Содержание
- Альтернативные системы образования
- Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России
- Пять мифов об альтернативном образовании
- Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.
- Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.
- Альтернативное образование — это всегда традиционная школа «наизнанку».
- Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.
- Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.
- Школы с альтернативной методикой преподавания
- Заочное обучение по индивидуальному учебному плану
- Семейное образование
- Школы разные нужны
- Традиционная система образования
- Развивающая система образования
- Система домашнего образования
- Альтернативная система образования
- Как выбрать нужное?
- Национальный колорит обучения
- Школы
- Путешествия
- Аттестации
- Консервативно-гуманное образование
- Прогрессивное образование
- Самонаправленное образование
- АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Альтернативные системы образования
Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.
1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.
Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.
Альтернативная школа и альтернативные методики образования.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам…
Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…
Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.
Вот несколько наиболее известных:
Западные варианты:
Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…
Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Вальдорфские школы в России можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере и т.д). Есть и минусы — часто в такие школы идут обычные учителя за «длинным рублём», слегка скорректировав свои наработки работы в обычной школе. Результат — подобные отзывы:
— Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным. В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное — его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное — посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви… Маргарита Андреевна, мама 8-летней Вики
Школы «свободного» типа. Яркий пример из Великобритании — Самерхилл.
Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой»:
«Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк — ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь — любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл — это школа, где ребенок знает, что его принимают».
Художественный фильм «Школа «Саммерхилл»/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)
Аналог школы «свободного» типа в России — школа Щетинина.
Данный тип школ характеризуется принципом интерната — во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.
Отечественные варианты альтернативных школ:
Школа-Парк Милослава Балобана
В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.
Школа-парк — образовательная система (полное название — «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения», и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Ярослава Коваленко.
В парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993—2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.
Начальная школа по методике Жохова В.И.
Особенности системы Жохова:
— Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.
— Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.
— Все УРОКИ УЖЕ полностью РАЗРАБОТАНЫ автором программы, что позволяет в точности придерживаться методики.
— Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.
— Никаких воздействий на подсознание.
— Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.
— Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.
— В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.
— В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.
По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят «по другим правилам».
Нормальный первоклассник — это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.
Жохов В.И.
Видео о методике Жохова В.И.:
Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:
Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей , Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.
Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.
Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.
Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».
Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.
Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.
В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.
Больше материалов по системе Базарного: читайте подробную статью Как калечит школа
Видео о методике Базарного: Спасём детей — спасём Россию
Домашнее обучение
Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость… и прочее, и прочее?
Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа — институт — работа — пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.
Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?
Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…
Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!
Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?
Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!
И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?
Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…
Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.
А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?
Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?
Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России
30 и 31 января в Москве состоится конференция «Альтернативное образование в России. 2016». Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.
Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев — консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.
Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным — каким угодно.
Алексей Семёнычевконсультант по вопросам семейного образования
Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили — это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования — одна из самых консервативных.
В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно.
Когда взрослому человеку не нравится работа — он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.
А что, если ребёнку не подходит школа?
Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.
Альтернативное образование — это поиск альтернативы, прежде всего, усреднённому формату системы массового общего образования.
Пять мифов об альтернативном образовании
Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.
Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми — отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.
Алексей Семёнычевконсультант по вопросам семейного образования
Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода — занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.
Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.
Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.
Альтернативное образование — это всегда традиционная школа «наизнанку».
Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное — отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок — и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования — найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.
Анна Девяткасемейный психолог, гештальт-терапевт
И занятия по 40 минут, и предметное расписание — это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками — всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.
Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.
Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача — организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.
Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.
Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу — как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.
Анна Девяткасемейный психолог, гештальт-терапевт
Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.
Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.
Что могут сделать родители, если не хотят водить ребёнка в общеобразовательную школу?
Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.
Школы с альтернативной методикой преподавания
В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов — междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка — свободное распоряжение своим временем.
Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам — практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.
Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.
Рыцарский турнир в одной из вальдорфских школ
Источник: Школа «Путь Зерна»
С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.
Заочное обучение по индивидуальному учебному плану
Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).
Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения — обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить — с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику — решают родители.
