Содержание
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
- Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
- О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
- Происхождение честных древ Креста Господня (Медовый Спас)
- Происхождение иконографической композиции
- Что же именно изображено на иконе?
- ПИТОМНИК РАСТЕНИЙ: КАТАЛОГ
- Древо жизни
- Древо (энциклопедия)
- История
- Особенности проекта
- Примечания
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Православные праздники
1/14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.
Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Каждый год в первый день августа часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.
Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
1 августа в Русской Православной Церкви также совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180) с сарацинами и святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами в 1164 г.
В 1164 году Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха) предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги). Князь взял с собой в поход против волжских болгар чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской, и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице, прося защиты и покровительства Владычицы: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Выступив на поле русское войско обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.
По преданию, в тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и греческим императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 года Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды.По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас».
Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
90-летний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н.э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.
Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника:
«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Кроме того, в этот день у православных начинается Успенский пост.
О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»
В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.
Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.
Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:
— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.
После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.
Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.
С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.
Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.
Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».
Происхождение честных древ Креста Господня (Медовый Спас)
День происхождения честных древ Животворящего Креста Господня имеет очень сложную иконографию. Связано это с некоторой двойственностью самого праздника. С одной стороны, он посвящен реальному историческому событию, но, с другой стороны, Церковь говорит еще и о некоей идее, которая и выражена в иконе.
Происхождение иконографической композиции
Сначала немного истории. В середине XII века на Руси и в Византии, практически одновременно, произошли два чудесных события. Два правителя – Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил Комнин – выступили в военные походы против своих врагов. Андрей ополчился на волжских булгар, а Мануил пошел на турок. В обоих случаях христианским государям пришлось иметь дело с войсками неприятеля, которые намного превосходили их собственные силы. В обоих случаях кампании грозили закончиться провалом, и в обоих же случаях предводители взмолились Христу о даровании победы. Господь услышал их молитвы – походы правителей-христиан оказались победоносными. Они сопровождались чудесными знамениями от икон Спасителя и Богородицы, а в небе, над местами расположения войск, был виден Крест. Наши предки увидели в этих событиях знак Божьей милости, и в их честь установили особое празднование 1 (14) августа.
Но есть еще более древняя традиция, которая отображена на иконе праздника. Византия – это южная страна, где нередко случались различные эпидемии и моры. Особенно сильными они были в августе, когда стояла наибольшая жара. Поскольку даже у образованных и всесторонне развитых греков уровень медицины был далек от современного, эти болезни уносили жизни многих людей, не щадя ни бедняков, ни знать. Защиту от беды византийцы могли искать только у Бога – они выходили на улицы городов и торжественными процессиями шли по улицам, неся с собою иконы и совершая молебны. Особенно пышно эти шествия проводились в столице – Константинополе, и продолжались до тех пор, пока очередная эпидемия не отступала. Главной святыней, которую обносили по городу, был Крест – тот самый, к которому в часы казни пригвоздили Христа. Окончательно обычай совершать крестный ход в августе утвердился в X веке, и с тех пор эта традиция прочно утвердилась в практике Церквей греческого обряда (православных и униатских).
Теперь обратимся к иконе праздника. Ее композиция выработалась довольно поздно – уже после монголо-татарского нашествия. О том, что изображение в целом не древнее, говорит тот факт, что оно перегружено различными элементами. Старинные иконы всегда создавались с минимальным количеством деталей, но с течением времени их число стало увеличиваться. Примером такого перенасыщения может служить и главный образ Медового Спаса.
Что же именно изображено на иконе?
Существует два основных типа икон праздника.
Первая из них состоит из двух композиционных планов. Передний – нижний план – содержит фигуры молящихся людей в различных позах. Иногда они не только идут, но и лежат, и сидят. Иногда их несут на руках или везут на тачках. Посредине мы видим реку либо источник (купель). На берегу стоят ангелы, позади них установлен Крест. И люди, и Крест, и река изображены на фоне высоких обрывистых скал.
Задний – верхний план – еще более сложный. В центре над скалами стоит Христос, по правую руку от него – Богородица, по левую – Иоанн Креститель. Эти три священные фигуры окружены святителями, стоящими по бокам. Сзади видны очертания схематически изображенных городских построек (стен, башен) и храма, который возвышается как раз за фигурой Спасителя.
