Содержание
Матушкино счастье
Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии — и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью — тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж — священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. «Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,—- говорит моя собеседница, матушка Галина, супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.— Скажу так: матушкой быть — это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора — это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная… И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем».
Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия — из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка — в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом».
Правая рука
Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,— вспоминает матушка Галина.— Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. ”Как так?” — поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда — в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой — под церковь. Но дома – громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему — брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой».
Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:
— Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?
— Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один? Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне — батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка — настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.
На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,— она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.
Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».
И строгость в помощь
Отдельный разговор — воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь — студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. «Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,— улыбается матушка Галина.— Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали — устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять. Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу — он в любой ситуации останется человеком».
В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.
«К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,— вспоминает матушка, — многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь».
У отца Илии и матушки Надежды — двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.
Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.
Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает — самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.
«Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное — проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника — большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом».
Виктория Федорова
«Взгляд-Православие»
Как живется матушке… без батюшки
Священник Олег Нестеров с матушкой Ольгой и детьми
Последнее время в Интернете и СМИ обсуждается тема священнических жен. Одни матушки пишут о своей нелегкой доле; «Быть женой священника — это счастье»,— говорят другие. А кому-то и говорить ничего не надо — у них это счастье, как говорится, на лице написано. Общаясь с такими матушками, ощущаешь необыкновенную теплоту, а бывая в их доме, видишь, что и дети, и родители очень близки друг другу.
Именно такая семья была и у матушки Ольги Нестеровой. Хотя почему была? Она такой и осталась, только теперь рядом нет батюшки. Он скончался после тяжелой болезни, когда ему было 29 лет. Матушка стала вдовой в 26 лет с пятью детьми на руках. Старшей дочери Павле было семь лет, младшей Дашеньке только-только исполнился годик. Это было три года назад.
Мы договорились встретиться в редакции. Но Ольга позвонила, сказав, что никак не получается уйти — не может оставить детей. Вечером я поехала к ним домой. Мальчишки встретили меня в полном боевом вооружении, весело крича: «Руки вверх!». Когда я им сообщила, что знаю пароль: шоколадный торт — отменили свое требование и радостно побежали на кухню готовиться к чаепитию. Ребятишки наперебой угощали меня чаем с молоком и шоколадными конфетами по принципу — гостю все самое лучшее, что, может быть, не всегда едят сами. Скоро дети (их дома было трое, остальных забрала на выходные бабушка) убежали по своим делам. Миша осваивал наконец-то появившийся в доме фотоаппарат, Андрей решил заняться любимыми раскрасками, Анечка радостно примеряла обновки, переданные для нее моей сотрудницей. А я слушала матушкин рассказ.
Мечты сбываются
