Содержание
Собор 70-ти апостолов. Кого Церковь чтит в числе этих святых?
Библия наполнена числовым символизмом. Числа 70, 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2 и 1 периодически повторяются на страницах Священного Писания и имеют определённое сакральное значение.
В частности, число “70” на страницах Библии упоминается 106 раз. Так, от праотца Ноя произошло семьдесят народов. Семьдесят толковников переводили Ветхий Завет на греческий язык (см. “Септуагинта”). Это число является символом завершения и полноты. Вероятно, именно поэтому, помимо двенадцати ближайших учеников, Господь Иисус Христос избрал ещё семьдесят других апостолов.
Первые семьдесят апостолов
Семьдесят апостолов впервые упоминаются в десятой главе Евангелия от Луки: “После сего избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою” (Лк. 10:1-2).
Отправляя семьдесят апостолов на проповедь, Господь не просто поручил им возвещать своё учение, но и наделил их даром чудотворений и исцелений. Об этом говорится далее по тексту десятой главы. Возвратившись, ученики радостно сообщали Спасителю: “Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем”.
Апостолы были свидетелями великих чудес, которые совершал Господь, и сами во время своих путешествий дивились полученной ими силе чудотворений. Удивительно, но несмотря на всё это, незадолго до начала искупительного пути Спасителя, практически все семьдесят апостолов навсегда оставили Его.
В Евангелии от Иоанна это описано так: “И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого” (Ин. 6:66-69).
Таким образом, в соборе 70-ти апостолов мы чтим вовсе не этих первых учеников Христовых. Но тогда кого же?
Другие семьдесят
В пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел свидетельствует о том, что ко времени крестной смерти Спасителя и Его воскресения из мёртвых за ним следовало порядка 500 учеников, так как по воскресении Он: “явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили” (1Кор. 15:6).
В V-VI веках Святыми Отцами из этих первых 500 учеников и проповедников христианства был составлен список новых 70-ти апостолов (в разных источниках их 72-73). Наиболее ранний такой список приписывают святому Дорофею, епископу Тирскому и датируют 361 годом.
В этот перечень апостолов вошли те святые I века, которые в Новом Завете были упомянуты по именам: Братья Господни и другие родственники Спасителя по Его названому отцу Иосифу Обручнику, евангелисты Марк и Лука, помощники 12-ти апостолов и апостола Павла в проповеди Евангелия, шестеро из семи первых диаконов, а также некоторые из первых епископов.
Стоит отметить, что среди новых 70-ти апостолов могли оказаться также и некоторые из 70-ти изначально избранных Господом. Ведь, по свидетельству Евангелия: “отошли от Него и уже не ходили с Ним” многие из Его учеников, а не вообще все они.
Празднование именно Собора семидесяти апостолов было установлено Церковью для того, чтобы подчеркнуть их равное достоинство в церковном почитании, так как все они трудились на ниве благовестия. В течение всего церковного года каждый из 70-ти апостолов также вспоминается отдельно.
Наиболее известные апостолы от 70-ти
Святой апостол Иаков, брат Господень
Старший сын праведного Иосифа Обручника. По Преданию, он сопутствовал своему отцу и Пресвятой Деве при бегстве в Египет от царя Ирода и возвращении оттуда. Апостол отличался строгим исполнением закона Моисеева, почему также имел в народе прозвище “праведный” и был глубоко уважаем всеми евреями.
Когда праведный Иосиф пожелал разделить своё имение между сыновьями и наделить одной долей Спасителя, все сыновья Иосифа по плоти воспротивились этому решению. И только Иаков, во избежание распри, разделил с названым братом свою части имения. За этот поступок апостола и именуют “Братом Господним”.
По воскресении из мёртвых, Господь отдельно явился многим ученикам и, отдельно, апостолу Иакову. Позже, этот Брат Господень стал первым епископом Иерусалима и обратил в христианство несколько тысяч человек.
Из боязни обращения ко Христу всего народа, фарисеи сбросили праведного Иакова с крыши Иерусалимского храма и добили камнями. Погибая, апостол молил Господа простить своих обидчиков.
Святой апостол Лука
Бывший раб, отпущенный на волю своим господином (ему посвящается Евангелие). Сподвижник и многолетний спутник апостола Павла. Автор, помимо Евангелия, также книги Деяний святых апостолов.
По профессии врач и, вероятно, художник. Кисти апостола Луки приписывают несколько образов Божией Матери. Например, Владимирская икона Пресвятой Богородицы (Третьяковская галерея).
Святой апостол Марк
Автор другого из четырёх канонических Евангелий. Сподвижник апостола Петра и племянник другого апостола от 70-ти Варнавы.
Основатель Александрийской Церкви (Александрия Египетская). Авторству апостола Марка также приписывается одна из Литургий.
Святой апостол Стефан
Один из 7-ми первых диаконов, которых 12-ть апостолов избрали себе в помощь, чтобы сосредоточиться на проповеди. Диаконы первоначально занимались хозяйственной деятельностью Церкви.