Описанная икона имеет двоякую символику. С одной стороны – это изображение того крестного хода, который ежегодно проводился в Константинополе. Молящиеся люди – это жители города, страдающие от эпидемии. Река или источник символизирует собою городскую систему водоснабжения (акведуки, фонтаны, цистерны, бухты), которая освящалась во время таких шествий. Крест – главная святыня. Храм и здания являются образом собора Святой Софии и всей византийской столицы. А Христос, Богородица, святые и ангелы – это те, кто незримо присутствуют со всеми молящимися на каждом богослужении. Но это – только поверхностное толкование. Есть еще более глубокая – аллегорическая трактовка символов.
Вся икона, помимо прочего, является выражением идеи единства двух миров – верхнего и нижнего, Неба и земли, Церкви Торжествующей (которая состоит из тех, кто уже перешел в Вечность) и Церкви воюющей со злом (она состоит из живущих на земле христиан). Нижнее поле иконы – это мир земной, мир скорби, который полон болезни и печали, и который чает возрождения. Его символизируют собою молящиеся. В этот мир Господь посылает Свою благодать, которая обильно изливается на каждого истинно верующего человека. Вода – это образ благодати. Она вытекает не просто из земли, но берет свое начало в источнике, у основания которого стоит Крест. Это очень важный момент, он говорит нам о том, что мы спасены именно через крестную жертву Спасителя, и только она даровала нам обильные благодатные дары.
Скалы, отделяющие нижнее поле от верхнего, имеют двойную символику. Во-первых, они говорят о духовном восхождении, о подвиге, который нужно совершить, чтобы удостоиться благой Вечности. Во-вторых, сама по себе скала в иконографии используется как образ крепкой веры, на которой стоит вся Церковь. Символом самой Церкви служат изображения городских укреплений и храма. Это – Небесный Иерусалим, грядущее вечное Царство Христа, цель и надежда всех христиан. Глава Церкви – Спаситель, Его окружают Богородица, святые и ангелы – то есть те, кто уже достиг Неба, куда мы все призваны перейти. Как видим, довольно непростая композиция, однако – как оказывается – и не самая сложная.
Существует еще более многоплановый вариант, о котором стоит рассказать подробно. Он появился в то время, когда Московское государство уже в значительной мере окрепло и превратилось в мощную евразийскую державу. Поэтому икона не только передает прежние идеи праздника, но и транслирует некую дополнительную философию. Что это за философия?
Это, конечно же, теория «Третьего Рима». Начиная с XVI века, в России кристаллизируется мнение, что столица Московии – не просто город, но еще и центр всего богоспасаемого христианского мира, правопреемница Рима и Константинополя, последний оплот Православия и гарант чистоты веры на земле.
Еще одна идея – священность, нерушимость и богоизбранность царской власти на Москве. В Византии цари тоже почитались и изображались иногда на иконах, но все равно понимание роли правителя в жизни страны у греков и у московитов разнилось очень сильно. Византийцы всегда ставили власть императора ниже власти Церкви, императоры осознавались, прежде всего, как своего рода администраторы и защитники веры и государства. Естественно, что на деле так выходило не всегда, и василевсы частенько забывали о своей подлинной роли. Но официально царь оставался таким же простым чадом Церкви, как и бедный житель константинопольского квартала. На Москве же власть царя, его служение и место в государстве практически со времен Ивана III (XV век) стала обожествляться и формально, и фактически. Конечно, «на бумаге» русский правитель никогда не возносился до небес, но если сравнить его положение с положением византийских монархов, то последние могли бы сильно позавидовать своим российским коллегам. Московское царство во главе с царем провозглашалось некоторой иконой Небесного Града Иерусалима, его провозвестником и предшественником. Царством Божьим на Земле.
Все эти идеи отразились на композиции иконы. В целом она очень похожа на более древние варианты – те же болящие, та же река, истекающая от престола, тот же Крест тот же город с храмами и башнями. Но есть и отличия, причем, очень существенные.
– Если на ранних иконах молящиеся в основном стоят, и не поймешь – болящие они или нет, то на поздних изображениях подчеркивается именно то, что молящиеся на нижнем плане – больны и чают исцеления от благодатных вод. Такая вот своеобразная конкретизация и натурализация. Акцент ставится не только на Церкви как подательнице спасения, но и на Церкви-больнице, Церкви как источнике исцелений.