Выросла она в счастливой многодетной семье. Любящие друг друга родители и четыре дочери жили в деревне Нижняя Чернавка, это 30 километров от Вольска. В единственную тогда в городе Благовещенскую церковь приезжали по праздникам и в воскресенье. После службы Ольге нравилось бывать в доме маминого племянника — священника Сергия, в то время служившего в Вольске. Нравилась та чудесная, доброжелательная атмосфера без мирской суеты, которая всегда царила в их семье, и еще — необыкновенно добрая матушка Елена. Счастливая семья была и у маминого младшего брата — священника Василия. Его матушка Лидия была для девочки примером жены и матери. Зная с детства эти благополучные семьи, мечтала о том, какой будет ее семья: обязательно много детей, добрый, заботливый муж. И может быть, если Господь посчитает ее достойной, он тоже будет священником…
После школы Оля поехала учиться в Саратов, в педагогический институт. Стала петь на клиросе в Духосошественском соборе. Сформировался круг общения — в основном православная молодежь. Вскоре познакомилась с семинаристом Олегом Нестеровым, он учился на последнем курсе. Что это он, единственный, поняла с первого дня знакомства. Оставила институт, закончив только первый курс, и уехала с любимым мужем на его родину, в Башкирию (в саратовской семинарии он учился по направлению Уфимской епархии). Ей было тогда 18 лет, и все, что она представляла в своих девичьих мечтах о семейной жизни, становилось реальностью:
— Я была по-настоящему замужем — за мужем, как за каменной стеной. Если возникала проблема, шла к нему — и на этом она для меня заканчивалась. Первое время служили в городе Белорецке, потом отцу Олегу поручали восстанавливать храмы в селах. За восемь лет сменили четыре прихода, последние четыре года жили в поселке Новобелокатай. Батюшка за три года полностью восстановил храм, но послужить ему там довелось только год… Образовался дружный приход, жили одной большой семьей. Только теперь я начинаю понимать, как нелегко было батюшке быть и «пастырем добрым», и прорабом, и заботливым мужем и отцом. Каждый ребенок в нашей семье был желанным. Муж говорил: «Мы православные, и нас должно быть много». Разница между детьми очень маленькая, чуть больше года. Едва они начинали ходить — «сходили» с моих рук, сразу попадая в надежные руки отца. Он брал их с собой везде, даже на стройку — старался облегчить мне жизнь. Если был в поездке, обязательно звонил, беспокоился, не нужно ли чего, покормила ли детей. Я даже обижалась — как я могу забыть покормить детей? Его авторитет был огромным, слово — законом, несмотря на его безграничную доброту. Когда я приводила детей причащаться и не была готова сама, батюшка очень огорчался, говорил: «Ну что же ты, мать, давай, подожми, и здесь мы должны быть все вместе». Бывало и такое — приходил муж поздно вечером со стройки, совершенно без сил, а завтра ему литургию служить, тогда я вставала к иконам и молилась.
“Господь нес меня на руках”
«А потом батюшка умер…»,— говорит матушка. Становится тихо-тихо, только слышны голоса детей из соседней комнаты. Когда случилась беда, матушка Ольга думала остаться жить в Новобелокатае, но Владыка Никон благословил ехать на родину, пообещав помочь деньгами для покупки жилья. Сначала жили в деревне у родителей, потом переехали в Вольск. Сестры всегда были рядом, поддерживали, ни на минуту не оставляя Ольгу одну, хотя у каждой своя семья, свои печали и радости. Две старшие, Люба и Света, живут в родном селе, младшая, Татьяна — в Вольске, ее муж, священник Сергий Устинов, служит в Благовещенском соборе. Первое время было много хлопот: устроить детей (старшую Павлу — в первый класс, остальных — в садик), найти квартиру в Вольске. Когда нашли подходящую, трехкомнатную, из Уфимской епархии сразу прислали деньги; и когда бы матушка туда ни обращалась с какой-либо просьбой, отказа не получала: «Огромное им спасибо и низкий поклон!».
Матушка Ольга с семьей
Вскоре пришло новое испытание: тяжело заболела сама Ольга, долгое время лежала в больнице. И снова рядом были родители, сестры и просто хорошие люди. Большая поддержка была и из Башкирии. «Ты обязательно поправишься, мы здесь всем миром о тебе молимся»,— писали родственники мужа, прихожане и совсем незнакомые люди. Были моменты, когда казалось, что совсем нет сил что-то делать, куда-то идти. Тогда, по словам матушки, «Господь нес ее на руках». И болезнь отступила.
Сейчас все время Ольги занято попечением о детях. Часто бывают в храме, хотя живут далеко. Мы начинаем говорить о детках, и на лице матушки появляется улыбка:
— Павле уже десять лет. Она моя первая помощница — у младших и уроки проверит, и из садика заберет. Анечке — девять, она уже решила, что будет воспитателем в ясельной группе, а пока поет в хоре, занимается танцами, учится вышивать бисером. Миша — первоклассник, он любит разбирать игрушки, чтобы узнать, что там внутри, но он же и первый чинит все в доме, хозяйственный. Если идем с ним в магазин, рассуждает: «Да, я хочу чипсы, но могу и потерпеть. Купим лучше то, что нужнее для всех!». Андрей в этом году пойдет в школу, ждет этого с нетерпением; мечтает играть на пианино, хотя инструмента в доме нет. Младшей Дашеньке четыре года, у нее проблемы с речью, занимаемся с логопедом.
