Комментарии 0
Одним из центральных положений Православной Веры является догмат о бессмертии души человека. Составляя вместе с телом единое целое — человека — в его земной жизни, в момент смерти душа отделяется от тела. Последнее истлевает, распадается на атомы, которые затем входят в состав других материальных объектов. В физическом мире все время происходит круговорот материи, переход одних ее форм в другие при сохранении общего ее количества (закон сохранения материи), определенного Творцом при его создании. Отсюда следует, что индивидуальные телесные особенности человека исчезают после его физической смерти. Сохраняется ли память о них? Безусловно. И не только в мыслях и воображении людей, общавшихся с данным человеком при его жизни, но в мировом арсенале памяти Всеведущего Бога. Что же касается души человека, то, отделившись от тела, она продолжает жить, но уже в других условиях. Так что человек со времени его телесной смерти до времени Второго пришествия Христова сохраняет свою личность, подобно бесплотным духам, только в бессмертной душе. После всеобщего Воскресения и страшного Суда для праведников наступит «жизнь будущего века» — их души будут в новых нетленных телах (1Кор.15:42-44). Таким образом, из Откровения следует, что жизнь человеческой души вне тела — явление временное. Другой вывод, который также следует из Св. Писания, — приоритет души над телом: телесные повреждения не влияют на личность человека, также и при смерти тела личность сохраняется, ее определяет состояние души. Оба вывода являются следствием того, что человек создан по образу и подобию Божию (Быт.1:26-27). Это значит, что те свойства, которые Бог имеет в абсолюте, в некоторой степени имеет также и человек. Эти свойства, по учению святых Отцов /4, с.267-330/, относятся не к телу, а к богоподобной душе человека: Бог есть Дух, и душа человека есть вместилище духа; Бог вечный, и душа человека бессмертна /4, с.327-328/.
Надо сказать, что вера в бессмертие души присуща не только христианству, но вообще любой религии: все религии так или иначе представляют жизнь после смерти, причем жизнь данной, конкретной личности; именно это отличает религиозное мировоззрение от нерелигиозного. Религия, по самому определению своему, есть связь (на личностном уровне) человека с Богом /5, с.16/. Эта связь нерасторжима, она продолжается и после телесной смерти человека — вот тот фундамент, на котором зиждется вера в бессмертие души /6, с.406/. Именно вера является наиболее сильным аргументом в пользу постулата о бессмертии души человека. Без этой веры земная жизнь его теряет всякий смысл /7, с.42-48/. «Для чего любить, верить, надеяться, страдать, стремиться, страшиться? Умирают люди, умирают народы, — умрет и планета наша» /7, с.43/, — так рассуждает атеист, и перед ним как логическое следствие встает альтернатива: либо покончить с этой бессмысленной жизнью (самоубийство), либо эпикурейство с его приземленной моралью. Только вера в Личного Бога и в бессмертие личности человека делают его жизнь осмысленной и полноценной: без этого любая его деятельность «под солнцем» (т.е. в этом мире) — «суета и томление духа» (Еккл. 2:11), и сам он, не обращенный к Богу, подобен животному (Еккл.3:18).
Теперь приведем так называемые «доказательства» бессмертия души. Их можно разбить на две группы: 1) слова Божественного Откровения; 2) логические аргументы. Сначала обратимся к Священному Писанию.
В Новом Завете эта истина изложена еще яснее. «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», — приводя эти слова из Ветхого Завета (Исх.3:6), Спаситель пояснил: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матф.22:32; Мар.12:27). Очень важное добавление к этим словам находим мы у евангелиста Луки: «ибо у Него все живы» (Лук.20:38), что прямо указывает на бессмертие души. Ушедшие в загробный мир сохраняются как личности, живут сознательной жизнью. Об этом говорит притча о богатом и Лазаре (Лук.16:22-31), а также обращенные к иудеям слова Христа: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался» (Иоан.8:56). Насколько драгоценнее бессмертная душа по сравнению с тленным телом, показывают следующие слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28). Как же должен человек относиться к своей душе? Спаситель говорит об этом так: «любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12:25). Апостолы также смотрели на земную жизнь человека как на временную, называя тело «храминой», или «хижиной», в которой обитает душа (2Пет.1:14; 2Кор.5:1); когда «эта хижина разрушится», т.е. наступит телесная смерть, душа перейдет в «жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). Это — аллегорическое выражение истины бессмертия души. Но как согласовать эту истину с утверждением апостола Павла, что бессмертен один только Бог (1Тим.6,16)? Святые Отцы так отвечают на этот вопрос: Бог и только Он бессмертен по естеству, а бесплотные духи и души человеческие «не имеют бессмертия сами по себе», но бессмертны по благодати Божией, «ибо сие — быть бессмертными — от Бога им дано» /10, с.454/.