– Христос и другие небожители отделены от нижнего плана вставкой, которая проходит посередине иконы. Здесь изображены епископы, цари, знатные люди и крестный ход, который с Крестом и иконами выходит из городских ворот и направляется к берегу реки. Смысл этой композиции не только исторический. Она говорит о той особой роли, которую в сознании русского человека играет та самая сакральная идея, о которой говорилось выше. Икона как бы намекает на ту особую функцию, которую несет церковная иерархия и христианская светская власть в деле спасения.
Таким образом, второй тип икон является более развитым в композиционном плане и представляет собою изображение того идеала государства, который зародился в Римской империи и Византии, а после развился у нас в России. Идеи того, что вся земная жизнь есть проекция жизни небесной, ее преддверием и отражением. А также идеей того, что Небо и земля неразрывно связаны между собою, и что над обоими мирами владычествует Христос.
ПИТОМНИК РАСТЕНИЙ: КАТАЛОГ
Июльский номер газеты
Настоящий сад не может существовать вне сообщества с живыми существами – насекомыми, ящерицами, лягушками, птицами, ежами, белками… Только такой симбиоз флоры и фауны делает сад живым. Поэтому, проектируя сады и подбирая растения, очень важно учитывать и эту сторону дела – будущий баланс растений и живности в нашем рукотворном ландшафте. Это одинаково важно как для личных участков, так и для городских пространств. Если говорить о птицах – наших помощниках и психотерапевтах, то привлечь их можно не только домиками, кормушками и поилками, хотя и это тоже важно! Но и выбрав для посадки растения, в которых они будут жить, прятаться, искать пищу. Очень хороши для птиц густые живые изгороди и небольшие уголки «запущенной» или хотя бы пышной растительности. Специально для вас мы сделали таблицу древесных растений, которые помогут привлечь в сад или городской парк самых разных птиц. Таблица составлена на основе данных большого количества как российских источников (книг, статей орнитологов, биологов), так и зарубежных, преимущественно американских. Надо отметить, что в США уделяется большое внимание привлечению птиц в сады и городские ландшафты. Синим цветом в таблице выделены птицы по данным американских источников (преимущественно североамериканские виды птиц), для наших условий требуются дополнительные наблюдения. Синим жирным шрифтом – совпадают данные американских и российских источников. Надеемся, что этой работой мы немного поможем вам с выбором деревьев и кустарников благоприятных для птиц.
«Питомник Савватеевых». Тула
Представляем Тульское отделение питомника.
Тульское отделение «Питомника Савватеевых» заложено в 2010 году в Киреевском районе Тульской области. Общая площадь — 130 га. Специализация — аллейные деревья. Клены, липы, яблони и другие декоративные деревья, выращенные по европейским стандартам качества, в большом количестве — впервые на российской земле.
На фото вверху — поля Тульского отделения «Питомника Савватеевых». Подробный фоторепортаж смотрите .
«Питомник Савватеевых». Белгород
Представляем новый проект — Белгородское отделение питомника.
Белгородское отделение «Питомника Савватеевых» специализируется на выращивании молодых декоративных и плодовых деревьев с голым корнем. Площадь питомника – 50 га. Питомник расположен близ города Новый Оскол. Питомник основан в 2013-м году.
«Питомник Савватеевых». Белгород расположен на рыхлых гумусированных почвах, что способствует формированию мощной мочковатой корневой системы. Мы выращиваем деревья, используя современные технологии: формируем ком и крону, выдерживаем ровными штамбы, выводим проводники. За технологией выращивания деревьев в питомнике следит голландский технолог, работающий в наших питомниках на протяжении последних двух лет.
В этом сезоне в продажу поступают первые саженцы молодых деревьев – это мультиштамбовые (многоствольные) ивы, сумахи, вязы мелколистные, черемухи Маака и обыкновенная, клены сахаристый и Гиннала, бархат амурский. В следующем году в продажу начнут поступать саженцы как видовых, так и окулированных сортовых декоративных деревьев.
Фоторепортаж из Белгородского отделения «Питомника Савватеевых» смотрите .
«Питомник Савватеевых». Подмосковье
На 40 гектарах земли, расположенных в Шаховском районе Московской области, мы выращиваем не только деревья. Еще – и хвойные, и кустарники. Но деревья — наша основная продукция. Наша специализация. Наша любовь. Мы выращиваем деревья, используя современные технологии: формируем ком и крону, выдерживаем ровными штамбы, выводим проводники. Мы стараемся делать все возможное для производства качественного посадочного материала, который будет без проблем приживаться в ваших садах и на улицах городов.
