях псалом служит открытием суточного богослужебного круга, поскольку его читают в начале вечери. Благодаря этой особенности псалом получил название «предначинательный».
Песнь читают без дополнительных обрядов, однако в канун православных праздников текст произносят с особой торжественной интонацией.
Молящимся в домашних условиях можно произносить псалом на русском языке. Перевод с церковнославянского помогает лучше понять истину послания и способствует укреплению веры. В момент вознесения молитвы на душе не должно быть тяжелых помыслов, а в сердце – обиды. Псалом читают негромким голосом, прося помощи и наставления в финансовом благополучии.
Песнь читают без дополнительных обрядовПсалом произносят негромким голосомМолитвы дома читают на русском языке
Текст псалма 103 на русском языке
Приведенный ниже текст псалма 103 подан на русском языке для удобства произношения и осознания, заложенного в нем глубокого смысла. Произнесенный в час нужды, он способен принести облегчение терзающейся душе.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут ,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,
18 высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;
29 скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
В православной вере большое значение отдается псалму 103, который наполнен глубокой благодарностью и почитанием к Всевышнему. Люди восхваляют его деяния и силу, которая сотворила, и контролирует все сущее на свете.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чин Вечерни
Глаголет священник: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
И начинает предстоятель, или учиненный чтец: Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
По стихословии ектения малая.
И абие, Го́споди, воззва́х, в прилучившийся глас. Псалмы 140, 141, 129, 116:
Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя. / Услы́ши мя, Го́споди.
Вторый лик: Да испра́вится моли́тва моя́, / я́ко кади́ло пред Тобо́ю, / воздея́ние руку́ мое́ю / – же́ртва вече́рняя. / Услы́ши мя, Го́споди.
И по чину стихи: Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х. Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х, с челове́ки де́лающими беззако́ние, и не сочту́ся со избра́нными их. Нака́жет мя пра́ведник ми́лостию и обличи́т мя, еле́й же гре́шнаго да не нама́стит главы́ моея́, я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́ниих их. Поже́рты бы́ша при ка́мени судии́ их: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша. Я́ко то́лща земли́ просе́деся на земли́, расточи́шася ко́сти их при а́де. Я́ко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на Тя упова́х, не отыми́ ду́шу мою́. Сохрани́ мя от се́ти, ю́же соста́виша ми, и от собла́зн де́лающих беззако́ние. Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́.
Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м ко Го́споду помоли́хся. Пролию́ пред Ним моле́ние мое́, печа́ль мою́ пред Ним возвещу́. Внегда́ исчеза́ти от мене́ ду́ху моему́: и Ты позна́л еси́ стези́ моя́: на пути́ сем, по нему́же хожда́х, скры́ша сеть мне. Смотря́х одесну́ю и возгля́дах, и не бе зна́яй мене́: поги́бе бе́гство от мене́, и несть взыска́яй ду́шу мою́. Воззва́х к Тебе́, Го́споди, рех: Ты еси́ упова́ние мое́, часть моя́ еси́ на земли́ живы́х. Вонми́ моле́нию моему́, я́ко смири́хся зело́, изба́ви мя от гоня́щих мя, я́ко укрепи́шася па́че мене́.
На 10, стихиры: Изведи́ из темни́цы ду́шу мою́, испове́датися и́мени Твоему́.
Мене́ ждут пра́ведницы, до́ндеже возда́си мне.
На 8: Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди, Го́споди, услы́ши глас мой.
Да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния моего́.
На 6: А́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Я́ко у Тебе́ очище́ние есть.
И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́, упова́ душа́ моя́ на Го́спода.
На 4: От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния да упова́ет Изра́иль на Го́спода.
Я́ко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него́ избавле́ние, и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний eго́.
На 2: Хвали́те Го́спода вси язы́цы, похвали́те Его́ вси лю́дие.
Я́ко утверди́ся ми́лость Его́ на нас, и и́стина Госпо́дня пребыва́ет во век.
Сла́ва: Святаго минеи.
И ны́не: Богородичен.
Аще несть святаго Сла́ва, и ны́не: Богородичен.
