Содержание
- Отошел ко Господу архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
- Светлана Панич, переводчик:
- Михаил Селезнев, библеист:
- Священник Илья Соловьев:
- Олег Куликов:
- Илья Аронович Забежинский:
- Мы скорбим
- ПРЕСТАВИЛСЯ АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)
- Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
- архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Отошел ко Господу архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Физик по первому образованию, он окончил физический факультет ЛГУ, занимался физикой околоземного космического пространства. В 1979 году был пострижен в монашество. В 1981 году стал кандидатом богословия, в 2005 году — профессором Санкт-Петербургской духовной академии.
Кончина о.Ианнуария стала настоящей утратой для многих.
Светлана Панич, переводчик:
Светлана Панич
— Только что пришло известие о том, что в Петербурге ушел еще один из наших «старших» — отец Ианнуарий (Ивлиев), автор книг, вправивших не одни мозги, человек редкой щедрости, прямоты и свободы. «Батюшка Январь», как называл он себя на «отеческий православный манер». Деликатный и ехидный, не сносивший религиозного и вообще, любого, пафоса, изысканно сбивавший его всюду, куда проникали напыщенные речи — и одновременно невероятно собранный, умственно точный. Не боявшийся удивляться, никогда не прятавшийся за сан от трудных вопросов и неудобных людей, смешливый и невероятно серьезный ко всему, что требует настоящей серьезности, заступавшийся за гонимых, друживший с опальными.
Его «дом» — библейские тексты и музыка. И о том, и о другом он мог рассказывать бесконечно, заражать наслаждением языка, мысли, звука, прогулок, еды, (а в ней он знал толк), умного кино, поэзии, наслаждением жизни. Это был его способ бороться с тупостью и ложью — церковной, академической, социальной, с ложью лукавых слов и двоящихся мыслей.
Когда вышел фильм «Остров», он написал очень жесткую и честную статью, получил от ревнителей по шее, и в письме, в ответ на мои ламентации, мол, как же можно такое снимать и как же не стыдно ее оправдывать, в свойственной ему манере успокаивал: «Да, это ложь. Гадкая, еще страшнее, что эта ложь им удобна. Что мы можем делать? Говорить правду. Но, чтобы не отчаиваться, съешьте винегретик. Или что-нибудь посерьезней. Вот у меня в холодильнике куриная ножка. А у вас?»
На Летнем институте за ним толпами ходили студенты, в том числе, самые дремучие и замшелые. Сначала слушали с опаской — то, о чем он на лекциях по новозаветной экзегетике говорил, было совсем не похоже на простое нераспространенное, идеологичное знание, каким их пичкали в семинариях и на разного рода благочестивых курсах — задавали провокационные вопросы, отец Ианнуарий пространно и уважительно отвечал, какую бы чушь у него не спрашивали. Вскоре осторожность сменялась завороженностью, и было смешно видеть, как недавние «борцы с либерализмом и модернизмом», обличители «кровавых наветов и протоколов» ловили о. Ианнуария на лесных тропах или по дороге в столовую и просили еще раз рассказать «вот про тот странный еврейский глагол у Матфея, из Синодального перевода ничего не видно».
«Отец Ианнуарий, как же я теперь вернусь? — спрашивал в конце одной из школ некий душепастырь. — Понимаете, после ваших лекций я должен порвать все конспекты и сказать нашим преподавателям, что они наврали. Что мне теперь делать? — «Вы читайте, побольше читайте хорошие книги и слушайте хорошую музыку. Если можете, скажите, что они неправы, а не можете — пожалейте. А главное, сами читайте, читайте и не бойтесь думать».
На той же школе в перерыве мы стоим у окна, выходящего в лес, и разговариваем о разных трактовках баховской полифонии. Под окном — шорох, приглядываемся: еж. Увесистый, задумчивый. Через несколько секунд — ответный шорох в кустах, затем из зелени проступают заячьи уши и все, что к ним прилагается. Заяц смотрит на ежа, еж — на зайца, мы — на обоих, и тут о. Ианнуарий шепотом произносит: «Это и есть полифония. Самостоятельные сущности созерцают друг друга».