Фоторепортаж из Шаховского отделения «Питомника Савватеевых» смотрите .
Почему я покупаю
в «Питомнике Савватеевых»
Руководитель фирмы «Весна» Андрей Мачинин:
Мы стали первыми покупателями нового питомника Савватеевых, недавно открытого в Тульской области. Нужно сказать, мы очень рады, что выбрали именно этот питомник.
Читать полностью…
все отзывы
Древо жизни
Помню, как в детстве мне хотелось иметь рамку для фото в виде посеребрённого ветвистого дерева. Чтобы на каждой ветке висела небольшая овальная рамочка для портрета. В то время такие рамки стоили дорого. В них каждая деталь была сделана, как мне казалось, с мастерством Микеланджело: древесная кора, маленькие тонкие листочки, завитушки на концах ветвей… Я представляла, как вырасту, отыщу где-то в архивах (обязательно в архивах!) затерянные фотографии моих прапрапрабабушек и дедушек — и торжественно вставлю их в наше семейное дерево.
Раму в форме дерева мне так и не подарили. Но желание достойно представить свою родословную меня не оставляло. Когда мне было лет 12, я сочла, что пришло время действовать. И втайне от родителей решила приготовить им подарок: воссоздать на плакате нашу генеалогию, используя фотографии из домашнего альбома. Мне казалось, что, просто лёжа в фотоальбоме, эти снимки никому ни о чём не расскажут. А вот если я их аккуратно вырежу, наклею в определённом порядке, да ещё и обрисую вокруг цветочками и орнаментом, — это будет совершенно другая песня! И благодарные потомки будут с радостью рассматривать наше семейное древо…
Но пока вместо благодарных потомков моё произведение с удивлением рассматривали родители. Для них это был ещё тот сюрприз, если учесть, что многие снимки существовали в единственном экземпляре. После этого доступ к старым фотографиям был мне строго-настрого запрещён.
Прошло время, я стала ходить в храм. Моё желание изучить свою родословную усилилось ещё больше. С неофитским запалом я представляла: а что, если среди моих дальних предков были священники или даже монахи! Мне тогда казалось, что это гарантировало бы мне какие-то бонусы для вхождения в Царство Небесное…
И я начала расспрашивать бабушек и дедушек, записывать их воспоминания. Постепенно узнавая жизнь своих родственников, я понимала, что, наверное, святых в нашем роду нет (хотя это известно только Одному Богу). Однако среди моих предков были достойные и праведные люди, которым пришлось жить в трудное время, и вера их была такой, что никакие испытания не смогли её сломить. Думая о жизни моих родных, я вспоминала слова апостола Павла: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13, 7).
Мой прапрадед Никифор был подкидышем. Усыновила его зажиточная и бездетная семья одного крестьянина. У прапрадедушки были золотые руки: за что бы ни взялся, всё ему удавалось. Он был землепашцем, садоводом, плотником, столяром, бондарем (мастером по изготовлению бочек), а также преуспевающим пчеловодом с пасекой в сто ульев. В его хозяйстве насчитывалось около ста голов разной скотины. Прапрадедушка никогда не сидел без дела и такое же трудолюбие воспитал в своих пятерых детях.
Семья была православной — не просто по букве, но и по духу. На свои средства дед Никифор построил храм. Он самостоятельно устроил небольшой примитивный завод по изготовлению красного обожжённого кирпича из местной глины. Из этого кирпича дед Никифор вместе с сыном Григорием соорудил большой просторный дом с хозяйственными постройками; из него же они построили сельскую церковь, где долгое время сам Никифор был старостой. Храм сохранился до наших дней, в его ограде находятся две могилы — моих прапрадедушки и прапрабабушки.
Когда наступила революция, прапрадедушкина семья, точно так же, как семьи всех трудолюбивых крестьян, подпала под категорию «кулаки». Имущество отобрали, а всё семейство с детьми и внуками выставили на улицу. Дом, который построил дед Никифор, был добротный, красивый, поэтому в нём решили разместить сельсовет. Который, кстати говоря, находится там до сего дня.
К семье церковного старосты коммунисты решили применить особые меры. Жителям села было запрещено под страхом смерти принимать дедушкину семью на ночлег в свои дома. Много лет семья встречала рассветы на полу чьего-то хлева или сарая.