Летом, взяв троих старших детей, Ольга ездила в Белорецк на могилу мужа. Навестили родственников, побывали в храме в Новобелокатае. Смогли встретиться со многими людьми, лично поблагодарить за поддержку и внимание. Матушка получает письма и посылки от прихожан из Уфы, Белорецка, Новобелокатая. К Рождеству прислали сладкие подарки, нашили тапочки всем ребятишкам. Руфина Михайловна Ключникова, пожилая женщина из Уфы, собирает в храме деньги и присылает, хотя Оля с ней даже не знакома. Когда Руфина Михайловна лежала в больнице, несколько месяцев они помощь не получали. Матушка пыталась работать — мыла полы в подъезде.
Эта семья живет только благодаря помощи близких и просто добрых людей. Ольга мечтает найти работу, но понимает, что многодетной маме без образования это сделать сложно, а сейчас и вовсе практически невозможно. Да и дети еще слишком малы. Но как бы жизнь ни складывалась, она точно знает, что Всемилостивый Господь их не оставит.
***
Координаты матушки Ольги:
Жизнь жены священника
Как-то раз я стала свидетельницей слезной просьбы молоденького иерея, обращенной к о.Ионе (Игнатенко): “Помолитесь, батюшка, за мою матушку — несерьезная у меня матушка”. Не зря плакал молодой иерей, ведь несчастные браки священников больно бьют по приходу. Слабые в вере отпадают от церкви, и для всех без исключения развод или ссора священника с женой становятся искушением. Счастье батюшки и благополучие прихода целиком зависят от матушки.
Жизнь супруги священника можно описать кратко: бесконечный труд, терпение, молитва. Это не похвальба — Господь ставит в такие условия, что матушке остается лишь соответствовать им.
О лишениях и смирении
Жизнь матушки неразрывно связана со служением мужа. Особенно в маленьких городках и селах, где каждый знает супругу священника. По меткому выражению одного протоиерея, жизнь на приходе подобна жизни в аквариуме — у всех на виду. С одной стороны, это довольно неприятно. С другой — дисциплинирует матушку. К примеру, выйдет супружница священническая в город в брюках — обязательно кого-нибудь знакомого встретит, — неудобно. Приходится ходить в юбке. Приходится не кричать на мужа. Или кричать тихо, чтоб никто не знал. И «пилить» его тихо. И тихо хотеть внимания и ласки. И новое платье хотеть тихо. Или вообще молча.
Жизнь матушки — это лишения. Прокормить семью, и часто многодетную, батюшке одному не под силу. Приходится смиряться всем членам семьи — дети донашивают чужую одежду, матушка и батюшка ходят в чем придется. И когда встает вопрос, что покупать — батюшке новый подрясник или платье матушке, выбор падает на подрясник. Ведь батюшке нужно ездить на собрания, архиерейские службы, по делам. Если матушка работает, ей приходится совмещать работу с воспитанием детей, служением в церкви, домашними заботами. На сельском приходе ко всему добавляются огород и домашний скот.
Проповедница, организатор, психолог
Как всякая христианка, супруга священника несет миру свет Христов. Она невольно становится миссионером, человеком, проповедующим Евангелие. И проповедь эта может быть совершенно безгласной. Поведение матушки, ее речь, поступки находятся под пристальным наблюдением как христиан, так и атеистов. К тому же, всегда встречаются люди, которые хотят узнать о Христе, Церкви Христовой. Матушка должна быть образованной, уметь ответить на вопросы грамотно и исчерпывающе. Бытует такое выражение, что матушка — это священник в юбке. Действительно, за советом к супруге священника часто обращаются женщины, особенно ровесницы.
Матушка, без преувеличения, центр приходской жизни. Ей приходится организовывать детские утренники, социальную работу, трапезы и уборку в храме. Матушка-регент проводит спевки хора, разучивает новые песнопения, руководит хористами во время службы.
Часто матушка выполняет роль личного психолога мужа. Бывают у батюшки моменты и даже периоды уныния, расслабленности и упадка сил. Матушка утешает, ободряет, выслушивает и мотивирует двигаться дальше.
