«для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев» (Книга Исход 26:18-23)
Таким образом вход в Скинию оставался с востока, а Святая Святых — располагалась на западе.
Так же по образу скинии сориентированы были Первый и Второй Храмы.
«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Псалтирь 88:35)
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Св. Евангелие от Матфея 5:17)
Первый Храм Гроба Господня, построенный Святой Еленой и освященный в 335, имел странную ориентацию. Алтарь был обращен на запад, но входы были с востока и с юга.
«Когда христиане получили возможность строить церкви, они сперва ставили их по-прежнему — “лицом”, входом на восток. Алтарь, где находится престол для совершения литургии, оказывался при этом на западе. Из 34 церквей, построенных в правление Константина Великого до 420 года, три четверти имели апсиду на западе и только четверть — на востоке»
Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), говоря о том, что молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу, отмечает: «По этой причине древнейшие храмы обращены были входом к западу, чтобы люди, стоя напротив изображений, привыкали обращаться лицом к востоку» («Строматы», кн. VII, гл. 7, § 43). Об обращении к востоку при молитве говорят затем и другие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 12)131. В древнерусских хронографах встречается специальная статья, озаглавленная: «Указ чесо ради покланяемся на восток».
Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Как известно, алтарная апсида в христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это специально регламентируется в так называемых «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй .половины IV в. 133 Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная связь с восходом солнца: при закладке храма обычно оказывается актуальной не столько ориентация по странам света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое, как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца). А так как храмы закладывались весной, часта ориентация на северо-восток. Например, Шартрский собор.
Исключение представляют древнейшие западные церкви — главным образом римские и североафриканские, — ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в.
Ориентация Собора Св.Петра прекрасно видна на гуглмапе и подобных.
И, наконец главная цитата по теме (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»):
О поклонении на восток
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа.
Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8 ); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище (см. Лев. 16, 14). И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока (см. Чис. 2, 3). А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток. Это же – незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам, не изложив письменно.
Тест по мхк 10-й класс «Византия-Древняя русь»
ФИО _____________________________________________________ класс _______________________________
-
Столица Византии:
А) Рим
Б) Константинополь
В) Афины
-
Как византийцы называли свою столицу?
А) Новый Рим
Б) Зрелый Рим
В) Поздний Рим
-
На какую сторону света ориентированы храмы?
А) юг
Б) восток
В) запад
-
Как переводится слово «икона»?
А) лик
Б) образ
В) портрет
-
Как называется христианское вероисповедание, отклоняющееся от общепринятой веры?
А) ересь
Б) ерунда
В) атеизм
-
6.Как называется полукруглая пристройка на востоке храма?
А) алтарь
Б) апсида
В) анафема
-
Найдите лишнее: в Византии были распространены следующие типы храмов:
А) базилики
Б) крестово-купольные
В) крипты
-
4. На чём пишут иконы?
А) на досках
Б) на бумаге
В) на холсте
-
5. Как называется комната, образованная рядами колонн в храме?
А) зал
Б) неф
В) коридор
-
7. Что символизирует 1купол на храме?
А) Бога
Б) небо
В) чины евангелистов
11. Иконы располагали
А) на городских воротах
Б) в красном углу избы
В) в соответствующем ряду иконостаса
12 Почему в просторечии иконы называют «образами»
А) икона отражает образ души верующего человека
Б) отражает образ мира, созданный богом
В) икона образным (символическим языком) рассказывает о смысле жизни
13 В основе древнерусской иконописи лежит принцип
А) обратной перспективы
Б) линейно-воздушной перспективы
В) не учитывает правила перспективы совсем
14. .Создание иконы – это труд (как правило)
А) многих людей
Б) одного человека
15. Назовите общие черты всех храмов:________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
16. Назовите самый величественный собор Киева, с которого начался новый этап зодчества древней Руси
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Назовите трех самых выдающихся иконописцев Древней Руси. С каким из княжеств связано творчество каждого из них?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
19. Перечислите типы русских храмов
1)______________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________
4)______________________________________________________________________
5)______________________________________________________________________
20. Купол, закомары, аркатурный пояс, апсида.
Каких элементов архитектуры не хватает? Назовите их:
________________________________________________________________________________
Ключи
Искусство Византии и Древней Руси
-
Б
-
А
-
Б
-
Б
-
А
-
Б
-
В
-
А
-
Б
-
Б
-
А,Б,В
-
Б
-
А
-
А
-
купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня
-
Храм Святой Софии (Мудрости Божьей) в Киеве
-
Феофан Грек – Новгородское; Андрей Рублев – Московское; Дионисий – Московское
-
Храм Покрова на Нерли
-
Крестово-купольные, шатровые, ярусные, храмы-ротонды, храмы – корабли
-
Барабан, портал
Прочитав статью http://rodline.livejournal.com/43000.html мне захотелось посмотреть в программе Гугл-Планета Земля ориентацию других храмов Екатеринбурга.