2) Рассмотрим теперь логические аргументы в пользу бессмертия души /6, с.404-427/.
а) Прежде всего — непосредственное чувство бессмертия, присущее каждому человеку /7, с.57-59/: смерть воспринимается им как нечто ужасное, ненормальное. Прекрасно понимая умом, что смерть для него неизбежна, человек испытывает страх перед нею. Даже Христос по человечеству Своему страшился смерти (Матф.26:39). Этот аргумент можно отнести к психологическому доказательству бессмертия души.
б) Теологическое доказательство. Оно выводится из свойств Божиих: «если Бог есть Живое, Личное Существо, и если Ему присущи такие свойства, в силу которых Он, как Существо всеблагое, — хочет, как Существо всемогущее, — может, как Существо безусловно правосудное, — должен даровать нам бессмертие, то этого достаточно, чтобы иметь непоколебимое убеждение в истине бессмертия души. Аргумент: «Жив Бог — жива душа моя» — для верующего сознания самый сильный аргумент /6, с.407/. Но для людей, отрицающих личного Бога (пантеизм, атеизм), — это не доказательство.
в) Философское доказательство. Оно основано на свойствах самой души. Душа есть духовная субстанция, т.е. простая реальная сущность, имеющая признаки единства и постоянства. Уже Платон в своем «Федоне» говорил, что разлагается только сложное, простое же неразрушимо. Лейбниц (17-28 в.) этот вывод прилагает к монадам: как простая сущность, монада не подлежит уничтожению естественным путем (сама собой) /6, с.408-409; 7, с.59/. Душа может господствовать над телом, может действовать вопреки инстинктам. Все это указывает на то, что душа «есть самостоятельная духовная сила, отличная от тела… и продолжающая свое существования после отделения от него» /6, с.409/.
г) Телеологическое доказательство. Земная жизнь человека как личности имеет цель, и «не в том только, чтобы выполнить назначение природы (подобно цветку),.. но чтобы он как личное существо достигал полноты личного духовного совершенства и стал в должное отношение к Вечному Личному Богу» /6, с.427/. Эта цель имеет смысл только в перспективе вечной жизни со Христом.
д) Нравственное доказательство. Человеку присущ нравственный закон, вложенный в его природу Самим Творцом. Этот закон, как высший двигатель и указатель праведной, богоугодной жизни, является безусловным. Даже язычники, не имевшие, в отличие от иудеев, Синайского законодательства, делают законное по природе, потому что нравственный закон от создания первых людей находится в их сердцах и охраняется совестью (Рим.2:14-15). Тем не менее, в земной жизни мы видим повсеместное нарушение этого закона: праведники страдают, зло торжествует. Отсюда следует, что для безусловного выполнения этого закона нужно принять положение о загробной жизни, о праведном воздаянии бессмертной душе /7, с.73-77/.
Таково христианское учение о бессмертии души. Его разделяют все святые Отцы и учители Церкви (литературу по этому вопросу можно найти, например, в /11, с.452/). В заключение приведем слова митрополита Московского Платона (Левшина): «Если допустить, что после смерти ни для кого не будет никакой справедливости, то погибнут все законы, разрушатся все общества, погаснет сила совести, будет презренна добродетель и подымут главу свою порок и злодейство; уничтожится святая вера, и все тайны благочестия должны будут превратиться в басню. Ешь, пей, веселись, а когда не на что, грабь, похищай, попирай совесть — после смерти ничего не будет. Итак, вы, зараженные этим смертоносным мнением люди, хотите, чтобы благочестивые государи прекратили свои святейшие подвиги; судьи не ободряли бы себя надеждой небесного воздаяния за свои труды; воины, кровью своею защищающие веру и отечество, не ожидали бы венцов неувядаемой славы… — хотите вы, чтобы весь свет обратился в некий первородный хаос. Но «знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6)» /12, с.588/. Эти слова, произнесенные более двухсот лет тому назад, хотелось бы напомнить нашим современникам.
Литература
1) Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной.// В книге: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.
2) Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч.III. М. 1997.
3) Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство Веры. Введение в Православное догматическое богословие. Москва-Клин. 1996.
5) И.М. Андреев. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль. 1965.
6) Н.П. Рождественский. Курс основного богословия. Т.I. СПб. 1893.
7) Е. Тихомиров. Загробная жизнь, или последняя участь человека. Репр. изд. СПб. 1995.
8) Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна // В книге: Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие. СПб. 2000.
9) Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием. М. 1996.
10) Св. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995.
11) Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Т.I. СПб. 1868.
12) Настольная книга священнослужителя. Т.7. М. 1994.
Там, где слово «дух» употребляется как самостоятельное понятие, безотносительно к душе человека, то это либо Святой Дух, либо служебные духи.
Злые же воскреснут для вечного осуждения (Иоан.5:29). Каковы будут их тела, Священное Писание не говорит.
Сохранятся ли индивидуальные телесные особенности в новых телах? Современные богословы, большое внимание уделяющие «телесной составляющей» человека, отвечают на этот вопрос положительно, находя подтверждение своим мыслям в словах св. Григория Нисского: «В душе и после разлучения с телом остаются некоторые знаки…соединения» /3, с.70/.
Реинкарнация (переход души из одного тела в другое), растворение личности (нирванна) — это представления нерелигиозные: поэтому индуизм, пантеизм, буддизм в строгом смысле нельзя считать религиями.
Платон, а затем Декарт, Локк (17 век) относили веру в бессмертие души к врожденным идеям человека.
alexander_nv
В нашем обществе очень распространена вера в бессмертие души. Большинство людей, даже неверующих в Бога или являющихся номинальными христианами, крещенными когда-то во младенчестве, убеждены, что есть внутри некая субстанция — душа, и она, в отличии от тела, бессмертна. Именно это часто побуждает неверующих людей к каким-то религиозным действиям, как правило, связанным с покойниками: ставят свечки, заказывают отпевание, ходят к бабкам и экстрасенсам. На вере в бессмертие души у неверующего человека, по сути язычника, основана вера в приведения, призраки и пр.
Вообще мысль о бессмертии души – мысль довольно древняя. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Христианство формировалось как синтез библейской и эллинистической мысли, поэтому, вполне возможно, что платоновский взгляд на душу мог проникнуть и в христианство. Например, у Ориген говорит о предсуществовании душ, что вполне укладывается в платоновский взгляд на данные вещи. Правда позднее церковь осудила веру в предсуществование на одном из соборов.
Где в Писании мы можем увидеть учение о бессмертии души? Разве есть такой догмат? Какое – то согласие отцов или авторитетное суждение одного из учителей Церкви по этому вопросу? Я не находил. Хотя вполне может найтись какое-то частное суждение какого-нибудь св. отца, которое будет в таком платоновском ключе, но у нас нет никаких оснований считать это за церковное учение и церковный догмат.
Вообще, само выражение «бессмертие души» взято из нехристианского взгляда на человека. Христианство все-таки говорит не о душе, а о человеке. Да, в христианстве есть представление о душе, о посмертной участи души, но душа лишь часть человека. Весь человек – это душа и тело! Вот это совершенный абсурд для платонизма. «Тело — темница души». Думать о бессмертии тела или человека – это ересь и бессмыслица в понимании Платона.
Христианство же говорит… о воскресении тела! «Тело – храм души», — считает апостол Павел в противовес Платону. Поэтому очень странно говорить о «бессмертии души», христианин может и должен говорить о бессмертии человека! Но человек бессмертен не по своей природе. Это принципиально важно понимать. Человек смертен по своей природе. Потому что он тварен, все тварное смертно. Бессмертен только Бог! Но человек может стать бессмертным не по природе, а по благодати, по свободному дару Бога! Человек должен захотеть и согласиться стать бессмертным! Но он может не захотеть и не согласиться.
Вот что Писание говорит о смерти.
Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак.1:15)
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили. (Рим.5:12)
Что же, если смерть перешла во всех человеков, то что, она разве не коснулась души? Разве душа – это не часть человека? Если Христос спасает нас от смерти Своей Смертью, то это значит, что все в нас было смертно.
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:2)
Неужели это возмездие не касается души?
Последний же враг истребится — смерть.(1Кор.15:26)
Зачем смерть называть врагом, если душа все-равно бессмертна?
Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Мы, православные, верим, что после смерти тела остается еще жизнь души, что есть некое промежуточное состояние между смертью тела и вторым Пришествием, Воскресением которого мы ожидаем. Именно поэтому мы молимся за усопших, вступаем в молитвенное общение со святыми. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек – это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
Известный православный богослов протопресвитер Иоанн Мейнедорф в «Введении в святоотеческое богословие» пишет.