Духовная жизнь
Самое важное в жизни матушки — молитва. Поначалу Господь учит молитве в ожидании деток. Тяжелая беременность или бесплодие рождают горячую молитву. Затем начинается молитва о благополучных родах, о здравии малыша. О семейном благополучии, о батюшке и приходе. О родителях и родственниках. О друзьях и знакомых. О обидящих и ненавидящих. О спасении души и даровании благодати.
Без молитвы семья священника обречена на смерть. И пока батюшка трудится для Церкви, матушка хранит семейный очаг.
Матушкой быть нелегко. Но когда совсем уж трудно, на помощь приходит Господь. Сам лично. Ему становится жаль своих многопопечительных Марф. Он говорит “Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозем…” и отирает слезы с глаз.
Отец Артемий Владимиров: в браке не бывает пустяков
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
ЖУРНАЛ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «МАТУШКА»
ЖУРНАЛ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «МАТУШКА» — детское издание по отечественной истории.
Журнал «МАТУШКА» призван органично занять до сих пор пустовавшую нишу регулярного, качественного, просветительского издания для детей младшего школьного возраста, стать своеобразным творческим прологом к успешному изучению истории в школе, сформировать представление об основных универсалиях отечественной истории.
Безопасность используемых при издании журнала материалов (бумага, краски) и соблюдение требований государственных стандартов, предъявляемых к детской литературе, подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением.
Идея создания детского исторического периодического издания зародилась еще в 2005 году. Инициатором проекта являлась Ирина Мазилкина — сегодня главный редактор журнала «Матушка».
В процессе разработки концепции и структуры журнала был изучен многолетний европейский (Швейцария, Германия, Франция) и российский опыт исторических изданий для детей, проанализированы особенности преподавания «родиноведения» в школах, гимназиях и лицеях, а также ситуация на детском книжно-журнальном рынке. В результате обнаружилась «лакуна» — пустующая ниша для детского научно-популярного, качественно иллюстрированного журнала для детей младшего школьного возраста.
Идея, направленность, структура и содержание журнала разрабатывались совместно с психологами, педагогами и историками.
С мая 2008 года учредителем и издателем детского исторического журнала «Матушка» является Издательство «Печатные Традиции».
С августа 2008 года журнал издается ежеквартально объемом 32-42 полосы как периодическое издание.
- 1 — АВТОРЫ-Публикации
- 1 — Объявления-Вопросы-Инфо
- 1 — Отдают-Продают-Меняют Журналы
- 1 — САЙТ
- 100 человек-которые изменили ход истории
- 11-15 лет
- 16-18 лет
- 2-5 лет
- 50 художников. Шедевры русской живописи
- 6-10 лет
- pipolin
- А почему?
- АТЛАС
- Автобус
- Азбука техники
- Акбузат
- Алый парус
- Апельсинка
- БИБЛИОТЕКИ
- Байр
- Баламут
- Барвинок
- Батискаф
- Библиотеки Москвы — юношеству
- Божья Коровка
- Брайлинка
- Букаши
- В гостях у Викторинки
- В мире животных
- Введенская сторона
- Ведьма
- ВездеПрыг
- Велика дитяча газета
- Великие победы
- Веселые животные
- Веселые идейки
- Веселые картинки
- Веселые медвежата
- Веселые уроки
- Веселый затейник