Творение Софрония, патриарха Иерусалимскаго:
Све́те ти́хий святы́я сла́вы, / Безсме́ртнаго, Отца́ Небе́снаго, / Свята́го Блаже́ннаго, Иису́се Христе́. / Прише́дше на за́пад со́лнца, / ви́девше свет вече́рний, / пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. / Досто́ин еси́ во вся времена́ / пе́т бы́ти гла́сы преподо́бными, / Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й, / те́мже мир Тя сла́вит.
В неделю же и в пяток вечера, никогдаже поется Аллилуиа. Аще же есть Бог Госпо́дь, поются прокимены сия:
В субботу вечера, глас 6:
Госпо́дь воцари́ся, / в ле́поту облече́ся.
Стих: Облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася.
Стих: И́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жется.
Стих: До́му Твоему́ подоба́ет святы́ня Го́споди, в долготу́ дний.
В неделю вечера, глас 8:
Се ны́не благослови́те Го́спода / вси раби́ Госпо́дни.
Стих: Стоя́щии в хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего.
В понедельник вечера, глас 4:
Госпо́дь услы́шит мя, / внегда́ воззва́ти ми к Нему́.
Стих: Внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́.
Во вторник вечера, глас 1:
Ми́лость Твоя́, Го́споди, / пожене́т мя вся дни живота́ моего́.
Стих: Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т, на ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя.
В среду вечера, глас 5:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, / и в си́ле Твое́й суди́ ми.
Стих: Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х.
В четверток вечера, глас 6:
По́мощь моя́ от Го́спода, / сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
Стих: Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.
В пяток вечера, глас 7:
Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, / и ми́лость Твоя́ предвари́т мя.
Стих: Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя.
Подобает ведати, яко аще прилучится Четыредесятница, или Аллилу́иа, вместо прокименов седмицы, поем сия.
В понедельник вечера: Аллилуиа, трижды, во глас 6.
Стих: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Аллилу́иа.
Стих: И во ве́ки веко́в. Мы же высочайшим гласом: Аллилу́иа.
Во вторник и в четверток вечера: Аллилуиа.
Стих: Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть. Аллилу́иа.
Стих: И во ве́ки веко́в. Аллилу́иа.
В среду вечера: Аллилуиа.
Стих: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их. Аллилу́иа.
Стих: И во ве́ки веко́в. Аллилу́иа.
На велицей вечерне, аще есть паримии, и глаголет диакон: Рцем вси от всея́ души́: И по возгласе лик: Ами́нь.
Таже лик: Сподо́би, Го́споди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам. / Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, / и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь. /
Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. / Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. / Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м. / Благослове́н еси́, Святы́й, просвети́ мя оправда́нии Твои́ми. /
Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри. / Тебе́ подоба́ет хвала́. Тебе́ подоба́ет пе́ние, / Тебе́ сла́ва подоба́ет, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, / ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Священник: Испо́лним вече́рнюю моли́тву на́шу:
И по возгласе лик: Ами́нь.
Священник: Ми́р всем.
Лик: И ду́хови твоему́.
Диакон: Главы́ на́ша Го́сподеви прикло́ним.
Лик: Тебе́, Го́споди.
Молитва главоприклонения. Аще есть бдение исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною, предыдут же им со двема лампадома. Сла́ва, святаго. И ны́не, Богородичен. И прочая.
Таже стихиры стиховны. Аще несть праздника в нихже глаголем настоящия стихи:
Стих 1: К Тебе́ возведо́х о́чи мои́, живу́щему на небеси́. Се я́ко о́чи раб в руку́ госпо́дий свои́х, я́ко о́чи рабы́ни в руку́ госпожи́ своея́, та́ко о́чи на́ши ко Го́споду Бо́гу на́шему, до́ндеже уще́дрит ны.
Стих 2: Поми́луй нас Го́споди, поми́луй нас, я́ко по мно́гу испо́лнихомся уничиже́ния: наипа́че напо́лнися душа́ на́ша поноше́ния гобзу́ющих, и уничиже́ния го́рдых.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен.
Молитва святаго Симеона Богоприимца:
Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, / по глаго́лу Твоему́ с ми́ром: / я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, / е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, / свет во открове́ние язы́ков, / и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля.