Несколько месяцев назад питерская подруга просила найти для о. Ианнуария недавно вышедшую книгу Андрея Десницкого.»О.И. сейчас работает над новой монографией, ему очень нужна…» Связались с издательством, книга нашлась. А многое другое — не успела. Не успела побродить с о. И. по Питеру, который он так любил, не успела попасть на его музыкальный лекторий, обещала, но не успела показать работу своего друга по первым пяти главам Матфея, только рассказывала, «но это так прекрасно, так интересно, наконец-то кто-то всерьез, вы покажите, обязательно покажите…» Не успела сказать то самое, в ответ на что он бы язвительно протянул: «Вы, дамы, чрезвычайно учтивы…»
Мир, прежде густо населенный «старшими» — умными, великодушными, насмешливыми, надежными людьми — неумолимо пустеет. Тем, кто их знал, осталось наследство, не только книжное, академическое, но наследство свободы и утешительного смеха, разгоняющего тупость и злобу. «А чтобы не отчаиваться, выпейте чего-нибудь покрепче. И читайте, и думайте, думайте».
Михаил Селезнев, библеист:
Михаил Селезнев
— Один из последних представителей того поколения физиков (работал в области физики околоземного космического пространства), которые в 1970-е годы отправились в романтическое паломничество в Церковь.
На протяжении нескольких десятилетий он преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии Новый Завет. Я впервые увидел его на какой-то лекции то ли в конце 1980-х, то ли в начале 1990-х. Он комментировал Исх 3:14, сказал, что лучшее толкование принадлежит Мартину Буберу, и стал говорить про Бубера. Я не согласен в данном случае ни с ним, ни с Бубером, — но сразу же полюбил его, как еще до того полюбил Бубера.
Да найдет он то, что искал.
Священник Илья Соловьев:
Священник Илья Соловьев
— И снова горькая весть… На этот раз из Санкт-Петербурга. Здесь 74-х лет от роду скончался профессор СПб Духовной академии о. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Два дня он не выходил на связь и близкие люди обеспокоились этим обстоятельством. По прибытии на его квартиру стали звонить в дверь, затем проникли внутрь. О. Ианнуарий был бездыханен.
В лице о. Ианнуария русская богословская наука потеряла замечательного ученого. Это ясно само собой. Но наша Церковь в его лице потеряла замечательного и доброго человека, пастыря, интеллигента…
Сегодня с самого утра я почему-то вспоминал покойного проф. Дмитрия Владимировича Поспеловского и вспоминал не однажды. И вот, узнав сейчас о кончине о. Ианнуария, я вспомнил, как мы вместе встречались у меня дома и обедали. Вчетвером, вместе с о. Георгием Митрофановым. Двоих участников этой встречи — проф. Поспеловского и о. Ианнуария уже нет с нами…
Меня поразила тогда эта встреча, открытость о. Ианнуария, его здравая церковная позиция и смелость, с которой он говорил о бедах нашей Церкви и ее проблемах, а также об отдельных ее деятелях. Было видно, что этот человек интеллектуально честен и искренен…
Вечная Вам память, дорогой отец Ианнуарий!
Олег Куликов:
Олег Куликов
— Это просто беда. В отечественной библеистике учёных такого уровня меньше, чем пальцев на руках. Лектор-виртуоз. Необычайно разносторонне-образованный человек. Очень-очень печально. Когда угасает кто-то старенький, чей ум уже не в этом мире, когда он прикован к постели и всецело в прошлом его расцвет — это примиряет как-то нас с его смертью, ибо он уже наполовину «там». Но архимандрит Ианнуарий был человеком необычайно-глубокого и живого ума. Ещё несколько месяцев назад он выступал в общедоступных аудиториях и его слушали не шелохнувшись, затаив дыхание. И он покинул нас тогда, когда мог сделать ещё много.
А его умнейшие, глубочайшие лекции можно назвать не только духовным просвещением, но и борьбой с мракобесием. Те, кто их слышал и на них присутствовал будут помнить о. Ианнуария всю свою жизнь. Потому что забыть этот пир интеллекта — невозможно. Вечная память!
Илья Аронович Забежинский:
Илья Забежинский
— Бывают люди – явление. Нет, не точно. Люди – мир. Про которых думаешь, что они были всегда и будут всегда, на которых мир стоит.
Умер отец Януарий. Трудно представить мир без него.
В нашей Академии есть имена, без которых мы ее не представляем, не представляем и без отца Януария.