- Веселый колобок
- Винни и его друзья
- Внучок
- Вовочка и компания
- Вожатый
- Вундеркинд
- Вяселка
- ГЕОлёнок
- Галилео
- Горизонты техники для детей
- Девчонки и мальчишки. Школа ремесел
- Детская Энциклопедия
- Детская академия
- Детская газета
- Детская литература
- Детская роман-газета
- Детская школьная академия
- Детская энциклопедия
- Детский литературный альманах
- Детское чтение для сердца и разума
- Доброе слово
- Дружные ребята
- Ералаш
- Желтая гусеница
- Жили-были
- Журнал сказок
- Журналы на иностранных языках
- Загадки Ювентика
- Занимательные головоломки
- Звездочка
- Зелёный фомидор
- Земляничка и её друзья
- Золотой ключик
- Игры и игрушки
- Искорка
- КАТАЛОГ
- Как устроено тело человека
- Карапуз
- Картинки в паутинке
- Квантик
- Классный журнал
- Клёпа
- Книговар
- Книжки-нотки и игрушки для Катюшки и Анд
- Коллекция идей
- Колобок
- Колокольчик
- Комиксы
- Конёк-Горбунок
- Костер
- Кот Васька
- Кроссворд для детей
- Крылатые (укр)
- Куклы в народных костюмах
- Кукумбер
- Лазурь
- Лампадка
- Ларец Клио
- Левша
- Лего-Самоделки
- Ленинские искры
- Лунтик
- Мадагаскар
- Маленькая компания
- Маленький Зоомагазин
- Мамино солнышко
- Маруся
- Матрешка
- Матушка
- Маша и медведь
- Минералы — Сокровища Земли
- Мир Животных
- Миша
- Мишка-Топтыжка
- Мишутка
- Мишуткины сказки
- Муравейник
- Мурзилка
- Настоящие насекомые и их знакомые
- Настя и Никита
- Научи меня мама
- Нафаня
- Наш Филиппок
- Невский альманах
- Недоросль
- Неугомонные детки
- Ну погоди!
- Обзор
- Ого Город
- Оляпка
- Открой мир с Волли
- Панда
- Переплёт
- Персей для детей
- Пионер
- Планета Школярис
- Познай историю с Волли
- Познайка (рус)
- Познайка (укр)
- Познайко (укр — англ)
- ПониМашка
- Почитай-ка
- Приключения Скуби-Ду
- Приключения Шрека
- Простоквашино
- Пурипу
- Путевой журнал
- Пятнашки
- Развивалки
- Раскрась-ка
- Розовый слон
- Рюкзак
- Рюкзачишка
- Рюкзачок
- Рюкзачок. Веселый зоопарк
- Рюкзачок. Мир компьютеров
- Рюкзачок. Мир путешествий
- СТАРЫЕ журналы
- Сверчок
- Свирель
- Свирелька
- Семейное чтение
- Семья
- Серебряная стрела
- Сибирячок
- Синдбад
- Сказка на ночь
- Сказки Златовласки
- Сказочник
- Смекалочка
- Смешарики
- Солнышко
- Солнышко для друзей
- Спасайкин
- Спортивный марафон
- Страна знаний
- Странник
- Супергонки
- ТАРАРАМ
- ТЕМА: герои мультфильмов
- ТЕМА: головоломки-загадки-ребусы
- ТЕМА: для родителей
- ТЕМА: для учителей
- ТЕМА: исторический
- ТЕМА: литературный
- ТЕМА: научно-популярный
- ТЕМА: о животных — о природе
- ТЕМА: о путешествиях
- ТЕМА: об искусстве
- ТЕМА: развивающий
- ТЕМА: юмористический
- Тарарам
- Тачки
- Твои весёлые друзья зверята
- Творчество юных
- Тигра
- Топ-Шлеп
- Тошка и компания
- Трамвай
- Трамплин
- Тропинка
- Улица Сезам
- Умняша
- Ура каникулы!
- Фенька
- Филя
- ХиП
- Цветной мир
- Человек без границ
- Чиж и Ёж
- Читаем-учимся-играем!
- Читайка
- Чудеса и Приключения детям
- Чудеса и тайны планеты Земля
- Шишкин лес
- Шкатулка путешествий
- Шуша
- Экран — детям
- Электронные журналы
- Электронные пампасы
- Эскиз
- Юла
- Юная Галактика
- Юные строители
- Юный краевед
- Юный натуралист
- Юный путешественник
- Юный техник
- Юный художник
- Юный эрудит
- Я — дизайнер
- Я Леонардо
— Скажите, а разве священникам можно жениться?
