Содержание
- Как ни странно, но большинство археологических находок текстов о жизни Христа сделано не в Израиле, а в этой стране
- Как ни странно, но большинство археологических находок текстов о жизни Христа сделано не в — слово из 6 букв
- ЕГИПЕТ
- 10 археологических открытий, которые подтверждают библейские истории
- 1. Великий потоп
- 2. Генеалогия Авраама
- 3. Служанка Авраама
- 4. Город Содом
- 5. Серебряные свитки Кетеф Хинном
- 6. Надписи Дейр Алла
- 7. Плен самаритян
- 8. Ассирийское вторжение
- 9. Конец вавилонского изгнания
- 10. Дворец Ирода
- 4 причины, почему археология не может доказать Библию
- 1. Цель библейской археологии не заключается в доказательстве Библии.
- 2. В Библии представлен обширный исторический и географический портрет древнего мира.
- 3. Археология не может обращаться к богословским утверждениям Библии.
- 4. Археологические открытия могут подтвердить, но не доказать Библию.
- Ограниченная, но полезная
- АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ
- Археологические открытия
- Библейские археологические открытия Рона Уайетта [научный, религиозный]
Как ни странно, но большинство археологических находок текстов о жизни Христа сделано не в Израиле, а в этой стране
Примеры употребления слова египет в литературе.
Через писаря в Форт-Лами Абдулла сообщил, что нужны документы о найме, чтобы всю тройку выпустили из страны, нужны три авиабилета до Египта и 150 тысяч чадских франков наличными.
Более того, меня посвятили в тонкости и хитросплетения политики, ибо со всех концов Египта к нам в Абидос тайно приезжали встретиться со мной знатнейшие вельможи и сановники, и все рассказывали, как яростно народ ненавидит царицу Клеопатру и о событиях, которые происходят в стране.
К торжественной церемонии в Абидос съехались знатнейшие и влиятельнейшие из граждан, жаждавших освобождения и возрождения Египта, — всего их оказалось тридцать семь человек: по одному из каждого нома и по одному от самого крупного города в номе.
Когда Агесилай прибыл в Египет, к его судну отправились виднейшие полководцы и сановники царя, чтобы засвидетельствовать свое почтение.
В это время царь Агриппа уехал в Александрию, чтобы поздравить Александра, которому Нерон вверил Египет, послав его туда в качестве наместника.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Как ни странно, но большинство археологических находок текстов о жизни Христа сделано не в — слово из 6 букв
Определения из сканвордов слова ЕГИПЕТ
- На юго-западе отСектораГаза
- африк. страна у Средизем. моря
- «Пирамидальная» страна
- аРЕ
- африканская страна у Средиземного моря
- боги какой страны традиционно изображались с головами животных
- в какой стране впервые появились обелиски
- в какой стране появились первые дамбы для ирригации
- в этой стране жук-скарабей считался священным
- государство Рамсесов
- государство в Африке
- государство в Африке — один из древнейших очагов цивилизации
- государство фараонов
- граничит с Израилем
- граничит с Палестиной
- граничит с Суданом и Израилем
- граничит с Суданом и Палестиной
- древнее государство в Африке
- его столица – Каир
- западный сосед Израиля
- как ни странно, но большинство археологических находок текстов о жизни Христа сделано не в Израиле, а в этой стране
- какое государство имеет домен «eg»
- какой страной правил Насер
- какую страну можно назвать самым большим музеем истории под открытым небом
- мекка российских туристов
- название этой страны происходит от древнего «Кипет» — «черная земля»
- одна из африканских стран
- одна из стран загорелого материка
- одна из стран южного материка
- пирамиды
- рига — это Латвия, а Каир
- рим — это Италия, а Каир
- родина фараонов
- роман итальянской писательницы Г. Деледды «Бегство в …»
- рядом с Суданом и Израилем
- самое «мумифицированное» государство на Земле
- северный сосед Судана
- североафриканская страна
- североафриканская страна, в которой выходной день четверг
- сонет В. Брюсова
- сосед Судана и Израиля
- средиземноморская страна
- страна Клеопатры
- страна Сфинкса
- страна в Африке
- страна вокруг Каира
- страна на Севере Африки
- страна пирамид
- страна пирамид и фараонов
- страна с главным городом Каир
- страна с городом Каир во главе
- страна с пирамидами
- страна со столицей Каир
- страна фараонов
- страна черного материка
- страна, в которой почитали кошек
- страна, в которой река Нил самая широкая
- страна, владеющая Суэцким каналом
- страна, где выращивают лучший в мире длинноволокнистый хлопок
- страна, родина пива
- страна, родина фехтования
- страна, родина шашек
- судно, затонувшее в 1922, около 900 человек погибших
- территория вокруг Каира
- территория, окружающая Каир
- у какого африканского государства столица Каир
- царство Клеопатры
- это государство называло окружающие его водоемы Зеленым Морем и Лазурными Водами
- у какого африканского государства столица Каир?
- боги какой страны традиционно изображались с головами животных?
- название этой страны происходит от древнего «Кипет» — «черная земля»
- какое государство имеет домен «eg»?
- роман итальянской писательницы Г. Деледды «Бегство в …»
- в какой стране появились первые дамбы для ирригации?
- в какой стране впервые появились обелиски?
- какую страну можно назвать самым большим музеем истории под открытым небом?
- самое «мумифицированное» государство на Земле
- какой страной правил Насер?
- рим — это Италия, а Каир?
- «пирамидальная» страна
- территория, вокруг Каира
- рига — это Латвия, а Каир?
Ответ на кроссворд из 6 букв, на букву Е:
ЕГИПЕТ
Что значит слово ЕГИПЕТ в словарях:
- «Пирамидальная» страна
- Африк. страна у Средизем. моря
- Африканская страна у Средиземного моря
- Боги какой страны традиционно изображались с головами животных?
- В какой стране впервые появились обелиски?
- В какой стране пирамиды посередь пустыни «понатыканы»
- В какой стране появились первые дамбы для ирригации?
- В этой стране жук-скарабей считался священным
- Восточный сосед Ливии
- Государство Клеопатры
- Государство Рамсесов
- Государство в Африке
- Государство фараонов
- Граничит с Израилем
- Граничит с Палестиной
- Граничит с Суданом и Израилем
- Граничит с Суданом и Палестиной
- Дели — это Индия, а Каир?
- Его столица Каир
- Западный сосед Израиля
- Значение буквы «Е» в аббр. АРЕ
- Из какой страны был бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали?
- Вопрос: Как ни странно, но большинство археологических находок текстов о жизни Христа сделано не в Израиле, а в этой стране — ответ: ЕГИПЕТ
- Какая страна Суэцким каналом владеет?
- Какое государство имеет домен «eg»?
- Какой страной правил Насер?
- Какую страну можно назвать самым большим музеем истории под открытым небом?
- Луксор, страна
- Название этой страны происходит от древнего «Кипет» — «черная земля»
- Одна из африканских стран
- Одна из стран загорелого материка
- Одна из стран южного материка
- Откуда Моисей евреев увел?
- Откуда НКВД привозил любимые сигареты для Максима Горького?
- Откуда привезли мумию в фильме «Белфегор — призрак Лувра»?
