Что значит причаститься недостойно?
- Недостоин Причастия тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
- Как мы должны готовиться к принятию в себя Христа? игумен Иларион (Алфеев)
Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, что ежевоскресное Причащение будет недостойно, так как не будет предваряться длительными постом. Таким образом, говение (пост) становится критерием доступа к Святым Дарам (обратим внимание на последнее слово). Происходит регресс от понимания Причастия как дара к пониманию его как заслуги.
В качестве примера обычно вычленяется из контекста известная цитата из Первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам (11:29-30):
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Для правильного толкования этой цитаты имеет смысл рассмотреть весь евангельский эпизод вцелом и попытаться понять причину и цель слов Апостола. Прочтём отрывок 1Кор.11:17-34 по этой ссылке.
«Недостойно», т. е. без всякого благодарного воспоминания о Страданиях Христовых, без подобающего благоговения» – поясняет нам Толковая Библия, т.е. речь идёт об отношении к Таинству, а не о внешних ограничениях.
Итак, мы видим, что в среде верующих акцент в определении недостойного Причащения исторически сместился от внутренней неподготовленности (понимаемой как недостаток благоговения, безразличное отношение к Святыне, небрежение и легкомысленность) к дисциплинарной (внешней).
Из строгости внешней подготовки вырастает и мнение, что только дополнительно длительно постившееся могут быть достойными Божественного Дара. С человеческой точки зрения подход кажется верным. Но нельзя забывать, что Святая Евхаристия – установление не человеческое, а Божественное, Сам Христос установил его, придя на землю. Что же требовал от Своих сторонников Христос? Покаяния и чистоты веры, искренности и любви.
Соответственно, именно такое духовное настроение прежде всего и должно пониматься как условие подхода к Чаше. Нелицемерное покаяние, жажда соединения с Богом, искренность намерений (Бог должен быть целью, а не средством) – именно эти качества в первую очередь важны для причастника.
Ещё один важный аспект регулярного Причащения – гармоничное сочетание всех составных частей правильной духовной жизни. Евхаристия не заменяет собой молитвы, духовного чтения, дел милосердия. Также не следует советовать людям, впервые переступающим порог храма, ставить первой целью приступить к Чаше Господней, если они имеют весьма смутное представление об этом Таинстве и практически ничего не знают о христианстве.
Подготовка к Таинству, безусловно, необходима, как внутренняя, так и внешняя. При этом не правильно догматизировать дисциплинарные установления, превращать их из помощника в заградителя. См. .
Опасность привыкания к Таинству, о которой предупреждают сторонники редкого Причащения, должна предотвращаться не искусственным избеганием Святых Даров, а возгреванием в себе жажды Бога, размышлением о спасительном подвиге Христа и необходимости приобщения к его плодам, правильном устроении духовной жизни.
Что же касается высказываний тех или иных святых или старцев о частоте Причащения и подготовке к нему, то следует принимать в расчёт эпоху, в которую они жили, учитывать традицию, свойственную тому времени.
«Схиигумен Савва (Остапенко) говорил, что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишает себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы?
Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения? С другой стороны, иногда слишком идеализируют духовный уровень членов первохристианских общин; достаточно прочитать Новый Завет, чтобы убедиться в том, что нестроений было достаточно много (например, см. Деян.6:1; 1Кор. 5:1-2; 1Кор.6:1-6, 1Кор.11:21; Иак.4:1-4; Гал.2:12-13; 1Тим.1:19-20).
Схиигумен Савва (Остапенко) редко отлучал грешников от Причастия. Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию:
- первый – оглашенные, как еще некрещеные;
- второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются;
- третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие;
- четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и
- пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия.
Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали. Но когда кто-либо из таких достойных осквернится каким-либо осквернением, как человек, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Таким образом, и тот есть ядый и пияй недостойне, кто, будучи достоин, не приступил достойно ко Святым Таинам.
***
«Аргумент, который чаще всего приводится в пользу как можно более редкого причащения, является недостоинство. На наш взгляд, это обоснование – от лукавого, даже если такое определение звучит крайне жестко. Почему? То недостоинство, которое держит нас вдали от Христа, внушается врагом. Божественным же является то недостоинство, которое приближает нас ко Христу – Единственному, Кто делает нас по-настоящему достойными («И удостой меня неосужденно причаститься непорочным Твоим таинствам»), если наши сердца сокрушены болью покаяния.