Деду Никифору в то время было уже за 60, и его не репрессировали. А вот его сыну Григорию повезло меньше. У Григория была большая семья — семеро детей. Жена умерла после трудных родов. Двое детей умерли ещё в младенчестве, а пятеро остались сиротами после смерти матери. Дед Гриша, понимая, что детям нужна мать, женился на молодой девушке Марии. Не прошло и нескольких месяцев после свадьбы, как началось раскулачивание.
Григорию заблаговременно предлагали уехать, но он отвечал: «Я всегда поступал с людьми честно, никого в селе не обидел. Работал в поле вместе с рабочими, обедал с ними за одним столом. Меня не тронут». Но оказалась, что доброта и порядочность были как раз той причиной, по которой прадедушку отправили на Соловки. Это было начало 20-х годов. Соловецкий архипелаг ещё не был тем страшным местом, о котором писал Солженицын. Тогда там располагался СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Условия содержания были не столь жёсткими, и дедушке удалось бежать. Когда он вернулся в родное село, его встретили так: «Ты вернулся? Ну так давай ещё раз съезди!». И отправили на Соловки во второй раз.
Всё это время молодая жена деда Гриши, оставшаяся с пятью детьми на руках и престарелыми родителями, ходила по селу в поисках заработка. Ночевала на заднем дворе, если добрые люди приютят, а то и под открытым небом. Несмотря на все тяготы, она никогда не теряла надежды и веры в Бога. Пытаюсь представить себе её жизнь в эти годы и думаю: а смогла бы я так? Легко верить, когда всё хорошо, светло и радостно, а вот верить Богу во время такого испытания, — думаю, не каждому под силу.
Рассказывали, что бабушка Мария была очень красивая. За все эти трудные годы она не обозлилась на людей, не возроптала, но до конца жизни сохранила мягкий миролюбивый характер и любовь к Богу.
Не знаю, каким чудом дедушка Гриша выбрался из места заключения во второй раз. Трудно представить, сколько нужно было иметь здоровья, чтобы с Соловков на перекладных добраться до Чернигова. Вернувшись, дедушка на этот раз не стал дожидаться, когда его отправят по третьему кругу, а сразу же собрал всю семью и уехал на юг. Там с большим трудом им удалось найти угол. В маленькой комнатке ютилось девять человек. Спали и на столе, и под столом, и на стульях. И были счастливы, что все живы и все вместе!
Семья была работящая, поэтому вскоре им удалось купить земли и построить дом. Закончили его как раз в мае 1941 года. Только заселись — началась война, немцы пришли. Дом строили для себя, не жалея сил, поэтому и вышел он опять «самый файный на селе». Немцы, недолго думая, всю семью выгнали на улицу, а сами разместились в доме. И снова для деда и его детей началась цыганская жизнь. В дальнейшем они прошли ещё много испытаний, но, несмотря на это всё, дети выросли верующими, и в вере воспитали потом своих детей. Даже в самые трудные и голодные времена на праздник Пасхи в доме всегда пеклась маленькая пасочка. Её дарили гостям.
Дед Гриша умер в 85 лет. Каждый день он молился в своей комнатушке перед иконами. Если где-то в селе умирал человек, он всегда шёл туда со своей старенькой потёртой Псалтырью и предлагал почитать над умершим псалмы. В советском селе многие его не понимали и почитали за чудака. А он отвечал просто: «Если я о них сейчас не помолюсь, кто же о них помолится?».
Вспоминая дедушку Гришу, я верю, что он и сейчас молится обо всех нас.
Древо (энциклопедия)
Открытая православная энциклопедия «Древо»
Веб-адрес: http://drevo-info.ru Интервики: нет Основной язык: русский
Дата основания: 1 мая 2005
Основатель: Александр Иванов (программист),
Илья Харин Число статей: 27869 (29 декабря 2017)
Реклама: нет
Открытая православная энциклопедия «Древо» — некоммерческий православный информационный ресурс. В «Древе» систематизируется информация о православном вероучении и истории Православной Церкви, о православных святынях, монастырях и храмах, об известных деятелях Православия и о неправославных исторических деятелях и политиках, повлиявших на историю Православной Церкви, а также краткая информация о других религиях; о некоторых сектах.
Проект включает в себя не только собственно энциклопедию, но и новости, связанные с православной тематикой (аналог Викиновостей).