- Очень древняя страна
- Рига — это Латвия, а Каир?
- Рим — это Италия, а Каир
- Родина алхимии
- Родина фараонов
- Роман итальянской писательницы Г.Деледды «Бегство в ЕГИПЕТ»
- Рядом с Суданом и Израилем
- Самая «обжитая» русскими туристами из африканских стран
- Самая заминированная страна в мире на сегодняшний день! В ее земле покоится свыше 23 миллионов необезвреженных мин
- Самое «мумифицированное» государство на Земле
- Северный сосед Судана
- Североафриканская страна
- Сонет В.Брюсова
- Сосед Судана и Израиля
- Средиземноморская страна
- Столицей какого государства является Каир
- Страна Сфинкса
- Страна в Африке
- Страна вокруг Каира
- Страна двух материков
- Страна пирамид
- Страна пирамид и фараонов
- Страна с валютой фунтом
- Страна с главным городом Каир
- Страна с городом Каир во главе
- Страна с пирамидами
- Страна со столицей Каир
- Страна фараонов
- Страна чёрного материка
- Страна, в которой почитали кошек
- Страна, в которой река Нил самая широкая
- Страна, владеющая Суэцким каналом
- Страна, где почитали скарабеев
- Страна, которую выбирают российские любители бюджетного отдыха на море
- Страна, родина пива
- Страна, родина фехтования
- Страна, родина шашек
- Страна, чьи иероглифы раскусил Жан-Франсуа Шампольон
- Судно, затонувшее в 1922, около 900 человек погибших
- Территория, вокруг Каира
- Территория, окружающая Каир
- У какого африканского государства столица Каир?
- У какого государства столица Каир
- Что означает буква «Е» в аббревиатуре АРЕ
- Это государство называло окружающие его водоемы Зеленым Морем и Лазурными Водами
- страна Клеопатры
- царство Клеопатры
Из какой страны был бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали
Какая страна Суэцким каналом владеет
10 археологических открытий, которые подтверждают библейские истории
Сара приводит Агарь к Аврааму. / Фото: vechnost7.blogspot.ru
Археологи, конечно, не могут доказать, что Библия является полностью правдивой, но они зачастую делают открытия, которые помогают лучше понять или интерпретировать некоторые библейские события. Многие артефакты, найденные учёными, действительно подтверждают события, описанные в Книге книг.
1. Великий потоп
Потоп. Леон Франсуа Comerre. 1911
В учёной среде есть мнение, что источником истории о библейском Потопе, скорее всего, было разрушительное наводнение в Месопотамии. Если это действительно так, то масштабы такого наводнения были попросту преувеличены в воображении авторов этой истории. Во время раскопок в 1928-1929 годах на юге Месопотамии (современный Ирак) британский археолог Леонард Вулли обнаружил 3 метровый слой ила, датируемый 4000 до 3500 годами до н.э. в древнем городе Ур.
Вулли трактовал это, как свидетельство библейского потопа. Аналогичные доказательства были найдены во многих других местах в данном регионе, но они датируются другими годами. Наводнения в Месопотамии были частым явлением. Хотя нет никаких археологических свидетельств в пользу наводнения планетарных масштабов, существуют доказательства катастрофического наводнения (или нескольких) в Месопотамии.
2. Генеалогия Авраама
Переселение Авраама. Картина венгерского художника Йожефа Молнара, 1850 год.
История Авраама начинается с того, как он со своей семьей жил в месопотамском городе Ур, откуда перебрался в Ханаан. Во второй половине «Бытия» довольно подробно рассказано о генеалогическом древе Авраама и упомянуты десятки имен. Современные историки считают, что Авраам должен был жить где-то между 2000 и 1500 годами до нашей эры. Во время раскопок в Мари, древнем городе на Евфрате (территория современной Сирии) были обнаружены руины внушительного царского дворца и тысячи табличек, которые когда-то были частью царского архива.
После изучения табличек из архива Мари, который датируется 2300 — 1760 годами до н.э., было обнаружено, что в этой области использовались имена, найдены в генеалогии Авраама. Эта находка не подтверждает обоснованность генеалогического древа Авраама, но она говорит о том, что история не может быть полностью вымышленной.
3. Служанка Авраама
Сара приводит Агарь к Аврааму. Жюль Ришом.
В «Бытие» рассказано, что жена Авраама Сара не могла иметь детей. Она согласилась, чтобы Авраам взял себе вторую жену, которая могла бы родить ему сына — служанку-египтянку по имени Агарь. Подобная практика подтверждается многими текстами, найденными археологами. В «Текстах Алалаха» (18 век до н.э.) и даже «Кодексе Хаммурапи» рассказывается о том, что подобное было общепринятым обычаем.
Таблички Нузи, которые были найдены в древних хурритских раскопках в современном Ираке, датируются второй половиной XV века до н.э. Эти тексты упоминают о том, что бесплодная жена могла предоставить мужу рабыню, чтобы та родила ему сына.
4. Город Содом
Библейский факт: город Содом. / Фото: listverse.com
В «Бытие» описано разрушение городов Содома и Гоморры из-за грехов их жителей. Группа археологов считает, что обнаружила руины древнего города Содом, расположенного в Телль-эль-Хаммам, к востоку от реки Иордан. Возраст раскопанных руин согласуется с ранним историческим периодом Библии (3500 — 1540 г.г. до н.э.). Его расположение — не единственная причина, почему руины сочли древним городом Содом. Археологи считают, что город был внезапно заброшен к концу среднего бронзового века, что соответствует библейскому картину разрушения Содома.
5. Серебряные свитки Кетеф Хинном
Библейский факт: свитки Кетеф Хинном. / Фото: listverse.com
Место археологических раскопок Кетеф Хинном представляет собой комплекс из ряда скальных погребальных камер, расположенных к юго-западу от Старого города Иерусалима, по дороге в Вифлеем. В 1979 году археологи сделали важное открытие в этом месте: они нашли две серебряные пластины, скрученные как свитки. На них были сделаны надписи на старом иврите. Эти свитки, как полагают, использовались в качестве амулетов и датируются 7 веком до н.э. Тексты на этих амулетах содержат древнейшие сохранившиеся цитаты из Торы.
6. Надписи Дейр Алла
Библейский факт: надписи Дейр Алла. / Фото: listverse.com
Во время Исхода израильтяне прошли через Синайский полуостров и добрались до царств Едома и Моава. В «Числах» есть глава, в которой рассказывается, что царь Моава, обеспокоенный присутствием израильтян, попросил пророка по имени Валаам проклясть народ Израиля. Примерно в 8 км от реки Иордан было раскопано святилище бронзового века, названное Дейр Алла. В святилище нашли древнюю арамейскую надпись, которая действительно содержала пророческое проклятие Валаама. Надпись описывает божественное видение, предвосхищала разрушения и наказание за него «недоброжелательных богов».
7. Плен самаритян
Библейский факт: плен самаритян. / Фото: listverse.com
Самария пала под натиском ассирийцев в 722 г. до н.э. Ассирийские записи утверждают, что король Саргон II захватил 27 290 пленных и отправил их в ссылку в разные местах, находящихся под контролем ассирийцев, в том числе в Халах и Хавор. Это событие подтверждается текстами «Книги Царей», а также некоторыми вещественными доказательствами. В месопотамских раскопках археологи нашли фрагменты керамики, на поверхности которой были написаны имена израильтян.