Лукавый всегда действует от противного. Когда Господь сказал первым людям Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, то враг стал нашептывать им, чтобы они отведали этих плодов и стали такими, как Бог. Когда же Христос по Закону благодати говорит нам: «Примите, вкусите (…), пейте из нее все (…)», то лукавый внушает нам, что мы недостойны и, значит, не должны вкушать. Таким образом, лукавый подстрекает нас есть как раз тогда, когда этого делать не надо, и, наоборот, побуждает нас не есть тогда, когда это необходимо.
В сознании очень многих существует такой штамп: частое причащение означает профанацию; соответственно, редкое причащение предполагает сознательность, благоговение, почтение. На наш взгляд, эти штампы можно перевернуть: частое причащение связано с благоговейным страхом и трепетом, а редкое причащение говорит о небрежении.
Игнатий (Триф), епископ Хушский. Евхаристия — таинство нашего исцеления и обожения.
Достойно причаститься
Патриаршее богослужение в московском Сретенском монастыре, 8 сентября 2015 г. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru
Однажды преподобный Макарий Александрийский сподобился видения во время приобщения братии Святых Таин. Когда некоторые простирали руки для принятия Святых Даров, бесы, как бы опередив священника, клали им в руки уголья, между тем как Тело Христово возносилось обратно к алтарю. Когда же более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Преподобный Макарий также увидел, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку и участвовал в преподании Святых Таин.
Подобные видения давались святым угодникам неоднократно. Таковым даром обладал преподобный Евфимий Великий. Он прозревал внутренние движения души другого человека – добрые и злые. Когда братия его обители причащались Святых Таин Христовых, он видел, кто с какой душой причащается. Одних, которые приступали достойно, он видел просвещающимися, с сияющими лицами, а других – так как они дерзали приступать недостойно – помрачившимися, с лицами как бы умерших.
Конечно, кто-то, читая такие повествования, скажет, что ведь мы сами не видим ничего подобного в храме. Это так. Однако наш подлинный лик открыт перед Богом и небожителями, и потому нет нам большой пользы от того, что на земле другие люди не видят нашего безобразия.
Что же значит достойно или недостойно причаститься Святых Таин? Как вообще относиться к этому? И способны ли мы хоть что-то делать в этом отношении?
Достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой его “святости”, а мерой раскаяния в своих грехах
Самое первое, что нужно сказать: достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой, так сказать, его святости, а мерой раскаяния в своих грехах и мерой видения себя как недостойного грешника. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), – говорил Христос. Поэтому к Чаше пусть идет тот, кто сознает себя грешником. А кто считает себя праведным, тот пусть скромно постоит в стороне.
В то же время большой ошибкой будет считать: раз я грешник, то и пойду к Святой Чаше без какого-либо исправления себя. Покаяние – не просто сожаление: «Зря я так поступил». Подлинное покаяние – это преображение души и, значит, исправление допущенных ошибок. Причастие Святых Таин не изменит нас само по себе, без нашего личного внутреннего труда над собой, без деятельного покаяния, которое должно предшествовать Причащению. В случае нерадивого отношения к Таинству, приготовления к нему как попало, участие в Причащении не принесет душе просвещения, мира и радости. Напротив, в такой душе поселятся тьма и холод, и мы добавим к уже имеющимся грехам еще один тяжкий грех – неблагоговейное и дерзкое отношение к Святыне.
У праведного Иоанна Кронштадтского есть такие слова: «После недостойного причащения Святых Таин, случается, входит в людей сатана». Как же это так? Человек приобщается в Таинстве Евхаристии Христу – и вдруг становится общником темной силы? А всё дело в том, что принятие Христа в таинстве Евхаристии связано с соответствующим отношением ко Христу и к Его Таинству. Если в душе нет благоговения, веры и покаяния, то такое причащение будет во осуждение и погибель души. Поэтому такое причащение сравнивается с предательским поцелуем Иуды.
В молитве, которую произносит священник по вынесении Чаши для причащения людей, есть такие слова: «Ни лобзания Ти дам яко Иуда». Конечно, все мы отмежевываем себя от предателя Господа. Куда приятнее сравнивать себя с благоразумным разбойником: он жил грешно, но спасся, а Иуда был учеником Господа и погиб. Но ведь всякий затаенный грех, лицемерное демонстрирование себя учеником Христовым перед другими с нераскаянной душой, с затаившимися злобой, завистью, гордым пренебрежением ближними уподобляет нас Иуде. Вот что писал преподобный Симеон Новый Богослов: «Как некогда Иуда-предатель, приняв Хлеб от Христа недостойно, съел его как часть обыкновенного хлеба, и потому сатана вошел в него тотчас и бесстыдным предателем Христа Учителя (своего) сделал, воспользовавшись им как слугой и рабом и исполнителем своей воли, так случается в неведении и с теми, которые недостойно, дерзко и самонадеянно прикасаются к Божественным Таинам».