Семейное образование
Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.
К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.
В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне.
«О, нет! Я забыла социализировать детей!» Сторонники образования вне школы с юмором относятся к реакции окружающих.
Получается интересная картина: если раньше тон альтернативному образованию задавали педагоги-новаторы, привлекая и восторженные, и скептические взгляды, то теперь, похоже, инициатива перешла к родителям. Из пассивных потребителей образовательных услуг они превратились в активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.
Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов — учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.
В оформлении материала использованы кадры из к/ф Клуб «Завтрак», 1985 г., США.
Школы разные нужны
Прошли те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Огромное разнообразие учебных заведений ставит сегодняшних родителей перед сложным выбором. Хочется дать ребенку современное образование, но со старыми традициями, определить его в престижную школу — и при этом не ездить каждый день через всю Москву.
Вопросы, вопросы, вопросы — а на дворе уже весна, и совсем скоро в школах начнутся собеседования с претендентами на звание «первоклассник-2003″…
Сегодня в Москве существует несколько систем образования, и с особенностями каждой из них стоит ознакомиться до того, как вы перейдете к вопросу выбора типа образовательного заведения и конкретной школы для вашего ребенка.
Традиционная система образования
Существующая с советских времен и накопившая богатейший опыт работы, она ставит своей целью развитие личности учащихся, однако реально внимание уделяется образованности.
Особенности данной системы образования таковы (кто-то может считать их положительными, а кто-то отрицательными — наверное, в этом и состоит вся прелесть нынешнего времени):
- Годами выверенная программа и учебный план.
- Четко сформулированы требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения.
- Классная поурочная система.
- Строго определенная роль учителя и ученика.
- Учет успеваемости по балльной системе.
- Разработанная учебная и методическая литература.
- Дается фундаментальное образование по основным предметам.
На традиционную систему опираются такие типы учебных заведений, как общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и некоторые частные школы.
Основа традиционной системы обучения — средние общеобразовательные школы. Учат всех детей, без отбора, и, значит, можно говорить о том, что ориентирована такая школа на массового ученика. Однако из этого не обязательно следует, что способный ребенок затеряется среди всех остальных. Хороший учитель и в переполненном классе видит каждого неординарного ученика.
Часто бывает, что различные нетрадиционные методики, развивающие или авторские программы «приживаются» в таких школах. Но они не складываются в систему и затрагивают один или несколько предметов. В таких случаях в школу обычно идут «на учителя».
Если номер школы меньше 100, значит, это учебное заведение с давними традициями и расположено, как правило, в центре Москвы.
Школа может иметь определенный профиль — экологический, эстетический, экономический или какой-либо еще. Это значит, что здесь углубленно изучаются соответствующие предметы, ведется факультативная работа, учащиеся принимают участие в различных проектах.
Название «школа с углубленным изучением отдельных предметов» говорит само за себя. Будьте готовы к тому, что начиная с 8-9-го класса (а иногда и с 5-го) начинается углубленное изучение определенных предметов.
Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением иностранного языка отличаются тем, что язык начинает изучаться с 1-го класса, а прием в школу может проходить на конкурсной основе. Такие школы имеют номера, начинающиеся с 13….
Полезно знать, что за каждой общеобразовательной школой закреплен микрорайон, для всех детей которого в ней приготовлено рабочее место, комплект учебников, заказано финансирование. Уточнить, к какой школе относится ваш дом, можно в управлении образования соответствующего округа:
Традиционные общеобразовательные школы работают по федеральному комплекту учебников и обеспечиваются ими через школьную библиотеку бесплатно. Учебники других авторов приобретаются родителями.
Гимназии заинтересуют тех родителей, чьи дети проявили себя к окончанию начальной школы, как способные к активному интеллектуальному труду. Гимназия состоит из 5-11-х классов и представляет учащимся возможность получить универсальную общеобразовательную подготовку на гуманитарной основе (с расширенным и углубленным изучением русского языка, литературы, истории, а также не менее двух иностранных языков) и с повышенным уровнем сложности. Каждая гимназия сама определяет, какие предметы и курсы будут включены в учебный план. Выпускники гимназий получают аттестаты установленного образца с указанием вида учебного заведения.