8. Ассирийское вторжение
Библейский факт: ассирийское вторжение. / Фото: listverse.com
В 701 году до нашей эры ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею. Под натиском его армии пали многие города, в том числе Лахиш, который упоминается в «Книге Царей». После осады город был захвачен ассирийцами, и с этим событием полностью согласуются несколько археологических находок. На месте Лахиша археологи обнаружили наконечники стрел, осадные сооружения, шлемы, и цепь, которую защитники использовали против осадного тарана. А на месте древнего ассирийского города Ниневии (Северный Ирак) были найдены рельефы и скульптуры, изображающие захват Лахиша.
9. Конец вавилонского изгнания
Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. / Фото: listverse.com
Когда персидский правитель Кир Великий захватил Вавилон в 539 г. до н.э., он приказал освободить евреев и представителей других народностей, которые пребывали в неволе. Этот исторический эпизод описан в «Книге Ездры». Также есть и другие исторические документы, которые описывают политику Кира Великого относительно того, чтобы позволить многим жителям Вавилона вернуться на свою родину. Одним из самых известных подобных документов является Цилиндр Кира — маленький глиняный цилиндр, на котором Кир приказал выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков.
10. Дворец Ирода
Библейский факт: дворец Ирода. / Фото: listverse.com
Следы амбициозных строительных проектов Ирода Великого находят по всей Палестине. То, что сочли остатками дворца царя Ирода, было обнаружено во время раскопок в заброшенном здании в Старом городе Иерусалима, недалеко от башни Давида. Основное значение этой находки заключается в том, что именно в этом месте римский прокуратор Понтий Пилат приговорил Иисуса к смерти.
И в продолжение темы мы решили вспомнить 10 картин известных художников на библейские темы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
4 причины, почему археология не может доказать Библию
Каждую осень я ожидаю пресс-релиз наибольших раскопок в Израиле и за его пределами, подытоживающий их летний сезон. Последняя осень не разочаровала. Отчеты включали находки культового туалета времён правления Царя Езекии, Филистимское кладбище в древнем городе Гат и дворцовую структуру времён Соломона.
С подобными находками возникает соблазн у работников медиа (и у тех, кто читает передовые пресс-релизы) начать использовать терминологию наподобие “это может доказать истинность Библии.” Хотя это и служит эффективной приманкой к тому, чтобы консервативные христиане кликали на такие ссылки, христианам не следует говорить так о взаимоотношениях между библейской археологией и библейским свидетельством.
Вот четыре фактора, подчеркивающих то, почему нам не следует говорить о том, что находки библейской археологии могут — или даже могли бы — доказать Библию.
1. Цель библейской археологии не заключается в доказательстве Библии.
Что делает библейскую археологию “библейской”? Является ли археология библейской или нет, зависит не от результатов раскопок, а от задач, которые были первоначально поставлены перед раскопками. Библейская археология использует те же самые методы, что и все археологи, разница только в предмете исследований. Кеннет Китчен очень давно отметил, что библейская археология освещает, иллюстрирует и подтверждает культурный фон Библии. Потому она служит скорее для герменевтической, чем апологетической цели.
Я определяю библейскую археологию как “использование современных археологических методов изучения материала, оставшегося от мест и цивилизаций, которые имеют отношение к Библейскому тексту, с целью понять, как эти находки соотносятся с записанным в Библии.” Это определение не означает, что в каждом сезоне будут появляться данные, которые точно будут соответствовать библейским записям. На это есть несколько причин, таких, как ограниченное понимание данных или неправильная интерпретация. Но библейская археология стремится оценить то, что появляется из земли, в своих собственных терминах, до принятия фиксированного исторического портрета.
Опасность утверждать, что какие-то археологические открытия доказывают Библию, заключается в поляризации языка. Одни находки, похоже, подтверждают её, другие скорее опровергают. Следовательно, археологи делятся на два лагеря: желающих доказать Библию и желающих опровергнуть её.
Предположения и методологические соглашения несомненно влияют на интерпретацию данных, но опасно оценивать находки, разделяя их только на две категории, — особенно с учётом ограниченности библейской археологии. Часто данные сложны, имеют различные интерпретации, и необходимо время для их сортировки.
2. В Библии представлен обширный исторический и географический портрет древнего мира.
Отражённый в Писании период истории покрывает около 2000 лет, а упоминаемые места расположены от берегов Евфрата в современном Ираке до дельты Нила в Египте. Тем не менее, хотя библейский мир и обширный, археологические инструменты становятся всё более ограниченными.
Однажды меня спросил один студент: “Каким должно быть археологическое открытие, которое бы заставило замолчать всех скептиков?” Мой ответ был: “Такого не существует.” Во-первых, из-за предубеждённости большинства скептиков (вспомните фарисеев, которые искали знамения), во-вторых, из-за ограниченности археологии.
Предположим, что археологи нашли что-то значительное, например, серию надписей на протоиврите, относящихся к Царю Давиду. Это не “докажет истинность Библии.” Это просто докажет, что один из аспектов Писания, похоже, имеет внебиблейское подтверждение в виде существования правителя Израиля по имени Давид. И всё. Мелкомасштабные находки, обнаруженные с помощью археологии, не могут иметь индуктивную силу доказательства, когда дело доходит до масштабных библейских исторических записей.
Сорок лет назад Эдвин Ямаути представил то, что он назвал “археологическими фракциями” в своей книге The Stones and the Scriptures (Камни и Писания):
- Фракции сохранившихся останков, которые предстоит открыть.
- Фракции древних мест, в которых была проведена съёмка.
- Фракции известных мест, которые были раскопаны.
- Фракции того, что было раскопано и опубликовано в академических изданиях.
- Фракции того, что было открыто, опубликовано и имеет отношение к Библии.
Учитывая такие ограниченные рамки, мы должны быть осторожны в наших суждениях о том, что какая-то единственная находка докажет или опровергнет Библию.
3. Археология не может обращаться к богословским утверждениям Библии.
Библейская археология может давать данные, которые помогают воссоздать мир древних израильтян. Но она не может ничего сказать о богословских утверждениях Библии. Например, последние публикации клинописных текстов из “города Иуды” в Вавилоне, указывают на присутствие иудейской общины, проживавшей вокруг Вавилона в шестом веке до н.э. Похоже, что это соответствует свидетельствам пророческих книг, таких, как Иеремии и Иезекииля.
Однако в этих текстах не упоминается, почему народ был в Вавилоне, или то, как их жизнь там была связана с массовым идолопоклонством и нарушением завета, как это описывают библейские авторы. Документы подтверждают библейский рассказ, но они не говорят о теологических реалиях изгнания Израиля.
4. Археологические открытия могут подтвердить, но не доказать Библию.
Так как же нам говорить о библейских археологических открытиях? Они могут подтвердить исторический портрет, который даёт Библия, но они не могут “доказать” индуктивно правдивость Библии. Иногда из-за ограниченного понимания или неправильного толкования определённые находки, похоже, не подтверждают Библию, а иногда открытия, которые, как считалось, поддерживали Библию, позже оказываются нежелательными.