Недостойно причащаются при неверии в Таинство, при нераскаянности грехов и при гордыне
Недостойное причащение Святых Христовых Таин точно бывает в трех случаях:
1. Неверие в Таинство, когда, например, думают, что мы причащаемся не истинным Телу и Крови Христовым, а просто освященному хлебу в воспоминание Тайной вечери;
2. Нераскаянность грехов, когда дерзают приступать к Чаше, не очистив душу покаянием и исповедью;
3. Гордыня, при которой мнят себя святыми или теряют благоговение перед Святыми Дарами.
Впрочем, преподобный Симеон Новый Богослов приводил более подробную классификацию: «Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым святые отцы воспрещают приступать к Святому Причастию. Первый – оглашенные, как еще не крещенные. Второй – крещенные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются. Третий – бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство. Четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию, стоят вне церкви определенное время. И пятый – те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия. Достоин же Причастия Святых Таин, кто чист и не причастен грехам, о которых мы сказали. Но когда кто-либо из таковых достойных осквернится каким-либо осквернением, как это может случиться с человеком, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился».
Важно иметь страх Божий, то есть ощущать величие Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты
Достойное приготовление к таинству Евхаристии настолько важно, что святой апостол Павел уделил этому особое наставление: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27–30). Итак, Святое Причащение может быть не только во здравие и спасение, но и в осуждение и даже может привести к болезни и смерти, о чем говорит апостол Павел, – если человек принимает Святые Дары с нечистой душой, без должной веры и благоговения. Поэтому так важно хранить свое сердце от осквернения грехом и стараться как можно более тщательно, внимательно готовиться к Святому Причащению. А для этого важно иметь страх Божий, то есть ощущать величие Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты, бояться хотя бы в мыслях погрешить пред пребывающим в Святых Дарах Господом.
О достойном и недостойном причащении прекрасно рассуждал святитель Иннокентий Иркутский: «Кто достойно причащается Святых Таин, тот таинственно соединяется с Иисусом Христом – то есть кто с истинным покаянием, с чистой душой и со страхом Божиим и верою принимает Тело и Кровь Христову, тот в то же время принимает Святого Духа, Который, войдя в человека, приготовляет в нем место для принятия Самого Иисуса Христа и Бога Отца, и, следовательно, он становится храмом и обиталищем живого Бога. Но кто причащается Тела и Крови Христовой недостойно, то есть нечистой душой, с сердцем, исполненным злобы, мщения и ненависти, тот не только не получит Святого Духа, но становится подобным Иуде предателю и как бы вторично распинает Иисуса Христа».
Потому-то ко Причащению нельзя готовиться наспех, кое-как, будто бы мы приступаем к какому-то обыкновенному делу. Задумаемся: Причащение Святых Таин воскрешает душу, доставляя ей небесные блага, а с этим сокровищем не сравнится ничто из благ мира земного. Поэтому важно как внутреннее бодрствование, охранение себя от небрежения, неблагоговения, так и внешнее приготовление себя посредством поста и исполнения положенного молитвенного правила к достойной встрече Небесного Гостя.
Неправильно, осознавая свое недостоинство, надолго откладывать участие в Святом Причащении
Вместе с тем важно помнить, что мы никогда не станем полностью достойны Святых Таин, поскольку никогда не обретем совершенной перед Богом чистоты. «Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот… и небеса нечисты в очах Его» (Иов 15: 14–15), – сказано в Священном Писании. Однако это не значит, что ввиду нашего недостоинства нужно надолго откладывать участие в Святом Причащении. Вспомним, что Спаситель не отвергал даже самых тяжких грешников, но, правда, при одном незаменимом условии: у всех них было искреннее покаяние, глубокое смирение и горячая вера в Него. И если мы, зная свою греховность и духовную слабость, после исповедания своих грехов на таинстве Покаяния со смирением приступим к Чаше, Господь примет нас, не отвергнет и преподаст Свои Небесные Дары.
Как наставлял преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждой надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран». Напротив, воспоминание собственных добрых дел (как это известно из притчи о мытаре и фарисее) выражает собой самую страшную греховную страсть – гордыню, которая совершенно не допускает воссиять в душе благодати Божией. Тот же святой Иоанн Кассиан наставлял: «Гораздо правильнее было бы принимать их (Святые Таины) с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин».