Видимо, после мыльных зарубежных сериалов в голове у нас настоящая каша: у них-то католические священники сплошь неженатые. У нас же все совсем не так. Жениться священникам можно. Если, конечно, они не приняли обряд монашества. И женятся они сейчас не так, как в старые времена сплошь на скромницах, которые и не учатся, и слова дерзкого сказать не смеют. Вовсе нет. Современные матушки – а именно так, почтенно, зовут жен священников – и автомобилем лихо управляют, и в кино, и театр ходят, и высшее образование имеют, зачастую даже не одно. И именно они являются надежным тылом и союзницами своих достопочтенных мужей.
О том, что значит быть женой священника, нам рассказали:
— Матушка Ольга Муравьева. 24 года. Жена иерея храма Успения Божьей матери отца Кирилла Муравьева, мать полуторагодовалой дочки Марии. Матушка Ольга Муравьева-жена иерея храма Успения Божьей матери. — Матушка Евгения Петрова. 30 лет. Жена священника Свято-Михайловского храма, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Удмуртской и Ижевской епархии отца Андрея Петрова. Регент-псаломщик в храме, руководит одним из малых хоров – 4 человека, которые поют во время службы. Замужем 7 лет, есть дочь Ксения. Учится в УдГУ на кафедре хорового дирижирования.
Кого берут замуж батюшки?
— С отцом Андреем мы, вообще-то, знакомы с детства, — рассказывает матушка Евгения. — Мы оба из Сарапула, вместе ходили в храм Блаженной Ксении Петербургской. Андрей был алтарником, я – певчей. Меня воспитывала бабушка, она и привела меня туда. Его тоже бабушка привела. Ну знакомы и знакомы. Потом Андрей уехал учиться в Петербургскую духовную семинарию. Через некоторое время я тоже туда поступила на регентское отделение, а Андрей уж заканчивал ее. Встретились мы с ним на каникулах в Сарапуле, тогда Андрей и предложил мне выйти за него замуж. Для меня его предложение было несколько неожиданным, но, оказывается, Андрей уже долго присматривался ко мне, прежде чем решился на этот шаг. Так вот и поженились.
— Скажите, а существуют ли какие-то особые требования к избраннице будущего священника?
— Требования… Я считаю, что эти требования должны предъявляться ко всем вступающим в брак: в первую очередь, это сохранение девственности до венчания как жениху, так и невесте. А еще будущий священник не имеет права жениться на разведенной женщине или женщине с ребенком, иначе ему сана не видать. Правда, бывают и исключения, если позволит патриарх.
— Выбор жены для священника – один из важнейших в жизни, — говорит матушка Ольга. — Если он промахнется, и его избранница уйдет от него, священнику грозит навсегда остаться в одиночестве: второй раз жениться он не имеет права.
А вообще и женщине нужно быть готовой. У батюшки очень тяжелая работа. Он порою переживает из-за того, что ему доводится услышать на исповеди, но поделиться этим не может даже с женой: тайна исповеди должна соблюдаться свято. К тому же священник – он ведь как солдат: куда пошлют, там и будет служить. Могут послать и в самое захолустье, где и по-русски плохо понимают, и ничего не поделаешь, придется поднимать приход.
— Матушка Ольга, а вы, молодая, полная сил и энергии женщина, не жалеете, что вышли замуж за священника?
— Нет, что вы. Жить со священником, наверное, спокойнее: у него нет плохих привычек типа курения или пьянства, с ним можно жить, не боясь измен. Хотя бывают и исключения, но это действительно только очень редкие исключения. И в наших семьях никогда не бывает скандалов: конечно, в основном все вопросы мы стараемся решить сообща, как говорится, коллегиально. Однако я всегда знаю, что муж – главный, и мне даже в голову не придет как-то оспаривать его решение. Но и он не будет настаивать на том, что, скажем, неприемлемо для меня. Но таких моментов у нас практически не бывает.
И еще я чувствую себя под особой защитой. Знаю, что муж всегда молится за нас, может, поэтому и беременность, и роды протекали удивительно легко.
СПРАВКА «КП»
Когда священники решают – жениться или нет?