Археологическая картина постоянно изменяется, поскольку каждый новый сезон раскопок и опубликованные результаты дают несколько ответов и столько же вопросов. Открытия последнего сезона, похоже, подтверждают различные аспекты Библии. Это прекрасно и, возможно, даже ожидаемо, но они дают доказательства отдельных вещей, а не доказательство всего. Археология, как и другие исторические дисциплины, большей частью занимаются “абдуктивным” рассуждением, двигаясь от предположения к наилучшему объяснению. Археологи оценивают доступную информацию и дают наиболее вероятное объяснение, но каждый новый сезон даёт новую информацию, которая может внести изменения в то наилучшее объяснение, которого придерживались ранее.
Ограниченная, но полезная
Я хотел бы призвать всех изучающих библейские тексты исследовать результаты библейской археологии и узнавать о последних открытиях, если похоже, что они пересекаются с Писанием. Но смотрите на своё исследование как на герменевтическое упражнение для освещения мира Библии, а не как на апологетическую охоту за заголовками для использования скептиками.
Хотя библейская археология сильно ограничена в своих возможностях доказать истинность целой Библии, это ценный ресурс, позволяющий нам увидеть с большей ясностью мир, каким он был, когда Бог говорил к человеку.
Автор — Расти Озборн / www.thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 10.02 (Украина). Спасибо!
АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ
Археологические памятники Ближ. Востока обладают особенностями, позволяющими восстанавливать историю на протяжении мн. столетий. Важнейшие из них — телли — холмы, образованные остатками долговременных поселений (в т. ч. городов, выросших на базе земледельческой экономики), последовательно наслоившихся один на др. Эта последовательность отражает непрерывность развития, иногда с краткими или длительными разрывами, знаменующими природные или исторические катаклизмы: сейсмические и климатические сдвиги, войны, миграции, перегруппировку или смену населения. Средние хронологические рамки существования теллей — от 1 до 2 тыс. лет, но среди них есть такие «долгожители», как Телль-эс-Султан, впервые заселенный более 11 тыс. лет назад (на его вершине стоит совр. Иерихон). В Палестине телли характерны прежде всего для прибрежных, межгорных и речных долин; их высота в отдельных случаях превышает 20 м, площадь колеблется в среднем от 2,8 до 8 га, известны совсем небольшие (0,8 га) холмы и телли-гиганты (Асор, 80 га). Информативность теллей исключительно велика: они являются эталонами и для установления относительной хронологии памятников, и для исторической интерпретации их материалов.
Важнейшие места раскопок
Важнейшие места раскопок
Важны и однослойные памятники, не столь долговременные, как телли. Их многообразие (отчасти диктуемое резким различием природных зон Св. земли, см. в ст. «География библейская») позволяет исследовать структуру заселения региона. Известны мн. тысячи поселений: от земледельческих поселков, прибрежной и речных долин с сырцовыми наземными домами до карстовых пещер и базальтовых домов горных областей, подземных жилищ и шахт древних рудокопов. Особую группу памятников составляют медные рудники, документирующие особую роль Св. земли в возникновении металлургии. Для суждения об идеологии, мировосприятии и духовной культуре населения важнейшими являются погребальные памятники. В Палестине фиксируются самые различные формы обряда: трупоположения в ямах (вытянутые или скорченные), вторичные захоронения костей в оссуариях, наземных (дольмены, каменные ящики, купольные гробницы и др.) и подземных сооружениях. Часть погребений сопровождается заупокойными дарами, иногда достаточно богатыми и информативными. К религ. памятникам относятся реже встречающиеся пустынные святилища и единичные каменные зооморфные изображения. Важнейшим видом находок (в Палестине сравнительно редким) являются древнейшие надписи на камне, глине и др. материалах, начиная со знаменитого Гезерского календаря (X в. до Р. X.) и стелы Меши (IX в. до Р. X.) до Кумранских рукописей.
Разработка единой общепринятой методики сопоставления археологических материалов с текстами Свящ. Писания еще далека от завершения, поскольку задачу сопряжения археологических и письменных данных осложняют 2 внешне противоположные тенденции: попытки найти точное археологическое подтверждение даже тем библейским событиям, к-рые вообще едва ли могли оставить значимый археологический след, или, наоборот, опровергнуть библейскую традицию малопригодным для этого археологическим материалом. Кроме того, перед исследователем встает соблазн так или иначе связать с библейской историей всякий значимый памятник в регионе. Подобные попытки были даже у очень крупных ученых, напр. у Н. Глюка, к-рый по данным произведенных им раскопок связывал запустение Заиорданья в cер. II тыс. до Р. Х. с набегом Кедорлаомера на эту территорию (Быт 14), хотя такой набег едва ли мог существенно сказаться на заселении региона, последующие раскопки показали, что не было и самого запустения. С др. стороны, сведения из Библии о взятии того или иного города часто ставят под сомнение, поскольку археологические раскопки не выявили там следов разрушения в соответствующую эпоху; однако следы могут остаться только от разгрома крупных масштабов, а он мог и не отразиться в библейском повествовании.
Археология, как правило, фиксирует отдельные детали культурного развития или основные этапы истории поселений и районов, отражающие крупномасштабные процессы — климатические, экономические и социальные изменения, но она не может с точностью определить ни причинно-следственную связь, ни чем именно были вызваны эти процессы и изменения.
Долгое время эпоху ветхозаветных патриархов связывали с периодом, известным по раскопкам Мари (XIX-XVIII вв. до Р. Х.), поскольку и библейское повествование, и эти раскопки рисуют быт «номадических» зап. семитов; однако подобный образ жизни был распространен на Ближ. Востоке и в более ранние, и в более поздние времена и лишь случайно стал известен по открытию архива Мари.
В Св. земле для периода ранее кон. XI — 1-й пол. X в. до Р. Х. (правление царей Давида и Соломона) археологический материал рисует общую картину развития, но не выявляет конкретных событий библейской истории: перипетии существования небольшой древнеевр. группы, материальная культура к-рой не выделена из родственной семит. среды, известной по Библии, археологически пока неуловимы. Зато с возникновения евр. царств, когда масштабы и освещенность древнеевр. истории вырастают по сравнению с предшествующими эпохами, археологические корреляты мн. важнейших событий Свящ. истории могут быть установлены.
До нач. I тыс. до Р. Х. интерпретация археологических свидетельств в свете Библии затруднена также взаимодействием разных групп населения (ханаанеев, филистимлян, евреев, кочевых племен), осложненным егип. влияниями. Границы культурных феноменов быстро менялись, города переходили из рук в руки, разрушались и восстанавливались, вопросы о виновниках и датах этих событий далеко не всегда могут быть решены однозначно. Особое внимание требуется к конкретным слоям городов и поселков, к проверке признаков их разрушений, к доказательствам их одновременности или разновременности, к обоснованию дат. Картина единого сокрушительного вторжения Иисуса Навина и одновременного разгрома городов Ханаана, согласно проведенным до наст. времени исследованиям, археологического выражения не имеет. Можно говорить о древнейших, крайне примитивных израильских поселениях времени Судей (XII-XI вв. до Р. Х.), отличающихся от ханаанейских городов с их сложными фундаментами и дренажными системами. Эти поселения распространены в различных, в основном нагорных областях (начиная с В. Галилеи и далее в Н. Галилее, Центральном нагорье, районе Мёртвого м., Негеве, Заиорданье) чересполосно с центрами обитания иных народов (Mazar. Р. 335-337). В ряде случаев израильские поселки, единичные или небольшими скоплениями, появляются в нагорьях и засушливых долинах, ранее почти не заселенных. В Беэр-Шеве (см. Вирсавия) временный лагерь с легкими жилищами, ямами-хранилищами и цистернами для воды за столетие (XI в. до Р. Х.) вырос в небольшое оседлое поселение. Прослежено бурное развитие и концентрация населения у водных источников на пути от Заиорданья и Вади-эль-Араба к приморской равнине (см. Арад).