Был взят файл отсюда — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya/ с готовыми направлениями на прошлый и позапрошлый полюса разных исторических сооружений — чтоб легче было сравнить.
Проверены некоторые храмы нашего города. Осевая храма это — запад-восток то есть на западе вход в храм, соответственно алтарь на востоке. И перпендикуляр к этой линии даст направление Север-Юг.
Что выяснилось:
Вознесенская церковь на Вознесенской горке:
имеет направление на современный Северный полюс
Храм Рождества христова на Уралмаше
Имеет направление на современный Северный полюс
Храм Успения Богородицы на Визе (восстанавливающийся)
имеет направление на современный Северный полюс
Храм Иоанна Предтечи
почти имеет направление на современный Северный полюс,
если присмотреться — ось отклонена чуть вправо от основного направления
или так — если присмотреться то центральный стадион ориентирован точно по оси храма Север-Юг и тоже чуть виден наклон
но скорее всего это некритично.
Вознесенская церковь и храм Иоанна Предтечи, храм Рождества христова на Уралмаше и храм Успения Богородицы на Визе имеют направление на современный северный полюс. То есть это самые молодые храмы, и если верить теории смещения полюсов — то они построены позднее чем 400-500 лет назад.
Храм Александра Невского
и весь комплекс Ново-Тихвинского монастыря (включающий и восстанавливающиеся храмы
— церковь всех скорбящих Радосте и др. )
направлены на прошлый полюс в Небраске и более древние чем предыдущие.
как и было уже показано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html
Если сравнить по внешнему виду Собор Александра Невского и Исакиевский в Питере -то мы
видим очевидное сходство — это центральный купол большего размера и по бокам 4 маленьких купола, ну и характерная колоннада. И Исаакиевский собор, указывает также
на прошлый полюс в Небраске — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya-2/.
Также и Крестовоздвижеский собор у нас указывает на прошлый полюс.
То есть эти храмы более древние чем первые и их фундаменты были заложены до последнего сдвига полюсов то есть им 400 — 500 лет и более. (по версии http://memocode.asia/)
Оказалась самой древней (по ориентации) Михайловская церковь в Кировском районе города,
она указывает на позапрошлый полюс в Гренландии
(как и было сказано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html).
Вероятно она построена на древнем фундаменте какого-то возведенного очень давно (а именно от 700-1000 лет) сооружения, какого именно — мы не знаем.
Не случайно Михайловский храм расположен более близко (Кировский район) к озеру Шарташ нежели другие храмы города.
Рассмотрим также направление собора Святой Живоначальной Троицы, той церкви, что непосредственно на побережье оз. Шарташ и находится на улице Проезжей.
Это бывшая старообрядческая церковь, при советском строе превращенная в кинотеатр, а потом в 2000 годы вновь отстроенная, сейчас действующая.
Вот ее результат — Север-Юг прямо скажем, непонятный.
Линия вверх — это Север-Юг, под 90 град — это Запад-Восток.
Линия перпендикулярная оси алтаря указывает куда-то в сторону и проходит с правой стороны современного северного полюса куда то к Восточно — Сибирскому морю.
И мы видим как линия этой близкой к озеру церкви отличается от всех остальных линий в городе
Почему бы? А линия алтаря данного храма проходит чуть выше Красной горки (http://dged9.livejournal.com/3440.html)
Такое вот интересное, но непонятное расположение данного храма.
Если допустим предположить что это в древности был храм Митры или зароострийцев и направлен он должен алтарем на юг…..Но тоже получается что-то не то. Значит остается предположить что старообрядцы просто при строительстве немного промахнулись с направлением алтаря и вымеряли его по компасу — по магнитному полюсу.
Файл с направлениями осевых храмов — https://cloud.mail.ru/public/LfZg/6HTS1THZ3
Продолжение следует.
Комментарии 0
Прочитав статью http://rodline.livejournal.com/43000.html мне захотелось посмотреть в программе Гугл-Планета Земля ориентацию других храмов Екатеринбурга.
Был взят файл отсюда — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya/ с готовыми направлениями на прошлый и позапрошлый полюса разных исторических сооружений — чтоб легче было сравнить.