Те молодые люди, которые мечтают о священническом сане, поступают учиться в духовную семинарию. К окончанию учебы каждый семинарист должен уже обозначить своему начальству, к какому священству он желает быть определен. Если он планирует завести семью, то его определяют в белое духовенство. Если же семинарист не хочет заводить семью, а решает целиком посвятить себя служению Богу, он попадает в состав черного духовенства – то есть становится монахом. А есть еще те, кто принимает целибат, это что-то посередине: и жениться он не женится, в чем и дает обет, но и по монашескому уставу не живет.
Что значит быть женой священника?
Вопрос духовнику обители
Вопрос: Здравствуйте, отче. Как быть, если у меня муж стал батюшкой, а я, к сожалению, неправильного склада души матушка? Меня это сильно смущает, потому что я не из категории тихих, кротких и имеющих страх Божий, а вполне обычная девушка, жившая мирской жизнью. Воспитания особого у меня нет, имею в прошлом груз тяжких грехов, до брака у меня были молодые люди, да и сейчас я не образец для подражания: часто кричу, ругаюсь, раздражаюсь, сильно огорчаюсь от всего, не могу ничего потерпеть и чувствую, что душа у меня совсем больна. Замуж я вышла не по любви, просто мне было тяжело находиться одной. Почему Бог дал мне мужа-семинариста, захотевшего пойти по стопам отца-священника?
Анна
Ответ: Дорогая матушка Анна! Как бы Вы ни отказывались слышать эту приставку, но Вы действительно стали матушкой. И это для Вас очень спасительно, в этом милость Божия к Вам. Может, сейчас Вы многого не понимаете, есть навык греховной жизни. Но это ответственность, и если Вы потерпите, если будете делать хотя бы маленькие усилия, то, я думаю, из Вас получится очень хорошая матушка.
Роль матушки — это сослужение священнику, это помощь, это внутренняя борьба за то, чтобы в семье был мир, чтобы действительно научиться любить мужа. Кого мы можем любить в таком греховном состоянии? Чтобы научиться любить, надо изменить свою жизнь, надо исправить все те ошибки, которые были в Вашей жизни. Для этого нужны очень большой труд и время.
Поэтому сейчас Вам нужно не жаловаться и не ныть, что Вы такая бедная, что Вы не хотели, не знали, ничего не понимали. Вы сделали такой шаг — стали женой семинариста, догадываясь, конечно, что он может стать священником — для этого молодые люди и учатся в семинарии.
Сейчас очень важно, чтобы дьявол не разрушил вашу семью, и батюшка не остался навсегда без жены, без семьи. Понимаете, что может получиться? Дьявол будет делать всё, чтобы разрушить вашу семью, чтобы Вам сказать: «Давай, бросай своего попа и живи свободно, так, как тебе хочется». Вы же уже наелись этой свободы! Поэтому сейчас следует взять себя в руки и потихонечку меняться. А для этого нужно открыть молитвослов, Евангелие, пойти на службу туда, где служит Ваш батюшка, почувствовать себя женой и начинать созидать свою семью, созидать своего внутреннего человека, который сейчас в таком бедственном положении. Потрудитесь. А о плодах, которые будут после Ваших трудов, Вы не пожалеете. Спаси Вас Господи, матушка.
Матушка без платка
В октябре моего мужа рукоположили в священный сан. Я стала женой священника, матушкой. Эти дни не были радостными для меня. Да, они были волнующими, трепетными, но только не радостными. Помню, когда в первый раз подходила к кресту, который давал мой супруг, я плакала. Мне казалось, что я потеряла мужа. Но через два месяца это ощущение прошло. Все встало на свои места. Я была просто женой, а он просто моим любимым мужем. Я осталась все тем же человеком: училась, общалась, мечтала, любила, огорчалась… Я не чувствовала себя матушкой, какой-то особенной. На меня не сошла великая благодать, я не стала прилежнее в молитве, не стала кроткой и смиренной. Господь не отсыпал мне килограммы терпения и веры. Но подруги почему-то настойчиво спрашивали меня: «тяжело ли быть матушкой», «это ведь особое служение» — и все в том же духе. Поначалу я терялась, задумывалась, спрашивала себя: «А что же со мной произошло?», но ответа не находила. Ответа просто не было. Может быть, я какая-то неправильная матушка и христианка, если не чувствую своего особенного положения, ведь мой муж священник, и мы с ним «одна плоть». Но я его действительно не чувствую! Я живу обыкновенной жизнью, а у меня всё пытаются выспросить «каково же это — быть матушкой». Не знаю я!