Чтобы поступить в гимназию, необходимо отучиться на подготовительных курсах, так как вступительные экзамены состоят из заданий, не входящих в программу средней общеобразовательной школы для данного возраста.
При некоторых гимназиях организованы прогимназии (начальная школа), комплектование которых проходит на конкурсной основе.
Лицеи схожи с гимназиями тем, что ориентированы на обучение детей со сформированными интересами и наклонностями. Но лицей состоит только из старших классов. Они работают по индивидуальному учебному плану и программам. Между лицеем и профильным вузом может существовать договор о зачислении выпускников без вступительных экзаменов.
Гимназии и лицеи были созданы на базе средних общеобразовательных школ, отличающихся высокими результатами, и сегодня считаются элитными учебными заведениями.
Гимназии ищите под номерами, начинающимися с 15….
Некоторые общеобразовательные школы имеют гимназические и лицейские классы. По своим целям и задачам они соответствуют гимназии или лицею. Закончив школьное обучение в таком классе, ребенок получит аттестат с указанием предметов углубленного обучения.
Частные школы и пансионы дают общее среднее образование. Однако прежде чем довериться частной школе, познакомьтесь с ее уставом, поинтересуйтесь наличием аккредитации (дает право частной школе выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца).
Большинство частных школ являются школами полного дня, что устраивает многих родителей, занятых с утра и до вечера на работе. Но не стоит забывать, что в российских частных школах в отличие от западных, как правило, нет культа знаний и результаты образования зачастую далеки от совершенства.
Развивающая система образования
Наибольшее признание среди педагогов московских школ получила система Л.В. Занкова. Обучение строится на более высоком уровне трудности и идет в быстром темпе. На уроках нет знакомства с правилами в готовом виде, не ищите их и в учебниках — они выводятся учениками вместе с учителем по ходу работы, в самостоятельном поиске.
Если учитель обычной начальной школы пытается использовать принципы развивающего обучения применительно к какому-то одному предмету, будьте настороже: ребенок может получить серьезную перегрузку, и только.
Кстати. Институт инноваций в образовании имени Л.В. Занкова выпустил удивительные учебники по литературному чтению В.А. Лазаревой, которые можно порекомендовать для разностороннего развития любого ребенка, независимо от того, в какой школе он учится.
С 1958 года в московских школах внедряется система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Особенностью этой концепции является дискуссионная форма работы, в ходе которой дети сами открывают содержание учебных предметов.
В качестве примера можно привести школу № 91 (Поварская, 14). Обучение в начальной школе этой гимназии идет именно по системе Эльконина-Давыдова. Здесь не дают знаний в готовом виде, а создают условия для поисково-исследовательской деятельности, в результате которой ученики сами делают выводы и открытия. Чтобы каждый ребенок мог сформировать свою точку зрения, в этой школе по 5-й класс включительно отказались от отметок.
В полном объеме работа по самым известным развивающим системам (обучение по Занкову и обучение по Эльконину-Давыдову) проводится лишь в начальной школе.
Образовательная система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова тоже строится на основе развивающего обучения. Специфика ее в том, что иностранный язык идет с 1-го класса, физика — химия — биология — география — синхронно с 7-й по 9-й класс. Математика до 9-го класса включительно. Получается, что ученик завершает базовое образование в 9-м классе, а 10-11-е классы отводятся на профильное лицейское образование. По такой системе работают школы №№ 46, 202, 290, 365, 408, 612, 778, 863, 1288.
К системе развивающего образования примыкают и школы работы с одаренными детьми. В Южном учебном округе работает школа-лаборатория № 1624 «Созвездие» по развивающей системе «Одаренный ребенок» (396-43-50). В гимназии «Школа Ломоносова» № 1530 (268-09-01) разрабатываются педагогические технологии работы с одаренными детьми, а в лицее № 1524 вплотную занимаются не только методикой работы, но и психологической поддержкой и консультированием. В ЮЗУО находится бесплатная общеобразовательная «Лига школ» № 1199 для одаренных детей (427-51-98).