Трисвятое. По О́тче наш: Священник: Я́ко Твое́ есть Ца́рство: И мы: Ами́нь.
Тропарь прилучившагося праздника, или́ святаго, или дне. Сла́ва, и ны́не, Богородичен и отпуст.
Аще же есть Бог Госпо́дь, по Трисвятом отпустительный тропарь дне, и посем священник: Прему́дрость. Лик же: Благослови́. Иерей: Сый благослове́н Христо́с, Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Лик: Ами́нь. Утверди́, Бо́же, / святу́ю правосла́вную ве́ру правосла́вных христиа́н / во век ве́ка. Иерей: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас. Лик: Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. Иерей: Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́. Лик: Сла́ва, и ны́не, Го́споди, поми́луй, трижды. Благослови́.
И бывает отпуст от священника:
Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных Апо́стол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Лик (многолетие): Вели́каго господи́на и отца́ на́шего / Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси́, / и господи́на на́шего преосвяще́ннейшаго , / митрополи́та (или архиепи́скопа, или епи́скопа егоже есть область), / Богохрани́мую страну́ на́шу Росси́йскую, / настоя́теля, бра́тию, прихо́жан свята́го хра́ма сего́, / и вся правосла́вныя христиа́ны, / Го́споди, сохрани́ их на мно́гая ле́та.
Аще же есть Четыредесятница или ин пост, и Аллилу́иа пето, глаголи тропари сия, во глас 4:
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, / Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю: / Благослове́на Ты в жена́х, и Благослове́н Плод чре́ва Твоего́, / я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. Поклон един.
Сла́ва: Крести́телю Христо́в, всех нас помяни́, / да изба́вимся от беззако́ний на́ших: / тебе бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны. Поклон един.
И ны́не: Моли́те за ны святи́и Апо́столи, святи́и вси, / да изба́вимся от бед и скорбе́й: / вас бо те́плыя предста́тели ко Спа́су стяжа́хом. Поклон един.
Под Твое́ благоутро́бие прибега́ем, Богоро́дице, / моле́ния на́ша не пре́зри во обстоя́нии, / но от бед изба́ви ны, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная. Без поклона.
Го́споди, поми́луй, 40. Сла́ва, и ны́не:
Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Священник: Сый благослове́н Христо́с Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
И мы: Ами́нь.
Ведомо буди, яко у греков сию молитву предстоятель глаголет:
Небе́сный Царю́, ве́ру утверди́, язы́ки укроти́, мир умири́, святы́й храм сей до́бре сохрани́: пре́жде отше́дшыя отцы́ и бра́тию на́шу в селе́ниих пра́ведных учини́, и нас в покая́нии и испове́дании приими́, я́ко Благи́й и Человеколю́бец.
Посем поклоны великия три, глаголюще в них на коемждо поклоне молитву преподобнаго Ефрема:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Поклон великий.
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Поклон великий.
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. Поклон великий.
Таже малых поклонов 12, глаголюще себе втай на кийждо поклон: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго.
И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю вышеписанную: Го́споди и Влады́ко живота́ моего́: И поклон един великий.
Таже, Трисвятое. По О́тче наш: Священник: Я́ко Твое́ есть Ца́рство: И мы: Ами́нь. Го́споди поми́луй, 12
Таже молитву:
Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, Неразде́льное Ца́рство, всех благи́х Вина́: благоволи́ же и о мне, гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ и всю мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́, и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н Свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
Посем: Бу́ди И́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды. И поклоны три.
Сла́ва, и ны́не:
Таже псалом 33:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х. О Го́споде похва́лится душа́ моя́, да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. Возвели́чите Го́спода со мно́ю и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе. Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя. Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся. Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от всех скорбе́й eго́ спасе́ и́. Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́, и изба́вит их. Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; блаже́н муж, и́же упова́ет Нань. Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его́, я́ко несть лише́ния боя́щымся Его́. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га. Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, стра́ху Госпо́дню научу́ вас. Кто́ есть челове́к хотя́й живо́т, любя́й дни ви́дети бла́ги? Удержи́ язы́к твой от зла, и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти. Уклони́ся от зла и сотвори́ бла́го. Взыщи́ ми́ра, и пожени́ и́. О́чи Госпо́дни на пра́ведныя, и у́ши Его́ в моли́тву их. Лице́ же Госпо́дне на творя́щыя зла́я, е́же потреби́ти от земли́ па́мять их. Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их. Близ Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем, и смире́нныя ду́хом спасе́т. Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь. Храни́т Госпо́дь вся ко́сти их, ни еди́на от них сокруши́тся. Смерть гре́шников люта́, и ненави́дящии пра́веднаго прегре́шат. Изба́вит Госпо́дь ду́шы раб Свои́х, и не прегреша́т вси, упова́ющии на Него́.