Удивительный это был человек. Мне у него довелось учиться два раза, в ИБиФе и в Академии. Это было просто необыкновенное счастье всякий раз встречаться с ним. Он был добрый, открытый, ясный, что ли.
Я, когда пошел в ИБиФ, меня спрашивали отцы, прошедшие «систему», что за заведение такое, потом, когда среди имен слышали – Януарий, хлопали по плечу, мол, настоящее образование получаешь.
Прищур особый. Мягкий взгляд. Мягкий голос. Напев. Он не говорил, напев лился, живой и нежный. И речь – необыкновенная, сейчас все меньше и меньше людей так говорят.
Но, главное – не это. Главное – смыслы. Он наполнял слушателей смыслами. Давно привычные тексты, давно привычные сочетания слов, от которых принято отмахиваться «Священное Писание оттого и священное, что оно священное». Все обретало у него смысл.
Я испытывал чувство непередаваемого восторга, можно было слушать и слушать. Глубина понимания и от того раскрытия для нас священных текстов была необыкновенной.
И в этом, знаете, что было. В этом и было Торжество Православия. Православия, как смысла смыслов. Евангелие, Благовестие, только тогда становится Благовестием, когда ты понимаешь саму Весть. Вот этой Вестью были наполнены его лекции, Она раскрывалась для нас в своей полноте в его, отца Януария, толкованиях.
Кто-то сегодня в скорбных размышлениях не выдержал и назвал его Апостолом.
Конечно, Апостол.
Мы берем текст Писания, и думаем – вот Оно, перед нами. А Оно закрыто. Оно под слоями переводов – с языка на язык, с языка на язык. Под слоями культурных наслоений, традиций разных. Оно как будто бы в кожуре, или словно замазано поздними красками непутевых маляров. И кто-то должен раскрыть, показать всю красоту, всю Истину. Кто-то призван эту Истину возвестить. Именно это он и делал. От него мы, да и сотни священников нашей церкви, и тысячи его слушателей на разных курсах, на радио, в лекториях, через него, через отца Януария, услышали Благую Весть, то, что и правда является Благой Вестью.
Упокой, Господи, Апостола Твоего Януария и сего учини во дворы Твоя. Аминь.
Мы скорбим
Фото: Станислав Марченко
ПРЕСТАВИЛСЯ АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)
Текст: СПбДА
21 декабря 2017 года отошел ко Господу выдающийся библеист, богослов, педагог и публицист, ведущий православный исследователь в области библеистики и Нового Завета, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Просим молитв об упокоении новопреставленного.
Архимандрит Ианнуарий (в миру – Ивлиев Дмитрий Яковлевич) родился 9 декабря 1943 г. в Вологде в семье служащих.
В 1966 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, где проработал в качестве аспиранта и сотрудника в области научных исследований в физике околоземного космического пространства по 1975 год.
В 1975 году поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию.
8 октября того же года в Успенской Крестовской церкви митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) была совершена хиротесия во чтеца.
С 1978 по 1981 год преподавал логику, основное богословие и догматическое богословие.
8 марта 1979 году архиепископом Выборгским Кириллом (Гундяевым) пострижен в монашество с именем Ианнуарий. 18 марта того же года на 2-й неделе Великого поста им же был рукоположён во иеродиакона, а 22 апреля в Иоанно-Богословском храме Ленинградских духовных академии и семинарии им же рукоположён в сан иеромонаха.
В 1981 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по теме «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания».
С 1981 года преподавал Новый Завет и Библейское богословие в (Ленинградской) Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В 1985 года присвоено ученое звание доцента Ленинградской Духовной Академии.
В 1986 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) возведён в сан архимандрита.
Являлся членом Синодальной богословской и библейской комиссий, а также комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, куратор редакции Священного Писания Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», член Российского библейского общества и международного научного общества Colloquium Paulinum. Принимал активное участие во многочисленных международных конференциях и консультациях. Автор многочисленных научных и популярных статей и публикаций, а также ряда статей по новозаветной библеистике в Православной энциклопедии.
Постоянный участник передач радиостанции «Град Петров» (Санкт-Петербург).
С 2005 года — профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.