К развивающей системе образования относится и адаптивная модель школы Ямбурга — система непрерывного образования (Центр образования № 109, тел. 434-51-08, директор Е.А. Ямбург). Обучение в такой школе делится на модули:
детский сад и шестилетки — на базе детского сада;
начальная школа — 1-5-й классы.
5-й класс относится к начальной школе. Это объясняется тем, что в этом возрасте ребенок претерпевает половое созревание, которое накладывается на стресс перехода в среднюю школу. В модулях «детский сад» и «начальная школа» работа идет по двум системам: вальдорфской и монтессорианской (термины Е.А. Ямбурга). О них разговор пойдет ниже.
6-9-е классы — основная школа с гимназическими, общеобразовательными и классами педагогической поддержки;
9-11-е классы — старшая школа.
В школе придерживаются государственных стандартов, но выходят к ним к концу обучения. Следует сказать также о том, что каждый модуль находится по отдельному адресу. Модели адаптивной школы отрабатываются в более чем 10 школах ЮЗУО.
Система домашнего образования
Была развита в России в XVIII-XIX веках и являлась обязательным этапом для учащихся, желающих продолжить учебу в гимназии, университете или поступить на военную службу. После 1917 года домашнее образование стало компенсировать недостатки основной образовательной системы.
Законом об образовании РФ (1992 г.) предусмотрена возможность получения общего образования в семье с правом на государственную аттестацию. Дети, которые получают образование дома, должны быть зачислены в школу по месту жительства на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбранной формы обучения. «Личное дело» ребенка сохраняется в школе на протяжении всего срока обучения. Школа должна предоставить ему все учебники. Порядок перехода на семейную форму обучения определен приказом Министерства образования РФ № 225 от 27.06.94 г.
Сегодня традиции домашнего образования возрождаются. Примером домашнего (семейного) образования может служить семейно-педагогический центр «Очаг» (ЮУО, тел. 314-53-52), имеющий 13-летний опыт работы. Здесь ученику помогут пройти программу начальной школы в сроки, соответствующие его развитию, дадут методические рекомендации по предметам базовой программы школы. Закончив обучение в начальной школе, ребенок может вернуться к традиционной форме обучения или продолжить заниматься в центре.
Но не стоит путать систему домашнего образования с надомным обучением. Последнее организуется для хронически больных учащихся по заключению медицинского учреждения и обеспечивает их воспитание, обучение и социальную адаптацию.
Здесь же стоит упомянуть о системе коррекционного обучения. В коррекционную школу направление дается медико-педагогической комиссией округа. В ЮУО создана уникальная модель образовательного учреждения — оздоровительная школа-лаборатория № 1998 «Лукоморье» (тел. 341-21-10) для детей с сохранным интеллектом, имеющих хроническую патологию в физическом развитии.
Альтернативная система образования
За основу была взята идея Л.Н. Толстого о том, что школа должна создаваться для ребенка и помогать его свободному развитию. Но, как известно, нет пророка в родном отечестве. Поэтому в России и прежде всего в Москве созданы образовательные системы и школы, использующие учения итальянки Марии Монтессори, француза Селестена Френе, американца Дональда Ховарда, немца Рудольфа Штайнера.
М.Монтессори сначала разработала методику обучения детей с отклонениями в умственном развитии. Затем распространила ее на обучение всех детей. До середины 20-х годов прошлого века в России существовали школы Монтессори, но затем они были закрыты, как не отвечающие требованиям по воспитанию борцов за светлое будущее.
Основной упор в Монтессори-педагогике делается на организованную среду: например, в детских садиках по системе Монтессори одно помещение полностью занято специальными дидактическими материалами. Монтессори-педагог — воспитатель или учитель — определяет индивидуальные периоды развития каждого ребенка и предлагает ему наиболее подходящие занятия. Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им сегодня удалось узнать нового.
В Москве около полусотни детских садов и начальных школ, имеющих группы и классы, работают по данной методике. Однако средних Монтессори-школ пока нет.