А. б. показывает, что процесс заселения Палестины израильскими группами начиная с раннего XII в. до Р. X. охватил Центральное нагорье, ряд районов Заиорданья и Сев. Негева, тогда как в Галилее он фиксируется в основном в XI в. до Р. X. В кон. XI в. до Р. X. мн. поселки были оставлены и не возродились (Силом, Гай, Телль-Масос и др.). Другие (Беф-Цур, Хеврон, Телль-Бейт-Мирсим, Дан, Асор, Телль-эн-Насбех) были восстановлены и расцвели в период Единого царства, что было связано с концентрацией населения в формирующихся израильских городах и, очевидно, филистимскими нашествиями, однако фортификация в большинстве поселений отсутствует, а их планировка говорит о строительных традициях полукочевников-бедуинов.
Прямые археологические свидетельства эпохи Единого царства Давида и Соломона невелики, исключение составляют Иерусалим и др. города, сохранившие остатки их строительной деятельности, но и эти следы не всегда достаточно определенны (что отчасти связано с трудностями археологических работ в Иерусалиме).
Иевусейский Иерусалим располагался на высоком холме Офел, его природная защищенность с самого начала дополнялась укреплениями. Появившись еще в ср. бронзовом веке, они в дальнейшем многократно перестраивались, дополнялись, заменялись новыми. Стена эпохи иевусеев и царя Давида повторяла линию стены ср. бронзового века и ограждала площадь ок. 4,4 га. На крутом вост. склоне холма, над источником Гихоном, гигантская опорная стена поддерживала разрушенную монументальную конструкцию — возможно, иевусейскую «крепость Сиона», взятую при штурме Иерусалима и ставшую «городом Давидовым» (1 Пар 11. 5). При Соломоне цитадель была смещена к северу.
Камень Второго Иерусалимского храма с надписью, обозначающей место для трубления. I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.
Камень Второго Иерусалимского храма с надписью, обозначающей место для трубления. I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.
Предполагается, что храм Соломона располагался к западу от священной скалы, возможно игравшей роль алтаря-жертвенника (сейчас перекрыта большим куполом и включена в комплекс мусульм. святыни Харам-эш-Шериф), а длинной осью ориентирован с востока на запад.
К эпохе Давида относят скромные неукрепленные поселки, возникшие на руинах разрушенных в ходе войн кон. XI — нач. X в. до Р. Х. ханаанейских и филистимлянских городов (Мегиддо, слой V В; Телль-Касиле, слой IX). Лахиш, разгромленный в сер. XII в. до Р. X., возродился в Х в. до Р. X. на ограниченной, первоначально не укрепленной площади (слой V). Эти памятники считают индикаторами начавшегося в Израиле процесса урбанизации. Для X в. до Р. Х. близкая картина зарождения израильских поселков на руинах городов зафиксирована раскопками Телль-Бейт-Мирсима и Тимны.
Свидетельством выхода Израиля к Акабскому зал. и расцвета красноморской торговли при Соломоне, описанной в Библии (3 Цар 9. 26-28), считают мощные укрепления в районе Элата (Телль-Келейфа, дата по керамике Х в. до Р. X.). Вероятно, с контролем над путями связано быстрое и широкое появление в Негевской пустыне новых поселков (в т. ч. ок. 50 укрепленных), датируемое временем царей Давида и Соломона. Они возникали прежде всего у водных источников, где было возможно земледелие; дома ставили вне крепостей, вдоль рек и вади. Керамика поселений демонстрирует симбиоз пришлого оседло-земледельческого (израильского?) и местного полукочевого населения: сосуды одной группы обычны для периода Единого царства, гл. обр. для Иудеи; вторую составляет т. н. негевская керамика, родственная бытовавшей в среде местных кочевников с позднего бронзового века.
Силоамская надпись. Кон. VIII в. до Р. Х. Иерусалим (Археологический музей. Стамбул)
Силоамская надпись. Кон. VIII в. до Р. Х. Иерусалим (Археологический музей. Стамбул) Для эпохи Разделенных царств (IX-VIII вв. до Р. Х.) важно открытие укреплений и царских конюшен Мегиддо 1-й пол. IX в. до Р. Х. (времени Ахава), рассчитанных на содержание более чем 450 лошадей, а также остатков резиденции правителя, характер кладок к-рой несет явные черты влияния финикийской строительной практики. Крупнейшее из оборонительных сооружений Палестины I тыс. до Р. Х. изучено в Иерусалиме: очевидно, это стена Езекии, выстроенная при подготовке к очередному ассир. нашествию Синаххериба. Стена идет на значительном протяжении к югу, далее к западу и вновь к югу вплоть до юж. окончания Давидова города на месте слияния долин Енном, Центральной и Кедронской. Между ней и старой стеной Давидова города оказывались важные водные источники, такие, как библейский «нижний пруд» (Ис 22. 9) и вновь созданное «между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис 22. 11). Укрепления города охватили теперь оба главных компонента Иерусалима, вост. и зап. холмы, а общая огражденная площадь достигла почти 60 га. Фортификационные работы царя Езекии в кон. VIII в. до Р. X., связанные с ассир. угрозой, засвидетельствованы и др. сооружениями. Часть монументальных ворот на северо-западе (8-метровая башня из грубо обтесанных камней), возможно, принадлежала Средним воротам Иерусалима, упоминаемым прор. Иеремией (Иер 39. 3), где расположились «все князья царя Вавилонского», через 100 с лишним лет ворвавшегося в Иерусалим. Беспримерная по масштабам и сложности новая подземная система водоснабжения, основной частью к-рой был туннель длиной 538 м (о его строительстве повествует Силоамская надпись), доставляла воду источника Гихона.Осада ассир. армией г. Лахиша. Рельеф дворца Синаххериба. VIII в. до Р. Х. (Британский музей. Лондон)
Осада ассир. армией г. Лахиша. Рельеф дворца Синаххериба. VIII в. до Р. Х. (Британский музей. Лондон)
Раскопки подтверждают и взятие ассир. царем Синаххерибом в 701 г. до Р. X. густозастроенного г. Лахиша. Его защищали 2 стены: внешняя, в средней части холма, и внутренняя, к-рая ограждала вершину и достигала шестиметровой толщины; особой мощью отличались шестикамерные внутренние ворота (превосходившие по размерам ворота Мегиддо, Асора и Гезера). Дворец-крепость стоял на высоком (6 м) подиуме — самое большое из сооружений железного века, известных в Палестине, изменившееся в размерах от квадрата 32´ 32 м до прямоугольника 36´ 76 м.