История
Проект открылся 1 мая 2005 года и первоначально располагался по адресу drevo.pravbeseda.ru, являясь дочерним проектом интернет-форума «Православная беседа». Первая попытка создания проекта была на MediaWiki. Но в результате создатели пришли к выводу, что скрипты Википедии не подходят в силу разных целей проектов, и в итоге был написан с нуля, на основе фреймвока Yii, свой движок.
В начале 2006 года энциклопедия обзавелась собственной новостной лентой, аккумулирующей сообщения новостных агентств по церковно-исторической тематике.
В феврале 2006 года на XIV Международных Рождественских чтениях был освещён в докладе «Возможности Интернета как средства религиозного образования: электронные библиотеки».
В июне 2008 года в энциклопедии насчитывалось более 9000 статей.
В апреле 2010 года произошло второе рождение проекта: скриптовый движок энциклопедии был полностью переписан. 18 апреля 2010 года википроект «переехал» на домен drevo-info.ru
По состоянию на июнь 2010 года содержал более 12200 статей.
В ноябре 2011 года было выпущено приложение «Древа» для iPhone, которое позволяет пользоваться энциклопедией без интернета, а в марте 2012 года — версия приложения для iPad. В мае 2012 года было выпущено аналогичное приложение для платформы Android.
По состоянию на июнь 2012 года в проекте насчитывалось 17085 статей.
В ноябре 2012 года энциклопедия «Древо» победила на IV Всероссийском конкурсе сайтов для детей, подростков и молодёжи «Позитивный контент 2012» (http://positivecontent.ru) в двух номинациях: «Лучший сайт о духовной культуре, духовно-культурном наследии и религии» (специальная номинация Оптинского форума) и «Лучший сайт Калужской области» (региональная номинация правительства Калужской области).
В мае 2013 года число статей превысило отметку в 20 тысяч, число иллюстраций — более 8 тысяч.
26 сентября 2013 года произошёл «переезд» сайта на новый сервер. Примечательно, что через полчаса после окончания переезда старый сервер «упал».
В декабре 2014 года на сайте был внедрён новый адаптивный дизайн, который обеспечивает удобное чтение и навигацию на сайте даже на самых маленьких экранах.
1 мая 2015 года проекту открытой православной энциклопедии «Древо» исполнилось 10 лет. Число статей к этому моменту превысило отметку в 24 тысячи, число иллюстраций — более 11 тысяч.
Особенности проекта
- В «Древе» действует жёсткая система контроля за качеством вносимой информации — модераторы проверяют внесённые изменения и подтверждают или отвергают их. Непроверенные редакции статей доступны для чтения только авторизованным пользователям.
- В «Древе» действует суровая защита от дятлофикации благодаря лимиту на количество неподтверждённых правок. Так, у новичка этих правок не может быть более 10. Впоследствии этот порог может быть повышен администраторами. Основной недостаток этой системы в том, что подобное ограничение выливается как бы временную блокировку участника за сверхактивность, что сдерживает развитие проекта.
- В «Древе» есть программа-клиент, позволяющая работать с содержимым энциклопедии локально (без интернета), с поддержкой синхронизации содержимого с текущей сетевой версией. Также клиент позволяет осуществлять экспорт энциклопедии в формат Dict для просмотра энциклопедии на КПК.
- Категорически запрещено «использование инославных или раскольнических источников при раскрытии фундаментальных церковных понятий».
- Делать правки могут только зарегистрированные участники. Правки становятся видимыми только после того, как их подтвердит администратор. Администраторы зачастую не только подтверждают изменения, но и дорабатывают статью после внесения изменения в неё участником.
- При регистрации обязательно требуется указать вероисповедание.
- В «Древе» действует отличная от википедийной разметка (например, ((Название статьи=Текст ссылки)) вместо ] в Википедии).
- Материалы энциклопедии использованы для написания ряда статей русской Википедии. Ряд статей был скопирован из «Древа» почти без изменений. Для статей, добавленных в Википедию с «Древа», был специальный шаблон (впоследствие его удалили). Однако впоследствии выяснилось, что лицензия на «Древе» не совместима с Википедией, так как запрещает распространения материалов на «Древе» в коммерческих целях. По этой причине ранее скопированные статьи были либо переработаны, либо удалены, как и сам шаблон, говоривший о том, что статья была основана на материалах «Древа».
Примечания
- Сайт энциклопедии
- Сообщество в Живом Журнале
Древо (энциклопедия) относится к темам: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|