И псалом 144:
Вознесу́ Тя, Бо́же мой, Царю́ мой, и благословлю́ и́мя Твое́ в век и в век ве́ка. На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ в век и в век ве́ка. Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́, и вели́чию Его́ несть конца́. Род и род восхва́лят дела́ Твоя́ и си́лу Твою́ возвестя́т. Великоле́пие сла́вы святы́ни Твоея́ возглаго́лют и чудеса́ Твоя́ пове́дят. И си́лу стра́шных Твои́х реку́т и вели́чие Твое́ пове́дят. Па́мять мно́жества бла́гости Твоея́ отры́гнут и пра́вдою Твое́ю возра́дуются. Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Благ Госпо́дь вся́ческим, и щедро́ты Его́ на всех де́лех Его́. Да испове́дятся Тебе́, Го́споди, вся дела́ Твоя́, и преподо́бнии Твои́ да благословя́т Тя. Сла́ву Ца́рствия Твоего́ реку́т, и си́лу Твою́ возглаго́лют, сказа́ти сыново́м челове́ческим си́лу Твою́, и сла́ву великоле́пия Ца́рствия Твоего́. Ца́рство Твое́, Ца́рство всех веко́в, и влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де. Ве́рен Госпо́дь во всех словесе́х Свои́х и Преподо́бен во всех де́лех Свои́х. Утвержда́ет Госпо́дь вся низпа́дающыя и возставля́ет вся низве́рженныя. О́чи всех на Тя упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении. Отверза́еши Ты ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния. Пра́веден Госпо́дь во всех путе́х Свои́х и Преподо́бен во всех де́лех Свои́х. Близ Госпо́дь всем призыва́ющым Его́, всем призыва́ющым Его́ во и́стине. Во́лю боя́щихся Его́ сотвори́т и моли́тву их услы́шит и спасе́т я́. Храни́т Госпо́дь вся лю́бящыя Его́ и вся гре́шники потреби́т. Хвалу́ Госпо́дню возглаго́лют уста́ моя́, и да благослови́т вся́ка плоть и́мя свято́е Его́ в век и в век ве́ка.
И посем священник: Прему́дрость. Лик: Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Иерей: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас. Лик: Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем. Иерей: Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́. Лик: Сла́ва, и ны́не, Го́споди, поми́луй, трижды. Благослови́.
И бывает конечный отпуст. Сия же бывают, егда есть Великий пост.
Аще же хощеши, по конце вечерни глаголи молитву сию Великаго Василия:
Благослове́н еси́ Влады́ко Вседержи́телю, просвети́вый день све́том со́лнечным, и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, е́же долготу́ дне прейти́ нам сподо́бил еси́, и прибли́житися нача́лом но́щи: услы́ши моле́ние на́ше, и всех люде́й Твои́х, и всех нас прости́ во́льная и нево́льная согреше́ния. Приими́ вече́рняя на́ша моле́ния, и низпосли́ мно́жество ми́лости Твоя́, и щедро́т Твои́х на достоя́ние Твое́. Остени́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, вооружи́ нас ору́жием пра́вды, огради́ нас и́стиною Твое́ю, соблюди́ нас си́лою Твое́ю, изба́ви нас от вся́каго обстоя́ния, вся́каго наве́та сопроти́внаго. Пода́ждь же нам и настоя́щий ве́чер, с приходя́щею но́щию соверше́н, свят, ми́рен, безгре́шен, безбла́знен, безмечта́нен, и вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х от ве́ка благоугоди́вших, ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. И бывает отпуст.