Прямые археологические данные III слоя Лахиша хорошо сочетаются с библейскими текстами, письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев о разгроме города. По рельефу дворца Синаххериба в Ниневии можно представить штурм обеих стен с воротами и башнями: защитники города метали камни из пращей, стрелы, камни и факелы, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны долбили стены. Действительно, у юго-зап. угла городской стены обнаружен осадный каменный пандус, по высоте равный ей, скопления пращевых камней и железных наконечников стрел, мощные пожарные слои, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые защитниками города на врагов, сооруженный ими контрпандус, укрепивший стену против тарана, и даже цепь для улавливания и остановки тарана (предположение И. Ядина).
Картину падения евр. царств дополняет полное разрушение сопротивлявшейся до 722 г. Самарии: даже фундаменты ее укреплений и царского квартала, к-рые сровняли с землей, были выбраны. Город превратили в один из центров господства Ассирии: сохраненные вокруг вершины казематные стены защищали теперь сооружения, построенные по совсем иным планам, резко изменилась и керамика. Полный разрыв в ходе культурного процесса фиксируется в Мегиддо, Телль-эль-Фаре и ряде др. городов. Господство Ассирии VII в. до Р. X. демонстрирует появление в Палестине форм т. н. нимрудского стиля и развитие городов в ассир. и сир. (арам.) традициях (документировано III слоем Мегиддо, превращенного в типичный центр ассир. провинции).
Нашествие вавилонского царя Навуходоносора археологически фиксируется во мн. городах Иудеи, часть к-рых (Телль-Бейт-Мирсим, Вефсамис) уже не восстанавливалась. Подтверждается и разрушительность вавилонской политики для экономики страны: она не могла более поддерживать густонаселенные города евр. царств. Дважды был разгромлен и сожжен Лахиш (в 597 и 588 до Р. X.). III слой города перекрыт прокаленными строительными остатками, дворец-форт полностью разрушен, за городом найдено огромное скопление человеческих скелетов (свыше 2 тыс.), помещенных в древнюю пещерную гробницу.
После разгрома 598 г. до Р. X. Лахиш частично восстановили, но в 588 г. до Р. X. он был сожжен вторично, о чем говорят т. н. «лахишские письма» — скопление 18 остраконов в слое пожарища, в комнате охраны между внешними и внутренними воротами города. Часть писем — это военные донесения Хошаяху, командира передового укрепления, Яушу, правителю Лахиша, в т. ч. о прекращении связи с Азеком (ср. роль Азека в Иер 34. 7). Считается, что «лахишские письма» отразили конфронтацию между приверженцами и противниками (пророки Иеремия и Урия) сопротивления врагу.
Об осаде и падении Иерусалима в 588-587 гг. до Р. Х. говорит состояние стен города. Укрепления долгие месяцы выдерживали вавилонские штурмы, их участки даже реконструировали и усиливали (напр., вост. стена над долиной Кедрона). Но в ходе финальных штурмов обрушились нижние стены, опиравшийся на них внешний край системы террас и стоявшие на этих террасах сооружения (камни старой стены частично использовал Неемия при строительстве новой стены по возвращении из вавилонского пленения). После вавилонского разгрома крупные города Иудеи фактически превращаются в деревни, многосотлетняя традиция развития материальной культуры Палестины пресекается навсегда, памятники позднейших времен (напр., обводная стена Неемии в Иерусалиме) принадлежат уже иной традиции, сформированной в многоплеменной державе Ахеменидов, при безраздельном доминировании арам. влияния в Сиро-Палестинском регионе.
Археологические открытия
Надежность Луки в качестве историка не подлежит никакому сомнению.Согласно Унгеру, именно этого евангелиста в наибольшей степени касаются археологические подтверждения достоверности Нового Завета. По словам учёного: «среди историков сейчас господствует мнение, что Деяния Апостолов написаны Лукой, относятся к I веку и представляют собой труд добросовестного историка, с большой ответственностью относившегося к своим источникам».
Одним из самых знаменитых археологов мира был сэр Уильям Рамзи. Получив образование в Германии в середине XIX века, он был твердо убеждён, что Деяния Апостолов были написаны не ранее, чем через полтора века после рождения Христа. В своей работе, однако, ему пришлось заняться изучением топографии Малой Азии и в связи с этим исследовать произведения Луки. Результатом этих исследований стали обширные доказательства, заставившие учёного полностью переменить свои взгляды. Вот что он сам писал об этом: «Честно должен сказать, что я начал эти исследования безо всякой предвзятости по отношению к тому выводу, который сейчас постараюсь доказать читателю. Напротив, я даже был настроен против него, поскольку некогда был убеждён в правильности теории Тюбингена – теории блестящей и на первый взгляд неисчерпывающей. В то время у меня не было возможности тщательно изучить этот вопрос. Однако не так давно мне пришлось соприкоснуться с Деяниями Апостолов в качестве источника сведений по топографии, памятникам древности и обществу Малой Азии. Постепенно я всё больше и больше убеждался в восхитительной истинности этого повествования по отношению к мельчайшим подробностям. Начав с убеждения, что эта книга была, в основном, написана во II веке, и не может служить свидетельством условий жизни I века, я постепенно нашёл в ней верного союзника во многих трудных исследованиях, где испытывался недостаток данных».
Говоря об историческом даре Луки, Рамзи приходит к следующему выводу, сделанному после 30 лет работы: «Лука является первоклассным историком; мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия… этот автор заслуживает того, чтобы быть поставленным в ряд с величайшими историками мира».
Рамзи добавляет также, что историческая работа Луки не имеет себе равных по достоверности.
Рамзи удалось окончательно и бесповоротно опровергнуть некоторые исторические взгляды. В свете археологических открытий Новый Завет отражает условия второй половины I века от Р.Х., а не какого-либо более позднего времени. Этот вывод имеет огромное историческое значение. Во всех упоминаниях внешних фактов автор Деяний был столь тщателен и точен, как может быть только современник.
Некогда имелось мнение, что Лука был совсем неправ, когда описывал события, сопутствовавшие Рождеству Христову (Лук. 2:1–3). Критики уверяли, что в то время не было переписей, что Квириний в те годы не был правителем Сирии, и что жители не должны были возвращаться к месту своего рождения.
Прежде всего, археологические открытия показывают, что римляне вели постоянный учёт налогоплательщиков, а также каждые 14 лет проводили переписи населения, начатые ещё при императоре Августе (либо в 23–22 г., либо в 9–8 г. до Р.Х.). Именно эту последнюю упоминает Лука.
Далее, есть свидетельства, что Квириний был правителем Сирии в 7 г. до Р.Х. Об этом говорится в надписи, обнаруженной в Антиохии. После этого открытия мы можем думать, что он занимал пост дважды – вначале в 7 г. до Р.Х., а затем в 6 г. от Р.Х. (эту дату упоминает Иосиф Флавий).
Наконец, что до учёта налогоплательщиков, то в Египте был обнаружен папирус, содержащий инструкции по проведению переписей.