27 июля 2009 года решением Священного Синода включён в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
29 января 2010 года президиумом Межсоборного присутствия включён в состав Комиссии по вопросам богословия и Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
22 марта 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви включён в состав делегации Русской Православной Церкви на богословское собеседование между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии («Синаппи ― XV»).
Преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете.
Скончался 21 декабря 2017 года.
22 декабря 2017 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии обратился к Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой разрешить похоронить архимандрита Ианнуария на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Отпевание архимандрита Ианнуария, согласно его завещанию, будет совершено в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Предварительная информация относительно дня погребения архимандрита Ианнуария
Гроб с телом усопшего будет доставлен в академический храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (наб. Обводного канала, 17) в воскресенье 24 декабря во второй половине дня.
Будет отслужена заупокойная лития и начнётся чтение Евангелия, которое будет совершаться до утра 25 декабря.
Академия будет открыта 24 декабря до 23:30, а затем, 25 декабря, с 6:00 утра.
25 декабря в 8:00 будет совершено чтение часов, затем заупокойная Литургия и в 10:00 начнётся отпевание. Священнослужителей, имеющих намерение принять участие в Литургии и чине погребения, просим иметь с собой облачение белого цвета. Богослужение будет совершаться без богослужебных головных уборов (митр, камилавок, клобуков).
Погребён архимандрит Ианнуарий будет на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Текст: Сайт СПб митрополии
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выразил 22 декабря соболезнования ректору, преподавателям, студентам СПбДА, родным и близким новопреставленного профессора академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева).
«Будучи человеком разносторонне образованным и трудолюбивым, почивший жизнь и таланты без остатка посвятил служению Святой Матери Церкви, снискав авторитет выдающегося ученого с мировым именем в исследовании Священного Писания Нового Завета», — сказано в обращении.
Многие десятилетия отец Ианнуарий передавал учащимся духовных школ бесценное сокровище Слова Божия, показывая непреходящую актуальность благовестия для сменяющихся исторических эпох и каждого человека. Его книги, статьи и аудиозаписи выступлений приводят многих людей к осознанной вере в Бога, отметил правящий архиерей.
«В благодарной памяти тех, кто знал отца Ианнуария, он останется добрым пастырем, сердце которого вмещало и ученых мирового уровня, и простых студентов, поскольку почивший стремился не к человеческой мудрости, но к тайной и сокровенной премудрости Божией (1 Кор. 2:7), являемой в искренней любви к людям», — подчеркнуто в соболезновании.
+++
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) скоропостижно скончался 21 декабря на 75-м году жизни.
Отец Ианнуарий (в миру — Дмитрий Ивлиев) родился в 1943 году в Вологде в семье служащих. Окончил физический факультет ЛГУ, как сотрудник и аспирант университета занимался изучал околоземное космическое пространство.
В 1975 году поступил в Ленинградскую духовную академию. С 1978 года преподавал в ней логику, основное богословие и догматику, затем Новый Завет и библейское богословие. В 1981 году стал кандидатом богословия, в 2005 году — профессором СПбДА.
В 1979 году был пострижен в монашество архиепископом Выборгским (ныне Святейшим Патриархом) Кириллом, вскоре им же хиротонисан во иеродиакона, в том же году им же рукоположен во иеромонаха в академическом Иоанно-Богословском храме. В 1986 году был возведен в сан архимандрита.
Преподавал на кафедре библеистики филологического факультета СПбГУ, читал лекции в приходских духовно-просветительских центрах — в частности, Феодоровского собора, храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной. Сотрудничал с радио «Град Петров» (его лекции выходили на аудиодисках), с журналом «Вода живая».
«Кончина отца Ианнуария — огромная скорбь для многих, кого он учил, наставлял, культурно обогащал, кому служил своим словом, сочетавшим одновременно и ученость, и доходчивость, и необыкновенное изящество, — сказал настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин. — За свою немалую жизнь он образовал (от слова «образование») не одно поколение студентов духовных школ, слушателей курсов, причем не только в Санкт-Петербурге, а и далеко за его пределами, и вообще тех, кому посчастливилось с ним общаться. Господь да упокоит его душу в селениях праведных!»
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Родился в Вологде в семье служащих.
В 1966 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, где проработал в качестве аспиранта и сотрудника в области научных исследований в физике околоземного космического пространства по 1975 год.
В 1975 году поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию.