Проверены некоторые храмы нашего города. Осевая храма это — запад-восток то есть на западе вход в храм, соответственно алтарь на востоке. И перпендикуляр к этой линии даст направление Север-Юг.
Что выяснилось:
Вознесенская церковь на Вознесенской горке:
( Collapse )
имеет направление на современный Северный полюс
Храм Рождества христова на Уралмаше
Имеет направление на современный Северный полюс
Храм Успения Богородицы на Визе (восстанавливающийся)
имеет направление на современный Северный полюс
Храм Иоанна Предтечи
почти имеет направление на современный Северный полюс,
если присмотреться — ось отклонена чуть вправо от основного направления
или так — если присмотреться то центральный стадион ориентирован точно по оси храма Север-Юг и тоже чуть виден наклон
но скорее всего это некритично.
Вознесенская церковь и храм Иоанна Предтечи, храм Рождества христова на Уралмаше и храм Успения Богородицы на Визе имеют направление на современный северный полюс. То есть это самые молодые храмы, и если верить теории смещения полюсов — то они построены позднее чем 400-500 лет назад.
Храм Александра Невского
и весь комплекс Ново-Тихвинского монастыря (включающий и восстанавливающиеся храмы
— церковь всех скорбящих Радосте и др. )
направлены на прошлый полюс в Небраске и более древние чем предыдущие.
как и было уже показано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html
Если сравнить по внешнему виду Собор Александра Невского и Исакиевский в Питере -то мы
видим очевидное сходство — это центральный купол большего размера и по бокам 4 маленьких купола, ну и характерная колоннада. И Исаакиевский собор, указывает также
на прошлый полюс в Небраске — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya-2/.
Также и Крестовоздвижеский собор у нас указывает на прошлый полюс.
То есть эти храмы более древние чем первые и их фундаменты были заложены до последнего сдвига полюсов то есть им 400 — 500 лет и более. (по версии http://memocode.asia/)
Оказалась самой древней (по ориентации) Михайловская церковь в Кировском районе города,
она указывает на позапрошлый полюс в Гренландии
(как и было сказано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html).
Вероятно она построена на древнем фундаменте какого-то возведенного очень давно (а именно от 700-1000 лет) сооружения, какого именно — мы не знаем.
Не случайно Михайловский храм расположен более близко (Кировский район) к озеру Шарташ нежели другие храмы города.
Рассмотрим также направление собора Святой Живоначальной Троицы, той церкви, что непосредственно на побережье оз. Шарташ и находится на улице Проезжей.
Это бывшая старообрядческая церковь, при советском строе превращенная в кинотеатр, а потом в 2000 годы вновь отстроенная, сейчас действующая.
Вот ее результат — Север-Юг прямо скажем, непонятный.
Линия вверх — это Север-Юг, под 90 град — это Запад-Восток.
Линия перпендикулярная оси алтаря указывает куда-то в сторону и проходит с правой стороны современного северного полюса куда то к Восточно — Сибирскому морю.
И мы видим как линия этой близкой к озеру церкви отличается от всех остальных линий в городе
Почему бы? А линия алтаря данного храма проходит чуть выше Красной горки (http://dged9.livejournal.com/3440.html)
Такое вот интересное, но непонятное расположение данного храма.
Если допустим предположить что это в древности был храм Митры или зароострийцев и направлен он должен алтарем на юг…..Но тоже получается что-то не то. Значит остается предположить что старообрядцы просто при строительстве немного промахнулись с направлением алтаря и вымеряли его по компасу — по магнитному полюсу.
Файл с направлениями осевых храмов — https://cloud.mail.ru/public/LfZg/6HTS1THZ3
Продолжение следует.
- 1 comment
- Leave a comment
- Share
Храмы и сакральная география. Дважды допотопный Боголюбский монастырь.
- Sep. 28th, 2015 at 11:24 PM
Оригинал взят у rodline в Дважды допотопный Боголюбский монастырь.Многие храмы на Руси имеют не ту ориентацию, какую бы следовало им занять. Этот храм был построен во время, когда Северный полюс был в Гренландии. Он именно так и сориентирован. В предлагаемой статье мы с вами увидим, что Боголюбский собор стоит не на родном фундаменте, построенном именно под этот собор, а на фундаменте прежде стоявшего здесь и разрушенного стихией здания.
Оригинал взят у sibved в Допотопный Боголюбский монастырь
Есть недалеко от Владимира такое строение: Боголюбский монастырь Рождества Богородицы – женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. И, вот, решили археологи копнуть под его стенами, а там…( Collapse )
Ученые из Института археологии Российской академии наук нашли в Боголюбово (Владимирская область) романский портал храма XII века. Вероятно, он был построен итальянскими зодчими, которых пригласил князь Андрей Боголюбский.