В нём говорится следующее: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живёт вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьёй зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им».
Археологи вначале сомневались в том, что, как подразумевалось у Луки, Листра и Дервия были расположены в Ликаонии, а Икония – нет (Деян. 14:6). Действительно, римские авторы, например, Цицерон, писали, что Икония была расположена в Ликаонии. Таким образом, археологи начали считать Деяния Апостолов ненадёжным источником. Однако в 1910 году сэр Уильям Рамзи обнаружил памятник, из которого явствовало, что Икония была фригийским городом. Эта находка была подтверждена дальнейшими открытиями.
Среди других исторических ссылок в книгах Луки – упоминание Лисания, который был четвертовластником в Авилении в начале служения Иоанна Крестителя в 27 г. по Р.Х. (Лук. 3:1). Единственный Лисаний, известный историкам, был убит в 36 г. до Р.Х. Однако в надписи, обнаруженной близ Дамаска, говорится о «вольноотпущеннике Лисания четвертовластника». Эта надпись относится к периоду между 14 и 29 годами.
В своём Послании к Римлянам, написанном в Коринфе, Павел упоминает городского казначея Эраста (Рим. 16:23). При раскопках в Коринфе в 1929 году на мостовой была обнаружена надпись: «Эраст, смотритель общественных зданий, построил эту мостовую за свой собственный счёт». Согласно Брюсу, эта мостовая вероятнее всего существовала уже в первом веке, а построивший её Эраст – то самое лицо, о котором упоминается у Павла.
В Коринфе была обнаружена также отрывочная надпись, некогда, как полагают, гласившая: «Еврейская синагога». Вероятнее всего, она была выбита над входом в синагогу, где проповедовал Павел (Деян. 18:4–7). В другой коринфской надписи упоминается «мясной рынок», о котором говорится у Павла в 1 Послании к Коринфянам (1Кор. 10:25).
Таким образом, археологические исследования помогли обнаружить большинство древних городов, упоминающихся в Деяниях Апостолов. В результате этих находок можно точно установить маршрут странствий Павла.
Лука пишет о мятеже в Ефесе и о народном собрании «на зрелище», т.е. в открытом театре (Деян. 19:23 и далее). Факты соответствуют его рассказу. В одной из найденных надписей говорится о серебряных статуях Артемиды (Дианы), которые должны быть установлены «в театре во время всеобщего народного собрания». Раскопки обнаружили, что в Ефесе действительно имелся открытый театр на 25 тысяч мест.
Лука пишет также о мятеже, вспыхнувшем в Иерусалиме, когда Павел, якобы, ввёл неиудея в храм (Деян. 21:28). В обнаруженных надписях на латинском и греческом языках говорится, что «ни один иностранец не должен заходить за барьер, ограждающий храм и окружающую его землю. Кто же будет пойман за этим, сам навлечёт на себя свою смерть». Лука вновь оказывается прав.
Сомнению подвергалось также использование Лукой некоторых слов. Например, он пишет о Филиппах как о «части» или «районе» Македонии.
Так, по крайней мере, переводилось употреблённое им греческое слово. Ф.Хорт считал, что Лука совершает ошибку, т.к. meris переводится как «часть», а не «район». Археологические раскопки, однако, показали, что это слово использовалось для обозначения частей района. Таким образом наука вновь подтвердила точность евангельского автора.
Луку обвиняли и в неточном употреблении других слов. Скажем, он, как считалось, не должен был называть правителей Филипп «преторами». По высокоучёному мнению, этот город управляется двумя «дуумвирами». Но и здесь Лука, как обычно, оказался прав. Археологические открытия показали, что управители римских колоний носили именно титул «преторов».
Его выбор слова «проконсул» для Галлиона (Деян. 18:12) подтверждается найденной в Дельфах надписью, где упоминается «Люций Юний Галлион, мой друг и проконсул Ахайи…»
Правителя Мальты Публия евангелист Лука называет «начальником острова», (Деян. 28:7) буквально по-гречески «главным мужем острова». Точно так он именуется и в некоторых обнаруженных при раскопках надписях.
Слово «политарх» (в русском переводе «городской начальник»), как называет Лука представителей городских властей в Фессалониках, не встречается в классической литературе. Это словоупотребление также считали ошибкой Луки, покуда не были обнаружены многочисленные надписи (на сегодняшний день 19), где упоминается этот титул. Интересно, что в 5 из них речь идёт именно о Фессалониках.
В 1945 году близ Иерусалима было обнаружено два оссуария (хранилища для костей) с надписями, которые их открыватель Э.Л.Сукеник назвал «первыми упоминаниями о христианстве». Оссуарии были обнаружены в гробнице, используемой до 50 г. от Р.Х. Помимо этих греческих надписей, «лесоус иоу» и «лесоус алоф», на них было начертано четыре креста. По-видимому, первая надпись – это молитва Христу о помощи, а вторая – о воскресении человека, чьи кости покоились в оссуарии.
Неудивительно, что Э.М.Блэйклок, профессор классической филологии в Оклендском университете, приходит к выводу о том, что «Лука – совершенный историк, занимающий почётное место в ряду великих греческих писателей».
Гаввафа. Так по-еврейски назывался суд, где Пилат судил Христа (Иоан. 19:13). По-русски это слово означает «мощёное место», («Каменный помост»). В течение веков не удавалось обнаружить документов, где упоминался бы этот суд.
Уильям Ф.Олбрайт в книге «Археология Палестины» показал, что речь идёт о суде в башне Антония, где размещалось римское военное командование в Иерусалиме. Эта башня, погребенная во время перестройки города при Адриане, была обнаружена лишь сравнительно недавно.
Купальня в Вифезде – ещё одно место, упоминающееся лишь в Новом Завете – также была, в конце концов, обнаружена. С достаточной уверенностью можно говорить, что эта купальня была расположена в северо-восточной части Старого Города (называвшейся Безета или «Новая Лужайка») в первом веке по Р.Х. Остатки его были обнаружены близ церкви Св. Анны при раскопках в 1888 г.
Библейские археологические открытия Рона Уайетта [научный, религиозный]
«Археология Рона Уайетта: сенсация или недоразумение?
Среди свободно распространяемых в адвентистской среде видеоматериалов большую известность получили фильмы об археологических находках Рона Уайетта. В ответ на многочисленные вопросы по поводу его сенсационных открытий университет Эндрюса направил экспедицию для их проверки. Ее выводы: Рон Уайетт дал неверную интерпретацию тому, что увидел.