«В писаниях св. Феофила мы находим интересное обсуждение вопроса о бессмертии души, правда, не на очень высоком богословском уровне. Феофил пытался найти общий язык с платониками, считавшими, что душа заключена в человеческом теле, как в тюрьме. После смерти тела бессмертная душа вырывается на свободу. В наше время распространено именно такое платоническое понимание: тело смертно, а душа бессмертна. В христианском же учении телу не приписывается какая то особая «смертность», и основное противопоставление проводится не между материей и духом, а между Творцом и тварью. Библейская мысль вообще не проводит четкого различия между плотью и духом. Именно такую интуицию мы находим у св. Феофила: «Он (человек) сотворен по природе ни смертным, ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом: если же, наоборот, сотворил бы его смертным, то сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его… способным и к тому, и к другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сделал человека свободным и самовластным. («Послание Феофила к Автолику», 11, 27)
Таким образом, Феофил утверждает, что по природе бессмертен один лишь Бог, для человека же выбор смерти или вечной нетленной жизни зависит от него самого. В этом заключается истинно христианское определение человека, как свободного существа, в отличие от платонического учения, согласно которому человек по определению связан уже самим фактом своего материального бытия».
Как мы видим и святоотеческой мысли, которая хотя и испытала сильное влияние платонизма и неоплатонизма, не свойственна мысль о бессмертии души. Бессмертен Бог. Тварь смертна. Все что создано из праха в прах и возвратиться, если не соединиться с Богом и не получит бессмертие и вечную жизнь, как дар от Бога.
Завершить хотелось бы цитатой из труда известного православного богослова митрополита Иоанна (Зизиуласа).
«Душа не является бессмертной по своей природе, потому что она не вечная, но тварная. Следовательно, она тоже подвержена участи творения, если предоставлена сама себе. Мы можем, конечно, говорить о бессмертии души, которое не по природе, но «по благодати», однако это возможно только, если будет допущено логическое противоречие. Тот факт, что душа может быть бессмертной «по благодати», логически не позволяет нам говорить, что она ЯВЛЯЕТСЯ бессмертной, поскольку факт, что она сотворена, означает, что она не бессмертна по своей природе. Фактически если мы признаем, что душа может быть бессмертной по благодати, тем самым мы косвенно утверждаем, что она не такова по своей природе. Действительно, бессмертие по благодати мыслимо, как мы увидим, но зачем ограничивать его только душой? Бессмертие по благодати, когда и где оно торжествует, касается тела и материального мира в целом настолько же, насколько и души. Говорить о бессмертии только касательно души — и только души, — даже по благодати, есть безумие: это означало бы целенаправленно приписывать душе качества ( то есть природные качества) бессмертия. Но Бог не хочет, чтобы были спасены только души, — возможно, именно в этом стоит подоплека идеи бессмертии души, — Он хочет также спасения и сохранения тел и мира в целом. Поэтому если есть бессмертие по благодати — а оно есть, — то не будем ограничивать его душой, потому что обожение касается всего творения, включая материальный мир». (Митрополит Иоанн Зизиулас. «Общение и инаковость» Москва, БИИ, 2012).
Tags: вера, современная церковь, христианство
Бессмертие души согласно православному богословию
Мы уже подчеркнули, что слово «бессмертие» встречается как в Священном Писании, так и в Предании Церкви: в богослужебных текстах и в писаниях святых отцов. Но значение этого термина совершенно отлично значению его в философии. Мы постараемся представить здесь четыре значения, которые имеет слово «бессмертие».
Первое значение бессмертия связано с бессмертием по природе, то есть с тем, что не имеет ни начала, ни конца. В таком смысле по природе бессмертен лишь Бог, потому что Бог не имеет ни начала, ни конца, Он – вечен, Он – за пределами времени и веков. Поэтому в церкви мы поем: «Святый безсмертный…» Апостол Павел о Христе, Который является истинным Богом, говорит так: Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6,16).
Второе значение бессмертия связано с бессмертием по благодати, то есть с тем, когда кто-либо имеет начало, но не имеет конца, потому что Бог даровал ему такую благодать. В таком значении мы говорим о бессмертии души, связанной с вечным. Это означает, что имеющее начало по необходимости имеет и конец. Душа человека сотворена Богом, следовательно, имеет определенное начало, но Бог, творящий душу, желает, чтобы она не имела конца. Бог, таким образом, бессмертен по природе, а душа человека хотя и тварна, но по благодати бессмертна, то есть вечна и не имеет конца. Это происходит потому, что так восхотел Бог. И хотя смертью душа разлучается с телом, по существу, ипостась не разрушается, душа не перестает существовать, но живет и ожидает Второго пришествия Христова, чтобы войти в воскресшее тело. Тогда целый человек будет жить вечно.