Как-то мы сидели в трапезной с мужем после службы. А служит он в соборе. Как говорят в таких случаях, «пятая матушка десятого священника». Так вот. За столом сидела женщина, которая спросила обо мне. Я простодушно ответила, что зовут меня Кристина, а вот мой батюшка рядом. Затем я вежливо поинтересовалась, кто моя собеседница. Она ответила мне: «Я матушка N». Я опять же дружелюбно спросила ее: «Женам священников нужно представляться с добавлением «матушка», но это ведь не сан?» Причем я в тот момент задней мысли не имела, как-то оскорбить ее или поддеть, просто меня это удивило! Но после этого я ощутила неприятие с ее стороны.
Хочу добавить, что я никогда не представляюсь матушкой даже среди «своих». Мне кажется, это лишнее, ненужное. Ты как бы подчеркиваешь, что ты вроде не как все. Да, матушка она не как все, но так вышло не из-за ее заслуг или достоинств. Она особенная в глазах других, потому что ее муж особенный. Священство — это особая категория людей, они служат Богу. И нет ничего священнее этого на земле. И как батюшка отличается от тракториста, так и матушка от жены тракториста. Но это не значит, что матушка должна этим гордиться. О, это самое ужасное, что может произойти с такой несчастной, которая будет относиться к другим свысока. Ведь матушка – это действительно не сан.
Мне бы хотелось, чтобы меня любили и уважали не потому, что я жена священника, а потому, что я человек, которого можно любить и уважать. Я работаю в воскресной школе, и самую большую любовь и благодарность я получаю там! Многие из деток, кстати, не знают, что я матушка. Я их прошу называть меня по имени-отчеству.
Вот постепенно в своем рассказе я подхожу к тому моменту, который стал причиной его названия. Вы не подумайте, в храме я всегда в платке. Да, в юбке не в пол, но в платке обязательно. Ведь апостол Павел заповедовал женам, то есть тем, кто замужем, носить платок. Но этот прекрасный и очень женственный, на мой взгляд, головной убор я могу снять на территории храма и не ношу в воскресной школе. Замечу, что остальные женщины из воскресной школы (но они все же в возрасте) носят платки везде и повсюду. Я считаю, это дело каждого: носить или не носить платочек вне стен храма. Здесь не может быть строгого и обличительного: «носи платок!»
Но, к сожалению, я столкнулась с воинствующими «платочковицами», вернее, «платочковцем», если быть более точной. Меня не раз увещали надеть платок, мол, этим я чуть ли не оскверняю детские души, подаю отвратительный пример, и как я вообще могу быть без платка, ведь я же МАТУШКА. По их разумению, матушка и платок — вещи нераздельные, они просто не существуют друг без друга. Каждая порядочная матушка носит платок везде: в храме и в воскресной школе, на работе и дома, спит в нем и даже ходит в ванну (вероятно, существуют непромокаемые платки)! Так как я всего этого не делаю, значит, я — плохая матушка. И пусть так, даже не хочется оправдываться. Хотя я могла бы сказать, что в главном храме страны, храме Христа Спасителя, ученицы воскресной школы аккуратно причесаны и на службе молятся без платков. Интересно, кто им подал такой «плохой» пример?
Честно скажу, мне бы не хотелось, чтобы из моих детей выросли фарисеи. Чтобы они отсеивали людей по принципу длинных юбок и наличию платков. Это грустно. И своим подопечным я все время говорю: главное — что находится в их сердце, а с внешним как-нибудь разберемся.
Скоро годовщина рукоположения моего супруга. И в этот день я уже буду радоваться. Не тому, что исполнилась моя мечта — стать матушкой. И только теперь я это понимаю. Я буду радоваться шуршащим листьям под ногами, высокому голубому небу над головой, звону колоколов… и просто тому, что мы рядом. И мы идем в храм.
Фото Владимира Ештокина