В 1960 году Рон Уайетт, помощник анестезиолога в Нешвиллском Медицинском Центре, увидел в журнале Life статью с фотографией, описывающую образование в виде лодки в районе Араратских гор в Турции. Движимый любопытством он совершил более 100 поездок на Ближний Восток, сначала в Турцию, затем в Египет и Израиль, проводя археологические раскопки. Он глубоко верил в точность Священного Писания, и из под его руки открытия, подтверждающие ее достоверность, посыпались как из рога изобилия. Ноев ковчег на горе Арарат. Остатки Содом и Гоморры, состоящие из пепла, с загадочными серными шариками – орудиями уничтожения этих городов. Место перехода Чермного моря с многочисленными остатками египетских колесниц и найденной колонной Соломона, установленной в знак этого события. И даже Ковчег Завета с пролитой на крышку кровью Христа, в которой было обнаружено отсутствие 22-х Y-хромосом. Эти открытия по сей день будоражат умы многих. В русскоязычном интернете о Роне Уайетте создана отдельная статья в Википедии, существуют русскоязычные сайты ronwyatt.ru и nbad.narod.ru, без особого труда можно найти выложенные в сеть видеоматериалы. Многие отколовшиеся движения ссылаются на его открытия как на свидетельство, что официальная церковь АСД замалчивает величайшие открытия современности в угоду светской науки. И всякий раз, когда на каком-то из форумов в интернете всплывает тема открытий Рона Уайетта, обязательно возникает вопрос: кто-нибудь пытался проверить эти данные?
Некоторое время назад институт археологии при главном адвентистском учебном заведении университете Эндрюса направил по местам открытий Рона Уайетта экспедицию под руководством доктора Ренди Янкера. Данная статья основана на его презентации, проведенной на Библейской конференции в декабре 2000 года.
Место перехода через Чермное море
Вопреки мнению большинства библейских исследователей, Рон Уайетт предполагает, что место перехода расположено в Акабском заливе Красного моря. Это район во все времена был зоной интенсивного судоходства, и, неудивительно, что на его дне есть многочисленные свидетельства человеческой деятельности, накопленные за тысячелетия.
Внимание Уайетта привлекли колеса, которые он определил как остатки колесниц фараона, преследовавшего израильтян. Большинство найденных колес имели 4 спицы. Но известно, что колеса с 4 спицами использовались только на рабочих повозках египтян и никогда на боевых колесницах.
Тогда Рон лично поднял со дна колесо с остатками 8 спиц, что позволило на основе высказывания одного египтолога идентифицировать дату Исхода временем 18 династии (а как же тогда многочисленные колеса с 4 спицами?).
Но более распространенное мнение, что во времена 18 династии боевые колесницы имели не 4 и 8 спиц, а шесть. При этом, сам Уайетт признается, что были найдены многочисленные колеса с самым разным количеством спиц. Но не допускает возможности, что их происхождение могло быть иным, нежели события 14 главы книги Исход. Так же и кости, рассеянные по морскому дну, были сочтены останками злополучных египтян, хотя возраст их так и не был определен. Уайетт увидел на дне даже дорогу, которую израильтяне расчистили от камней. Но не приводит никаких доказательств, почему происхождение это участка дна должно именно таким.
То, что Рон принимал за колеса, поросшие кораллами («коралл был тем средством, который Бог использовал с целью сохранить их до наших дней»), при ближайшем рассмотрении оказались широко распространенными в Красном море кораллами-столами (Table corals). Они образуют платформы в виде зонтика и для неопытного глаза вполне могут сойти за колесо со спицами.
Рон Уайетт утверждает, что нашел подводный мост шириной 900м. Глубина в этом месте, по его утверждению, не превышает 100м, тогда как в остальной части Акабского залива опускает до полутора километров, что сделало бы переход похожим на поход альпинистов. Но военная карта этого района с нанесенными глубинами не подтверждает ничего подобного.
Весьма любопытный вывод сделал Уайетт, обнаружив в этом месте круглую колонну. Он решил, что колонна была установлена Соломоном для обозначения места перехода через Чермное море. Поводом для этого послужила найденная на колонне надпись с именем Соломона. Но не будучи профессиональным археологом, Рон не знал, что евреи времен Соломона строили не круглые, а прямоугольные колонны. А найденная им колонна относится к римскому периоду.
Содом и Гоморра
Рон Уайетт предполагает, что место расположения Содома и Гоморры неподалеку от известной крепости Масада.
Одним из его аргументов было найденное им подобие улиц и зданий, и даже двойных крепостных стен. В этом месте в сезон дождей мощные селевые потоки могут прорезать в местной породе ущелья значительной глубины и весьма причудливой формы. Ни один из показанных Роном снимков нельзя идентифицировать как однозначно искусственное образование.
То, что Рон выдает за сфинкса, который стоял недалеко от «городской стены», является результатом так называемого дифференциального выветривания, характерного для осадочных пород, состав которых неоднороден. Подобных «сфинксоподобных» образований в этой местности немало.
Относительно знаменитых серных шариков Рона Уайетта, которые стали якобы орудием судов Божьих, исследование указывает на их подводное происхождение. Они образованы на дне Мертвого моря.
Ноев ковчег
Рон Уайетт считает, что им обнаружен Ноев ковчег. Но подобных образований, как результатов сейсмической деятельности, в Араратских горах множество. Самым весомым аргументом в пользу того, что именно оно является ковчегом, считается соответствие его длины библейским размерам Ноева ковчега.
Ковчег Завета
Рон Уайетт утверждает, что он видел Ковчег Завета, опирался на золотой стол для хлебов предложения и взял с расколотой крышки ковчега остатки крови Христа. На очевидный вопрос, почему же найденный Ковчег Завета до сих пор никому не показан, ответ прост и безыскусен: это охраняемая государственная тайна Израильских властей, которым Уайетт также пообещал не открывать некоторую информацию, связанную с этим объектом. Его любопытное заявление, что в найденной им крови только 24 хромосомы (23 женских и одна добавлена Богом Отцом) вместо 46 положенных проверить не представляется возможным. На просьбу сотрудников университета Эндрюса предоставить кровь для исследования был получен ответ, что она закончилась (!).
Рон Уайетт считает, что Ковчег Завета был спрятан в Иеремией во время Вавилонского нашествия под северной стеной Иерусалима. Но северная стена в то время была гораздо ближе к Храму. И то место, на которое указывает Рон, в период осады Иерусалима располагалось примерно в центре расположения войск Навуходоносора. Очевидно, что это был бы не самый удачный вариант для сокрытия Ковчега.
Подводя итог, можно сказать, что «сенсационные открытия» Рона Уайетта стали плодом, во-первых, страстного желания их сделать, а во-вторых, отсутствия достаточной профессиональной подготовки в области археологии. Может показаться, что факт привлечения внимания множества людей к Библейскому повествованию покрывает вышеупомянутые «научные расхождения». К примеру, даже православные ресурсы используют материалы Рона Уайетта — http://www.pravoslavie.in.ua/ishod.php. ; Но все же, подобный подход для вдумчивого читателя скорее может дискредитировать истину, нежели утвердить в ней . Чего стоит, к примеру, ответ на вопрос: почему о столь потрясающих открытиях молчит пресса и ТВ? – «Те, кто использует как показатель истинности телевидение и прессу — не может быть преданным последователем Бога и не ожидайте, что они приведут нас к небесам». (http://nbad.narod.ru/na_faq.htm). Такой стиль аргументации показывает закрытость для критического осмысления принятых выводов. А также стремление возвести столь изменчивую категорию как археология в ранг неопровержимой истины Божьей.
«Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» Евр 13:9
Роман Гейкер
Так что «археология» Рона Уайетта — это антибиблейская антиархеология, которая может подорвать авторитет настоявшей библейской археологии, нашедшей многие свидетельства древней истории, описанной Ветхом и Новом Заветах.
23.08.2010.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви»(с)