8 октября того же года в Успенском Крестовом храме митрополичьих покоев митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) была совершена хиротесия во чтеца.
С 1978 по 1981 год преподавал логику, основное богословие и догматическое богословие.
8 марта 1979 года архиепископом Выборгским Кириллом (Гундяевым) пострижен в монашество с именем Ианнуарий. 18 марта того же года на 2-й неделе Великого поста им же был рукоположён во иеродиакона, а 22 апреля в Иоанно-Богословском храме Ленинградских духовных академии и семинарии им же рукоположён в сан иеромонаха.
В 1981 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по теме «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания».
С 1981 года преподавал Новый Завет и Библейское богословие в (Ленинградской) Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В 1985 года присвоено ученое звание доцента Ленинградской Духовной Академии.
В 1986 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) возведён в сан архимандрита.
Являлся членом Синодальной богословской и библейской комиссий, а также комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, куратор редакции Священного Писания Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», член Российского библейского общества и международного научного общества Colloquium Paulinum. Принимал активное участие во многочисленных международных конференциях и консультациях. Автор популярных статей и публикаций, а также ряда статей по новозаветной библеистике в Православной энциклопедии.
Постоянный участник передач радиостанции «Град Петров» (Санкт-Петербург).
С 2005 года — профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.
27 июля 2009 года решением Священного Синода включён в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
29 января 2010 года президиумом Межсоборного присутствия включён в состав Комиссии по вопросам богословия и Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
Преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете.
Скончался 21 декабря 2017 года.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
в миру Ивлиев, Дмитрий Яковлевич (1943 — 2017) — современный российский деятель модернизма. Активный участник экуменического движения.
В 1975 г. совершена хиротесия во чтеца митр. Никодимом. В 1979 г. пострижен в монашество, а затем хиротонисан в иеродиакона и иеромонаха архиеп. Выборгским Кириллом. В 1986 г. возведен в сан архимандрита. В настоящее время — штатный клирик Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга.
В 1966 г. окончил С.-Петербургский университет. До 1975 — работник и аспирант университета. С 1975 г. — студент, затем (с июня 1978) — преподаватель С.-Петербургской Духовной академии и семинарии. С 1985 г. доцент СПДА. В Санкт-Петербургской духовной академии преподает Священное Писание Нового Завета и библейское богословие. В Московской духовной академии преподает экзегезу Священного Писания Нового Завета.
Подписал Обращение от 10 апреля 1994 г. с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.
Преподаватель Библейско-богословского института. Участник «Киевского летнего богословского института» (2005 г.), «летних богословских институтов» в Беларуси.
Участник многочисленных экуменических конференций и консультаций.
Член Синодальной богословской комиссии РПЦ МП. Член комиссии по канонизации святых РПЦ МП. Куратор редакции Священного Писания Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия».
Участник скандальной «просветительской» конференции «Таинство Брака — Таинство Единения», прошедшей 2 января 2008 года в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге.
Постоянный участник передач радиостанции «Град Петров» (Санкт-Петербург).
О нем
Вершилло Р.А. Нравственному учению Церкви нанесен жесточайший удар
03.04.2013 Исчерпывающий ответ: “Четкого ответа просто не существует”
13.03.2013 Оо. Митрофанов и Ианнуарий (Ивлиев) исключены из Комиссии по канонизации
24.03.2011 Определен состав делегации для участия в экуменическом собеседовании с евангелическо-лютеранской церковью Финляндии
Цитаты
Кто устремится к изучению Катехизиса, услышав о том, что он необходим «для благоугождения Богу и спасения души»? К тому же, что это за «спасение души»?
Антропологический миф эллинизма «о спасенной душе» был с самого начала чужд Откровению Христа. «С самого начала был отвергнут Церковью как … губительный соблазн, как некий род темного противо-благовестия… (1 Ин. 4:2-3). И Апостол Павел выразительно говорит об «искуплении тела нашего» (Рим. 8:23), «потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5:4)». Ну, а чье сердце забьется сильнее, узнав о том, что «вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1)? О том, что спасение есть спасение от греха, проклятия закона и от смерти? И т.д. и т.д. Да это какой-то гербарий из некогда зеленеющих и цветущих, полных жизни слов, а теперь высушенных и аккуратными рядами проложенных между страницами цитат.