Можно сказать совершенно точно, в каком случае принятие Святых Таин будет действительно достойным. У каждого из нас есть свои грехи, страсти, свои духовные немощи. Среди них, если постараться, можно выделить те главные, которые особенно препятствуют нашему духовному созиданию. Для их распознания нужно всматриваться внутрь себя, честно признаваясь, что изъедает нас изнутри. То могут быть как душевные слабости, так и плотские пороки. Так вот, в случае их реального преодоления посредством покаяния и духовного подвига, то есть в случае нашего глубокого, сердечного изменения, Причащение действительно станет достойным. А кто и после принятия Святых Таин остался таким же порочным, злым, мстительным и гордым, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11: 29).
Как причаститься не в осуждение?
Часто задают вопрос о подготовке к причащению Святых Тайн – что надо исполнить, прочитать, что можно и чего нельзя есть. Гораздо реже задается вопрос – а каким надо быть, чтобы причаститься Святых Тайн «во оставление грехов и жизнь вечную»?
Виктор Судариков
Посмотрим, что об этом говорится в чине богослужения. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» – возглашает диакон в начале литургии верных.
И далее служащий священник кланяется перед трапезой (т.е. престолом), на котором поставлены покровенные Святые Дары, прикладывается к ним и к краю престола со словами «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое» и потом происходит «целование мира» между служащими со словами «Христос посреде нас» – «И есть, и будет».
«Оно символически должно обозначать полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинственном жертвоприношении. Заповедь Спасителя (Мф. 5,23–24) прямо предписывает примириться сначала с братом, a потом уже приносить жертву к алтарю.
Но это примирение и единодушие не есть только чисто моральное, оно означает не только наличие любви и примиренности между приносящими жертву, но должно быть в такой же мере и единомыслие, полное духовное единение. Поэтому-тο непосредственно после целования мира возглашается Символ веры, как мерило догматического единомыслия всех христиан».
(Архимандрит Киприан Керн. «Евхаристия»)
Когда-то целование мира совершалось всеми христианами, молившимися в храме.
Итак, от самого начала христианства, Евангелием, апостолами и святыми отцами первых веков необходимыми условиями служения божественной литургии (а все причастники суть ее служители) утверждены единая вера и нелицемерная любовь друг ко другу, примирение со всеми.
Если человек отпадал от церковного общения и затем покаялся, то его присоединение, свидетельство о его единстве с братьями в вере и любви, также совершалось совместным служением литургии и причащением.
Что же происходит сейчас? Христиане очень часто отличаются не любовью друг к другу, но высокомерием, унижением и осуждением друг друга – будь то по политическим, национальным, культурным, церковно-бытовым, семейным или каким-либо еще мотивам.
Несогласный брат выставляется публично либо злонамеренным лжецом, либо недоученным недоумком и вообще низким человеком. Судя по многочисленным дискуссиям и письмам в интернете, от критики мнений (а в вещах не вероисповедальных мнения в Церкви вполне могут быть разными) люди – в сане или без – очень быстро переходят к личному унижению собратьев, а порой и пастырей, и сослужителей, и архипастырей.
Один мой приятель, давно служащий священник, писал, что ему как-то пришлось совершать литургию со священником, открыто его ненавидящим. А что делать? «Отказаться служить? Мол, с этим не буду? Но епископ-то с ним служит. Значит, получится, что мне не угоден и епископ? Как поступить?»
В этом горьком случае получается, что слова о взаимной любви и о живом единстве во Христе становятся некой формальностью. Выходит, что они произносятся языком на службе, но не значат ровным счетом ничего в отношении с ближними. Но Господь-то хочет не наших слов, а ума и сердца.
То же относится и к случаям, когда миряне начинают унижать священника или поддерживать такое унижение. Речь идет не о критике взглядов (у нас никто не безошибочен, да и взгляды могут быть разными), а именно о надмении и личном осуждении. Как те миряне потом будут причащаться из рук осужденного ими священника?
Наконец, то же относится и вообще к осуждению одними христианами других – издевкам, высокомерию, унизительным штампам и т.д. Если мы считаем себя христианами – значит любое слово должно быть произнесено так, словно мы стоим перед Чашей Христовой – она и есть мерило наших слов и дел. Как захотим сказать на кого-то – подумаем – а если завтра нам вместе быть на литургии? Или так – а если завтра Господь меня призовет к Себе на суд и спросит об отношении с ближним – какая судьба мне уготовится, если так к нему отношусь?
Так и можно найти ответ, каким быть, чтобы причаститься не во осуждение…