Система С.Френе, французского деревенского учителя, близка принципам Монтессори-педагогики, поэтому останавливаться на ней подробно не будем.
Если вам встретится школа с названием «Школа завтрашнего дня», а их в Москве около десяти, знайте, что будущий ученик будет иметь дело с системой Р.Ховарда, американского доктора педагогики. Школьный день в таких школах делится на две части: первая половина дня отводится американским программам, которые, кстати, ведутся на английском языке, и включает в себя 5 основных курсов: математика, английский язык, социальные науки, словообразование, естественные науки. Вторая половина дня — русская. У каждого ученика есть план на неделю, нет учебников, а есть серия тетрадей. Закончив одну из них и выполнив заключительный тест, учащийся переходит к следующей. За обучение по системе, которая похожа на самообразование, придется платить, и немало. Сегодня некоторые специалисты признают систему Ховарда сомнительной.
Вальдорфская педагогика основана на теории немецкого философа Рудольфа Штайнера и, как правило, представляет единую систему «детский сад — школа». До 7 лет предпочтение отдается физическому развитию, а воспитание основано на подражании и примере — дети играют, рисуют, поют до тех пор, пока не возникнет вопрос о чем-либо. Особенности этой системы таковы:
- Есть перечень предметов и примерное количество часов.
- Продолжительность уроков 1,5-2 часа.
- Учебников нет, а тетради большого формата и нелинованные.
- Отметок нет, но по заявлению родителей они могут быть выставлены при окончании школы.
- Чтобы получить аттестат для поступления в колледж или институт, сдают экзамены. Для поступления в университет требуется еще один год обучения.
- Как правило, школы, работающие по этой системе, негосударственные.
Общее для всех альтернативных систем — образование основано на интересах ребенка, учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого ученика. Однако получение систематических, базовых знаний в различных областях (которые дает традиционная школа) весьма проблематично.
Как выбрать нужное?
Это не так уж сложно, если найдете ответ вопрос: что вы хотите получить от школы, какого результата ждете? Не забывайте, что самое главное — учесть, подходит ли выбранная вами школа вашему ребенку.
И еще. Не стремитесь в соответствующую школу только из-за того, что многие ваши знакомые находят ее престижной.
Не считайте выбор школы «окончательным и бесповоротным» — может поменяться место жительства, изменятся интересы ребенка или появятся его ранее скрытые способности. Научитесь меняться вместе со своим малышом, будущим первоклассником.
Национальный колорит обучения
Возможно, вас заинтересуют школы, работающие по национальным традиционным образовательным системам. Иногда такие школы носят название «школа с этническим компонентом». Вот некоторые из них:
1086 — с корейским компонентом образования;
1110 — с армянским компонентом;
1311, 1621, 1871 — с еврейским компонентом;
56 — российско-турецкая школа;
772 — российско-турецкая начальная школа;
1948 — китайско-английская школа;
335 — российско-норвежская (выпускники получают два аттестата об окончании);
1247 — литовская школа;
1680 — грузинская школа;
1842, 514, 838, 112 — школы со славянским и русским компонентом.
Ирина Коноплясова,
учитель начальных классов школы № 1304, г. Москва
Статья из мартовского номера журнала.
Автор Анна Козлова, источник О школе и людях
Давайте договоримся: “альтернативное образование” — это всё, что хоть чем-то отличается от привычной нам школьной системы. И в одних случаях оно отличается по форме, а в других — по содержанию.
Например, если ребенок учится дома сам, но строго по школьной программе — то форма образования альтернативная, а по сути, то есть по содержанию, всё как в обычной школе.
А если он ходит в школу, но вместо того, чтобы параграфы конспектировать, заворачивается в простыню и разыгрывает суд над Сократом, — тогда это уже содержание образования альтернативное.
О содержании образования можно разговаривать бесконечно. Каждый человек, который открывает школу или учит своих детей, по-своему отвечает на вопрос, зачем это нужно. Поэтому все школы, которые не под копирку сделаны, очень разные — по подходам, по атмосфере, по результатам. И семейное образование тоже в каждой семье своё.