Архидиакон и первомученик Стефан был одним из первых христиан, пострадавших от иудеев за свою веру. Радикально настроенные гонители христиан схватили апостола во время его проповеди и побили камнями. По Преданию, апостол Павел (тогда ещё не обратившийся ко Господу Савл Тарсянин) сторожил одежды убийц, пока они расправлялись с праведником.
Святой апостол Климент
Ученик первых апостолов (см. “Мужи апостольские”). Третий епископ Рима. Ему приписывают авторство двух посланий к Коринфянам. Также от его лица написана книга “Апостольских постановлений”, содержащая некоторые правила ранней Церкви.
Во время гонений был сослан в Крым, где трудился в каменоломнях. Даже в этот период не оставлял проповеди, за что был схвачен властями и утоплен в Севастопольской бухте.
Список апостолов от 70-ти
В открытой православной энциклопедии “Древо” помещён список апостолов от 70-ти, содержащий 73 имени, который мы приводим ниже. Кликнув по имени, вы можете прочесть больше о каждом из них:
- Иаков, брат Господень
- Марк евангелист
- Лука евангелист
- Клеопа
- Симеон
- Варнава
- Иуст (Иосиф, Варсава, Иосия)
- Фаддей
- Анания
- Стефан Первомученик, архидиакон
- Филипп
- Прохор
- Никанор
- Тимон
- Пармен
- Тимофей
- Тит
- Филимон
- Онисим
- Епафрас
- Архипп
- Сила
- Силуан
- Крискент
- Крисп
- Епенет
- Андроник
- Стахий
- Амплий
- Урван
- Наркисс
- Апеллий
- Аристовул
- Родион (Иродион)
- Агав
- Руф
- Асинкрит
- Флегонт
- Ерм
- Патров
- Ермий
- Лин
- Гаий
- Филолог
- Лукий
- Иасон
- Сосипатр
- Олимп (Олимпан)
- Тертий
- Ераст
- Куарт
- Евод
- Онисифор
- Климент
- Сосфен
- Аполлос
- Тихик
- Епафродит
- Кесарь
- Карп
- Кодрат
- Марк
- Зина
- Аристарх
- Пуд
- Трофим
- Марк
- Артема
- Акила
- Фортунат
- Ахаик
- Дионисий Ареопагит
- Симеон Нигер
Интересные факты
Святитель Дмитрий Ростовский в своих “Четьих-минеях” относит дополнительно к числу апостолов от 70-ти бывшего начальника мытарей Закхея, епископа Антиохии Игнатия Богоносца (из числа “мужей апостольских”), Иосифа Аримафейского, Лазаря Четверодневного, а также сотников Лонгина и Корнилия.
Также им по ошибке включён в список 70-ти апостолов “Кифа” (то есть апостол Пётр).
Некоторые из 70-ти апостолов никогда лично не видели Спасителя и были уже учениками его учеников. Например, Онисим, Дионисий Ареопагит, Климент Римский.
Андрей Сегеда
Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура
Святые апостолы Петр и Павел, вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.
Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».
Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана
Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства, символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
Христос вручает ключи и Закон апостолам. Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана. Фрагмент
Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.
Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты
На энкаустической иконе апостола Петра (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов. Большие глаза, характерные обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов — черты, ясно свидетельствующие, что перед нами именно апостол Петр. Даже если бы художник не изобразил связку ключей в руке апостола, трудно было бы ошибиться. Интересной деталью этого образа является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох, — это и знак мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви — стада Христова.
Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Определенную роль в создании иконографии апостолов сыграло искусство римского скульптурного портрета, в котором техника портретирования достигла совершенства. Можно сравнить синайскую икону с некоторыми другими образами, чтобы убедиться в существовании четкой типологии в изображении апостола Петра. Удивительно, что художники разных поколений, жившие в различных концах христианской ойкумены, работавшие в разных техниках, никогда не видевшие творений друг друга, не имевшие ни печатных репродукций, ни миллионов «картинок» в интернете, так точно «совпадали» в написании этого лика.
Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия
Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия
Эта же единая типология присутствует и в ранних образах апостола Павла.
Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия
Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия
Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства — донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, — представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.
Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.
Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана
Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.
Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия
Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день — 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.
Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина — 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск
В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.
Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент
Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым.
Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва
Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана
Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим
Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим
Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент
Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим
Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим
Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва
Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция
Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция
Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция
Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция
Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г.
Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII — нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия
Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 — 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.
Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент
Ап. Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим
Кадры
АпостолThe Apostle, 1997 Подписка на обновления… подписались 15 человек
Кадры & Постеры & Обои
Кадры & Постеры & Обои
ДжудиJudy
СкандалBombshell
Однажды в… ГолливудеOnce Upon a Time …in Hollywoo…
ИрландецThe Irishman
Брачная историяMarriage Story
Мое прекрасное лето с Соф…Une fille facile
21 мост21 Bridges
Половое воспитаниеSex Education
19171917
Маленькие женщиныLittle Women все кадры Результаты уик-энда Зрители3 257 444376 614 Деньги883 143 699 руб.41 676 805 Цена билета271,12 руб.16,63 24.01 — 26.01 Лучшие фильмы — Top 250 164. Вам и не снилось… 8.117 165. ГандиGandhi 8.111 166. ВоинWarrior 8.110 167. Три билборда на границе Эббинга, МиссуриThree Billboards Outside Ebbing, Missouri 8.109 168. Апокалипсис сегодняApocalypse Now 8.108 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 13. Не время умиратьNo Time to Die 91.31% 14. БэтменThe Batman 91.23% 15. МуланMulan 90.72% 16. Человек-невидимкаThe Invisible Man 90.47% 17. Чёрная ВдоваBlack Widow 90.17% ожидаемые фильмы Сегодня в кинорейтинг Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн Birds of Prey: And the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn 6.435 1917 1917 8.164 Кома 6.704 Маленькие женщины Little Women 7.811 Плохие парни навсегда Bad Boys for Life 6.967 афиша Скоро в кинопремьера Форрест ГампForrest Gump13.02 ДжентльменыThe Gentlemen13.02 Соник в киноSonic the Hedgehog20.02 Сладкая жизньLa dolce vita05.03 Человек-невидимкаThe Invisible Man05.03 премьеры
Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.
По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.
Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.
Кто стал апостолами
На самом деле группа учеников Христа сформировалась не сразу. Даже после знакомства со Спасителем многие апостолы продолжали рыбачить и оставили свои занятия только после чудес, которые Он явил. Теперь они стали «ловцами человеков», а не рыб.
Помимо сформировавшейся группы из 12 наиболее близких учеников была и другая из 70 апостолов. Они разделились на пары, и каждая имела свободный выбор страны для проповеди.
Самые близкие ученики в свою очередь наделялись большими задачами, но и большими возможностями. Для того чтобы они могли проповедовать в языческих странах Господь даровал им не только стойкость, но и возможность являть различные чудеса и распространять благодать. Таким образом апостолы имели возможность подкреплять веру простых людей и привлекать оных к истинной вере.
Имена 12 святых апостолов
Кратко расскажем про каждого изображенного на иконе 12 апостолов.
- Петр. Стал первым римским епископом и при этом был распят в Риме перевернутым. Проповедовал по странам Востока и Малой Азии, а также в Британии.
- Андрей Первозванный. Особенно ценен для жителей России, так как на этой территории он проповедовал, а также в Македонии, Фракии и Византии. Брат Петра. Распят в Патрах на Х-образном кресте.
- Иаков Заведеев. Является братом Иоанна Богослова, вел проповедь в Испании. Погиб от меча в Иерусалиме.
- Иоанн Богослов. Единственный апостол, который мирно почил от старости. Автор известного откровения, евангелист.
- Филипп. Нес проповедь по территориям Аравии и Эфиопии, Греции и Фригии, где был распят перевернутым.
- Варфоломей. Составлял компанию Филиппу в его путешествиях, также ездил в Индию и Армению, где тоже был распят и тоже вниз головой, дополнительно язычники заботливо содрали с него кожу. Мощи частично располагаются в Риме.
- Фома. Тот самый, которого Христос укрепил в вере, проповедовал в Парфии, Мидии, Персии, Индии, где был пронзен копьями и оставил бренный мир. Часть мощей осталась в Индии, городе Эдесс, остальные в Венгрии и Константинополе.
- Матфей. Является первым евангелистом, нес проповедь по землям Сирии и Македонии, был распят в Африке, после чего сожжен и, вероятно, съеден людоедами.
- Иаков Алфеев. Является братом Матфея, проповедовал в Палестине, Иудее, Эдессе, Газе и Египте, где был распят.
- Иуда Иаковлев. Является братом Христа, проповедовал на территории современного Ближнего Востока. Распят, и пронзен стрелами в Армении.
- Симон Зилот. Проповедовал на территории Северной Африки и в Абхазии, где был распят на кресте.
- Матфий. Он заменил Иуду Искариот, которого, по понятным причинам, из числа апостолов исключили. Проповедовал в Македонии, Колхиде и Иудее, где был побит камнями.
Как видите, только единственный из тех, кто включен в композицию иконы святых апостолов завершил свой земной путь мирно. Остальные были поруганы и преданы мученической гибели наподобию Христа. Тем не менее, как свидетельствуют христианские источники, каждый апостол достойно выполнил собственное дело.
Дополнительно следует отметить Павла (Савл) которого не наблюдается ни в числе 12, ни в числе 70 апостолов. Тем не менее, он относится к первоверховным апостолам (наряду с Петром) и был призван на служение самим Христом, после Воскресения.
Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов
Иконописное изображение включает в себя самых первых христианских подвижников, именно благодаря этим людям, остальные верующие узнали о пути ко Спасению. Помимо этого они просто совершили немало пользы на земле и помогали людям, являя собой идеалы человеколюбия и кротости. Поэтому значение этих личностей и молитвы перед иконой двенадцати апостолов для каждого православного было и остается весьма существенным.
По значению икона 12 апостолов помогает в примирении между людьми и исцеление недугов. Помимо этого апостолы также считаются защитниками от злых духов.
Молитва перед иконой 12 апостолов
Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.
Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!
Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.