Третье значение бессмертия души связано с бытием в ней благодати Божией. Душа существует, но она соединена с благодатью Божией, живет в Боге. Души грешников онтологически тоже существуют, но не имеют обоживающей энергии Божией. Это означает, что души грешников живут вечно, но без Бога. Это является так называемой духовной смертью. Именно в этом значении святитель Василий Великий говорит, что грех – это «смерть бессмертной (души)». Не потому, что душа исчезает, а потому, что, живя, не имеет благодати Божией.
Четвертое значение бессмертия связано с бессмертием всего человека (и душою, и тел ом), когда он вечно приобщается воскресения Христова.
В общем, мы можем сказать, что души людей – и праведников, и грешников – вечны, бессмертны по благодати. Весь человек состоит из души и тела. Ни душа человека не является всем человеком, но только душою человека, ни тело – всем человеком, но только телом человека. Поэтому после исхода из тела душа ожидает Второго пришествия Христова, чтобы войти в воскресшее тело. Тогда весь человек и душою, и телом будет проводить либо бессмертную жизнь во Христе, либо вечность, лишенную причастия просвещающей и обоживающей энергии Божией. Преподобный Максим Исповедник говорит, что праведники будут переживать «вечное благобытие», то есть блаженную вечную жизнь, а грешники – «вечное худобытие», то есть проводить трагическую вечную жизнь.
Противопоставляя это взглядам философии на вечность души, мы вправе заметить, что в вопросе бессмертия души между философией и богословием колоссальное различие. Согласно православному преданию, душа не является нерожденной, нетварной и прежде не существовала в неизменном мире идей. Напротив, она тварна, потому что сотворена в определенный момент. Душа бессмертна не потому, что существовала прежде тела, и не потому, что бессмертие – это ее природное свойство, а потому что так восхотел Бог. С момента ее сотворения Бог даровал ей бессмертие, то есть бесконечность. Бессмертие, таким образом, является свойством души, но не по природе, а по благодати.
В православном предании мы не отделяем диалектически душу от тела, потому что не разделяем дуалистических воззрений, ибо весь человек состоит из души и тела. Душа не является полным человеком, но лишь его душою. Поэтому мы не отдаем первенства душе в противоположность телу.
Если мы присмотримся внимательно, то заметим, что все Таинства Церкви освящают всего человека, состоящего из души и тела. Тело мы не считаем темницей души, но творением Божиим, которое после падения облечено в кожаные ризы, то есть в тление и смертность. Но после воскресения Христова весь человек – и тело – обретает возможность воскресения.
Таким образом, с точки зрения спасения, значение имеет не столько выживание души после смерти, сколько бессмертие по благодати, ибо будут жить и грешники; даже не столько воскресение тел, ибо воскреснут и тела грешников, сколько жизнь во Христе как после смерти, так и после воскресения. Следовательно, бессмертие души и человека в православном учении о спасении (сотериологии) обретает иной смысл. Это не продление жизни, даже не жизнь после смерти, а преодоление смерти, которое происходит в жизни во Христе.
Тело и Кровь Христовы отцы называют «лекарством бессмертия», потому что благодаря им мы обретаем возможность вечной жизни во Христе. Поэтому мы ощущаем бессмертие души как дар Божий и бессмертие – как причастность воскресшему Телу Христову. Если бессмертие рассматривать не с этих позиций, то мы окажемся вне православного богословия во власти философской путаницы, которая оставляет человека неискупленным.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Сразу после сообщений о смерти Чаплина, Кураев вместо некролога опубликовал статью о «Школе вне политики»
Но спустя время протодиакон все же опубликовал ссылку на статью «Комсомольской правды» о кончине Всеволода Чаплина, подписав ее словами:
«На старости она осталась без сына, без детей, без внучат…
О самом страшном в своей жизни она узнала от журналистов».
А после Кураев опубликовал статью, где молодой Чаплин рассуждает о жизни. Протодиакон подписал эту статью странным заголовком «Кто убил этого юношу?».
Напомним, протоиерей Чаплин скончался сегодня после службы в храме у Никитских ворот в 16.30. Публикуем некоторые его цитаты, которые уже стали народными.
«Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи».
«Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».
«Домострой» — это очень достойный памятник нашей христианской мысли. Его пытались опорочить в разных антирелигиозных и политических текстах в советское время. Иногда пытаются опорочить и в постсоветское. Но это потрясающий учебник жизни».
«О сетях быстрого питания»
«А что такого? Ничего страшного в этом не вижу. Я не вижу в этом никакого греха. Сейчас в этой сети (McDonald’s) есть постные продукты. В сети Burger King есть постные бургеры, состав которых мы в свое время изучали и по поводу которых писали письмо в эту сеть, поддерживая появление такого продукта».