А форма образования — это чисто техническая сторона процесса. Как всё организовано: где ребенок учится, сколько это стоит и как он сдает аттестации. Об этом я расскажу за один раз, потому что вариантов не так много.
Вот они:
Школы
Начать надо с того, что государственные школы могут быть альтернативными. В таких школах у детей больше свободы, а у учителей — возможностей экспериментировать. Насколько я знаю, в 90-е был их расцвет, а сейчас они переживают не лучшие времена, и неизвестно, насколько придерживаются заявленных принципов. Но всё же они есть: демократическая Школа самоопределения имени Тубельского; школа №1561 с принципами гуманной педагогики Шалвы Амонашвили; больше можно посмотреть например в обсуждении на фейсбуке.
Учеба в таких школах бесплатная, или недорогая по сравнению с частными школами, и они принимают аттестации.
Ещё у обычных государственных школ есть опция учиться на очно-заочной или заочной форме. Это значит, что можно выбрать, на какие уроки в школу ходить, а какие осваивать самостоятельно; или вообще не ходить, всё сдавать экстерном, но всё равно числиться в школе, ездить с классом на экскурсии и ходить в столовую за булочками.
Есть частные школы, и их уже заметно больше — с методиками и подходами на любой вкус. Навскидку: сеть Вальдорфских школ; отдельные авторские инициативы как Ковчег-XXI; свеженькие прогрессивные школы типа Новой; и не только.
Это школы уже стоят, как правильно, немаленьких денег, и у них есть гос. аккредитация, чтобы принимать аттестации.
Семейные школы обычно скромнее и меньше, чем частные. Их открывают родители для своих детей или педагоги-энтузиасты — находят помещение, набирают маленькие классы, и всё делают своими руками. Почти никто не ставит цель заработать на таком проекте. Примеры маленьких уютных пространств — Нос, Школа фонариков или Ирис. На сайте журнала «Семейное образование» и на сайте «Альтернативное образование в России» есть каталоги альтернативных школ и семейных клубов.
Стоят они по-разному, но существуют в любом случае за счёт ресурсов родителей, будь то деньги или время. Поскольку аккредитации нет, аттестовываться нужно где-то в другом месте — об этом ниже.
Главная идея тут в том, что родители берут на себя ответственность за образование ребенка, и соответствующим образом оформляют это юридически.
А как дальше организовать учебу, вариантов масса: родители учат ребенка сами по школьной программе или по какой-то другой; нанимают репетиторов; присоединяются к семейному клубу (например Кайманчик); или вообще не пристают к ребенку ни с какой учебой. Чаще всего, конечно, комбинируют разные варианты, чтобы получить то, ради чего они всё это затеяли.
Цена вопроса, как и сдача аттестаций, в каждом случае индивидуальна.
Путешествия
Выношу отдельным пунктом, чтобы подчеркнуть то, как это невероятно круто — учиться у целого мира.
Можно прям всей семьёй поехать колесить по свету, и учиться в непосредственном контакте с разными людьми и культурами — это называется Worldschooling. Вот одна такая семья рассказывает, как это у них организовано.
А если родители остаются дома, то у ребенка есть возможность присоединиться к какой-нибудь travelling school, например Think Global School. Он будет исследовать по 4 страны в год, лазать по горам, выращивать деревья и ходить в гости к Ричарду Бренсону, а вы пока спокойно работайте в своем уютном офисе)
Аттестации
Итак, если ребенок учится в неаккредитованной школе или на семейном образовании, то есть несколько вариантов, как ему сдавать аттестации:
- Прикрепиться в государственной школе и сдавать там — в этом случае придётся играть по их правилам и отчитываться перед ними так часто, как они этого потребуют.
- Прикрепиться к частной аккредитованной школе, лояльной к семейному образованию — например, многие в Москве сдают экзамены в Монтессори-школе Наши Пенаты.
- Аттестовываться в онлайн-школе, как Экстерн-офис или Фоксфорд.
В каждом случае есть выбор — по-честному готовиться к аттестациям или относиться к ним чисто номинально и не тратить на них силы. Это уже зависит от конкретных задач семьи и ребенка.