Немного официальной истории. Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы.
Реконструкция замка Андрея Боголюбского. Чем-то напоминает католические храмы
Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. реконструкцию выше). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.
Это как нужно было строить, чтобы строение рухнуло? Причем с разрушением стен до основания!
Конечно, вся эта красота покоилась под культурным слоем. Прихожане не чистили территорию, не убирали мусор и за века это все накопилось и скрыло эту художественную кладку или резьбу по камню. Но судя по этой фотографии – этот «культурный слой» закрыл моментально несколько метров и лишь сверх него – произошли разрушения колонн вдоль стены. Нет плавности в эрозии и разрушениях. Эти слои могут быть грунтом от остатков строения при разрушении храма:
Найденный портал (главный вход в здание) является частью храма, разрушенного в 1722 году. Позже на его месте был возведен Храм Рождества Богородицы в Боголюбове, сохранившийся до сих пор.
А здесь уже пишут, что храм был разрушен. Историки бы определились там наверху в своих версиях…
Но кто или что так снес храм практически до основания?
Боголюбский м-рь: церковь Рождества Богородицы внутри; 07.05.2004
Внутри такая же картина — слои грунта. Почему их не стали откапывать, расчищать?
Колонны были круглые и лишь при восстановлении на их основание уложили примитивно обработанные прямоугольные блоки (обломки)
Сам храм построен из блоков (на вид — известняковых). Европейский стиль
По мнению археологов для постройки храмов и своего «замка» князь попросил императора Фридриха Барбароссу прислать ему зодчих из Италии, об этом говорит характерный стиль постройки и резьбы, которой украшен портал.
И опять – эти выводы основаны лишь на совпадении стиля строения на территории Руси с западными дворцами и храмами. Лишь только на этом, письменных свидетельств нет.
И самое нелепое:
Несмотря на важность находки, портал придется засыпать. По крайней мере, до тех пор, пока не будет продуман вопрос сохранности ценного архитектурного памятника, его нельзя открывать для публичного просмотра.
Отвечаю как специалист в строительных материалах: при имеющемся уровне защитных средств (гидрофобизаторов), фасадных красок, а так же технологиях их использования – все это можно защитить за символические средства и оно сохранится на многие поколения. О причине сокрытия можно догаться… им пришлось бы расчищать всю прихрамовую территорию, как в Лужецком монастыре в Можайске
Фотографии 2004г.:
Изображения, лики сбиты
Раннее, более целостное состояние
Реконструкция
А сейчас вспомним Георгиевский собор (Юрьев-Польский) 1234г.:
Прямая аналогия изображений на камне
Продолжаем смотреть…
Но в Боголюбово есть еще одна достопримечательность: церковь Покрова на Нерли
Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.
Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство.
Приближаемся:
Построена из белокаменных блоков
Вот что можно рассмотреть
Не все уничтожило время. Фотографии сделаны 07.05.2004
В 1992 году церковь Покрова на Нерли совместно с восьмью другими памятниками древнерусского белокаменного зодчества (Успенский собор, Дмитриевский собор, Суздальский кремль и др.), расположенными во Владимирской области, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Чьи это морды? Кабанов?
Что за запугивание злыми мордами? Прямо как в индийских храмах!
Стена до покраски
Церковь во время разлива реки. Может быть, именно так выглядел пейзаж во время более мощного катаклизма?
К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение?
Алтарь православного храма всегда обращён на Восток, а вход православного храма всегда смотрит на запад.
«Почему храмы всегда обращены алтарем на восток? Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, — на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды – Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков.»
(Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 55)
«Христиане присвоили высшее символическое значение востоку, потому что на востоке был рай; сверх того, страна эта вообще признавалась символом добра в противоположность западу, символу зла; и сам Христос олицетворяем был в образе этой страны (востока) : «Восток имя Ему…», «Восток с высоты…». Отсюда объясняется древний обычай при крещении обращаться сначала лицом к западу, а потом – к востоку, в знак отречения от диавола и сочетания со Христом; отсюда также произошел обычай при совершении торжественных процессий и венчаний двигаться по направлению к востоку. Под влиянием таких символических воззрений на восток явился обычай обращаться в молитве к востоку, а вместе с тем и обычай обращать алтарь христианского храма к востоку»
(Покровский Н.В. (1848 – 1917) «Очерки памятников христианского искусства». Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр.109)