А ещё, кстати, по закону можно до 9-го класса вообще нигде формально не числиться, и прийти в школу за всю жизнь только 2 раза — сдать аттестации за 9 и 11 класс. Немногие на это решаются, да и не всем это нужно.
Пожалуй, с формами образования всё. Не запутались?) В следующий раз поговорим о содержании, там всё гораздо интереснее.
В прошлый раз я прошлась по разным формам образования. Их немного: альтернативные государственные, частные и семейные школы, семейное образование и учеба в путешествии. В плане организации сложно придумать что-то кардинально новое.
А вот содержание, то есть что происходит внутри этих школ и нешкол — гораздо более интересный и непростой вопрос. Разных методик полно: Монтессори, Вальдорф, Реджио, система Жохова, школа-парк, анскулинг, неформальная педагогика…
Сразу разобраться, чем они все друг от друга отличаются, сложно. Поэтому давайте для начала объединим все возможные подходы к образованию детей в три больших направления: консервативно-гуманное, прогрессивное и самонаправленное.
Консервативно-гуманное образование
Тут всё просто. Сюда относятся те случаи, когда дети учатся по стандартной школьной программе или около того, но отношение к ним другое, чем в обычной школе.
Это школы, практикующие гуманный подход Шалвы Амонашвили, и все школы и семьи, которые пока не готовы на глобальные эксперименты, но хотят делать что-то по-другому.
Отличия от школы выглядят по-разному. Например, вместо того чтобы подчеркивать красным ошибки, учителя обводят зеленым правильные ответы. Или к стандартной учебе добавляются духовные, религиозные, философские грани. Или в классе индивидуальный подход, каждый учится в своем темпе, дети проявляют инициативу, творят, поют песни, ходят во время урока, объединяются в группы, сильные помогают отстающим, нет оценок, уроки другой длины, классы маленькие — но в итоге все всё равно осваивают один и тот же стандартный материал.
В результате такого образования академические знания у детей на уровне школы, но свободы и возможностей для развития больше.
Прогрессивное образование
Большая часть альтернативных методик относится сюда.
В каждой из них есть своё представление о том, чему и как нужно учить детей. И в соответствии с этим создатели методики или организаторы школы разрабатывают свою программу — выбирают предметы, их последовательность, взаимосвязь и глубину. Например, школа Илона Маска Ad Astra специализируется на математике, естественно-научных и технических дисциплинах и информационных технологиях, а музыку и языки дети вообще не изучают. А в вальдорфской педагогике наоборот: творчество, иностранные языки и музыка считаются самыми важными дисциплинами для развития эмоционально зрелых личностей.
Основа всех прогрессивных подходов — крутые учителя, они же психологи, они же методисты, они же мастера на все руки. Таких преподавателей готовит программа Учитель для России, таких ищут или выращивают сами современные частные школы Новая школа, Хорошкола и Летово и маленькие альтернативные школы.
В той же вальдорфской системе один учитель ведет почти все предметы до 7-го класса. Идея такая: если мы требуем, чтобы один ребенок владел всем этим материалом, то и один учитель тоже может. А заодно он поёт, вяжет, играет на флейте и знает миллион историй.
А в Монтессори учитель — искусный наблюдатель, который не вмешивается без нужды, но четко отслеживает, как развиваются дети, что их мотивирует и как меняются их интересы. И в соответствии с этим помогает им учиться наилучшим образом.
Помимо высококлассных учителей, в прогрессивной школе есть тьюторы, собственные учебники, лаборатории, проекты, выходы в реальный мир и всё остальное, что ей нужно для достижения своего «зачем».
В идеале в результате такого образования академические знания и навыки детей качественнее и глубже, чем после обычной школы.
Самонаправленное образование
Между понятиями “самонаправленное образование” и “анскулинг” есть разница, но пока для простоты давайте считать, что это примерно одно и то же.
В этом подходе нет вообще никакой программы. Ребенок свободен делать и исследовать то, что ему хочется. Его направляет природное любопытство, и каждый момент времени он выбирает то, что актуально для него прямо сейчас.
Некоторые дети, которые учатся дома на семейном, растут именно так. Их родители верят в то, что жизнь — сама по себе прекрасная возможность учиться, и не нужно привносить в неё искусственно организованные занятия.
Но есть и школы с такими же принципами. Самая старая и известная — Садбери Вэлли. Там есть учителя, но нет уроков — дети целыми днями занимаются тем, что им интересно, и приходят к учителям со своими вопросами, когда сами захотят. В России несколько школ, например Перемена, работают по модели школа-парк — уроки есть, но дети сами решают, на какие из них идти и идти ли вообще. А в Подмосковье есть пространство по модели Садбери Вэлли, оно называется У.Дача. Там ни уроков, ни учителей — по утрам родители с детьми собираются на общий круг и каждый объявляет, чем он сегодня будет заниматься. И занимается.
Организаторы У.Дачи пишут, что детям гораздо легче найти себе занятие и наслаждаться процессом, чем взрослым со своей закаменелой установкой “мне нужны цель, план и результат”)
Академические результаты такого образования непредсказуемы — где-то будут зиять огромные провалы с точки зрения “базового набора знаний”, а что-то будет изучено глубоко и всесторонне. Главное, что чаще всего эти дети, вырастая, прекрасно умеют прислушиваться к себе и знают, чего хотят. И если им для достижения целей не хватает каких-то знаний, то восполнить пробелы — не проблема.
Вот такие три разных подхода: гуманно-консервативный по школьной программе, прогрессивный по своей программе и самонаправленный вовсе без программы. Иногда они сочетаются в пределах одной школы или семьи: например, математика строго по программе, естественно-научные предметы одним блоком углубленно и целостно, и много свободного времени на самостоятельное познание мира, игры, общение и творчество.
А какой подход ближе всего к ценностям вашей семьи?
Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.
Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.
Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.
Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:
- Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
- Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
- Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
- Учиться можно в любой среде — необязательно в классе.
- Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и творческое мышление.
- Обучение — это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
- Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
- Учеба — пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.
Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».
Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:
- Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
- Школы для учеников со специальными потребностями.
- Независимые частные школы.
- Школы с эмоциональным уклоном.
Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.
Магнитные школы — это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).
Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.
Беспокойства родителей
Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:
- ребенок необычайно одарен;
- имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
- ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
- он не может учиться по состоянию здоровья;
- поведение ребенка становится саморазрушительным;
- он имеет эмоциональные и психические проблемы.
Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.
Недостатки альтернативных школ
Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:
- дорогостоящее обучение;
- занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
- есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
- не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
- школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
- не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.
Преимущества альтернативного образования
Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.
И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:
- Меньшие размеры классов. Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
- Более гибкие графики и требования. Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
- Основатели школы действительно заинтересованы в учениках. По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
- Широкое разнообразие методов обучения. В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
- Нетрадиционные методы оценивания. Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
- Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика. Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким эмоциональным интеллектом.
- Учащиеся редко прогуливают. И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.
Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.
Альтернативные школы в России
В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.
В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.
Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Смотреть что такое «АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:
-
Альтернативное обучение — обучение с применением новых технологий, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически… … Педагогический терминологический словарь
-
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ — применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые… … Профессиональное образование. Словарь
-
Альтернативное обучение — применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
-
Обучение альтернативное — см. Альтернативное обучение … Педагогический терминологический словарь
-
Школа Михаила Щетинина — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
-
ИЛЛИЧ ИВАН — (Illich, Ivan) (1926 ) родившийся в Вене философ, сторонник доктрины свободы воли, социальный критик и одно время священник римско католической церкви, в настоящее время обосновавшийся в Мексике, чей провокационный критический анализ… … Большой толковый социологический словарь
-
Дания — (Denmark) История Дании, физико географическое положение Дании Административное деление Дании, внешняя политика Дании, национальная кухня Дании, экономика Дании, культура Дании, Копенгаген Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2.… … Энциклопедия инвестора
-
Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора
-
ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — (30 июня 1811 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения… … Православная энциклопедия
-
Аутизм — Детский аутизм … Википедия